Парусно-вёсельный флот. Вооружение
Вооружение корабельное
Парусно-весельный флот. Вооружение
Абордаж усиако. Во время боя гребцы верхнего яруса убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы (liburnarii) римского флота. То есть поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки. Византия. Ромея.
Абордаж. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Корвус – абордажный мостик, шарнирно закрепленный на носу судна; он был оборудован острым металлическим крюком в виде вороньего клюва. Поднятый на канате корвус опускался на палубу вражеского судна при абордаже, и по нему нападавшие устремлялись в атаку. Корвус – по латыни «ворон», назван так из-за сходства сцепного устройства с птичьим когтем. Эта конструкция в дальнейшем была использована в средневековых галерах.
Абордажные крючья. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их.
Абордажный мостик. Ворон. Римляне использовали так называемые "вороны" - абордажные мостики. По этим мостикам, которые острым крюком вонзались в палубу неприятельского корабля, лишая его возможности маневрирования, римские легионеры врывались на вражескую палубу и завязывали бой в присущей им манере.
Абордажный трап. В носовой части римской биремы II в. до н.э. располагались характерная для римских боевых судов башня для пращников и абордажный трап-ворон.
Артиллерия. На протяжении 13—14 веков на галеры ставилась лишь одна труба для метания “греческого огня”. Но с середины 15 века к их палубам уже начали приколачивать бомбарды. Пушки в то время наводились только поворотом корпуса судна и имели столь же низкую скорострельность, как и древние огнеметные трубы. Но дальность эффективного выстрела исчислялась уже десятками метров. С начала 16 века артиллерия стала неотъемлемым атрибутом гребного флота. На галиотах (“полугалерах”) обычно имелась всего одна небольшая пушка. Но на “триерах” (галерах с тремя гребцами на весло) ставилось уже по три орудия. Наконец, “двойные галеры” несли по 5 пушек. Кроме этого, на каждом корабле имелось еще 10—20 гаковниц и 2—4 фальконета — легких орудий для стрельбы картечью.
Аутютоны. Ещё в IV веке до н.э. греческие корабли вооружались метательными машинами: катапультами и баллистами (аутютонами). Катапульта выбрасывала крупные камни и металлические снаряды на расстояние в 200 м, баллиста выстреливала копья длиной 4.5 м с железными наконечниками (часто копья пропитывали зажигательной смесью из серы, битума и смолы). Метательные машины помещались за специальными защитными стенками либо закатывались в башни. Через многие столетия судостроение повторит эти конструктивные решения на новом витке спирали развития – в XIX веке барбетные и башенные броненосцы, таранная форма носовой оконечности.
Ахтеркастль когга. Кормовая надстройка когга и шнеккера. Она была конструктивно связана с корпусом. Многие скандинавские суда несли на носу и на корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня – форкастль, кормовая – ахтеркастль). Шнеккеры, известные нынешним историкам следует датировать кон.XIII-нач.XIV вв., поскольку форкастли и ахтеркастли являются сравнительно поздним элементом североевропейской корабельной архитектуры (у норманнских Дракаров, Кнорров форкастли отсутствуют.)
Башня. В носовой части римской биремы II в. до н.э. располагались характерная для римских боевых судов башня для пращников и абордажный трап-ворон. В вооружение триремы входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков.
Ворон. Абордажный мостик. Стандартное вооружение римских кораблей составляли “ворон” и “выстрел”. “Ворон” представлял собой укрепленный на поворачивающейся платформе абордажный трап длиной 10 и шириной 1,8 метра. В бою его поднимали в вертикальное положение и затем “роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк “ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку. Римляне использовали так называемые "вороны" - абордажные мостики. По этим мостикам, которые острым крюком вонзались в палубу неприятельского корабля, лишая его возможности маневрирования, римские легионеры врывались на вражескую палубу и завязывали бой в присущей им манере. Историки утверждают, что ворон был изобретён Гаем Дуилиусом. Ворон впервые появился на римской галере. Он облегчал абордаж вражеского судна. Ворон представлял собой поворотную сходню с шарнирным устройством с одной стороны и острым клювом с другой.
Воронье гнездо. На мачте датского судна XIV в., выше рея, крепили "воронье гнездо" для наблюдателей и лучников.
Выстрел. Стандартное вооружение римских кораблей составляли “ворон” и “выстрел”. “Ворон” представлял собой укрепленный на поворачивающейся платформе абордажный трап длиной 10 и шириной 1,8 метра. В бою его поднимали в вертикальное положение и затем “роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк “ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку. “Выстрел”, по существу, являлся подъемным краном — увеличенным подобием колодезного “журавля”. К стреле мог крепиться крюк, которым срывали башни вражеского судна, или предназначенная для разрушения палуб свинцовая гиря “дельфин”.
