Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
Валентина Ивановна Теличкина у нас одна. Она не такая как все, она своеобычная. Глубокая, без дна. У неё многоэтажный талант. Удивительная и неповторимая. Невероятной красоты актриса, человек очень широкой души. Настоящая русская женщина. Русский самородок.
Она очень много снималась в кино. Режиссёры выстраивались в очередь к ней, и уже с очень молодых лет она могла выбирать у кого сниматься, а у кого нет. Кто может похвастаться подобным? Единицы.
Она была последним, поздним ребёнком в большой, крестьянской семье, дважды раскулаченного Ивана Теличкина. Родилась когда её родителям было за сорок. С юных лет проявился её уникальный, самородный талант. Еще учась в школе на нижегородчине, в селе Красное, что под Арзамасом, она руководила сразу тремя кружками: танцевальным, актёрским и кружком художественного чтения.
В. Теличкина - слева, с сестрой.
Удивительно легко, с первой попытки поступила во ВГИК, в мастерскую к В. Белокурову. Училась прилежно, как учатся все девушки, приехавшие из провинциальных сёл и деревень, знающие цену труду. Так одержимо училась Катюша Савинова, так училась и Валя Теличкина. Никаких романов и любовей. Долгое время отказывалась от стипендии, не понимая как можно брать деньги за такое святое дело как учёба.
Первый раз её сняли в кино Усков и Краснопольский в фильме "Таёжный десант", в 20 лет. Как она там красива и грациозна. С точёной талией и высокой девичьей грудью, с длинными, красивыми ногами, с густыми волосами. Как она там мастерски танцует и вообще двигается в кадре. Как ведёт глазами...
А потом была роль надолго определившая её судьбу. Это была Валя Королькова в герасимовском "Журналисте". Сергей Аполлинарьич выбрал Теличкину на эту роль неслучайно, ибо следил за ней давно. Знал и чувствовал её актёрский потенциал. Он обрисовал ей Королькову, как меланхоличную, немного надменную, знающую себе цену медлительную натуру. Он встретил её прототип в продуктовом магазине за прилавком, обрисовал задачу Вале Теличкиной. Та быстро подхватила его идею оперевшись на собственные воспоминания. В работу над ролью она включила манеры своей подруги юности. У подруги была удивительная реакция. Когда ей что-либо рассказывали, то она мрачнела, тяжелела и создавала такой тяжёлый фон, что хотелось скорей договорить, отойти в сторону и выдохнуть. И тут подруга вдруг эмоционально включалась. Причём на позитиве. А потом опять впадала в своё привычное, мизантропическое состояние. Вот это всё и смогла двадцатидвухлетняя Теличкина филигранно изобразить в кадре.
В итоге вторая роль Валентины Теличкиной стала поистине звёздной. И Герасимов и коллеги-актёры и критика были в восторге от игры юной актрисы.
Роль::Валя Королькова. "Журналист". 1967 г.
Дальше были сплошь удачные и запоминающиеся роли в кино у маститых режиссёров. У Бориса Яшина в "Осенних свадьбах", у Э. Рязанова в "Зигзаге удачи", у знаменитого Эльдара Шенгелая в "Необыкновенной выставке". Потом пошли повторные приглашения. Роль Сани Ермаковой у Б. Яшина в "Первой девушке" или как её называют в фильме "первый девичий элемент в уездном масштабе", повторная роль у С. Герасимова в "У озера". Опять Валя Королькова. Только уже как журналист на Байкале. С теми же манерами и тем же темпераментом.
А потом была роль Валентины в звёздном фильме Г. Панфилова "Начало". Кто ж из нас не помнит её фразы "А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал", "Да нельзя мне целоваться... слаба... млею". Трио подружек так слаженно поющих "Вот кто-то с горочки спустился" в лице Чуриковой, Теличкиной, Степановой - было просто изумительное. Ни у кого не было и грамма сомнения, это девушки из одного села. Из одного гнезда. Необычайно родственные души.
"Начало". Три подружки, три тёлочки. Таня, Прасковья и Валентина.
