Османская империя
Сообщений 41 страница 60 из 152
Поделиться4119.03.13 23:17:57
Мечеть. Место для молитвы и отдыха
Глеб Шульпяков
Мечеть Омейядов в Дамаске
В начальный период распространения ислама в качестве мечетей использовали византийские храмы. Их не разрушали, а приспосабливали, переориентируя на Мекку и пристраивая к основному зданию огромный двор, где могли расположиться все молящиеся. До VIII века образцом такой «конвертации» служила старейшая мечеть Омейядов в Дамаске — бывший храм Иоанна Крестителя (еще раньше там располагался римский храм Юпитера, остатки которого видны с внешней стороны мечети). Однако в VIII веке храм был полностью перестроен, и на его месте появилась новая мечеть, облик которой сегодня считается эталонным. В мечети по-прежнему хранится одна из святынь как мусульманского, так и христианского мира — Глава Иоанна Крестителя, пророка Яхья в исламе.
Мечеть — не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу — главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».
Мечети бывают квартальные — для ежедневного пятикратного намаза жителей ближайшей округи, а также соборные — те, в которые на пятничную молитву собирается вся община. Особый тип общегородской мечети — мусалла — открытая площадь с единственной стеной, у которой совершаются богослужения в праздник Курбанбайрам.
Квартальные мечети обычно небольшие, заметные среди городской застройки лишь благодаря минарету. Чаще всего никакими архитектурными достоинствами они не обладают, а исполняют только религиозную функцию (поэтому я про себя называю их «хозблоками»). Пятничные мечети — совсем другое дело. Огромные, соразмерные средневековым соборам, соборные мечети Стамбула и Исфахана, Марракеша, Дамаска и Дели строились на средства казны лучшими мастерами. Архитектура — традиционный способ демонстрации могущества власти, и пятничные мечети показывали городу и миру силу государства, хотя, конечно, и собирали верующих для молитвы и проповеди. Именно в таких мечетях совершали намаз султан и его двор. У таких мечетей всегда несколько минаретов (у квартальных — один-единственный), поскольку чем больше минаретов и чем они выше, тем дальше разносится призыв на молитву. И, конечно, большая часть таких мечетей сегодня еще и музеи. Это памятники истории, образцы архитектурных стилей: османского, сельджукского, персидского, могольского и т. д.
Мечеть Сулеймание в Стамбуле
Один из самых распространенных типов мечети в мире — османский. Архитектурная вершина этого стиля — мечеть Сулеймание в Стамбуле, построенная великим зодчим Османской империи Синаном в первой половине XVI века по заказу султана Сулеймана Великолепного (отсюда и название). Османские зодчие наследовали конструктивный принцип византийского храма, прежде всего константинопольской Святой Софии. Как и у нее, (1) купол Сулеймание положен на массивные опорные (2) столбы с помощью (3) «парусов». Вес купола равномерно «гасится» через боковые (4) полукупола. Мечеть украшают знаменитые изразцы из Изника, а также многочисленные светильники и галереи. Двор мечети по перимет ру обрамлен крытой (5) галереей, украшенной (6) малыми куполами. В центре двора расположен (7) фонтан для ритуальных омовений, который сегодня играет декоративную роль (омовения происходят под внешней галереей). По углам внут реннего двора Синан поставил четыре (8) минарета — Сулейман был четвертым правителем империи после переноса столицы в Стамбул. Десять (9) балконов, с которых возглашался призыв на молитву, также в честь Сулеймана — десятого султана из династии Османов. За (10) стеной киблы (кибла — направление на Каабу) стоят усыпальницы султана и его жены Роксоланы.
Попасть в пятничную мечеть можно в любое время дня. Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, придерживайтесь элементарных правил, универсальных для любого места, связанного с культом. Будьте сдержанным, спокойным. Ведите себя так, как ведут себя местные, когда не молятся. Если они сидят, или лежат, или спят, то можно и самому спокойно сесть на ковер, подремать у стены. Единственное, что действительно раздражает верующих, — это отсутствие уважения к их религии у человека со стороны.
Не забывайте, что, входя в мечеть, нужно, во-первых, иметь благопристойный вид — никаких шорт и маек. А во-вторых, обувь придется оставить при входе. С одной стороны, тем самым демонстрируется уважение к дому Аллаха, с другой — этот обычай, как и многие другие, связан с гигиеной: во время молитвы верующие многократно касаются пола ладонями и лбом. А тем, кто брезгует ходить босиком (например, в индийских мечетях пол иногда ничем не покрыт и довольно грязен), лучше запастись носками. Обувь можно носить в руках, но проще бросить ботинки при входе, как это делают все остальные, — кража в мечети невозможна. Наконец, женщинам придется покрыть голову и руки. В исторических мечетях крупных городов платки предлагают при входе, а в мечети Омейядов в Дамаске я, например, с удивлением обнаружил, что женщина может взять напрокат балахон с капюшоном. Что в целом решает проблему любой «неформатной» одежды.
Запретная мечеть в Мекке
Совсем иначе устроена главная мечеть мусульманского мира. Поскольку ее первая задача — вместить сотни тысяч паломников во время хаджа к главной святыне ислама, Каабе, мечеть представляет собой огромный двор, обнесенный многоярусной (1) галереей с (2) минаретами по углам. В центре двора расположена (3) Кааба — святилище, в сторону которого обращаются мусульмане всего мира во время молитвы. Это кубическое сооружение высотой 15 метров и основанием 10 на 12 метров. В восточный угол Каабы («черный угол») вделан (4) черный камень, заключенный в серебряную оправу. Камень имеет метеоритное происхождение, он был объектом древнего семитского культа задолго до становления ислама. Во времена молодости пророка Мухаммеда на этом месте находился идол Хубала — божества-покровителя Мекки, вокруг которого располагались 360 идолов божеств, почитаемых в Аравии. Значение Каабы для ислама резко возросло, когда она была объявлена святым местом, обратясь к которому мусульмане обязаны совершать молитву (до 622 года направление киблы было на Иерусалим, где, по преданию, совершилось вознесение пророка). В мусульманской религиозной мифологии «черный камень» — это «белый яхонт» из рая, дарованный Адаму Аллахом, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным он стал позже из-за людских грехов и пороков. Рядом с «черным камнем» находится (5) макам Ибрагима (место Ибрагима) — камень из рая, стоя на котором пророк Ибрагим строил Каабу и который сохранил отпечаток его стоп. Рядом с макамом Ибрагима имамы руководят молитвой правоверных. Справа от него за полукруглой стенкой находится (6) Аль-Хиджр — место, где пророк Ибрагим оставил жену Хаджарь и сына Исмаила, привезя их в Мекку, и где повелел Хаджарь строить дом. Это особое место, куда паломники не заходят во время обхода Каабы: считается, что при пророке Ибрагиме оно было частью Каабы и там, по легенде, похоронены его жена и сын.
Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет. Однако мобильный телефон, конечно же, лучше отключить и громко не разговаривать, хотя дети, которые часто резвятся на коврах мечети, совершенно естественно вопят, как им и положено. И, разумеется, мужчинам лучше не соваться на женскую половину. Как правило, она отгорожена деревянными ширмами, но даже если и нет, то следует приглядеться, куда не заходят местные мужчины.
Иноверцу, зашедшему в мечеть до начала молитвы, совершенно необязательно выходить, когда верующие начали молиться. Если он никак не мешает молящимся, выгонять его никто не будет. Нет ничего страшного и в том, чтобы зайти в мечеть уже после начала молитвы. Многие верующие сами прибегают из своих лавок и офисов с опозданием, нисколько этим не смущаясь.
Войдя в мечеть, стоит выбрать тихий угол с хорошим обзором, сесть у стены и с пола разглядывать интерьер и людей. Большинство правоверных ждут молитвы или остались после нее, чтобы пообщаться и отдохнуть. Это одно из главных удовольствий в раскаленном мусульманском городе: прохлада огромных мечетей, тихий гул голосов, детская беготня. Ноги отдыхают, глаза, уставшие от солнца, тоже.
1. Минбар — кафедра, с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена всегда справа от михраба. Имеет форму лестницы, украшенной сверху островерхим куполом. В пятничных мечетях минбар часто покрыт искусной резьбой — того типа, который распространен в стране, где эта мечеть расположена. По традиции, имам занимает предпоследнюю сверху ступень лестницы, поскольку на верхней ступени незримо присутствует сам пророк Мухаммед.
