"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович - русский живописец (1870-1905)


Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович - русский живописец (1870-1905)

Сообщений 1 страница 20 из 27

1

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 [14] апреля 1870 — 26 октября [8 ноября] 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_-_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%281904-1905%29.jpg/640px-%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_-_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%281904-1905%29.jpg
Автопортрет

Виктор Борисов-Мусатов занял особое место в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Он сумел создать оригинальную монументально-декоративную систему и тонкий, «музыкальный» мир живописи, который отразил поэзию родной старины, природы и женской души. Эта одухотворенная исповедь поколения об утрате и поиске Гармонии выражена художником-«мечтателем», который прожил короткую жизнь, омраченную неизлечимым недугом и житейскими невзгодами, оставаясь жизнерадостным, деятельным человеком, привлекавшим к себе людей, по признанию Андрея Белого, «обаянием личным»…

В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город. Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества. Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи...

0

2

https://biographe.ru/wp-content/uploads/2021/08/234243-12.png

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

***

Значение имени Эльпидифор

Др.-греческое имя (Ελπίδος) [elpidos] - "надежду (Эльпида) несущий".

Толкование имени

У обладателя имени Ельпидифор как правило присутствует врожденное творческое начало, талант. Какой? Ответ на этот ворос может появиться чуть ли ни «с первым писком», а может оставаться тайной большую часть жизни.
Однако внешние проявления наличия одаренности заметны всегда. Это – яркий, нетривиальный тип личности, человек, всегда ищущий либо применения своим способностям, либо возможности их расширить. Находит первое – «счастье для всех». А вот поиски новых путей самовыражения могут увести его так далеко, что любой партнер станет обузой.

0

3

https://cdn.culture.ru/images/5526411a-3010-53e4-b894-b4951f5a56f9/c_fill,g_center,w_150,h_225/0.jpg
Автопортрет

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

«Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о ребенке саратовский литератор Александр Федоров.

Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала живопись. Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве».

В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город.

Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества. Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи.

0

4

https://kupidonia.ru/content/lists/photo/big/3638_1.jpg

В 1884 году Виктора Мусатова отдали в Саратовское реальное училище.

Общее образование Виктор получил в Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище. Точные науки мальчику плохо давались, но по рисованию всегда были отличные оценки. Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф. А. Васильева. В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир и пишет картину («Окно» 1886) почти иллюзорно изображающую уголок сада. В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств.

=Spoiler написал(а):

https://i.pinimg.com/originals/3d/a4/bf/3da4bf7af422a1bcd5ae9982373a53bc.jpg
«Окно», 1886 год

Уже в 16 лет он пишет первую серьезную работу, она сейчас хранится в «Третьяковке».

Картина называется «Окно». В ней необычно все. Кусок стены. На ней, действительно, окно. Ставни распахнуты, окно раскрыто – лето. Под окном цветет сад – подсолнухи, настурции. А само окно – непроницаемая черная дыра. Там – приватная жизнь, и в нее зрителя не пустили.

Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талант юного ученика и советовали ему отправиться в Москву. В 1890 году Виктор Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Юноше не нравилось в Москве: все, чему учили местные преподаватели, он мог узнать и в Саратове. Поэтому через год он перевелся в Петербургскую академию художеств. При поступлении начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени деда — Бориса Мусатова. С тех пор он так и подписывал свои картины. Кроме занятий в Академии он посещал частную мастерскую художника Павла Чистякова, где совершенствовал технику рисунка.

0

5

В 1893 году из-за переменчивого климата у Борисова-Мусатова усугубилась болезнь позвоночника — ему пришлось вернуться обратно в Москву. Через год на XVII Московской ученической выставке он представил несколько своих полотен.

Одно из них, «Майские цветы», купила великая княгиня Елизавета Федоровна.
https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/maiskie-cveti-borisov-musatov+.jpg
Майские цветы, 1894 год

Описание картины

Весенний полдень. Пушистые облака плывут по синему небу. Улица залита солнечным светом. Очень жарко, распахнуты окна большого деревянного дома, выкрашенного в спокойные кофейно-серые тона. Рядом с ними пышно цветут молодые невысокие яблони. Белоснежные цветы создают неповторимый изысканный ажурный узор среди серебристо-зеленой листвы. Зеленая сочная трава мягким густым ковром покрывает землю.