Гаковница. На верхней палубе Венецианского галеаса, а также в носовой и кормовой башнях, размещалось 12—14 орудий и множество фальконетов и гаковниц. С начала 16 века артиллерия стала неотъемлемым атрибутом гребного флота. На галиотах (“полугалерах”) обычно имелась всего одна небольшая пушка. Но на “триерах” (галерах с тремя гребцами на весло) ставилось уже по три орудия. Наконец, “двойные галеры” несли по 5 пушек. Кроме этого, на каждом корабле имелось еще 10—20 гаковниц и 2—4 фальконета — легких орудий для стрельбы картечью.
Гарпаг. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их.
Гарпун. Обычная “морского образца” баллиста метала 2-килограммовые стрелы на 1000 метров, но заметный урон вражескому судну такой снаряд нанести не мог. Горшком же с нефтью баллиста могла поразить движущуюся цель только со 100—150 метров. Еще меньшей становилась дистанция стрельбы, если требовалось глубоко вогнать в борт корабля гарпун.
Греческий таран. Во времена Древней Греции углубляются различия между торговыми и военными судами. Военные суда длиной от 30 до 35 м имели таран, повышенную палубу в передней части и единственную мачту. Средняя часть корпуса была низкой, 25 весел на каждой стороне поддерживались вынесенными балками, а два больших кормовых весла служили рулями.
Дельфин. Таран. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их. Особенно успешно дельфины применялись в Липарской битве (260 г. до н.э.). Стандартное вооружение римских кораблей составляли “ворон” и “выстрел”. “Ворон” представлял собой укрепленный на поворачивающейся платформе абордажный трап длиной 10 и шириной 1,8 метра. В бою его поднимали в вертикальное положение и затем “роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк “ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку. “Выстрел”, по существу, являлся подъемным краном — увеличенным подобием колодезного “журавля”. К стреле мог крепиться крюк, которым срывали башни вражеского судна, или предназначенная для разрушения палуб свинцовая гиря “дельфин”.
Картечь. Артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-ХХвв. - снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.
Катастрома. На поздних греческих триерах (IV в. до н.э.) для защиты гребцов от стрел и дротиков устанавливалась легкая палуба – катастрома, на которой располагались воины.
Клотик. На мачте датского судна XIV в., выше рея, крепили "воронье гнездо" для наблюдателей и лучников, клотик мачты обычно венчало изображение креста.
Книпель. Снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полу-ядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью. Книпели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.
Кран. В вооружение триремы входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков.
Ксилокастры. Деревянные башни. Такие башни устанавливались на кораблях; во время боя воины метали с этих башен камни и стрелы на вражеские суда. Для защиты от огня обшивались мокрыми кожами. Византия. Ромея.
Куршейная пушка. На галерах имелись катапульты и другие метательные машины, воины были вооружены “греческим огнем”, стрелами, а позднее и огнестрельным оружием. Затем на смену этому вооружению пришла артиллерия. В носовой части под возвышением палубы, обычно в середине, на куршее, стояла тяжелая пушка, называвшаяся куршейной, и по два небольших орудия по бокам от нее.
Линия баталии. Боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.
Марс. Марсовая площадка. Площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На топах мачт Средиземноморских судов XII - XIV веков устанавливали большие площадки — марсы, предназначенные для размещения стрелков из лука, арбалета, а позднее и огнестрельного оружия. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и саллинги. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия. Финикийское торговое судно XVI в. до н.э. имело два прямоугольных паруса — один на грот-мачте с марсом наверху, второй — на наклонном фоке. В X веке до н.э. на финикийской биреме к марсовой дозорной площадке на верху мачты добирались по специальному трапу.
Мортира. Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.
Нос галеры. На носу находилась большая платформа, края которой у бортов повышались. На них размещались солдаты при подготовке к бою. Нос галеры переходил, в похожий набушприт, надводный таран. Подводного тарана не было.
Нос. Передняя часть корпуса, нос корабля, чаще всего заострена, за исключением таких судов, как джонки и баржи, где нос тупой. Варяжские корабли раннего типа представляли собой открытые весельные ладьи, на которые, однако, ставился и парус. Нос и корма значительно возвышались над серединой корабля, носовой и кормовой штевни были подняты особенно высоко. Критский корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил впечатление морского чудовища и должен был устрашать врагов.
Пушки. В России галеры появились при Петре I. Они имели до 50 вёсел и до 20 пушек.
