"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Биографии и личности » Надежда Ламанова - русская Шанель


Надежда Ламанова - русская Шанель

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

Надежда Ламанова - русская Шанель

Надежда Петровна Ламанова
Российский модельер

http://nlamanova.ru/images/archive/01_Lamanova/litovceva.jpg

Российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века.

    Родилась: 27 декабря 1861 г., Шутилово, Российская империя
    Умерла: 14 октября 1941 г. (79 лет), Москва, СССР
    В браке с: Андрей Павлович Каютов
    Родители: Надежда Александровна Ламанова, Петр Михайлович Ламанов

В начале ХХ века ее имя было знакомо каждому. Вожделенные платья "от Ламановой" "пришлись ко двору" даже в царской семье -- что говорить об остальном бомонде! Клиентками Дома моды Ламановой были самые блистательные дамы: от Веры Коралли, Екатерины Гельцер и Марии Ермоловой до Лили Брик и Веры Холодной. Она шила костюмы к фильмам Эйзенштейна и Александрова. Благодаря природному вкусу и удивительному чувству ткани Ламанова успешно конкурировала с ведущими европейскими модельерами.

0

2


https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1177617/1177617_original.png
https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1178084/1178084_original.jpg


Надежда Ламанова: «Поставщик двора Ея Величества»

Великий модельер ХХ века — Надежду Ламанову (1861-1941 гг.). Она одевала всех гранд-дам своего времени, включая Императрицу и, единственная из российских модельеров, спокойно конкурировала с европейскими домами мод. Даже в непростые послереволюционные годы её наряды, сшитые из шинельной дерюги и холста, оставались элегантными.

Сегодня имя Надежды Петровны Ламановой мало что говорит большинству наших соотечественников. А когда-то о ней писали как о человеке известном всей России. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «булки от Филиппова», «фрукты от Елисеева» или «коньяк от Шустова».

Моделями Ламановой были все гранд-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой до Лили Брик. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). Марина Цветаева рифмовала ее фамилию: «богиня мраморная — нарядить от Ламановой». Валентин Серов писал ее портрет (см. выше; не закончен в связи с внезапной смертью художника).

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1179429/1179429_original.jpg
Ольга Книппер-Чехова и Мария Еромолова в платьях от Надежды Ламановой

Родившаяся в 1861 году в семье русского офицера, Надежда рано осталась сиротой с младшими сестрами на руках. Закончив курсы портних, она стала лучшей модисткой в мастерской, хотя и признавалась, что шить не любит. Ей нравилось создавать новые модели одежды, благо у девушки был вкус и художественные способности. В 24 года на свои сбережения она открыла в Москве свою мастерскую по пошиву одежды и вскоре завоевала славу лучшего модельера Москвы.

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1179825/1179825_original.jpg
Актриса Вера Холодная, королева танго Эльза Крюгер, аристократки и жены банкиров — все хотели быть клиентами Надежды Ламановой. Примерки в ее мастерской были настоящим мучением: она долго всматривалась в человека, изучала его характер и фигуру, колдовала над заказчиком, драпируя ткань и закалывая ее булавками. Зато результат превосходил все ожидания — получалась красивая и оригинальная одежда. Спустя некоторое время на вывеске ее мастерской появилась надпись: «Поставщик двора Ея Императорского Величества».

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1175637/1175637_original.jpg
Надежде Петровне было 56 лет, когда грянула революция. Ламанова потеряла состояние, имение, свой модельный Дом, своих работниц и свою выдающуюся клиентуру. Но Россию не покинула. В 1919 году ее арестовали как бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества», но обвинения так и не предъявили. Узницу освободили после двух с половиной месяцев отсидки благодаря вмешательству Максима Горького, чья жена была клиенткой Ламановой.

Время было голодное, трудное, шить не из чего. И тут Ламанова удивила всех: стала брать призы на международных выставках в Париже, а модели-то были сделаны из шинельной дерюги и холста! Кстати, ее соперницами в Париже были давние клиентки: великая княгиня Мария Павловна, князь Феликс Юсупов с супругой и многие другие русские аристократы, вынужденные заняться моделированием, чтобы заработать на хлеб.

