"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Ковёр, ковёр... предмет искусства...символ достатка...


Ковёр, ковёр... предмет искусства...символ достатка...

Сообщений 21 страница 40 из 74

1

Ковёр, ковёр... предмет искусства...символ достатка...

https://i.pinimg.com/564x/4e/fe/65/4efe652c40b3a7513752bbc4a5e1de51.jpg
Carpet Weaver, Isfahan

Ковёр (др.-рус. ковьръ , англ. cover [kave] — покрывало, покров) — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, стен, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных или утеплительных целях.

Ковёр — одно из древнейших изобретений для декорирования и утепления любого дома: от юрты кочевого племени до роскошного дворца в барочном стиле.
На протяжении многих веков ковёр был не только символом достатка, но и предметом искусства, поскольку для его выделки требовался длительный кропотливый ручной труд.

http://s7.uploads.ru/t/7p9HZ.jpg
Ковроткачество: история возникновения и разновидности

Ковроткачество – изготовление декоративных покрытий (ковров), предназначенных в основном для украшения стен и пола. Собственно ковром называют художественное текстильное изделие, украшенное узорами и выполненное в нескольких разных цветах. На заре развития человечества такие изделия служили сугубо практическим целям – утеплению стен и пола жилища. Позднее они становятся произведением искусства. Наличие в доме ковров во все времена считалось признаком достатка хозяев.

+1

21

https://i.pinimg.com/564x/79/b1/f9/79b1f991d3ac72c3f25e2558d4239d1c.jpg

Узоры ковров создавались и видоизменялись на протяжении многих столетий. Использование мастерами в собственных композициях полюбившихся им узоров не было слепым повторением некогда увиденного, живая творческая мысль дополняла, трактовала по своему вкусу широко известные ковровые орнаменты. В результате создано множество вариантов композиционных и орнаментальных решений.

Ковровщицы, по памяти выполняя тот или иной узор, видят его в будущем ковре таким, каким он должен быть (крупнее или мельче по масштабу, простой или сложной разработки), а также место и игру узора в сочетании с другими в общей композиции ковра. В процессе создания рисунка ковра мастерица мысленно любуется узором, который она должна соткать лучше, красивее, наряднее, чем тот, который она уже когда-то ткала или где-то видела.

Ковровая композиция строится на соблюдении ряда принципов построения узора: симметричном, раппортном или свободном расположении орнаментальных форм на плоскости ковра. Каким бы ни был принцип построения узора в ковровой композиции, все элементы декора строго уравновешены в масштабных соотношениях и объединены колористическим решением узорной плоскости. Ритмический строй орнамента тесно связан с характером стилевой трактовки декоративных форм.

Ковроткацкий станок простейшего типа состоит из двух вертикальных стоек — боковин и двух перекладин — валов, служащих для натяжения основы. Перекладины скругляются так, чтобы в сечении они имели вид овала или приближались к нему. Нижняя перекладина закрепляется в боковинах жестко, а верхняя свободно ходит в пазах боковин и закрепляется клиньями, которые вкладываются в пазы под верхним валом. Во время работы станок прислоняется к стене, поэтому внизу боковины срезаются под углом примерно 30°. Такая конструкция станка называется наклонной.

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza7/2781183350180.files/image001.gif
Наклонный ковроткацкий станок

Более удобна конструкция станка со стойками без наклона, т. е. расположенными перпендикулярно плоскости пола, К нижней части боковых стоек таких станков жестко крепятся под прямым углом так называемые подкосы, что и обеспечивает устойчивость станка во время ткачества.

Более удобна конструкция станка со стойками без наклона, т. е. расположенными перпендикулярно плоскости пола, К нижней части боковых стоек таких станков жестко крепятся под прямым углом так называемые подкосы, что и обеспечивает устойчивость станка во время ткачества.   

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza7/2781183350180.files/image002.gif
Вертикальный ковроткацкий станок

Структура ковра ручной работы состоит из 7 частей: основа, узлы, боковая кромка, ворс, уток, завершающая кромка и бахрома. Все это создается вручную с помощью пряжи и ткацкого станка.

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza7/2781183350180.files/image004.gif
Создание ковра начинается с натягивания нитей параллельно. Эти нити образуют основу любого восточного ковра ручной работу. Именно на них и вяжутся узлы. В основном, мастера ковроткачества используют в качестве основы хлопок или шелк, реже используют шерсть, так как она может изменять свою форму, а значит, ковер может оказаться бракованным. Для того, чтобы основа ковра ручной работы получилась правильной, очень важно следить за тем, чтобы нити основы не смещались. Большое количество нитей основы говорит о высоком качестве ковра. Высококачественным считаются ковры, в которых количество узлов в два раза больше количества узлов.

Основа ковра переплетается с утоком. Уточная нить проходить по ширине ковра ручной работы и обеспечивает узлы и узор ковра. Уток вы не увидите, так как его скрывает ворс. Уточные нити отвечают за качество ковра, при недостаточной плотности уточной нити время жизни ковра может существенно сократиться. Самая сложная техника плетения утока используется в персидских коврах Кум и других персидско-иранских коврах ручной работы.

Но главное в коврах ручной работы – это узлы. Их вяжут вокруг основы, а после обрезают, чтобы получился ворс. Именно узлы определяют плотность ковра, а значит его качество и цену.

Ворс ковра образуется после того, как готовые узлы обрезают. Это один из последних этапов работы над ковром ручной работы. Важно «подстричь» ковер ровно и не коротко, чтобы не испортить рисунок и орнамент ковра ручной работы. Но существуют двухсторонние безворсовые ковры Килимы, которые имеют сложную технику плетения и обладают долговечностью.

Боковые и завещающие кромки ковра ручной работы удерживают узлы и также необходимы для усиления края ковра.

