"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Осенние листья" / Autumn leaves, 1956

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

«Осенние листья» (англ. Autumn Leaves) — американский фильм режиссёра Роберта Олдрича, который вышел на экраны в 1956 году.

Фильм рассказывает об одинокой машинистке сорока с небольшим лет Милли Уэзерби (Джоан Кроуфорд), в которую влюбляется 30-летний привлекательный Берт Хансон (Клифф Робертсон). Вскоре они женятся, после чего у Берта обнаруживаются странности в поведении, а вскоре объявляется и его бывшая жена (Вера Майлс), у которой, как выясняется позже, роман с его отцом, который и стал причиной психического расстройства Берта.

Сценарий фильма написали Джин Руверол и Хьюго Батлер, хотя в титрах сценаристом указан Джек Джевн, который служил для них прикрытием, так как и Руверол, и Батлер на тот момент находились в голливудском чёрном списке.

Фильм получил преимущественно положительные отзывы критики, отметившей его мелодраматический характер в сочетании с жёсткой постановкой таких тем, как одиночество, бытовое насилие и супружеская измена, а также фрейдистскую трактовку безумия, развивающегося у героя после того, как он узнаёт о сексуальных связях его отца и жены. Кроме того, критики высоко оценили стильную режиссуру Олдрича, а также игру Кроуфорд в главной роли.

Роберт Олдрич завоевал за этот фильм приз «Серебряный медведь» как лучший режиссёр на Берлинском международном кинофестивале 1956 года.

0

2

0

3

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Как написал историк кино Джефф Стаффорд, «в середине 1950-х годов Роберт Олдрич рассматривался в Голливуде как перспективный режиссёр, быстро зарекомендовавший себя как сильный визуальный стилист, специализируясь на эмоциональных жанровых фильмах для мужской аудитории». Его фильмы «Апач» (1954) и «Веракрус» (1954) не были шаблонными вестернами благодаря критическому взгляду автора на авторитаризм как людей, так и режимов, а также на присущий жанру мачизм.

Последовавший затем фильм нуар «Целуй меня насмерть» (1955) стал «новаторской экранизацией бульварного криминального романа Микки Спиллейна, которая ещё более радикально представила мачо-героя, детектива Майка Хаммера, как человека, действия которого часто носят более жестокий и садистский характер, чем у тех смертельно опасных врагов, которых он преследует».

А его следующий фильм «Большой нож» (1955) был не менее жёстким инсайдерским взглядом на киноиндустрию, где действуют «тираны в лице боссов киностудий, менеджеры-эксплуататоры и актёры, которые охотно идут на компромисс со своей моралью, этикой и порядочностью ради славы и богатства».

Как отмечает Стаффорд, в 1956 году, после этой серии фильмов Олдрич «удивил всех, попытавшись сделать женскую картину, мелодраматичную мыльную оперу „Осенние листья“, которая внешне смотрелась как полный уход от направленности его предыдущего творчества».

Джоан Кроуфорд к моменту создания этой картины уже удостаивалась «Оскара» за главную роль в фильме нуар «Милдред Пирс» (1945), а также номинировалась на эту награду за главные роли в нуаровых драмах «Одержимая» (1947) и «Внезапный страх» (1952)[2]. По мнению Стаффорда, «Осенние листья» стал, «конечно, одним из лучших фильмов Кроуфорд 1950-х годов» наряду с «Внезапным страхом» и «Джонни Гитарой» (1954), и он стал «её личным любимым фильмом». Позднее Олдрич работал с Кроуфорд ещё один раз, когда в 1962 году снял её в психологическом триллере «Что случилось с Бэби Джейн?», «который, вероятно, стал самым успешным фильмом в карьере каждого из них».

