"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович - русский живописец (1870-1905)


Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович - русский живописец (1870-1905)

Сообщений 21 страница 27 из 27

1

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 [14] апреля 1870 — 26 октября [8 ноября] 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_-_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%281904-1905%29.jpg/640px-%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_-_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%281904-1905%29.jpg
Автопортрет

Виктор Борисов-Мусатов занял особое место в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Он сумел создать оригинальную монументально-декоративную систему и тонкий, «музыкальный» мир живописи, который отразил поэзию родной старины, природы и женской души. Эта одухотворенная исповедь поколения об утрате и поиске Гармонии выражена художником-«мечтателем», который прожил короткую жизнь, омраченную неизлечимым недугом и житейскими невзгодами, оставаясь жизнерадостным, деятельным человеком, привлекавшим к себе людей, по признанию Андрея Белого, «обаянием личным»…

В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город. Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества. Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи...

0

21

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/na-balkone-borisov-musatov+.jpg
«Девушка на балконе», Виктор Борисов-Мусатов
Музей: Художественный музей им А. Н. Радищева, Саратов
Год: 1900

Девушка на балконе - Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Холст, масло. 77 x 50 см

   Эта картина, первое название которой было «На террасе», никогда не выставлялась при жизни Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Жена художника уже после его смерти передала ее в Радищевский музей города Саратова. Искусствоведы полагают, что она была написана мастером после знакомства с творчеством импрессионистов во время пребывания во Франции, и по стилю она очень напоминает их работы.

   Яркий летний день. Просторная деревянная терраса залита полуденным солнечным светом. Около ограждения из перекрестных реек, выкрашенных в белый цвет, сидит юная девушка в платье из ткани бледно-кремового цвета с мелкими розовато-лиловыми букетами. Узкий лиф, длинные рукава и широкая юбка подчеркивают хрупкую фигуру и тонкую талию барышни. Левой рукой она придерживает голубовато-бирюзовую шаль с редкими темно-фиолетовыми цветами, накинутую на плечи. Нарядные черные туфельки на каблучках выглядывают из-под юбки.

   Солнечный свет золотистыми бликами лежит на каштановых локонах, уложенных в прическу, освещает нежную кожу с бледным румянцем. Легкий изящный поворот головы. Черты лица только намечены художником, но так узнаваем тип одухотворенной «мусатовской девушки». Возвышенная и чуть отрешенная, мечтающая о чем-то своем, она кажется изящной фарфоровой статуэткой.

   Легкие облака плывут по лазурному небу. За террасой буйство зелени – сквозь густую листву темных сине-зеленых, травянистых, сочных малахитовых и светлых изумрудных оттенков едва проглядывают темные стволы деревьев. Рисуя их, мастер накладывает краски небольшими мазками, создавая эффект нежного трепета листьев.

   Холодные дымчато-голубые и пепельно-серые полутона контрастируют с теплыми бежево-сливочными цветами, передавая игру света и тени.

   Нечеткие очертания фигуры, слегка размытые краски террасы и платья придают работе оттенок нереальности. Наполненная светом, очень поэтичная, картина окутывает душевной теплотой и нежностью.

0

22

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/04/15/regnum_picture_14607008911509204_normal.jpg
Мальчик на берегу моря. 1895

Подвиг жизни Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870−1905) — из того разряда, что авторы восторженных биографий склонны сравнивать с памятниками-монолитами: из чистого золота, из единого куска камня, прямой и ясный, как стелы Стоунхенджа. Страшно, что эта мужественная прямота была предопределена не только талантом художника и его трагической волей, но и мучительной борьбой с тяжёлой инвалидностью, приобретённой в младенчестве, близкой и скорой смертью в тщетной борьбе с пожиравшим художника уродливым горбом.

Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2119024.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

0

23

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/04/15/regnum_picture_14607012032772732_normal.jpg
Виктор Борисов-Мусатов. Усадьба. 1902

русском модерне Борисов-Мусатов в считаные годы (менее 10 лет) своего чистого творчества сразу прошёл путь, пройдённый западными родителями нового искусства за 100 лет, — от прерафаэлитов до модерна, соединив их мифологический символизм с импрессионизмом оптики и мистикой переживания.

