Отзывы о фильме
1
Итак, Рига, межвоенные годы. Юная Элза никак не может найти работу. Она из бедной семьи, которой едва удалось наскрести денег на обучение дочки в гимназии. И вот - все зря. Работы нет. Денег нет. А вокруг - сплошные соблазны. Яркие витрины, в которых выставлены шелка и меха, кружева и сумочки. Господа в костюмах-тройках, вальяжно сидящие в ресторанах, дамы в модных туалетах, фланирующие по улицам. Но все это не для бедняжки Элзы. Вот уже 2 года обивает она пороги учреждений, пытаясь устроиться секретаршей или бухгалтером... И вот тут у меня лично возникает вопрос: а так ли хороша главная героиня? Ибо вполне взрослая девица уже 2 года сидит на шее у родителей, не пытаясь ни вернуться на ферму и работать там, ни сбавить гонор и устроиться уборщицей или служанкой в городе.
Но вот наконец - удача. Одноклассник знакомит ее с прокурором Страуюпсом, а тот дает указание принять ее на должность регистратора в суд. Дальше - больше. Элзу берут в магазин в качестве манекенщицы. Демонстрируя наряды, она обращает на себя внимание богача Киккулиса. Автомобиль-ресторан-загородные поездки-приятные подарки... Ни от чего из этого Элза не отказывается. Зачем? О том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и то только для второй мышки, девушке, видно, в голову не приходит. Хотя, по идее, дурой она не выглядит. Но Киккулис честен. Он не затсакивает Элзу в постель, как своих предыдущих пассий, а предлагает ей руку и сердце. И девушка соглашается. Ведь это так приятно: быть богатой. И ничего, что в деревне ждет ее Янис, первая любовь...
Брак по расчету - это в некотором роде сделка. Обычно одна сторона (чаще всего мужчина, но бывают исключения) предлагает деньги, положение и заботу, а вторая предоставляет красивую внешность, молодость, уважение и верность. Да, если брак не открытый, то верность - это одна из обязательных составляющих. И, собственно, немало счастливых браков построено именно на таких условиях. Но Элза хочет и рыбку съесть, и хвостик не замочить. Деньги мужа ей нравятся, но не меньше ей нравится местный Аполлон с внешностью Ивара Калныньша...
В общем, Элза - девица весьма сомнительного поведения и особой жалости не вызывает. Особенно у тех, кто, как я, пережил 90-е годы и знает, что такое нищета, поиски работы и неуверенность в завтрашнем дне. Возможно, во времена СССР этот персонаж воспринимался советскими гражданами иначе, но не сейчас. Поэтому сочувствовать ей сложно, ибо в своих проблемах виновата она сама, а не буржуазный строй, который старательно обличает режиссер.
Актерские работы в фильме неплохие, но именно неплохие, прорывов нет. Так что в результате мы имеем весьма средний фильм о семейной жизни в страшном капиталистическом мире. До чего-то большего лента не дотягивает. Надо было быть Висконти, чтобы на примере семьи фон Эссенбеков показать гибель Германии. У Цилинского это не получилось, несмотря на пару интересных, но вторичных сцен в начале (прием впервые примененный в ленте "Летят журавли") и в конце фильма.
И все же я бы посоветовала бы фильм посмотреть. Почему? Он весьма зауряден, но много вы знаете фильмов о жизни в буржуазной Латвии, причем показывающих не рабочих, а сливки общества? То-то и оно.
2
Мировой экономический кризис, сотрясавший Америку и Западную Европу в начале 30-х годов, затронул и маленькую независимую Латвию. Заводы и фабрики сокращали производство или закрывались совсем, увольняя рабочих сотнями. Повальная безработица заставляла людей сутками простаивать в очередях у биржи труда в тщетной надежде получить хоть какую – то работу. Газеты каждый день сообщали о банкротстве новых промышленников и банкиров, арестах биржевых спекулянтов, кризисе производства и сельского хозяйства, падении рождаемости. Этому тяжелому периоду в истории молодой республики посвящен, например, один из самых известных романов Вилиса Лациса «Бескрылые птицы», а так же роман «Ранняя ржавчина» Элины Залите, по мотивам которого Гунар Цилинский и снял этот фильм, сыграв в нем и одну из главных ролей.
Кутаясь в старенькое и ветхое пальто, которое не брал уже ни один ломбард, Элза брела по брусчатой мостовой одной из узких улочек Старой Риги. Она приехала из провинции в столицу, надеясь найти работу, как и сотни других девушек. Но её диплом об окончании гимназии ничего тут не значил, как и законченные бухгалтерские курсы, а так же курсы машинисток. Чтобы получить место, нужен был хотя бы двухлетний опыт работы. Но где его взять, если на работу без стажа не берут? А за стеклами витрин дорогих магазинов манили к себе красивые платья, меха, бриллианты, изящные шляпки и сумочки. Все это было у других. Разве вон у той дамы, за ресторанным столиком, под шляпкой мозгов больше, чем у неё? Нет, ведь Элза была лучшей в классе по математике! Считать она умела. И она тоже хотела быть богатой, ездить в дорогой машине, носить изящные украшения, путешествовать по всему миру, а не жить в нищете, уже в тридцать лет став высушенной старухой от тяжелой работы на хуторе, как её мать. Ну почему в этой жизни везет всегда кому – то другому?! Она молода, красива, у неё хорошая фигура, на ней замечательно сидит дорогое пальто, которое она может себе позволить лишь померять. Зависть маленьким ржавым пятнышком грызла её душу. И вдруг судьба улыбнулась ей: одноклассник устроил машинисткой в контору самого влиятельного в Риге прокурора Страуюпса. Подрабатывая манекенщицей, она познакомилась с одним из самых богатых людей в Латвии – фабрикантом Киккулисом. Он говорил, что готов бросить весь мир к её ногам. И предложил стать его женой. Так начался её путь в высшее общество, к желанному богатству.
