"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Мир людей, способности человека. Меценаты


Мир людей, способности человека. Меценаты

Сообщений 101 страница 114 из 114

1

Мир людей

В этом разделе вы сможете ознакомиться с неограниченными возможностями и неординарными способностям человека, с жизнью гениев своего дела, с необычными традициями и увлечениями людей.

А также о меценатах.
Меценаты – это люди, которые безвозмездно помогали деньгами нуждающимся, развивали искусство и старались улучшить жизнь народа. Они появились в России в конце XVIII века. Когда правила Екатерина II, многие дворяне любили коллекционировать редкие вещи. В XIX веке появились предприниматели, которые были выходцами из крестьян, и они помогали бедным. Все это способствовало развитию меценатства в России.

+3

101

Хочешь быть долгожителем – слушай Н.П. Бехтереву

Управляемая старость – возможно ли это? Жить долго – это реально? Качество жизни в старости – от чего зависит?

На эти и многие другие вопросы отвечала всю свою трудовую жизнь академик Наталья Петровна Бехтерева (1924 - 2008 гг.), нейрофизиолог, научный руководитель Института мозга РАН (1990- 2008 г.г. - работа в Институте мозга).

Читайте дальше: https://dzen.ru/a/Y0gGEzaMtmNwlmsZ?&

------------------------------------

https://i.imgur.com/QsMSPwZm.jpg
Ната́лья Петро́вна Бе́хтерева
(7 июля 1924, Ленинград, СССР — 22 июня 2008, Гамбург, Германия) —
советский и российский нейрофизиолог, крупный исследователь мозга. Поддерживала множество лженаучных идей.Кандидат биологических наук, доктор медицинских наук, профессор. В 1990—2008 годах — научный руководитель Института мозга человека РАН.

+2

102

Татьяна Черниговская: Почему некоторые люди внезапно забывают отдельные слова или вообще перестают говорить?
25 September
7,3K full reads
«Город 812» поговорил с президентом  Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований, заведующей отделом Общего языкознания и лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, профессором кафедры общего языкознания СПбГУ Татьяной ЧЕРНИГОВСКОЙ.

Необъяснимые животные

- Почему некоторые люди внезапно забывают отдельные слова или вообще перестают говорить?

- У нас есть речевые центры – это зона Брока и зона Вернике, расположенные в левом полушарии. Зона Брока ведает речевой продукцией, а зона Вернике – восприятием. Если они функционируют неправильно, то мы получаем афазию. И это-таки болезнь. Без всяких вариантов. Она просто так не может случиться, поскольку свидетельствует о том, что что-то в мозгу произошло – опухоль, или последствие травмы, или какие-то сосуды пережало. Это медицина, и точка. Просто так язык не забудешь.

Читайте дальше: https://dzen.ru/a/YzBP_UhgvmIVj6tO?&ы

--------------------------------------

https://i.imgur.com/4AT6NGRm.jpg
Татья́на Влади́мировна Черни́говская
(род. 7 февраля 1947, Ленинград, РСФСР, СССР) —
советская и российская учёная в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ (2010) Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

0

103

Зинаида Туснолобова-Марченко
Зинаида родилась в Белоруссии, в крестьянской семье 23 ноября 1920 года на хуторе Шевцово Полоцкого уезда Витебской губернии. Жила в Ленинске-Кузнецком в Кемеровской области , работала лаборанткой на одном из заводов.

Старшина медицинской службы

Весной 1941 годна она, двадцатилетняя девушка, вышла замуж за Иосифа Марченко. Однако есть опубликованное интервью взрослого сына Зинаиды Михайловны и Иосифа Петровича, Владимира. Он утверждает, что здесь ошибка: до войны его родители только познакомились, но пожениться не успели.
Началась Великая Отечественная война. Незадолго до её начала Иосифа направили служить на Дальний Восток, а уже оттуда он попал на фронт. Зина тоже не собиралась оставаться в тылу. Окончила курсы медсестёр и ушла добровольцем. Её направили в 849-й стрелковый полк 303-й стрелковой дивизии. Так началась у девушки новая жизнь.

...Летом 1942 года полк сражался под Воронежем. За три дня медсестра Туснолобова спасла более сорока жизней (в некоторых источниках — двадцать пять). За это её представили к ордену Красной Звезды.
Девушка думала, что это аванс... «Дорогая мама, братик Женька, - писала она домой. - Пишу вам с воронежской горящей земли. Если бы вы знали, что здесь творится. Днём и ночью стонет земля. Идёт кровавая битва. Но вы не волнуйтесь за меня. Пуля ищет боязливых, а я же, знаете, не из таких...».
2 февраля 1943 года. Зинаида в армии уже восемь месяцев, на её личном счету 123 спасённых жизни. Бой у станции Горшечное Курской области, фашисты взяты в кольцо, яростно пытаются выйти из окружения. Зина — на поле боя.
Вокруг рвались снаряды, ранило в ногу. Встала на колени, поползла искать командира. Да не успела: Михаил Тимошенко был уже мёртв. Девушка заметила его планшет, чудом уцелевший. Доползла до него, спрятала за пазуху — и снова раздался взрыв...
...Очнулась, когда немцы перешли в контратаку. «Многие фашисты ходили по полю и добивали раненых, - рассказывала Зинаида Михайловна. - Увидев это, я притворилась мёртвой. Ко мне подошёл фашист, стал бить по голове и в живот чем-то тяжёлым, думаю, прикладом. Потом в ход пошли сапоги. Я снова потеряла сознание...»
Уже поздно ночью Зинаида снова очнулась. Она не могла пошевелиться и приготовилась встретить смерть. Но судьба подарила шанс: именно в это время рядом с ней проходила наша разведгруппа. Зина хотела позвать на помощь, но язык не слушался, звуки не складывались в слова. Тогда, из последних сил цепляясь за надежду, застонала — громко, отчаянно. И её услышали! Тело её пришлось выбивать финками — кровь превратилась в лёд, приковавший Зину к земле.
Отнесли в санчасть. Врачи посчитали, что молодой организм сам сможет найти силы для борьбы с ушибами. Поэтому они, оказав первую помощь, попросили местных жителей взять Зину к себе. На просьбу откликнулась пожилая женщина, вдова. Зина прожила у неё около недели и действительно поначалу пошла на поправку. Но если организм ещё смог побороть ушибы, но перед обморожением оказался бессилен. Стало совсем плохо, испуганная вдова снова отвезла её в госпиталь. Как оказалось, очень вовремя: началась гангрена рук и ног. Речь шла о спасении жизни. Зину перевезли в Свердловск. Хирург, Николай Васильевич Соколов, ампутировал девушке правую руку (до локтя). Битва шла несколько недель: врач, как мог, сражался за жизнь отважной медсестры. Но ему пришлось провести ещё три операции: Зина лишилась правой ноги (до колена), половины стопы левой ноги и кисти левой руки...

