"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Имперская история ювелирного быта


Имперская история ювелирного быта

Сообщений 1 страница 20 из 36

1

Имперская история ювелирного быта

http://s3.uploads.ru/t/CnmuE.gif

Ювелирное дело, по сути, возникло из потребности человека в роскоши и, без сомнения, идет вслед за модой своего времени.

Начало ювелирного дела в Санкт- Петербурге относится практически ко времени основания города. В самом начале XVIII века Петр I выписал в новую столицу из Москвы и Европы ремесленников и художников, в числе которых были золотых и серебряных дел мастера. Ювелиры того времени владели практически всеми техническими приемами обработки драгоценных металлов. Могли отливать рельефные изображения и скульптуру, вытягивать тончайшую проволоку — скань, из которой делали изысканные ажурные изделия или накладывали сложнейшие узоры, создавали тончайшие гравюры, оттеняя рисунок чернью, украшали изделия драгоценными камнями и эмалями. В 1721 году император утвердил цех серебряных дел мастеров, которые затем распространил и по всей России. Екатерина II определила более подробно внутреннее устройство русских цехов в «Ремесленном положении» 1785 года, а Павел I окончательно закрепил их в «Уставе цехов» 1799 года.

До начала XVIII века не было разделения на серебряных и золотых дел мастеров, существовало общее понятие «серебряного дела». В XVIII веке их стали разделять, затем появились новые группы — собственно ювелиры, граверы и галантерейных дел мастера. Нужно отметить, что далеко не все ювелиры считали нужным принадлежать к цеху, а предпочитали оставаться самостоятельными

0

2

Елизаветинская эпоха

Время правления Елизаветы Петровны отлично характеризует стиль рококо, который несет в себе атмосферу пышного праздника. Мода этой эпохи отличалась стремлением к рафинированности, утонченности. Рококо принято считать женственной модой, что повлияло на форму и строение украшений, обилие которых было призвано в том числе подчеркнуть красоту тела. Особняком стоят табакерки, быстро ставшие обязательной деталью роскошного туалета, часто самой драгоценной вещью в пышном наряде. При дворе табакерка с портретом императрицы играла особую роль — ею награждали лиц, пользующихся благосклонностью императрицы. Вот что пишет искусствовед Н. М. Тарабуркин о том времени: «Табакерками люди хвастались. Уже одна манера обращения с ними говорит об этом. Прежде чем понюхать табак, табакерку медленно вынимали из кармана, долго держали на ладони, словно невзначай забыв о ней во время разговора, затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли ее открытой в руке и, затянувшись раза два, как бы нехотя убирали в карман».

Елизавета Петровна была большой модницей и обожала театр, балы и подарки. Она запрещала являться во дворец с хрустальными украшениями вместо бриллиантов, поэтому каждое воскресенье, когда проходил бал, во дворце просто слепило глаза от обилия бриллиантов. А значит, у ювелиров всегда находилась работа.

«Наряды дам очень богаты, равно как и золотые вещи их, брильянтов придворные дамы надевают изумительное множество. На дамах сравнительно низшего звания бывает брильянтов на 10–12 тысяч рублей. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами, и я не думаю, чтобы из всех европейских государынь была хоть одна, имевшая более драгоценных уборов, чем русская императрица», — писал в своих воспоминаниях придворный ювелир Позье.

18 век – век роскоши и расцвета ювелирного мастерства в России. Именно в это время и создавал свои шедевры великий ювелир Иероним Позье, один из самых любимых и приближенных ко двору мастеров. Перед его талантом преклонялись три великие женщины того времени – три русские императрицы!

Петербург с его роскошными дворцами и блестящей придворной жизнью был законодателем мод, на него ориентировались мастера и художники России. И именно в Петербурге, под Высочайшим Императорским покровительством творили исключительные золотых дел мастера и необычайно оригинальные таланты.

0

3

Главный камень Иеронима Позье  http://s7.uploads.ru/t/aGwE2.gif

Не все ювелиры работали, объединившись в цех. Были и мастера-одиночки. Одним из самых знаменитых бриллиантщиков был придворный ювелир швейцарец Иероним Позье. Этот чрезвычайно деликатный и осторожный человек смог пережить несколько дворцовых переворотов и стать любимым ювелиром трех русских императриц — Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Петровны. Мог ли мечтать об этом маленький бедный мальчик, покидая в 1729 году Швейцарию в поисках лучшей жизни?

