"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Закон жизни. 1940. Запрещённый фильм. Шедевр старого кино


Закон жизни. 1940. Запрещённый фильм. Шедевр старого кино

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Закон жизни 1940

«Зако́н жи́зни» — советский художественный фильм, снятый в 1940 году по сценарию Александра Авдеенко режиссёрами Борисом Ивановым и Александром столпером.
Фильм вышел на экраны в начале августа 1940 года и шёл всего несколько дней — был спешно изъят после анонимной рецензии в газете «Правда»

Фильм был сохранён, но не демонстрировался более 60 лет, впоследствии был показан по каналу Культура в программе «Шедевры старого кино».  Рассуждая о фильме, позднейшие исследователи отмечали, что фильм отобразил советскую жизнь точнее, чем то позволял социалистический реализм.

Сюжет

Сергей Паромов просит разрешения ректора Бабанова о проведении прощального вечера в стенах мединститута. С дочерью Бабанова Наташей его связывают романтические отношения. На вечере неожиданно появляется секретарь комсомола Огнерубов, проповедующий студентам «извращённые ценности» в духе «каждому по потребностям». Вечер превращается в пьянку. Сергей Паромов пытается безуспешно взывать к совести студентов. Однако все они, включая Наташу, совершенно очарованы Огнерубовым. С которым, в итоге, Наташа уезжает встречать рассвет на море.

Сергей Паромов вступает в борьбу с Огнерубовым посредством печатного слова. К сожалению, мало кто может поверить, что борьба его не связана с простой ревностью. Однако на решающем собрании комсомола выступает сестра Наташи Нина, которой есть что рассказать о моральном облике Огнерубова: оказывается, Огнерубов бросил её с ребёнком несколько лет назад. Этот факт решает исход собрания в пользу Сергея Паромова. Кульминацией фильма является речь Сергея Паромова о моральном облике комсомольца.

В финале фильма Сергей Паромов становится новым секретарём комсомола.

Актер - Роль
Даниил Сагал Сергей Паромов
Освальд Глазунов Бабанов Матвей Георгиевич, ректор Мединститута
Нина Зорская Наташа Бабанова
Александр Лукьянов Огнерубов

0

2

0

3

Отзывы

Каждому по потребностям?

Крайне трудно найти фильм периода 30-50-х годов прошлого века, на котором бы не стояла 'отметка' Сталина. 'Закон жизни', к сожалению, тоже не избежал подобной грустной участи. И хотя все трое создателей картины - оба режиссёра и сценарист - уже были достаточно известны своими работами, тем не менее, всем троим пришлось испытать гнев Сталина. Но если оба режиссёра 'отделались' довольно легко, то писателю-шахтёру Александру Осиповичу Авдеенко вторая работа для кино принесла массу неприятностей. «Закон жизни», подвергся сокрушительной критике в партийной прессе за клевету на советскую студенческую молодёжь. После проработки на заседании ЦК ВКП(б) Авдеенко исключили из партии и Союза писателей. Не менее печальна и участь известного сценариста С. А. Ермолинского, которому режиссеры А. Столпер и Б. Иванов предложили небольшую работу, которую Ермолинскому вовсе не хотелось делать: они упросили его переработать сценарий писателя А. Авдеенко «Закон жизни», так как над уже сделанным фильмом сгущались тучи после того, как фильм показали в ЦК ВЛКСМ, и комсомольские вожаки пришли в ужас: им очень не понравилось, как в «Законе жизни» были показаны комсомольцы, и они стали требовать срочных переделок. Сценарий был достаточно быстро переписан, принят и утвержден самим Вышинским, который в тот момент курировал вопросы культуры, а фильм снова запустили в производство. В августе 1940 года фильм вышел на экраны. А 16 августа 1940 года в газете «Правда» было напечатано роковое постановление ЦК ВКП(б) «Фальшивый фильм», обвинявшее автора картины (сценариста Авдеенко) в том, что он-де нарисовал привлекательный образ отрицательного героя и пытался возродить «арцибашевщину», проповедующую половую распущенность и разврат. Статьи, осуждавшие тот или иной фильм, появлялись тогда нередко. Следствием их могло быть и порицание в личном деле, и отправка в лагерь. (Н. Громова)