2. Михраб — ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К михрабу мусульмане обращаются лицом во время молитвы. Михраб часто украшается по периметру изразцами, резьбой и надписями из Корана и фланкируется двумя полуколоннами. В больших мечетях сооружают несколько михрабов, чтобы один из них всегда был в поле зрения молящегося. Михрабы устраивают и во дворе мечети — для тех, кто опоздал на молитву и вынужден свершать намаз снаружи.
В большие мечети, особенно шиитские (внешне их легко узнать по обильным орнаментальным украшениям и куполу, покрытому золотом или изразцами; кроме того, они возводились у места погребения кого-либо из потомков пророка), мусульмане приезжают семьями, чтобы не только поклониться могиле праведника, но и пообщаться, провести время, показать роскошные интерьеры детям. Во дворах больших мечетей не запрещается устроить мини-пикник: путь проделан долгий, а в кафе ходить дорого. Пить вино и жарить мясо никто не будет, но разложенные на платке бутерброды, фрукты, бутылки с водой — обычное зрелище.
Часто во время религиозных праздников при мечетях бывают благотворительные акции — например, раздача пищи. Однажды в Тегеране я угостился отличной печеной картошкой, завернутой в лаваш с солью, а в Исфахане по случаю праздника Ашура выстоял очередь за бесплатным обедом — рис и мясо со сливами — и получил его в специальном термопакете. Правда, это было в дни обострения конфликта в Палестине, поэтому на упаковке красовалась надпись (дословно): Down with Israeli, down with USA — «Долой Израиль, долой США».
И последнее. В некоторых городах при входе в мечеть вводится (крайне редко и чаще всего стихийно) своего рода фейсконтроль. Какой-нибудь особо религиозный старец может внезапно спросить человека непривычного для него вида: «Муслим?» («Мусульманин?»). Со мной такое случалось дважды: в мечети Купол Скалы в Иерусалиме и в мечети Хасана II в Касабланке. Что делать? Если вам действительно нужно попасть внутрь — например, чтобы своими глазами увидеть мечеть с раздвигающейся крышей, вмещающую 25 000 молящихся, — дайте спокойный утвердительный ответ: «Йес, муслим». И можно проходить. Есть и более простой вариант: намотать на пальцы мусульманские четки. Увидев их, даже исламский фундаменталист никаких вопросов задавать не станет.
Иллюстрации Эльдара Закирова
Журнал Вокруг Света
Поделиться4220.03.13 11:59:59
Исторические и интересные факты Османская империя
Интересно читать в этом разделе Вашего Форума. спасибо!
Поделиться4327.03.13 10:11:27
Султан (араб. سلطان)
Титул правителя в исламских государствах, с несколькими историческими значениями. Если государством правит султан, то вместо слова государство употребляется слово султанат.
В Коране словом «султан» обозначается отвлечённое понятие власти; таким было значение в первые века ислама. Позднее термин стал обозначать единоличного представителя светской власти, в противоположность имаму, религиозному авторитету. В этом значении слово, по-видимому, впервые употреблено Мухаммадом ат-Табари по отношению к Муваффаку, брату халифа аль-Мутамида (рассказ о событиях 262 г. х./ 875-876 г. н. э.).
В X веке политический распад мусульманского мира стал свершившимся фактом. После 946 года, когда Буиды лишили аббасидских халифов светской власти, султаном называли любого светского правителя вне зависимости от размеров его владений, но титул ещё не чеканился на монетах. С середины XI века, времени сельджукского завоевания, султаном мог называть себя только глава независимой династии, в то время как его родственники и вассалы носили арабский (малик) или персидский (шах) титул. Пророку Мухаммеду приписывался хадис: «Султан есть тень бога на земле, и у него ищет убежища всякий обиженный».
В мамлюкском султанате Египта реальная власть с 1261 по 1517 гг. принадлежала cултану, а деятельность халифа династии Аббасидов ограничивалась отправлением религиозного церемониала. В Османской империи со времени Селима I султан одновременно являлся и халифом.
Исторические султанаты
Газневидский султанат
Сельджукский султанат
Конийский султанат
Османские султаны
Aйюбидские султаны
Мамлюкский султанат Египта
Делийский султанат
Бахмани
Султанат Занзибар
Матарам
Султанат Катири
Султанат Куайти
Современные султанаты
Бруней
Малайзия
Оман
Джокьякарта — входит в состав Индонезии
Селим I Явуз — султан и халиф
Поделиться4427.03.13 10:12:36
Эме де Ривери (Aime Dubucq de Rivry) —
дочь французского плантатора с Мартиники, 1776 года рождения, корабль с которой пропал во время плавания во Францию в 1788 году. Она состояла в родстве с будущей французской императрицей Жозефиной.
Существует популярное поверье, что корабль с 11-летней девочкой попал в плен к берберским пиратам, которые продали её в гарем султана Абдул-Хамида I. У султана действительно была франкоязычная наложница по имени Накшидиль. Она имела большое влияние как на него, так и на своего сына Махмуда II (в качестве царской матери, или валиде-султан). Именно с её влиянием связывают очередное укрепление франко-турецкого союза, расстроенного Египетским походом Наполеона. Накшидиль умерла в 1817 году.
Легенда о том, что бабушкой Абдул-Азиза была родственница Жозефины получила распространение тогда, когда султан ради политического сближения с внуком Жозефины, Наполеоном III, готов был признать его кузеном. В 1867 году Абдул-Азиз по приглашению «кузена» приезжал в Париж на Всемирную выставку.
Хотя тождество Эме де Ривери с Накшидиль ничем не подтверждено и невероятно хотя бы из хронологических соображений, об её уникальной судьбе написано несколько исторических романов. Эме часто представляют французской патриоткой и католичкой, которая ради высоких идеалов заточила себя в гареме. Принц Михаил Греческий (внук Георга I) издал в 1983 году роман «Султана», который несколько лет спустя был экранизирован под названием «Сила страсти».
Поделиться4527.03.13 10:18:30
Гарем.Великолепие.
Ты, чье сердце — гранит, чьих ушей серебро — колдовское литье,
Унесла ты мой ум, унесла мой покой и терпенье мое!
Шаловливая пери, тюрчанка в атласной кабе,
Ты, чей облик — луна, чье дыханье — порыв, чей язык — лезвие!
От любовного горя, от страсти любовной к тебе
Вечно я клокочу, как клокочет в котле огневое питье.
Должен я, что каба, всю тебя обхватить и обнять,
Должен я, хоть на миг, стать рубашкой твоей, чтоб вкусить забытье...
Пусть сгниют мои кости, укрыты холодной землей, —
Вечным жаром любви одолею я смерть, удержу бытие.
Жизнь и веру мою, жизнь и веру мою унесли
Грудь и плечи ее, грудь и плечи ее, грудь и плечи ее!
Только в сладких устах, только в сладких устах, о Хафиз, —
Исцеленье твое, исцеленье твое, исцеленье твое!
Хафиз
На протяжении столетий гарем напоминал театр, где актеры постоянно разыгрывали экстравагантную костюмную драму. Свод законов шестнадцатого века в деталях предписывает обычаи и обряды дворцовых церемоний, платье и этикет. Каждому рангу и званию лиц царского двора был предписан свой цвет одежды и внешний вид от прически до башмаков. Каждая церемония служила предлогом для показа роскошных нарядов. Ни одной женщины своего двора султан не видел дважды в одном платье.
О серебряной и золотой парче, тончайшем атласе и трехцветных тканях, о бархате, шелках и драгоценных украшениях мы знаем из отрывочных сведений от самих женщин сераля, из описаний редких и мимолетных встреч с ними, а также из базарных слухов, исходящих от торговцев и поставщиков тканей. Мэри Уортли Монтагю писала в 1717 году:
Пояс шириной самой широкой английской ленты, сплошь усыпанный бриллиантами. На шее три нитки бус, достигающие колен: одна — из крупного жемчуга и заканчивается изумрудом размером с индюшачье яйцо; другая состоит из двух сотен тесно нанизанных друг за другом изумрудов... каждый из которых размером с полукрону... Но все затмевают серьги. Это два бриллианта в форме груши и размером с лесной орех... На ней было четыре нитки жемчуга невиданной белизны и красоты, которых бы хватило на четыре, больших ожерелья, какие надевает герцогиня Марлборо...
Леди Монтагю также упоминает бриллиантовые браслеты, огромный рубин в обрамлении двадцати бриллиантов, прически, украшенные «шпильками с изумрудами и бриллиантами». Кульминацией этой ослепительной роскоши были «пять перстней... размера, какого я в жизни не видала. Стоимость всего этого смог бы оценить только ювелир... но я уверена, что ни одна королева Европы не обладает и половиной такого сокровища».