   Две девочки играют перед домом. Справа, почти отвернувшись от зрителя, стоит младшая, одетая в платье с широким отложным воротником из белой ткани с мелкими узорами. Каштановые волосы заплетены в тугие маленькие косички, солнечный зайчик присел на маленькое ухо.

   Напротив нее девочка постарше, в бледно-сиреневом наряде с черной отделкой по воротнику, поясу и рукавам. Медно-рыжие волосы убраны в высоко заплетенную косу. Нежное лицо разрумянилось. Подняв руки, она готовится кинуть подруге ярко-красный мяч.

Прозрачный воздух наполнен сладким, нежным ароматом. Слышно негромкое гудение пчел, да звонкий девичий смех нарушает сонную тишину.

   Красок мастер использует немного. Темно-зеленые, почти черные, тени подчеркивают малахитовые и изумрудные оттенки травы, мягкое свечение белых одежд и нежных цветов. Теплые светло-коричневые тона домов и земли дополняют палитру. Единственное яркое пятно, сразу привлекающее внимание, – алый мяч.

   Работа мастера очень напоминает манеру импрессионистов – мгновение, запечатленное на холсте, передающее радость весеннего дня, бодрость и счастье. Она наполнена светом и прозрачным пьянящим воздухом. Еще миг – и все изменится: полетит мяч, девочки сорвутся с места, и только цветущие яблони останутся стоять под яркими лучами полуденного солнца.

На полученные средства живописец отправился на Кавказ и в Крым, где написал цикл натурных этюдов.

0

6

https://zygar.ru/wp-content/uploads/2014/05/Small-Tree-Sun.jpg
Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

0

7

После южного путешествия в 1895 году Борисов-Мусатов уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Здесь молодой художник провел три зимы, он учился классическим приемам рисования и правильной технике. В музеях и галереях Парижа он изучал произведения искусства маститых художников.

https://www.culture.ru/storage/images/87c96eca66388f6d3c659a32734d3142/7f098eb38f66be5d3ad2df3e7764dc31.png/g_center,c_fill/1.png

0

8

Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.

Его сестра Елена вспоминала:

«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин.«

=Spoiler написал(а):

https://art.goldsoch.info/pictures/image1032.jpg

На картине изображена усадьба, в которой когда-то кипела творческая жизнь, здесь гостили Крылов, Державин, а сейчас она приходит в запустение. Полупрозрачная женская фигура с печальным лицом олицетворяет прощание со старым, приход нового, изменение уклада дворянской жизни. Многое изменилось в привычной жизни России на рубеже XIX и XX веков, это и пытался показать в своих произведениях Борисов-Мусатов.

Большое количество картин на эту тему подарили художник звание “певца дворянских гнезд”, картины его называли лирическим дневником умирающей прежней России.

Манера написания картины Виктора Борисова-Мусатова “Призраки” близка к символизму из-за представления мира как чего-то зыбкого, эфемерного. Художник добился этого эффекта путем применения особого сочетания цветов: расплываются и сливаются не только силуэты призраков, но и усадьбы. Из-за этого кажется, что под изображением скрыта еще одна реальность, но она такая же зыбкая и невесомая.

В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года.

0

9

В 1901 году Виктор Борисов-Мусатов посетил Зубриловку — старинное имение князей Голицыных-Прозоровских. Хозяева редко приезжали сюда, поэтому усадьба и парк постепенно запустевали. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». На ней он нарисовал двух женщин-аристократок в усадебном парке — мастер запечатлел последние дни жизни помещичьего дома.

