"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Театр, 1978. Рижская киностудия. Подробности о фильме


Театр, 1978. Рижская киностудия. Подробности о фильме

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Театр, 1978. Рижская киностудия

Один из самых известных фильмов киностудии был снят по роману Сомэрсета Моэма. Он был удостоен Государственной премии Латвийской СССР и национального приза «Большой Кристап». Он снимался к 50-летнему юбилею блистательной Вии Артмане, сыгравшей главную роль, а в кадре можно увидеть композитора Раймонда Паулса в образе пианиста, Ивара Калнынша, Гунара Цилинского, Эльзу Радзиню и других талантливых актёров.

Сюжет

Великая актриса Джулия Ламберт внезапно понимает, что она, увы, стареет. Что может помочь женщине, у которой есть абсолютно все? Только новая любовь. И Джулия влюбляется в первого встречного: в амбициозного молодого человека, у которого за душой ни гроша. Так начинается новая жизнь - новый роман и новые слезы.

Режиссёр фильма: Янис Стрейч

Советский и латвийский киноактёр, режиссёр театра и кино, киносценарист. Один из самых ярких представителей среднего поколения режиссёров Латвии.
Родился: 26 сентября 1936 г. (85 лет), Анспоки, Латвия

0

2

0

3

Режиссёр Янис Стрейч
https://www.kino-teatr.ru/acter/album/4135/291752.jpg

Окончил режиссёрское отделение Латвийской государственной консерватории (1963). Работал ассистентом у режиссёра Рижской киностудии Александра Лейманиса, бывшего его педагогом во время учёбы в консерватории.

За долгую карьеру участвовал в разных качествах, более чем в 30 кинопроектах: был ассистентом, вторым режиссёром, художественным руководителем, педагогом, режиссёром-постановщиком, сценаристом и актёром.

Во всесоюзной системе кинопроизводства было только два режиссёра из Латвии с высшей профессиональной категорией — Янис Стрейч и Алоиз Бренч.

Самый известный фильм режиссёра — «Театр», в котором сыграла одну из своих лучших ролей Вия Артмане.

В последние годы пробовал свои силы как художник. В 2004 году в Доме Черноголовых прошла его персональная выставка, на которой к показу были подготовлены выполненные в технике пастели картины.

В 1991—1995 гг. — председатель Союза кинематографистов Латвии. Педагог Латвийской академии культуры. С 1999 года — почётный член Академии наук Латвии. Был председателем Рижского Латышского общества.

Личная жизнь

Женат на Вилде Стрейч, дети — сын Марис и дочь Виктория. Второй его сын, режиссёр Кристап Стрейч, трагически погиб.

Признание и награды

За достижения в области культуры награждён высшей наградой Латвии — орденом Трёх звёзд (1998).

Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1976).

Неоднократный призёр и победитель всесоюзных кинофестивалей. Лауреат премии Ленинского комсомола Латвии (1976, за фильмы: «Верный друг Санчо», «Мой друг — человек несерьёзный»). Пять раз награждался национальной кинопремией «Большой Кристап». Обладатель международных призов за фильмы «Дитя человеческое» и «Жернова судьбы». Специальный диплом и награду Международного кинофестиваля Евразии получила лента «Мистерия старой управы» (2004).
https://sun9-7.userapi.com/5GtRxudjvf7KLGHLvG6WOrwyqHd7lj1qPlpq9Q/9aYlByfc6Uc.jpg