Бахрома встречается не у всех ковров и служит больше декоративным элементом. Но основная функция бахромы на коврах ручной работы – защитить ковер от преждевременного износа. Нити основы собирают и связывают в пучки – так и образуется бахрома. Иногда бахрому ковра ручной работы могут украсить, можно встретить такие рисунки на бахроме у ковров Табриз.

https://i.pinimg.com/564x/21/9e/c0/219ec03e57cd785eb235769265e01856.jpg

ОСНОВА

В создании ковра большую роль играет основа – параллельно натянутые нити, сквозь которые проводят нити утка. При смещении нитей основы или при ее разрывах ковер оказывается с дефектами. Лучшими материалами для основы являются хлопок и шелк, эти материалы легко переносят сильные натяжения. Шелк – дорогостоящий материал, потому он использовался при создании особо ценных ковров. Среди кочевых народностей было широко распространено использование шерсти в качестве основы, несмотря на то, что шерсть часто растягивается и в результате дает неправильную форму. Плохо подходит для основы и капроновая нить, которая мгновенно портится при термическом воздействии.

Чтобы натянуть основу, нити закрепляют на валиках, следя за тем, чтобы они отстояли друг от друга на равном расстоянии. Каждая из натянутых нитей в готовом изделии будет представлена в виде нитки бахромы. Обычно распределение нитей основы начинают с середины (нитяной пучок, равный по ширине примерно 7 см, называется радж). Иногда нити, относящиеся к разным раджам, отличаются по цвету, тогда они называются хафт ранг. Хафт ранг дает полихромную окраску бахромы. Ценный ковер всегда отличается большим количеством основных нитей, иногда до тридцати на каждый сантиметр. Чтобы получить ручной ковер высокого качества, желательно, чтобы количество нитей вдвое превышало число узлов.

ЧЕЛНОК (УТОК)

Уточная нить переплетается с нитью основы, что и обеспечивает как узор, так и узлы, которые после стрижки превращаются в ворс. В готовом изделии нити не видны, а скрыты под достаточно высоким ворсом. Если нити утка прибиваются недостаточно плотно, готовое изделие может быть недолговечным. При неплотной прибивке уменьшается время работы над изделием, однако узлы, закрепляемые на нитях и образующие ворс, быстро выбиваются. Челночная нить может быть шерстяной или хлопчатобумажной; прекрасным материалом являются шелковые нити, но используются они лишь для особо ценных изделий ручной работы.

В некоторых областях Хамадана, Курдистана, Белуджистана используют одиночные прокидки утка после каждой нити с узлами. Подобный тип ковров с единичной нитью легко узнать, так как при такой технике на поверхности ковра можно различить белые точки нитей основы, не покрытые челночной нитью. В персидских мастерских Кермана и Биджара напротив, используется двойная прокидка утка после каждого ряда нитей с узелками. Это позволяет полностью скрыть нити основы.

Еще более утонченная и сложная техника называется лул бафт, с ее помощью выполнены многие персидские ковры. В этом случае каждая нить основы при большом натяжении подразделяется на два уровня, с тем, чтобы один из них потом полностью был скрыт ворсом, что обеспечивает особую прочность ковра, а также позволяет выполнять очень сложные узоры. Ковры, выполненные в такой технике, легко отличить: в них на оборотной стороне проступают не только нити основы, но и узор. Количество узлов на каждый квадратный сантиметр при такой технике плетения одинаково как в длину, так в ширину.

БАХРОМА И БОРТИКИ

Бахрома является видимой частью нитей основы и, естественно, сильно портится при долгом использовании. Поэтому во многих старых ручных коврах ее заменяли накладной бахромой, прикрепляемой примерно в десяти сантиметрах от краев по коротким сторонам ковра. Нити бахромы могли быть сплетены с помощью различных техник и отличаться от основного плетения ковра. Это еще один из признаков, который можно использовать при идентификации ковра.

Для предохранения ковра от износа и сохранения правильной формы к двум коротким сторонам ковра, как правило, пришивали простые полосы ткани шириной несколько сантиметров, которые называются Элем.

В некоторых кашкайских коврах Элем делается более широким и украшается рисунком с использованием техники сумах, или ворсовой техники. Очень величественно выглядят некоторые ковры из Тебриза с особенно изысканными узорами, выполненными с помощью вязания узлов, которые выступают над поверхностью полотна. Эта техника именуется суф.

ВОРС

Ворс образуется при обрезании вытянутых петель (узлов). Стрижка ковра – крайне важная процедура, которая выполняется уже после окончания ткаческих работ и от правильного выполнения которой зависит хорошая видимость сплетенного узора. Неровная или слишком высокая стрижка может повредить тонким линиям декоративного рисунка, потому очень важно, чтобы ворс не был высоким (особенно это относится к коврам с богатым и тонким декором).

Среди кашкайских ручных ковров встречаются ковры с длинным ворсом, которые называются габбе. Они отличаются упрощенным рисунком и тонкой пушистой шерстью. Великолепно выглядят также ручные персидские ковры из особо ценной шерсти корк, меньше ценятся ковры из грубой шерсти или из мерсеризированного хлопка и оческов шерсти.
УЗЛЫ
https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza7/2781183350180.files/image006.jpg

В ручном ковроткачестве используются два основных типа узлов – симметричный и ассиметричный. Для персидского ковроткачества характерен второй тип. Ассиметричный узел более удобен для выполнения растительного орнамента и изображений людей, птиц, животных, так как он позволяет легко воспроизводить изогнутые мягкие линии.

Известен еще испанский узел, который вяжется за одну нить основы, а также узел джофти; в нем используются четыре нити, он легок в исполнении, поэтому с его помощью обычно ткут дешевые вещи.

БОРТА

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza7/2781183350180.files/image007.jpg
Борта, которыми заканчиваются стороны ковра в случае, если нет бахромы, выполняются с помощью нитей основы, на которых нет узелковых рядов. Поскольку края при долгом употреблении сильно портятся и требуют постоянной починки или замены, то в ковровых изделиях прошлых веков часто встречаются накладные кромки. Обычно они скругленные, и только в отдельных областях Персии их делают плоскими.