=Spoiler написал(а):

https://opisanie-kartin.com/uploads18/image016.jpg

В России о художнике заговорили в 1902 году, именно тогда на свет родилась картина «Гобелен». Выбирал автор пастельные тона для своих работ, но особенно его привлекла необычная техника гобелен. Эту технику Мусатов подробно изучил во Франции, зародилась она еще в XVII в. Картина становится похожей на ткань, за счет того, что краска на холст наносится очень тонким слоем. Текстура проявляется, волокна становятся видны.
На картине изображены две молодые дамы, они прогуливаются по саду. Расположился парк в старинной усадьбе. Темноволосые красавицы вышли прогуляться в солнечный день, на улице немного жарко и они вынуждены взять с собой свои прелестные веера. Одна из дам поправляет свое пышное платье, а вторая кидает на нее равнодушный взгляд. Парк ухоженные, газоны ровные, а деревья пострижены. На заднем плане красуется сама усадьба, виднеется аллея с небольшой лавочкой.
Платья женщин украшено воланами и многочисленными складками на юбке. На шее виднеется жемчужное украшение, указывающее на статус молодой особы. Прическа убрана назад, это придает строгости, нарисованной барышне.
Виктор Борисов-Мусатов передал настоящую атмосферу одного из прогулочных дней двух прекрасных женщин. Он лично наблюдал такие прогулки ежедневно. Ему нравилось рисовать девушек, рисуя их лица в истории своего творчества. Больше всего восхищает умение подбирать такие легкие и естественные оттенки. Солнечный свет передается во всем, а детали нарядов смотрятся скромно, но в то же время богато.

На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, а автора наградили поощрительной премией.

Спустя год Борисов-Мусатов написал полотно «Водоем» в этом же имении. Для эскизов и самой картины позировали сестра художника Елена Мусатова и его невеста Елена Александрова. По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин». Столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.

0

10

В 1902 году Борисов-Мусатов (первую часть своего творческого псевдонима он взял от имени деда, которого сильно любил) побывал в Зубриловке – усадьбе Голицыных-Прозоровских. Там он пишет работу, которую принято считать одной из главных в его творчестве.

Картина называется «Водоем». На берегу усадебного пруда изображены две самых близких ему девушки – невеста и сестра. И снова все, что мы так любим в произведениях Борисова-Мусатова: таинственное марево, буйные краски, радость, грусть и щемящая сладкая боль.

Искусствовед Владимир Станюкович вспоминал: «Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали… Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. «Как хорошо… Боже, как хорошо!» – прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца… Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный».

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Картина «Водоем» была создана в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной Зубриловка в самое счастливое для художника время: Елена Владимировна Александрова согласилась стать его женой. Художнику позировали его сестра, Елена Борисова-Мусатова, и невеста, воплотившие собой образы Вечной женственности.

   Несмотря на то, что полотно было написано с натуры - существующего в действительности парка с водоемом и реальных женщин, все усматривали в нем нечто не от мира сего. Загадочные полуреальность и вневременность картины стали самым поэтическим проявлением символистского видения мира грез.

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/vodoem-musatov+.jpg
«Водоём «. Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Третьяковская галерея
Год: 1902-1903

Описание картины «Водоём «

Водоем, чьи очертания в действительности являлись идеальной окружностью, художник изображает в виде большого овала, выходящего своими краями за пределы холста. Этой геометрической форме, так любимой Мусатовым, вторит аналогичная, но меньшая по размеру юбка одной из героинь, уложенная красивым овалом. Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению.

   Своеобразное построение композиции - исключение линии горизонта из картины - важный прием. Используя его, живописец сознательно сближает первый и второй планы, делая полотно более плоским.

   Героини, расположенные на первом плане, находятся ниже пруда, а сама водная гладь, безмятежная и чистая, как небо, буквально нависает над ними. В результате создается иллюзия настоящего зеркала, приподнятого и поставленного вертикально. Из обычного пейзажа рождается совершенно иной образ, новая реальность - что было очень свойственно художникам-символистам.

0

11

Появление «мусатовской девушки»

Сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова окончательно вернуться в Россию. За время его отсутствия творческая жизнь на родине преобразилась: в литературе свои положение упрочил символизм, а в живописи на место передвижников пришли Исаак Левитан, Михаил Врубель и Валентин Серов. Молодые художники, которыми восхищался Борисов-Мусатов, ратовали за обновление искусства. Было невозможно не поддаться настроению перемен.

В 1898 году Виктор Борисов-Мусатов приехал в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище». Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ.

