"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Биографии и личности » Надежда Ламанова - русская Шанель


Надежда Ламанова - русская Шанель

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Надежда Ламанова - русская Шанель

Надежда Петровна Ламанова
Российский модельер

http://nlamanova.ru/images/archive/01_Lamanova/litovceva.jpg

Российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века.

    Родилась: 27 декабря 1861 г., Шутилово, Российская империя
    Умерла: 14 октября 1941 г. (79 лет), Москва, СССР
    В браке с: Андрей Павлович Каютов
    Родители: Надежда Александровна Ламанова, Петр Михайлович Ламанов

В начале ХХ века ее имя было знакомо каждому. Вожделенные платья "от Ламановой" "пришлись ко двору" даже в царской семье -- что говорить об остальном бомонде! Клиентками Дома моды Ламановой были самые блистательные дамы: от Веры Коралли, Екатерины Гельцер и Марии Ермоловой до Лили Брик и Веры Холодной. Она шила костюмы к фильмам Эйзенштейна и Александрова. Благодаря природному вкусу и удивительному чувству ткани Ламанова успешно конкурировала с ведущими европейскими модельерами.

0

2

0

3

https://cs6.livemaster.ru/storage/12/30/38e90679cd4e143fbe91654de16o.jpg

Наде́жда Петро́вна Ла́манова (Каю́това) (27 декабря (14 декабря) 1861, Шутилово, Российская Империя — 15 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века.

Родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шутилово Нижегородской губернии.

Отец — Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. О матери Надежды Петровны — Надежде Александровне — дошло очень мало сведений. Она была дочерью генерала-майора.

Надежда Петровна была старшей из пяти дочерей в семье: Надежда Петровна, Анна Петровна (12.08.1863 по старому стилю), Екатерина Петровна (28.03.1866 по старому стилю), Мария Петровна (27.07.1877 по старому стилю), Софья Петровна (17.02.1880 по старому стилю).

Надежда Петровна училась в Мариинском женском училище 1 разряда в Нижнем Новогороде (с 1883 — Нижегородская Мариинская женская гимназия). Отучившись в гимназии обязательные семь лет, Надя закончила по добровольному желанию восьмой класс, по окончании которого получила свидетельство о том, что она может преподавать географию в крестьянских школах.

После окончания гимназии 20-летняя Надя решила уехать из родительского дома и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Первым самостоятельным шагом Нади было поступление в Московскую школу кройки и шитья О. А. Суворовой. Проучившись два года, Ламанова в 1879 году начала работать в мастерской Войткевичей и быстро стала ведущей закройщицей.

В своих воспоминаниях Г. А. Леман упоминает такие подробности жизни Ламановой:

   

«Из хорошей дворянской семьи, дочь гвардии полковника, она в молодые годы, уйдя из семьи и пережив неудачу в личной жизни — любимый человек, насколько мне известно, умер в её объятьях, — открыла модную мастерскую».

Слова Лемана подтверждает тот факт, что в документах РГИА среди поставщиков Императорского Двора Надежда Петровна указана под двойной фамилией Андруцкая-Ламанова[7]. Первый розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Петровны Андруцкой появился в Москве и поначалу находился на Большой Дмитровке, в доходном доме Фишер (Большая Дмитровка,

0

4

http://nlamanova.ru/images/direct/simvolika_tverbul/Lamanova_Karelin_1880-s.jpg

С конца 1890-х мастерская Надежды Петровны находилась в доходном доме Адельгейм (Большая Дмитровка 25, в 1910-х годах нумерация изменилась на 23). На 1900-й год в адресных справочниках Надежда Петровна указывалась уже под фамилией Каютова. Доподлинно неизвестно, сохранилось ли здание, поскольку права собственности на участок перешли от братьев Павла и Виктора Львовичей Адельгейм к Александре Алексеевне Пантелеевой, а от неё — к княгине Марии Александровне Ливен, которая выстроила на этом участке доходный дом

Ламанова стала одним из самых популярных модельеров Москвы. 18 апреля (1 мая по новому стилю) 1898 года Андруцкой-Ламановой было пожаловано звание поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а с 2 октября (15 октября по новому стилю) 1904 года Надежда Петровна стала поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.

В конце 90-х годов XIX века Надежда Петровна Ламанова вышла замуж за молодого юриста Андрея Павловича Каютова, известного тогда актёра-любителя. Это был счастливый брак, полный согласия и преданности, не было только детей. Супруги прожили вместе 45 лет. Ламанова познакомилась с его друзьями-актёрами, среди которых были и знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова, и начинающий актёр Константин Алексеев (Станиславский).

