"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Лодки, водные каналы, судоходство. 325 лет российскому флоту


Лодки, водные каналы, судоходство. 325 лет российскому флоту

Сообщений 121 страница 140 из 152

1

Лодки, водные каналы, судоходство. 325 лет российскому флоту

В этом разделе мы собираем всего понемногу о лодках, включая мудрые мысли, стихи и прозаические отрывки из литературных произведений, в которых так или иначе упомянуты лодки, водные каналы...

https://i.pinimg.com/474x/fc/f6/2b/fcf62b05aed223a55da5e60923e94675.jpg

Также, мы не обходим своим вниманием хорошие фотографии лодок наряду с живописным их изображением...

* * *

Человек со знаниями без денег — это гребец с лодкой без вёсел; человек с деньгами без знаний — это гребец с вёслами без лодки.

- Ашот Наданян

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Люди начали осваивать водную стихию очень давно.
Это может быть связано с тем, что многие племена кочевали и часто изменяли место жительства.
При этом они могли использовать воду как средство передвижения и перемещения багажа.
Также народам, жившим на берегу рек, озер и морей нужны были лодки для рыбной ловли.

https://i.pinimg.com/564x/06/9d/1d/069d1dc46dc8272d3169f6f0a60618a8.jpg

Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером...

* * *

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t659616.jpg
♦ 02.08.1933 - Открыт Беломорско-Балтийский канал имени Сталина.

Водный канал (лат. canal — труба, жёлоб) — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.

* * *

https://i.pinimg.com/564x/ce/05/e3/ce05e313b56d62c654c520c73fd37480.jpg

Типы и виды лодок

Типы и виды лодок
Байдара — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов; вместимость до 30 человек.
Байдарка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя; то же, что и каяк.
Баркас — самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах; большая мореходная 14—22-вёсельная или моторизованная шлюпка.
Вака — тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори.
Вельбот — быстроходная, относительно узкая, 4/8-вёсельная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы.
Верейка — тип небольшой узкой лодки, традиционно использовавшейся в Англии для перевозки пассажиров через реки или в гавани.
Гичка — лёгкая быстроходная парусно-гребная шлюпка с 6-10 распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой.
Гондола — традиционная венецианская гребная лодка.
Длиннохвостая лодка — тип лодки, распространённый в Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Малайзии.
Долблёнка — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева.
Жёстко-корпусная надувная лодка — маломерное судно (моторная лодка или катер), имеющая прочный и жёсткий корпус и расположенный по периметру верхней части надводного борта (у планширя) надувной баллон.
Каноэ — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов.
Карбас — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века.
Каяк — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка.
Кижанка — тип лодки, широко использовавшейся на крупных озёрах Карелии вплоть до конца XX века.
    Надувная лодка — плавсредство, представляет собой надувную конструкцию для плаванья по поверхности воды.
    Насад — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом.
    Обласок — сибирская гребная лодка-долблёнка, используемая коренным (ханты, манси, кеты) и старожильческим русским населением Западной Сибири и Средней Сибири на таёжных реках.
    Оморочка — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малыми коренными народами Дальнего Востока — нанайцами и удэгейцами.
    Осиновка — традиционная небольшая поморская лодка или челн, которая делалась из цельного осинового ствола и была широко распространена по всему Поморью.
    Папирусная лодка — древнеегипетский корабль из папируса, один из самых древних в мире

    Пирога — ставшее традиционным название лодок экзотических народов.
    Подчалок — разновидность парусно-гребных одномачтовых лодок, получившая распространение на Каспийском море для рыбного промысла крючковой снастью или сетями.
    Прорезь — разновидность крупных рыболовецких лодок, которые применялись для промысла на Каспийском море, выполняя функцию плавучего живорыбного садка.
    Сампан — собирательное название для различного вида дощатых плоскодонных лодок, плавающих недалеко от берега и по рекам Восточной и Юго-Восточной Азии.
    Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
    Туз — самая малая из судовых шлюпок; имеет одного гребца, который действует одновременно двумя веслами; служит для переезда на берег, когда судно стоит вблизи последнего; имеет легкую конструкцию и длину менее 3 метров.
    Умиак — вид лодки у эскимосов; то же, что и байдара.
    Урумбай — относительно большая гребная лодка, распространённая на острове Новая Гвинея.
    Чайка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI—XVII века, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками.
    Чалум — историческое название древних парусных судов, которые применялись кхмерами для рыболовства и каботажного плавания.
    Шикара — тип деревянной лодки, используемой на озере Дал и других водоёмах Сринагара, Джамму и Кашмир, Индия.
    Шлюпка — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
    Ял — лёгкая парусная лодка (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами.

* * *

В 2021 году исполняется 325 лет российскому флоту. Это событие напрямую связано с именем Петра I и указом Боярской думы 1696 г. "Морским судам быть!", инициировавшим создание регулярного военного флота. С тех пор флот играет серьезнейшую роль в развитии российского государства. Благодаря его политическим и военным победам наша страна стала великой морской державой и завоевала статус империи – одной из самых влиятельных на международной арене.

Отредактировано Сандра (01.08.23 18:11:13)

+3

121

Сайменский канал
История создания канала уходит во времена принадлежности Финляндии к Российской империи. Есть в Финляндии такое озеро - Сайма. Огромное, по сути включающее в свою акваторию множество других мелких озёр, соединённых с ним протоками. Необъятный бассейн Сайменской озёрной системы, богатый природными ресурсами и окружённый многочисленными населёнными пунктами не имел соединения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером.
Попытки строительства канала начались ещё в 14 веке. Но только в 19 веке, после вхождения Финляндии в состав России (Согласно Фридрихсгамскому мирному договору от 1809 года, заключённому между Россией и Швецией, Финляндия перешла от Швеции к России.), грандиозный проект смогли реализовать. Во многом благодаря тому, что растущая северная столица - Санкт-Петербург, нуждался в огромном количестве строительного леса.
https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t274247.jpg
Именно лес стал главной причиной для начала строительства Сайменского канала. Перевозки лесоматериалов по нему продолжаются до сих пор.
Это была крупнейшая стройка России того времени. Длина канала составила 59,3 км; из них 36,1 км были прорыты, а остальные приходились на реки и озера. Было сооружено 15 шлюзов.
Ещё до начала эксплуатации канал стал важной достопримечательностью и туристическим объектом Восточной Финляндии. Первая туристическая карта Сайменского канала была выпущена уже в 1852 году. Торжественное открытие самого канала состоялось в 26 августа 1856 года.
До середины 1870-х годов через канал проходило 2—3 тысячи судов в год, к 1913 году их количество достигло почти 11 тысяч. Сайменский канал обеспечивал 35 % грузовых перевозок Финляндии.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t553383.jpg