0

22

https://i.pinimg.com/564x/e0/b9/fe/e0b9fe431b9a397580eb70b056d51fb5.jpg
Hunting Scene Silk Persian Rug

0

23

https://i.pinimg.com/564x/a1/fc/ef/a1fcef84196d6a9cae3f5f3a54635a1a.jpg
This circa 1920 Mongolian rug measures 2’3” X 4’5”.

0

24

https://i.pinimg.com/564x/0a/8a/8c/0a8a8cbbc44a63c791981743a5eb0fc0.jpg
Brilliant Caucasian Karabagh runner, c. 1920.

0

25

https://i.pinimg.com/564x/83/89/14/838914f8ac0d15090f7588642db188cf.jpg
Иран. Iran Circa : 1890

0

26

https://i.pinimg.com/564x/ff/84/eb/ff84eb8f1ff3b1f233cd5907766e6de1.jpg
Bakhtiari Persian Rug,

0

27

Китай

https://i.pinimg.com/564x/72/b7/d7/72b7d711b234f95f38cf728aa306b95e.jpg
CHINESE CARPETS
https://i.pinimg.com/564x/99/1b/ff/991bff303067db602b960bf40d5f8df1.jpg
https://i.pinimg.com/564x/d5/3e/39/d53e39c735c010dbd462a70d9bba069a.jpg

0

28

https://i.pinimg.com/564x/e3/ba/f7/e3baf77207badcfb59cd451585066d9b.jpg
Antique Azerbaijan Circa 1800

0

29

Старинные русские ковры имели главным образом квадратную форму. Ширина центральной части ковра чаще всего соответствовала сумме ширины двух каём.

http://sa.uploads.ru/t/HySjJ.jpg

Русский ковровый орнамент постепенно обогащался новыми орнаментальными мотивами. Интересны ковры и с геометризованными изображениями ягод, вазонов с цветами, самоваров и чайных чашек, людей, птиц и зверей.

В русских коврах с растительным орнаментом «в розу» в центральной части композиции обычно располагают изображение одного или двух больших букетов цветов. Один из излюбленных приемов акцентирования середины — вписывание раскинувшихся цветов и листьев букета в какую-либо воображаемую геометрическую форму, например овал, круг, квадрат и т. п. В современных цветочных коврах центральное поле нередко украшается многочисленными мелкими букетами роз, незабудок, садовых и полевых цветов. Композиция завершается каймой в виде цветочной гирлянды или крупных и мелких групп цветочных и растительных форм. По краю ковра располагается узкий подкаемок в виде мелких листьев и цветков.

Аналогичные приемы художественного решения плоскости ковра характерны и для махровых ковров, имеющих отличительные особенности в решении декоративных форм. Махровые ковры имеют плотность, значительно меньшую, чем ворсовые ковры, а длину ворса больше. Длинный ворс в махровых коврах скрывает каркас ткани и в то же время создает дополнительный живописный эффект за счет смешения разноцветных концов пряжи. Поэтому рисунок махровых ковров чаще всего построен на крупных орнаментальных формах, ярких цветовых сочетаниях применяемой пряжи.

В цветочных безворсовых и махровых коврах для фона русские мастерицы чаще всего используют традиционный черный цвет. На нем ярко горят красные, белые, оранжевые крупные розы, лилии, маки, шиповник и другие садовые цветы в окружении яркой, насыщенной зелени листьев. Более мелкие голубые, белые, розовые полевые цветы дополняют и рисунок, и цветовую гамму ковра, передавая ощущение богатства природы.

http://s9.uploads.ru/t/QwryM.jpg
В старинных русских санных махровых коврах композиция имела трехчастное деление. Каждая часть имела свое законченное решение. Узор части ковра, предназначенной для спинки саней, состоял из крупных геометрических узоров, кайма украшалась треугольными зубцами с более яркими расцветками. Яркая часть ковра, которая свешивалась за спинку саней, была заметна издалека. Средняя часть ковра (для сидения) имела более сдержанные расцветки и более простой узор. Разноцветными ромбами нарядно украшалась часть ковра для пола саней, Здесь так же, как и на спинке санного ковра, применялись яркие сгармонированные цвета пряжи.

Необходимость в санных коврах была особенно велика во время длительных переездов по российскому бездорожью. Долгое время для передвижения во многих районах страны, особенно в таких, как Урал и Сибирь, не существовало иного вида транспорта, кроме гужевого. Повсеместно на Руси процветало ямщицкое дело. Естественно, что изготовление теплых, плотных махровых ковров было вызвано острой жизненной необходимостью. Художественное оформление ковров порой отражало условия быта и занятия населения. Например, нередко в центральную часть композиции ковра включалось довольно реалистическое изображение головы коня или подковы (как символ ямщицкого дела) и гирлянды из цветов.

махровые — для покрытия сидений саней, тарантасов, возков и т. п. Гладкие и махровые ковры служили в качестве одеял для путешественников. Недорогими коврами-попонами покрывали лошадей. Композиция и узорная разработка махровых ковров имела обязательное членение на центр и кайму. В орнаментике махровых ковров, как и в безворсовых, встречаются геометрические мотивы, а также очень обобщенные изображения людей, животных, птиц, растений. Санные ковры с длинным ворсом имели необычное членение композиций. Часто их рисунок делился на две части, при этом каждая имела свой узор. Иногда середина санных ковров обрамлялась с двух сторон разными по орнаментации и колориту широкими каймами. Такие ковры имели подчеркнуто декоративное решение, их узоры и расцветки придавали им не только нарядный вид, но и были видны издалека, что имело важное значение в длительных и дальних путешествиях, особенно в зимнее время.