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1179904/1179904_original.jpg
Ламанову переманивали модные дома Парижа, Лондона, Нью-Йорка, но она осталась в России, где для нее тоже нашлось много интересной работы — в частности, создание костюмов к таким шедеврам отечественного кино, как «Цирк» и «Александр Невский».

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1176519/1176519_original.jpg
К. С. Станиславский признавался: «Долгое сотрудничество с Н. П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма... Это же второй Шаляпин в своем роде. Это большущий талант, это народный самородок!»

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1176765/1176765_original.jpg
Актрисы МХАТа в платьях Надежды Ламановой. 1934 год

Многие костюмы Надежды Ламановой признаны подлинными произведениями искусства и находятся на хранении в Эрмитаже.

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1176978/1176978_original.jpg

Многие годы Ламанова обдумывала теоретические основы искусства моделирования, прежде чем прийти к своей краткой формуле: «для чего создается костюм, для кого, из какого материала». Она полагала: «Мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения... Но всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным...»

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1177112/1177112_original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1177418/1177418_original.jpg
Полностью эта теория была оглашена на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в 1928 году. Она стала подлинным переворотом в искусстве моделирования костюма, ибо сформулировала новую программу целой важнейшей отрасли декоративного искусства.

https://ic.pics.livejournal.com/lj_magazine/70300696/1158166/1158166_original.jpg
Портрет Надежды Ламановой кисти Валентина Серова (1911) так и не был закончен из-за смерти художника

0

3

https://cs6.livemaster.ru/storage/12/30/38e90679cd4e143fbe91654de16o.jpg

Наде́жда Петро́вна Ла́манова (Каю́това) (27 декабря (14 декабря) 1861, Шутилово, Российская Империя — 15 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века.

Родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шутилово Нижегородской губернии.

Отец — Петр Михайлович Ламанов был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. О матери Надежды Петровны — Надежде Александровне — дошло очень мало сведений. Она была дочерью генерала-майора.

Надежда Петровна была старшей из пяти дочерей в семье: Надежда Петровна, Анна Петровна (12.08.1863 по старому стилю), Екатерина Петровна (28.03.1866 по старому стилю), Мария Петровна (27.07.1877 по старому стилю), Софья Петровна (17.02.1880 по старому стилю).

Надежда Петровна училась в Мариинском женском училище 1 разряда в Нижнем Новогороде (с 1883 — Нижегородская Мариинская женская гимназия). Отучившись в гимназии обязательные семь лет, Надя закончила по добровольному желанию восьмой класс, по окончании которого получила свидетельство о том, что она может преподавать географию в крестьянских школах.

После окончания гимназии 20-летняя Надя решила уехать из родительского дома и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Первым самостоятельным шагом Нади было поступление в Московскую школу кройки и шитья О. А. Суворовой. Проучившись два года, Ламанова в 1879 году начала работать в мастерской Войткевичей и быстро стала ведущей закройщицей.

В своих воспоминаниях Г. А. Леман упоминает такие подробности жизни Ламановой:

   

«Из хорошей дворянской семьи, дочь гвардии полковника, она в молодые годы, уйдя из семьи и пережив неудачу в личной жизни — любимый человек, насколько мне известно, умер в её объятьях, — открыла модную мастерскую».