Канал оказался необычайно живописен. Петербуржцы строили или снимали на лето дачи на его берегах (Петербуржская традиция лето проводить на своих или съемных дачах, в последнем случае, у кого конечно были деньги) . Вокруг дач разбивались сады, сооружались беседки и причалы. За счёт канала содержались навесы для ожидающих путешественников, смотровые башни и киоски. Рядом со шлюзами были гостиницы и рестораны.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t10638.jpg
Сайменский канал, 1903 год. Бечевник. Фото С. М. Прокудина-Горского. Таким канал был в период активного дачного строительства вдоль его берегов. Набережные, газовое и электрическое освещение - все для отдыхающих
После объявления независимости Финляндии в 1918 году дачи пришли в упадок, была утрачена и вся сопутствующая им инфраструктура. Но сам канал продолжал оставаться важнейшей транспортной артерией Финляндии - в те годы он полностью находился на финской территории. После советско-финской войны (1939-1940 г.г.) часть канала оказалась на территории СССР и эксплуатация транспортной системы прекратилась. В ходе боевых действий окончательно были уничтожены остатки дач, ставших удобными оборонительными пунктами.
В 1941 году финны вплотную подступили к Ленинграду, приняв, совместно с немцами, участие в его блокаде. Канал снова оказался финским и его эксплуатация была возобновлена. Сначала для снабжения войск, а ближе к концу войны для эвакуации. В 1944 году между СССР и Финляндией, вышедшей из второй мировой войны, было заключено перемирие. Стороны вернулись к границам 1939 года, сложившимся после советско-финской войны. Часть канала снова оказалась в СССР и его эксплуатация вновь была остановлена.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t989054.jpg
Шлюзовая система Сайменского канала одна из самых сложных. Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом — 75,7 метров.
Только в 1962 году был подписан договор аренды канала Финляндией сроком на 50 лет. Финляндия арендовала 19,6 км советской части канала и прилегающую территорию. По договору Финляндия также приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить мосты и некоторые другие сооружения. Средства на это строительство выделяла Финляндия.
В 2010 году Россия и Финляндия заключили новый договор, вступивший в силу в 2012 году. Срок аренды — до 2063 года.

+3

122

https://i.imgur.com/mahvsmqm.jpg. https://i.imgur.com/lLgbDfEm.jpg

https://i.imgur.com/k3ep8lQm.jpg

Gregory Packard,
An American Impressionist
Американский художник Gregory Packard родился в 1970 году в г.Бойсе, штат Айдахо. Получил степень бакалавра по английскому языку в университете штата Айдахо в 1996 году. Его творчество относят к современному импрессионизму. В настоящее время проживает в Montrose, Колорадо.

+3

123

https://i.imgur.com/34w3kNcm.jpg
Курчатов, Курская область

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

На другой день после раннего обеда они сволокли легкую, плоскодонную лодку по откосу оврага к реке, спустили ее в воду и поплыли по течению вниз. Так как река бежала необыкновенно быстро, то фельдшер пустил Астреина на гребные весла, а сам сел на корму с рулевым веслом. Смирнов взял с собой на всякий случай шомпольную одностволку и даже зарядил ее. Друг, увязавшийся за лодкой, бежал по берегу и весело лаял.
Куприн А. И., Мелюзга, 1907

+3

124

https://i.imgur.com/wKajwmPm.jpg
Переславль

Каждое утро сотни миллионов людей снаряжают лодки и выходят в моря, озёра и реки ловить рыбу — для кого-то из них это просто хобби, а для кого-то —единственный способ прокормить семью...

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

Ромашов бросил весла вдоль бортов. Лодка едва подвигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.
Куприн А. И., Поединок, 1905

+3

125

https://i.imgur.com/5bU68hvm.jpg
Койда, Архангельская область

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

Наконец стало светать. Вспыхнувшую было на востоке зарю тотчас опять заволокло тучами. Теперь уже все было видно: тропу, кусты, камни, берег залива, чью-то опрокинутую вверх дном лодку. Под нею спал китаец. Я разбудил его и попросил подвезти нас к миноносцу. На судах еще кое-где горели огни. У трапа меня встретил вахтенный начальник. Я извинился за беспокойство, затем пошел к себе в каюту, разделся и лег в постель.
Арсеньев В. К., Дерсу́ Узала́, 1923

+3

126

https://i.imgur.com/g4jIwTdm.jpg
Река Волга, недалеко от Кстовских садов.

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

Лодка прыгнула как-то особенно высоко, потом полетела вниз, и я очутился в воде, держа в одной руке чекмень, а другой уцепившись за верёвку, протянутую по внешней стороне борта. Волны с шумом прыгали через мою голову, я глотал солёно-горькую воду.
Горький Максим, Мой спутник, 1894

+3

127

https://i.imgur.com/wd9yTAJm.jpg
Клод Моне
Побережье возле Сент-Адресс, 1867

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

+2

128

https://i.imgur.com/r8G4ccEm.jpg
Клод Моне, 1868 г

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

+3

129

Ладожский канал

https://i.imgur.com/Nmy0HMDm.jpg

12 мая 1731 года считается началом судоходства по Ладожскому каналу

С начала 18 века транспортное обеспечение Санкт-Петербурга, флота и войск шло из центральных губерний по водным коммуникациям. Основная связь Невы с Волгой осуществлялась через Ладожское озеро, судоходство по которому было чрезвычайно опасно — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. Поэтому Петр I решил построить в обход озера канал.

По проекту канал должен был проходить на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Его длина по проекту составляла 111 км (104 версты) от города Новая Ладога до Шлиссельбурга, ширина по поверхности воды — 21 м (10 саженей). Канал планировался без шлюзов, глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.
https://i.imgur.com/CWdiBucm.jpg
Карта канала Императора Петра
Великого 1741—1742 гг.
(Автор: Johann Elias Grimmel, 18 век, )

Строительство началось в марте 1719 года. Изначально работами руководил генерал-майор Г.Скорняков-Писарев. К строительству были привлечены тысячи людей — крестьяне, вольнонаемные и воинские части.
https://i.imgur.com/JvzM81Km.jpg
Из-за тяжелых условий труда и плохой организации быта и производства на стройке была очень высокая смертность, а в связи с небрежным ведением дел руководителя работ на начальном этапе строительство сильно затянулось.

---------------

Участок длиной 29 километров (18 миль) между рекой Волхов и деревней Черное был завершен и открыт для движения в 1726 году. Это значительно ускорило работу, поскольку завершенный участок использовался для доставки материалов на строительную площадку. Шлюзы были построены в Шлиссельбурге и Новой Ладоге для поддержания глубины, необходимой для судоходства. Строительство канала было завершено 22 октября 1730 года, а весной 1731 года по каналу между реками Волхов и Нева (собственно Ладожский канал) смогли ходить первые лодки.

Оказалось, что глубина канала составила менее одного метра, что значительно меньше, чем предполагал Петр I. Это стало большим разочарованием для правительства. Хотя канал был одним из крупнейших гидротехнических сооружений в Европе 18 века, он все еще был слишком мелким, чтобы поддерживать значительный трафик. Екатерина Великая решила расширить канал, построив еще один участок между реками Волхов и Сясь. Этот проект был реализован между 1765 и 1802 годами (так называемый Сясьский канал). Третья часть Ладожского канала, соединяющая Сяс и Свирь, была построена в 1802-1810 годах (так называемый Свирский канал).

В течение 19 века по Ладожскому каналу ежегодно проходило около 15 000 судов и 10 000 плотов, направлявшихся в Санкт-Петербург, но его настолько сильно заило, что правительство Александра II решило, что более целесообразно построить новый канал вместо ремонта старых сооружений. Ново-Ладожский канал был построен ближе к Ладожскому озеру между 1866 и 1883 годами. Старый Ладожский канал зарос травой и к 1940 году вышел из употребления. По Ново-Ладожскому каналу до сих пор ходят небольшие суда.

+3

130

https://i.imgur.com/kVFX9kcm.jpg

«Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час…» Валентин Катаев. „Белеет парус одинокий“.

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

Морская тема в литературе наиболее распространенная. Видимо, это связано с тем, что мореплавание — древнейшее занятие человека.

На долю суши на Земле приходится около 29 %, все остальное Мировой океан. Но, несмотря на то, что уже XXI век, Мировой океан так до конца и не изучен. На сегодняшний день, по разным данным он изучен лишь на 2-5 0b_ И самые неизведанные тайны остаются в его глубинах.

Географические открытия, кругосветные путешествия, пираты, морские глубины, защита морских рубежей, тяжелый труд рыбака … Зыбкость существования в море, непредсказуемость, мощь и величие морской стихии... Обширность темы сказалась и на количестве выпускаемой литературы.