Трактовка изобразительных мотивов в русских крестьянских коврах была схематизированной, использовались различные комбинации простейших геометрических фигур. Цветовая гамма этих ковров строилась на сопоставлении ярких тонов. Для окраски пряжи служили растительные красители. Цветов пряжи было немного: красный, синий, зеленый, желтый, черный. Но используя их сочетания, русские мастерицы добивались большого художественного эффекта — звучности красок, гармонии в рисунках.

Курские ковры. Декоративные особенности южных русских ковров, складывавшиеся на территории Курской, Орловской, Тамбовской, Белгородской областей в, одних и тех же исторических условиях, имеют много общих черт, являющихся специфичными для русского безворсового ковроткачества. Здесь к началу XX в. сложился тип русского народного ковра, известный иод названием «курский», так как наиболее крупным центром производства безворсовых ковров стала Курская губерния, славившаяся высоким качеством выделки ковров и богатством их узорной разработки.

Важную роль в становлении стилистической направленности курского цветочного ковра сыграла ориентация кустарных мастеров на городского покупателя. Интерьер городских домов конца XIX в. отличался обилием ярких тканей с набивными цветами по ситцу и другим дешевым хлопчатобумажным тканям, используемых на обивку мебели, занавески и т.п. Цветами украшались посуда, обои, женские платки и шали, ткани для одежды. Для выполнения заказов городских жителей народные ковроделы использовали пособия по женским рукоделиям (вышивки бисером, крестом) с изображениями растительных форм— букетов, венков, гирлянд и обращались к изделиям помещичьих и купеческих фабрик, изобилующих цветочными мотивами на платках, шалях, скатертях.

В рисунках ковров стали преобладать изображения роз, цветов шиповника, маков, незабудок. Центральную часть типичного курского ковра занимал крупный букет из садовых и полевых цветов. В углы центрального поля помещались мелкие группы цветов или веточек с цветками и мелкими листьями, что обогащало узорное заполнение середины и создавало мягкий переход от крупного букета к насыщенной цветочными мотивами кайме. В кайме использовались цветочные гирлянды.

Орнаментальное заполнение ковров курских мастериц отличается особенно густым, почти полностью закрывающим фон узором. На черном фоне в окружении яркой сочной зелени в свободном ритме располагали красные, малиновые, ярко-розовые крупные цветы. Более мелкие по форме незабудки и другие полевые цветки выполняли в насыщенных голубых, фиолетовых расцветках. Нередко для изображения полевых цветов применяли и натуральный белый цвет пряжи (см. цв. вкл. 34).

Ковры с геометрическим орнаментом в конце XIX в. не занимают столь видное место, как цветочные ковры. По художественному решению они очень близки попонкам ( 10.5) и недорогим коврикам с рисунками из полос, ромбов и т. п.

Декоративные принципы оформления курских ковров развиваются и в советское время на предприятиях народных художественных промыслов.

Одним из крупных предприятий по выработке безворсовых ковров в настоящее время является Суджан- ская ковроткацкая фабрика (г. Суджа Курской обл.).

0

30

Россия

Начиная с 1924 г. кустари-одиночки, объединяясь, создают ковровые цехи при многоотраслевых артелях в разных городах и селах, а в 1967 г. на их базе создается Суджанская фабрика, в которую вошли ковровые производства, расположенные в дер. Кас- торная, с. Белом и г. Дмитриеве-Льгов- ском. На Суджанской фабрике и в ее филиалах работают также ковровщицы-надомницы из соседних сел.

http://s4.uploads.ru/t/lfNz3.jpg

Изготовление цветочных ковров оставалось и остается для местных мастериц наиболее интересным творческим процессом. В колорите цветочных ковров, вырабатываемых мастерами фабрики, преобладают красные и зеленые расцветки пряжи, их дополняют деликатно введенными голубыми, белыми и желтыми тонами. Черный фон, просвечивающий сквозь листья и цветы, служит для выявления декоративной насыщенности ковра узором, подчеркивания красоты форм растительных мотивов. Такое использование фона в значительной степени обогащает композицию, так как фон начинает восприниматься одним из элементов узора. Единство узорности фона с растительным орнаментом способствует созданию законченной декоративной композиции.

С конца 40-х годов композиции цветочных ковров становятся все более разнообразными. Совершенствуя рисунки, курские мастерицы наряду с использованием традиционного черного фона пытаются создавать композиции ковров на фоне светлых оттенков, сохраняя условно-объемную трактовку растительных и цветочных мотивов. Ими разрабатываются рисунки не только с густым заполнением фона узором. Во многих новых рисунках ковров мастерицы используют вокруг букетов с мелкими тщательно разработанными растительными мотивами свободные, светлых расцветок фона. Для фона центральной части и каймы этих ковров часто применяют разные оттенки пряжи. Большое внимание уделяется и поискам новых мотивов цветочных форм,- органически вплетающихся в традиционный рисунок курского ковра. Постепенно в композициях ковров появляются декоративно-обобщенные изображения тюльпанов, георгинов, лилий, веток рябины и др. В колорите ковров все чаще применяют соотношения теплых фисташковых, золотистых, бежевых оттенков. С этими тонами мягко сочетаются красные, бордовые, розовые, белые расцветки пряжи, ис

пользуемые в разработке цветочных и растительных мотивов (см. цв. вкл. 35).

Ковры с геометрическим орнаментом в настоящее время фабрика изготовляет двух типов — с полосатой композицией, строящейся на сочетании гладких и узорных многоцветных полос, и с композицией, где центральное поле ковра заполняется крупными декоративными узорными формами.

Большинство рисунков ковров с геометрическим орнаментом имеет одну или две оси симметрии. Центральная часть композиции заполнена крупными уступчатыми квадратными, ромбовидными, прямоугольными мотивами узоров. В крупные формы вписывают один или несколько аналогичных по конфигурации орнаментальных мотивов различных расцветок. Кайма в таких коврах одно- и двухчастная, гладкая одноцветная или оформленная простыми одномасштабными разноцветными геометрическими узорами.

