"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Ковёр, ковёр... предмет искусства...символ достатка...


Ковёр, ковёр... предмет искусства...символ достатка...

Сообщений 1 страница 20 из 69

1

Ковёр, ковёр... предмет искусства...символ достатка...

https://i.pinimg.com/564x/4e/fe/65/4efe652c40b3a7513752bbc4a5e1de51.jpg
Carpet Weaver, Isfahan

Ковёр (др.-рус. ковьръ , англ. cover [kave] — покрывало, покров) — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных или утеплительных целях.

Ковёр — одно из древнейших изобретений для декорирования и утепления любого дома: от юрты кочевого племени до роскошного дворца в барочном стиле.
На протяжении многих веков ковёр был не только символом достатка, но и предметом искусства, поскольку для его выделки требовался длительный кропотливый ручной труд.

http://s7.uploads.ru/t/7p9HZ.jpg
Ковроткачество: история возникновения и разновидности

Ковроткачество – изготовление декоративных покрытий (ковров), предназначенных в основном для украшения стен и пола. Собственно ковром называют художественное текстильное изделие, украшенное узорами и выполненное в нескольких разных цветах. На заре развития человечества такие изделия служили сугубо практическим целям – утеплению стен и пола жилища. Позднее они становятся произведением искусства. Наличие в доме ковров во все времена считалось признаком достатка хозяев.

+1

2

https://i.pinimg.com/564x/18/79/a3/1879a3193ac6e5ee39c76da1802465b3.jpg

Специфика обработки

По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.

С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция, Китай и даже Европа. Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей — по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей — хромовые. По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.

Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. При том, что синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.

В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft — «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.

0

3

История ковроткачества

История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода.

Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV, эпохи Нового Царства.
https://otvet.imgsmail.ru/download/4e589c2173ef8b166a79d92c6a2bd06f_i-7703.jpg
А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.

Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V в. до н. э..
https://otvet.imgsmail.ru/download/4e589c2173ef8b166a79d92c6a2bd06f_i-7702.jpg
Древнейший из ворсовых ковров — Пазырыкский ковёр (около V в. до н. э.),
обнаруженный С. И. Руденко на Алтае. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Археологи обнаружили его в знаменитом Пазырыкском кургане на Алтае, и теперь он хранится в Эрмитаже.
Место создания ковра является предметом дискуссий. П. Стоун отмечает значительное количество гипотез по поводу происхождения пазырыкского ковра; его считают раннетуркменским, протоармянским, персидским или ассирийским. С.Руденко же пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов — персами, парфянами либо мидийцами. Также существуют версии о масагетском и скифском происхождении ковра. Пазырыкский ковёр украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).

Этот вид покрытия служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Зачастую ковёр можно было читать как книгу. При правильном хранении ковры могут сохранятся не одну сотню и даже тысячу лет.
http://horosheekino.ru/images/line.gif
Самый древний сохранившийся в мире ковёр был найден па Алтае в 1949 году. Под руководством профессора С.И. Руденко в 20-40-х гг. прошлого века производились археологические раскопки в курганах скифо-сибирской культуры в Горном Алтае. В знаменитом теперь, благодаря уникальным находкам, урочище Пазырык на востоке Горного Алтая оказались практически полностью сохранёнными уникальные ковровые произведения. Надо сказать, что археологические раскопки курганов, в том числе скифского времени, начались ещё в XIX в. Учёные обнаружили, что под курганными насыпями образуется слой промёрзшего грунта, в котором прекрасно сохраняются изделия из шерсти, меха, кожи, дерева, то есть всего того, что обычно бесследно исчезает под воздействием времени. В цепи пазырыкских курганов одним из самых интересных оказался пятый, из которого были извлечены уникальные ковровые изделия. Они находились в вечной мерзлоте в течение 2,5 тысяч лет.

Настоящей сенсацией для всего культурного мира явился хорошо сохранившийся большой ворсовый ковёр, сделанный в VI-V вв. до н. э. (см. рис). Необходимо сказать несколько слов об эпохе, к которой принадлежит это бесценное произведение.