Клифф Робертсон сыграл свои первые значимые кинороли в 1956 году в этой картине и в мелодраме «Пикник», однако наибольшего успеха он добился в 1960-е годы благодаря таким фильмам, как криминальная драма «Другой мир США» (1961), политическая драма «Самый достойный» (1965), мелодрама «Чарли» (1968) и военная драма «Бригада дьявола» (1968), а в 1970-е годы — наиболее заметной его картиной стал психологический триллер Брайана де Пальмы «Наваждение» (1976).

0

4

Оценка актёрской игры

Главное внимание критики, естественно, уделили игре Джоан Кроуфорд в главной роли, оценив её работу преимущественно положительно. Так, после выхода картины Краузер написал, что «Кроуфорд, которая, наверняка, провела больше часов в страданиях, чем любая другая актриса американского кино, набирает ещё 108 минут страданий» в этой картине, играя «одинокую старую деву, которая, наконец, привлекает к себе неискушённого, но милого ухажёра, который годится ей в сыновья». В дальнейшем, когда выясняется, что юноша психически не вполне здоров, она «мучительно старается сделать что-либо для него, а затем отправляет его в психиатрическую больницу. Это причиняет ей огромные муки, которые она показывает бесконечным хождением туда и обратно». При этом, как полагает Краузер, «игра мисс Кроуфорд, по правде говоря, часто граничит с абсурдом». Как далее пишет критик, поскольку сценарий ориентирован на всестороннее раскрытие образа Кроуфорд, «игра Робертсона в роли мальчика сводится к путанице из мучительной неловкости и обескураживающей глупости», при этом «своё шизофреническое состояние он должен подстроить под мелодраматические потребности роли героини». По мнению, Кроутера, «Лорн Грин в роли отца и старомодного бандита, и Вера Майлз в роли бывшей жены выглядят намного более привлекательно, чем мисс Кроуфорд».

Современные киноведы практически единодушно высоко оценивают игру Кроуфорд. Так, по словам Шварца, Кроуфорд «хороша в исполнении ролей, которые требуют продолжительных страданий», и в данном случае 50-летняя актриса «наполняет дыханием жизни свою роль одинокой жертвы». Хэл Эриксон полагает, что «немногие актрисы помимо Кроуфорд могли бы успешно справиться с мелодраматической чрезмерностью» этой картины, добавив также, что фильм смотрится хорошо «благодаря виртуозной игре практически всего актёрского состава». По мнению TV Guide, Кроуфорд «очень точно исполняет» свою роль «мужеподобной, пучеглазой работающей старой девы», которая «хватается за любовь, получая шизика». Леонард Молтин также отмечает «сильную игру Кроуфорд в роли машинистки средних лет со своими проблемами, которая выходит замуж за более молодого человека, после чего выясняет, что он психически нездоров и уже женат». По мнению Майкла Кини, «Кроуфорд хорошо играет новобрачную средних лет, которая пытается спасти свой зашатавшийся брак, несмотря на всё более неконтролируемое поведение мужа», в то время, как «Робертсон порой по-настоящему страшен в роли её мужа с психическими проблемами».

0

5

История создания фильма

В одном из интервью Роберт Олдрич объяснил, почему он решил сделать «Осенние листья»: «Я думаю, самовыживание заставило меня сделать эту картину. Меня довольно часто стали критиковать за насилие, ярость и гнев в моих картинах, после чего я решил, что пора сделать мыльную оперу. Кроме того, я был большим поклонником четы Батлеров — Джин Руверол и Хьюго Батлера — а это была изначально их история».

В июле 1954 года в Daily Variety отмечалось, что Олдрич купил права на оригинальный сценарий этого фильма, намереваясь стать его продюсером и режиссёром для собственной компании Associates and Aldrich Co., при этом предполагалось, что прокатом фильма займётся United Artists. Однако уже а октябре 1954 года Daily Variety сообщил, что финансированием и дистрибуцией фильма будет заниматься Distributors Corporation of America. В конечном итоге, права на фильм у Олдрича купил продюсер Уильям Гётц для компании Columbia Pictures.