Режиссёр и сценарист

1967 — Часы капитана Энрико / Kapteiņa Enriko pulkstenis — режиссёр
1969 — Мальчишки острова Ливов / Līvsalas zēni — режиссёр, сценарист
1970 — Стреляй вместо меня / Šauj manā vietā — режиссёр
1972 — Илга-Иволга / Vālodzīte — режиссёр
1974 — Верный друг Санчо / Uzticamais draugs Sančo — режиссёр
1975 — Мой друг — человек несерьёзный / Mans draugs — nenopietns cilvēks — режиссёр
1976 — Мастер / Meistars — режиссёр
1977 — Эта опасная дверь на балкон / Šīs bīstamās balkons durvis — сценарист
1978 — Театр / Teātris — режиссёр, сценарист
1979 — Незаконченный ужин / Nepabeigtās vakariņas — режиссёр
1981 — Помнить или забыть / Atcerēties vai aizmirst — режиссёр
1981 — Лимузин цвета белой ночи / Limuzīns jāņu nakts krāsā — режиссёр
1983 — Чужие страсти / Svešās kaislības — режиссёр, сценарист
1985 — Свидание на Млечном пути / Tikšanās uz piena ceļa — режиссёр
1986 — В заросшую канаву легко падать / Aizaugušā grāvī viegli krist — режиссёр, сценарист
1989 — Песнь, наводящая ужас / Carmen Horrendum — режиссёр
1991 — Дитя человеческое / Cilvēka bērns — режиссёр, сценарист
1997 — Жернова судьбы / Likteņdzirnas — режиссёр, сценарист
2000 — Мистерия старой управы / Vecās pagastmājas mistērija — режиссёр, сценарист
2002 — Ипполит (ТВ) / Ipolits — режиссёр, сценарист
2002 — Ночной сторож и прачка (ТВ) / Naktssargs un veļas mazgātāja — режиссёр, сценарист
2004 — Осенние розы / Rudens rozes — режиссёр, сценарист
2010 — Наследие Рудольфа / Rūdolfa mantojums — режиссёр

0

4

В основу сценария положен известный роман английского писателя Сомерсета Моэма «Театр». Главная героиня истории – актриса Джулия Ламберт (Вия Артмане), звезда лондонских театральных подмостков. Она прошла долгий путь от провинциальной сцены до мировой известности, достигла вершин профессионального мастерства. Ее образу жизни позавидуют многие: у нее прекрасная репутация, успешная карьера, счастливый брак с коллегой и режиссером Майклом Госселином (Гунар Цилинский) и взрослый сын Роджер (Петерис Гаудиньш). 
https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-3.jpg

И все же Джулия не совсем счастлива. Страсть к мужу давно прошла, сменившись снисходительностью и легким презрением. То же отношение у актрисы и к остальным мужчинам. Так поначалу было и с молодым бухгалтером Томом Феннелом (Ивар Калныныш), ярым поклонником ее таланта. Однако через какое-то время робкий, на первый взгляд, Том увлекает Джулию и становится ее любовником. В размеренную и спокойную жизнь актрисы возвращается страсть и восторг любви, но в то же время ее мучает ревность и переживания об уходящей молодости.

Отношения с Томом наносят удар репутации Джулии. Со временем она вынуждена признать, что Феннел ее не любит, а лишь пользуется положением, чтобы закрепиться в мире богемы и аристократии. Последним ударом становится известие о романе Тома с молоденькой бездарной актрисой Эвис Крайтон (Майя Эглите).

0

5

Честный "Театр" Вии Артмане - великой, блистательной, неподражаемой

https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-1.jpg

Успех экранизации романа Уильяма Сомерсета Моэма "Театр", впервые показанной в 1978 году, был бешеным. Ленту сначала предполагали снимать в Англии, но выделенный бюджет был весьма невелик. Союзным студиям часто приходилось выкручиваться, так что режиссер Янис Стрейч не слишком горевал и решил, что латвийская столица ничуть не хуже британской. Прибалтийским кинематографистам малыми средствами непостижимым образом всегда удавалось придать "западный" лоск своим картинам.

=Spoiler написал(а):

https://ic.pics.livejournal.com/dem_2011/43055606/1699668/1699668_original.png

Вия Фрицевна А́ртмане (полное имя Алида-Вия, латыш. Alīda Vija Artmane; 21 августа 1929, с. Кайве, Туккумский уезд, Латвийская Республика — 11 октября 2008, Стренчи, Валкский район...

Стиль всему фильму задает блистательная Вия Артмане. Артистка создала образ поистине великий - она и мудрец в юбке, и страстная женщина, и коварная изобретательная мстительница. Как сама Артмане говорила о своей героине - гениальной актрисе Джулии Ламберт,

=Spoiler написал(а):

https://image3.thematicnews.com/uploads/topics/preview/00/19/00/31/aa7c7e570b.jpg

Vija Artmane (Вия Фрицевна Артмане) в роли Джулии Ламберт

Вия Артмане о своей героине в фильме «Театр»: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но прежде всего, Джулия — человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».

Фильм «Театр" стал своеобразным бенефисом королевы латвийской сцены и экрана. Часто эту роль называют подарком студии к 50-летию Вии Фрицевны. По нашему глубокому убеждению, всё наоборот - ее великолепная Джулия - подарок нам, зрителям.

