Самые первые фильмы
В девятнадцатом веке во многих странах проводились эксперименты с аппаратами, захватывающими реальность. В отсутствие тогда точной информации о новых изобретениях, учёные проводили свои опыты параллельно, не зная друг о друге. Поэтому, даже спустя столетие, не утихают споры, кто же был родоначальником кинематографа.
Братья Люмьер, официальные основатели всего кинематографа, например, вообще не верили в будущее этой индустрии. Они считали, что кино – это лишь балаганное развлечение, которое останется в рамках «коротких сценок о жизни», и интерес людей к нему быстро пропадет. Как видим, они очень заблуждались!
Мы привыкли к кинотеатрам, свободному доступу ко многим фильмам и уже не хотим смотреть его в качестве ниже HD. Нам уже предлагают не просто посмотреть кино, а привлекают разными вариантами оживления картин – от 3D до 7D.
Но так было не всегда. История становления мирового кинематографа от первых картин до цветных пленок очень интересна. И это длинный рассказ.
1826—1834
Изобретены различные машины для показа движущихся картин: стробоскоп, зоотроп, тауматроп.
1872
Эдвард Майбридж демонстрирует бег лошади с помощью 24 камер.
1877
Изобретен "Праксиноскоп"; используется во Франции для проекции на экран последовательных изображений в 1879.
1878—1895
Марей, французский физиолог, разработал различные типы аппаратов для съемки движений людей и животных.
1887
Огюстен ле Пренс получил серию изображений на перфорированной пленке; Томас А. Эдисон, изобретший фонограф, предпринял первые шаги по разработке съемки и показа движущихся изображений для сопровождения записанных звуков.
1888
Уильям Фриз-Грин (1855—1921) продемонстрировал первый фильм на целлулоидной пленке и запатентовал киносъемочный аппарат.
1889
Эдисон разработал 35-мм пленку.
1890—1894
Эдисон изготовил кинетограф для съемки на перфорированную ленту и кинетоскоп для индивидуального просмотра, отснятого материала; коммерческое производство этих устройств началось в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.
1895
Братья Люмьер продемонстрировали аудитории за плату фильм о прибытии поезда на станцию. Некоторые зрители в ужасе убежали.
1896
Шарль Пате сконструировал граммофон "Берлинер", осуществлял синхронизацию звука на пластинках с изображением на пленке. Отсутствие звукоусиления, однако, снижало эффект такой демонстрации.
1899
Эдисон попытался усилить звук с помощью батарей фонографов.
1900
Попытки синхронизировать звук и изображение были предприняты Леоном Гомоном (1863-1946) во Франции и Гольдшмидтом в Германии и привели в дальнейшем к созданию в США системы "Витафон".
1902
Жорж Мелье снял "Путешествие на Луну".
1903
В США снят первый вестерн Эдвина Портера "Великое ограбление поезда".
1906
Джордж Элберт Смит (1864—1959) в Великобритании запатентовал первую цветную пленку (Кинемаколор).
1908
Вышел на экраны первый российский игровой фильм "Понизовая вольница".
1907—1911
Первые фильмы сняты в местечке Голливуд близ Лос-Анджелеса. Во Франции Эмиль Коль экспериментирует с мультипликацией.
1910
Посредством киностудий и журналов США киноактеры приобретают мировую известность.
1911
В Голливуде основана первая студия "Хорслис Кентавр филм компани", за ней в 1915 последовали студия Карла Лэмля и Томаса Инса.
1912
В Великобритании Юджин Лост сконструировал экспериментальную систему записи звука на кинопленку.
1915
В США выходит исторический фильм Д. Гриффита "Рождение нации" о гражданской войне в США.
1917
Обществом инженеров кино США установлен стандарт формата кинопленки 35 мм.
1918—1919
В Германии разработана звуковая система "Три-Эргон", позволявшая записывать звук на кинопленку. Подобная система в США (автором которой был Ли де Форест) носила название "Фонофильм".
1923
Демонстрация первого звукового фильма (фонофильма).
1926
Выпущен немой фильм "Дон Жуан" с синхронным музыкальным сопровождением.
1927
Выходит первый звуковой фильм "Певец из джаза" с несколькими песнями и короткими диалогами (студия "Уорнер Бразерс", Нью-Йорк). Присуждены первые премии Академии киноискусства ("Оскар").
1928
Уолт Дисней выпустил первый мультфильм с Микки Маусом "Пароход Вилли". Вышел первый полностью озвученный фильм "Огни Нью-Йорка".
1930
Вестерн "Большая тропа" снят и отпечатан на пленке формата 70 мм вместо стандартной 35 мм. Формат 70 мм до сих пор используется, но только для дорогостоящих эпических лент типа "Лоуренса Аравийского".
1931
Выходит на экраны первый советский звуковой фильм «Одна» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
1932
Разработана трехцветная технология "Техниколор", применена Уолтом Диснеем в мультипликационном фильме.
1935
Бекки Шарп — первый игровой фильм, снятый по технологии "Техниколор" (трехцветной).
1936
Снят первый советский игровой цветной фильм «Груня Корнакова».
1937
Уолт Дисней снимает первый полнометражный (продолжительностью 82 мин) мультфильм «Белоснежка и семь гномов».
1939
На экраны выходит один из самых выдающихся фильмов Голливуда «Унесенные ветром».
1952
Синерама, широкоформатное кино, снятое тремя камерами и
проецируемое тремя проекционными аппаратами, появляется в Нью-Йорке.
1953
В США появляются коммерческие трехмерное (стерео) кино и широкоэкранный синескоп. Синескоп представлял собой согласованную систему камер и проекторов, производя эффект объема с помощью анаморфотных линз. Аппаратура для стереосъемки была громоздкой, зрители неохотно надевали полагающиеся для просмора очки. Частью технологии была стереозапись звука, ставшая впоследствии нормой.
1959
Первый эксперимент использования запаха в кино в фильме Аромат Тайны. Попытка не имела продолжения.
1980
Большинство значительных фильмов создаются с помощью стереосистем "Долби".
1981
Проведение "Года цветного кино" по инициативе режиссера Мартина Скорсезе с целью привлечь внимание к качеству цветных фильмов, выпущенных после 1950, и не допустить его ухудшения.
1982
Уолт Дисней предпринимает первую и весьма эффективную попытку создания полнометражного компьютерного мультфильма "Трон", затраты на который составили 20 млн долларов, с целью пробиться на процветающий рынок фантастических фильмов. Стереокино ненадолго испытало возрождение, в этой технике были сняты "Челюсти-ЗД" и "Пятница, 13-е. Часть 3", принесшие коммерческий успех.
1987
Представители компании "Голливуд" обратились в юридическую комиссию сената США с просьбой защитить их фильмы от электронного "окрашивания" — нового способа расцвечивания черно-белых фильмов для телевизионного показа.
1988
Роберт Земекис в фильме "Кто подставил кролика Роджера" применил новую технологию сочетания игры актеров с мультипликацией.
2009
Вышел на экраны фильм Д. Кэмерона «Аватар», сделанный с использованием 3D-технологий, и положивший начало широкому применению их при создании и просмотре кино- и телепрограмм.
Здесь же мы просто очертим то, с чего все начиналось…