Бассано да Зара в книге «Костюм и мода в Турции» (1545) описывает одежду турчанки — дорогой шелк, длинный до пят плащ на подкладке, башмаки со шнуровкой, плотно облегающие ноги до щиколотки. Все носят шаровары и сорочку, белую или крашенную в красный, желтый или голубой цвет. На голове — небольшая круглая шапочка, расшитая атласом, дамастом или шелком, из-под которой свисает полоса тонкого шелка шириной в епитрахиль священника, с узкой каемкой по бокам. На других можно увидеть шапочки из бархата или парчи с такой же широкой лентой. Еще бывает, что ходят в двух шапочках: белой и поверх нее - - еще одна шелковая. А вот что писал в 1599 году Томас Даллан в «Давних поездках и путешествиях на Восток», вспоминая, как он подсматривал за тридцатью наложницами сквозь решетку в стене гарема:"Через ту решётку я увидел тридцать наложниц Великого султана, которые играли в мяч в другом дворе. Сперва, увидев их, я подумал, что это были молодые мужчины, но когда я увидел, что волосы их голов заплетены в косы и свисают у них со спины и в нижней части переплетены лентой с мелким жемчугом, а также по другим явственным признакам, я понял, что передо мной женщины, и очень хорошенькие.
На главе же их шапки малые, золотом шитые, самую макушку укрывавшие; на голой шее жемчуговые нити и яхонтовые, до груди спадающие, да яхонты в ушах; на плечах кафтаны как у ратных людей атласа красного и синего и другого цвета всякого с опоясом противного цвета; а снизу у них шаровары атласу белого что снег белый и тонкого, как муслин, сквозь который видеть кожу на бедрах можно было; на ногах башмачки бархатные 4 небо 5 дюймов высоты. Так я долго стоял и глядел, что человек тот, допустивший видеть все это, сильно зол стал. Злые слова мне говорил и ноги пинал дабы кончал я смотреть на них; жалко мне было уходить, так радостно глядеть мне было."
В изоляции гарема женщины одевались очень изысканно и богато, носили украшения, настоящие шедевры ювелирного мастерства и изящества. В письме от 1 апреля 1717 г. леди Монтагю так описывает свой наряд, в котором ей довелось посетить гарем султана:
"Главной деталью моего туалета являются шаровары, очень широкие, длиной до самых туфель и более скромные, чем ваши нижние юбки. Они сшиты из розового дамаста с отделкой цветами из серебристой парчи. Мои туфли из белой лайки и расшиты золотом. Сверху на мне блузка из шелковой кисеи с вышивкой по краям. У блузки широкий рукав три четверти, на шее она застегнута бриллиантовой пуговкой; сквозь нее хорошо проявляются форма и оттенок груди. Далее — антеры, иначе жилет по фигуре, белый с золотом, с пуговицами из жемчуга или бриллиантов. Кафтан из того же материала, что и мои шаровары, практически то же, что халат, только сшит строго по фигуре и длиной до пят с очень длинным прямым рукавом. Поверх всего надевается пояс в четыре пальца шириной с отделкой бриллиантами и другими драгоценными камнями, насколько это возможно. Кто не может позволить себе бриллианты, украшает его вышивкой по атласу, но застежка должна быть обязательно с бриллиантами. Курдэе типа свободного халата, который носят или скидывают в зависимости от погоды; он шьется из дорогой парчи (у меня зеленый с золотом) на подкладке из горностая или соболя; рукава очень короткие, едва прикрывают плечи. Убранство головы состоит из шапочки, которую называют калпок, зимой она бархатная с отделкой из жемчуга и бриллиантов, летом - - из легкого серебристого материала с золотой кисточкой.
Она носится на боку, чуть сдвинутой назад и крепится ободком из бриллиантов или богатым платком. С другого бока голова гладко причесана; здесь дамы совершенно свободны в своей фантазии: одни прикалывают цветы, другие плюмаж из перьев белой цапли - - кому что нравится. Но чаще всего это драгоценные камни в виде букетика цветов: ландыши из жемчуга, розы из рубинов разных оттенков, бриллиантовый жасмин, нарцисс из топаза и прочее. Бег так искусно оправлено в эмаль, что трудно вообразить более прекрасное изделие. Волосы, заплетенные в косы, откидываются назад и украшаются жемчугом и лентами, которые вплетают очень густо."
Флоренс Найтингейл в письме из Египта, датированном 9 марта 1850 года, описывает визит в более скромный гарем:
О, какое это было невообразимое зрелище, полный абсурд! Первая леди дома, замужняя сестра, одетая королевой, но без нижнего белья, которое можно было бы постирать, сидит на грязном полу в помещении безо всякой мебели, одни только рабы, а квадратные отверстия окон заткнуты тюфяками. Ее мать что-то печет внизу, и еще две невольницы заглядывают в открытую дверь. Я в жизни не видела ничего более восхитительного (это было действительно восхитительным!), чем наряд этой дамы, который у нее был одним-единственным. Кашемировые шаровары в мелкий нежный рисунок, йелек изумительного шелка из Бурсы с длинным рукавом, малиновый с белым, отороченный золотыми шнурками, тоб сиреневого шелка с длиннющими рукавами и поверх всего (арабы не любят появляться на людях в пестром одеянии), пурпурная кисейная накидка, расшитая серебром, и такая же вуаль с отделкой из шелка; и при всем при том - царственная осанка.
Поразительная красота женщин гарема и их вычурные наряды на публике не показывались, из дома они выходили в однообразной и серой одежде. Во время редких прогулок на лодках в пригороде или в поездках за покупками на Большой базар женщины гарема превращались в привидения, не имеющие ничего общего со своим настоящим обликом. На них был надет ферадж, длинный свободный балахон с просторным рукавом, представляющий собой бесформенную черную пелерину, спадающую с плеч до самой земли и полностью скрывающую фигуру. Члены семьи султана и богатые особы носили ферадж лилового или сиреневого цвета с подкладкой из черного или белого атласа, украшенный кистями, кружевами или бархатом.
Длинный прямоугольный Зал Султана – самый большой и красивый в гареме На одной его стороне возвышение, над которым находится балкон. Здесь султан развлекался в окружении своих женщин. Тут легко представить себе, что ….например, Селим III, одетый в мантию с оторочкой из соболя, восседает троне под балдахином. За поясом у него усыпанный бриллиантами кинжал, на тюрбане развевается белый плюмаж, закрепленный брошью с изумрудами и рубинами.
Перед троном — ковер, вышитый женщинами гарема. На пышных подушках у его ног возлежат султанша мать, кадины и фаворитки. Группа одалисок, которым не позволяется сидеть в присутствии султана, стоит поодаль возле стены. Писаные красавицы в восхитительных нарядах из шелка и атласа, их ослепительные украшения из драгоценных камней, вся роскошная обстановка зала - словом, вспомните сказки «Тысячи и одной ночи».С балкона льется музыка, которую исполняют только женщины, танцовщицы грациозно двигаются в такт нежной мелодии. На них муслиновые блузки с низким вырезом, бархатные жилетки и пышные юбки, которые при быстром вращении раскрываются, словно веер, обнажая стройные ноги. Танцуют они всегда группой из двенадцати девушек: ведущая танец, десять танцовщиц и одна ученица. Танец каждый раз завершается тем, что девушки пытаются дотянуться до хрустального шарика, который свешен с потолка возле султанского трона. Кто из них сумеет дотянуться, получает от султана подарок. Роскошный подарок, между прочим
Селим III сам был неплохим музыкантом и поэтом. Во время его правления (1789—1807) во внешние дворы его гарема были допущены балетмейстеры и музыканты из Франции, чтобы обучать европейским танцам новых девушек гарема, еще не обращенных в мусульманскую веру. Дабы между одалисками и их учителями не заводились шашни, их никогда не оставляли одних; занятия проходили исключительно в группах под неусыпным наблюдением евнухов.
Иногда для выступления перед женщинами приглашались артисты-мужчины — акробаты и мимы, но им обязательно завязывали глаза.
Еще одним невинным развлечение женщин гарема был театр теней.
«Небольшой экран из тонкой прозрачной ткани вывешивался между красивыми коврами, скрывавшими от зрителей загадочный и волшебный мир кукол за ними; экран неподвижен и представляет собой живописную картину, искусно вырезанную и подсвеченную. Картина могла изображать галеру, весла которой в колеблющемся свете свечей создавали впечатление движения; в другой раз это была корзина с цветами в таком стилизованном виде, что вызвала бы холодок восторга у художника-абстракциониста; и, конечно, это мог быть восхитительный и неправдоподобный сераль, где все пребывает в полусне и готово взорваться от первого страстного вздоха одалиски или взрыва ярости евнухов.