В госпитале отчаянно не хватало медикаментов. Последние две операции прошли практически без обезболивающего. 
«Я всё выдержу, доктор, - говорила Зина. - Только сохраните мне жизнь...».
Поражённый мужеством девушки, Николай Васильевич смастерил для неё специальную манжетку на руку, чтобы можно было как-то орудовать одной рукой (впоследствии девушка научилась ею даже писать). Затем врач убедил больную в необходимости дополнительной операции: на левой руке сделал сложный разрез, получилось что-то вроде двух пальцев, которые он обшил кожей. И девушка со временем смогла ими держать лёгкие предметы, даже пользоваться вилкой и ложкой!

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t61007.jpg

До середины весны 1942 года Зинаида пробыла в госпитале. Там же с ней произошёл такой эпизод. Медсестра лежала в палате, которая находилась на первом этаже, окна были открыты. Мимо проходил какой-то боец, заглянул, увидел красивую девушку и пошутил: «Красавица, пойдём, погуляем?» И что ответила Зина? «У меня нет причёски». Она даже не заплакала. Заплакал тот боец, войдя в палату и увидев, кого пригласил погулять. Встал на колени и воскликнул: «Прости меня, сестрёнка!».

Тем временем, Иосиф Марченко очень беспокоился о ней. Он не получал писем, которые прежде приходили регулярно. Сам писал часто — но как будто в пустоту. И наконец, получил долгожданную весточку... «Мой дорогой Иосиф! Не знаю, где, при каких обстоятельствах найдёт тебя это письмо. Пишу всё, как есть, ничего не утаивая. Обманывать, ты же знаешь, я никогда не умела. Со ной стряслась непоправимая беда: я потеряла руки и ноги. Горько и обидно остаться в двадцать три года инвалидом. Видимо, моя песенка спета. Будь свободным, родной. Поступай, как сочтёшь удобным для себя. Не могу, не имею права стать преградой на твоём пути. Устраивай свою жизнь. Прощай...»

Пришёл ответ.

«Родная моя страдалица! Никакие несчастья и беды не смогут нас разлучить! Нет такого горя, таких мук, какие бы вынудили забыть тебя, моя любимая. И у радости, и у горя — мы всегда будем вместе. Я твой прежний, твой Иосиф. Вот только бы дождаться победы, только бы вернуться домой, и заживём мы счастливо. Вчера твоим письмом поинтересовался один из моих друзей. Он сказал, что, судя по моему характеру, я должен с тобой отлично жить и в дальнейшем. Я думаю, он правильно определил. Вот и всё. Писать больше некогда. Скоро пойдём в атаку. Желаю быстрейшего выздоровления. Ничего плохого не думай. С нетерпением жду ответ. Крепко люблю тебя, твой Иосиф».

Характер Зины не позволял ей бездействовать. Но что она могла сделать в нынешней своей ситуации, чем она владела? Только словом. Зина стала писать письма на фронт. Она обращалась к бойцам, незнакомым людям, рассказывала свою историю, просила отомстить за неё (одно из её писем читали солдаты перед штурмом Полоцка). Кроме того, попросила рабочих завода «Уралмаш», которые взяли над ней шефство, отнести её в один из цехов.

В обеденный перерыв рабочие внесли в цех медсестру Зину Туслолобову. Какая воцарилась тишина... А девушка привстала, как могла, на носилках и сказала примерно такие слова: «Дорогие товарищи! Мне двадцать три года. Я очень мало успела сделать для нашей Победы. Мне удалось вынести с поля боя больше ста двадцати раненых. Сейчас я не могу воевать и не могу работать. У меня теперь нет ни рук, ни ног. Мне очень трудно, очень больно оставаться в стороне. Я вас прошу: сделайте за меня хотя бы по одной заклёпке для танка!»

К концу того месяца сверх плана рабочие выпустили пять «Т-34». На каждом была надпись: «За Зину Туснолобову!». Эта же надпись появлялась на стволах орудий, миномётов, на самолётах — везде, где бойцы получали пламенные письма Зины (она написала обращение в газете «Вперёд, на врага!»).

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t656444.jpghttps://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t89543.jpg

Первыми откликнулись снайперы-девушки: Валя Фатеева, Маша Борисова, Таня Рубанович и другие. Их письмо было напечатано в газете 19 мая (к сожалению, копию не нашёл), но вот их слова: «Мы слышим твой голос, мы отомстим за тебя!»
Дальше, отозвались  другие воины.
https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t516469.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t398854.jpg

Это только малая толика писем.
Зимой 1944 года Николай Васильевич Соколов - тот самый хирург, который оперировал Зину, отвёз её в Москву, в протезный институт. Девушка снова стала учиться ходить. Надо сказать, и в институте она продолжала писать на фронт. И получала ответы — всего за время пребывания здесь около трёх тысяч! Удивительно, но девушка почти на все отвечала.