Десятилетний Иероним и его отец пришли в Россию буквально пешком. На столь нелегкое путешествие решились они после приглашения родственника, который состоял при дворе Петра I хирургом. Он мог бы помочь небогатым Позье устроиться, и, вполне возможно, вскоре из маленького Иеронима получился бы хороший доктор. Но, добравшись до места, Позье обнаружили только пепелище - в 1729 году полМосквы выгорело. Тяжелое путешествие и навалившиеся одна за другой беды подорвали здоровье Позье-отца, и вскоре мальчик остался один в незнакомой стране. К счастью, ему впервые повезло: искусный гранильщик Граверо, родом из Парижа, согласился взять его на семь лет в обучение.

Работать с камнями Иерониму очень понравилось, но постоянные оскорбления хозяина сделали годы учебы довольно трудными. Заняв денег, в 21 год молодой человек решил открыть собственную мастерскую. Как негодовал разленившийся Граверо, за которого Иероним делал большинство заказов! Он кричал, что Позье станет нищим, умрет от голода и не сможет получить без него ни одного заказа!

Но ничего этого не случилось: России нужны были ювелирные украшения. В огромных количествах! При Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, и особенно при Екатерине Великой двор сверкал от изобилия бриллиантов. Правда, иногда придворным нечем было платить за заказанные драгоценности, но это их не останавливало.

Анна Иоанновна сама любила на-блюдать, как режут и шлифуют камни. Она приказывала установить аппарат для обработки кам ней в комнате неда-леко от ее покоев и несколько раз в день приходила смотреть на работу Позье. Императрица лично принимала участие в подборе людей для путешествия на Восток, в Китай, за драгоценными камнями. Такая эк-спедиция за рубинами и алмазами была очень опасной и могла длиться два-три года. Но снаряжать караваны оказывалось быстрее и дешевле, чем искать и разрабатывать собственные месторождения самоцветов.

Елизавета Петровна технологией не интересовалась, зато был*1 большой модницей и обожала театр, балы и подарки. Она I запрещала являться во дворец с хрустальными украшениями вместо бриллиантовых, поэтому каждое воскресенье, когда проходил бал, во дворце просто слепило глаза от обилия бриллиантов. А значит, у ювелиров всегда находилась работа.

«Наряды дам очень богаты, равно как и золотые вещи их, брильянтов придворные дамы надевают изумительное множество. На дамах сравнительно низшего звания бывает брильянтов на 10—12 тысяч руб. Они даже в частной жизни никогда не выезжают, не увешанные драгоценными уборами, и я не думаю, чтобы из всех европейских государынь была хоть одна, имевшая более драгоценных уборов, чем русская императрица», — писал в своих воспоминаниях Позье.

По заказу Елизаветы Петровны Иероним Позье делал звезду, украшенную бриллиантами. Чтобы высокочтимая заказчица представляла, как будет выглядеть изделие, он смастерил модель из воска: разместил на ней камни так, как они будут в готовом изделии. До него никто так не делал, и это привело в восторг императрицу.

Но выгодные заказы, богатство и уважение были только одной стороной жизни придворного ювелира. Елизавета ложилась спать на рассвете и часто ночью посылала за своим ювелиром, чтобы дать ему работу. Иногда господину Позье, дожидаясь приема, приходилось просиживать во дворце всю ночь. Недоброжелатели, стремящиеся лишить Позье доверия императрицы, множество вельмож-должников, отсутствие честных и трудолюбивых учеников — все это изматывало талантливого мастераJ. Получив от Петра III назначение личным ювелиром с чином бригадира и разрешением входить в царские покои в любое время, когда только Позье этого захочет, бриллиантщик почувствовал, что «упал в пропасть», из которой выбраться будет нелегко.

При Петре III Позье делал заказы для принцесс голштинских, племянниц императора. Поэтому мастер искусно использовал вперемешку с бриллиантами фальшивые камни. Никто и догадаться не мог, что изящные уборы принцесс наполовину состоят из ненастоящих камней.

Но все же мастер был предан алмазу. В браслетах, табакерках, брошах, головных шпильках, пряжках, изготовленных Позье, часто присутствуют только алмазы.

Настоящим произведением искусства стала большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II в 1762 году. Пять тысяч бриллиантов, семьдесят пять жемчужин и великолепная темно-красная шпинель 2 , украшающая вершину, - равных среди европейских ценностей корона не имеет.

0

4

Иероним Позье – имперская история ювелирного быта   http://s7.uploads.ru/t/aGwE2.gif

18 век – век роскоши и расцвета ювелирного мастерства в России. Именно в это время и создавал свои шедевры великий ювелир Иероним Позье, один из самых любимых и приближенных ко двору мастеров. Перед его талантом преклонялись три великие женщины того времени – три русские императрицы!