0

12

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/avtoportret-s-sestroy-borisov-musatov+.jpg
«Автопортрет с сестрой». Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Русский музей, С.-Петербург
Год: 1898

Художник очень бережно, трепетно любил свою сестру Лену. Автопортрет с нею он решил написать в укромном уголке сада. Виктор поставил маленький самоварный столик простой работы, но с мраморной доской. Слева водрузил цветок агавы. Лену посадил между нею и столиком. На стол подложил розы...

Все в картине продумано, во всем стремление к красоте. Колорит выдержан в очень красивых светлых и холодных сочетаниях. Вставшая плотной стеной масса зелени в солнечных бликах смело обобщена. Крупные мягкие раздельные мазки передают ощущение игры света на кустах сирени, более мелкие светло-зеленые мазочки - освещенную листву дерева в глубине, открытым голубым и синим написан затененный куст за спиной Лены. Но главное - ее воздушно-белое платье рядом с белым мрамором, отражающие синеву неба. Роза на мраморе. Роза в косах девушки. Художник в свободной блузе, черный цвет которой пришлось записать белилами. Гордая независимость облика, романтически-проницательный, с прищуром, взгляд. И все же образ "творца" получился двойственным: смелость, вызов соединились с невольной застенчивостью. Отсюда как бы случайное возникновение его фигуры, нависшей сбоку над столиком и "срезанной" краем холста.

На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов. На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями.

Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».

Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.

0

13

Вслед за автопортретом Виктор Борисов-Мусатов создал серию картин: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония». Мастер запечатлел на этих полотнах лирические сюжеты из жизни дворян XVIII века: неудачное признание в любви, декламацию стихов. На эти работы художника вдохновили летние поездки в имение Слепцовка в окрестностях Саратова.

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/osennii-motiv-borisov-musatov+.jpg
«Осенний мотив», Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Художественный музей им. Радищева, Саратов
Год: 1899

Перемены в жизни на рубеже 19-20 веков оказали большое влияние на творчество Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Уходящая дворянская культура, опустевшие усадьбы и парки определили тематику его последующих работ. Художник создает целый цикл придуманных жанровых сцен, разворачивающихся на фоне старинных интерьеров и живописных уголков природы, начало которому положила эта картина. Самым важным он считал душевные эмоции и чувства, которые передает эта картина.

Описание картины «Осенний мотив»

Ранняя осень, ясный теплый день. Солнечные лучи серебряными бликами играют на начинающей желтеть листве густых кустов. В деревянной беседке, увитой диким виноградом, молча сидят двое молодых людей.

   Юноша в белом парике, одетый в атласный костюм ярко-голубого цвета и белоснежные чулки, наклонившись вперед, сидит на скамейке. Кисти рук, лежащих на коленях, сжаты в замок, выдавая внутреннее напряжение. Голова низко опущена, лица не видно. Все доводы в разговоре исчерпаны, и он очень расстроен результатом.

   Сидящая напротив юная барышня, чуть отвернувшись от собеседника, смотрит в сторону. Светлое бело-голубое воздушное платье оттеняет загорелую кожу, жемчужная нитка бус украшает изящную шею. Рыже-каштановые волосы, уложенные в простую прическу, открывают грустное и немного усталое лицо с тонкими чертами. Она кажется спокойной, но видно, как руки теребят красивую бледно-розовую розу, лежащую на коленях. Беседа и для нее была непростой, но она уже все для себя решила.

   И пусть художник не соблюдает историческую достоверность, ведь костюмы героев из разных эпох, для него гораздо важнее передать чувства и переживания персонажей.

   Светлая, радостная гамма цветов: белый, небесно-голубой, оливково-зеленый с яркими пятнами красного и розовато-оранжевого, вместе с плавными, текучими линиями создают лирическое и умиротворенное настроение. Однако пластика тела кавалера и барышни, их позы рассказывает о мечтах, которым не суждено сбыться, о разбитых надеждах. И очень отчетливо слышна осенняя мелодия старинной грусти.