.Например, пьеса «Большая свадьба» была пародией на брак по сговору, когда молодожены до дня своей свадьбы в глаза друг друга не видели. В пьесе высмеивается этот обычай, часто приводивший к грандиозному скандалу в первый же день совместной жизни. Часто в этом театре фигурирует острый на язык и изобретательный Челеби. Он вознамерился женить своего пьяницу брата, чтобы таким образом избавить того от пагубного порока. Разыграв роль невесты, он добивается согласия брата и устраивает бракосочетание. Происходит традиционная свадьба, после которой пьяница оказывается связанным узами брака с мерзким бородачом. В ужасе перед перспективой совместной жизни с этим типом несчастный герой клянется навсегда бросить дурную привычку, только бы кончился этот кошмар.
В девятнадцатом веке женщинам гарема было разрешено ходить за покупками. Они садились в повозку и отправлялись на базар. Уже при входе их поджидали торговцы разложенными тканями, шалями, лентами и обувью. Торговцы сами иногда приходили к сералю с большими тюками своего товара. У ворот сераля их встречали евнухи, которые просматривали товар на предмет недозволенной контрабанды и заносили его внутрь. Купленные ткани тут же отправлялись придворным портным и модельерам, у которых имелись все размеры заказчиц. Среди торговцев были и женщины, как правило еврейки, которых допускали внутрь сераля вместе с товаром и городскими сплетнями. Порой стамбульские купцы специально женились на еврейках, чтобы таким образом получить доступ к покупателям из султанского гарема. Эти торговки порой становились посредницами и участницами тайных сговоров и дворцовых интриг.
Во время правления Махмуда II (1808 — 1839) как бы сейчас сказали, повеяли ветры либеральных реформ. Матерью султана была Нах-шедиль, легендарная Эмэ де Ривери, француженка с Мартиники , кузина Жозефины Бонапарт Она была похищена левантийскими пиратами по пути из Франции и в конце концов продана в гарем султана Абдул-Хамида I. Эмэ воспользовалась крутым поворотом судьбы самым наилучшим образом: она свела султана с ума (невероятно соблазнительные женщины были в этом семействе. Две императрицы!) и стала матерью-султаншей. В годы ее правления гарем буквально пропитался французской культурой. Тогда начали практиковаться ночные прогулки по Босфору, в гареме звучала музыка и не прекращались танцы.
Женщины катались на лодках по речке, плыли дальше к Босфору и еще дальше на азиатский берег на лужайку возле Малой речки. Эта лужайка была излюбленным местом для дач и загородных вилл. Сюда приезжали подышать свежим воздухом и устраивали пышные пикники, во время которых жарили на кострах шашлыки из молодых барашков, в больших прокопченных котлах варили початки молодой кукурузы, кукольники и акробаты устраивали свои представления, водили танцующих медведей, сновали цыганские гадалки, болгарские пастухи играли на своих свирелях - - и все это среди цветущих тюльпанов и гиацинтов, грациозно покачивающихся на свежем морском ветру.
Такие выезды на природу приводили весь гарем в сильное возбуждение. Все начиналось с того, что секретарь делал объявление, куда и в каком порядке гарем направляется. Женщин рассаживали по закрытым экипажам, и все они должны были быть одеты в платья одного цвета. В руках у них отделанные драгоценными камнями кувшины с шербетом, чтобы утолить жажду во время пути, и бархатные вышитые золотом мешочки с носовыми платками, мелочью на карманные расходы и милостыню, зеркальцами и прочими дамскими мелочами. Евнухи верхом на лошадях эскортируют с обеих сторон процессию. Самые важные дамы гарема едут в голове и хвосте колонны, новички едут в экипажах посредине. Ну, красиво ведь!
Иногда в сопровождении все тех же евнухов женщины совершали и более дальние экскурсии, останавливаясь для отдыха у ручьев и в тенистых ущельях. С ними ездили также музыканты и циркачи, которые на привалах давали свои представления, и в этом случае артистов от дам отделяла обязательная занавеска. Для полуденного намаза экскурсия останавливалась в султанских виллах и павильонах. Там же они угощались фруктами и йогуртом, приготовленным лучшими молочниками.
А уж как красивы и романтичны были ночные катания на лодках!
Чистые голоса певцов нежным эхом отражались от крутых берегов Босфора, их трепещущие звуки затихали в спокойной воде. Мы даже перед луной стеснялись проявлять свои чувства, закрывали глаза и погружались в грезы. И так мы проводили время до рассвета.
Ярко раскрашенные, покрытые позолотой лодки были выстланы восточными коврами, парчовыми подушками, застланы малиновыми и красными вышитыми золотом покрывалами. Эти роскошные ладьи скользили взад и вперед по Босфору, сопровождаемые стайками серебристых рыб.
Поделиться4628.03.13 22:32:44
"Змеиная колонна" в Стамбуле.
То, что Стамбул собрал в себе море различных культур и хранит уникальные обломки древних цивилизаций, говорить не приходится. Но, вот об этих обломках, как раз и стоит рассказать. Мало, кто знает, что за странный столбик, окружённый симпатичной оградой, стоит прямо в центре города в районе Султанахмет…
Змеиная колонна в Стамбуле с 326 года!
Это змеиная колонна (Yılanlı Sütun) или, как ещё называют, змеевидная колонна, являющаяся вторым самым древним памятником Ипподрома, после египетского обелиска. Сюда её привёз Константин Великий в 326 году из самого греческого святилища Аполлона. Сей стамбульский памятник олицетворяет символ победы греков над персами.
Создан этот памятник был ещё в 479 году до нашей эры, как подарок Аполлону в Дельфийский храм. Оригинальный рост колонны составлял восемь метров, а потом и шесть с половиной метров, она отлита из бронзовых щитов побеждённых персов.
Изначально змеиную колонну составляли три головы змей, которые венчал громадный золотой котёл. Котёл исчез ещё до перемещения колонны в Стамбул, а во времена османов были разрушены и змеиные головы. Сегодня один из этих думательных аппаратов предательского животного стоит в Стамбульском Археологическом музее, а другой перебрался в Лондон, в Британский музей. Третья голова с монумента где-то «гуляет», толи душой, толи анонимно украшает чью-нибудь коллекцию. В период же Византии этот памятник использовался, как фонтан, в бронзовом основании которого было 29 ажурных углублений. Сейчас обрубок этого знаменитого памятника в Стамбуле имеет высоту всего в пять метров.
Завитки из переплетающихся змеиных тел – это символ здоровья. По историческим сведениям змеиные головы на монументе сохранялись вплоть до XVI века, однако в 1700 году обнаружилось их таинственное исчезновение.
Легенды о змеиной колонне.
Довольно долго бытовало мнение, что половина этой колонны зарыли в землю, когда строили мечеть Султанахмет, а золотой котёл забрали крестоносцы, которые в 1204 году захватили и разграбили Константинополь.
Горожане верили, что Змеевидная колонна тщательно охраняла город от нашествий различных представителей фауны: клопов, скорпионов и, собственно, змей… Султан Завоеватель, который в 1453 году покорил город, одну из змей обезглавил своим мечом, тем самым он показал жителям, что отныне городом владеет он. С тех пор змеиная колонна потеряла свою «магическую силу»…
Поделиться4728.03.13 22:50:55
В 1532 году турецкое войско вновь вторглось в Австрию. Османы с боя захватили город Кесег. Однако эта австро-турецкая война оказалась непродолжительной. Ибрагим паша в 1533 году убедил Карла V, отдать Венгрию. В 1533 году был заключен мирный договор - австрийские Габсбурги получали территорию Западной и Северо-Западной Венгрии, но должны были платить за это Сулейману I Великолепному ежегодную (до 1606 года) немалую дань. В 1535 года Ибрагим паша завершил монументальное соглашение с Франциском I, который дал Франции благоприятные торговые права в Османской империи в обмен на совместные действия против Габсбургов. Это соглашение могло бы создать основу для совместных Франко-турецких военно-морских учений.