Слова Лемана подтверждает тот факт, что в документах РГИА среди поставщиков Императорского Двора Надежда Петровна указана под двойной фамилией Андруцкая-Ламанова[7]. Первый розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Петровны Андруцкой появился в Москве и поначалу находился на Большой Дмитровке, в доходном доме Фишер (Большая Дмитровка,

0

4

http://nlamanova.ru/images/direct/simvolika_tverbul/Lamanova_Karelin_1880-s.jpg

С конца 1890-х мастерская Надежды Петровны находилась в доходном доме Адельгейм (Большая Дмитровка 25, в 1910-х годах нумерация изменилась на 23). На 1900-й год в адресных справочниках Надежда Петровна указывалась уже под фамилией Каютова. Доподлинно неизвестно, сохранилось ли здание, поскольку права собственности на участок перешли от братьев Павла и Виктора Львовичей Адельгейм к Александре Алексеевне Пантелеевой, а от неё — к княгине Марии Александровне Ливен, которая выстроила на этом участке доходный дом

Ламанова стала одним из самых популярных модельеров Москвы. 18 апреля (1 мая по новому стилю) 1898 года Андруцкой-Ламановой было пожаловано звание поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а с 2 октября (15 октября по новому стилю) 1904 года Надежда Петровна стала поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.

В конце 90-х годов XIX века Надежда Петровна Ламанова вышла замуж за молодого юриста Андрея Павловича Каютова, известного тогда актёра-любителя. Это был счастливый брак, полный согласия и преданности, не было только детей. Супруги прожили вместе 45 лет. Ламанова познакомилась с его друзьями-актёрами, среди которых были и знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова, и начинающий актёр Константин Алексеев (Станиславский).

Из воспоминаний Марии Степановны Ворониной (урождённой Файдыш), записанных её племянницей Евгенией Петровной Турманиной, урождённой Файдыш, известно, что Н. П. Ламанова бывала и в Санкт-Петербурге. Турманина со слов своей «тёти Мариши» пишет, что Ламанова окончила институт благородных девиц:

    «Это была энергичная женщина. Окончив где-то институт для благородных девиц, она приехала в столицу. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: „Ну, братцы выпьем!“ Хорошо играла в винт и преферанс. Открыла мастерскую, так же как и Мария Степановна, но к заказчикам относилась сурово и заставляла их ждать подолгу. Переехав в Москву, как говорили злые языки, Надежда Петровна разорила горбуна Г., выстроив дом на Тверском бульваре, ездила в Париж за моделями. Обслуживала придворных. За самое простенькое платьице брала по 600—800 р. Держалась богом, были у неё цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы. Муж у неё был присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов. Говорят красивый. Зимой каждый день на своём автомобиле ездила в Сокольники, бегать на лыжах. Каждый день брала ванну и меняла бельё. Вот и всё что я о ней знаю»

0

5

«Музей моды, недавно открывшийся в Гостинном Дворе, порадовал нас уникальной выставкой о Надежде Ламановой - портнихе, модельере, а потом и основательнице одного из первых русских "домов моды". Ламанова считала, что "некрасивых женщин не бывает" и доказывала это своим трудом, год за годом превращая всех женщин в своих платьях в фантастических богинь, волшебниц и нимф. И в Российской империи, и в, казалось бы, совершенно ином СССР.»

0

6

https://static.tildacdn.com/tild3037-6236-4437-a137-353762343438/Lamanova_01_1000_.jpg
Н. П. Ламанова. Портрет работы В. А. Серова, 1911 г.

Художница продолжала совершенствовать своё мастерство в Париже — у знаменитых в Европе модельеров. Познакомилась с Полем Пуаре.

В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр.

В 1908 году ателье обретает собственный дом, построенный архитектором Н. Г. Лазаревым на Тверском бульваре.

Из воспоминаний Г. А. Лемана:

    "Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то «не сошлись характерами» и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц. Она выстроила огромный дом на Тверском бульваре (на внутреннем проезде, через несколько домов от Никитских ворот). Я слышал от неё, что она подавала счета богатым московским купцам в десятки тысяч. Курьезны были её рассказы, как купцы «торговались» с ней — купцы любят, чтобы им «делали скидки». Так, например, подаст она счет на 34 240 руб. Приезжает «сам» М. А. Морозов (Тверская мануфактура) и говорит: «Надежда Петровна, уж вы мне уступите, скиньте 240 руб.» «Извольте, с удовольствием!» Жена великого князя Михаила Александровича, графиня Брасова, урожденная Шереметьевская, Наталья Сергеевна, так и осталась должна Надежде Петровне 20 тыс. руб. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия.