Элзе много раз пришлось делать выбор на этом пути. И каждый раз ей приходилось что – то предавать в себе, в своих взглядах, чем – то платить за то, чтобы получить желаемое. Выбор больше походил на торг. Ведь не зря слова «предавать» и «продавать» так созвучны. Ржавчина все больше разъедала её душу, и выбирать становилось все легче. Сначала между старым, но богатым Киккулисом и Янисом, парнем, с которым она училась вместе, и счастливая целовалась среди травы, но у которого не было ничего, кроме любви.
Любовь против денег, какой банальный выбор. «Честью своей дыру в кармане на залатаешь» - говорила её мать. И вот она уже венчается с богатым стариком, а Янис, стоящий среди гостей, смотрит на неё мертвыми глазами. Теперь у неё есть наряды, машина, бриллианты. Но за все это нужно платить. А идти каждый вечер в постель, как на плаху, оказалось выше её сил. Для того, чтобы сделать еще шаг наверх, в избранное общество, пришлось отказаться от многого в себе, стать другой. Ведь главное – это витрина, а что за ней – не имеет значения. И таких шагов - сделок с собой было еще много. И каждый шаг вверх, стоивший так дорого, на самом деле оказывался в конечном итоге шагом вниз, в бездну. Бедная, наивная провинциалка, считающая, что красота и молодость дают ей возможность управлять мужчинами, самой решать, кому она улыбнется, а кому даст пощечину… Она была лучшей по математике и хорошо умела считать. Но мужчины считают ещё лучше. И лучше владеют стратегией. Этот мир создан мужчинами и для мужчин, и они далеко не так глупы, как иногда кажется женщинам. Разве иначе они владели бы этим миром, к которому женщина должна лишь приспосабливаться? А слова любви – лишь сладкая приманка. У каждого из мужчин была своя игра, в котором Элза была лишь пешкой, расходной фигурой. Мужу нужна была простушка, которая обойдется недорого, но на неё можно переписать имущество и спастись от банкротства в это неспокойное время. Прокурор Страуюпс – он просто вольный охотник, ведь он дал Элзе работу, а значит, она должна заплатить, она - добыча. Итало, красавец, вскруживший голову окунувшейся в страстный и запретный роман Элзе, оказался сыном её мужа. Его письма, полные любви и грусти, с обязательной припиской послать ему денег. Такой красивый роман, нужный Итало лишь для того, чтоб не терять из виду скорое наследство, от которого папаша держал его подальше. Мужчины просто манипулировали ею, подталкивая к нужному им выбору, пока Элза считала, что все решает сама, ведь она молода, умна и красива.
Она даже не заметила, как корысть ржавчиной съела её душу, её жизнь, её саму.Одна из многих историй, которая никого и ничему не научит. Сколько еще бедных провинциалок, стоя перед сверкающими витринами модных бутиков и ювелирных магазинов, уверены в том, что их ум и красота сразят любого миллионера. И за одну только её улыбку он пойдет за ней на край света и бросит весь мир к её стройным ногам. Ведь мужчины настолько глупы, правда? 8 из 10
3
Этот фильм - один из прекраснейших жемчужин латвийского кинематографа, в то время - советского. История бедной Элзы, которая вроде и по нужде, но всё же по собственному желанию, выходит замуж за престарелого, но богатого Кикулиса не нова, но местами трогает до глубины души...В моей школе книга Элины Залите, по которой поставлен фильм, входит в обязательную литературу и думаю, что не зря. Хотя фильм и отличается от книги, в основном заключением и строением, это совсем его не портит. На протяжении всего фильма к Элзе испытываешь двоякие чувства, с одной стороны её искренне жаль - такая молодая и красивая девушка должна жертвовать собой ради того, чтобы выжить во время кризиса и безработицы, но с другой стороны - не особо она и страдает, у неё теперь есть всё, чего она только не пожелает, кроме любви... Как обычно получается - Элза старого Кикулиса не любит, а любит ли он её - тоже вопрос, возможно она просто очередная красивая кукла, которой можно похвастаться и заставить завидовать своих таких же старых и похотливых друзей... Но всё меняется, когда Элза знакомится с прекрасным Итало (в исполнении Ивара Калниньша). Она попадает в омут страсти и любви вопреки такому замужеству, ведь Итало сын Кикулиса, хоть и не родной. С этого момента страсти начинают накаляться...Это прекрасное кино, получившее несколько наград, в том числе и в Душанбе...10 из 10