…Наконец, кончилась война. Вернулся Иосиф Петрович, молодая семья стала жить в Полоцке. У них родились двое сыновей, но случилось ещё одно несчастье: оба мальчика умерли. Затем появились на свет сын Вова и доченька Нина. Иосиф Петрович, как и мечтал, разбил большой яблоневый сад. Зинаида Михайловна сама вела хозяйство. Занималась и огромной общественной работой: ездила на предприятия, в школы, выступала по радио. К ней приходили письма из разных городов нашей страны — и опять-таки она находила время и силы на них отвечать. Никогда, ни на один день Зинаида Михайловна не забывала доктора, подарившего ей вторую жизнь. Вот одно письмо Николаю Васильевичу: «Мы с Иосифом вернулись в Полоцк, посадили сад. Может быть, это и есть счастье? Чтобы вот так раздольно цвёл сад и росли дети. Подумать только, Вовочка уже в восьмом классе, а Нинка-егоза последний год ходит в детский сад. Сейчас поздний вечер, моя шумная семья угомонилась, все спят, а я пишу Вам письмо. Вся моя семья желает Вам, дорогой мой доктор, здоровья, счастья, больших успехов. Приезжайте к нам летом на яблоки, Николай Васильевич! Забирайте всю семью с собой! Будем ездить в лес по грибы, на рыбалку. А главное — Вы увидите, как я самостоятельно научилась стряпать, топить печь и даже штопать ребятам чулки. Горячо любящая вас Зинаида».
Всю жизнь она трудилась для людей: занималась общественной работой, выступала на радио, ездила на предприятия и школы. К ней приходили письма со всего Союза. Зинаида со временем научилась сама писать ручкой и делать много домашней работы, даже шить и вышивать.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t453504.jpg

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t850554.jpg

6 декабря 1957 года Зинаиде Михайловне Туснолобовой-Марченко присвоено звание Героя Советского Союза...

https://topwar.ru/96257-zinaida-tusnolo … -nogi.html

Отредактировано Taurus (15.05.23 23:47:04)

+3

104

Меценаты – это люди, которые безвозмездно помогали деньгами нуждающимся, развивали искусство и старались улучшить жизнь народа. Они появились в России в конце XVIII века. Когда правила Екатерина II, многие дворяне любили коллекционировать редкие вещи. В XIX веке появились предприниматели, которые были выходцами из крестьян, и они помогали бедным. Все это способствовало развитию меценатства в России.

Благодаря их поддержке, материальным вложениям и любви к Родине и народу строили больницы, открывали театры, музеи, училища. Без них мы бы сегодня вряд ли смогли насладиться картинами, выставленными в Государственной Третьяковской галерее, спектаклями во МХТ им. А.П. Чехова, не смогли бы и лечиться в некоторых больницах. Меценаты хотели сделать мир лучше, подарить надежду бедным людям, бескорыстно вложить деньги в добрые дела. Кому же мы обязаны тем, что имеем сейчас? Кем были самые знаменитые меценаты в истории России?

Павел Третьяков (1832-1898)

С юного возраста Павел Третьяков любил искусство и старался помогать нуждающимся. Он покупал гравюры и литографии на небольших рыночных лавках, создал приют для вдов и сирот бедных художников. Благотворитель коллекционировал произведения разных авторов, начиная от не очень известных и заканчивая знаменитыми творцами. Когда купцу было 20 лет, он захотел создать собственную коллекцию. Так, он сконструировал и построил Третьяковскую галерею за собственные деньги.







https://i.imgur.com/cGE58Vbm.jpg
Мария Тенишева (1858-1928)

Мария Тенишева помогала детям рабочих и детям из бедных семей получить образование. Для них она основала ремесленные училища на заводе, начальником которого был ее муж. Княгиня также создала бесплатную художественную студию, благодаря которой юноши и девушки могли подготовиться к поступлению в Академию художеств.

https://i.imgur.com/dVRgLX6m.jpg
Савва Морозов (1862-1905)

Савва Морозов по окончании университета всегда старался помогать нуждающимся. Так, на фабриках, где он был директором, платили беременным и родившим женщинам, выделяли деньги представителям молодого поколения, которые учились в России и за границей. С 1898 г. меценат активно оказывал материальную поддержку МХТ, выделяя средства на развитие театра. Благотворитель заказывал новейшее по тем временам оборудование для сцены за собственный счет.

https://i.imgur.com/ykQp7ORm.jpg
Варвара Морозова (1848-1917)

На деньги Варвары Морозовой были построены психиатрическая больница на Девичьем поле, которую потом передали Московскому университету, здания Рогожских женского и мужского начальных училищ. Благодаря вложениям благотворительницы были открыты Пречистенские рабочие курсы и городской народный университет им. А.Л. Шанявского. Она дала этому учебному заведению 50 тысяч рублей. По тем временам – огромная сумма. В 1885 г. Варвара Морозова открыла первую в Москве бесплатную общественную библиотеку им. И.С. Тургенева. Много денег она пожертвовала и для Московского университета.

Алексей Бахрушин (1865-1929)

Алексей Бахрушин – «профессиональный благотворитель». Благодаря его помощи и материальной поддержке его братьев строили больницы, приюты, школы и церкви. Он также помогал развивать профессиональный и любительский театр. Меценат долгое время коллекционировал фотографии и личные вещи артистов, старинные артефакты, которые так или иначе связаны с театром. Позднее Алексей Бахрушин основал Театральный музей, который работает и в наши дни.