А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход её — мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, то есть другими словами, по 1000 руб. в день! Она была подлинным гением костюма. Я смело утверждаю, что то, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма. Недаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Надежды Петровны работали вместе. Именно её костюмы мы видели в многочисленных постановках Художественного театра и Вахтангова — «Женитьба Фигаро», «Зойкина квартира», «Принцесса Турандот» и др. Надежда Петровна продолжала также одевать отдельных, обращавшихся к ней дам. Для этого у неё в комнате всегда стояло несколько манекенов, на которых иногда бывали надеты платья. Хорошо помню, как однажды придя к ней, я увидал на одном из манекенов замечательной красоты платье тонкого теплого серого цвета, чудесно драпирующее фигуру. Я немедленно бухнулся на колени и положил этому платью-шедевру… земной поклон. Как-то я сказал Надежде Петровне: «Надежда Петровна, вы — гениальны!» На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться: «Конечно!» Да, я не преувеличиваю, она в своей области была действительно гениальна".

0

7

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Portrait_of_Euphimia_Nosova_by_Konstantin_Somov.jpg/315px-Portrait_of_Euphimia_Nosova_by_Konstantin_Somov.jpg
Портрет работы К. А. Сомова, 1911 г. Е. П. Носова
в платье мастерской Надежды Ламановой

В 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освободили. С 1921 года она работала в театре Вахтангова.

После Октябрьской Революции Ламанова вынуждена разрабатывать многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занималась проектированием платья по идеям народного русского костюма.

В 1922 году Ламанова стала членом Академии Художественных наук.

В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». В этом же году модели Ламановой (без неё) отправились в Париж на всемирную выставку, где её платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.

С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината; ранее, в марте 1928 года её лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц».

Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова:

«Поколение победителей»,
«Цирк»,
«Александр Невский»,
«Ревизор».
участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита».

0

8

https://krasota.ru/media/filer_public/42/2f/422f494b-7f55-4923-ab73-1042ca01d608/1290_2.jpg
Ламанова

Смерть

События последних дней жизни и обстоятельства кончины Надежды Ламановой долгое время оставались невыясненными. Вокруг её смерти ходило немало легенд.

По одной из наиболее популярных версий, Ламанова опоздала к пункту сбора артистов и сотрудников МХАТ, которые должны были 14 октября 1941 года отправиться прямиком из Камергерского переулка в эвакуацию. Коллеги не дождались Ламанову и уехали без неё. Надежда Петровна, добравшись до места сбора, увидела только запертые на замок двери. Она бросилась в Большой театр, с которым также сотрудничала, но по дороге, в сквере перед театром, скончалась от сердечного приступа. По другой версии Ламанова скончалась прямо на ступеньках Художественного Театра. Ещё по одной версии Ламанова опоздала из-за того, что шла вместе со своей младшей сестрой Марией Петровной, которая медленно ходила. Журналистам в этой связи очень полюбилось сравнение Ламановой с Фирсом из «Вишнёвого сада». Всё же, несмотря на то, что у этих мифов есть реальная основа, они не соответствуют действительности.

Существовало и несколько предположительных дат смерти — 14 октября (день эвакуации) и 15 или 16 октября (данные из карточки Ламановой Н. П. из кадрового фонда МХАТ)[2].

Свет на обстоятельства смерти Ламановой проливают телеграмма и письмо её младшей сестры Марии Петровны Терейковской, отправленные Вере Мухиной[1]. Так, в телеграмме Мария Петровна сообщает:

    Пятнадцатого Надюша внезапно скончалась моих руках сердечно обнимаю всех Терейковская.