+3

131

https://i.imgur.com/dpa7za7m.jpg
Акварель М.Ю. Лермонтова «Парус»

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн...
М.Ю. Лермонтов. Тамань

+3

132

https://i.imgur.com/y9JR27Km.jpg
Панамский канал

https://i.imgur.com/8OLJM25m.jpg

+3

133

https://i.imgur.com/eljnorBm.jpg
Лодки в гавани Коллиура. Андре Дерен, 1905

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

Выразительность. Контраст

Разглядывая этот пейзаж, мы наблюдаем систему контрастов, когда цвет меняется в зависимости от того, с каким цветом он соседствует: желтый кажется ярче с синим, чем с красным. Садится золотое солнце, наискось пересекая картину; холодная зелень моря составляет контраст с красным берегом. Отблеск солнца на боках шлюпок передан насыщенным желтым цветом. Тень лодки на переднем плане обозначена контрастным синим и зеленым, дополнительными к цвету пляжа. Сидящую боком фигуру справа, Дерен оттенил темно-синей чертой. В 1905 году друг Андре Дерена Анри Матисс, который к тому времени еже лет шесть использовал более насыщенную палитру, пригласил Дерена провести лето во французском местечке Коллиур на Средиземном море. Дерена пленила игра света на побережье, и в «Лодках в гавани Коллиура» он делится тем, что увидел и почувствовал. Дерен смело, без полутонов изобразил пляж красным, чтобы передать ощущение жары и палящего солнечного света, проигнорировав реальный цвет желтого песка. Какого цвета были рыбацкие лодки, неизвестно, так как Дерен использовал цвет, чтобы донести субъективное восприятие реальности.

+3

134

ВЫМОРОЗКА

+4

135

ПОЛЯРНОЕ СУДНО КОЧ И ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ В XVII ВЕКЕ

Изучение коча как судна, благодаря которому была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока в XVII в., имеет давнюю историю, наполненную загадками, домыслами и мифами. К сожалению, крайне ограниченное число источников и отсутствие достоверных изображений породили множество вопросов: каковы были размерения и обводы кочей, сколько было мачт, была ли палуба, как выглядело рулевое управление, могло ли судно выжимать при ледовых подвижках и многое другое.

Несомненно то, что пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями в поисках пути в Индию и Китай, но не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье реки Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское — «Ламское» море). По сути, коч был тем инструментом, благодаря которому Россия в XVII веке приобрела богатейшие территории Сибири и Арктики.

Первое упоминание о кочах

Существует значительное число популярных изданий, где появление кочей относят к временам Древней Руси. Последовательный анализ источников свидетельствует о том, что впервые в письменных документах «коч» упоминается в английском переводе русского письма 1584 г. одного из находившихся в России английских купцов — Антона Марша, который пытался за спиной своей компании заняться торговлей в Сибири. Он установил деловые контакты с четырьмя промышленниками, знавшими пути в Печору и низовья Оби. В 1584 г. промышленники сообщали Маршу, что готовы отправиться на Обь, для чего им необходимо снарядить два коча (two Cochimaes or Companies), на каждом из которых шли бы по десять человек.[1]

В русских актовых документах «коч» впервые упоминается под 1597 г. в царской грамоте верхотурским воеводам В.П. Головину и И.В. Воейкову о постройке судов для перевозки в Сибирь хлебных запасов и людей:

"...А которым нашим ратным людем итти в Мунгазею, и под тех есте наших ратных людей велели зделать три кочи, распрося вымич ратных людей Васки Тарабукина с товарищи, которым итти в Мунгазею, каковы кочи будет им надобе для морсково ходу«.[2]
Данный документ — пока что самый ранний на русском языке, где присутствует термин «коч». Таким образом, мы не располагаем документами, в которых коч упоминается ранее конца XVI века.

О названии «коч»

Существует ряд предположений о происхождении слова «коч». По мнению этимолога М. Фасмера слово «коч» могло быть заимствовано из ср.-нж.-немецкого kogge, нидерл. kog, kogge и т. д. («ког» — распространенный тип западноевропейского торгового судна); тем не менее, он отмечал, что путь заимствования установить трудно.[3] Современные лингвисты также ставят под сомнение заимствование от слова «ког».

Историк Михаил Иванович Белов (1916-1981) предположил, что «коч» происходит от древнерусского слова «коца» — «покрывало от дождя» или «княжеская одежда». В своей книге М.И. Белов приводит отрывок челобитной холмогорского промышленника Пантелея Орлова по случаю разрушения «коцы — шубы льдяной» на судне, которое прибыло на Новую Землю. Без «шубы льдяной» Пантелей Орлов не представлял себе, как будет возвращаться в Холмогоры. Отсюда М.И. Белов делал смелый вывод, что название поморского судна — коча — генетически связано с его важнейшим конструктивным приспособлением — «шубой льдяной», т.е. второй ледовой обшивкой, расположенной в районе ватерлинии.[4] Следует отметить, что мы предприняли попытку найти этот документ по ссылке М.И. Белова в первоисточнике — в Государственном архиве Архангельской области. К сожалению, найти этот документ по указанной М.И. Беловым ссылке не удалось. Попытка выявить документ по описи также не увенчалась успехом. Таким образом, версия о наличии второй ледовой обшивки и происхождении коча от «коцы» пока поставлена под сомнение.

У В.И. Даля под словом «кочи» значатся «перм. сиб. салазки, для катанья с горки, с катушки». Известны также такие темины, как «кочка» — брашпиль на речном судне или кочет — у В.И. Даля это: «ключ, колышек, всаженный в нашву (борт) лодки, замест оключины; гребь (весло) надевается гужиком (веревчатым кольцом) на кочеток. Кочеты или кочетья также резные столбики в поперечном бревне на барочной корме, куда вставляется потесь, поносное весло, руль».

Возможно происхождение слова «коч» от слова «кочевать» в значении «поездка, путешествие, переселение». Интересно, что в русских дипломатических документах XVII века, связанных с поездками по Европе, часто упоминается слово «коч», «коча», но в значении «конная повозка», а слова «кочер» в значении более привычного для нас слова «кучер». В свою очередь «кучер» — широко распространенное слово в Европе: Kutscher (Kutsche, карета); Coach (англ.), Coche (фр.), Cocchio (ит.) — экипаж, по форме напоминающий раковину; Concha (лат.) — раковина.

Подводя итог, мы пока не можем достоверно ответить на вопрос о происхождении названия судна «коч», есть только более или менее вероятные объяснения.

Изображения кочей

В русских источниках XVII в. изображений кочей не сохранилось.

Важным источником по судостроению в России в XVII в. является раздел «О судах Московитов» в книге Н. Витсена «Старинное и современное судостроение и судовождение» изданной в Амстердаме в 1690 г. Книга богато иллюстрирована, в том числе "на девятой гравюре под литерой A показано, как русские на лодьях в штиль или при ветре идут на вёслах. Под литерой В изображена лодья величиной в 30 или 35 ласт, каковые ходят от Архангельска в Лапландию, как с товарами, так и с рыбой. Под литерой С — судно, называемое Kootsia [коч]. Они приходят от Kotsia [Кожа?], по реке Онеге, в море Belo [Белое], которое против Лифляндии недалеко лежит«.

https://i.imgur.com/fzrGvflm.png
Гравюра из книги Н.Витсена
«Старинное и современное судостроение и судовождение», 1690 г.

Имеется изображение коча и в другой книге Н.Витсена «Северная и Восточная Тартария», Амстердам, 1692 г. На гравюре в центре изображён дощаник, слева — каюк, справа — коч.
https://i.imgur.com/Ukvvp6Dm.png
Гравюра из книги Н.Витсена
«Северная и Восточная Тартария». Амстердам, 1692 г.