Сейчас меценатство не перестает развиваться. Многие люди готовы вносить свой вклад в благотворительность и на собственном примере показывать, что обязательно нужно помогать, что необходимо развивать культуру благотворительности, продолжать дело их предшественников – великих меценатов XIX века. Например, Чулпан Хаматова и Дина Корзун основали благотворительный фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями, Леонардо Ди Каприо жертвует средства фонду по охране окружающей среды, Нюта Федермессер создала фонд «Вера», который системно занимается поддержкой хосписов и их пациентов, Константин Хабенский учредил фонд для детей с онкологическими заболеваниями головного мозга.

+2

105

https://i.imgur.com/QSVFuK4m.jpg
Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1850-1917).

Эта женщина владела состоянием в 10 миллионов рублей, пожертвовав на благотворительность более миллиона. А ее сыновья Михаил и Иван стали известными коллекционерами предметов искусства. Когда у Варвары умер муж, Абрам Абрамович, от него она унаследовала в 34 года Товарищество Тверской мануфактуры. Став единоличной владелицей крупного капитала, Морозова занялась обеспечением несчастным. Из тех 500 тысяч, что супруг ей выделил на пособия бедным и содержание школ и церквей, 150 тысяч пошло на клинику для душевнобольных. После революции клиника имени А.А.Морозова была названа в честь психиатра Сергей Корсакова, еще 150 тысяч было пожертвовано Ремесленному училищу для бедных. Оставшиеся вложения были не столь велики - 10 тысяч получило Рогожское женское начальное училище, шли суммы на сельские и земные школы, на приюты для нервнобольных. Раковый институт на Девичьем поле получил имя своих меценатов, Морозовых. А было еще благотворительное заведение в Твери, санаторий в Гаграх для больных туберкулезом. Варвара Морозова состояла во многих учреждениях. Ее именем в итоге были названы ремесленные училища и начальные классы, больницы, родильные приюты и богадельни в Твери и Москве. В благодарность за пожертвование в 50 тысяч рублей имя мецената было выбито на фронтоне Химического института Народного университета. Для Пречистенских курсов для рабочих в Курсовом переулке Морозова купила трехэтажный особняк, она же оплатила переезд в Канаду духоборов. Именно Варвара Алексеевна профинансировала строительство первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени Тургенева, открытой в 1885 году, а затем еще и помогла приобрести нужную литературу. Финальной точкой благотворительной деятельности Морозовой стало ее завещание. Фабрикантша, выставленная советской пропагандой образцом стяжательства, приказала перевести все свои активы в ценные бумаги, положить их в банк, а полученные средства отдавать рабочим. К сожалению, те не успели оценить всю доброту своей хозяйки - через месяц после ее смерти случилась Октябрьская революция.

+2

106

Мария Клавдиевна Тенишева
(1867-1928).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2e/Maria_Tenisheva_%282%29.jpg/167px-Maria_Tenisheva_%282%29.jpg

Происхождение этой княгини остается загадкой. По одной из легенд ее отцом мог являться сам император Александр II. Тенишева в молодости пыталась найти себя - она рано вышла замуж, родила дочь, стала брать уроки пения с целью попасть на профессиональную сцену, начала рисовать. В итоге Мария пришла к выводу, что целью ее жизни является благотворительность. Она развелась и повторно вышла замуж, на этот раз за видного предпринимателя, князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Его за бизнес хватку прозвали «русским американцем». Скорее всего брак был по расчету, ведь только так выросшая в аристократический семье, но незаконнорождённая, девочка могла получить твердое место в обществе. После того, как Мария Тенишева стала супругой богатого предпринимателя, она отдалась своему призванию. Сам князь также был известным меценатом, основав Тенишевское училище в Петербурге. Правда он все же принципиально помогал самым культурным представителям общества. Еще при жизни мужа Тенишева организовала рисовальные классы в Петербурге, где одним из преподавателей был Илья Репин, также она открыла рисовальную школу в Смоленске. В своей усадьбе Талашкино Мария открыла «идейное имение». Там была создана сельскохозяйственная школа, где воспитывались идеальные фермеры. А в кустарных мастерских готовились мастера декоративно-прикладного искусства. Благодаря Тенишевой в стране появился музей «Русская старина», ставший первым в стране музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Для него в Смоленске было даже построено специальное здание. Однако крестьяне, о чем благе пеклась княгиня, отблагодарили ее по-своему. Тело князя, забальзамированное на сто лет и похороненное в трех гробах, было просто выброшено в яму в 1923 год. Сама же Тенишева, содержавшая с Саввой Мамонтовым журнал «Мир искусства», дававшая средства Дягилеву и Бенуа свои последний годы доживала в эмиграции во Франции. Там она, еще не будучи старой, занялась эмальерным искусством.