По свидетельству Марии Петровны, у Надежды Петровны накануне смерти часто случались недомогания из-за нервной обстановки в городе, постоянных тревог, обстрелов. В понедельник 13 октября Ламанова очевидно ждала решения об эвакуации, которые, судя по письму, выносились для каждого артиста и сотрудника индивидуально:

    Галина Валерьяновна звонила, что кажется тоже эвакуируется и вопрос относительно Надюши выясняется. Иван Яковлевич отвечал, что ничего еще неизвестно и вопрос эвакуации будет решаться на заседании вечером.

Отправившись утром 14-го числа в театр вместе с Марией Петровной они обнаружили, что артистов уже эвакуировали, а им даже не сообщили:

    Утром мы поехали в театр, а со двора выезжали последние грузовики с актерами и багажом! Главное, уже уехали точно. Надюша осталась ненужна. Я ее ободрила, говоря, что вот и хорошо — мне, по крайней мере, спокойно переживем это время на даче.

Однако не сложно понять, каким ударом для Ламановой стал поступок театра, работе в котором она посвятила 40 лет своей жизни! Приступ, приведший к смерти, случился с Надеждой Петровной на следующий день, когда она вместе с Марией Петровной шла к Дмитровскому метро, чтобы ехать на дачу:

    Спускаемся вниз по Дмитровке. И как раз против амбулатории большого театра она просит у меня нашатырь, я даю пузырек, а она поднесла его, понюхала и упала мне в ноги. Я старалась поднять, повернула на спину, зову ее, а она уже не отвечает.

Из-за постоянных обстрелов в Москве захоронение гробом оказалось невозможно, тело Надежды Петровны пришлось кремировать. Урна была захоронена «рядом с Андрей Павловичем на Ваганьковском кладбище». Захоронение находится на участке 3, на сегодняшний день состояние захоронения — запущенное. Более подробную информацию о захоронении смотреть ниже.

0

9

Надежда Ламанова гений в юбке

Репортаж с открытия выставки, посвещенный надежде Ламановой, выдающемуся модельеру

0

10

https://i.yapx.ru/LGvrf.jpg

Валентин Александрович Серов (1865-1911)Портрет Н. П. Ламановой. 1911

      Надежда Ламанова- российский и советский модельер, художник театрального костюма. Имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества». Стояла у истоков российской и советской моды XX века.

       К 50 летию Надежды Ламановой Серов начал работать над ее портретом. Он писал Ламанову на картоне, используя три очень сильных и резких материала – уголь, сангину, мел! По силе звучания этот портрет можно сравнить с портретом, который Серов написал с актрисы Ермоловой. Искусствоведы давно заметили: «При всем различии обликов этих двух женщин в них улавливается нечто родственное… это чувствуется в постановке фигур, в выборе того психологического состояния портретируемых, к которому Серов внимательно относился. И Ермолова, и Ламанова изображены в момент творчества, в состоянии внешне спокойном, но исполненном напряженной работы мысли…».

     Острым и цепким взором она, интеллигентная русская дама, примерилась к своей «натуре», которая стоит за полями картона; ее полнеющая фигура вся подалась к движению вперед, а левая рука мастерицы уже тянется к вороту белоснежной блузки, привычным жестом сейчас Ламанова достанет булавку, чтобы заколоть складки будущего платья, которому, может быть, суждено стать произведением русского искусства…

       «21 ноября в седьмом часу вечера Валентин Александрович сделал свой последний штрих на этом портрете, и в общих чертах он уже был закончен. Затем простился с хозяйкой, поехал к своему другу И. С. Остроухову, провел у него вечер в скромной товарищеской беседе, и утром 22 ноября, после краткого сердечного припадка, он был уже в гробу…».

      Смерть застала великого Серова над портретом Ламановой!

0

11

http://www.nlamanova.ru/images/direct/LamanovaArtPortraits/JakovHast/Lamanova_portrait.jpg
Художник Яков Хаст. Портрет Н.П.Ламановой

0

12

0

13

http://elegantnewyork.com/wp-content/uploads/2018/02/4.jpg
Надежда Ламанова была не только законодательницей модных течений, но и кутюрье, который мог чутко уловить менявшиеся потребности женщины и изящно воплотить их в костюме. «Культура.РФ» вспоминает, как Ламанова стала гордостью и легендой отечественной моды.