Исследование архивных материалов приводит к выводу, что кочи могли сильно различаться в размерах, и зависело это от назначения и места строительства судов.

О размерах кочей, технологии строительства и прочем
Читайте: https://arctic.narfu.ru/ru/main/news/95 … -xvii-veke

+1

136

О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 году из «отписки» (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии.

♦ 03.07. 1648 - из Среднеколымского острога вышли в море семь кочей под командованием Федота Алексеевича Попова и Семёна Дежнёва. Последствием этой экспедиции стало открытие Берингова пролива между Азией и Америкой.

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

Что такое «Коч»?

https://i.imgur.com/ngkPdN1m.jpg

Коч, также кочь, ко́ча, кача, кочма́ра (ср. «кочевать») — русское морское парусно-гребное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, однопалубное, промысловое, размерами меньше ладьи, использовавшееся в XI—XIX веках.

https://i.imgur.com/rW0Q9o4m.jpg

=Spoiler написал(а):

https://i.imgur.com/4h8GXHNm.jpg  https://i.imgur.com/RNUvcoim.jpg. https://i.imgur.com/U3MFgdPm.jpg

+3

137

О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 году из «отписки» (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии.
https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

https://i.imgur.com/2EGVxJkm.jpg. https://i.imgur.com/06WinDem.jpg
Коч
Речное судно.

Мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников, совершавших плавания для отыскания новых земель и островов.

Для плавания в прибрежных морских районах, в частности в Обской губе и других заливах, строились кочи, тип которых проник в Сибирь с побережья Белого моря. Своеобразным типом судна были применяемые на Северной Двине с древних времен “кочневые ладьи”, имевшие по бортам ледовое подкрепление в виде пояса из прочных дубовых досок. Постепенно совершенствуясь в далеких походах в Сибирь, кочневая ладья переросла в новый тип быстроходного парусного судна — коч.
Коч

Приспособленный для ледового плавания коч имел яйцеобразную форму корпуса, благодаря чему при сжатии льдов он “выжимался” на поверхность. Длина коча не превышала 19 м, ширина — 5—6 м, грузоподъемность достигала 30—40 т. Для прибрежного и речного плавания с переходом через волоки строились малые кочи грузоподъемностью 12—15 т. Считалось, что этим судам не было равных по удобству преодоления волоков и плаванию на мелководных морских участках.

В Сибири так же, как и на Волге, дощаник представлял собой плоскодонное судно длиной около 20 м, которое передвигалось с помощью бечевой тяги, весел и парусов, а для плавания в прибрежных морских районах, в частности в Обской губе и других заливах, строились кочи, тип которых проник в Сибирь с побережья Белого моря.

20 июня 1648 года из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу» 6 кочей под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек). Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом. 20 сентября 1648 года кочи Дежнёва, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северо-восточной оконечности Азии - мыса Большой Чукотский Нос.

Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч Дежнёва в октябре выбросило на берег южнее устья реки Анадырь (на Олюторский полуостров). Отсюда Дежнёв с 24 спутниками с большими трудностями добрался до реки Анадырь.

После зимовки к весне 1649 года в живых осталось 12 человек. Во главе с Дежнёвым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659 года Дежнёв занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в Якутск. В 1664 и 1671годах ездил в Москву с «государевой казной» — добытой моржовой костью и пушниной.

О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 году из «отписки» (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии.

+3

138

Парусно-вёсельный флот. Вооружение

Вооружение корабельное
Парусно-весельный флот. Вооружение

Абордаж усиако. Во время боя гребцы верхнего яруса убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы (liburnarii) римского флота. То есть поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки. Византия. Ромея.
Абордаж. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Корвус – абордажный мостик, шарнирно закрепленный на носу судна; он был оборудован острым металлическим крюком в виде вороньего клюва. Поднятый на канате корвус опускался на палубу вражеского судна при абордаже, и по нему нападавшие устремлялись в атаку. Корвус – по латыни «ворон», назван так из-за сходства сцепного устройства с птичьим когтем. Эта конструкция в дальнейшем была использована в средневековых галерах.

Абордажные крючья. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их.

Абордажный мостик. Ворон. Римляне использовали так называемые "вороны" - абордажные мостики. По этим мостикам, которые острым крюком вонзались в палубу неприятельского корабля, лишая его возможности маневрирования, римские легионеры врывались на вражескую палубу и завязывали бой в присущей им манере.

Абордажный трап. В носовой части римской биремы II в. до н.э. располагались характерная для римских боевых судов башня для пращников и абордажный трап-ворон.

Артиллерия. На протяжении 13—14 веков на галеры ставилась лишь одна труба для метания “греческого огня”. Но с середины 15 века к их палубам уже начали приколачивать бомбарды. Пушки в то время наводились только поворотом корпуса судна и имели столь же низкую скорострельность, как и древние огнеметные трубы. Но дальность эффективного выстрела исчислялась уже десятками метров. С начала 16 века артиллерия стала неотъемлемым атрибутом гребного флота. На галиотах (“полугалерах”) обычно имелась всего одна небольшая пушка. Но на “триерах” (галерах с тремя гребцами на весло) ставилось уже по три орудия. Наконец, “двойные галеры” несли по 5 пушек. Кроме этого, на каждом корабле имелось еще 10—20 гаковниц и 2—4 фальконета — легких орудий для стрельбы картечью.

Аутютоны. Ещё в IV веке до н.э. греческие корабли вооружались метательными машинами: катапультами и баллистами (аутютонами). Катапульта выбрасывала крупные камни и металлические снаряды на расстояние в 200 м, баллиста выстреливала копья длиной 4.5 м с железными наконечниками (часто копья пропитывали зажигательной смесью из серы, битума и смолы). Метательные машины помещались за специальными защитными стенками либо закатывались в башни. Через многие столетия судостроение повторит эти конструктивные решения на новом витке спирали развития – в XIX веке барбетные и башенные броненосцы, таранная форма носовой оконечности.

Ахтеркастль когга. Кормовая надстройка когга и шнеккера. Она была конструктивно связана с корпусом. Многие скандинавские суда несли на носу и на корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня – форкастль, кормовая – ахтеркастль). Шнеккеры, известные нынешним историкам следует датировать кон.XIII-нач.XIV вв., поскольку форкастли и ахтеркастли являются сравнительно поздним элементом североевропейской корабельной архитектуры (у норманнских Дракаров, Кнорров форкастли отсутствуют.)

Башня. В носовой части римской биремы II в. до н.э. располагались характерная для римских боевых судов башня для пращников и абордажный трап-ворон. В вооружение триремы входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков.

Ворон. Абордажный мостик. Стандартное вооружение римских кораблей составляли “ворон” и “выстрел”. “Ворон” представлял собой укрепленный на поворачивающейся платформе абордажный трап длиной 10 и шириной 1,8 метра. В бою его поднимали в вертикальное положение и затем “роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк “ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку. Римляне использовали так называемые "вороны" - абордажные мостики. По этим мостикам, которые острым крюком вонзались в палубу неприятельского корабля, лишая его возможности маневрирования, римские легионеры врывались на вражескую палубу и завязывали бой в присущей им манере. Историки утверждают, что ворон был изобретён Гаем Дуилиусом. Ворон впервые появился на римской галере. Он облегчал абордаж вражеского судна. Ворон представлял собой поворотную сходню с шарнирным устройством с одной стороны и острым клювом с другой.

Воронье гнездо. На мачте датского судна XIV в., выше рея, крепили "воронье гнездо" для наблюдателей и лучников.

