♦ 10.05.1987 - премьера фильма «Интервенция» режиссера Геннадия Полоки, пролежавшего на полке 20 лет..
Главные роли сыграли Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева, Гелена Ивлиева, Ефим Копелян.
История создания фильма «Интервенция»
После громкого успеха «Республики ШКИД» режиссёру Геннадию Полоке в январе 1967 года было поручено снять фильм по пьесе Льва Славина «Интервенция», к тому времени уже ставшей классикой советской драматургии. Как рассказывал сам режиссёр, «ожесточённый штампами, накопленными нашим "официозным кинематографом" в фильмах о гражданской войне», он в одном из интервью призвал «возродить традиции театра и кино первых лет революции, традиции балаганных, уличных, скоморошеских представлений». Актёров Геннадий Полока не приглашал: «добровольцы», готовые принять участие в эксперименте, приходили сами - Юрий Толубеев, Ефим Копелян и многие другие. Одним из первых пришёл Всеволод Абдулов, его проба на роль Жени Ксидиаса оказалась неудачной, в итоге эту роль сыграл Валерий Золотухин; однако именно Абдулов рекомендовал режиссёру совершенно неизвестного ему в то время Владимира Высоцкого.
Фильм, стилизованный под театральные представления начала 1920-х годов, в том числе постановки Всеволода Мейерхольда, о которых напоминает афишная тумба в начале, снимался под рабочим названием «Интервенция», но уже в процессе монтажа был переименован в «Величие и падение дома Ксидиас», под этим названием Полока сдавал фильм Художественному совету киностудии «Ленфильм». Однако в ноябре 1968 года председатель Госкино А. В. Романов наложил на него запрет: «Фильм "Величие и падение дома Ксидиас" является очевидной творческой неудачей киностудии "Ленфильм" и режиссёра Г. Полоки, не сумевших найти точного художественного решения картины и тем самым допустивших серьёзные идейные просчёты».
Пытаясь спасти фильм, съёмочная группа обратилась с письмом к Л. И. Брежневу; много лет спустя Г. Полока утверждал, что автором письма был В. Высоцкий, однако, судя по записям в дневнике В. Золотухина, текст письма, принятый без поправок и подписанный всеми актёрами, принадлежал Золотухину.
Письмо к Брежневу:
« Мы хотели, - говорилось в этом письме, - чтобы на наш фильм пришёл массовый зритель, и мы решили возродить в своей работе принципы и приёмы, рождённые революционным искусством первых лет Советской власти, которое само по себе уходило глубочайшими корнями в народные, балаганные, площадные представления. "Самой серьёзнейшей теме, - сказали мы, - самое смелое, пропагандистское решение, вплоть до буффонады и гротеска". И нам непонятно утверждение некоторых товарищей, что режиссёр и артисты как-то неуважительно обошлись с темой, и, в частности, с образами большевиков, показали их в смешном утрированном виде».
Ответа на письмо не последовало, лишь в 1987 году фильм был снят с полки и выпущен в прокат.
Некоторые фразы, впервые прозвучавшие в фильме, стали крылатыми: "Он будет прынц, мадам!", "Вы не мать, мадам, вы урод!", "Вы просите песен, их есть у меня".
Почти все песни для фильма написаны Владимиром Высоцким. Песня Саньки («У моря, у порта...») в фильм не вошла. «Гром прогремел» - Высоцкому принадлежат только строфы 2 и 4. На одном из машинописных вариантов песни возле строф 1 и 3 пометки: «народное», на самом деле 1 и 3 строфы песни «Гром прогремел», а также текст песни «Налётчики» («В Валиховском переулке») входили в оригинальный текст пьесы Льва Славина. «Гром прогремел» в фильме, как и в пьесе, исполняет Филипп, а «Налётчиков» - супружеский дуэт Галины Рыбак и Бориса Сичкина. «До нашей эры соблюдалось чувство меры...» - в фильм не вошла. Песня Бродского «Деревянные костюмы» («Как все мы веселы бываем и угрюмы...») - в фильм вошла в исполнении Высоцкого, но с музыкой С. Слонимского.