В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». Но его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович.
В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе, на берегу Оки. «Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребн», — сказал позднее писатель Владимир Станюкович.
«Осенняя песнь», Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Третьяковская галерея
Год: 1905
Природные уголки старинных парков и садов, живописные окрестности Саратова и Тарусы всегда служили источником вдохновения для Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.
Романтичные, немного таинственные пейзажи являются неотъемлемой частью его картин, придавая изображению гармоничную целостность, создавая определенное настроение. В последний год своей жизни пишет художник этот грустный осенний пейзаж.
Тихий осенний день. С пригорка открывается великолепный вид на заречные дали. Среди низких берегов, заросших невысокими кустами, медленно течет небольшая речушка. В спокойной воде отражается высокое небо. За ней простирается широкий луг. Среди пятен рыжевато-коричневой, серо-бежевой пожухлой травы видны болотно-оливковые, только начинающие желтеть, островки зелени.
Густой лес уходит вдаль, скрываясь за призрачной дымкой у самого горизонта. Среди шоколадно-бронзовых крон деревьев видна темная зелень пушистых елей.
А над этими просторами раскинулось высокое синее небо, затянутое легкими, полупрозрачными облаками. Птичьи стаи, собравшись в клин, улетают в теплые края.
Обрамляя эту картину, стоят стройные березки. Белые стволы проглядывают среди желтой листвы, играющей разнообразными оттенками: лимонными, золотисто-оранжевыми, теплыми янтарными. Тонкие ветви склоняются вниз. Прозрачный прохладный воздух наполнен запахами поздних цветов и влажной земли.
Неяркие, приглушенные цвета, слега размытые контуры придают изображению мягкость и нотку нереальности.
В картине много звуков – негромкий шелест листьев, печальные прощальные крики птиц, еле слышный шорох сухой травы. Осенняя песня природы - миг красоты, запечатленный художником.
Наполненная светом и теплом, очень лиричная, работа рождает чувство пронзительной грусти, напоминая о быстротечности жизни, она звучит, как предчувствие скорого ухода мастера.