Чем же не угодил фильм тогдашней элите? Честно говоря, сегодняшний зритель лишь плечами пожмёт: а что, собственно, там крамольного? Оказывается, 'крамола' есть - достаточно внимательно прислушаться к тому, что произносит секретарь обкома комсомола Евгений Николаевич Огнерубов (Александр Лукьянов) на вечере выпускников. Знаменитый принцип распределения, который, согласно взглядам теоретиков социализма и коммунизма, установится в экономике первой фазы социализма, до его перехода во вторую фазу — коммунизм - 'От каждого по его способности, каждому — по его труду' получает в устах Огнерубова новое звучание: 'От каждого по способностям, каждому по потребностям'. И с такой трактовкой 'лозунга коммунизма' категорически не согласен комсорг медицинского института Сергей Паромов, которого прекрасно сыграл Даниил Сагал. Старые фильмы при всей их 'заагитизированности' оставляют после просмотра очень приятное позитивное 'послевкусие': зло непременно будет наказано, добро всенепременно восторжествует. Но разве это недостаток? Напротив! На фоне нынешней мрачно-чернушно-безвыходной кинореальности старые фильмы несут в себе невероятно позитивный заряд. Пусть они страдают украшательством, пусть сюжет и герои отчасти утопичны, зато какое приятное впечатление их актёрская игра оставляет после финальных титров! Справедливость в силу одного своего определения просто обязана торжествовать в жизни. Вот и сценарист Александр Авдеенко. В 1941 году в первые дни войны закончил миномётно-пулемётное училище и отправился на фронт. В 1942—1945 годах был на фронте в должности военного корреспондента газеты «Сын Родины» (в то же время писал заметки и очерки для ряда других газет в том числе и для «Красной звезды»), участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Закончил войну в звании капитана. В 1943 году принят заново в СП СССР, рекомендации дали Николай Тихонов и Константин Симонов. А 1955 году восстановлен в КПСС. Остаётся только 'реабилитировать' незаслуженно обиженный фильм...

0

4

История создания

Показ первой версии картины состоялся в ЦК ВЛКСМ. По результатам предварительного обсуждения было постановлено переделать картину, для чего режиссёры обратились к С. Ермолинскому. Поскольку А. Авдеенко в это время был командирован газетой «Правда», то не мог принимать участия в переделках сценария.
В результате доработки была, например, добавлена сцена с черепом («пить или не пить? Вот в чём вопрос»), пародирующая Гамлета, — Авдеенко отрицал, что эта сцена изначально была в его сценарии.

0

5

Фильм вышел на экраны 7 августа 1940 года и получил хорошие рецензии в газетах «Известия» и «Кино». В рецензии газеты «Кино» отмечалось, что фильм заслуживает внимания за «искренность, темперамент, подлинную правду и глубокий смысл материала». Однако 16 августа последовала разгромная рецензия в «Правде»:

На пьянку и разложение подбивает студенческую молодежь руководящий комсомольский работник Огнерубов — циник, внутренне гнилой человек, враг, разлагающий молодёжь, через быт пытающийся внушить ей вражеские идеи. Авторы фильма дают полный простор своему герою Огнерубову, проповедующему беспорядочную любовь и разврат. По фильму выходит, что эта вражеская проповедь Огнерубова безотказно находит доступ к сердцам и умам студентов, завтрашних врачей, и «принципы» Огнерубова реализуются тут же, в аудитории, в пьяной оргии.

Рецензия была написана В. Кружковым и отредактирована А. Ждановым. По другим сведениям, статью писал сам И. Сталин[2]. Основная идея — отрицательные герои в картине показаны более сильными, чем положительные, истинное лицо автора — это отрицательные герои картины.

Копии фильма в кинотеатрах были опечатаны сотрудниками НКВД в день выхода статьи. По воспоминаниям автора сценария, он так и не успел посмотреть финальную версию фильма.

24 августа в «Правде» была опубликована новая статья, посвящённая обсуждению статьи «Фальшивый фильм» на «Мосфильме». Отмечалось, что фильм стал «крупным политическим и творческим провалом». Выступления сотрудников «Мосфильма», например, второго режиссёра Б. Иванова, оценивались как недостаточно самокритичные.

9 сентября 1940 года режиссёры и автор сценария фильма были вызваны в ЦК для объяснений. Разгрому был подвергнут прежде всего автор сценария Александр Авдеенко. По воспоминаниям К. Симонова, когда кто-то обратил внимание И. Сталина на режиссёров, Сталин сказал «А что они? Они только крутили то, что он им написал». В протоколах заседания такие слова Сталина не приводятся. Кроме самого сценария был также раскритикован неопубликованный роман Авдеенко «Государство — это я», а также некоторые газетные очерки, прежде всего «В Черновицах». В своей автобиографии «Наказание без преступления» Александр Авдеенко вспоминает такие слова И. Сталина:

По-моему, Авдеенко пишет не о том, о чём думает, что чувствует. Он не понимает, не любит Советскую власть. Авдеенко — человек в маске, вражеское охвостье. Говорят, он был рабочим. А разве мы не знаем таких случаев, когда бывший рабочий становился нашим заклятым врагом? Разве у нас мало случаев, когда человек, имеющий в кармане партбилет, выходит на антипартийную дорогу?
Вскоре после заседания ЦК Александр Авдеенко был выселен из дома, где проживал с семьёй, и исключён из союза писателей и партии. Других репрессий не последовало.

Фильм был сохранён, но не демонстрировался более 60 лет, впоследствии был показан по каналу Культура в программе «Шедевры старого кино». Рассуждая о фильме, позднейшие исследователи отмечали, что фильм отобразил советскую жизнь точнее, чем то позволял социалистический реализм.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Закон жизни. 1940. Запрещённый фильм. Шедевр старого кино