Выстрел. Стандартное вооружение римских кораблей составляли “ворон” и “выстрел”. “Ворон” представлял собой укрепленный на поворачивающейся платформе абордажный трап длиной 10 и шириной 1,8 метра. В бою его поднимали в вертикальное положение и затем “роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк “ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку. “Выстрел”, по существу, являлся подъемным краном — увеличенным подобием колодезного “журавля”. К стреле мог крепиться крюк, которым срывали башни вражеского судна, или предназначенная для разрушения палуб свинцовая гиря “дельфин”.

Гаковница. На верхней палубе Венецианского галеаса, а также в носовой и кормовой башнях, размещалось 12—14 орудий и множество фальконетов и гаковниц. С начала 16 века артиллерия стала неотъемлемым атрибутом гребного флота. На галиотах (“полугалерах”) обычно имелась всего одна небольшая пушка. Но на “триерах” (галерах с тремя гребцами на весло) ставилось уже по три орудия. Наконец, “двойные галеры” несли по 5 пушек. Кроме этого, на каждом корабле имелось еще 10—20 гаковниц и 2—4 фальконета — легких орудий для стрельбы картечью.

Гарпаг. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их.

Гарпун. Обычная “морского образца” баллиста метала 2-килограммовые стрелы на 1000 метров, но заметный урон вражескому судну такой снаряд нанести не мог. Горшком же с нефтью баллиста могла поразить движущуюся цель только со 100—150 метров. Еще меньшей становилась дистанция стрельбы, если требовалось глубоко вогнать в борт корабля гарпун.

Греческий таран. Во времена Древней Греции углубляются различия между торговыми и военными судами. Военные суда длиной от 30 до 35 м имели таран, повышенную палубу в передней части и единственную мачту. Средняя часть корпуса была низкой, 25 весел на каждой стороне поддерживались вынесенными балками, а два больших кормовых весла служили рулями.

Дельфин. Таран. На греческих кораблях получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их. Особенно успешно дельфины применялись в Липарской битве (260 г. до н.э.). Стандартное вооружение римских кораблей составляли “ворон” и “выстрел”. “Ворон” представлял собой укрепленный на поворачивающейся платформе абордажный трап длиной 10 и шириной 1,8 метра. В бою его поднимали в вертикальное положение и затем “роняли” на палубу вражеского судна. После того, как огромный крюк “ворона” намертво сцеплял корабли, легионеры по два в ряд устремлялись в атаку. “Выстрел”, по существу, являлся подъемным краном — увеличенным подобием колодезного “журавля”. К стреле мог крепиться крюк, которым срывали башни вражеского судна, или предназначенная для разрушения палуб свинцовая гиря “дельфин”.

Картечь. Артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-ХХвв. - снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.

Катастрома. На поздних греческих триерах (IV в. до н.э.) для защиты гребцов от стрел и дротиков устанавливалась легкая палуба – катастрома, на которой располагались воины.

Клотик. На мачте датского судна XIV в., выше рея, крепили "воронье гнездо" для наблюдателей и лучников, клотик мачты обычно венчало изображение креста.

Книпель. Снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полу-ядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью. Книпели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.

Кран. В вооружение триремы входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков.

Ксилокастры. Деревянные башни. Такие башни устанавливались на кораблях; во время боя воины метали с этих башен камни и стрелы на вражеские суда. Для защиты от огня обшивались мокрыми кожами. Византия. Ромея.

Куршейная пушка. На галерах имелись катапульты и другие метательные машины, воины были вооружены “греческим огнем”, стрелами, а позднее и огнестрельным оружием. Затем на смену этому вооружению пришла артиллерия. В носовой части под возвышением палубы, обычно в середине, на куршее, стояла тяжелая пушка, называвшаяся куршейной, и по два небольших орудия по бокам от нее.

Линия баталии. Боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.

Марс. Марсовая площадка. Площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На топах мачт Средиземноморских судов XII - XIV веков устанавливали большие площадки — марсы, предназначенные для размещения стрелков из лука, арбалета, а позднее и огнестрельного оружия. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. В местах соединения мачты и стеньги устанавливались марсы и саллинги. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия. Финикийское торговое судно XVI в. до н.э. имело два прямоугольных паруса — один на грот-мачте с марсом наверху, второй — на наклонном фоке. В X веке до н.э. на финикийской биреме к марсовой дозорной площадке на верху мачты добирались по специальному трапу.

Мортира. Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.

Нос галеры. На носу находилась большая платформа, края которой у бортов повышались. На них размещались солдаты при подготовке к бою. Нос галеры переходил, в похожий набушприт, надводный таран. Подводного тарана не было.

Нос. Передняя часть корпуса, нос корабля, чаще всего заострена, за исключением таких судов, как джонки и баржи, где нос тупой. Варяжские корабли раннего типа представляли собой открытые весельные ладьи, на которые, однако, ставился и парус. Нос и корма значительно возвышались над серединой корабля, носовой и кормовой штевни были подняты особенно высоко. Критский корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил впечатление морского чудовища и должен был устрашать врагов.

Пушки. В России галеры появились при Петре I. Они имели до 50 вёсел и до 20 пушек.

Римский таран. Римские боевые корабли имели грозные тараны, каждый с тремя остриями.

Рострум. В 15 веке до нашей эры жители Крита стали снабжать свои 30-местные лодки подводными таранами — рострумами. Первоначально их функции не имели никакого отношения к боеспособности судна: проломить доски вражеского борта таран крохотного кораблика, конечно же, не мог. Подводный выступ на форштевне всего лишь повышал скорость и управляемость корабля и делал плавание по мелкой волне более комфортным. На севере этот элемент конструкции не нашел применения просто потому, что снабженный тараном корабль начинал “зарываться” носом в высокую волну холодных морей. На реках же и озерах ладья неизбежно собирала бы рострумом центнеры тины, коряг и рыбачьих неводов. Тем не менее, рострум позволил критянам усовершенствовать тактику морского боя. Недостатком ладьи традиционного типа было то, что при сближении с вражеским судном ее скорость и маневренность резко падали: чтобы взяться за оружие, гребцы должны были бросить весла. Если же на борту был еще и десант, то скорость ладьи снижалась, и до абордажа вообще могло не дойти! Критские моряки не отвлекались на то, чтобы взяться за луки и абордажные багры, а на полной скорости врезались в борт вражеского судна. Удар сбрасывал супостатов со скамей-банок на дно их лодки, а если повезет, то и за борт. Протараненная ладья теряла весла, а между досками ее корпуса могли открыться течи. Корабль же, нанесший удар, никакого урона не терпел, так как рострум передавал нагрузку по оси киля. Успех изобретенной критянами тактики навел моряков на мысль создать корабль, действительно способный не “оглушать”, а топить вражеские ладьи таранным ударом. С 12 века до нашей эры у финикийцев, а спустя 300—400 лет и у греков появились пентеконторы (пятидесятивесельники). Эти корабли длиной 30 метров и водоизмещением 30 тонн имели уже не по 15—16, а по 25 весел на каждый борт. Значительно более узкий, чем у шнеки, корпус с очень острыми обводами позволял пентеконторам достигать скорости 17,5 километров в час. Это, в сочетании с увеличенной массой судна, позволяло таранам пятидесятивесельников пробивать борта небольших кораблей.

Таран биремы. Не уступая пентеконтору в скорости и маневренности, бирема могла наносить намного более мощные таранные удары. Тараны одноярусных кораблей не могли пробить ее бортов, поскольку два ряда 4-метровых вёсел биремы легко затормаживали рострум лёгкого пятидесятивесельника до безопасной скорости. Высокая скорость триеры делала 800-килограммовый железный таран триеры страшным оружием.

Таран биремы. Таран биремы крепился к килевому брусу и выполнялся в виде трезубца или кабаньей головы.