+2

107

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905).
https://i.imgur.com/kYSiNIkm.jpg
Этот меценат пожертвовал около 500 тысяч рублей. Морозов сумел стать образцом современного бизнесмена - он учился химии в Кембридже, а текстильное производство изучал в Ливерпуле и Манчестере. Вернувшись из Европы в Россию, Савва Морозов возглавил Товарищество Никольской мануфактуры, названное его в честь. Директором-распорядителем и главным пайщиком этого предприятия оставалась мать промышленника, Мария Федоровна, чей капитал составлял 30 миллионов рублей. Передовое мышление Морозова говорило о том, что благодаря революции Россия сможет догнать и перегнать Европу. Он составил даже свою собственную программу социальных и политических реформ, которые ставили цель переход страны к конституционному режиму правления. Морозов застраховал себя на сумму в 100 тысяч рублей, а полис оформил на предъявителя, передав его любимой актрисе Андреевой. Там в свою очередь передала большую часть средств революционерам. Из-за любви к Андреевой Морозов поддерживал Художественный театр, ему была оплачена 12-летняя аренда помещения в Камергерском переулке. При этом вклад мецената равнялся взносам основных пайщиков, в число которых входил и владелец золото-канительной мануфактуры Алексеев, известный, как Станиславский. Перестройка здания театра обошлась Морозову в 300 тысяч рублей - огромную по тем временам сумму. И это еще при том, что архитектор Федор Шехтель, автор мхатовской чайки, сделал проект совершенно бесплатно. Благодаря деньгам Морозова за границей было заказано самое современное сценическое оборудование. Вообще, осветительное оборудование в российском театре впервые появилось именно тут. Всего на здание МХТ с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца меценат потратил около 500 тысяч рублей. Как уже было сказано, Морозов сочувствовал революционерам. Среди его друзей был Максим Горький, во дворце промышленника на Спиридоновке прятался Николай Бауман. Морозов помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где инженером служил будущий нарком Леонид Красин. После волны революционных выступлений в 1905 году промышленник потребовал от матери передать фабрики в его полное подчинение. Однако та добилась отстранения строптивого сына от дел и отправила его с женой и личным доктором на Лазурный берег. Там Савва Морозов и покончил с собой, правда, обстоятельства гибели оказались странными.

+2

108

Братья Третьяковы, Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892).

Состояние этих купцов составляло более 8 миллионов рублей, 3 из которых они пожертвовали на искусство. Братья владели Большой Костромской льняной мануфактуры. При этом Павел Михайлович вел дела на самих фабриках, а вот Сергей Михайлович контактировал непосредственно с зарубежными партнерами. Такое разделение отлично гармонировало с их характерами. Если старший брат был замкнутым и нелюдимым, то младший обожал светские встречи и вращаться в публичных кругах. Оба Третьякова собирали картины, при этом Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей - иностранную, главным образом современную французскую. Когда он оставил пост московской городской главы, то даже обрадовался, что исчезла необходимость проводить официальные приемы. Ведь это давало возможность тратить больше на картины. Всего Сергей Третьяков потратил на живопись около миллиона франков, или же 400 тысяч рублей. Уже с юности братья испытывали потребность сделать дар своему родному городу. В 28 лет Павел решил завещать свое состояние на создание целой галереи русского искусства. К счастью, жизнь его оказалась довольно долгой в результате бизнесмен смог потратить на приобретение картин более миллиона рублей. А галерея Павла Третьякова стоимостью в 2 миллиона, да еще и недвижимость, была передана в дар городу Москва. Коллекция же Сергея Третьякова была не столько велика - всего 84 картины, однако оценивалась она в полмиллиона. Свое собрание он успел завещать старшему брату, а не жене. Сергей Михайлович опасался, что супруга не захочет расставаться с ценной коллекцией. Когда в 1892 году Москве достался художественный музей, то его назвали Городской галереей братьев Павла и Сергея Третьяковых. Интересно, что после посещения собрания Александром III тот предложил старшему брату дворянство. Однако Павел Михайлович от такой чести отказался, заявив, что хочет умереть купцом. Зато Сергей Михайлович, успевший стать действительным статским советником, это предложение бы явно принял. Третьяковы помимо собрания галереи содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища. На свои деньги и на своем участке в центре столицы братья создали проезд, чтобы улучшить транспортное сообщение в Москве. С тех пор название Третьяковская сохранилось в названии и самой галереи и созданного купцами проезда, что оказалось редкостью для страны с бурной историей.

+2

109

Гаврила Гаврилович Солодовников (1826-1901).

Этот купец стал автором самого крупного в истории России пожертвования. Его состояние составляло около 22 миллионов рублей, 20 из которых Солодовников потратил на нужды общества. Родился Гаврила Гаврилович в семье бумажного торговца. Будущего миллионера с детства приобщили к делу, поэтому он так и не научился толком ни писать, ни излагать свои мысли. Зато в 20 лет Солодовников уже стал купцом первой гильдии, а в 40 лет заработал свой первый миллион. Бизнесмен прославился своей крайней расчетливостью и бережливостью. Говорят, что он не гнушался есть вчерашнюю кашу и ездить в экипаже без резины на колесах. Дела свои Солодовников вел пусть и не совсем чисто, но совесть свою успокоил, составив известное завещание - почти все состояние купца пошло на благотворительность. Первый взнос меценат сделал на строительство Московской консерватории. Вклада в 200 тысяч рублей хватило на сооружение роскошной мраморной лестницы. Усилиями купца на Большой Дмитровке был построен концертный зал с театральной сценой, где можно было ставить балеты и феерии. Сегодня он стал Театром оперетты, а тогда там разместилась Частная опера другого мецената, Саввы Мамонтова. Солодовников захотел стать дворянином, для этого он решил построить в Москве полезное заведение. Благодаря меценату в городе появилась Клиника кожных и венерических болезней, оснащенная всем самым интересным. Сегодня в ее помещении располагается Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Тогда же в название клиники имя благодетеля отражено не было. По завещанию купца его наследникам осталось около полумиллиона рублей, оставшиеся же 20147700 рублей были пущены на благие дела. А ведь по нынешнему курсу эта сумма составляла бы около 9 миллиардов долларов! Треть капитала пошла на обустройство земских женских училищ в ряде губерний, другая треть - на создание профессиональных школ и приюта для бездомных детей в Серпуховском уезде, а оставшаяся часть - на строительство домов с дешевыми квартирами для бедных и одиноких людей. Благодаря завещанию мецената в 1909 году на 2-й Мещанской улице появился первый дом «Свободный гражданин» с 1152 квартирами для одиноких людей, там же был построен дом «Красный ромб» с 183 квартирами для семей. С домами появились черты коммун - магазин, столовая, прачечная, баня и библиотека. На первом этаже дома для семейных работали ясли и детский сад, комнаты предлагались уже с мебелью. Только вот в такие удобные квартиры «для бедных» первыми въехали жить чиновники.