А ведь изначально роль Валентины писалась под Нонну Мордюкову. Но режиссёр смог всё переделать под трио одногодок.
Потом это же трио Глеб Панфилов снял в "Вассе". Только они уже не пели вместе, а играли строго по своей канве роли. Причем Валентине Ивановне досталась сложнейшая роль, скрытной и коварной Анны Оношенковой. И стоит сказать она сыграла эту роль просто виртуозно.
К началу 80-х годов Валентина Теличкина была настоящей звездой нашего кинематографа. За её плечами уже было три десятка непростых, разноплановых ролей. Она сыграла и в комедии Л. Гайдая "Не может быть" невесту Володьки Завитушкина. Тут вполне раскрылся комедийный талант актрисы.
И роль продавщицы в "Пять вечеров" у Н. Михалкова,
Валентина Ивановна она сыграла великолепно.
"У самого чёрного моря". 1975 г.
Также публика запомнила её в фильме "Портрет жены художника". Красива она там, и просто обворожительна. По этой роли её многие помнят и сейчас.
Хорошая роль парикмахерши получилась у Теличкиной в фильме "Встретимся у фонтана". И сильная, драматичная роль жены Степана в фильме Г. Чухрая "Трясина".
Валентина Ивановна так хорошо и свежо всегда выглядела (и продолжает выглядеть), что практически не исчезала с экрана долгие годы. Редкий случай, когда актриса больше 50 лет в кино играла в своё удовольствие, фактически без длительных пауз. Количество её киноработ достигло нынче числа 85. Причём половина из них - главные роли.
Что касается личной жизни, то Валентина Ивановна вышла замуж в 35 лет за архитектора Владимира Гудкова. Правда к этому моменту молодые почти 10 лет прожили вместе. Причиной официального брака стала беременность актрисы. Она родила сына, которого назвала в честь отца Иваном.
В 90-х годах у актрисы открылся новый талант. Она стала рисовать.
Картины В. Теличкиной яркие и солнечные, чем-то похожие на неё саму. Валентина Ивановна часто провидит персональные выставки своих художественных произведений.
По словам артистки, от откровенной чернухи она отказывается, каким бы привлекательным ни был гонорар. В интервью aif.ru народная артистка РФ Валентина Теличкина сказала: «Если в материале, что тебе предлагают, нет того, чем ты действительно можешь послужить и себе, и зрителю, то лучше не сниматься. И ни в коем случае нельзя соглашаться на то, что дискредитирует и профессию, и тебя, отдельно взятого актера. Я очень тщательно отбираю роли, потому что предложений до сих пор много, несмотря на то, что мне уже почти 80. Я рада, что востребована. Но если меня приглашают просто “похлопотать лицом”, конечно, это мне не нужно. Потому что, слава богу, идут еще и советские фильмы, и российские фильмы, в которых есть достойные мои работы. Выбирая новую роль, нужно взвешивать, что тебе важнее — роскошная жизнь или достойная жизнь. Никогда я не буду чувствовать себя достойно, если буду в какой-то пошлости сниматься. Сколько бы за нее я ни имела денег. Лучше уж сократить свои желания. На нашу пенсию можно жить. Она позволяет отказываться от плохих ролей. Слава богу, нам ещё и Собянин добавил к пенсии».
Сегодня Валентина Ивановна снимается нечасто, делая исключение только для добрых картин, таких как «Огород». В беседе с aif.ru народная артистка РФ Валентина Теличкина сказала: «Этот фильм хорош тем, что дает надежду. Любовь ведь возможна и в 50, и в 70 лет».
Но в жизни самой актрисы сейчас период не из лёгких. Не так давно Валентина Ивановна похоронила любимого мужа Владимира Николаевича. Одолевают и болезни. Успокоение актриса ищет в вере: «Я воцерковленный человек». «И, конечно, очень поддерживает то, что я кому-то нужна — сыну Ване, внуку Коле».
https://dzen.ru/a/YSDrH2UQL21xy8f3