Урожденный швейцарец, он еще в детстве попал в Россию, приехав с отцом к своему дяде и волей случая познакомившись с ювелирным делом, остался тут на долгие годы, переживая вместе с Россией дворцовые перевороты. Начинал Иероним Позье с ученика гранильщика из Франции – Граверо (в 18 веке были очень распространены иноземные ювелиры). У него он освоил азы ювелирного искусства, начиная с несложных поручений, таких как чистка ювелирных изделий, а уже совсем скоро он стал заниматься и изготовлением большинства заказов своего учителя. Когда Позье понял, что вполне самостоятелен и готов работать сам на себя, он открыл авторскую мастерскую.

В это время при дворе было очень модно блистать брильянтами, дорогими золотыми украшениями, это было время роскоши! Анна Иоановна часто наблюдала за работой Позье, как происходит обработка алмаза, шлифовка бриллиантов и финальная чистка украшений.

Для Елизаветы Петровны мастер изготавливал огромное количество украшений с бриллиантами, так как она предпочитала только этот камень и другим придворным запрещала показываться во дворце с хрусталем вместо него.

Самой же его значимой работой была изготовленная для Екатерины II императорская корона, вся усыпанная бриллиантами и жемчугом. Уникальная и не имеющая аналогов в мире и по сей день!

И все же не смотря на покровительство первых лиц государства и достаточно обеспеченную жизнь, Россия для Позье родиной так и не стала. Отправившись в Швейцарию якобы в отпуск, обратно он так и не вернулся.

0

5

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9d/Cr_0449_%C2%A9_MAH_Geneve.jpg/220px-Cr_0449_%C2%A9_MAH_Geneve.jpg

""Жереми Позье"" - (1716, Женева — 1779, Женева) франко-швейцарский ювелир, художник, мемуарист, получивший известность благодаря выполненным заказам для Российского Императорского Двора, и, в частности, созданию Большой Императорской Короны для коронации императрицы Екатерины Великой (1762).

Корона авторства Жереми Позье, ставшая произведением ювелирного искусства, была использована в церемониях коронации всех Российских императоров, включая последнего - Николая II. Жереми Позье был одним из первых мастеров своего времени, создавшим изделия из золота и бриллиантов под патронажем императриц Анны Иоанновны, Елизаветы II и Екатерины Великой. Его творчество оказало большое влияние на европейское ювелирное искусство , которое впоследствии ознаменовалось такими именами как Луи-Давид Дюваль, Краг, Д-П Адор и, позднее, Бирбаума, Луи Картье и Карла Фаберже

0

6

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9d/Cr_0449_%C2%A9_MAH_Geneve.jpg/220px-Cr_0449_%C2%A9_MAH_Geneve.jpg

Бриллиантовый Мастер

Жереми Позье родился в 1716 в Женеве в семье французских гугенотов Етьена Позье и Сюзанны Буверот. В 1729 году Жереми Позье вместе с отцом Этьеном прибыл в Россию по приглашению своего дяди, служившего хирургом при дворе Петра II. Из-за бедственного материального положения отец и сын путешествовали в Санкт Петербург пешком через Швейцарию, Германию и Голландию. После краткосрочной службы в армии под Архангельском (1730-1731) и смерти отца, молодой Жереми Позье получил пост подручного в мастерской французского граверовщика камней Бенуа Граверо, где он проучился семь лет (1732-39). Молодой ученик превзошел мастерством своего учителя, и скоро привлек внимание императрицы Анны Иоанновны, под покровительством которой в 1740 Жереми Позье открыл свою собственную мастерскую.[1] Открыв собственное дело, Позье, получивший титул Главного Бриллиантого Мастера и Придворного Ювелира, создавал ювелирные украшения и подарки для Российской аристократии, придворных и Императорской фамилии. Из-под его пера вышла книга мемуаров – «Записки придворного брильянтщика Позье о пребывании его в России с 1729 по 1764 г.», опубликованной Российским историческим журналом «Мир Искусства» в 1870 г. [4], [5] Позье получил известность как выдающийся мастер ювелирного искусства, обладающий тонким вкусом, благодаря чему ему было доверено создать Большую Императорскую Корону для коронации Императрицы Екатерины Великой в 1762 году.