Партнеры по съемочной площадке составили прекрасную оправу сиянию ослепительной актрисы. В своей книге "Моя молодость - СССР" актер Ивар Калныньш, исполнитель роли молодого Тома - увлечения Джулии, вспоминал, что именно этот фильм стал поворотным в его карьере. А слухи, что его, якобы, активно протежировала Артмане, - выдумка чистой воды. Публика зачем-то перенесла любовную линию героев фильма на жизнь актеров.

0

6

http://www.freecity.lv/userfiles/else/s/1463746337_20160520151217.jpg
Вия Артмане и Ивар Калныньш в фильме «Театр».

В Латвии – год Стрейча: осенью пять лет назад ему исполнялось 80. Вероятно, это самый знаменитый режиссер латвийского художественного кино.

Его «Театр» – по Моэму – стал наиболее британской картиной на советском ТВ и разошелся на цитаты. Публикуем вторую часть интервью, которе у Стрейча взял креативный редактор "Собеседника" Дмитрий Быков.

«За словами мы прячемся от жизни»

Ромм говорил, что режиссером может быть любой, кто не доказал обратного. Есть какие-то черты, без которых режиссера не бывает?

Конечно. Первая: чувство кино. Чувство жизненной правды. Как у Станиславского в театре: способность чувствовать органику жизни, то, что за словами. Словами мы выстраиваем ту реальность, которая нас устраивает, уговариваем себя. А за ними, за второй сигнальной системой, которую мы сами создали, чтобы прятаться от реальности, лежит настоящее, и его-то надо видеть, если вы хотите снимать кино. Второе требование: вы должны чувствовать себя создателем маленькой модели мира. А для этого должны твердо знать, чего хотите. Если знаешь, сам Бог помогает, посылая случайности, которые способен оценить только знающий. И третье: режиссер должен уметь смотреть на себя и свою работу чужими глазами. Лучше бы – нелюбящими глазами. Абсолютный закон кино – единоначалие.

Диктатор вы.

Абсолютный. Искусство тем и отличается от жизни, что в искусстве это на пользу.

Но к совету прислушаться можете?

Всегда! В выборе актера у меня самый большой авторитет – женская часть киногруппы. Это я перенял от японцев. Якобы их правило, что кино надо делать для женщин. Но при выборе героини последнее слово за оператором. И мужчины тоже влюбляются не менее страстно.

«Театр» – это трагедия актрисы без автора»

У вас очень разные картины, но все отличаются математической стройностью, редким формальным совершенством: это тоже дух Европы?
Форма нужна только потому, что помогает с другой стороны подойти к содержанию, развязать узел, который у вас на уровне сюжета не развязывается. Вот не знаете вы, как выстроить картину, и тогда придумываете прием, и вокруг него все постепенно выстраивается. Честно вам скажу: я не хотел снимать «Театр».

Быть не может. Это же, по мнению большинства, ваша главная удача.

Этого никто не предполагал, я наотрез отказался от него. Мне после фильма «Мой друг – человек несерьезный» хотелось делать современную драму, про то, как прибалтийская семья переезжает на юг. Писать ее я поехал в Пицунду – и, как Шурик, изучая местный колорит, так увлекся, что только к концу срока вспомнил, зачем я в Грузии. Была мрачная ночь, полная мук совести, и вот в таком состоянии меня посетило вдохновение – я понял, как делать «Театр». Ужас превратился в радость творчества. А дальше началась дружба с Моэмом: я, конечно, «Театр» читал – еще в старом, довоенном рижском издании, и впечатления о нем у меня были самые смутные. Пошлятина, банальный любовный треугольник, стареющая актриса... кстати, не такая уж и стареющая, поскольку в романе ей всего-то 37 лет, столько, сколько сейчас моей дочери. А мальчику там вообще 17 – я обоих состарил, потому что иначе это уже какая-то педофилия. Я стал думать: на основании чего, собственно, мы так уверены, что Джулия Ламберт – великая актриса? Как это показать? И тогда мне явилась эта идея – ввести туда автора, он бы нас знакомил с обстоятельствами, разъяснял бы причины... Скажем, Джулия, брошенная молодым любовником, в отчаянии соблазняет своего старого поклонника. А он уже импотент, и как читателю это понять?

Тогда автор из соседней комнаты ей кричит: «Джулия, вспомните, сколько ему лет!»