в

0

14

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/garmonia-borisov-musatov+.jpg
«Гармония», Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Третьяковская галерея
Год: 1900

Вернувшись из Франции, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов создает на картинах свой мир, полный романтизма и очарования прошедших лет. Мечты о прекрасном нашли свое отражение и в этой жанровой сценке.

   Тихий летний вечер. Постепенно меняет свой цвет высокое небо: дымчато-голубые, бледно-сиреневые краски сливаются с коралловыми отблесками заходящего солнца. Слой низких, плотных облаков клубясь, уходит за дальние холмы. Большие бело-розовые облака возвышаются над ними, их мягкое свечение подчеркивают синие тени. За густыми темно-зелеными, почти черными, кустами видны пепельно-серые стены и тусклая красновато-коричневая крыша усадьбы.

   На зеленой лужайке собралась группа людей. Сидят рядом две юные хрупкие девушки, одетые в светлые, пышные платья с мягкими складками на спинке. Их плечи слегка опущены, темно-каштановые волосы, уложенные в гладкие прически, подчеркивают изящную линию шеи и теплый цвет золотистой кожи.

   Одна из них повернулась к подруге, на ее нежном одухотворенном лице мечтательное выражение. Они внимательно и завороженно слушают молодого кавалера, стоящего перед ними. Опираясь на трость правой рукой, в левой он держит томик стихов, которые вдохновенно декламирует, прикрыв глаза. Он весь во власти поэзии. Голубовато-лиловый цвет атласного наряда, белоснежные чулки и кружево рубашки придают его образу романтичности.

   За его спиной, на самом краешке деревянной скамейки, сидит пожилая женщина в платке и теплой кофте. Устало сложив руки на коленях, слушая стихотворные строки, она думает о чем-то своем.

   Неяркие, спокойные краски создают ощущение умиротворенности. Приглушенные голубые, синие, зеленые и серые цвета гармонично сочетаются с теплыми коричневыми, кремовыми и розовыми оттенками. Мазки художника подчинены определенному ритму: плавно следуют за изгибами облаков и складок на одежде, накладываются друг на друга, создавая объем листвы деревьев, извиваются вместе с травой, рождая ощущение тихого ветерка.

   В сумерках все кажется немного нереальным. Слегка размытые контуры, блики заходящего солнца и едва заметные белесые тени придают картине легкую нотку печали.

0

15

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/motiv-bez-slov-borisov-musatov+.jpg
«Мотив без слов», Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Третьяковская галерея
Год: 1900

Поэтичный, прекрасный мир создал в своих картинах Борисов-Мусатов. Его мир овеян мечтами о несбывшихся надеждах, грезами о прекрасной даме, наполнен романтическими образами прошлых лет, сожалениями об ушедшей эпохе. Посещая старинные усадьбы, гуляя по пустынным паркам, художник представлял себе людей, идеально вписывающихся в эти интерьеры. Все это находило отражение в его работах, одна из которых, «Мотив без слов «,  перед нами.

Мотив без слов

Большая светлая комната в дворянском доме, наполненная светом и воздухом. Блики солнечного света играют на керамических плитках печи. В центре изображения, около стены, обклеенной бледно-бежевыми обоями с редкими синими листьями, стоит удобный диван, над которым висят три картины.

   Перед ним маленький деревянный столик на изогнутых ножках, к которому придвинуты два кресла. В одном из них сидит молодой человек в парике и атласном белом камзоле, украшенным золотым шитьем. Склонив голову, он увлеченно рисует портрет девушки, сидящей напротив.

   Тоненькая, изящная, в легком бледно-кремовом платье с пышной юбкой и широкими рукавами, она напоминает хрупкую фарфоровую статуэтку. Ее темно-каштановые волосы убраны в гладкую прическу, открывая так узнаваемое лицо «мусатовских девушек». Нежный овал, бледно-кремовая кожа, нежный коралловый румянец, грустные глаза опущены вниз, на губах нет даже намека на улыбку. Руки спокойно лежат на коленях, она позирует, задумавшись о чем-то своем. Тишина, которую нарушает только шорох карандаша по бумаге.

   Фигуры от зрителя отделяет широкая полоса блестящего пола, в котором видны неясные отражения сидящих людей.