0

7

Драгоценности императрицы Елизаветы Петровны

Одним из самых важных украшений правительницы, согласно сану, конечно же, была корона. Большая корона Елизаветы была переделана из короны ее предшественницы Анны Леопольдовны: серебряная в позолоте, состоящая из двух полушарий, она была украшена жемчугом и бриллиантами. На верху короны был огромная неограненая шпинель, увенчанная крестом из алмазов. Весила она около 2 кг, и поэтому использовалась только для самых торжественных случаев, а в остальное время ее заменяла малая корона — уменьшенная копия, украшенная крупными бриллиантами.

http://s2.uploads.ru/2AzRJ.jpg
Большая Императорская Корона

Одним из самых известных произведений ювелирного искусства стала Большая Императорская Корона, созданная Позье для коронации императрицы Екатерины Великой в 1762 году. Под влиянием искусства Византии автор создал корону из двух золотых и серебряных полушарий, символизирующих восточные и западные Римские империи, разделенные кружевной бриллиантовой гирляндой на низком замке. Позье оправил в серебро и золото 75 жемчужин и 4,936 индийских бриллиантов весом в 2858 карат, выложенных в рисунке лавровых и дубовых листов, отражающих силу и власть императрицы. Корону венчает рубиновая шпинель размером 398.62 карата, ранее принадлежавщая императрице Елизавете, и бриллиантовый крест. Корона была создана в рекордно короткий срок – за два месяца, и весила всего 2,34 кг. . С 1762 года корона, созданная Жереми Позье, использовалась для коронаций всех Российских императоров, включая возведение на престол последнего императора России Николая II.

Корона - один из главных символов Дома Романовых, и хранится в Алмазном Фонде Московского Кремля.

0

8

Придворный Ювелир
На протяжении жизни в Петербурге Жереми Позье был в полном смысле этого слова приближенным ко двору, и получал колоссальное количество заказов на украшения и сувениры для императорской семьи, приближенных и дипломатов.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/16/Catherine_II_by_V.Eriksen_%281778-9%2C_David_Coll.%2C_Denmark%29.jpg/640px-Catherine_II_by_V.Eriksen_%281778-9%2C_David_Coll.%2C_Denmark%29.jpg
Императрица Екатерина Великая

Позье пережил неоднократную смену власти, сохранив титул Придворного Ювелира на протяжении всей своей жизни. Особой значимостью отличались подарки иностранным министрам, рассказывает в своих мемуарах Позье. Он описывает исключительность драгоценных камней, которые шли на изготовление больших табакерок  и колец. Позье был единственным ювелиром, которому заказы поступали напрямую от императрицы Екатерины II через канцлера Воронцова. Позье также создавал украшения и сувениры для российской аристократии: часы, букеты из драгоценных камней, кольца, броши и табакерки, ставшие модными подарками на протяжении всего последующего века. Будучи человеком очень честным и доверчивым, Позье принимал многие заказы в кредит, и сам очень часто материально страдал; боязнь совсем потерять нажитые средства заставила его покинуть Россию в 1764 году. Жереми Позье умер в декабре 1779 года на родине в Женеве.

0

9

Ювелирный художник  http://s7.uploads.ru/t/aGwE2.gif

Жереми Позье являлся непревзойдённым мастером огранки и оформления бриллиантов и драгоценных камней. В своих работах он отводил камням ключевую роль, делая золотое и серебряное обрамление еле заметным, создавая ощущение легкости и невесомости рисунка камней. Невесомость изделия достигалась благодаря большому количеству пустот и намеренному отсутствию симметрии в дизайне композиции. Виртуоз огранки, Позье использовал цветные драгоценные камни (рубины, изумруды и жемчужины), и создавал произведения ювелирного искусства, символизирующие богатство их владельцев и художественное мастерство их создателя. Особенность его стиля – это смешение цветовых комбинаций камней. Творческая жизнь Позье - один из атрибутов Золотого Века в культуре России первой трети XIX века. .

Следуя примеру своей предшественницы императрицы Елизаветы, Екатерина II была неутомимым коллекционером ювелирных шедевров, которые в глазах европейских правителей были призваны олицетворять мощь и незыблемость самодержавия в Российской Империи. Изделия, созданные Жереми Позье, входят в уникальную коллекцию произведений искусства России.  Работы Позье экспонировались на выставках ювелирного искусства, включая The Art of the Goldsmith & the Jeweler в A La Vieille Russie в Нью Йорке (1968) и на выставке "Карл Фаберже и Мастера Камнерезного дела" в Московском Кремле (2011).[15]. С 2011 года права на бренд Жереми Позье (Jérémie Pauzié) принадлежат французской люксовой группе Vendôme Private Trading. Изучение наследия и возрождение школы Жереми Позье являются основополагающими принципами и задачами Ювелирного Дома.