+1

110

Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884).
https://i.imgur.com/gFknPKgm.jpg
Этот барон и банкир смог из своего состояния в 100 миллионов рублей пожертвовать на благие дела 6 миллионов. Штиглиц являлся самым богатым человеком в стране во второй трети XIX столетия. Свой титул придворного банкира вместе с капиталом он получил в наследство от отца, обрусевшего немца Штиглица, получившего за заслуги титул барона. Свое положение Александр Людвигович укрепил, выступив посредником, благодаря которому император Николай I смог заключить договора о внешних займах на 300 миллионов рублей. Александр Штиглиц в 1857 году стал одним из основателей Главного общества российских железных дорог. В 1860 году Штиглица назначили директором вновь созданного Государственного банка. Барон ликвидировал свою фирму и стал жить на проценты, заняв роскошный особняк на Английской набережной. Сам по себе капитал приносил Штиглицу 3 миллиона рублей в год. Большие деньги не сделали барона общительным, говорят, что даже стригший его 25 лет парикмахер так и не услышал голоса своего клиента. Скромность же миллионера принимала болезненные черты. Именно барон Штиглиц стоял за строительством Петергофской, Балтийской и Николаевской (позже Октябрьской) железных дорог. Однако банкир остался в истории не своей финансовой помощью царю и не строительством дорог. Память о нем осталось во многом благодаря благотворительности. Барон выделил внушительные суммы на строительство Училища технического рисования в Петербурге, его содержание и музей. Сам Александр Людвигович был не чужд искусству, но его жизнь оказалась посвящена зарабатыванию денег. Муж приемной дочери, Александр Половцев, сумел убедить банкира, что растущей промышленности страны нужны «ученые рисовальщики». В итоге благодаря Штиглицу появилось училище его имени и первый в стране музей декоративно-прикладного искусства (лучшая часть его коллекций со временем была передана Эрмитажу). Сам Половцев, являвшийся статс-секретарем Александра III, считал, что страна будет счастливой тогда, когда купцы начнут жертвовать деньги на образование без корыстной надежды получить правительственную награду или преференции. Благодаря наследству жены, Половцев смог издать 25 томов «Русского биографического словаря», однако из-за Революции эта благое дело так и не было закончено.

https://i.imgur.com/7gK9jR1m.jpg
Теперь бывшее училище технического рисования Штиглица зовется Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица (Академия Штиглица) — одно из старейших российских высших учебных заведений, ведущее подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Основано в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем.

+2

111

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913).

https://i.imgur.com/qRSqjKzm.jpg

Этот дворянин пожертвовал в общей сложности около 3 миллионов рублей. В 46 лет он неожиданно для самого себя стал хозяином целой сети стекольных заводов. Их он получил от своего дяди-дипломата Ивана Мальцева. Тот оказался единственным, кто выжил во время памятной резни в русской посольстве в Иране (тогда же был убит Александр Грибоедов). В итоге дипломат разочаровался в своей профессии и решил заняться семейным бизнесом. В местечке Гусь Иван Мальцев создал сеть стекольных заводов. Для этого в Европе был раздобыт секрет цветного стекла, с его помощью промышленник стал выпускать весьма выгодные оконные стекла. В итоге вся эта стекольно-хрустальная империя вместе с двумя богатыми домами в столице, расписанными Айвазовским и Васнецовым, по наследству получил немолодой уже холостой чиновник Нечаев. Вместе с богатством ему досталась и двойная фамилия. Годы, прожитые в бедности, наложили на Нечаева-Мальцева свой неизгладимый отпечаток. Он прослыл весьма скупым человек, позволяя себя тратиться только на изысканную еду. Другом богача стал профессор Иван Цветаев, отец будущей поэтессы. Во время богатых застолий он с грустью подсчитывал, сколько стройматериалов можно было бы купить на потраченные гурманом деньги. Со временем Цветаев сумел убедить Нечаева-Мальцева выделить 3 миллиона рублей, требуемые для окончания строительства Музея изящных искусств в Москве. Интересно, что сам меценат славы не искал. Напротив, все 10 лет, что шло строительство, он действовал анонимно. Миллионер шел на немыслимые траты. Так, 300 нанятых им рабочих добывали особый белый морозоустойчивый мрамор прямо на Урале. Когда же оказалось, что в стране никто не может изготовить 10-метровые колонны для портика, то Нечаев-Мальцев оплатил услуги норвежского парохода. Благодаря меценату из Италии были привезены искусные каменотесы. За вклад в дело строительства музея скромный Нечаев-Мальцев получил звание обер-гофмейстера и бриллиантовый орден Александра Невского. Но не только в музей вкладывал средства «стекольный король». На его деньги во Владимире появилось Техническое училище, на Шаболовке - богадельня, а на Куликовом поле церковь в память убиенных. К столетнему юбилею Музея изящных искусств в 2012 году фонд Шуховская башня предложил дать заведению имя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова вместо Пушкина. Однако переименование так и не состоялось, зато на здании появилась памятная доска в честь мецената.