Скифо-сибирская культура - это ярчайшая страница в истории всей Центральной Азии. Во второй половине первого тысячелетия до н. э. в горах и степях Евразии жили свободные и воинственные люди, которые после себя не оставили письменности и никаких архитектурных построек кроме курганов. Как отмечает Геродот, скифы не строили храмов. Они выбирали места молений среди окружающей их природы. В силу перемещений эти места могли меняться, создавая таким образом всё новые священные пространства.

В пятом пазырыкском кургане захоронены женщина и мужчина. Их тела были мумифицированы и лежали в одном шестиметровом «саркофаге», выдолбленном из единого ствола. В иной мир эту царственную чету сопровождали кони, останки которых, благодаря вечной мерзлоте, сохранились в неплохом состоянии, а также искусно выполненная конская сбруя, уникальная колесница, различные ритуальные и бытовые предметы, и, как уже упоминалось, замечательные ковры. Наряду с ворсовым ковром здесь были найдены большие войлочные ковры и ткань, выполненная в гладкой технике с изображением четырех женщин у загадочного алтаря. На одном из войлочных ковров была изображена сидящая на троне женщина и предстоящий ей всадник, на других - мифическое существо, напоминающее сфинкса. Там же было найдено несколько фрагментов с изображением львов.

Судя по многим одиночным и парным захоронениям, женщина в этой культуре обладала правами, во многом равными с мужчиной, и особыми преимуществами. Она владела оружием, была прекрасной наездницей, играла на музыкальных инструментах, носила изысканные украшения и соответствующие своему времени красивые наряды. Остаётся тайной, каким образом осуществлялись парные захоронения, но есть основания предполагать, что высокое искусство мумифицирования и условия вечной мерзлоты позволяли долгое время сохранять умершего до момента похорон, происходивших лишь в определённое время года, весной или осенью. Многое в образе жизни и мировоззрении этого древнего народа остаётся пока загадкой.

До сих пор окончательно не ясно точное место производства пазырыкского ворсового ковра. Совершенная техника изготовления и сложная орнаментальная композиция указывают на плод зрелого мастерства, сложившегося на протяжении многих веков и имеющего богатую историю развития. Высокое искусство этого ковроткачества возникло задолго до сооружения курганов в Пазырыке и вероятнее всего зародилось в Срединной Азии. Существуют разные предположения относительно точного определения района его производства. Профессор С.И. Руденко полагал, что ковёр сделан древнеперсидскими мастерами, но современный анализ шерсти и красителей относит это произведение больше к центру Азии, даже к самому Алтаю.

0

4

https://i.pinimg.com/564x/16/17/9e/16179e214cfd6f9652ff0963d3d04ab8.jpg

История ковроткачества

В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам племен, живущих в легких домах, юртах. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом — резко континентальным климатом.

Ислам, запрещающий изображение живых существ, диктовал свои суровые, аскетичные правила: с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Ислам стал доминирующей религией на Востоке, а орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Таким образом, персидский ковёр для посвящённого — книга о строении мироздания. Цвет ковра также мог рассказать о многом.

https://i.pinimg.com/564x/ec/b5/f8/ecb5f8839d400e3b10d44f29881a735e.jpg
турецкий ковёр, 1910 год

Ковры были непременным атрибутом выплачиваемой дани ввиду их редкости и дороговизны. Удобство ковров для утепления любого жилища трудно переоценить даже в наше время. Высокая цена ковров была обусловлена исключительно кропотливой ручной работой, использованием редких красок, которые зачастую приходилось привозить издалека. В домашних условиях тщательно окрасить шерсть было очень трудно. В каждом квартале жил собственный красильщик. В сельских районах бродячие мастера-красильщики криком предупреждали о своём приходе.

https://i.pinimg.com/564x/40/58/83/405883e5e2b85fb0182f3d0659e9ced7.jpg
Продавец ковров. Мароккоо

Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны — служат веками. Растительные краски насыщенного синего цвета добывают из индиго. Из самок кошенили получают карминовый красный краситель; также красную краску получают из корней марены. Шафран используют для получения жёлтого цвета.