В общем, постепенно у меня стал вырисовываться сюжет: это история совсем не о треугольнике. Это гордость человека труда. Любовник унизил не женщину, а талант, Божий дар. А отчаяние актрисы – от отсутствия автора, потому что она привыкла произносить чужой текст, а тут надо произносить собственный. Вот про этот ужас актера без автора и про гордость таланта я и стал снимать; и увлекся так, что однажды сказал в телефонную трубку: «Моэм слушает». И сам этого не заметил. Честно говоря, теперь, через 37 лет после фильма, я взялся перелистать роман и жутко удивился. Я не нашел в нем некоторых сцен: оказывается, я их придумал, а мне казалось, что всегда так было...

Скажите уж правду наконец: был роман между Артмане и Калныньшем?

Бог мой, нет, конечно! Артмане была трудяга, актриса железной самодисциплины, у нее на съемках не то что романов – дружб не было.

Но вообще у вас получилась очень утешительная картина для всех сколько-нибудь одаренных людей: в жизни мы можем терпеть поражения, а в искусстве берем реванш...

Вот спасибо вам. Жизнь прожита не зря. Оно, конечно, все наши влюбленности, удачи, неудачи переплавляются в искусство. Я снимал «Театр» в трудное для себя время. У меня разваливался неудачный брак. И вдруг я встретил студентку из Вильнюса, младше меня на девятнадцать лет. Фильм создался на волне нашей любви и скандалов вокруг нас. Сейчас нашей дочери, как я сказал, уже тридцать семь. Эта картина, по сути, подарила мне жену, привела мою жизнь в гармонию. И не надо думать, что искусством можно заменить счастье.

0

7

Фильм «Театр» режиссера Яниса Стрейча стал одним из самых известных проектов Рижской киностудии, когда решили в качестве бенефиса к 50-летию Вии Артмане сделать экранизацию романа Сомерсета Моэма, напечатанного в 1937 году. Надо сказать, что  при этом режиссёр шел на определенный риск, так как историю о стареющей актрисе и ее молодом любовнике могли запретить в любой момент.
https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-2.jpg
Кадр из фильма
Театр» стал для Ивара Калныньша судьбоносным и мог стать роковым одновременно
Кинодебют Ивара Калныньша состоялся еще в 1972 г. и к моменту съемок в «Театре» в его фильмографии было уже больше 10 работ. Но дорогу к славе ему открыл именно этот фильм – после роли Тома Феннела он стал знаменит во всем СССР. Однако эта популярность сыграла с ним злую шутку: после «Театра» актер надолго «застрял» в амплуа героя-любовника и коварного соблазнителя. Ни режиссеры, ни зрители не хотели замечать других красок его актерского таланта.

https://cdni.rt.com/russian/images/2018.07/article/5b5ed31e183561b2698b45d6.jpg
Кадр из фильма
По тем временам фильм действительно был слишком смелым, о чем рассказывал Ивар Калныньш: «В какой-то момент мы осмелели настолько, что сняли два варианта сцены, в которой мой Том Феннел выходит из ванной навстречу Джулии, которую играла Вия. По сюжету с моих плеч спадало полотенце. Так вот, в первом варианте, который мы для себя назвали «шведской эротикой», полотенце падало на пол, и в кадр попадала моя голая попа. А второй вариант – «польский» – был более целомудренным, я успевал подхватить полотенце и показывал только спину. Я легко согласился играть эту сцену – и с полотенцем, и без него, потому что я совершенно не стеснялся Артмане».ш

https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-9.jpg
Кадр из фильма

Статус героя-любовника тяготил Калныньша, он говорил: «Это амплуа меня буквально преследовало и в театре, и в кино, где после «Театра» я снялся в нескольких салонных историях: «Сильве», «Зимней вишне». Но, слава Богу, я смог оторвать эту этикетку, доказал и зрителям, и режиссерам, что способен не только разъезжать в каретах. Сыграл более чем в 70 фильмах – мелодрамах, боевиках, детективах, даже комедиях».

Отдавая должное этому фильму, Инвар до сих пор подчеркивает, что без этой роли любовника не состоялась бы его актерская судьба.

