Одним из достойнейших представителей голландской живописи Золотого века является художник Франс Халс. Родился он в Антверпене, в точно не установленном году, в 1582 или в 1583. Этот период с исторической точки зрения известен как время особенно сильных гонений на протестантов со стороны Испании. В результате чего большинство населения Антверпена покидало свои дома и уезжало в глубь страны. Так и семья мастерового Халса ван Мехелена ушла в город Харлем, столицу провинции Северная Голландия.
К сожалению, мало что известно о детстве маленького Франса. Не сохранилось никаких фактов о том когда проявился его талант, кто способствовал его развитию и кто являлся первым учителем будущего живописца. Тем не менее, к 27 годам он становится членом популярного общества творческих людей – Гильдии святого Луки. Халс получает должность реставратора при местном муниципалитете.
В 1611 году он женится, появляется первый ребенок, но жена его умирает в 1615 году. Через два года Франс женился вторично и прожил с Лисбет Рейнерс всю оставшуюся жизнь. В их семье было 11 детей. Пятеро сыновей пошли по стезе отца - стали художниками.
Франс Халс в основном пишет портреты, в том числе и групповые. Так, в 1616 году он получает заказ от военных, написав великолепную компанию из офицеров гильдии стрелков святого Георгия и сразу становится известным и популярным живописцем.
С 1620 года наступает самый расцвет творчества портретиста Халса. Известны его жанровые картины («Крестьяне из Хармена на свадебном застолье»), картины на религиозные сюжеты («Святой Лука», «Иоанн Богослов»), групповые портреты (офицеров стрелковой роты святого Адриана и другие), множество обычных и семейных портретов (например, семьи Исаака Массы).
Он востребованный живописец – ему позируют как простые люди («Цыганка», «Веселый собутыльник», «Смеющийся мальчик» и другие), так и высокопоставленные чины (председатель суда Яспера Шаде ван Веструма), люди науки и философии, например, Рене Декарт. Портрет этого математика и философа знаменит своими серебристыми черно-белыми красками, оттенки которых великолепно передал Халс. К 60-ти годам Франса Халса избирают главой Общества святого Луки – он становится президентом Гильдии.
У художника свой оригинальный стиль письма. Его можно назвать родоначальником будущего направления – импрессионизма. У автора нет «гладкости», он свободен в размахе кисти и у него сочные, яркие и в то же время теплые и плотные краски.
Но с возрастом в живописи Халса начинают все больше преобладать темные тона, черно-белые контрасты, скудной становится и цветовая палитра. Несмотря на большое количество заказов и ежегодную денежную помощь от городского совета, материальное состояние его было почти на грани нищеты. Возможно, это связано с большим семейством художника. Видимо, такое существование и вносило элементы «депрессивности» в творчество Халса.
«Мужчина в черной одежде», «Портрет Тимана Оосдорпа», групповое полотно «Регентши приюта для престарелых» и другие работы автора, в которых преобладает черный цвет, хотя и со множеством нюансов. Про которые, кстати, известный художник Винсент Ван Гог в будущем скажет, что «у Халса в черном цвете не меньше 27 оттенков».
Конечно, прослеживая творческий путь великого Франса Халса, очень заметна разница между его работами 1620-1640-х годов и картинами позднего периода, именно по яркости и живости красок и выбираемой натуры. Веселые музыканты, банкеты офицеров, жизнерадостные девушки – в первой половине жизни. И люди в черных одеждах, серьезные и хмурые, старые регенты – к концу жизни.
Умер гениальный художник в полной нищете, в приюте для престарелых в 1666 году. И о нем забыли почти на 200 лет. Но, с появлением интереса к импрессионистам, в 19-м веке его великие и талантливые портреты и картины получили второе рождение. Работы Халса приобретаются музеями и частными коллекционерами по всему миру.