Фильм делался под рабочим названием «Каковы мы есть» (англ. The Way We Are). Однако, согласно информации Daily Variety от января 1956 года, название было изменено на «Осенние листья», чтобы воспользоваться успехом песни Autumn Leaves, которая звучит в исполнении Нэта Кинга Коула в начале и в конце фильма. В изначальном французском варианте песня называлась «Опавшие листья» (фр. Les feuilles mortes), её авторами были композитор Жозеф Косма, и поэт Жак Превер, а первым её исполнил Ив Монтан во французском фильме «Врата ночи» (фр.  Les portes de la nuit) (1946). Английский текст песни написал Джонни Мерсер, и, как отмечает историк кино Хэл Эриксон, «все, кто слушал Топ-40 по радио на протяжении последних четырёх десятилетий, знает эту песню в исполнении Нэта Кинга Коула».

В титрах картины автором сценария был указан Джек Джевн, который выступал прикрытием для сценаристов Джин Руверол и Хьюго Батлера, имена которых в тот момент были внесены в чёрный список, и они не имели возможности официально работать в Голливуде. Как отмечено в Daily Variety от апреля 1997 года, «Гильдия сценаристов Америки добилась восстановления в титрах имён сценаристов, попавших в „чёрные списки“ Руверол и Батлера, имена которых не были указаны в титрах фильма после выхода на экраны». Согласно пресс-релизу Гильдии, имена авторов сценария картины должны быть указаны следующим образом: «Джин Руверол и Хьюго Батлер, Льюис Мелтцер и Роберт Близ».

Олдрич пригласил на главную роль Джоан Кроуфорд, однако, по его словам, работать с ней было непросто. Он, в частности, вспоминал: «Я восхищался Кроуфорд, которая была актрисой, разработавшей собственный метод игры, но я никак не мог сделать из неё неряшливую стареющую женщину, что нарушало всю концепцию картины… Примерно за неделю до начала работы, Кроуфорд захотела, чтобы её собственный автор переписал сценарий, однако я отказался пойти на это. В 2 часа ночи в день, когда должны были начаться съёмки, по телефону мне сообщили, что она сегодня задержится, чтобы приехать вместе со своим автором. Я на это ответил, что если появится её автор, мы не будем снимать». Как далее замечает Олдрич, только таким образом с ней и можно было поладить. Он далее пишет: «В итоге её автор так и не появился. Зато пришла она, и мы приступили к работе. Однако она не разговаривала со мной четыре или пять дней. Она принимала моё руководство на съёмочной площадке, она делала то, что нужно, но между нами не было никакого личного контакта. Затем однажды она отработала в одной из сцен настолько сильно, что я был по-настоящему тронут. И когда она подняла глаза, закончив её, я смахнул слезу. Это разрушило лёд, и с этого момента на долгое время мы стали добрыми друзьями»[1].

Как отмечает Стаффорд, «хотя к 1956 году Кроуфорд уже не была той крупнейшей звездой, какой она была в своё время на MGM и Warner Bros., тем не менее, это не останавливало её от того, чтобы вести себя как примадонна с большей частью актёров и членов съёмочной группы». В биографии Шоуна Консидайна «Бетти и Джоан» содержатся воспоминания консультанта по сценарию Боба Шермана об общении с Кроуфорд: «Режиссёр Боб Олдрич попросил меня съездить в воскресенье днём домой к Кроуфорд и пройтись с ней по сценарию. Когда я приехал, меня провели через гостиную с белым диваном, белыми подушками и белыми коврами. В задней части дома две маленькие девочки, одетые в белые кринолиновые платья, играли с двумя белыми французскими пуделями. Мистер Пепси-Кола (муж Кроуфорд Эл Стил был вице-президентом компании „Пепси-Кола“) стоял около греческого белого бассейна с двумя былыми домиками с каждой стороны. И здесь я увидел Джоан. Она лежала на белом шезлонге в солнечных очках, ей делали маникюр и педикюр в то время, как она диктовала письма своему секретарю. Она указала на стул с другой стороны, и я сел, читая ей текст в те моменты, когда у неё появлялось время. Она играла „актрису-начальницу“ во всём».