Мирный договор, заключенный в 1533 году, не удовлетворил ни Яноша, ни Фердинанда, чьи армии начали стычки друг с другом вдоль границы. В 1537 году Фердинанд решил нанести удар по Яношу (и, тем самым, нарушить мирный договор), послав своих «лучших» генералов взять Осиек. Осада, однако, обернулась поражением австрийцев, подобным по размерам поражению в Мохачской битве. Однако вместо новой атаки на Вену Сулейман высадил 8-тысячный кавалерийский корпус под Отранто в Италии. Так как ожидавшееся скоординированное французское вторжение не состоялось(это связано со смертью Ибрагим-паши в 1536 году), турецкие войска были возвращены на родину, однако турки успели в 1538 году ещё раз разбить руководимую Габсбургами коалицию в морском сражении у Превезы.
Ещё одним унизительным поражением Габсбургов явилась осада Буды. Янош Запольяи умер в 1540 году, а его сыну было всего несколько недель от роду. Узнав о смерти Яноша, австрийцы двинулись на Буду, но обращение вдовы Яноша к Сулейману не осталось безответным, и в 1541 году престарелый генерал Рогендорф был разбит под Будой ещё до того, как он пересёк Дунай чтобы осадить её.
Поделиться4828.03.13 23:03:36
Среди 23 мраморных барельефных портретов изображающих выдающихся законодателей рода человеческого, что расположены в Палате представителей конгресса США, имеется портрет Османского Султана Сулеймана Кануни.
Поделиться4928.03.13 23:36:25
ТРАДИЦИОННЫЙ ТУРЕЦКИЙ СПОРТ МАТРАК
ОПИСАНИЕ:
На протяжении всей истории тюрки в основном занимались боевыми, стрелковыми видами состязаний. Традиционный турецкий вид спорта Матрак, в который на протяжении столетий играли султаны, янычары, кавалеристы, был основан турецким ученным Матракс (1480-1564). В истории Турции игра Матрак также считается и отраслью науки. По инициативе исследователя спортсмена специалиста по Матраку Эфкан Чалыш 05 сентября 2008 года Наряду с игрой Матрак адаптировав к современным условиям все правила и нормы были восстановлены забытые турецкие игры Томак, Мушт Зен и Лекед Куп под названием Матрак. Состязание Матрак наряду с турецким мечем, ятаганом, щитом и другими видами военного оружия включает и образовательные форматы с методами самообороны.
ИНСТРУМЕНТЫ МАТРАК:
Дубинка матрак, мягкая подушка щит, защитный шлем, спортивна одежда, орудия игры Томак, защитная палка в форме турецкого меча, защитные доспехи (зырх), защитные перчатки и подлокотники (колчак), защитные средства для ног и колен (дызчек), средства защиты паха.
ПОЛЬЗА:
Спортсмены обучаются Матрак в рамках турецкой культуры и нравственности. Используется веселый метод обучения спортсменов, применяется изменение тактики, методы составления игры, способствующие умственному развитию. Кроме того оказывает положительный эффект на нервно-мышечное и психомоторное развитие. Движения игры Матрак способствуют повышению мышечной силы спортсмена. Спортсмены, занимающиеся Матрак наряду с гибкостью и быстротой также приобретают и боевой дух.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА:
a) Перед состязаниями спортсмена проверяют на наличие регистрации в клубе, лицензию, визу и медицинскую справку.
b) Перед состязаниями судьи проводят последнюю проверку, затем игроки обмениваются фразами: « Спасибо Вам, за то что вышли со мной на поле битвы». В конце состязания говорят: «Прошу прощение за умышленные и неумышленные ошибки». Игра начинается после команды «Бой», заканчивается после команды «Стоп».
СУДЬИ
При состязаниях Матрак и Томак на поле биты присутствуют один средний судья и две судьии ведущие счет. В игре Дженк на поле битвы присутствуют один средний судья и три судьи ведущих счет. Судьи – секретари; судья турнирной таблицы, судья определяющий срок, судья выполняющий объявления. Для каждого мата создается отдельный арбитраж.
Переведено и подготовлено группой в контакте
Поделиться5028.03.13 23:52:26
Аудиенция великого визиря Ибрагима-паши во дворце Топкапы, Жан-Батист ван Мур, 1724
Поделиться5101.04.13 13:11:25
Синан
Мима́р Синан
Mimar Sinan
Вероятно Синан (слева) у могилы Сулеймана I, 1566
Дата рождения: 15 апреля 1489
Место рождения:Кайсери, Турция
Дата смерти:7 февраля 1588 (98 лет)
Место смерти:Стамбул, Турция
Сина́н (15 апреля 1489, Кайсери (арм. Мажак) — 7 февраля 1588, Стамбул) — самый знаменитый из турецких архитекторов и инженеров османского периода. Полное имя Абдульменна́н оглу́ Синанедди́н Юсу́ф (тур. Abdülmennan oğlu Sinaneddin Yusuf), известен также как Ходжа́ Мима́р Сина́н Ага́ (тур. Hoca Mimar Sinan Ağa — господин учитель архитектор Синан) и просто Мима́р Сина́н (тур. Mimar Sinan — архитектор Синан). С 1538 руководил строительными работами при султане Сулеймане I, возводя мечети, укрепления, мосты и другие постройки.
Родился в христианской армянской семье(по другой версии, греческой) 15 апреля 1489 года в селе близ Кайсери (провинция Анатолия современной Турции). Упоминание о возможности армянского происхождения архитектора в Турции ещё в середине XX века не приветствовалось.
В 1512 году его отобрали у родителей и рекрутировали по девширме в корпус янычар, после чего он был направлен в Стамбул, где принял ислам. В то время ему было 23 года и он не подходил для высшей школы Эндерун по возрасту, ввиду чего был направлен в вспомогательную школу находящуюся при Имперском колледже. Спустя три года Синан окончил школу и стал квалифицированным архитектором и инженером, а уже через 6 лет с момента поступления в школу участвовал в последней военной кампании Селима Первого на острове Родос, которая закончилась со смертью султана.
Вместе с корпусом янычар нового султана Сулеймана Великолепного в составе резервной конницы участвовал в походе на Австрию, после которого Синан был повышен до звания капитана Султанской охраны и получил в командование кадетский пехотный корпус, позже он был назначен командующим 62-м стрелковым корпусом, дислоцировавшимся в Австрии. Во время своей службы Синан, расстреливая крепости и здания, как архитектор изучал их слабые места.
В 1535 году он участвовал в Багдадской кампании в звании командира королевской охраны и руководил строительством водных укреплений на озере Ван.
В 1537 году в составе султанского военного корпуса участвовал в походе в Молдавию, во время которого привлёк внимание султана Сулеймана Великолепного, построив мост через Прут за несколько дней.
Во всех этих компаниях Синан зарекомендовал себя способным инженером и хорошим архитектором. В 1538 году, когда был взят Каир, султан назначает его главным придворным архитектором города и дарует ему привилегию сноса любых зданий, не отражённых в главном плане города.
После того, как в 1539 году главным везирем стал Челеби Луфти Паша, под командованием которого раньше служил архитектор, Синан был назначен главным придворным архитектором города Стамбул. В его обязанности входил контроль за строительством по всей Османской империи, включая руководство по общественному строительству (дорог, мостов, водопроводов). За долгие 50 лет пребывания на должности Синан создал мощное ведомство, с бо́льшими полномочиями, чем у контролирующего его министра. Им же был создан центр архитекторов, в котором обучались будущие инженеры.
За свою жизнь Синан построил около 300 зданий — мечети, школы, благотворительные столовые, больницы, акведуки, мосты, караван-сараи, дворцы, бани, мавзолеи и фонтаны, основная часть которых была сооружена в Стамбуле. Самые его известные постройки — это мечеть Шехзаде, мечеть Сулеймание и мечеть Селимие в Эдирне.
На его творчество огромное влияние оказала архитектура Собора Святой Софии, и Синану удалось достигнуть своей мечты — построить купол, превышающий купол Святой Софии.
Умер 7 февраля 1588 года, похоронен в собственном мавзолее (тюрбе) у стены мечети Сулеймание.
В честь Синана назван кратер на Меркурии.
Поделиться5201.04.13 23:03:16
В центре - парадный шлем (Османская империя, середина XVI в., железо, золото, рубины, бирюза).
Поделиться5303.04.13 17:21:46
Паргалы Ибрагим-паша
Pargalı İbrahim Paşa
31-й Великий визирь Османской империи
27 июня 1523 — 15 марта 1536
Предшественник: Пири Мехмед-паша
Преемник: Айяс Мехмед-паша
Вероисповедание: Христианство. Позже принял ислам.
