♦ 10.05.1987 - премьера фильма «Интервенция» режиссера Геннадия Полоки, пролежавшего на полке 20 лет.
.
Главные роли сыграли Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева, Гелена Ивлиева, Ефим Копелян.
История создания фильма «Интервенция»
После громкого успеха «Республики ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке в январе 1967 года было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция», к тому времени уже ставшей классикой советской драматургии. Как рассказывал сам режиссёр, «ожесточённый штампами, накопленными нашим "официозным кинематографом" в фильмах о гражданской войне», он в одном из интервью призвал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений». Актёров Геннадий Полока не приглашал: «добровольцы», готовые принять участие в эксперименте, приходили сами - Юрий Толубеев, Ефим Копелян и многие другие. Одним из первых пришёл Всеволод Абдулов, его проба на роль Жени Ксидиаса оказалась неудачной, в итоге эту роль сыграл Валерий Золотухин; однако именно Абдулов рекомендовал режиссёру совершенно неизвестного ему в то время Владимира Высоцкого.
Фильм, стилизованный под театральные представления начала 1920-х годов, в том числе постановки Всеволода Мейерхольда, о которых напоминает афишная тумба в начале, снимался под рабочим названием «Интервенция», но уже в процессе монтажа был переименован в «Величие и падение дома Ксидиас», под этим названием Полока сдавал фильм Художественному совету киностудии «Ленфильм». Однако в ноябре 1968 года председатель Госкино А. В. Романов наложил на него запрет: «Фильм "Величие и падение дома Ксидиас" является очевидной творческой неудачей киностудии "Ленфильм" и режиссёра Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты».
Пытаясь спасти фильм, съёмочная группа обратилась с письмом к Л. И. Брежневу; много лет спустя Г. Полока утверждал, что автором письма был В. Высоцкий, однако, судя по записям в дневнике В. Золотухина, текст письма, принятый без поправок и подписанный всеми актёрами, принадлежал Золотухину.
Письмо к Брежневу:
« Мы хотели, - говорилось в этом письме, - чтобы на наш фильм пришёл массовый зритель, и мы решили возродить в своей работе принципы и приёмы, рождённые революционным искусством первых лет Советской власти, которое само по себе уходило глубочайшими корнями в народные, балаганные, площадные представления. "Самой серьёзнейшей теме, - сказали мы, - самое смелое, пропагандистское решение, вплоть до буффонады и гротеска". И нам непонятно утверждение некоторых товарищей, что режиссёр и артисты как-то неуважительно обошлись с темой, и, в частности, с образами большевиков, показали их в смешном утрированном виде».
Ответа на письмо не последовало, лишь в 1987 году фильм был снят с полки и выпущен в прокат.
Некоторые фразы, впервые прозвучавшие в фильме, стали крылатыми: "Он будет прынц, мадам!", "Вы не мать, мадам, вы урод!", "Вы просите песен, их есть у меня".
Почти все песни для фильма написаны Владимиром Высоцким. Песня Саньки («У моря, у порта...») в фильм не вошла. «Гром прогремел» - Высоцкому принадлежат только строфы 2 и 4. На одном из машинописных вариантов песни возле строф 1 и 3 пометки: «народное», на самом деле 1 и 3 строфы песни «Гром прогремел», а также текст песни «Налётчики» («В Валиховском переулке») входили в оригинальный текст пьесы Льва Славина. «Гром прогремел» в фильме, как и в пьесе, исполняет Филипп, а «Налётчиков» - супружеский дуэт Галины Рыбак и Бориса Сичкина. «До нашей эры соблюдалось чувство меры...» - в фильм не вошла. Песня Бродского «Деревянные костюмы» («Как все мы веселы бываем и угрюмы...») - в фильм вошла в исполнении Высоцкого, но с музыкой С. Слонимского.