"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Страны мира » Респу́блика Таджикиста́н


Респу́блика Таджикиста́н

Сообщений 21 страница 25 из 25

1

Респу́блика Таджикиста́н (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон / перс. جمهوری تاجیکستان‎) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.
http://sg.uploads.ru/t/KP4N9.png

Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади государство Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Киргизией на севере, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Столица — город Душанбе.

Таджикистан — единственное персоязычное (ираноязычное) государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Таджикистан богат природными ресурсами, но так как 93 % территории республики занимают горы, их добыча затруднена слаборазвитой инфраструктурой. Таджикистан расположен вдали от основных евразийских транспортных потоков.

0

21


Саади: стихи о любви, лирика

Уроженец города Шираза, лирик и мудрец Саади (1210–1292). Его книги «Бустан» (Сад плодов) и «Гулистан» (Сад роз) содержат итог долгой и нелегкой жизни, свод высокой гуманистической мудрости. Поэт, не отворачиваясь от трагической и кровавой правды своего века, видел смысл человеческой жизни в деятельной любви, в постоянном стремлении каждого смертного к доброте и правдивости, к живому нравственному идеалу. Образ любимой, воплотившей этот идеал и отраженной в «зерцале сердца», запечатлен в газелях и четверостишиях Саади. Поэт не только верен своему чувству, углубленно постигает его сложность и тонкость.

Но он еще и безоглядно и вольнодумно отважен, утверждая свою любовь:
Если в рай после смерти меня поведут без тебя, —
Я закрою глаза, чтобы светлого рая не видеть.

* * *
В зерцале сердца отражен прекрасный образ твой,
Зерцало чисто, дивный лик пленяет красотой.
Как драгоценное вино в прозрачном хрустале,
В глазах блистающих твоих искрится дух живой.
Воображение людей тобой поражено,
И говорливый мой язык немеет пред тобой.
Освобождает из петли главу степная лань,
Но я захлестнут навсегда кудрей твоих петлей.
Так бедный голубь, если он привык к одной стрехе,
Хоть смерть грозит, гнезда не вьет под кровлею другой.
Но жаловаться не могу я людям на тебя,
Ведь бесполезен плач и крик гонимого судьбой.
Твоей душою дай на миг мне стать и запылать,
Чтоб в небе темном и глухом сравниться с Сурайей.
Будь неприступной, будь всегда, как крепость в высоте,
Чтобы залетный попугай не смел болтать с тобой.
Будь неприступной, будь всегда суровой, красота!
Дабы пленяться пустозвон не смел твоей хвалой.
Пусть в твой благоуханный сад войдет лишь Саади!
И пусть найдет закрытым вход гостей осиный рой.

0

22


Саади: стихи о любви, лирика

* * *
Коль спокойно ты будешь на муки страдальца взирать —
Не могу я свой мир и душевный покой отстоять.
Красоту свою гордую видишь ты в зеркале мира —
Но пойми: что влюбленным приходится претерпевать!
О, приди! Наступила весна. Мы умчимся с тобою,
Бросим сад и в пустыне оставим других ночевать.
Почему над ручьем не шумишь ты густым кипарисом?
Кипарисом тебе подобает весь мир осенять.
Ты такой красотою сияешь, таким совершенством,
Что и красноречивым каламом их не описать.
Кто сказал, что смотреть я не должен на лик твой чудесный?
Стыдно годы прожить и лица твоего не видать.
Так тебя я люблю, что из рук твоих чашу любую
Я приму, пусть мне яд суждено в том напитке принять.
Я от горя в молчанье горю. Ты об этом не знаешь!
Ты не видишь: слеза на глазах моих блещет опять!
Ты ведь знал, Саади: твое сердце ограблено будет…
Как набегу разбоя грозящего противостать?
Но надежда мне брезжит теперь, что придет исцеленье.
Ночь уходит, глухая зима удаляется вспять.
* * *
В ночь разлуки с любимой мне завесы парча не нужна —
В темной опочивальне одинокая ночь так длинна.
Люди мудрые знают, как теряет свой ум одержимый.
У влюбленных безумцев впереди безнадежность одна.
Пусть не плод померанца — свою руку безумец порежет.
Зулейха невиновна, недостойна укоров она.
Чтобы старец суровый не утратил душевного мира,
Скрой лицо кисеею, ибо ты так нежна, так юна.
Ты подобна бутону белой розы, а нежностью стана —
Кипарису: так дивно ты гибка, и тонка, и стройна.
Нет, любой твоей речи я ни словом не стану перечить.
Без тебя нет мне жизни, без тебя мне и радость бедна.
Я всю ночь до рассвета просидел, своих глаз не смыкая,
К Сурайе устремляя блеск очей-близнецов из окна.
Ночь и светоч зажженный, — вместе радостно им до рассвета
Любоваться тобой, упиваться, не ведая сна.
Перед кем изолью свои жалобы? Ведь по закону
Шариата влюбленных — на тебе за убийство вина.
Ты похитила сердце обещаний коварной игрою…
Скажешь: племенем Са’да так разграблена вражья казна.
Не меня одного лишь — Саади — уничтожить ты можешь
Многих верных… Но сжалься! Ты ведь милостью дивной полна.