0

5

https://i.pinimg.com/564x/82/2a/52/822a52d7da77de9fd2b983c8908847f3.jpg
турецкие ковры

0

6

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/24/%D0%97%D0%B8%D0%BB%D0%B8_2.jpg/255px-%D0%97%D0%B8%D0%BB%D0%B8_2.jpg
Азербайджанский ковёр — шедевр
нематериального культурного наследия человечества

0

7

https://i.pinimg.com/564x/75/81/ba/7581baa444bd1db66fc7e78091d46caf.jpg
Персидский ковёр

0

8

Персидские ковры

https://i.pinimg.com/564x/f7/19/67/f719673a6c6ee872e137c02425ef42e1.jpg

Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش‎; иногда قالی qāli) —
одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы,
являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран.

https://i.pinimg.com/564x/c1/a3/83/c1a383831eef8415b9d1fd520d3c5855.jpg
https://i.pinimg.com/564x/26/0c/2a/260c2a8694a56ba117968fa7959fea4b.jpg

Точная дата возникновения персидского ковра неизвестна. Первый, сохранившийся до наших дней предысламский восточный ковёр «Пазирик», является ровесником персидской державы Ахеменидов и был создан в V веке до н. э. Этот ковёр был обнаружен в 1949 году во время археологических раскопок советскими учеными под руководством С. И. Руденко и М. П. Грязнова. Благодаря вечной мерзлоте этот ковёр сохранился практически в первозданном виде. Текстильная техника, используемая в этом ковре, указывает на долгую историю развития и богатый опыт ковроткачества в этой местности.

0

9

Персидские ковры
https://i.pinimg.com/564x/98/ee/df/98eedf4528ef1dc7652ad9f9148e7b68.jpg
https://i.pinimg.com/564x/2c/f8/cd/2cf8cdb398cbb3067602cfea17c925a2.jpg

Существуют также множественные литературные свидетельства об истории персидских ковров — имеются сведения, что дворец Кира Великого в Пасаргаде был украшен великолепными коврами, а Александр Македонский был впечатлён великолепием ковров, устилающих могилу Кира Великого. Легендарный «Весенний» (Bahârestân) ковер Хосрова I с изображением регулярного парка, был сплетен в этот период для главного зала роскошного дворца Сасанидов в Ктесифоне, в области Sasanian Khvârvarân (в настоящее время Ирак) в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. «Весенний ковер» был самым дорогим ковром в истории — ковёр, поражал гигантскими размерами (122 метра в длину, 30 метров в ширину), и весил несколько тонн. В середине XII века на Персию напали арабы и солдаты разрезали ковёр, разделив между собой и увезли из захваченной столицы по частям, как трофеи.

С течением времени искусство ковроткачества совершенствовалось. Каждая эпоха вносила свои изменения в процесс создания ковров. Наиболее ранние из роскошных ковров-«антиков» вырабатывались еще в XV—XVII веках. Этот период считается «золотым временем» в истории персидского ковра, когда совершенствуется техника, складываются характерные принципы орнаментации, по которым можно безошибочно определить город или мастерскую, создавшую тот или иной ковер.

0

10

Персидские ковры

В XVI—XVII веках при династии Сефевидов императорские мануфактуры выпускали огромные напольные ковры. Несмотря на ошеломляющие размеры (до 60 кв. м.) качество продолжало оставаться высоким.
https://i.pinimg.com/564x/2c/31/49/2c314966ffe4c5ce55c0c13b159fc8ff.jpg
Мастера часто заимствовали элементы узоров из архитектуры, воспроизводили планировку мифических райских садов.
Ковры «чахар — баг» делятся на четыре части четырьмя райскими реками, в центре изображается водоём, напоминающий о бассейнах для ритуального омовения в персидских мечетях эпохи Сефевидов. Ковры этого периода сохраняют классическую медальонную схему, но основным орнаментом становятся растения, поэтому ковры называют «цветочными». Растительные мотивы получили распространение в коврах табризской группы. Для декора орнамента характерно изображение трилистников и вьющихся растений со спиралеобразными усиками. Среди ковров этого времени выделяются ковры, сделанные в мастерских Исфахана. В них часто использовались золотые и серебряные нити. Такие ковры предназначались для подарков иностранным посольствам.

Особое место занимали шёлковые ковры, изготовленные в прикаспийской области Ирана — Гиляне. Путешественник Марко Поло сообщал, что генуэзские купцы специально приезжали туда за шёлком. Но родиной персидского шелководства считается Мерв.