Среди ковров с геометрическими рисунками, изготовленными надомными мастерицами, встречаются полосатые композиции с узорами, напоминающими украинские паласы-килимы, но более обобщенными и укрупненными в масштабе.

Колорит курских ковров с геометрическим орнаментом довольно разнообразен, здесь используются как контрастные, так и сближенные сочетания расцветок пряжи. Большой интерес представляет цветовая гамма ковров, строящаяся на сопоставлении ярких красных цветов пряжи с мягкими абрикосовыми, бежевыми, умбристыми тонами, что придает коврам особую изысканность.

В 1951 г. ковровщицы филиала фабрики в г. Дмитриеве-Льговском при содействии работников Научно- исследовательского института художественной промышленности освоили выпуск ковров-гобеленов по шаблону. С этого времени Дмитриевские ткачихи выполнили такие сложные сюжет- но-тематические композиции художников института и мастеров декоративно-прикладного искусства, как «Урожай» В. В. Парфеновой, «Москва строится» П. А. Сташкова ( 10.6), «Космос» 3. В. Кабиной. Выполнялись сюжетные ковры и в счетной технике, например «Огни Сибири» Л. А. Колосовой.

Тюменские ковры. Ко второй половине XIX—началу XX в. в русском ковроделии Западной Сибири, особенно в Тобольской губернии, сложился свой тип ковров, соответствующий эстетическим и практическим запросам местных жителей. Наибольшее распространение здесь получило изготовление теплых махровых и высоковорсовых ковров, необходимых в суровых климатических условиях Сибири.

В художественном оформлении махровых ковров с цветочными рисунками чаще всего применялась несложная композиция. В центре ковра помещалось изображение одной-двух чрезвычайно обобщенных по силуэту роз, ма

ков, цветов шиповника. Цветы были настолько крупны, что занимали почти всю центральную часть ковра, оставляя для узора каймы лишь узкую полоску. Ведущими цветами в колорите ковров, как и в курских, явились красный и зеленый; для фона, как правило, использовался черный цвет пряжи.

Более сложными по узорной разработке выполнялись ковры-настольники и заказные ковры. Плотность ворсистой ткани в них была выше по сравнению с махровыми коврами, а высота ворса меньше. Это позволило изготовлять ковры с более тщательной проработкой растительных мотивов, придавать им более изысканный и дорогой вид.

Санные ковры выполнялись с геометрическими узорами. Нередко в них включались изобразительные мотивы лошадей, птиц и людей, очень условно трактованные. В рисунках санных ковров более позднего времени — начала XX в. — можно встретить изображение головы коня и подковы (в центральной части) и цветочной гирлянды (в кайме). Такие изображения могли служить в качестве символа ямщицкого дела. Ковры с подобными рисунками вешали на стену.

В советское время в Тюменской обл. организовано два ковровых предприятия — Ишимская ковровая фабрика (основана в г. Ишиме в 1935 г.) и Тобольская ковровая фабрика (создана в г. Тобольске в 1955 г.). Тюменские мастера при создании ковров следуют сложившимся художественным традициям, сохраняя близость к общерусскому характеру коврового искусства.

В цветочных высоковорсовых коврах последних десятилетий все чаще встречаются композиции из разнообразных цветов . Помимо традиционных роз, маков и цветов шиповника, в рисунки ковров включаются мотивы георгинов, лилий, флоксов. В одночастных каймах преобладают большие группы цветочных и растительных мотивов. Колорит цветочных ковров становится все более разноборазным, что особенно заметно в последнее десятилетие. Художники и мастера фабрик используют в колори- ровании ковров традиционные контрастные сочетания цветов. В современных композициях изделий сочетания сочных и ярких красных, желтых, оранжевых с холодными зелеными расцветками создают особую праздничность. Новы для этих предприятий и колористические решения ковров в мягких пастельных тонах — серебристых, зеленовато-розовых.

Композиция ковров с геометрическими узорами имеет две основные схемы— с раппортным построением из одинаковых по конфигурации и размеру форм и с плотным заполнением фона крупными и мелкими мотивами узоров, различных по силуэту и масштабу. Кайма в коврах одно- и двухчастная из повторяющихся элементов геометрического орнамента: зубчатых, крючкообразных, треугольных. Колорит ковров основан на сочетании довольно разнообразных расцветок пряжи, как и в цветочных композициях. В геометрических рисунках ковров преобладают мягкие белые, коричневые, бежевые, золотистые, серо-голубые тона или напряженные контрастные и яркие оттенки красных, синих, зеленых, желтых и фиолетовых цветов.

В последние годы ковровщицы Ишимской и Тобольской ковровых фабрик осваивают искусство выполнения цветочных ворсовых ковров по опыту своих соседей-ковровщиков Курганской и Омской областей.

Курганские ковры. Крупнейшей среди уральских предприятий является Канашинская ковроткацкая фабрика им. Н. К. Крупской (г. Канаши Курганской обл.)

Канашинский ковроткацкий промысел возник в XIX в. Здесь изготовляли махровые ковры, аналогичные по рисунку тюменским, и безворсовые коврики. Цветовая гамма канашинских махровых ковров строилась главным образом на сочетании естественных расцветок шерсти — белой, серой, черной и коричневой с небольшим добавлением в колорит изготовляемого ковра охристых и золотистых оттенков пряжи, окрашиваемых растительными красителями.

Наиболее интересными и законченными в художественном отношении являются ковры-дорожки счетной техники выполнения с композицией из гладких одноцветных полос, чередующихся с крупными уступчатыми ромбами. Характерно особое использование расцветок в ромбах, которые делятся на два цвета в поперечном направлении. Одна половина ромба имеет, например, красную расцветку, вторая — зеленую. В начале XX в. такой тип ковра был особенно распространен в примыкающих к Уралу южных районах Западной Сибири и получил название «шад- ринской дорожки» (производное от г. Шадринска).