+2

112

Савва Иванович Мамонтов(1841-1918).
https://i.imgur.com/4y9K3uhm.jpg
Эта яркая личность в истории отечественной культуры оказала весомое на нее влияние. Сложно сказать, что именно пожертвовал Мамонтов, да и подсчитать его состояние довольно трудно. У Мамонтова была пара домов в Москве, имение Абрамцева, земля на Черноморском побережье, дороги, заводы и миллионный капитал. Савва Иванович вошел в историю не просто, как меценат, но и как настоящий строитель русской культуры. А родился Мамонтов в семье винного откупщика, возглавившего Общество Московско-Ярославской железной дороги. Свой капитал промышленник составил на строительстве железных дорог. Именно благодаря ему появилась дорога от Ярославля до Архангельска, а потом еще и до Мурманска. Благодаря Савве Мамонтову в этом городе появился порт, а дорога, связавшая центр страны с Севером, спасала Россию дважды. Сперва это произошло во время Первой мировой войны, а потом и при Второй. Ведь практически вся помощь союзников поступала в СССР через Мурманск. Искусство было не чуждо Мамонтову, сам он неплохо лепил. Скульптор Матвей Антокольский даже считал его талантливым. Говорят, что благодаря прекрасному басу Мамонтов смог бы стать певцом, он даже сумел дебютировать в миланской опере. Однако ни на сцену, ни в училище Савва Иванович так и не попал. Зато он смог заработать столько денег, что сумел устроить свой собственный домашний театр и учредить частную оперу, первую в стране. Там Мамонтов выступал и режиссером, и дирижерам, и декоратором, а также ставил своим артистам еще и голос. Купив имение Абрамцево, бизнесмен создал знаменитый мамонтовский кружок, чьи члены постоянно и проводили время в гостях у своего богатого покровителя. На рояле Мамонтова учил играть Шаляпин, в кабинете мецената своего «Демона» писал Врубель. Свое подмосковное имение Савва Великолепный сделал настоящей художественной колонией. Тут были построены мастерские, специально обучены крестьяне, а в мебели и керамике насаждался «русский» стиль. Мамонтов полагал, что народ надо приучать к красивому не только в храмах, но и на вокзалах, и на улицах. Спонсировал миллионер и журнал «Мир искусства», а также Музей изящных искусств в Москве. Только вот поклонник искусства так увлекся благотворительностью, что умудрился влезть в долги. Мамонтов получил богатый заказ на строительство очередной железной дороги и под залог акции взял большой кредит. Когда оказалось, что 5 миллионов погашать нечем, Савва Иванович оказался в Таганской тюрьме. От него отвернулись былые друзья. Чтобы хоть как-то погасить долги Мамонтова его богатая коллекция картин и скульптур была распродана за бесценок на аукционе. Обнищавший и постаревший меценат стал жить при керамической мастерской за Бутырской заставой, где незаметно для всех скончался. Уже в наше время знаменитому меценату поставили памятник в Сергиевом Посаде, ведь сюда Мамонтовы проложили первую короткую железнодорожную ветку специально для перевозки богомольцев в Лавру. Планируется возведение еще четырех памятников великому человеку - в Мурманске, Архангельске, на Донецкой железной дороге и на Театральной площади в Москве.

+2

113

Маргарита Кирилловна Морозова
(Мамонтова) (1873-1958).
https://i.imgur.com/FFFClPjm.jpg
Эта женщина приходилось родней и Савве Мамонтову и Павлу Третьякову. Маргариту называли первой красавицей Москвы. Уже в 18 лет она вышла замуж за Михаила Морозова, сына другой известной меценатки. В 30 лет Маргарита, будучи беременной четвертым ребенком, стала вдовой. Сама она предпочитала не заниматься делами фабрики, чьим совладельцем являлся ее муж. Морозова дышала искусством. Она брала уроки музыки у композитора Александра Скрябина, которого долгое время финансово поддерживала, чтобы дать возможность ему творить и не отвлекаться на быт. В 1910 году Морозова подарила художественное собрание своего умершего мужа Третьяковской галерее. Всего было передано 83 картины, в том числе работы Гогена, Ван Гога, Моне, Мане, Мунка, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Перова. Крамского, Репина, Бенуа, Левитана и других. Маргарита финансировала работу издательства «Путь», которое до 1919 года выпустило около полусотни книг, в основном на тему религии и философии. Благодаря меценатке выходил журнал «Вопросы философии» и общественно-политическая газета «Московский еженедельник». В своем имении Михайловское в Калужской губернии Морозова передала часть земель педагогу Шацкому, организовавшему тут первую детскую колонию. И это заведение помещица поддерживала материально. А во время Первой мировой войны Морозова превратила свой дом в больницу для раненых. Революция разбила и ее жизнь, и ее семью. Сын и двое дочерей оказались в эмиграции, в России остался только Михаил, тот самый Мика Морозов, чей портрет написал Серов. Сама фабрикантка доживала свои дни в бедности на летней даче в Лианозово. Отдельную комнату в новостройке персональный пенсионер Маргарита Кирилловна Морозова получила от государства за несколько лет до смерти.