   Любимая художником аскетичная гамма неярких цветов: бледно-голубые, дымчато-серые, перламутрово-белые, сливочно-кремовые оттенки костюмов гармонируют с шоколадными и кофейными цветами мебели. Чуть размытые контуры окутывают юношу и девушку светящейся мягкой дымкой, наполняя ощущением нереальности происходящего, словно вернулись тени прошлого.

   Картина завораживает своей изысканностью и поэтичностью, заставляет немного грустить о прошлом, вызывает ностальгические чувства.

0

16

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/vesna-borisov-musatov+.jpg
«Весна», Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Русский музей
Год: 1898

Это полотно по праву занимает свое место среди шедевров русской живописи.

Девятнадцатый век подходит к концу. На смену эпохе реализма в русском искусстве приходит символизм, знаменуя собой начало серебряного века в литературе, музыке и живописи. Идут поиски новых стилей и новых направлений, главной задачей которых становится передача своих чувств и душевных переживаний. Произведения наполнены светлой печалью об ушедшем времени, грезами о нереальной красоте, мечтами об идеальной гармонии.

   Ярким представителем этого направления среди художников был Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, отличающийся своей неповторимой, самобытной манерой письма. Картина «Весна» начинает новый этап его творчества, и теперь в его работах будут присутствовать только женские образы.

   Ясное весеннее утро. Понемногу светлеют бледно-коралловые отсветы на легких, невесомых облаках, уступая чистой лазури неба. В солнечных лучах мягко светятся теплым розовато-оранжевым цветом стены дворянского дома, из-за сочной свежей зелени высоких кустов сирени выглядывают голубые стекла окон в терракотовых рамах. Цветущий сад рядом с усадьбой пока еще находится в тени. Тонкие ветви вишен и яблонь почти скрыты под белыми цветами, и только на макушках начали распускаться первые листочки.

   Деревья кажутся украшенными изысканным белоснежным кружевом, переливающимся нежнейшими оттенками кремового, бело-голубого, бледно-сиреневого цветов. Темно-коричневые стволы теряются в густой молодой траве, зеленым ковром устилающим землю. Среди изумрудных, малахитовых, синевато-зеленых травинок видны неяркие соцветия первоцветов да пушистые шапочки одуванчиков на тоненьких ножках. Ни малейшего дуновения ветерка. В прохладном утреннем воздухе разливается медовый аромат, слышно, как басовито жужжат пчелы и щебечут птицы.

   Не спеша гуляет по саду молодая женщина. Отвернувшись от зрителя, она любуется пышным цветением. Краски ее легкого бело-сиреневого платья перекликаются с оттенками распустившихся цветов. Мягкие складки широкой юбки подчеркивают хрупкость стройной фигуры. Глубокий вырез, отделанный узкой оборкой, открывает красивые плечи. Локоны блестящих темно-каштановых волос уложены в затейливую прическу, на гибкой шее мерцают жемчужные бусы. Единственное яркое пятно на картине - красная шаль, спущенная с плеч.

   Работа очень камерная, все ее пространство ограничено небольшим уголком сада. В палитре художника немного красок: светлые, чистые полутона зеленого, белого и персикового наполняют изображение светом и воздухом. Небольшими, легкими мазками передает мастер игру света и тени, создает ощущение воздушности и хрупкой нежности. И только темно-зеленый цвет ели вносит в изображение тревожную нотку.

   В картине нет сюжета - все подчинено единому замыслу. Запечатленное мгновение - прекрасный мир вокруг, заветные мечты и ожидание счастья. Но в тихой прелести весеннего утра мы чувствуем нотку грусти, напоминающую о том, что красота этого мира недолговечна, она ускользает, оставляя после себя светлую печаль о несбывшемся.

0

17

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/ojerelie-borisov-musatov+.jpg
«Изумрудное ожерелье «, Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Третьяковская галерея
Год: 1904

Первые годы двадцатого века наполнены мечтами о новой эпохе Возрождения в русском искусстве. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов пишет эту картину, перекликающуюся с «Весной» Боттичелли, и так не похожую на его предыдущие работы. Современники не сразу оценили ее по достоинству, но сейчас она является одним из шедевров собрания государственной Третьяковской галереи.