Римский таран. Римские боевые корабли имели грозные тараны, каждый с тремя остриями.
Рострум. В 15 веке до нашей эры жители Крита стали снабжать свои 30-местные лодки подводными таранами — рострумами. Первоначально их функции не имели никакого отношения к боеспособности судна: проломить доски вражеского борта таран крохотного кораблика, конечно же, не мог. Подводный выступ на форштевне всего лишь повышал скорость и управляемость корабля и делал плавание по мелкой волне более комфортным. На севере этот элемент конструкции не нашел применения просто потому, что снабженный тараном корабль начинал “зарываться” носом в высокую волну холодных морей. На реках же и озерах ладья неизбежно собирала бы рострумом центнеры тины, коряг и рыбачьих неводов. Тем не менее, рострум позволил критянам усовершенствовать тактику морского боя. Недостатком ладьи традиционного типа было то, что при сближении с вражеским судном ее скорость и маневренность резко падали: чтобы взяться за оружие, гребцы должны были бросить весла. Если же на борту был еще и десант, то скорость ладьи снижалась, и до абордажа вообще могло не дойти! Критские моряки не отвлекались на то, чтобы взяться за луки и абордажные багры, а на полной скорости врезались в борт вражеского судна. Удар сбрасывал супостатов со скамей-банок на дно их лодки, а если повезет, то и за борт. Протараненная ладья теряла весла, а между досками ее корпуса могли открыться течи. Корабль же, нанесший удар, никакого урона не терпел, так как рострум передавал нагрузку по оси киля. Успех изобретенной критянами тактики навел моряков на мысль создать корабль, действительно способный не “оглушать”, а топить вражеские ладьи таранным ударом. С 12 века до нашей эры у финикийцев, а спустя 300—400 лет и у греков появились пентеконторы (пятидесятивесельники). Эти корабли длиной 30 метров и водоизмещением 30 тонн имели уже не по 15—16, а по 25 весел на каждый борт. Значительно более узкий, чем у шнеки, корпус с очень острыми обводами позволял пентеконторам достигать скорости 17,5 километров в час. Это, в сочетании с увеличенной массой судна, позволяло таранам пятидесятивесельников пробивать борта небольших кораблей.
Таран биремы. Не уступая пентеконтору в скорости и маневренности, бирема могла наносить намного более мощные таранные удары. Тараны одноярусных кораблей не могли пробить ее бортов, поскольку два ряда 4-метровых вёсел биремы легко затормаживали рострум лёгкого пятидесятивесельника до безопасной скорости. Высокая скорость триеры делала 800-килограммовый железный таран триеры страшным оружием.
Таран биремы. Таран биремы крепился к килевому брусу и выполнялся в виде трезубца или кабаньей головы.
Таран греческий. Обязательная принадлежность греческого боевого судна. Он крепился к килю и выполнялся в виде трезубца или кабаньей головы. Назначение тарана – пробивать подводную часть вражеского корабля. Форштевень в верхней части тарана имел клюз, в который заводился прочный трос для соединения нескольких судов при совместной атаке на вражеские суда. В древнегреческом флоте получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их. У греческой монеры таран имел форму головы дельфина, у греческой триеры он состоял из 2-3 острых наконечников шпагообразной формы. На некоторых триерах ставили железные рогатины над тараном для разрушения надводного борта атакуемого судна. Греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы. Триеры прославились под командованием Фемистокла в Саламинском сражении (480 г. до н. э.), где они разбили персидский флот, несмотря на его превосходство. Оправдали себя высокие скорости и разрушительная мощь металлических таранов. В древности греческие триремы имели бронзовый таран, которым в бою пробивались корпуса вражеских кораблей. Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы.
Таран критский. Критский корабль имел далеко выступающий таран.
