"Шум старого парка", 1926 год
Эта работа была написана Аполлинарием Михайловичем Васнецов в 1926 году. Это последняя картина художника, являющаяся своего рода отражением его внутренних переживаний на закате жизни. Определёно - этот шедевр автобиографичного характера. Внимательно вглядываясь в эту картину, обращает на себя внимание передний план. Перед нами все зелено. Крона деревьев сильно изгибается под натиском ветра. Довольно сильный ветер гнет зеленые травы к самой земле.
На самом деле Аполлинарий Васнецов написал картину под названием «Всё в прошлом».
Чему она посвящена? В первую очередь, ее настроение навеяно смертью горячо любимого старшего брата – знаменитого художника Виктора Васнецова. Аполлинарий Васнецов очень тяжело переживал эту утрату – он потерял родного человека, наставника, товарища, надежную опору и лучшего друга. К тому же, Васнецов-младший только отошел от разочарований в связи с революционными событиями, и вот новый удар. В отличие от Виктора, Аполлинарий принял революцию с воодушевлением, но при столкновении с неприглядной реальностью, а не высокими лозунгами пришло горькое отрезвление.
Однако на дворе шел 1926 год. Молодая советская страна строила светлое будущее, и вздохи о прошлом, а уж тем более заявления, что в нем осталось всё стоящее, были непозволительны. Потому Аполлинарий Васнецов и дал картине второе название – «Шум старого парка». Частично она перекликается с ранними пейзажами. Но сходство это скорее формальное – общая меланхоличность пейзажа. «Шум старого парка» выделяется особенным настроением.
На речном берегу, повернувшись спиной к зрителям, на скамейке сидит седой старик. Он облокотился на руку, взгляд его направлен то ли вниз, то вглубину парка. Надвигаются сумерки. Погода ветреная, хочется назвать ее скорее непогодой – кажется, слышен шум ветра и рокот воды. Кроны могучих деревьев гнутся. Важная деталь – нам в этом пространстве близок только старик, в занимающий большую часть холста парк художник нас не приглашает. Нет туда хода и изображенному на картине. Словно вся его жизнь стремительным порывом ветра пронеслась мимо и стала недоступна. Всё, что он любил, что было дорого и радовало, воспоминания о сбывшемся и не исполнившемся, надежды и чаяния – всё там, в этом парке. Всё в прошлом. А сегодня – только шум старого парка, внимать которому можно лишь со стороны.
Но ощущения пустоты и бессмысленности в картине нет. Эту жизнь человек проживал в полную силу. И хотя сегодня почти вся она там, за рекой, настанет день, когда и старик проследует по скрытой в глубине парка тропинке, которая сегодня не приглашает ни его, ни зрителей углубиться в эту чащу.
Талант Аполлинария Ванецова как пейзажиста в этой картине выражен в полной мере. Иной раз критики упрекали его в чрезмерной тщательности – любовь к науке и классификациям, бывало, шла в ущерб живости изображения. Но в данном случае такие упреки вряд ли были бы уместны, картина оставляет цельное впечатление.