Таран греческий. Обязательная принадлежность греческого боевого судна. Он крепился к килю и выполнялся в виде трезубца или кабаньей головы. Назначение тарана – пробивать подводную часть вражеского корабля. Форштевень в верхней части тарана имел клюз, в который заводился прочный трос для соединения нескольких судов при совместной атаке на вражеские суда. В древнегреческом флоте получили распространение разновидность тарана «дельфин», а также абордажные крючья, корвусы и гарпаги. Дельфин представлял собой тяжелый груз на канате, который крепился на выступающей за борт специальной балке и сбрасывался на палубу или днище вражеского судна, пробивая их. У греческой монеры таран имел форму головы дельфина, у греческой триеры он состоял из 2-3 острых наконечников шпагообразной формы. На некоторых триерах ставили железные рогатины над тараном для разрушения надводного борта атакуемого судна. Греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы. Триеры прославились под командованием Фемистокла в Саламинском сражении (480 г. до н. э.), где они разбили персидский флот, несмотря на его превосходство. Оправдали себя высокие скорости и разрушительная мощь металлических таранов. В древности греческие триремы имели бронзовый таран, которым в бою пробивались корпуса вражеских кораблей. Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы.

Таран критский. Критский корабль имел далеко выступающий таран.

Таран критский. Рострум. В 15 веке до нашей эры жители Крита стали снабжать свои 30-местные лодки подводными таранами — рострумами. Первоначально их функции не имели никакого отношения к боеспособности судна: проломить доски вражеского борта таран крохотного кораблика, конечно же, не мог. Подводный выступ на форштевне всего лишь повышал скорость и управляемость корабля и делал плавание по мелкой волне более комфортным. На севере этот элемент конструкции не нашел применения просто потому, что снабженный тараном корабль начинал “зарываться” носом в высокую волну холодных морей. На реках же и озерах ладья неизбежно собирала бы рострумом центнеры тины, коряг и рыбачьих неводов. Тем не менее, рострум позволил критянам усовершенствовать тактику морского боя. Недостатком ладьи традиционного типа было то, что при сближении с вражеским судном ее скорость и маневренность резко падали: чтобы взяться за оружие, гребцы должны были бросить весла. Если же на борту был еще и десант, то скорость ладьи снижалась, и до абордажа вообще могло не дойти! Критские моряки не отвлекались на то, чтобы взяться за луки и абордажные багры, а на полной скорости врезались в борт вражеского судна. Удар сбрасывал супостатов со скамей-банок на дно их лодки, а если повезет, то и за борт. Протараненная ладья теряла весла, а между досками ее корпуса могли открыться течи. Корабль же, нанесший удар, никакого урона не терпел, так как рострум передавал нагрузку по оси киля. Успех изобретенной критянами тактики навел моряков на мысль создать корабль, действительно способный не “оглушать”, а топить вражеские ладьи таранным ударом. С 12 века до нашей эры у финикийцев, а спустя 300—400 лет и у греков появились пентеконторы (пятидесятивесельники). Эти корабли длиной 30 метров и водоизмещением 30 тонн имели уже не по 15—16, а по 25 весел на каждый борт. Значительно более узкий, чем у шнеки, корпус с очень острыми обводами позволял пентеконторам достигать скорости 17,5 километров в час. Это, в сочетании с увеличенной массой судна, позволяло таранам пятидесятивесельников пробивать борта небольших кораблей.

Таран пентекоры. Появление на пентеконторах тарана означает, что в определенный момент противоборствующие города-государства и коалиции Эгейского бассейна приходят к мысли, что хорошо бы топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы. Для боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного противокорабельного оружия, критическими являются следующие факторы: – маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля и стремительный уход из-под ответного удара; – максимальная скорость, от которой зависит кинетическая энергия корабля и, соответственно, мощь таранного удара; – защищенность от неприятельских таранных ударов.

Таран проемболон. Греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы.

Таран римской биремы. Римская бирема II в. до н.э. имела подводный металлический таран.

Таран триремы. В вооружение триремы входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков. Но главным и важнейшим оружием триремы был таран. На уровне воды или над водой на носу триремы находился заострённый брус (таран), который изготавливали из железа или меди. Таран мог быть сделан и из дерева; в этом случае его оковывали железом. Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы.

Таран финикийский. Первые военные финикийские суда имели только один этаж гребцов, они назывались монерами. На носу монер не было тарана. А вот таран впервые начали ставить на двухэтажных судах — биремах. Это призошло в IX-VII вв. до н.э. Идея тарана, безусловно, заимствована у критян. Финикийские биремы восьмого века до н.э., в отличие от бирем 1500-1000 гг. стали снабжаться новым финикийским изобретением – тараном. И уже в конце восьмого века до н.э. также и у греков появились бирема с тараном. Однако таран использовался не только в бою, он также улучшал устойчивость финикийского корабля против бортовых волн, что было полезно в дальних морских путешествиях вдали от берегов, к которым были склонны финикийцы. Тараны одноярусных кораблей не могли пробить ее бортов. Два ряда 4-метровых весел биремы легко затормаживали рострум легкого пятидесятивесельника до безопасной скорости.

Таран. Выступ в подводной части корабля гребного флота.

Таран. Тактический прием морского боя - удар! в борт судна противника своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя. Тактика тарана ставила победу или поражение в полную зависимость от качества подготовки гребцов. Корабль должен был умело маневрировать, молниеносно бросаться вперед и тут же подаваться назад, выдергивая рострум. При близком расхождении с вражеским судном гребцы должны были успеть втянуть весла внутрь корабля, а затем столь же быстро снова вставить их в уключины. Еще более важным было умение сплетать весла в амортизирующую удар вражеского тарана “подушку”. Обычно гребцы не участвовали в абордажном бою, но в крайнем случае могли встать на защиту своей триеры с кинжалами и топориками. После боя эти же топорики служили для исправления полученных кораблем повреждений. До тех пор, пока корабли не стали строиться из железа, подготовка моряка подразумевала и освоение специальности плотника.

Трап подъёмный. Корвус. Римляне усовершенствовали греческую триеру и оборудовали ее подъемным трапом, что называлось корвус для удобства атаки на абордаж. Большой блок обрушивался с высоты на вражеское судно и ломал корпус. Удар этот был потрясающий. Римляне первыми в мире учредили морскую пехоту, которая использовала для абордажа подъемный трап на носу корабля. В случае необходимости трап этот длиной от 6 до 12 метров освобождался от крепления и стремительно падал на палубу вражеского судна. На боевом краю этого трапа было острие, вонзавшееся в палубу противника. Теперь морская пехота могла идти в атаку. Обычно римляне в таких морских сражениях побеждали. Так они разгромили Карфаген и стали господствовать по всему Средиземноморью..

+3

139

ЭКПЕДИЦИИ

Азов. Экспедиция 1696 г. Сражение. Второй Азовский поход был продолжением борьбы России за выход в Азовское и Черное моря. После неудачного первого похода летом 1695 года стало ясно, что без поддержки с моря взять турецкую крепость Азов, закрывавшую выход в Азовское море, невозможно. Поэтому после указа об организации второго похода 27 ноября 1695 года, несмотря на отсутствие верфей, кораблестроителей и моряков, началось строительство флота. Корабли строились в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове, Добром, Сокольске.
К началу второго похода в состав Азовского флота входили 36-пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 23 галеры, 4 брандера, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Адмиралом флота был назначен Ф. Я. Лефорт. После небольших столкновений в устье Дона турки решили послать в крепость подкрепление, но, как только русская флотилия стала сниматься с якорей для атаки, турецкие суда с десантом отошли, не приняв боя.
На следующий день русские войска торжественно вступили в город Взятие Азова укрепило положение России на Азовском море, ускорило заключение с Турцией Константинопольского мирного договора (3 июля 1700 года), по которому Россия освобождалась от уплаты ежегодной дани Крымскому ханству, получала Азов с прилегающими землями и свободу плавания по Азовскому морю.
Африканская экспедиция. Сами египтяне не были великими мореплавателями. Так, фараон Нехо (612 – 576 гг. н.э.), чтобы расширить свои торговые связи, поручил обогнуть Африку финикийцам, которые считались не только хорошими мореплавателями, но и большими мастерами-судостроителями древности.