0

8

Интересные факты

Если с выбором главных героев проблем не было, то с остальными персонажами возникли определенные сложности.

https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-15.jpg

Руководство предлагало свою кандидатуру на роль служанки, но режиссер настоял на том, чтобы утвердили непрофессиональную актрису, реквизитора Рижской киностудии Илгу Витолу – она настолько внешне попадала в типаж, что никто другой не мог с ней конкурировать.
https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-16.jpg
Илга Витола в роли служанки | Фото: kino-teatr.ru

Во многих советских фильмах прибалтийских актеров озвучивали русские коллеги – по мнению руководства, герои должны были говорить без акцента. Так произошло и с фильмом «Театр»: героиню Вии Армане Джулию Ламберт озвучила Антонина Кончакова, служанку Илги Витолы – Римма Маркова, лорда Таммерли – Игорь Ясулович, героя Ивара Калныньша – Сергей Малишевский (во многих следующих фильмах он озвучивал своих героев сам, как, например, в «Зимней вишне», и фирменный акцент стал его визитной карточкой).

https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-10.jpg
Вия Артмане в фильме *Театр*, 1978 | Фото: sboy.net

Бюджет фильма был ограничен, и хотя режиссеру удалось убедить руководство Центрального телевидения увеличить его вдвое, денег все равно не хватало. И вместо задуманных 30 костюмов для главной героини пошили только 6. Однако художник по костюмам нашла выход из положения: в тех сценах, где героиню Вии Артмане снимали только по пояс, она просто драпировала ее фигуру в разные ткани.

https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-17.jpg
Раймонд Паулс в фильме *Театр*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Одной из составляющих успеха фильма была не только великолепная актерская игра, но и музыка, написанная Раймондом Паулсом. К тому же режиссер уговорил его сняться в эпизодической роли пианиста.
https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-18.jpg
Янис Стрейч и сам исполнил одну из ролей в своем фильме – он предстал перед камерой в образе автора.

0

9

Отзывы из Интернета

Легко и непринужденно Джулия Ламберт в самом начале ленты разрушает четвертую стену. Перед нами предстает человек преданный своему ремеслу. Преданный настолько, что театр забирает у нее чувство реальности. Именно поэтому так сложно отделить, что думает, а что играет наша героиня.

Однако такая история не стала бы интересной без филигранной режиссуры Яниса Стрейча. Вместо тяжелых психологических поисков он поставил на легкость и увлекательность. Там, где предполагается напряжение Стрейч выделяет иронию, где можно всплакнуть - герои утомленно улыбаются. Такой подход дополняет замечательную историю Моэма.

В отличие от других экранизаций Стрейч расставляет акценты достоверно. Не в романе пожилой актрисы с молодым человеком дело. Не либидо является ее движущей силой. Вовсе не из-за плотских страстей Джулия Ламберт призывно ходит по улице, где мужчины приглашают незнакомых дам за плату скоротать вечер. Кстати, этот эпизод не включил в свою экранизацию Иштван Сабо, поскольку такой момент при линейной трактовке Джулии позволил бы заклеймить ее как нимфоманку и исследовать исключительно с фрейдистских позиций.

Не менее смело обходится Стрейч и с такой важной темой как взаимоотношения мамы и взрослого сына. Каждый диалог этих двух родственников показывает все разнообразие семейной токсичности. Складывающаяся между ними интимность, которая в итоге взросления парня исчезает - большая режиссерская находка. В каждой из сцен нет мелочей - от одежды героев до их жестов.

Об этой ленте можно писать еще много положительных слов. И, завершая, важно упомянуть Вию Артмане и Гуннара Цилинского. Это - настоящие звезды мирового уровня (сейчас несложно сравнить экранизации с более известными в мире актерами). Вия, Гуннар, Ивар и другие - завораживают и оживляют очень непростых персонажей, полных противоречий и тревог.

Стрейч мог поставить на авансцену сам театр, но он сделал другую ставку, выделив актеров. В каждом их них он позволяет заметить скрытую страсть, топливо для сложной работы. Такое толкование театрального искусства мне близко.

https://www.kinopoisk.ru/film/42222/reviews/

0

10

https://kulturologia.ru/files/u19001/The-film-Theater-11.jpg

Актеры действительно симпатизировали друг другу – иначе, по их словам, они не смогли бы сыграть так убедительно, но никакого романа между ними не было. Ивар Калныньш признавался: «Уж слишком достоверно играют!» – считали наши коллеги по труппе в Театре имени Яна Райниса. Они были убеждены, что это Артмане пропихнула меня на эту роль как своего любовника. Слышать это было очень неприятно… Я уважал ее. Следовала какая-то влюбленность, потому что такие чувства нам приходилось играть. Но мы всегда оставались на «вы». К ней непросто было подойти, поздороваться. Это был целый ритуал. Она требовательна к себе и к другим. Но с ней всегда было интересно. Съемочный период я даже не помню. Он прошел как мгновение».

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Театр, 1978. Рижская киностудия. Подробности о фильме