0

10

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232506_large_fa9579665b0b.jpg

До Петра I богатство не выставляли напоказ. Украшения и дорогие костюмы берегли и передавали из поколения в поколение без переделок и изменений — за модой не гнались, да и незачем было. Заграничные гости бывали в России не часто, а сами русские много не путешествовали. Посему носили то же, что и предки.

Драгоценные металлы и камни для ювелирных изделий до XVII века везли из Византии, Китая, Индии и других стран: своих приисков Россия тогда не имела, и тем удивительнее обилие украшений, которыми владели не только богатые и знатные люди. У всех царей были свои хранилища драгоценностей, которые они постоянно пополняли. В сундуках Ивана Грозного хранились украшения из бирюзы, кораллов, изумрудов, рубинов, жемчуга и сапфиров. Своей второй жене, Марии Темрюковне, Иван Васильевич преподнес трехкилограммовое золотое блюдо, на котором лежал головной убор замужней женщины — кика, украшенная драгоценными камнями и жемчугом.

Славилась средневековая Русь и серебряными украшениями. И хотя в земле русской в то время было мало серебра, это не мешало серебряникам: в переделку шли монеты с Востока и Западной Европы, старые изделия и даже одежда, в ткань которой входила металлическая нить. В начале XVII века английским мастерам-серебряникам пришлось вернуться к себе на родину — местные умельцы справлялись с заказами сами.

0

11

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232546_large_30d73112e78f.jpg
При Петре I в открытые между Россией и Европой ворота въезжали на Русь специалисты из разных областей, в том числе иностранные бриллиантщики, золотых и серебряных дел мастера. С 1714 по 1800 годы в Россию прибыли больше полутысячи ювелиров, чтобы поработать во славу Российской империи. В одной только Москве трудились 43 мастера золотых дел и 232 мастера по серебру. Петр Великий, в отличие от многих особ своего окружения, был равнодушен к роскоши в личной жизни: его подданные ели на золотой посуде, а он любил вилки и ножи с деревянными черенками. Но могущество, слава и величие империи для него были неотделимы от золотого блеска. Нет другого такого «раззолоченного » города, как Петербург. Ни один двор Европы не демонстрировал миру такое обилие национальных украшений, как русский.

Для коронации своей супруги Екатерины Петр заказал корону, украшенную алмазами и крупным жемчугом, с огромным — больше голубиного яйца — рубином, венчающим этот символ власти. Порфира — золототканая мантия императрицы — была осыпана таким количеством золотых двуглавых орлов, что Екатерина склонялась под тяжестью своего наряда.

«Государева шкатулка» постоянно пополнялась. Петр I установил государственный надзор за ювелирным производством, повелел построить в Петергофе шлифовальную фабрику «для обработки и полирования самоцветов и стекол», положил начало разработке месторождений.

Одним из самых знаменитых бриллиантщиков был придворный ювелир швейцарец Иероним Позье. Этот чрезвычайно деликатный и осторожный человек смог пережить несколько дворцовых переворотов и стать любимым ювелиром трех русских императриц — Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Мог ли мечтать об этом маленький бедный мальчик, покидая в 1729 году Швейцарию в поисках лучшей жизни? Десятилетний Иероним и его отец пришли в Россию буквально пешком. На столь нелегкое путешествие решились они после приглашения родственника, который состоял при дворе Петра I хирургом. Он мог бы помочь небогатым Позье устроиться, и, вполне возможно, вскоре из маленького Иеронима получился бы хороший доктор. Но, добравшись до места, Позье обнаружили только пепелище — в 1729 году полМосквы выгорело. Тяжелое путешествие и навалившиеся одна за другой беды подорвали здоровье Позье-отца, и вскоре мальчик остался один в незнакомой стране. К счастью, ему впервые повезло: искусный гранильщик Граверо, родом из Парижа, согласился взять его на семь лет в обучение.Работать с камнями Иерониму очень понравилось, но постоянные оскорбления хозяина сделали годы учебы довольно трудными. Заняв денег, в 21 год молодой человек решил открыть собственную мастерскую. При Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, и особенно при Екатерине Великой двор сверкал от изобилия бриллиантов. Правда, иногда придворным нечем было платить за заказанные драгоценности, но это их не останавливало.