Рождение: 22 июля 1493
Парга, ныне в Греции
Смерть: 15 марта 1536 (42 года)
Константинополь, Османская империя
Супруга: Хатидже Султан
Дети: Хурыджихан Султан, Султанзаде Осман, Султанзаде Мехмет
Профессия: Великий визирь
Паргалы́ Ибраги́м-паша́ (1493 или 1494—1536), также известный как Френк («европеец») Ибрагим-паша. В 1523 году он заменил Пири Мехмеда-пашу, который был назначен Великим визирем в 1518 году отцом Сулеймана Великолепного, предыдущим cултаном — Селимом I, и оставался на этом посту в течение 13 лет. Он достиг уровня власти и влияния, с которым могли соперничать лишь несколько Великих визирей империи, но в 1536 году он был казнён султаном, а его имущество было конфисковано государством.
Биография
Ибрагим-паша
Аудиенция великого визиря Ибрагима-паши во дворце Топкапы, Жан-Батист ван Мур, 1724
Высокая Порта — канцелярия великого визиря и дивана
Дом Ибрагима-паши, ныне музей. Стамбул.
Ибрагим родился на территории современной Греции, в семье рыбака из Парги. Различные источники говорят о его греческом или итальянском происхождении. В детстве он был похищен пиратами и продан в рабство во дворец в Маниса в Западной Анатолии, где наследные принцы (шах-заде) Османской империи получали образование.
Там он подружился с наследным принцем, который был его сверстником. Ибрагим получил образование вместе с Сулейманом. Изучил множество языков и стал очень эрудирован. После вступления Сулеймана на Османской престол в 1520 году он был удостоен различных званий.
Ибрагим был блестящим полководцем, переговорщиком и дипломатом. Он доказал свое мастерство в многочисленных дипломатических встречах и военных кампаниях. Это способствовало его быстрому продвижению по службе и в какой-то момент он попросил Сулеймана не продвигать его слишком быстро, из страха возбудить зависть и вражду других визирей, которые рассчитывали сами занять те должности, которыми Сулейман жаловал Ибрагима.
В знак уважения к Ибрагиму и довольный его скромностью, Сулейман якобы поклялся, что Ибрагим никогда не может быть казнён во время правления Сулеймана. После назначения на пост визиря Ибрагим-паша продолжал получать другие дополнительные должности и титулы от султана, и его влияние в Османской империи стало почти столь же абсолютным, как и влияние самого Сулеймана.
В 1524 году Ибрагим-паша женился на сестре султана, Хатидже Султан.
Его дворец на площади Султанахмет в Стамбуле в настоящее время — музей турецкого и исламского искусства. Дворец построен с явно оборонительной концепцией и мог выдержать длительную и мощную осаду (Ибрагим имел грозных соперников).
На дипломатическом фронте Ибрагим был очень успешен. Он договорился о выгодных сделках с лидерами католических держав. Венецианские дипломаты даже назвали его «Ибрагим Великолепный», обыгрывая эпитет султана Сулеймана. В 1533 году он убедил Карла V отдать Венгрию. В 1535 году он завершил монументальное соглашение с Франциском I, которое дало Франции благоприятные торговые права в Османской империи в обмен на совместные действия против Габсбургов. Это соглашение могло бы создать основу для совместных франко-турецких военно-морских учений, в том числе базирования флота Оттоманской империи на юге Франции (в Тулоне) в течение зимы 1543—1544.[1]
Опытный командир армии Сулеймана, он в конце концов попал в немилость после неосторожности, совершённой во время кампании против тюрко-персидской империи Сефевидов, когда он наградил себя прозвищем, включающим слово «султан». В частности, этот титул именовался Султан Сераскир, что было серьёзным оскорблением для Сулеймана. Этот инцидент запустил серию событий, которые в итоге привели к его казни в 1536 году.
Хотя он уже давно принял ислам, он поддерживал родственные связи и даже вывез своих родителей, чтобы жить с ними в османской столице.
Поскольку Сулейман поклялся не отнимать жизнь у Ибрагима во время своего правления, у имама он получил фетву, позволявшую ему отказаться от своей клятвы в обмен на строительство мечети в Константинополе.
«…Вечером 15 марта 1536 года Ибрагим Паша ужинал с Падишахом и, ничего не подозревая, остался ночевать рядом со своим эфенди. Кануни Султан Сулейман сделал вид, что спит, и стал ждать. Когда Ибрагим Паша крепко уснул, Султан Сулейман подал знак одной из наложниц, с которой ранее договорился. В Гареме служили 4 немых палача, которым велено было исполнять тайные казни. Они заранее спрятались в комнате и, когда пришло время, вышли и, накинувшись на Пашу, кинули ему на шею петлю. Эта борьба между молодым, сильным рабом и четырьмя немыми палачами была ужасающей. Эту борьбу было слышно даже в саду, на его трупе было много ран и даже спустя 100 лет на стенах той комнаты все еще оставались кровавые следы рук Ибрагима Паши, которые подтверждают, насколько жестокой была борьба… В итоге, весь дворец видел, как тело Ибрагима Паши было выброшено за двери Гарема…»
Поделиться5404.04.13 14:25:40
Шехзаде Мустафа
тур. Şehzade Mustafa
Санджак-бей Манисы
1533 — 1541
Монарх: Сулейман I
Предшественник: Сулейман I
Преемник: Шехзаде Мехмед
Санджак-бей Амасьи
1541 — 1553
Вероисповедание: Ислам
Рождение: 1515 год
Маниса
Смерть: 6 ноября 1553
Эрегли
Похоронен: мавзолей Джем Султан
Род: Османы
Имя при рождении: Мустафа
Отец: Сулейман I
Мать: Махидевран Султан
Супруга: Румеиса Кадын Эфенди
Дети: Сыновья:Шехзаде Ахмед,Шехзаде Мехмед,Шехзаде Орхан.
Дочери:Наргиз Султан,Михришах Султан,Хандан Султан
Шехза́де Муста́фа Мухли́си (МФА: ʃehzaːˈde mustaˈfa muhliˈsi) (1515, Маниса — 6 ноября 1553, Эрегли) — сын Сулеймана Великолепного от его третьей жены Махидевран и его законный наследник. Губернатор Манисы с 1533 по 1541 и Амасьи с 1541 по 1553 годы.
Биография
Мустафа родился в 1515 году в Манисе.Мустафа был наследным принцем, но по мнению некоторых историков Сулейман I хотел, чтобы султаном стал старший сын Роксоланы Мехмет. В 1541 году Сулейман отдалил от себя Мустафу, передав власть в Манисе Мехмету, а Мустафе — Амасью. По существовавшей в Османской империи традиции наследные принцы должны были жить в ближайшей к столице провинции, а так как Амасья была дальше от Стамбула чем Маниса, то соответственно и шансы Мехмета были выше, чем у Мустафы. В 1544 году после скоропостижной смерти Мехмета Сулейман отправляет в Манису сына Селима, а другого сына Баязида — сначала в Конью, а затем и в Кютахью, которые также были ближе к Стамбулу, чем Амасья.
Мать Баязида, Роксолана всячески старалась помочь своему сыну стать следующим султаном. Мустафа успешно правил в Амасьи в течение 12 лет. Во время второй кампании Сулеймана в 1547 году султан проводил встречи со своими сыновьями Селимом, Баязидом и Мустафой в ходе которых обсуждал с ними политическую ситуацию в империи[1].
В ситуации, когда из трёх претендентов на престол двое были сыновьями Роксоланы, жизни Мустафы угрожала опасность и его мать Махидевран стала постоянно следить за тем, чтобы её сына не отравили[2].
Заговор
Роксолана очень хотела видеть одного из своих сыновей на престоле. По мнению историков, именно она готовила заговор с целью свержения Шехзаде Мустафы. Помогал ей в этом Рустем-паша, который, возможно, планировал получить больше власти в империи.
Рустем-паша послал своего доверенного человека к Сулейману, который сообщил, что, поскольку Сулейман не был во главе армии, то солдаты подумали, что пришло время поставить Мустафу на престол. Это известие привело в бешенство Сулеймана.
Казнь
Во время первой турецко-персидской войны армия Сулеймана остановилась в Эрегли. Рустем-паша предложил Мустафе вступить в армию своего отца и в то же время предупредил Сулеймана о том, что Мустафа идёт к нему для того, чтобы убить его.