Гвинейский залив. В 1468 г. португальский моряк Фернандо По на каравеллах достиг Гвинейского залива. Каравеллы могли идти против ветра и научились преодолевать силу пассатов с северо-востока. Ранее эти ветры нередко не позволяли мореплавателям вернуться домой, в Европу.

Гренландия. Норвежские викинги оккупировали север Англии, Исландию и в Х в. под командованием Лейфа Эриксона достигли Канады, точнее — острова Баффин в канадских водах. Они назвали этот остров Хеллуленд. Потом достигли Лабрадора, дав ему наименование Маркленд, а затем добрались и до Ньюфаундленда (этот остров они называли Винленд). И это масштабное путешествие не выглядит просто экспедицией: это была запланированная серия открытий, опирающаяся на багаж опыта прежних плаваний, приведших к открытию Гренландии Эриком Рыжебородым.

Европа. В 836 г. викинги добрались до Лондона, в 845 г. — до Парижа, а потом уже они не один раз бывали и в Париже, и в Лондоне, не пощадили испанские берега и итальянские — тоже. Дошли даже до Константинополя! Дело кончилось тем, что викинги влились в состав тех народов, к которым пришли в свое время как завоеватели. Это положило конец опасности агрессий с их стороны.

Ивлия. Греческая диера. Команда под руководством Игоря Мельника построила античную диеру «Ивлия» и прошла на ней более 5 тысяч миль в Черном, Средиземном морях и в Атлантическом океане.

Индийский поход. Экспедиция 326 г. до н.э. Совершая свой грандиозный индийский поход, Александр Македонский собрал бригаду критских плотников, которые в 326 г. до н. э. построили ему флот из тридцати баркасов и более мелких судов. Флот строился на реке Инд, под руководством критянина Неарха. Построенный флот, состоявший из 150 судов, вышел из устья Инда, имея на борту 5000 воинов. Они прошли вдоль персидского берега и вошли в устье Евфрата, где встали на якоря в 324 г. до н.э.

Китовая бухта. Португальский мореплаватель Диего Као на каравеллах В 1485 г. с помощью Мартина Бехайма из Нюренберга, ученика знаменитого Региомонтануса, преподававшего мореплавание по картам, доплыл до Китовой бухты (сегодня она называется Свакопмунд). Каравеллы могли идти против ветра и научились преодолевать силу пассатов с северо-востока. Ранее эти ветры нередко не позволяли мореплавателям вернуться домой, в Европу.

Колыма. Экспедиция 1641 г. В 1641-44 годах казачий десятник М. В. Стадухин, выйдя из Якутска, достиг реки Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным пунктом для последующих экспедиций. В этом походе участвовал С. И. Дежнёв.

Константинополь. Экспедиция 860 г. Сражение. Морской поход на Константинополь. Этот поход был ответом на грубое нарушение Византией договора о дружественных отношениях "между Русью и Грека". Поводом для похода послужили истязание русских послов и купцов в Константинополе и нападение на рыбаков и промысловиков у острова Березань и на Белобережье (Тендровская коса). Русские воины на 200 (по другим данным на 360) лодьях проникли в Босфор, высадились на берег и в течение недели (18-25.06) осаждали столицу Византии. Положение Константинополя было очень серьезное, так как русские заняли городские предместья. Императору Византии Михаилу III пришлось вступить в переговоры, в результате которого был заключен договор "мира и любви" и получен выкуп 48 тыс. гривен золотом. Так были восстановлены попранные интересы Руси на Черном море.

Крестовые походы. Они растянулись без малого на два столетия. Они дали новый толчок навигации в Средиземном море. Эти походы распространяли технические новинки в области мореплавания, в частности, главную из них — руль с пером, установленный на оси. Эта конструкция пришла из Северной Европы. Со времени первого крестового похода (1096—1099) эти города-республики начали закладывать верфи на оккупированных территориях. По просьбе венецианцев крестоносцы во время четвертого крестового похода в 1204 г. осадили и захватили Константинополь. С этого момента Венеция становится ведущим посредником в торговле между Востоком и Западом, это то положение, за которое шла безуспешная борьба начиная с VII века.

Кругосветка. Вторым кораблем-кругосветником был галион английского пирата Френсиса Дрейка «Золотая лань». Цель его кругосветного путешествия (1577—1580) состояла не только в борьбе с испанскими колониями, в нападении на них там, где они этого менее всего ожидали — на американских берегах Тихого океана, но и в поиске пути в Китай. Когда Дрейк уже вернулся в Англию, испанцы решили положить конец британскому пиратству и снарядили в 1588 году свою «Непобедимую Армаду», двинув ее на Британию. Но Армада погибла в проливе Ла-Манш.

Мелькарт. Финикийский торговый корабль. В 1998 году Центр исследования истории мореплавания построил копию древнего финикийского торгового корабля эпохи первого тысячелетия до н.э. Корабль получил название «Мелькарт» — в честь финикийского бога, покровителя мореплавания.

Месопотамия. Экспедиция Неарха. Выдающимся было плавание из Индии в Месопотамию в 325—324 гг. до н. э. 800 кораблей Александра Македонского под начальством Неарха, которые прошли путь от устья Инда до устья Евфрата вдоль берегов Индии и Персии.

Мыс Доброй Надежды. Португальский навигатор Бартоломеу Диаш в 1487 г. на каравеллах сумел дважды обойти мыс Доброй Надежды, а потом и войти в Лондонский порт. Каравеллы могли идти против ветра и научились преодолевать силу пассатов с северо-востока. Ранее эти ветры нередко не позволяли мореплавателям вернуться домой, в Европу.

Одесса. Греческий полиакр. В 1994 г. Центр исследования истории мореплавания построил корабль-музей Одесса, который представлял собой копию средневекового полиакра. На борту судна расположен музей истории мореплавания и строительства копий старинных судов.

Орешек. Экспедиция 1349 г. Сражение. Освобождение новгородско-псковскими войсками крепости Орешек (Шлиссельбург - Петрокрепость), захваченной в 1348 году войсками шведского короля Магнуса. После осады, начатой осенью 1348 года, новгородцы скрытно прошли на судах по реке Волхов в Ладожское озеро, внезапно напали на шведские корабли, стоявшие у крепости, и разбили их, затем окружили крепость и взяли ее штурмом. Магнус с остатками войск бежал в Швецию. После этого поражения шведские феодалы длительное время не нападали на русские земли.

Очаков. Экспедиция 1545 г. Сражение. Взятие казаками турецкой крепости Очаков. Борьбу за свободный выход в Черное море казаки начали еще в конце XV веке. Сохранились письменные свидетельства об их боях и походах с 1492 года. В октябре 1545 года украинские казаки, выйдя в море на 32 чайках, подошли к крепости Очаков и захватили ее. В походе участвовали казаки из Киева, Брацлава и Черкасс под «старшинством» Исачка из Брацлава, Карпа Мосла, Ивана Держко. В дальнейшем казаки отвоевали у татар и турок земли, которые с незапамятных времен были освоены славянами. Особенно активно действовали запорожские и донские казаки в конце XVI и в XVII веках.