0

12

Анна Иоанновна сама любила наблюдать, как режут и шлифуют камни. Она приказывала установить аппарат для обработки камней в комнате недалеко от ее покоев и несколько раз в день приходила смотреть на работу Позье.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232569_30d73112e78f.jpg
шпильки И.Позье

0

13

Елизавета Петровна технологией не интересовалась, зато была большой модницей и обожала театр, балы и подарки. Она запрещала являться во дворец с хрустальными украшениями вместо бриллиантовых, поэтому каждое воскресенье, когда проходил бал, во дворце просто слепило глаза от обилия бриллиантов. А значит, у ювелиров всегда находилась работа. По заказу Елизаветы Петровны Иероним Позье делал звезду, украшенную бриллиантами. Чтобы высокочтимая заказчица представляла, как будет выглядеть изделие, он смастерил модель из воска: разместил на ней камни так, как они будут в готовом изделии. До него никто так не делал, и это привело в восторг императрицу.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232595_30d73112e78f.jpg
бант-склаваж

При Петре III Позье делал заказы для принцесс голштинских, племянниц императора, которые были не так богаты. Поэтому мастер искусно использовал вперемешку с бриллиантами фальшивые камни. Никто и догадаться не мог, что изящные уборы принцесс наполовину состоят из ненастоящих камней. Настоящим произведением искусства стала большая императорская корона, изготовленная для коронации Екатерины II в 1762 году. Пять тысяч бриллиантов, семьдесят пять жемчужин и великолепная темно- красная шпинель, украшающая вершину, — равных среди европейских ценностей корона не имеет.

Скопив достаточно денег за почти тридцать лет работы при дворе, в 1764 году Иероним Позье или, как его называли на русский манер, Еремей Петрович, отпросился у императрицы в отпуск в Швейцарию. Назад он не вернулся. Россия так и не стала для него родиной, хотя именно здесь он достиг всего, о чем только можно мечтать, кроме одного — спокойствия за собственную жизнь.

0

14

Екатерина II, истинная продолжательница петровских реформ, тоже считала, что великолепие императорского двора — это показатель успехов государства. Шубу она заказала себе из самой неудобной, тяжелой золотой парчи, чтобы все издалека видели: она императрица. Паруса для ее баржи сшили из парчи с золотыми кистями. На собственные дни рождения она сама делала подарки. И у нее получалось своим величием пробуждать патриотические чувства. Многие иностранцы, в том числе и мастера золотых и серебряных дел, почитали за честь служить ей. В XVIII веке на царский двор работали многие опытные иностранные ювелиры: Луи Давид Дюваль, Георг-Фридрих Якарт, Леопольд Пфистерер, Жан-Пьер Адор, Иоганн Готтлиб Шарф. Русские мастера учились у них изготовлению модных французских вещей. Особым спросом пользовались фермуары, шатлены, эгреты и букетики цветов. Стараясь сохранить национальные черты, русские мастера шли по тому же пути, что и западноевропейское ювелирное искусство. Сначала в изделиях использовалось много барочных элементов, камни сочетались с литьем и яркими эмалями. Затем в букетах, гирляндах цветов появляется изящество рококо, и, наконец, в моде снова строгий классицизм.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232632_30d73112e78f.jpg

Камни старались крепить так, чтобы совсем не было видно металла. Красочные, яркие самоцветы или строгие завораживающие алмазы были главными в ювелирном искусстве XVIII века. В Бриллиантовой комнате своей бабки провел детство Александр I, но это не сделало его поклонником алмаза. Александр I и его супруга Елизавета Алексеевна не ставили роскошь во главу угла. К счастью, это не остановило развитие ювелирного искусства. Выдающимся образцом мастерства была корона императрицы, сделанная в виде золотой древесной ветки. Листики к ветке крепились с помощью крупных бриллиантов, а завершали убор два огромных сапфира.

0

15

Не зазорно стало использовать в украшениях стразы (имитация бриллиантов из свинцового стекла) и обыкновенное стекло с тонким слоем фольги на нижней стороне. Дамы распускали немодное золотое шитье, чтобы заказать украшения. В моду вошел романтизм, а с ним гребни, броши, фероньерки, парные браслеты. Во времена правления Николая I вернулось увлечение богатыми украшениями. «Украшения и драгоценные камни дам блистали волшебным светом среди всех сокровищ Азии, покрывающих стены храма, в котором царская роскошь, казалась, соперничала с величием Бога», — писал французский путешественник Астольф де Кюстин о свадьбе дочери Николая I.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232647_30d73112e78f.jpg

0

16

Царская фамилия любила преподносить богатые подарки. Устраивая в Ницце «народные обеды» на тысячи человек, императрица Александра Федоровна позволяла каждому унести с собой столовый прибор, включавший серебряный стаканчик с ее вензелем. Благодаря этому по Европе ходили рассказы о баснословном богатстве России. До «страшных пределов», как писал журнал мод того времени, дошла роскошь при Александре II, «уже более ничего не остается, как зашивать все платье драгоценными каменьями». Императрица Мария Александровна сгибалась под тяжестью бриллиантов, которыми была украшена с ног до головы. Большинство ювелирных украшений изготавливалось и покупалось за границей.