Маргарита Кирилловна Морозова

Маргарита Кирилловна Морозова, урожденная Мамонтова, родилась в 1873 года. Её матерью была Маргарита Оттовна, урожденная Левенштейн (1852-1929 гг.), потомственная почетная гражданка, владелица пошивочной мастерской дамского платья. Отец – Кирилл Николаевич Мамонтов (1848-1879 гг.), купец 2-й гильдии, торговал посудой на Басманной улице в Москве.
Маргарита Кирилловна всегда стремилась к расширению своего образования. Она в совершенстве владела французским языком и посещала лекции по истории и русской литературе. Замуж она вышла за богатейшего промышленника, коллекционера и благотворителя Михаила Абрамовича Морозова, сына Варвары Алексеевны Морозовой (ур. Хлудовой) и текстильного фабриканта Абрама Абрамовича Морозова. Варвара Алексеевна рано овдовела и успешно управляла унаследованной фабрикой.
Еще при жизни Михаила Абрамовича в их доме стали проводиться встречи с людьми искусства, на которых проводились оживленные дискуссии. В этих приемах принимали участие художники В. Серов, К.Коровин, А.Васнецов, В. Суриков, скульптор Паоло Трубецкой, артисты М.Садовский, Н.Эфрос, театральные критики и другие, а также представители высшего дворянского сословия - граф Л.Н. Игнатьев, князь В.М.Урусов, князь П.М.Волконский. Эти люди впоследствии составили костяк салонов, проводимых Маргаритой Кирилловной. В её гостиной собирались писатели, поэты, артисты, художники, историки и философы.
После смерти мужа Маргарита Кирилловна с детьми: двумя сыновьями, Юрием и Михаилом, и двумя дочерьми, Марией и Еленой, уезжает на год в Швейцарию. После возвращения в Москву она разворачивает большую общественно-политическую деятельность, которая активно обсуждается самыми разными представителями передовой русской интеллигенции в её салонах.
Общественная деятельность Маргариты Кирилловны не ограничивалась организацией салона. Она финансировала издание журнала «Вопросы философии и психологии», который редактировал философ-идеалист Л.Лопатин, и газету «Московский еженедельник». Эти издания и собрания в ее доме отчасти сформировали философскую и религиозную жизнь Москвы начала века.
Маргарита Кирилловна не порывала связи с музыкальным миром. Она брала уроки у композиторов Н. Метнера и А. Скрябина, которого она считала своим учителем. Во время пребывания за границей А. Скрябин получал от своей ученицы ежегодную пенсию в размере двух тысяч рублей. Она финансировала также издание его работ и устройство концертов, что позволяло ему иметь свободное время для музыкального творчества.
Большое внимание Маргарита Кирилловна уделяла благотворительной деятельности. После смерти мужа она пожертвовала 60 тыс. руб. на приобретение здания для благотворительных учреждений. На эти деньги был открыт приют с ремесленной школой на 100 детей. Это же заведение ежегодно получало от М. Морозовой продовольственные продукты и вещи.
В 1910-ом она передала Третьяковской галерее 60 полотен из коллекции мужа. В своем небольшом имении «Михайловское» в Калужской губернии она организует школу и клуб для крестьян, и материально поддерживает его работу. В московском доме на Новинском бульваре Маргарита Кирилловна обустраивает лазарет для раненых в первой мировой войне.
После 1917 года её московский особняк был национализирован, а оставшиеся в доме живописные полотна были конфискованы. Об отъезде из России М.Морозова не думала и жила с сестрой Еленой (по мужу Востряковой) в полуподвальном помещении собственного дома, там, где ранее помещалась кухня и комнаты для прислуги.
Однако Маргарита Кирилловна не роптала на судьбу и переносила беды с христианским смирением. В своем поношенном платье, но всё еще удивительно красивая, сидела она на концертах в консерватории в первых рядах. Последним её пристанищем стали две комнаты в новом микрорайоне за Ленинскими горами на Боровском шоссе, возле МГУ. Здесь она написала воспоминания о своей юности, о встречах с Андреем Белым, Александром Скрябиным, братьями Метнерами (Николай Метнер в отсутствие Александра Скрябина давал Морозовой уроки музыки в 1905—1907 годах), о русских философах и художниках, с которыми она была знакома. Маргарита Кирилловна умерла 3 октября 1958 году в возрасте 85 лет.

+2

114

Кузьма Терентьевич Солдатенков
(1818-1901).
https://i.imgur.com/u7N3GDim.jpg
Богатый купец пожертвовал на благотворительность более 5 миллионов рублей. Солдатенков торговал бумажной пряжей, он являлся совладельцем текстильных Цинделевской, Даниловской, а также Кренгольмской мануфактур, кроме того на паях владел Трехгорный пивоваренным заводом и Московским учетным банком. Удивительно, но сам Кузьма Терентьевич рос в невежественной старообрядческой семье, не приучаясь к грамоте. С ранних лет он уже стоял за прилавком в лавке своего богатого отца. Зато после смерти родителя никто уже не мог остановить Солдатенкова в утолении жажды знаний. Курс лекций по древнерусской истории ему читал сам Тимофей Грановский. Он же ввел Солдатенкова в кружок московских западников, приучив творить добрые дела и сеять вечные ценности. Богатый купец вложился в некоммерческое издательство, став себе в убыток печатать книги для простого народа. Еще за 4 года до Павла Третьякова купец стал скупать картины. Художник Александр Риццони говорил, что если бы не эти два крупных мецената, то русским мастерам изобразительного искусства попросту некому было бы продавать свои работы. В итоге в собрании Солдатенкова оказалось 258 картин и 17 скульптур, а также гравюры и библиотека. Купца даже прозвали Кузьмой Медичи. Все свое собрание он завещал Румянцевскому музею. На протяжении 40 лет Солдатенков ежегодно жертвовал этому публичному музею по 1000 рублей. Передавая в дар свою коллекцию, меценат просил только разместить ее в отдельных залах. Непроданные же книги его издательства и права на них были переданы в дар городу Москве. Еще миллион рублей меценат выделил на строительство ремесленного училища, а два миллиона отдал на создание бесплатной больницы для бедных, где не обращали бы внимания на звания, сословия и религии. В итоге лечебницу достраивали уже после смерти спонсора, ее назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую. Сам благодетель вряд ли бы расстроился, узнав этот факт. Дело в том, что с семьей Боткина он был особенно близок.

+2


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Мир людей, способности человека. Меценаты