Доктор Мориц Брош, историк, (Brosch, Moritz. The Height of the Ottoman Power; Murder of Prince Mustafa)пишет: «Принц Мустафа, дитя первой жены султана, сильно мешал второй жене, Хюррем, которую французские поэты Мармонтель и Фаваль называли Роксоланой. Мустафа был достойным наследником отца не только по положению, но и по своим прекрасным качествам. Любовь народа к Мустафе и популярность среди янычар была огромной, и это его погубило. Его мачеха Роксолана интриговала, чтоб убрать его с дороги, чтоб возвысить своего сына Селима. В содружестве с алчным визирем Рустемом, своим зятем, Роксолана смогла ввести в заблуждение стареющего султана Сулеймана, и заставила его поверить, что Мустафа заговорщик, который вместе с янычарами хочет сместить отца с трона. Рустем проворачивал всю интригу, а Роксолана занималась «обрабатыванием» султана, Сулейман попал в их сети; и судьба Мустафы была решена. Во время первой турецко-персидской войны армия Сулеймана остановилась в Эрегли. Рустем-паша предложил Мустафе вступить в армию своего отца и в то же время предупредил Сулеймана о том, что Мустафа идёт к нему для того, чтобы убить его[6].Отец вызвал сына к себе, и сын покорно явился в его лагерь в Эрегли, и когда он без малейшего подозрения вошел в палатку к отцу, он был удавлен на глазах у отца. Это произошло 6 октября 1553 года. Ужасное это деяние вызвало ярость янычар, и Сулейман вынужден был, чтоб погасить надвигающийся бунт, отставить Рустема с поста Великого Визиря. Эта ужасная трагедия напомнила своим эффектом Варфоломеевскую ночь в истории Франции. Принц Селим, ради которого было совершено это преступление, был первым из серии дегенеративных султанов, погруженных в поиски удовольствий или страдающих от различных маний, под правлением которых Империя стала клониться к упадку.
"Сулейман поверил в то, что его жизни угрожает опасность и приказал казнить своего сына. Когда Мустафа вошёл в палатку своего отца, чтобы встретиться с ним, охрана Сулеймана напала на Мустафу и убила его[7].
После смерти
После смерти Мустафы янычары и анатолийские солдаты Мустафы стали протестовать против решения Сулеймана. Армия Мустафы считала, что виной всему были политические интриги Роксоланы и Рустем-паши. После протеста армии, Сулейман освободил Рустем-пашу от занимаемой должности и отправил его обратно в Стамбул.
Казнь Мустафы вызвала беспорядки в Анатолии, особенно в Амасье, так как простой народ любил его и видел Мустафу в качестве преемника Сулеймана I. овременные поэты оплакивали Мустафу, и некоторые прямо обвиняли Сулеймана в несправедливости.
− Своей силой выделяется стихотворный плач поэтессы Нисайи. О самой поэтессе известно мало. Историки считают, что связана с гаремом сперва Сулеймана (которого знала с детства), потом Мустафы. Из большого количества плачей-«мерсие», написанных поэтами на казнь всеобщего любимца-Мустафы, мерсие Нисайи выделяется своей силой и смелостью.
− «Ты стал тираном, ты так несправедливо поступил с этим молодым человеком
− Ты затянул удавку вокруг его шеи и отнял у него жизнь
− − Зная, что Сострадание это часть Веры, ты не испугался Всевышнего…
− − Что же безжалостный Повелитель Мира сделал с Султаном Мустафой?
− − …Ты позволил русской ведьме влить яд в твои уши
− − Обманутый ее уловками и ложью, ты исполнил волю этой злобной колдуньи
− − Ты как палач погубил этот кипарис, этот плод сада жизни…
− − Что же безжалостный Повелитель Мира сделал с Султаном Мустафой?
− − ..Ты властелин этого мира, но отныне люди отвернулись от тебя
− − Никто больше не склонится перед тобой с любовью
− − И никогда Всевышний не благословит того муфтия что одобрил это…
− − То, что безжалостный Повелитель Мира сделал с Султаном Мустафой!
− − − …Когда ты был молод, ты вершил правосудие и справедливость,
− − Ты поступал так, что все сердца радовались как одно,
− − Почему же став зрелым, ты действуешь как несправедливый тиран?
− − Что же безжалостный Повелитель Мира сделал с Султаном Мустафой?
− − …Как ты пришел к тому, что пролить невинную кровь- это хорошая вещь?
− − Или ты думаешь, что монархи не будут призваны к ответу?
− − Чем ты оправдаешься, что будешь ответишь, когда Всевышний тебя спросит:
− − Что же безжалостный Повелитель Мира сделал с Султаном Мустафой?
− − …Разве ты не знаешь, как этот мир эфемерен?
− − Убивая своего собственного молодого сына, думаешь избегнуть собственной смерти?
− − Ты владеешь этим миром, но и ты однажды исчезнешь!
− − Что же безжалостный Повелитель Мира сделал с Султаном Мустафой?
− − …Его трон и его род безжалостно пресечен интригами и подозрениями
− − Рассыпан его жемчуг, он втоптан, поруганный и невинный
− − Его мать горит в огне из-за разлуки с ним…
− − Что же ты, безжалостный Повелитель Мира, сделал с Султаном Мустафой?
− − …Я горестная Нисайи, я кричу от боли и плачу кровавыми слезами
− − Мое тело жаждет расстаться с душою от невыносимой муки
− − Рыдают ангелы на всех семи слоях небес и рыдают люди на земле
− − Что же безжалостный Повелитель Мира сделал с Султаном Мустафой?
− − (Стихи Нисайи цитируются по книге Age of Beloveds : Love and the Beloved in Early Modern Ottoman and European Culture and Society)
Поделиться5504.04.13 14:31:23
Шехзаде Мехмед
Шехзаде Мехмед
тур. Şehzade Mehmed
Санджак-бей Манисы
1541 — 1543
Монарх: Сулейман I
Предшественник: Шехзаде Мустафа
Преемник: шехзаде Селим
Вероисповедание: Ислам
Рождение: 1521 год
Константинополь
Смерть: 1543 год
Маниса
Род: Османы
Имя при рождении: Мехмед
Отец: Сулейман I
Мать: Роксолана
Дети: Хюма Шах Султан
Шехза́де Мехмед (1521, Константинополь — 1543, Маниса) — старший сын Сулеймана I Великолепного и его жены Хюррем султан (Роксолана). Санджак-бей Манисы с 1541 по 1543 годы.
Биография
Мехмед был рожден в Константинополе (Стамбул) в 1521 году. Его мать была рабыней, ставшей в последующем законной женой Сулеймана Великолепного.
В 1533 году Сулейман I назначил своего старшего сына Мустафу на должность наместника Манисы. Маниса издревле считалась «санджаком наследника престола» и тот, кто правил в Манисе имел наибольшие шансы стать следующим султаном Османской империи. В 1537 году Мехмед успешно провёл ряд военных операций в Задунайских областях. В 1541 году Сулейман неожиданно назначил Мехмета губернатором Манисы, а Мустафа был отправлен отцом в Амасью.
В 1543 году Мехмед неожиданно умирает. По мнению некоторых исследователей Мехмед умер от оспы, а по другой версии он умер своей смертью. В память о своём любимом сыне Сулейман построил в Стамбуле мечеть под названием Шехзаде Мехмед джами (тур. Şehzade Camii, Şehzadebaşı Camii, Şehzade Mehmet Camii). Мечеть была построена знаменитым архитектором Синаном в 1543—1548 годах.
Через несколько месяцев после смерти Мехмеда родилась его единственная дочь Хюма Шах Султан (1540—1592). Она трижды выходила замуж, родила 4 сыновей и 5 дочерей. Хюма-Шах Султан умерла в возрасте 52 лет и похоронена рядом со свои отцом в мавзолее Шехзаде.
Поделиться5604.04.13 18:32:44
Из музея Топкапы
Поделиться5704.04.13 22:43:11
Хайр-ад-Дин Барбаросса
араб. خير الدين بربروس,
тур. Barbaros Hayreddin Paşa
Султан Алжира
1525 — 1533
Предшественник: Муса III Абу Хамми
Преемник: Должность отменена
1-й Бейлербей Алжира
1533 — 1546
Предшественник: Должность учреждена
Преемник: Хасан-паша
Вероисповедание: Ислам, суннитского толка
Рождение: 1475 год
Митилини, Лесбос
Смерть: 4 июля 1546
Стамбул
Хайр-ад-Дин (иначе Хайрудди́н, имя при рождении — Хызыр, Хызыр-реис; 1475 — 4 июля 1546) — турецкий флотоводец и вельможа.