Будущая легенда российской моды родилась в деревне под Нижним Новгородом, где находилось имение ее отца и его братьев. Окончив гимназию, Надежда Ламанова переехала в Москву и поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, где проучилась два года. После этого Ламанова стала «моделистом» в популярном ателье мадам Войткевич, где одевались известные московские красавицы той эпохи, в частности знаменитая актриса Мария Ермолова.

Проработав у Войткевич год, Ламанова решила открыть собственное дело. Как писали о начинающем модельере, у нее обнаружился «огромный вкус». Наряды сидели безупречно — Ламанова предпочитала работать, драпируя и подкалывая ткань прямо на теле, что, конечно, было утомительно для клиенток, но результат того стоил. Желающих заказать у нее платье становилось все больше, и если сначала мастериц в ателье Ламановой было одиннадцать, то через четыре года — уже тридцать восемь. У Ламановой одевались и обеспеченные дамы-буржуа, и представительницы купеческого сословия, а вскоре фантазия модельера и безупречное качество ее нарядов привлекли богему и аристократок.
https://elegantnewyork.com/wp-content/uploads/2018/02/1-1.jpg
Хозяйка самого знаменитого ателье Москвы

Друг Ламановой, издатель Георгий Леман-Абрикосов, вспоминал: «Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у нее стало 300 мастериц. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны, можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее — мастерская давала ей до 300 тысяч рублей в год, то есть, другими словами, по 1000 рублей в день!» Для сравнения: среднее месячное жалованье городского жителя составляло в тот период примерно 35 рублей.

Ателье, все увеличиваясь, постоянно переезжало, и, наконец, в 1908 году по проекту архитектора Никиты Лазарева специально для мастерской Ламановой построили здание на Тверском бульваре. Сейчас там, в доме №10, находится Информационное агентство России — ТАСС.

Известность Ламановой росла с каждым годом, круг клиентов ширился. И в 1898 году она получила звание поставщика двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны; а в 1904-м стала и поставщиком и самого двора Ее Императорского Величества. В коллекциях российских музеев, например в Государственном Эрмитаже, хранятся роскошные и одновременно элегантные наряды императрицы, сделанные в мастерской Ламановой.

Наряды, которые придумывала Ламанова, были не только красивыми, но и удобными. Одной из первых в России она поддержала идею французского кутюрье Поля Пуаре — обходиться в женском костюме без корсета, и работала в этом направлении со второй половины 1900-х. Позднее сам Пуаре, прозванный «королем моды», вспоминал: «Мысленно проезжая по Москве, не могу не остановиться у дома мод мадам Ламановой, знаменитой портнихи тех прекрасных времен, с которой я дружил и о которой всегда вспоминаю с теплым чувством. Она открыла мне всю фантасмагорию Москвы, этого преддверия Востока».

Кутюрье царской России в советское время

С переменами, наступившими в стране, Ламанова тоже справилась. Ей удалось не только сохранить свое дело после революции, но и заработать еще большую известность. Ламанова писала: «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь». Мастер роскошных нарядов для элиты посвятила себя созданию одежды для широких слоев населения и делала это все с той же отдачей и увлеченностью. Она организовала Мастерскую современного костюма, работала инструктором по художественной промышленности, разрабатывала учебные программы, писала статьи по теории костюма и, конечно же, шила — словом, нашла себя и в новом мире.Впрочем, этот мир поначалу не был так уж добр к ней — сначала за дворянское происхождение арестовали и саму Ламанову, и ее мужа Андрея Каютова. Их освобождению способствовали друзья, среди которых был и Максим Горький, и в определенной мере авторитет самой Ламановой, которую знала вся Москва. Однако в 1928-м ее лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наемных мастериц». Но ни эти, ни другие препятствия не помешали Ламановой продолжать работать и творить.