В 1514 году, захватив иранский город Табриз, османские войска увели с собой пленных ковроделов и керамистов. Среди их трофеев были и великолепные ковры, сделанные персидскими мастерами. Турки, сами недавние кочевники, быстро оценили качество продукции персидских ковроделов, и впоследствии это ремесло распространилось по всей Малой Азии.

В период с конца XVI до начала XVIII века, в одноименном городе, создавались ковры-герат. Поверхность этих ковров покрыта регулярным и плотным узлом герати. Изображения таких ковров присутствует на картинах многих живописцев, в том числе Рубенса и Ван Дейка. В XVIII веке появляются «вазонные» ковры, которые вырабатывались в городе Керман. Эти ковры характеризуются своеобразным, очень длинным и узким форматом. Главным мотивом служит ваза вместе с прочими мотивами цветков, пальметт и плетенкой из усиков.

В XIX веке, в период правления династии Каджаров (1779—1925) увеличивается экспорт ковров сначала в соседние страны, а затем и в Европу.

Самым распространенным изделием ковровых мастерских мусульманских стран был и остается ковер для намаза — джанамази (перс.), саджат (араб.) и намазлык (турецк.). Это небольшой, длиной около метра ковер, на котором, как правило, изображена арка — михраб. Во время молитвы ковер стелится таким образом, чтобы центр арки совпадал с киблой — направлением на священную Каабу (Дом Бога) в Мекке.

https://i.pinimg.com/564x/c7/c7/11/c7c711852e5933fd485483de4381b91f.jpg

https://i.pinimg.com/564x/be/bf/7d/bebf7d71437ac7af4cc8db04c918b76c.jpg

Вся группа ковров — антиков, сохранившихся до наших дней очень малочислена — единичные экземпляры находятся в музеях. Доступные коллекционерам персидские ковры относятся к XVIII и XIX векам.

0

11

Персидские ковры

https://i.pinimg.com/564x/db/bd/cc/dbbdcc05d4120798f0f23e23af8866a6.jpg

В настоящее время популярны ковры из Наина с упрощёнными орнаментами мелкого и среднего размера. Цвет, в основном, красный. Медальон заключён в большое или среднего размера овальное облако, от концов которого отходят копьевидные орнаменты как к боковым сторонам ковра, так и к основанию. Последние являются основными и более заметны. Они могут отходить непосредственно от медальона или от облака. Боковой рисунок может быть заключён в копьевидную часть облака или непосредственно её представлять. Как и у других персидских ковров, у таких ковров угловой рисунок направлен, как правило, из угла к центру, непарный. Но есть и исключения: у некоторых ковров угловой рисунок находится напротив угла и направлен от боковой стороны к основанию. Рядом располагается так же направленный вторичный, менее заметный рисунок. Часто на ковре изображаются цветы, похожие на пионы, с высовывающимися из тёмной в светлую часть глазками. Возможно, именно они повысили детскую чувствительность к коврам и помогли им выйти из употребления в XXI веке. Ковры, висящие в залах имеют более «торжественный» рисунок, ковры, висящие в спальнях — более тихий.

0

12

https://i.pinimg.com/564x/6b/aa/34/6baa34e277c2c750634cd4e7b85d7636.jpg

Изготовление персидских ковров является неотъемлемой частью иранской культуры.

Исследователи полагают, что эта традиция зародилась около 2000 лет назад. В Иране насчитывается около одного миллиона мастеров, занимающихся изготовлением ковров для продажи как на территории Ирана, так и за его пределами. Ковры изготовляют либо из шелка, либо из шерсти, предварительно окрашенных. Иран является ведущим производителем ковров ручной работы в мире.

https://i.pinimg.com/564x/8b/95/15/8b9515e6aee84595e76df605f5ae5865.jpg
https://i.pinimg.com/564x/2f/ee/08/2fee08540e6b5f6fe75d35d3eb6a2833.jpg

https://i.pinimg.com/564x/22/47/1c/22471c90983cf251a077699bd0bd6c19.jpg

https://i.pinimg.com/564x/ef/0b/82/ef0b820f3a91ac5ae977aa2dccf56014.jpg

0

13

https://i.pinimg.com/564x/c5/4e/ad/c54ead6231b07c3cad16855fedade5f7.jpg
старинный марокканский ковёр
https://i.pinimg.com/564x/1c/ec/55/1cec55e897f606ba29077d0ff367cbdf.jpg
https://i.pinimg.com/564x/18/3e/3a/183e3abea8ff26b4a7a947296700feeb.jpg
https://i.pinimg.com/564x/0e/38/d2/0e38d2b8db3c9d2241f6ffb2862b9ae6.jpg
Stunning mid-century Moroccan