Новые ювелирные предприятия открывались каждый год. Две из пяти фирм вскоре разорялись. Но кто смог наладить дело профессионально — процветал. В это время в Москве и Санкт- Петербурге существовала основанная в 1793 году фирма Павла Сазикова. Работа на фабрике Павла Федоровича была налажена профессионально: над изделием работали несколько человек: тщательно выбирались образцы, талантливые художники старательно разрабатывали рисунок, затем приступали к работе чеканщики, гранильщики, скульпторы, при необходимости привлекались историки. Одними из первых Павел Федорович Сазиков и его сыновья использовали механические приспособления и паровой двигатель. На их образцовой фабрике серебряных изделий работало около 75 человек. Фирма «Сазиков и сыновья» была первой ювелирной фирмой, обратившейся к отечественной истории и фольклору. Медведь-плясун, молочница, казачок украшали кубки, молочники, кувшины. Чернильницы в виде деревенских избушек — все это было необычно для дорогого и высокого искусства. Мировое признание и золотая медаль пришли к фирме после первой Всемирной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году, где Сазиковы представили большой канделябр в виде скульптурной группы, посвященной победе на Куликовом поле.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232670_30d73112e78f.jpg
Фирма "Сазиков"

С 1837 года фирма Сазикова имела звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Для царского дома мастера, кроме изделий в национальном духе, часто изготавливали фрейлинские знаки, ордена. В Санкт-Петербурге с 1810 года процветала семейная фирма Болина. В 1839 году Болины получили право называться придворными ювелирами. Диадемы, жемчужные броши в виде веток, браслеты из бриллиантов и другие изделия, выполненные придворными ювелирами этой фамилии, как оценивали знатоки, превосходили совершенством украшения испанской королевы, изготовленные знаменитым парижским ювелиром Лемонье. В 1851 году, на первой Всемирной выставке в Лондоне, изделия Карла Болина покорили европейских ценителей. Любимыми изделиями фирмы были рубиновые серьги и браслеты, аметистовые броши, головные уборы из бриллиантов и жемчуга. От российского императора на выставке 1870 года в Петербурге за свою работу ювелир получил в награду золотую медаль «за совершенную чистоту ювелирной работы, искусный подбор камней и изящество рисунков при долговременном существовании фирмы». В начале XX века Болины были возведены в потомственное дворянское достоинство. Царский двор поручал фирме самые дорогие и ответственные заказы: панагии, ордена и табакерки.

0

17

Успешно существовала в Москве фирма Павла Акимовича Овчинникова. Крепостной Овчинников восемь лет был подмастерьем. За старание и успехи он получил вольную, женился и в 1850 году на тысячу рублей приданного жены открыл собственное дело. Вскоре его имя стало известно во всей России. В 1867 году на выставке в Париже Овчинников выставил необычный письменный прибор. «Достойный памятник великого дела освобождения крепостных», — написали об изделии современники. Прибор был украшен фигурой крестьянина, который, крестясь, готовится начать сев на собственной земле.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232689_63934597.png

В XIX — начале XX века в российском ювелирном искусстве образовались два направления. Петербургские ювелиры с фирмами Фаберже и Болина во главе делали украшения в западноевропейском стиле, а московские мастера отдавали предпочтения «русскому стилю». Москвичи активно использовали народные мотивы, орнамент, исторические сюжеты, виды городов и памятников. На вновь ставших популярными чарках, братинах и ковшах писались поговорки. Серебряные солонки делали в форме деревянных крестьянских солониц, металлические изделия имитировали бересту и холстину. Среди московских особо известными были фирмы Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Губкина, мастерские Курлюкова, Алексеева, Семеновой. Несмотря на разные направления, ювелиры двух столиц тесно сотрудничали и на равных участвовали во многих выставках, заслуженно получая медали.

0

18

Самой знаменитой московской ювелирной мастерской была основанная в 1815 году фирма Ивана Дмитриевича Чичелева.