Очарованная страна. Брендан Клонфертский. 484-578. Прозванный Мореплавателем, Путешественником. Ирландский святой монах. Прославился своими полулегендарными поисками Очарованной страны. Св. Брендан известен главным образом своим плаванием к Острову Блаженных (Тир на Ног), в IX веке. Он отправился в плавание по Атлантическому океану с шестьюдесятью пилигримами на поиски Эдема. Это могло случиться примерно в 530 году, еще до его путешествия в Британию. Предполагается, что в своем странствии Брендан видел благословенный остров, покрытый растительностью. Также он встретился с морским чудовищем. Наиболее известное приключение — это его высадка на остров, который оказывается гигантским морским чудовищем по имени Ясконтий. Принято считать, что это плавание — религиозная аллегория. Но не утихают споры по поводу того, было ли оно самом деле, и не был ли Остров Блаженных, которого достиг Брендан, Америкой. Колумб в своих доводах о существовании морского пути через Атлантику в Азию полагался на легенды о св. Брендане. История семилетнего плавания разнеслась по свету, и вскоре в Ардферт стали стекаться толпы паломников и учеников. Как следствие, в течение нескольких лет было построено несколько монастырей — в Галлерусе, Килмалхедоре, Брэндон Хилле, на островах Бласкет — с целью удовлетворить нужды тех,

Пифей. Древнегреческий мореплаватель, астроном, математик и географ. Между 350 и 320 до н. э. совершил самое богатое открытиями морское плавание вдоль части северных и западных берегов Европы. Отплыв из Массилии (теперешний Марсель), он повел свою экспедицию по рекам нынешней Франции, поскольку Гибралтарский пролив был блокирован карфагенянами, не пропускавшими иностранные корабли, особенно греческие. Он плыл на судне, которое французский археолог Лальман назвал «Артемида со стрелой». Из французских внутренних вод он вышел в Атлантику, прошел мимо Англии и вошел в устье Эльбы, пошел к городу Туле (мы до сих пор не знаем, где он находился). Его плавание было столь дерзким, что греки сочли отчет о его путешествиях плодом фантазии, обвинив его во лжи. Пифей открыл острова Зеландия, Великобритания и Ирландия, полуострова Бретань и Скандинавский, моря Северное и Ирландское, пролив Каттегат и Бискайский залив. Питеас вычислил наклон плоскости эклиптики к плоскости небесного экватора, первым указал на связь между движением Луны и приливно-отливными явлениями океана.

Пунт. Экспедиция. Исторически засвидетельствована большая военно-морская экспедиция правительницы Египта Хатшепсут, предпринятая в первой половине XV в. до н. э. Эта экспедиция, которую историки считают также торговой, проследовала через Красное море в древнюю страну Пунт на восточном берегу Африки (это приблизительно современное Сомали). Корабли возвращались тяжело нагруженные различными товарами и невольниками. На стене храма в Фивах сохранились рельефы с надписями, где показана экспедиция в Пунт, направленная в 1517 году до н. э. царицей Хатшепсут. Суда посетили остров Сокотра, пересекли Аденский залив и, двигаясь на северо-восток вдоль аравийского берега, дошли до островов Курия и Мурия у 17°30' с. ш. Исторически засвидетельствована большая военно-морская экспедиция правительницы Египта Хатшепсут, предпринятая в первой половине XV в. до н. э. Эта экспедиция, которую историки считают также торговой, проследовала через Красное море в древнюю страну Пунт на восточном берегу Африки (это приблизительно современное Сомали). Корабли возвращались тяжело нагруженные различными товарами и невольниками.

Таймыр. Экспедиция 1601 г. В 1601-02 годах помор Шубин прошел морем из Северной Двины через пролив Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан город Мангазея. Помор Лука в начале XVII века на нескольких судах спустился по Оби в Карское море и вышел к полуостроову Таймыр.

Фузан. На своих судах китайцы совершали и дальние плавания. До наших дней дошли довольно достоверные сведения о плавании китайцев в заморскую страну Фузан, которая по описанию очень напоминает Мексику. Это было за несколько тысячелетий до н.э.

Хараппские экспедиции. В это же время отличными моряками считались хараппанцы — народ, живший в бассейне реки Инд. Путешественники и торговцы, они первые освоили прибрежное судоходство по Аравийскому морю и Оманскому заливу, в широтном направлении — в зоне периодической смены ветров, дующих перпендикулярно берегу, т. е., по сути, они открыли Индийский океан от устья Инда на запад на протяжении 1500 км. Можно предполагать что они продвинулись и дальше, до южной оконечности полуострова Индостан, и к югу от него открыли остров Ланку (Шри-Ланка). Интересен факт, что для навигационных целей хараппанцы использовали специально тренированных птиц и имели четкое представление о муссонах.
Цареград. Экспедиция 907 г. Сражение. Морской поход киевского князя Олега в Византию для защиты торговли и рыболовства на Русском (Чёрном) море. Летопись рассказывает, как "иде Олег на Грекы", взяв с собой союзников - "множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы" - и "на конях и на кораблях" "приде к Царюграду". Когда греки преградили путь по Босфору, Олег велел поставить лодки на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в бухту Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9.911 года, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, "а в корабли по 40 мужь". Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

Чукотка. Экспедиция 1648 г. Открытие С.И. Дежневым пролива, отделяющего Азию от Америки (Берингова пролива). 20 июня 1648 года из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу» 6 кочей под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек). Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом. 20 сентября 1648 года кочи Дежнёва, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северо-восточной оконечности Азии - мыса Большой Чукотский Нос. Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч Дежнёва в октябре выбросило на берег южнее устья реки Анадырь (на Олюторский полуостров). Отсюда Дежнёв с 24 спутниками с большими трудностями добрался до реки Анадырь. После зимовки к весне 1649 года в живых осталось 12 человек. Во главе с Дежнёвым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659 года Дежнёв занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в Якутск. В 1664 и 1671годах ездил в Москву с «государевой казной» — добытой моржовой костью и пушниной. О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 году из «отписки» (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии. В 1758 году Академия наук и художеств опубликовала сообщение о походе С. И. Дежнёва, о котором М. В. Ломоносов в 1763 году написал: «Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой». В 1898 году по ходатайству Русского географического общества мыс Большой Чукотский Нос был переименован в мыс Дежнёва.

Шумерские экспедиции. Шумерское судостроение было высоко развито. Об этом говорят дальние плавания не только на восток, в Индию, но и на запад, к Африканским берегам. Шумеры и их наследники в Месопотамми научили египтян пользоваться парусом.

Экватор. Португальский мореплаватель Диего Као в 1482 г. на каравеллах пересек экватор в поисках устья реки Конго. Каравеллы могли идти против ветра и научились преодолевать силу пассатов с северо-востока. Ранее эти ветры нередко не позволяли мореплавателям вернуться домой, в Европу.

Якутия. Экспедиция 1610 г. В 1610-40 годах русские совершили ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали Илимск и Якутск.

+1

140

Барк - это тип парусного судна с тремя или более мачтами и грот-мачтами, установленными квадратно, и только бизань (самая задняя мачта), установленная спереди и на корме. Иногда бизань-мачта оборудована лишь частично в носовой и кормовой частях, а над ней установлен квадратный парус.

https://i.imgur.com/VqpLOVcm.jpg
«Памир» под парусами в октябре 1949 года

«Памир» — немецкий четырёхмачтовый барк постройки 1905 года; последний корабль, совершавший торговые рейсы, огибая мыс Горн; один из двух последних парусных кораблей в регулярной коммерческой эксплуатации; 21 сентября 1957 года попал в ураган Карри и затонул у Азорских островов.

https://i.imgur.com/peRNNr4m.jpg
Последнее плавание

+3


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Лодки, водные каналы, судоходство. 325 лет российскому флоту