То, что осталось за кадром "Великолепного века"
Насух-эфенди: мастер на все руки
В блистательную эпоху Сулеймана Великолепного при османском дворе выделялась фигура удивительного человека - Насух-эфенди. Выходец из Боснии, он воплощал в себе идеал универсального гения: математик, историк, картограф, воин, художник и полиглот, владевший пятью языками.
Научные достижения Насуха опережали свое время. Его математические трактаты "Куттаб" и "Хисаб" содержали революционные методы вычислений. Например, метод умножения решеткой, который Насух описал, появился в Европе лишь полвека спустя благодаря шотландскому математику Джону Нейпиру. Этот факт свидетельствует о высоком уровне развития точных наук в Османской империи того периода.
Однако Насух не ограничивался лишь теоретическими изысканиями. Он был также искусным воином и мастером изготовления холодного оружия. В элитной школе Эндерун, где обучались будущие государственные деятели империи, Насух преподавал различные боевые искусства. Особенно он прославился как мастер матрака - традиционного турецкого боя на деревянных палках. Отсюда и его прозвище - Матракчи. Его мастерство было столь впечатляющим, что сам султан Сулейман удостоил его почетными званиями устада (мастера) и рейса (начальника).
Но, пожалуй, самый значительный вклад Насух внес в развитие османского изобразительного искусства. Сопровождая султана в военных походах, он создал уникальный труд "Отчет о каждой стадии кампании в двух Ираках", более известный как "Меджмуа-и-Меназил". Это произведение, включавшее 132 детальные иллюстрации, положило начало новому жанру в османской живописи - топографической миниатюре.
Миниатюры Насуха, изображавшие города, крепости и ландшафты, были настолько точны и подробны, что турецкие искусствоведы назвали их "портретами городов". Эти работы и сегодня служат бесценным источником информации для исследователей средневековой архитектуры и урбанистики. Они позволяют нам буквально увидеть, как выглядели города Османской империи и соседних государств в XVI веке.
Насух-эфенди также написал книгу о различных видах оружия и техниках боя, применяемых кавалерией и пехотой. Это свидетельствует о его глубоких познаниях в военном деле, которые он успешно сочетал с научной и художественной деятельностью.
Интересно, что при дворе Сулеймана работали мастера из разных уголков империи: персы, албанцы, черкесы, молдаване. Сами турки в то время только начинали осваивать искусство живописи. Насух-эфенди стал самым известным художником этой пестрой группы, внеся неоценимый вклад в развитие османского изобразительного искусства.