Его тайна вовсе не в том, что мещанин Борисов-Мусатов вдруг ощутил посмертную магию брошенных или вымерших русских дворянских усадеб — и обессмертил их бывшую аристократическую тоску как тоску о потустороннем, о старом и новом смысле, который так и не найден в посюсторонних суете и лжи.

Его художественное изобретение не в том, что он сознательно или бессознательно применил в самых важных своих трудах систему, перспективу концентрических образов и композиционных пространств. Пошлость страданий по изжитому в праздности и фанаберии феодализму — художнику чужда. Его призраки и тени — не посетители буржуазных застолий со столоверчением и вызыванием духов Наполеона и Ашшурбанипала.

Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2119024.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

0

24

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/04/15/regnum_picture_14607012971404341_normal.jpg
Осенняя песнь. 1905
Его привидения — это обычные души, которым не нужно даже бессмертия. Им важно перейти черту смерти без страха и ужаса, преодолеть смерть исключительно ради её преодоления и медленного растворения там, где растворяется всё.

Художественный язык Борисова-Мусатова — для того, кто не знает о его инвалидности, — резко отличен от театрального стандарта, общего почти для всех направлений фигуративного и даже нефигуративного искусства. Борисов-Мусатов не смотрит на мир глазами театрального зрителя, и мир его — не сцена с представлениями, декорациями и кулисами, не экран кинозала, не видео в гаджетах или компьютерных играх, не «живые сцены» замерших в комнате ряженых энтузиастов. Его картина мира, его картины о мире — вертикальные объёмы словно низко летящего над травой и водой наблюдателя и рассматривателя, может быть, ребёнка или карлика, но внимательного к тому, из чего состоит обыденная почва, по которой ходят тени и ткани. Он так и летел над ней.

Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2119024.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

0

25

Виктор Борисов-Мусатов: маленький горбатый чародей
https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/2019.08/original/5d5a75ba85600a34c508d8be.jpg

В нем видели не низенького горбуна, а чародея, способного создать в простом женском портрете яркий, буйный, с ума сводящий мир. Вот только лица на его портретах были почему-то грустные

Судя по сохранившимся снимкам, он любил фотографироваться сидя и один. Так меньше бросались в глаза его маленький рост и тяжелый горб за спиной. Он разбирался в ракурсах и понимал, как нужно повернуться к камере. Носил щегольские костюмы и торчащие в разные стороны усы – все это отвлекало от особенностей телосложения, которых он страшно стеснялся.

0

26

=Spoiler написал(а):

https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2020/11/2.jpg

Усадьба Введенское, начало XX века, из собрания Звенигородского музея

Со временем даже Саратов начал казаться художнику чересчур многолюдным и шумным. Впрочем, он таким и становился – двадцатый век входил в свои права. Борисов-Мусатов переезжает в Подольск. Там и спокойнее, и к Москве ближе.

И снова подарок судьбы – усадьба Введенское. Виктор Эльпидифорович вновь очарован. Москвовед Алексей Николаевич Греч так писал о Введенском: «На высоком пригорке дом. По крутому откосу, обрамленному деревьями парка, спадает затененная просека. Стены и колонны дома, полускрытые пригорком – в прозрачных розовых отсветах последних догорающих солнечных лучей. Ярко пламенеют в еще светлом небе облака. Огнями блещут стекла в окнах, точно в доме праздник или, может быть, пожар?

И, стоя внизу перед этой картиной, вдруг вспоминаются холсты Борисова-Мусатова. Ведь именно этот дом в Введенском излюбленным мотивом проходит в его живописных образах. Именно Введенское – декорация для мусатовских девушек, нереальных, призрачных, как марево».

0

27

https://litvek.com/icl/i/37/474437/i_042.jpg

Очень точно написал о творчестве художника его младший современник Андрей Белый: «Велика власть чар музыкальных в произведениях Борисова-Мусатова, – власть чар ласковых да улыбчивых. Вихрь звуков, тихая зеркальность напевов мелодийных, нарастая, повисли в пространствах души внимающей, – и словно осадились росами хладными мусикийские вздохи; и в туманности чар зачалась симфония облаков, шелка и розовых-розовых гирлянд.

И звуки из хаоса небытия вызвали образ прошлого родимый».

Белый говорил, что будто сам Эол – древнегреческий полубог, повелитель ветров – стоял за плечом у Мусатова и нашептывал ему красочные гаммы.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович - русский живописец (1870-1905)