Ламанова и Мухина — уникальная дружба

https://b1.culture.ru/c/672122.jpg

Еще до революции молодой скульптор Вера Мухина рисовала эскизы для театральных костюмов и оформления постановок Камерного театра (к сожалению, не состоявшихся), а в 1920-х она познакомилась с Ламановой. Их дружба переросла в творческий тандем: в 1925 году они выпустили альбом «Искусство в быту», в котором представили модели бытовой одежды, одновременно и красивые, и целесообразные. Их платья предназначались для обычных женщин и имели простой крой, чтобы у каждой читательницы была возможность самостоятельно сшить себе достойный наряд.

В том же 1925 году Ламанова и Мухина приняли участие во Всемирной выставке в Париже, подготовка к которой требовала огромных сил. В распоряжении мастеров были самые простые материалы: суровое полотно, бязь, бумазея, солдатское сукно. Высококачественной фурнитуры они также были лишены, так что в ход отправляли все, от соломы до дерева. Скромным и практичным моделям, украшенным в народном стиле, предстояло конкурировать на выставке с роскошными нарядами западных кутюрье — и жюри оценило творения Ламановой и Мухиной: им вручили Гран-при за «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Подобного успеха в истории российского костюма не знал ни один последующий модельер.

Любимый мастер Станиславского

Ламанова создавала костюмы не только для жизни, но и для сцены, значительную часть своего творчества посвятив театру. В 1901 году Константин Станиславский сделал Ламановой первый заказ, и сотрудничество с Московским художественным театром продлилось до последних дней кутюрье. Целых 40 лет она создавала для театра Станиславского костюмы, и 41 год Ольга Книппер-Чехова играла Раневскую из «Вишневого сада» в нарядах от Ламановой. Она была не просто костюмером или портнихой — Станиславский называл ее «большой художницей», «незаменимой», «драгоценной», «Шаляпиным своего дела», лучшим специалистом в области создания театрального костюма и лучшим его знатоком.

https://elegantnewyork.com/wp-content/uploads/2018/02/3.jpg

Финал, ставший легендой

О смерти Ламановой до сих пор ходят разные слухи. Рассказывают, что, когда во время эвакуации москвичей в октябре 1941-го Ламанова пришла к театру, оказалось, что все уже уехали, а ее, пожилую женщину, просто позабыли. Тогда она села на лавочку и на ней же умерла в полном одиночестве.

На самом деле все было немного сложнее. Когда утром назначенного дня они с младшей сестрой Марией приехали в театр, оттуда уже выезжали грузовики — как выразилась младшая Ламанова в письме к Вере Мухиной, «Надюша оказалась не нужна». Сестры не знали, что это была только первая эвакуационная группа. Мария попыталась утешить Надежду Петровну и предложила ей переехать на дачу и переждать там. На следующий день они снова отправились в театр и, когда спускались вниз по Дмитровке, напротив амбулатории Большого театраЛамановой стало плохо. Она только успела попросить у сестры нашатырь, упала и больше не поднялась. Великого русского кутюрье помнят до сих пор. Конкурсу профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой, который проходит при поддержке Дома моды Вячеслава Зайцева, скоро исполнится уже четверть века: он создавался для поддержки молодых дизайнеров, и среди лауреатов конкурса было множество известных теперь модельеров, таких как Ольга Солдатова, Олег Бирюков и Сабина Горелик.

0

14

https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30412/f40719a3-7689-402f-885e-9ab998b6132f_jpg_800x600_x-False_q85.jpg
   Революция, грянувшая в 1917 году, лишила ее всего. Но, несмотря на это, Надежда Петровна и Андрей Павлович решили остаться в России, несмотря на уговоры уехать многочисленных знакомых, принявшие решение эмигрировать.

«Одежда нужна при любом строе. Женщина всегда хочет быть красивой»

– сказала на это Ламанова.