0

31

Россия

http://s6.uploads.ru/t/DgzbM.jpg

В 1921 г. канашинские ковровщицы объединились в артель им. Н. К. Крупской. Они вырабатывали высоковорсовые ковры с геометрическими узорами, в меньшем количестве — ковры с цветочными рисунками. В артели также ткали и шадринскую дорожку. Аналогичную продукцию стали выпускать и соседние артели сел Вознесенского и Кривского, организованные в 1932 г.

В 1934 г. мастера Канашинской артели обучались у ковроткачей Армении искусству ворсового ковроткачества. Начав освоение ворсового ковроделия по кавказским образцам на экспорт, канашинские ковровщицы постепенно стали изготовлять и новые рисунки ковров, разработанные на основе русского орнаментального искусства. Именно курганские мастерицы были первыми проводниками идеи создания русского ворсового ковра, которая впоследствии была подхвачена многими русскими предприятиями. Первые рисунки ковров с русскими узорами разрабатывали художники ковровой лаборатории Научно-исследовательского Института художественной промышленности в конце 40-х годов. Творческий эксперимент профессиональных художников института получил развитие в творчестве одаренных мастеров ковроткачей.

Растительный орнамент в рисунках ворсовых ковров строится на плоскостном решении мелких и средних по величине мотивов. Более объемную трактовку имеют цветочные формы, укрупненные по масштабу. В растительных рисунках ковров преобладает большое количество свободного фона. Поскольку композиции таких ковров чаще всего раппортные, мастера широко применяют в них две фоновые расцветки. В этих коврах кайму делают довольно узкой, трехчастной.

Одно из направлений в художественном оформлении ковров с растительной орнаментацией искали художники института 3. В. Кабина и Г. Н. Журбенко, создав для фабрики серию рисунков ковров на основе древнерусского орнаментального искусства. Для этих рисунков характерно в основном раппортное членение центральной части ковров с укрупненной каймой. В орнаментальном убранстве новых ковровых композиций преобладают условно трактованные и в то же время пластичные, мягко округленные изображения растительных форм — веток, луковичных мотивов, а также сказочных птиц и животных ( 10.9). Художники А. П. Бабенко и Р. М. Сосунова и мастерицы предприятия творчески освоили эти рисунки и выполняют эти ковры в разных размерах и цветовых вариантах, строя колорит ковров на сопоставлении пастельных или контрастных оттенков пряжи.

Ворсовые ковры с геометрическим орнаментом имеют главным образом рисунки, разработанные художниками и творчески одаренными мастерицами на декоративно-образной основе русского народного узорного ткачества и вышивки. В их колорите преобладают более яркие насыщенные тона, чем в коврах с условно-растительными рисунками.

С 1967 г. Канашинская ковроткацкая фабрика вновь начинает изготовлять ворсовые ковры на экспорт. Здесь используются ранее освоенные мастерами рисунки ковров кавказской группы. Мастерицы нашли своеобразную художественную трактовку кавказских рисунков. Для колорита канашинских ковров, предназначенных для экспорта, характерны мягкие теплые оттенки пряжи, общая осветленность цветовой гаммы ковров — золотистой, серо-голу

бой, нежно коралловой, терракотовой и др. При этом довольно сложный ковровый кавказский узор зрительно воспринимается более облегченным и ясно читаемым на свободных светлых фонах, что послужило известности канашинских ковров на зарубежных рынках под общим названием «сибирских».

Омские ковры. Искусство ручного ковроткачества в Сибири стало особенно активно развиваться в советское время.

Омская фабрика «Ковровые изделия» была организована в 1943 г. Коллектив предприятия освоил производство ковровых изделий, ранее бытовавших в соседних областях, — шерстяных махровых и высоковорсовых ковров, дорожек ручной выработки. Омские мастерицы начали освоение и ворсового ковроткачества, перенимая опыт у кавказских ковроделов. В короткий срок молодой коллектив предприятия освоил новый вид изделий и достиг большого мастерства в изготовлении ворсовых ковров.

В начале 50-х годов коллектив фабрики стремится освободиться от кавказских рисунков и найти новую художественно-стилевую направленность в оформлении ворсовых ковров, в большей степени отвечающую художественным задачам русского промысла. Мастера и художники предприятия вместе с художниками Научно- исследовательского Института художественной промышленности разрабатывают ассортимент ковров с цветочными и геометрическими русунками, в которых широко используется наследие русского орнаментального искусства, Освоение новых рисунков велось мастерицами творчески: создавались разнообразные композиционные и колористические варианты ковров.

Наряду с освоением ворсового ковроткачества коллектив фабрики пробует наладить изготовление разнообразных видов ковровых изделий — синелевых, паласных, тканых покрывал. В разработке новых видов ковровых изделий участвуют талантливые ковровщицы, из которых особую известность среди ковроткачей Российской Федерации получила технолог М. И. Мори- на. Она проводила большую исследовательскую работу по изучению народных приемов ткачества, созданию на их основе новых структур ткани безворсовых ковров и изысканию путей их улучшения. Так появились в советских ковровых промыслах широко известные омские безворсовые ковры с ремизным узорообразованием. Опыт омичей по изготовлению новых видов безворсовых ковров переняли многие русские ковровые предприятия, которые по-своему используют омские достижения и ведут поиски своей художественно-стилевой направленности в этом виде ассортимента ковровых изделий.

С конца 50-х годов коллектив фабрики постепенно пополняется художниками — выпускниками Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина. В начале 70-х годов коллектив фабрики ставит перед собой сложную задачу — создание нового ассортимента изделий, нового по художественному оформлению, присущему только омскому ковроделию. Совместно с творчески одаренными мастерицами и технологами художники фабрики ведут упорные поиски своей художественно-стилевой направленности на основе изучения наследия народного искусства сибирского края и углубленного осмысления основ классического коврового искусства народов Востока и Кавказа. Изучается характер узоров домовой резьбы по дереву, вышивок на старинных и современных одеждах народов Сибири, орнаментальное решение берестяных изделий.