Из воспоминаний Марии Степановны Ворониной (урождённой Файдыш), записанных её племянницей Евгенией Петровной Турманиной, урождённой Файдыш, известно, что Н. П. Ламанова бывала и в Санкт-Петербурге. Турманина со слов своей «тёти Мариши» пишет, что Ламанова окончила институт благородных девиц:

    «Это была энергичная женщина. Окончив где-то институт для благородных девиц, она приехала в столицу. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: „Ну, братцы выпьем!“ Хорошо играла в винт и преферанс. Открыла мастерскую, так же как и Мария Степановна, но к заказчикам относилась сурово и заставляла их ждать подолгу. Переехав в Москву, как говорили злые языки, Надежда Петровна разорила горбуна Г., выстроив дом на Тверском бульваре, ездила в Париж за моделями. Обслуживала придворных. За самое простенькое платьице брала по 600—800 р. Держалась богом, были у неё цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы. Муж у неё был присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов. Говорят красивый. Зимой каждый день на своём автомобиле ездила в Сокольники, бегать на лыжах. Каждый день брала ванну и меняла бельё. Вот и всё что я о ней знаю»

0

5

«Музей моды, недавно открывшийся в Гостинном Дворе, порадовал нас уникальной выставкой о Надежде Ламановой - портнихе, модельере, а потом и основательнице одного из первых русских "домов моды". Ламанова считала, что "некрасивых женщин не бывает" и доказывала это своим трудом, год за годом превращая всех женщин в своих платьях в фантастических богинь, волшебниц и нимф. И в Российской империи, и в, казалось бы, совершенно ином СССР.»

0

6

http://history.slovaria.ru/bbe/lamanova-nadezhda-petrovna.jpg
Портрет работы В. А. Серова, 1911 г.
Н. П. Ламанова.

Художница продолжала совершенствовать своё мастерство в Париже — у знаменитых в Европе модельеров. Познакомилась с Полем Пуаре.

В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр.

В 1908 году ателье обретает собственный дом, построенный архитектором Н. Г. Лазаревым на Тверском бульваре.

Из воспоминаний Г. А. Лемана:

    "Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то «не сошлись характерами» и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц. Она выстроила огромный дом на Тверском бульваре (на внутреннем проезде, через несколько домов от Никитских ворот). Я слышал от неё, что она подавала счета богатым московским купцам в десятки тысяч. Курьезны были её рассказы, как купцы «торговались» с ней — купцы любят, чтобы им «делали скидки». Так, например, подаст она счет на 34 240 руб. Приезжает «сам» М. А. Морозов (Тверская мануфактура) и говорит: «Надежда Петровна, уж вы мне уступите, скиньте 240 руб.» «Извольте, с удовольствием!» Жена великого князя Михаила Александровича, графиня Брасова, урожденная Шереметьевская, Наталья Сергеевна, так и осталась должна Надежде Петровне 20 тыс. руб. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия.

А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход её — мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, то есть другими словами, по 1000 руб. в день! Она была подлинным гением костюма. Я смело утверждаю, что то, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма. Недаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Надежды Петровны работали вместе. Именно её костюмы мы видели в многочисленных постановках Художественного театра и Вахтангова — «Женитьба Фигаро», «Зойкина квартира», «Принцесса Турандот» и др. Надежда Петровна продолжала также одевать отдельных, обращавшихся к ней дам. Для этого у неё в комнате всегда стояло несколько манекенов, на которых иногда бывали надеты платья. Хорошо помню, как однажды придя к ней, я увидал на одном из манекенов замечательной красоты платье тонкого теплого серого цвета, чудесно драпирующее фигуру. Я немедленно бухнулся на колени и положил этому платью-шедевру… земной поклон. Как-то я сказал Надежде Петровне: «Надежда Петровна, вы — гениальны!» На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться: «Конечно!» Да, я не преувеличиваю, она в своей области была действительно гениальна".

0

7

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Portrait_of_Euphimia_Nosova_by_Konstantin_Somov.jpg/315px-Portrait_of_Euphimia_Nosova_by_Konstantin_Somov.jpg
Портрет работы К. А. Сомова, 1911 г. Е. П. Носова
в платье мастерской Надежды Ламановой

В 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освободили. С 1921 года она работала в театре Вахтангова.