Как отмечает Стаффорд, «первоначально Кроуфорд хотела, чтобы роль Берта сыграл Марлон Брандо, но ей отказали». На роль был выдвинут Клифф Робертсон, который только что сыграл роль второго плана в «Пикнике» (1955). Он должен был «лично проходить „смотрины“ дома у Кроуфорд до начала съёмок», прежде чем получить главную роль в «Осенних листьях».

Как далее пишет Стаффорд, «после первого столкновения между Кроуфорд и Олдричем по поводу сценаристов, дальнейшие съёмки фильма шли гладко, хотя Джоан всё время противоречила режиссёру относительно выбора прохладительных напитков». Как рассказывал Фил Стерн, Олдрич «любил пить Кока-Колу из бумажного стаканчика. Когда ему принесли целый ящик Кока-Колы, Джоан установила на съёмочной площадке машину, торгующую Пепси-Колой. Каждый раз, когда он отворачивался, она выбрасывала его Кока-Колу и заменяла её на стакан Пепси». В конце концов, Олдрич положил этому конец, но Джоан продолжала рассказывать о достоинствах Пепси каждому, кто был готов её слушать.

По информации Стаффорда, «фильм был снят за сорок дней и принёс Олдричу премию „Серебряный медведь“ как лучшему режиссёру на Берлинском кинофестивале 1956 года»..

Кроуфорд в дальнейшем говорила, что «Осенние листья» является «лучшим фильмом в истории на тему о зрелой женщине и молодом мужчине», добавив, что «всё сработало в „Осенних листьях“. Актёрский состав был идеальным, сценарий был хорошим, и я думаю, Боб хорошо всем руководил. Я действительно думаю, что Клифф сделал изумительную работу; другой актёр на его месте мог бы плеваться фразами и переигрывать, но он этого избежал. Я думаю, фильм в целом был намного лучше, чем некоторые романтические фильмы, которые я делала в прошлом, но почему-то он так и не стал особенно известен. Его затмила картина, которую я сделал с Бетти Дейвис».

0

6

https://stuki-druki.com/biofoto4/joan-crawford-01.jpg
Джоан Кроуфорд (Joan Crawford),
настоящее имя - Люсиль Фэй Лесюр (Lucille Fay LeSueur).

Родилась 23 марта 1904 года в Сан-Антонио, Техас - умерла 10 мая 1977 года в Нью-Йорке. Американская актриса, продюсер. Звезда Голливуда 1930-х годов. Лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус».

Американским институтом киноискусства признана одной из величайших актрис в истории.

Подробнее : https://stuki-druki.com/authors/crawford-joan.php Штуки-дрюки ©

0

7

Клифф Робертсон (1923-2011)

Интересные факты

Робертсон был профессиональным пилотом и коллекционером самолетов, помимо этого, он участвовал в тихоокеанских гонках на воздушных шарах. Говорят, что, курсируя над Манхэттеном 11 сентября 2001 года, Клиффорд, чудом избежавший смерти, испытал неподдельный страх.

Во время гражданской войны в Нигерии актер организовал доставку провизии, а спустя десятилетие спас от голода малоимущих эфиопских людей. Собственный опыт Клиффорд стремился передать молодому поколению и создал наземную летную школу для недавно повзрослевших детей.

Робинсон имел средства на благотворительность благодаря дорогостоящим контрактам, но однажды вокруг выписанного чека разгорелся громкий скандал. Глава киностудии Columbia Pictures подделал оригинальную подпись актера и лишился бизнеса, уважения и всего того, о чем долго мечтал.

0