   Большой луг, залитый солнечным светом. Пушистые головки одуванчиков виднеются среди мягкой густой травой, играющей всеми оттенками зеленого: от светло-изумрудного до сочного малахитового и спокойного бирюзового. Сверху пространство изображения обрамляет густая листва дубовых ветвей с резными сине-зелеными листьями на тоненьких коричневых веточках.

   В тени дубов прогуливаются молодые, нарядно одетые девушки. Слева, в стороне от других, стоят две подруги. Мы видим изящный профиль грустной барышни в темном наряде и желто-золотой накидке. Другая, в нежном сиреневом платье и полупрозрачной шали с золотистыми узорами, мечтает о чем-то своем. Легкая улыбка играет на ее губах.

   А справа – порывистое движение прелестной женщины. Вот-вот подхватит она тяжелые юбки лилового платья, украшенного тончайшими кружевными воротником и манжетами, и бросится к кому-то, стоящему за картиной. Солнечные блики лежат на медно-рыжих локонах, на нежных фарфоровых плечах. За ее спиной две подруги с понимающими и ласковыми улыбками смотрят в ту же сторону.

   Эти две группы объединяет в одно целое барышня в наряде оливкового цвета, стоящая в центре. Ярко сверкающая на солнце брошь бросает золотые искры на атласную ткань. Обернувшись к отставшим, она с мягкой улыбкой зовет их присоединиться к остальным. В приглашающем жесте сложены красивые руки.

   Картина очень мелодична – плавные волны пушистых одуванчиков повторяют изгибы нижнего края дубовой листвы, им вторят движения девичьих рук. Чередование светлых и темных пятен подчеркивает ритм движения, постепенно нарастающий от неторопливого и спокойного до быстрого и стремительного. Мелодия продолжает звучать дальше, не ограничиваясь рамками изображения.

   Сочная яркая палитра холодных глубоких синих, зеленых оттенков, напоминающих переливы драгоценных камней, разбавленных пятнами кремового, бледно-фиолетового и желтоватого цвета, дарит ощущение прохладной тени в жаркий летний день.

   Плывет под негромкую, чарующую музыку хоровод прекрасных девушек, складываясь в ожерелье из драгоценных камней на зелени луга – символ цветущей юности и вечной весны.

0

18

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/dama-v-golubom-borisov-musatov+.jpg
«Дама в голубом», Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Третьяковская галерея
Год: 1902
Гуашь, акварель, бумага

Романтическая душа Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, его стремление запечатлеть быстротечность времени и грезы о прекрасном прошлом, родная природа с ее печальными и старинными усадьбами, - все это помогло ему создать свой неповторимый, узнаваемый стиль.

   Любимый образ художника и его любимая сине-зеленая гамма красок соединились в этой картине в единое целое и перед нами чарующий и пленительный облик Прекрасной Дамы.

   Вечер. Розовое солнце скрывается за высокими деревьями парка. Замерла на дорожке молодая женщина в старинном платье из тяжелого темно-бирюзового шелка с узкими полосками серебристой вышивки. Широкие рукава, украшенные изысканным тончайшим кружевом, открывают изящные кисти рук с длинными пальцами. На стройной шее мерцает ожерелье с драгоценным камнем. Такая знакомая «мусатовская» девушка.

   Темно-каштановые волосы разделены на прямой пробор и уложены в тугие локоны. Изящный нежный профиль – высокий чистый лоб, тонкий нос с едва заметной горбинкой, сомкнутые губы. Под лучами закатного солнца чуть светится бледно-розовая фарфоровая кожа, темно-голубые блики сверкают на волосах. Глаза ее закрыты, мысли где-то далеко. Спокойное и отстраненное выражение лица. На миг все застыло вокруг и только тихий щебет птиц нарушает тишину.

   А вокруг ажурный узор листвы, играющей в сумеречном свете перетекающими друг в друга оттенками сапфировых и ультрамариновых красок. Глубокие темно-синие тени подчеркивают нежно-сиреневые, перламутрово-розовые полутона разлапистых каштановых листьев.