0

14

https://i.pinimg.com/564x/bf/b7/39/bfb739b9842681963097d82dd50dbd17.jpg
https://i.pinimg.com/564x/bc/71/39/bc713969bf8212ea63f7ec421919f88e.jpg
https://i.pinimg.com/564x/c3/51/41/c35141b7347bedd929dc5b780c73d16f.jpg

0

15

https://i.pinimg.com/564x/2c/c4/ec/2cc4ecb5c9ada353701a40d328c4b7f3.jpg
https://i.pinimg.com/564x/99/7b/5d/997b5d2d84f22b7bce6a39c40a7c227c.jpg
https://i.pinimg.com/564x/3c/dc/1c/3cdc1cb18d172894a107a8ce9e793e6a.jpg

0

16

https://i.pinimg.com/564x/91/61/20/916120786ec017d4f0eda7b3a299954a.jpg
https://i.pinimg.com/564x/7e/5f/ba/7e5fbad09e4dea601a10f20862a8f3a1.jpg

0

17

В Коране сказано, что мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена земля, придавленная для прочности горами.
https://i.pinimg.com/564x/87/0d/01/870d01e2c0bf15b807e804ae8a5e1d0a.jpg
Ковер, таким образом, ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. Без него немыслим ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся количеством и качеством ковров в его жилище. Та семья, которая не могла позволить себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в глазах соседей.

История древней Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров на продажу. Проследить историю персидского ковра - значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций.Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника был незаменимым предметом интерьера - он защищал от холода и сырости, мог служить входной дверью шатра, или его полом.

0

18

https://i.pinimg.com/564x/60/d8/69/60d8697041acf797ad9d32d694800695.jpg
шёлковые ковры

0

19

https://i.pinimg.com/564x/03/ff/e4/03ffe4312ccb19b8c353d285c63355b1.jpg
Fine wool & silk Nain Persian rug

0

20

Характеристика и классификация ковров

По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы:
ворсовые,
безворсовые
и войлочные.

Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которую образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30 мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры в технике рю-ю с длиною ворса 70-80 мм.

Существуют также ручные ковры с комбинированной техникой: паласы с ворсом, паласы с настилом и др.

Промыслы ковроткачества возникли еще в XVII веке, а техника, как разновидность ткачества, еще раньше. Традиционными районами ворсовых ковров и сумахов были Кавказ и Средняя Азия, где ковры являлись неотъемлемой частью быта. Коврами утепляли и украшали интерьер, покрывали лошадей, верблюдов. В России существовали безворсовые ковры-паласы, которыми устилали пол в избах, закрывали лавки, сундуки. Махровые русские ковры продавали на ярмарках и использовались они на санях зимой во время длинных поездок.

Гладкие, в свою очередь, делятся на односторонние (рисунок прочитывается только с лицевой стороны) – это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены – декоративные настенные панно со свободным рисунком; двусторонние (рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует) – это, прежде всего, паласы с геометрическим или цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для их рисунка характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, однако, могут сочетаться и с геометрическими.
Как для восточных, так и для европейских ковров материалом изготовления служили шерсть, хлопок, лен, пенька. Шерстяные и шелковые нити использовались для утка; лен, пенька, хлопок — для основы. На протяжении столетий техни¬ка изготовления ковров не менялась.
Основным видом сырья для изготовления ковровой (ворсовой) пряжи служит грубая и полугрубая овечья шерсть весенней стриж¬ки белого цвета с незначительным кремовым оттенком или светло-серого цвета. Ковровая шерсть должна отличаться хорошей окрашиваемостью, достаточной упругостью, несминаемостью, способностью выдержать многократные изгибы в условиях эксплуатации.

Наряду с овечьей шерстью в ковровом производстве применяется грубая козья и верблюжья шерсть, а также используется пря¬жа из хлопка, льна, пеньки, джута, сизаля, котонина и кокосового волокна, главным образом для создания каркаса ковровой ткани, выработки основной и уточной пряжи.