Творчески переосмысленное художниками народное орнаментальное искусство народов Сибири, а также эстетическое восприятие местной природы послужило созданию разнообразных композиционно-орнаментальных и цветовых вариантов рисунков ковров. В них причудливо сочетаются узорные мотивы сибирских елей и народной резьбы по дереву, изображения птиц, зверей и декоративных кустарников, неприхотливых сибирских цветов и пушистых снежинок.

Созданные художниками фабрики Т. П. Ивановой и Н. И. Волковым ворсовые ковры «Закат», «Весна», «Лунная ночь», «Зимнее утро» и другие отличаются монументальностью решений геометрических мотивов, богатством орнаментальной разработки каждой детали рисунка. Необычны и колористические решения ковров. Расцветки привлекают внимание нежными переливами золотистых, мягких оливковых, розовато-оранжевых тонов. В других — колорит более напряженный, строящийся на контрастах светлых и глубоких коричневых, зеленых, терракотовых, красных расцветок.

Художественное оформление безворсовых ковровых изделий перекликается с рисунками ворсовых ковров, но не повторяет их. Омские гладкие ковры славятся красотой ритмов цветных и узорных полос, в которых можно узнать местные мотивы — ромашки, рога оленя, следы животных и птиц, кружево домовой резьбы. Рисунки изделий, созданных для интерьера, отличаются монументальностью и строгостью, но всем изделиям присуща особая декоративность и оригинальность художественного оформления. Строгое ритмическое построение рисунков гладких ковров разнообразит многоцветность их композиций, а внесение в них звонких чистых расцветок, веселое чередование крупных и мелких узорных полосок вносит ощущение жизнеутверждающей силы.

Назначение безворсовых изделий чрезвычайно многообразно. Это большие по размерам паласы для пола и тахты, более мелкие служат в качестве накидок на кресла, для застилания сидений стульев, сумок, газетниц и т. п. Каждый рисунок создается с учетом назначения изделия и возможности сочетания его с предметами быта и костюмом.

Творческий коллектив фабрики живо откликается на темы современных событий жизни советских людей, накоплен немалый опыт в создании сю- жетно-тематических ковров больших и малых размеров. В 1958 г. первым художником фабрики Т. П. Ивановой был создан ковер «Иртыш». В этом уникальном произведении советского декоративно-прикладного искусства яркими художественными средствами была раскрыта тема коммунистического строительства на величавой русской реке Иртыше — возведение плотин и ГЭС, мостов, городов, отражены богатства прииртышской тайги и земель. В настоящее время ковер находится в Музее народного искусства в Москве.

В последнее десятилетие художниками и одаренными мастерицами создан ряд ворсовых ковриков, в которых живыми художественными средствами передано идейное содержание таких событий, как празднование Дня Победы, Международного года женщин, проведение 0лимпиады-80, в которых прекрасно сочетаются зрелость декоративных решений и высокое мастерство исполнения изделий.

0

32

https://i.pinimg.com/564x/2c/bd/bd/2cbdbd819f3b8f59576f821b0cd6da1e.jpg
Modern Berber Rag woven pile rug

В настоящее время изготавливаются ковры с изображением всевозможных рисунков, портретов, пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей и возможностью переноса практически любого изображения с фотографии на ковер. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведённых контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность. Своеобразен процесс создания узора, сложна техника исполнения ковров. Это требует от ковровщиц высокой квалификации, тонкого вкуса, индивидуального мастерства, завидного терпения и усидчивости, поскольку работа выполняется в сидячем и полусогнутом положении. Многие опытные мастерицы, не имея перед собой технического рисунка, но зная схему построения узора ковра, выполняют его по памяти. Едва касаясь нитей основы руками, мастерица за рабочий день вяжет около 7-8 тысяч узлов, потратив на каждый узел в среднем около 2 секунд.
https://i.pinimg.com/564x/6e/1a/60/6e1a60d5ba7d742c2eabf18b7fa51c95.jpg
Турция

В зависимости от назначения каждый ковер имеет своеобразную структуру ткани, рисунок и колорит. С изобретением анилиновых красителей в XIX веке — ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция, Китай и даже Европа. Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей — по-прежнему весьма дороги.

0

33

https://i.pinimg.com/564x/e4/4c/68/e44c68648b0d26f8000383907ab873e4.jpg
Tabriz Persian Rug

0

34

Самые ценные ковры

https://i.pinimg.com/564x/67/a7/d0/67a7d0f4e3f45278060465534befabe7.jpg

Ручным ковроткачеством в наше время занимаются в Китае, Непале, Индии и Японии. Однако наиболее ценными и популярными считаются персидские ковры. Интересным является тот факт, что найденные археологами древние персидские ворсовые изделия выполнены по той же технологии, по которой их ткут в Иране и в наше время. Между тем, самый старый относится к V в. до н. э. Назван он «Пазирик» и был обнаружен советскими учеными С. И. Руденко и М. П. Грязновым в вечной мерзлоте в 1949 г.

Персидский ковер был эталоном качества уже много столетий назад. Сегодня на ковровых фабриках Ирана используется исключительно ручной метод ткачества. Эта технология имеет массу преимуществ перед машинным способом. К примеру, узелки завязываются намного крепче, в результате чего готовое изделие получается гораздо более долговечным.

Самым распространенным видом мусульманского ковра, в том числе и персидского, является джанамази – небольшая подстилка, используемая при совершении намаза.
https://i.pinimg.com/564x/fa/86/fb/fa86fb746815849a2c8d9eeae247d089.jpg
Страны Западной Азии. Иран
Молитвенный коврик из Кермана, узор в виде дерева, дат. 1910 г., шерсть, 211 х 141 см

Как правило, на таком ковре изображается арка – михраб. К сожалению, ковров, выполненных во времена античности и средние века, сохранилось очень мало. Некоторые из них хранятся в музеях разных стран. Современным коллекционерам доступны лишь персидские изделия, изготовленные в XVIII и XIX вв.