Она поставляла свои изделия из золота с бриллиантами, жемчугом и драгоценными камнями не только российскому императорскому двору, но и итальянскому королю Виктору Эммануилу, и австрийскому императору Францу Иосифу. Изящные ажурные диадемы, медальоны, браслеты, кресты в русском стиле с эмалью и драгоценными камнями выглядели очень торжественно и всегда пользовались спросом высокопоставленных особ. Фирма Ивана Семеновича Губкина прославилась после того, как в 1852 году ювелир пригласил для создания моделей художника-модельера, знатока русского орнамента Ивана Борникова. Одной из первых фирма продемонстрировала на выставках изделия из металла, имитирующего мех, дерево, мешковину. Серебряная позолоченная сахарница в виде плетеной корзинки, закрытой салфеткой, на которой сидела муха, поразила посетителей выставки в 1861 году и задала моду на изделия с салфеточками.

Братья Грачевы Михаил и Симеон Гавриловичи продолжили дело своего отца, Гаврила Петровича, и прославились эмалевыми и филигранными изделиями. И хотя ювелиры работали в Петербурге, их посуда, сервизы, вазы украшались в русском стиле, как у многих московских ювелиров. Важную роль ювелиры отводили скульптуре, которая нередко была частью вазы, письменных приборов или ваз. Например, одну из ваз украшала скульптурная фигурка крестьянки.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/232/87232702_large_94b57a9bd64b.jpg
Фирма "Хлебников" портсигары

Их фирма, основанная в 1866 году, через тридцать лет получила звание придворного поставщика. Настоящей фабрикой было предприятие Ивана Петровича Хлебникова, основанное в 1871 (по другим данным, в 1869) году. Уже через несколько лет работы на Всемирной выставке в Вене витрина Хлебникова с украшенными эмалью с т в о р а м и складня и другими изделиями в русском стиле заслужила две медали.
Привлекли внимание публики и необычный самовар на петушиных лапах с ручками в виде петушиных голов, кружка с рельефным изображением Дмитрия Донского, братина с шестью чарками, украшенные эмалью и камнями. От изделий, как отмечали современники, «так и веяло стариной». Особенно славились чеканные работы Хлебникова на темы русской истории и литературы и эмаль всех видов.

0

19

Драгоценности императрицы Елизаветы Петровны

http://www.goldensign.ru/files/images/articles/st83_1.jpg

Все иностранные послы, приезжавшие ко двору русской императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I поражались его пышностью и размахом. Широта русской души, ставшая впоследствии легендарной чертой русского характера, проявлялась в устройстве императорского двора в полной мере. Нигде не было такого обилия драгоценных украшений на придворных. И ярче всех, конечно же, блистала сама императрица.

http://s3.uploads.ru/t/XGWH7.jpg

Во времена Елизаветы Петровны одним из самых распространённых типов украшений были бриллиантовые броши. Для разных частей костюма полагались броши разного назначения: для шляпки, для прически, для шали, шпильки для корсажей, заколки для юбок. Бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии, изготовленная Позье по заказу императрицы, позже передавалась каждому новому правителю из дома Романовых. Сейчас эта реликвия хранится в Алмазном фонде России. Ее ширина 25 см, а высота — 11, она украшена 805 бриллиантами.

http://s9.uploads.ru/t/vgXK7.jpg
Еще одна разновидность брошей, появившаяся в елизаветинское время, называется бант-склаваж. Их прикрепляли к бархатным или кружевным лентам, плотно облегающим шею. Такое украшение изначально всегда имело форму банта или бабочки, и только позже стали появляться так называемые «бархотки» с подвесками овальной или иной формы. Самый известный бант-склаваж из коллекции русских царей украшен 21 крупной алой шпинелью и усыпан мелкими бриллиантами.

0

20

Драгоценности императрицы Елизаветы Петровны
http://www.goldensign.ru/files/images/articles/st83_2.jpg

Стили роккоко и барокко, ставшие культом в Европе и России XVIII века, подразумевали затейливость и вычурность, обилие растительно-анималистических мотивов.

Поэтому множество украшений принимали форму цветов — например, знаменитая пластичная диадема «веселой императрицы» Елизаветы, выполненная из белых, золотистых и розовых бриллиантовых цветов и эмалевых зеленых листиков, с асимметрично расположенной алмазной пчёлкой. Диадема состояла из фрагментов и могла менять форму в зависимости от прически. К ней прилагалась пара бриллиантовых серёжек в виде гроздьев цветов и золотая брошь для корсажа в виде «малого букета».
http://s8.uploads.ru/t/CwjG4.jpg

У императрицы было множество интересных комплектов — например, серьги и брошь для шляпы в виде алмазно-сапфировых фонтанов. Тонкие алмазные струйки на них заканчивались полновесными сапфирами, которые при обработке купали в медном купоросе для оживления цвета.
http://s5.uploads.ru/t/cUgMN.jpg

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Имперская история ювелирного быта