Первые послереволюционные годы были поистине ужасными, но они не сломали эту уже немолодую тогда женщину.
http://www.nlamanova.ru/images/archive/01_Lamanova/dezdemona.jpg
Модельер, одевавший самых утонченных светских дам, использовавший для своих платьев только самые лучшие ткани, вынуждена была творить наряды из мешковины и полотенечного полотна.

Но жены новых высокопоставленных чиновников тоже хотели одеваться хорошо, поэтому к гениальной «закройщице» снова потянулись клиентки.
http://nlamanova.ru/images/direct/LamanovaArtPortraits/BorisLivanov/Lamanova_Sharzh_Livanova.jpg

Когда в 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» внезапно и безпричин арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму, за нее вступился Максим Горький, чья жена тоже одевалась у Ламановой. Через несколько месяцев ее выпустили, также не объясняя причин.

Она продолжала создавать свои шедевры в России, а когда в 1931 году умер ее муж, Андрей Павлович, она целиком погрузилась в свое творчество.
https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/153/116/153116543_Lamanova.jpg

О том, что она – прежде всего женщина, Надежда Петровна не забывала никогда. Даже в преклонном возрасте, она всегда была очень элегантно одета, носила чулки и туфли на высоких каблуках, и от нее всегда исходил аромат ее любимых французских духов.

0

15

http://nlamanova.ru/images/direct/LamanovaArtPortraits/JakovHast/andrey_kayutov_hast.jpg
Андрей Павлович Каютов   ( 1867— 1931 (?)) — российский и советский страховой деятель, юрист, меценат. В 1911—1919 — Управляющий московским отделением Страхового общества «Россия». Соучредитель Московского автомобильного общества. Муж Надежды Ламановой.

Андрей Павлович на момент их знакомства увлекался любительским театром, и у него было много приятелей в театральной среде. Так у Ламановой появились заказчицы и из мира театральной богемы. Впоследствии сам Станиславский предложит ей работу у себя в М.Х.Т., где она и прослужила 40 лет.

http://nlamanova.ru/images/direct/LamanovaArtPortraits/BorisLivanov/Lamanova_Sharzh_Livanova.jpg

Выйдя замуж за Андрея Каютова, Надежда не стала менять свою девичью фамилию, так как это был уже настоящий бренд, известный даже при Императорском дворе.

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/153/107/153107664_1.png

Фирменный знак-афтограф Надежды Ламановой

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/153/116/153116084_4.jpg

Доходный дом Ламановой. Тверской бульвар, 10

Дом № 10 был надстроен уже в советское время. Сейчас он уже не выглядит отдельным зданием: это комплекс из трех домов: 12, 10 и 8. Здание принадлежит агентству ИТАРТАСС

Семейство Каютовых-Ламановых жило очень обеспечено – Андрей Павлович был управляющим московского отделения крупной страховой компании «Россия», да и у Надежды дела шли очень хорошо.

Достаточно сказать, что в 1916 году ей лично принадлежал четырехэтажный особняк в Москве, где и располагался ее Дом Моды.

Революция, грянувшая в 1917 году, лишила ее всего. Но, несмотря на это, Надежда Петровна и Андрей Павлович решили остаться в России, хоть их так отговаривали от этого многочисленные знакомые, принявшие решение эмигрировать.

«Одежда нужна при любом строе. Женщина всегда хочет быть красивой»

– сказала на это Ламанова.

Первые послереволюционные годы были поистине ужасными, но они не сломали эту уже немолодую тогда женщину.

Она продолжала создавать свои шедевры в России, а когда в 1931 году умер ее муж, Андрей Павлович, она целиком погрузилась в свое творчество.

0

16

https://www.culture.ru/storage/images/649ed5ba651560aef883e63022d2e1bf/830043ed068da19f9d79d86cb7bede8d.jpg
Н. П. Ламанова. Портрет работы В. А. Серова, 1911 г.

Модельер некогда знаменитая в России и Европе
Биография

ДВЕ КАПЛИ «КОТИ»

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Биографии и личности » Надежда Ламанова - русская Шанель