0

23

ЯГНОБЦЫ – ЛЮДИ ЧАЯ

В горной местности в северо-центральной части Таджикистана в бассейне реки Зерафшан находится долина Ягноб. В ней располагаются несколько деревень, в которых живет удивительный и загадочный народ, потомки древних согдийцев – ягнобцы. Их общая численность составляет сейчас всего две тысячи человек. Они разговаривают на специфическом – древне-согдийском языке, хранят и передают из поколения в поколение свои древние обычаи и традиции.

Ягнобский язык до последнего времени был бесписьменным. Лишь лет десять назад старший научный сотрудник Института языка и литературы имени Рудаки Академии наук Таджикистана Сайфиддин Мирзозода создал учебник ягнобского языка. В основном «хранительницами» ягнобского языка являются женщины, так как в общении между собой говорят на родном языке, в отличие от мужчин, которые отдают предпочтение и ягнобскому, и таджикскому.

В каждом селении есть старейшина и мулла.

Первый следит за порядком и соблюдением древних традиций. Второй, кроме религиозных обязанностей, еще учит детей грамоте. По любому важному поводу собирается совет старейшин, который и является в кишлаке местной властью. Почти изолированные от остального мира ягнобцы ведут аскетический образ жизни. Их дома сложены из камней и глины, а освещение – обычная керосиновая лампа или лучина. Когда в селении появляется путник, все местные жители собираются в доме, в котором он остановился. Гостю не докучают расспросами: сначала его нужно обогреть, накормить, дать ему отдохнуть. Потом он сам расскажет о себе и цели своего визита. Его угощают черным плиточным чаем с козьим молоком, маслом и солью. Такой чай жители высокогорных кишлаков любят неспроста. Это активный энергетический напиток, приготовленный на чистейшей горной воде, которая придает ему особый вкус и укрепляет здоровье.

Долгими вечерами чаепитие для ягнобцев является основным времяпрепровождением. Совместное чаепитие – хорошая возможность для немногочисленных жителей селения обсудить новости и поделиться своими планами друг с другом. Тем более что в горах темнеет рано, а местные жители ложатся спать поздно. К чаю подаются сладости и тонкие лепешки – шун, смазанные домашним хнишда – овечьим маслом густого янтарного цвета. Нынешние ягнобцы, или согдийцы, упоминаются в мировой истории как народ, населявший север Таджикистана в период великих походов Александра Македонского.

Во времена Советского Союза почти все жители Ягноба были насильно переселены в Гисарскую долину. Всего несколько семей остались на малой родине – следить за кладбищем и святыми местами – мазарами. Остальные ягнобцы, переселенные на новое место жительства, в иных климатических условиях были обречены на постепенное вымирание. Пару десятилетий назад большинство оставшихся в живых жителей вернулись назад в долину Ягноб. Несмотря на требования государственных органов, ягнобцы сумели отстоять свое право на проживание в месте, принадлежавшем им на протяжении многих веков.

0

24

«ЧОЙ-ХУРЫ» – ПАМИРСКИЕ ЧАЕМАНЫ

До середины 30-х годов прошлого века основным напитком малых народов Таджикистана – памирцев традиционно считалась вода. Отсутствие обычной заварки восполнялось различными травяными чаями: отварами из зверобоя, котовника, листьев кустарника лох, а также других растений и плодов деревьев. Местное население употребляло также пахтанье и кислое молоко.

В послевоенный период черный чай и шир-чой получили широкое распространение у жителей Памира и стали основными напитками в повседневной жизни горцев. Даже появилось слово «чой-хур», которым горцы называют больших любителей чая. По сведениям этнографа Л.Ф. Моногаровой, шир-чой в начале ХХ в. получил распространение в Рушане и Шугнане, а позднее – в Язгулеме, где его подавали в зажиточных домах. Если сегодня даже в дальних горных кишлаках жители могут запросто почаевничать, то раньше чаепитие могли позволить себе лишь богатые люди, ведь этот напиток до революции на Памире употребляла только местная феодальная знать, а также служители культа и те, кто бывал в долинах верховьев Пянджа и в соседних областях – Каратегине, Дарвазе. Популярный в свое время писатель и журналист Павел Николаевич Лукницкий в своей книге «Путешествие на Памир» так описывает чаепитие с бывшим правителем Рушана ханом Абдул-Гиязом, которое состоялось в 1930 году: «После обеда в крепости иду через сад к хану. В саду меня встречают красивые девушки, объясняют: дальше нельзя, там – марджи, жены хана. Зовут его. Он выходит, высокий, дипломатически приветливый старик в туфлях на босу ногу, в серых штанах, в жилете афганского покроя поверх серой рубашки, подпоясанной красным платком. Садимся под яблоней, служанка выносит сушеные абрикосы на деревянном блюде, затем – чай. «Без сахара!», – извиняется хан. Хоть и с трудом, но объясняется он по-русски».