После Октябрьской Революции Ламанова вынуждена разрабатывать многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занималась проектированием платья по идеям народного русского костюма.

В 1922 году Ламанова стала членом Академии Художественных наук.

В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». В этом же году модели Ламановой (без неё) отправились в Париж на всемирную выставку, где её платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.

С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината; ранее, в марте 1928 года её лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц».

Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова:

«Поколение победителей»,
«Цирк»,
«Александр Невский»,
«Ревизор».
участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита».

0

8

https://krasota.ru/media/filer_public/42/2f/422f494b-7f55-4923-ab73-1042ca01d608/1290_2.jpg
Ламанова

Смерть

События последних дней жизни и обстоятельства кончины Надежды Ламановой долгое время оставались невыясненными. Вокруг её смерти ходило немало легенд.

По одной из наиболее популярных версий, Ламанова опоздала к пункту сбора артистов и сотрудников МХАТ, которые должны были 14 октября 1941 года отправиться прямиком из Камергерского переулка в эвакуацию. Коллеги не дождались Ламанову и уехали без неё. Надежда Петровна, добравшись до места сбора, увидела только запертые на замок двери. Она бросилась в Большой театр, с которым также сотрудничала, но по дороге, в сквере перед театром, скончалась от сердечного приступа. По другой версии Ламанова скончалась прямо на ступеньках Художественного Театра. Ещё по одной версии Ламанова опоздала из-за того, что шла вместе со своей младшей сестрой Марией Петровной, которая медленно ходила. Журналистам в этой связи очень полюбилось сравнение Ламановой с Фирсом из «Вишнёвого сада». Всё же, несмотря на то, что у этих мифов есть реальная основа, они не соответствуют действительности.

Существовало и несколько предположительных дат смерти — 14 октября (день эвакуации) и 15 или 16 октября (данные из карточки Ламановой Н. П. из кадрового фонда МХАТ)[2].

Свет на обстоятельства смерти Ламановой проливают телеграмма и письмо её младшей сестры Марии Петровны Терейковской, отправленные Вере Мухиной[1]. Так, в телеграмме Мария Петровна сообщает:

    Пятнадцатого Надюша внезапно скончалась моих руках сердечно обнимаю всех Терейковская.

По свидетельству Марии Петровны, у Надежды Петровны накануне смерти часто случались недомогания из-за нервной обстановки в городе, постоянных тревог, обстрелов. В понедельник 13 октября Ламанова очевидно ждала решения об эвакуации, которые, судя по письму, выносились для каждого артиста и сотрудника индивидуально:

    Галина Валерьяновна звонила, что кажется тоже эвакуируется и вопрос относительно Надюши выясняется. Иван Яковлевич отвечал, что ничего еще неизвестно и вопрос эвакуации будет решаться на заседании вечером.

Отправившись утром 14-го числа в театр вместе с Марией Петровной они обнаружили, что артистов уже эвакуировали, а им даже не сообщили:

    Утром мы поехали в театр, а со двора выезжали последние грузовики с актерами и багажом! Главное, уже уехали точно. Надюша осталась ненужна. Я ее ободрила, говоря, что вот и хорошо — мне, по крайней мере, спокойно переживем это время на даче.

Однако не сложно понять, каким ударом для Ламановой стал поступок театра, работе в котором она посвятила 40 лет своей жизни! Приступ, приведший к смерти, случился с Надеждой Петровной на следующий день, когда она вместе с Марией Петровной шла к Дмитровскому метро, чтобы ехать на дачу:

    Спускаемся вниз по Дмитровке. И как раз против амбулатории большого театра она просит у меня нашатырь, я даю пузырек, а она поднесла его, понюхала и упала мне в ноги. Я старалась поднять, повернула на спину, зову ее, а она уже не отвечает.

Из-за постоянных обстрелов в Москве захоронение гробом оказалось невозможно, тело Надежды Петровны пришлось кремировать. Урна была захоронена «рядом с Андрей Павловичем на Ваганьковском кладбище». Захоронение находится на участке 3, на сегодняшний день состояние захоронения — запущенное. Более подробную информацию о захоронении смотреть ниже.

0

9

Надежда Ламанова гений в юбке

Репортаж с открытия выставки, посвещенный надежде Ламановой, выдающемуся модельеру

=Spoiler написал(а):

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Биографии и личности » Надежда Ламанова - русская Шанель