Тщательный выбор волокнистых материалов в значительной степени определяет свойства будущих ковровых изделий. От вы¬бора красителей и способа крашения зависят долговечность и светостойкость ковров, а от способов прядения пряжи и нитей — выбор того или иного способа ткачества и строение ткани. В процессе получения ткани происходит формирование ковров и ковровых изделий. Отделка придает изделиям лучший внешний вид и положительно влияет на их структурные и качественные показатели.
Процесс окраски волокна и пряжи имеет для производства ковров и ковровых изделий важное значение. Прочность красителей, гармония контрастных и мягких цветовых тонов определяют художественные достоинства изделий.

Для окраски подбираются красители светостойкие, прочные к трению и химическим реагентам, при этом должны быть учтены изменения цвета после отделки (мокрой и сухой) и химической чистки. Прежде чем применять красители, необходимо проверить образцы, соответствуют ли их цвета и качественные показатели установленным требованиям и эталонам.

Для окраски чисто шерстяной ковровой (ворсовой) пряжи еще в глубокой древности применяли естественные красители расти¬тельного происхождения: крапп, марену, индиго, дрок, корку граната и грецкого ореха, желтоцвет и др. Красящие вещества из¬влекали из листьев, цветов, плодов, коры древесины, корней путем экстрагирования и использовали с различными протравами. Из красителей животного происхождения наиболее широко применялась кошениль.
Появившиеся во 2-й половине XIX в. синтетические красители стали постепенно вытеснять естественные краски. В настоящее время почти повсеместно применяются прочные синтетические красители: кислотные, протравные, хромовые, кубовые и др

Ковровая (ворсовая) пряжа, окрашенная синтетическими кра¬сителями, проходит испытание на прочность к физико-химическим воздействиям: свету, погоде, трению, воде (дистиллированной и морской), химической чистке. Высокопрочные синтетические красители легко комбинируются и дают различные цветовые тона, из которых составляются гаммы расцветок для ковровой пряжи.
Большой интерес представляет метод крашения химических волокон в процессе формования прядильной массы, благодаря которому промышленность искусственного и синтетического волокна может поставлять ковровой промышленности уже окра¬шенное волокно. Ковровая пряжа в мотках окрашивается на вы¬сокопроизводительных красильных аппаратах из нержавеющей стали с механической загрузкой и выгрузкой. Окрашенная пряжа обезвоживается (отжимается на центрифуге) и просушивается в секционных сушильных камерах, платки проходит контроль качества и поступает в приготовительный цех ткацкого производства для перемотки на цилиндрические бобины.
Основой художественного оформления ковра как предмета декоративно-прикладного искусства является единство композиционного, орнаментального и колористического решения. Особенно важен в эстетическом восприятии ковров колорит. Преобладание в рисунке ковра одного или двух основных цветов и определяет общий колорит, который обычно описывают однозначно или двузначно, например красный, синий, оливковый, красно-синий, золотисто-белый и т. п.

Орнамент ковров бывает двух основных видов:
геометрическим
и растительным

Геометрический орнамент состоит из прямоугольников, треугольников, ромбов, квадратов, кругов, крючкообразных, зигзагообразных и подобных им форм.
https://i.pinimg.com/564x/86/85/97/868597d06a546dd416d36534709d7cc1.jpg

В узорах ковров эти формы сочетаются в различных комбинациях и пропорциональных соотношениях, чем и достигается орнаментальное богатство этого искусства. Примечательно, что каждая форма геометрического узора, как правило, имеет свой ведущий цвет, отделяемый от цвета другого узора одним или несколькими контурами.

Что касается растительного орнамента, одним из распространенных приемов его изображения является светотеневая (условно-объемная) проработка рисунка, позволяющая без труда узнать растение.
https://i.pinimg.com/564x/29/97/3c/29973ce0fa090c805d638f3555778047.jpg

Второй прием использования в рисунке ковра растительных форм заключается в плоскостном изображении мотивов. Плоскостное изображение позволяет выявить структурную красоту силуэта каждой отдельной детали, предельно обобщить форму растения и отразить самые характерные его признаки. Плоскостному решению соответствует и распределение цвета в мотиве. Каждая плоскостно решенная деталь орнамента имеет локальный цвет.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Ковёр, ковёр... предмет искусства...символ достатка...