0

35

https://i.pinimg.com/564x/e0/26/93/e02693efe82e53df168ee6836f87bf06.jpg
Киргизия

Разновидности ковров

Все ковры делятся на две большие группы – ручной работы и машинной. Первые в свою очередь классифицируются на:

• Безворсовые. Этот тип ковров считается наиболее простым в изготовлении. В процессе ткачества используются две нити – основы и уток, переплетаемые между собой особым образом. К этой группе относятся паласы (ковры в полоску), килимы (оформлены орнаментом), сумахи (также оформлены орнаментом, но с использованием дополнительной нити). Имеются и другие, гораздо менее распространенные разновидности безворсового ковра – шадда, ямани, зили.

• Ворсовые. При изготовлении таких ковров используются три нити – основы, уток и образующая ковровый узел. Ворсообразующие узлы делятся на две группы – полуторные и двойные.

0

36

https://i.pinimg.com/564x/5f/1b/31/5f1b31a67546565b98749e0d4c7848b5.jpg
Termeh, Handcraft of YAZD - IRAN

0

37

https://i.pinimg.com/564x/a3/e8/a4/a3e8a4d6b538412775e1330b8e91ea23.jpg
Shimura Fukumi - Weaver, Writer, Designer, Dyer and Teacher
(b. Omihachirin, Shiga Prefecture, Japan 1924 ).
In 1990 she was designated a Living National Treasure of Japan for her Tsumugi (kimono) plant-dyed silk fabrics

История ковроткачества

В Египте при раскопках были найдены ворсовые текстильные изделия, выполненные изо льна и украшенные симметричными рисунками. Ученым удалось выяснить, что предназначены они были именно для украшения пола и стен. Датированы эти находки VI – V вв. до н. э. Однако ковроткачество в современном понимании получило распространение лишь на 10 веков позже.

Из Египта техника создания текстильных изделий с ворсом пришли в Европу, первоначально – в Испанию. Наиболее распространенным в этой стране был особый способ создания ковров, при котором узел завязывался путем пропуска одной нити основы. Позже эта техника получила название «испанский узел». Что касается узоров, то европейские матера чаще всего использовали орнаментальные мотивы, представляющие собой некую смесь христианских и мусульманских традиционных элементов. Мусульмане, проживавшие в Испании, создали также особую технику ковроткачества – мадьярскую.

Начиная с XVII века, центром ковроткачества становится Франция. Испанские ворсовые изделия в это время в связи с переселением мусульман значительно теряют в качестве. Французы считали ковер атрибутом королевской и церковной власти. Считалось, что ходить по коврам имеет право только правитель государства. После того, как пала династия Бурбонов, такие изделия было разрешено иметь любому человеку. Однако позволить себе покупку ковра могли немногие. Стоили ворсовые изделия тогда очень дорого.

В XVIII веке в Обюссоне была изобретена техника создания безворсовых ковров. Примерно в это же время необыкновенно популярными становятся изделия Савонери, в 1779 году переехавшие в Англию. Мастеров, занимавшихся изготовлением ковров в этой стране, было чрезвычайно мало. Своим семейным бизнесом это ремесло желали сделать немногие. Одним из первых ковровую мастерскую создал Томас Уитти, благодаря которому появились эксминстерские ковры. В 1839 г. была изобретена так называемая жаккардовая машина. Это позволило ткать ковры в огромных количествах. Однако, несмотря на появление машинных изделий, ковры, выполненные вручную, по прежнему оставались популярными. Единственно – теперь их покупали в основном коллекционеры и стоили они баснословно дорого. Ценятся ковры ручной работы и в наше время. Хотя, как и раньше, позволить себе такую роскошь могут далеко не все.

0

38

https://i.pinimg.com/564x/be/ec/ed/beeced5345a1cb27a2c156e079b177d6.jpg
Handmade Kashmar Persian Rug 9' 10" x 13' 3", Authentic Persian Rug

0

39

https://i.pinimg.com/564x/81/e0/79/81e079ba7b38dd483463c1c6cc6972c2.jpg
Silk Persian Rug

0

40

https://i.pinimg.com/564x/7e/5f/8c/7e5f8c0ec0446cd67f70be8461167a09.jpg
Argentina/Chile

Искусство производить ковры зародилось на заре цивилизаций.

Красивыми поэтичными легендами окружены древнейшие сказания о коврах. «Образ ковра - это образ мира, и, наоборот, природа - это огромный ковёр, вечно расстилающийся перед глазами путника». Уже в глубокой древности великолепные, художественно выполненные ковры фигурировали в храмах на религиозных церемониях, в обстановке дворцов древних царей. «Ковры прославляли искусство и трудолюбие часто весьма высокопоставленных женщин, окружённых ореолом высокой добродетели». До наших дней сохранился обычай смотреть на ковровые изделия как на произведения высшего искусства. Изначально это искусство было сродни священному действу, им владели посвященные в тайны законов бытия и по этим законам строились композиции. Умение создавать ковры постепенно проникало в разнообразные слои человеческого общества. Многие кочевые и земледельческие народы восприняли и совершенствовали технику этого искусства. Орнаментальная насыщенность произведений не теряла со временем смысловую нагрузку, но становилась всё больше изумительным украшением и предметом быта. «И стал ковёр великой книгой быта, где женщины рука писала жизнь народа».

Символическая тайнопись не исчезла бесследно. Именно народная культура бережёт наиболее глубокие архаичные знаки, по которым можно ещё восстановить надписи на ковровых «манускриптах». Изучение орнаментов неразрывно связано с историей. Орнамент - не просто произведение декоративно-прикладного искусства и выразительное средство украшения - это цельный и равноправный с самим произведением мир. Также важно отметить, что традиционным народным искусством люди не только зарабатывали на хлеб, но и выражали своё мировосприятие.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Ковёр, ковёр... предмет искусства...символ достатка...