А через двадцать лет чай на Памире был доступен уже и простым горцам. Тот же Лукницкий, путешествуя в очередной раз по Памиру, неоднократно упоминает об этом. Вспоминая об одной беседе с колхозниками, произошедшей в верховьях Барагана, он пишет: «Разговаривали у ручья, под тутовым деревом, сидя на разостланном шерстяном паласе. Колхозники щелкали камнями абрикосовые косточки, ели ядрышки, угощали меня. Самый старый колхозник, белобородый, одетый в рыжий глим, с умным и добрым лицом, разливал по пиалам чай и, прикладывая морщинистую коричневую руку к сердцу, другой передавал пиалы гостям». Кроме обычного чая, памирцам полюбился и шир-чой, который для них являлся не только напитком, утоляющим жажду. Это был, как сегодня говорят, «энергетический коктейль», придающий организму активность и силу, что в суровых горных условиях весьма существенно и жизненно необходимо. Если в равнинных районах Таджикистана в основе шир-чоя был зеленый чай, то в горных районах Западного Памира применялся черный. Кандидат исторических наук Тохир Сафарбекович Каландаров в своих работах приводит распространенный у памирцев рецепт приготовления шир-чоя, которым пользуются в дальних кишлаках и сейчас: «В чойджуш или в казан на 3-4 л воды бросали 50-граммовую пачку чая и кипятили до 10-15 минут, закопав емкость в угли. Затем, сняв с огня кувшин или котел, сыпали соль, вливали молоко, сливки и добавляли сливочное масло. В Хуфе, например, коровье молоко считали неподходящим для шир-чоя и использовали овечье. Иногда вместо чая употребляли либо ядра грецких орехов, которые сначала толкли, а затем кипятили, либо высушенные и измельченные корни диких растений».

В своих полевых записях Л.Ф. Моногарова также рассказывает о приготовлении шир-чоя, который шугнанцы пьют во время обеда и вечером: «Гостя угощали кипяченым молоком с лепешками, добавляли топленое масло в горячее молоко. Для этого в котле кипятят воду, затем высыпают пачку черного чая, дают прокипеть и доливают молоко, солят. Когда разливают из чайника по пиалам, то, если есть сливочное масло, в пиалу кладут немного – 10-15 г масла. Сейчас горцы в Хороге приготавливают шир-чой на газе или электроплитке в эмалированном (алюминиевом) чайнике или кастрюле с крышкой. В кипяток бросают щепотку рассыпного черного чая и заваривают 3-5 минут, после чего емкость снимают с огня, кладут в нее соль, наливают молоко или сливки и еще раз кипятят. Готовый шир-чой пьют из пиал, положив в них курдючного сала, сливочного масла или бараньего жира. Иногда в него добавляют кусочки лепешки, которые затем вынимают, после того как они намокли. В доме памирца хозяин всегда предложит гостям этот напиток».

0

25

https://i.imgur.com/ZcEvC8am.jpg
Мара́т Саби́рович Ари́пов
(27 августа 1935 — 29 октября 2018)

— советский и таджикский киноактёр, кинорежиссёр, народный артист Таджикистана (2008).

https://i.imgur.com/5tlILnQm.png
Мара́т Саби́рович Арипов

Главные его роли были сыграны в 1950-1970-е годы, в том числе в фильмах «Сыну пора жениться» (1959), «Знамя кузнеца» (1961), «Тишины не будет» (1962), «Пятеро из Ферганы» (1963). Марат Арипов также был режиссером нескольких картин, в том числе «Ниссо» (1965), «В горах мое сердце» (1968), «Тайна предков» (1972), «Осада» (1977) и других. Одна из его последних главных ролей была в фильме «Муаллим» (2014). Он говорил, что согласился играть учителя, потому что считал, что фильм поднимет авторитет педагога в современном обществе.

Родился в Сталинабаде.

Мать — народная артистка СССР, актриса и певица Туфа Фазылова.

В 1960 году окончил актёрский факультет Ташкентского театрально-художественного института имени А. Н. Островского, а в 1965 году — режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).

Снялся в более чем 20 картинах. В 1960 году за главную роль в фильме «Судьба поэта» об основоположнике таджикско-персидской поэзии Рудаки он получил награды Каирского фестиваля и Всесоюзного киофестиваля в Минске.

Последний раз известный актёр появился на экране в 2014 году — режиссёр Носир Саидов пригласил его на главную роль в фильме «Учитель». Спустя год за эту роль был отмечен премией 33-го Международного кинофестиваля «Фаджр» в Тегеране.

В качестве режиссёра снял шесть фильмов — «Ниссо» (1965), «В горах моё сердце» (1968), «Тайна предков» (1972), «Осада» (1977), «Стрельба дуплетом» (1979) и «Гляди веселей» (1982).

Скончался на 84-м году жизни 29 октября 2018 года в городе Душанбе после продолжительной болезни,  похоронен рядом с матерью на кладбище «Лучоб». На протяжении последних двух лет жизни актёр был прикован к постели после инсульта.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Страны мира » Респу́блика Таджикиста́н