Биография
Унаследовав после гибели старшего брата, Аруджа Барбароссы I, крупную пиратскую флотилию в несколько тысяч человек, Хызыр-реис в 1518 году провозгласил себя султаном Барбароссой II и признал верховную власть Османской империи. Он продолжил дело старшего брата продолжив захваты новых земель. Испанцы готовили нападение на Алжир, Хайруддин предвидел такой оборот дела. 17 августа 1518 года многочисленная испанская армия под командованием вице-короля Сицилии Уго де Монкады подошла к стенам Алжира. Испанцы требовали немедленной сдачи. Хайруддин отказался, решив стоять до конца. Монкада готов был штурмовать крепость, но командующий артиллерией отговорил его, предложив подождать подкрепления, посланного султаном Тлемсены. Внезапно налетевший сильный ветер уничтожил 26 испанских кораблей. Погибло около четырёх тысяч солдат. Без особых усилий Хайруддин расправился с остатками испанской армии.
Турецкий султан Сулейман I назначил его главнокомандующим всего своего флота и бейлербеем («эмиром эмиров», а их в Турции тогда было всего семь человек) Африки. Так как Турция в это время заключила негласный союз с Францией, пираты Барбароссы вели действия против флота противников короля Франциска I, прежде всего Священной Римской империи.
Активная деятельность пиратов под руководством Барбароссы II потребовала значительных усилий от императора Карла V, направившего в 1535 году против них мощный флот под начальством выдающегося флотоводца Андреа Дориа. Однако, несмотря на ряд побед в Тунисской кампании, испанцы проиграли войну Барбароссе и его пиратам.
Скопив несметные богатства, Барбаросса II прожил последние годы в Стамбуле, где и умер в своём дворце над Босфором и был похоронен в воздвигнутой им мечети. В течение длительного времени каждый турецкий корабль, выходивший из бухты Золотой Рог, отдавал салют перед его мавзолеем, а команда возносила молитвы в честь величайшего турецкого мореплавателя и могущественного пирата.
Поделиться5804.04.13 22:58:33
Селим II
11-й Османский султан
1566—1574
Предшественник: Сулейман I
Преемник: Мурад III
Рождение: 28 мая 1524
Константинополь, Османская империя
Смерть: 13 декабря 1574 (50 лет)
Константинополь, Османская империя
Отец: Сулейман I
Сели́м II (осм. سليم ثانى — Selîm-i sânî, тур. İkinci Selim) (28 мая 1524-13 декабря 1574) — одиннадцатый султан Османской империи, правил в 1566—1574. Сын султана Сулеймана І «Великолепного» и Роксоланы.
Во время правления Селима ІІ (государственными делами руководил великий визирь Мехмед Соколлу) Османская империя вела войны с Персией, Венгрией, Венецией (1570—1573) и «Священной лигой» (Испания, Венеция, Генуя, Мальта), завершила завоевание Аравии и Кипра.
В 1569 Селимом был осуществлен неудачный поход на Астрахань. В Стамбуле был разработан план по объединению Волги и Дона каналом, и летом 1569 года янычары и татарская кавалерия начали блокаду Астрахани и канальные работы, в то время как флот Османской империи осаждал Азов. Но гарнизон Астрахани отразил осаду. 15-тысячная русская армия атаковала и разогнала рабочих и татар, которые были направлены для защиты, а османский флот был уничтожен штормом.
Прозвище «Пьяница» Селим обрёл благодаря чрезмерному потреблению вина. Основным соперником визиря Мехмеда Соколлу при дворе был Иосиф Наси, ранее известный как Джоао Микуэца. Это был богатый португальский еврей, появившийся в Стамбуле в последние годы правления Сулеймана I, который вскоре стал закадычным другом будущего султана Селима II. Наси не жалел золота и драгоценностей на подарки престолонаследнику. Вступив на престол, Селим вознаградил его, сделав пожизненным правителем острова Наксос, отвоёванного у Венеции. Однако Наси жил в Стамбуле, и добился от султана монополии на торговлю вином на всей территории Османской империи. Наси имел неплохую сеть осведомителей в Европе и поставлял султану важные политические новости, но кроме того постоянно посылал в подарок Селиму свои лучшие вина.
Венецианский посол писал: «Его высочество пьёт очень много вина, и время от времени дон Иосиф посылает ему много бутылок вина, а также всяческую изысканную снедь». По всей вероятности, именно Наси подсказывал Селиму мысль о необходимости захвата Кипра, так как остров славился своими превосходными винами. Селим обещал Наси сделать его королём Кипра, однако обещания не сдержал, поскольку после кипрской кампании визирь Соколлу убедил султана оставить своего фаворита. Наси скончался в 1579 году разочарованным и обиженным человеком. Селим же умер 15 декабря 1574 года в гареме дворца Топкапы.
После этого власть в стране перешла к его сыну Мураду III
Поделиться5904.04.13 23:05:15
Капудан-паша
Капудан-паша (осман. کاپیتان پاشا) или каптан-и дерья (тур. Kaptan-ı derya) — титул командующего флотом Османской империи. Следующими по ранжиру были терсане эмини, управляющий верфью, затем кетхуда, следивший за порядком на верфи, и терсане агасы, помощник командующего флотом.
До середины XVI века командующий имел ранг санджакбея и располагался в Галлиполи. Со времени Хайреддина Барбароссы (1533—1546), когда османский флот находился на вершине могущества, капудан-паша возвысился до чина бейлербея и ранга визиря, а, кроме того, являлся членом дивана (Диван-и Хумаюн).
Капудан-паша являлся бейлербеем Джезаир-и Бахр-и Сефид — эялета островов Архипелага, — в котором многие острова Эгейского и Средиземного морей имели статус санджаков. В военное время эялет должен был выставить определённое количество джебелю, а для морских кампаний — 4500 человек, не считая 1893 морских азапов. Дополнительно, 3-4 тысячи человек набирались в Алжире, Тунисе и Ливии. Капудан-паша имел высокий доход, значительная часть которого, впрочем, шла на обеспечение многочисленной свиты.
В 1867 году институт каптан-и дерья был упразднён, хотя затем несколько раз восстанавливался; вместо него было создано министерство военно-морского флота (Бахрие Незарети), просуществовавшее с 1880 по 1927 год.
Наряду с Барбароссой, знаменитыми командующими были Улудж Али, участник битвы при Лепанто, и Джезаирли Гази Хасан-паша, участник Чесменского сражения, впоследствии великий визирь.
Поделиться6004.04.13 23:16:48
Дамат Рустем-паша
осман. رستم پاشا,
хорв. Rustem-paša Opuković
34-й Великий визирь Османской империи
28 ноября 1544 — 6 октября 1553
Предшественник: Хадим Сулейман-паша Таваши
Преемник: Кара Ахмед-паша
36-й Великий визирь Османской империи
29 сентября 1556 — 10 июля 1561
Предшественник: Кара Ахмед-паша
Преемник: Семиз Али-паша
Смерть: 1561 год
Супруга: Михримах Султан
Дамат Рустем-паша также Рустем-паша Мекри (осман. رستم پاشا, хорв. Rustem-paša Opuković; ?? — 1561) — великий визирь султана Сулеймана I, по национальности хорват.
Предположительно Рустем-паша начал свою карьеру с наместничества в Албании, где проявил себя мудрым правителем. Уже через некоторое время в Стамбуле он стремительно поднимается по служебной лестнице, став визирем Османской Империи. Вскоре Рустем-паша женится на дочери султана Сулеймана I — принцессе Михримах Султан.
Рустем помог Роксолане (любимой жене султана Сулеймана) уличить старшего сына Сулеймана от черкешенки Гульбехар, Мустафу-шехзаде, в заговоре против отца в союзе с сербами (историки до сих пор спорят, была ли вина Мустафы мнимой или действительной). Сулейман велел задушить Мустафу шелковым шнурком у себя на глазах, а также казнить всех его сыновей, то есть своих внуков (1553 г.). Вследствие этих интриг Рустем впал в немилость, но через некоторое время был вновь призван Сулейманом, ценившим его способности казначея.
Рустем-паша пытался провести реформы в османской армии, но встретил яростное противодействие со стороны янычар и вынужден был отказаться от своих начинаний.
Рустем Паша носил титул великого визиря дважды, сначала с 1544-1553 и второй 1555-1561, до своей смерти. В должности великого визиря он нажил огромные богатства, многие из которых с помощью взяток. Тем не менее, взятки в то время были обычным делом, и он тратил свои деньги на возведение общественных зданий, мечетей и организацию благотворительных фондов. Когда он умер, его личное имущество составляло: 815 земельных участков в Румелии и Анатолии, 476 мельниц, 1700 рабов, 2900 боевых лошадей, 1106 верблюдов и т.д.