Таран критский. Рострум. В 15 веке до нашей эры жители Крита стали снабжать свои 30-местные лодки подводными таранами — рострумами. Первоначально их функции не имели никакого отношения к боеспособности судна: проломить доски вражеского борта таран крохотного кораблика, конечно же, не мог. Подводный выступ на форштевне всего лишь повышал скорость и управляемость корабля и делал плавание по мелкой волне более комфортным. На севере этот элемент конструкции не нашел применения просто потому, что снабженный тараном корабль начинал “зарываться” носом в высокую волну холодных морей. На реках же и озерах ладья неизбежно собирала бы рострумом центнеры тины, коряг и рыбачьих неводов. Тем не менее, рострум позволил критянам усовершенствовать тактику морского боя. Недостатком ладьи традиционного типа было то, что при сближении с вражеским судном ее скорость и маневренность резко падали: чтобы взяться за оружие, гребцы должны были бросить весла. Если же на борту был еще и десант, то скорость ладьи снижалась, и до абордажа вообще могло не дойти! Критские моряки не отвлекались на то, чтобы взяться за луки и абордажные багры, а на полной скорости врезались в борт вражеского судна. Удар сбрасывал супостатов со скамей-банок на дно их лодки, а если повезет, то и за борт. Протараненная ладья теряла весла, а между досками ее корпуса могли открыться течи. Корабль же, нанесший удар, никакого урона не терпел, так как рострум передавал нагрузку по оси киля. Успех изобретенной критянами тактики навел моряков на мысль создать корабль, действительно способный не “оглушать”, а топить вражеские ладьи таранным ударом. С 12 века до нашей эры у финикийцев, а спустя 300—400 лет и у греков появились пентеконторы (пятидесятивесельники). Эти корабли длиной 30 метров и водоизмещением 30 тонн имели уже не по 15—16, а по 25 весел на каждый борт. Значительно более узкий, чем у шнеки, корпус с очень острыми обводами позволял пентеконторам достигать скорости 17,5 километров в час. Это, в сочетании с увеличенной массой судна, позволяло таранам пятидесятивесельников пробивать борта небольших кораблей.
Таран пентекоры. Появление на пентеконторах тарана означает, что в определенный момент противоборствующие города-государства и коалиции Эгейского бассейна приходят к мысли, что хорошо бы топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы. Для боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного противокорабельного оружия, критическими являются следующие факторы: – маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля и стремительный уход из-под ответного удара; – максимальная скорость, от которой зависит кинетическая энергия корабля и, соответственно, мощь таранного удара; – защищенность от неприятельских таранных ударов.
Таран проемболон. Греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы.
Таран римской биремы. Римская бирема II в. до н.э. имела подводный металлический таран.
Таран триремы. В вооружение триремы входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков. Но главным и важнейшим оружием триремы был таран. На уровне воды или над водой на носу триремы находился заострённый брус (таран), который изготавливали из железа или меди. Таран мог быть сделан и из дерева; в этом случае его оковывали железом. Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы.
Таран финикийский. Первые военные финикийские суда имели только один этаж гребцов, они назывались монерами. На носу монер не было тарана. А вот таран впервые начали ставить на двухэтажных судах — биремах. Это призошло в IX-VII вв. до н.э. Идея тарана, безусловно, заимствована у критян. Финикийские биремы восьмого века до н.э., в отличие от бирем 1500-1000 гг. стали снабжаться новым финикийским изобретением – тараном. И уже в конце восьмого века до н.э. также и у греков появились бирема с тараном. Однако таран использовался не только в бою, он также улучшал устойчивость финикийского корабля против бортовых волн, что было полезно в дальних морских путешествиях вдали от берегов, к которым были склонны финикийцы. Тараны одноярусных кораблей не могли пробить ее бортов. Два ряда 4-метровых весел биремы легко затормаживали рострум легкого пятидесятивесельника до безопасной скорости.
Таран. Выступ в подводной части корабля гребного флота.
Таран. Тактический прием морского боя - удар! в борт судна противника своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя. Тактика тарана ставила победу или поражение в полную зависимость от качества подготовки гребцов. Корабль должен был умело маневрировать, молниеносно бросаться вперед и тут же подаваться назад, выдергивая рострум. При близком расхождении с вражеским судном гребцы должны были успеть втянуть весла внутрь корабля, а затем столь же быстро снова вставить их в уключины. Еще более важным было умение сплетать весла в амортизирующую удар вражеского тарана “подушку”. Обычно гребцы не участвовали в абордажном бою, но в крайнем случае могли встать на защиту своей триеры с кинжалами и топориками. После боя эти же топорики служили для исправления полученных кораблем повреждений. До тех пор, пока корабли не стали строиться из железа, подготовка моряка подразумевала и освоение специальности плотника.
Трап подъёмный. Корвус. Римляне усовершенствовали греческую триеру и оборудовали ее подъемным трапом, что называлось корвус для удобства атаки на абордаж. Большой блок обрушивался с высоты на вражеское судно и ломал корпус. Удар этот был потрясающий. Римляне первыми в мире учредили морскую пехоту, которая использовала для абордажа подъемный трап на носу корабля. В случае необходимости трап этот длиной от 6 до 12 метров освобождался от крепления и стремительно падал на палубу вражеского судна. На боевом краю этого трапа было острие, вонзавшееся в палубу противника. Теперь морская пехота могла идти в атаку. Обычно римляне в таких морских сражениях побеждали. Так они разгромили Карфаген и стали господствовать по всему Средиземноморью..