   Изысканная холодная палитра синих, зеленых и розовато-сиреневых цветов - цветов романтиков и мечтателей, создает возвышенный, немного загадочный образ, полный очарования, тепла и гармонии. Игра света и теней, мягкие и плавные линии наполняют картину мелодией старинного романса, рождая ощущение светлой печали.

0

19

В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». Но его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович.

В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе, на берегу Оки. «Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребн», — сказал позднее писатель Владимир Станюкович.

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/pesn-borisov-musatov+.jpg
«Осенняя песнь», Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Третьяковская галерея
Год: 1905

Природные уголки старинных парков и садов, живописные окрестности Саратова и Тарусы всегда служили источником вдохновения для Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.

   Романтичные, немного таинственные пейзажи являются неотъемлемой частью его картин, придавая изображению гармоничную целостность, создавая определенное настроение. В последний год своей жизни пишет художник этот грустный осенний пейзаж.

   Тихий осенний день. С пригорка открывается великолепный вид на заречные дали. Среди низких берегов, заросших невысокими кустами, медленно течет небольшая речушка. В спокойной воде отражается высокое небо. За ней простирается широкий луг. Среди пятен рыжевато-коричневой, серо-бежевой пожухлой травы видны болотно-оливковые, только начинающие желтеть, островки зелени.

   Густой лес уходит вдаль, скрываясь за призрачной дымкой у самого горизонта. Среди шоколадно-бронзовых крон деревьев видна темная зелень пушистых елей.

   А над этими просторами раскинулось высокое синее небо, затянутое легкими, полупрозрачными облаками. Птичьи стаи, собравшись в клин, улетают в теплые края.

   Обрамляя эту картину, стоят стройные березки. Белые стволы проглядывают среди желтой листвы, играющей разнообразными оттенками: лимонными, золотисто-оранжевыми, теплыми янтарными. Тонкие ветви склоняются вниз. Прозрачный прохладный воздух наполнен запахами поздних цветов и влажной земли.

   Неяркие, приглушенные цвета, слега размытые контуры придают изображению мягкость и нотку нереальности.

   В картине много звуков – негромкий шелест листьев, печальные прощальные крики птиц, еле слышный шорох сухой травы. Осенняя песня природы - миг красоты, запечатленный художником.

   Наполненная светом и теплом, очень лиричная, работа рождает чувство пронзительной грусти, напоминая о быстротечности жизни, она звучит, как предчувствие скорого ухода мастера.

0

20

https://cdn.culture.ru/images/5526411a-3010-53e4-b894-b4951f5a56f9/c_fill,g_center,w_150,h_225/0.jpg
Автопортрет

Травма, полученная Борисовым-Мусатовым в раннем детстве, приносила ему много физических страданий, но, муки душевные, наверное, были намного сильнее, ведь увечному мужчине сложно рассчитывать на ответные чувства, при том, что художник просто боготворил женщин и женственность.

В 1902-м у живописца наладилась личная жизнь, поиски художественного равновесия наконец-то завершились успехом, подоспело и душевное равновесие.

На пике творческого подъема, Мусатов написал картину “Дама в голубом”, где создал вневременной образ представительницы высшей касты царства женщин. Надменность дамы обманчива, и это ощущение рассеивается при более внимательном изучении портрета героини. Доминирующий в картине голубой цвет, контрастируя со светлыми тонами, придает композиции определенный холод, но одухотворенное, почти неземное выражение лица, сглаживает и этот момент.

Рассматривая сюжет в символистском ключе, можно утверждать, что мусатовская Дама – это олицетворение поисков утраченной людьми гармонии, которая находится в прошлом и, занимаясь такими поисками, следует соблюдать чистоту помыслов, и это подчеркивает такой важный для символистов голубой цвет. (1902 г. Гуашь, акварель, бумага. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.)

С 1903 года он жил в Подольске, а с 1905 года в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его одноклассника, саратовского скульптора А. Т. Матвеева. В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором.

В 1906 году Борисову-Мусатову был посвящён третий номер журнала «Золотое руно».

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович - русский живописец (1870-1905)