Журналист
Среди odd jobs молодого Джона Стейнбека была и работа газетного репортера в Нью-Йорке. Ранние журналистские публикации будущего нобелиата либо не сохранились, либо выходили анонимно, поэтому разговор о журналистском стиле Стейнбека обычно ведут в контексте статьи «В битве с исходом сомнительным», опубликованной в The Nation, и серии материалов «Цыгане времен урожая» в San Francisco News.
Эти тексты 1936 года посвящены проблеме массовой миграции американцев с востока страны на запад: Стейнбек в деталях описывает быт и каждодневное выживание героических и несчастных людей, сорвавшихся с насиженных мест в годы «Пыльного котла». Джон Стейнбек как репортер порой весьма патетичен — словно в пику адской оклахомской засухе, от которой бегут его герои, писатель отказывается от сухого, безоценочного стиля и вопреки журналистским стандартам открыто сочувствует описываемым людям. За такой подход злые языки обвиняли его в симпатии к коммунистам и вообще левым взглядам — что, пожалуй, не было таким уж прегрешением против истины. Вот только грянувшая на излете 1930-х всенародная слава оказалась куда весомее чьих-то инсинуаций.
Очерки в The Nation и San Francisco News, размышления автора «с полей» легли в основу самой популярной книги Джона Стейнбека — «Гроздья гнева» (1939).
Семейство Джоудов покидает Оклахому в надежде найти лучшую жизнь в плодородной Калифорнии, и книга описывает сначала их долгий путь через всю Америку, а затем — метания на новом месте, трагедию целого поколения фермеров и талантливых, трудолюбивых людей, очутившихся на обочине жизни без малейшей своей вины, по стечению обстоятельств или произволу толстосумов. Художественный сюжет перемежается документальными фрагментами, задавая ритм повествованию и позволяя автору выразить свою политическую позицию прямо, без обиняков.
Блестяще экранизированная Джоном Фордом через год, эта книга стала краеугольным камнем всей американской культуры XX века — вплоть до того, что в 2008 году ее цитирует мультсериал «Южный Парк» (там герои отправляются в Калифорнию на поиски утраченного интернет-соединения), а в 2021-м писательница Кристин Ханна выпускает фактически феминистскую версию романа — книгу «Четыре ветра», рассказывающую чрезвычайно похожую на стейнбековскую историю, но устами женщины.