Армен Джигарханян: Театр – это тайна, как и жизнь...
Мудрые добрые глаза… В них столько юмора, и в то же время чувствуется какая-то тайная грусть. Он очень доверчив и открыт к общению. Его знают и любят зрители всех поколений, потому что какое-то особое отношение к этому человеку передается по наследству, от родителей к детям. И настолько ценны, полезны и важны его мысли, его философский взгляд на жизнь, что хочется слушать его, затаив дыхание.
Наш гость – человек-легенда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий РФ, художественный руководитель московского драматического театра Армен Борисович ДЖИГАРХАНЯН.
– Армен Борисович, как бы Вы объяснили современной молодежи, почему надо приходить в театр?
– Если это нуждается в объяснениях, пусть они не ходят. Можно сказать и так: если мы можем обойтись без любви, то можно жить без этого. Знаешь, великий Ницше сказал, что искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Понимаешь? Прожить можно, в конце концов, найдется немало людей, которые так проживут. Но потом мы обнаружим огромное количество флюсов на лице, на спине, на животе и так далее… Я думаю, что человек именно так придуман природой (кто придумал человека, поверь, я не знаю). Ведь любовь – это же продолжение рода – утверждают великие мудрецы. Мы же с тобой знаем, что это очень длинная и трудная задача. Мы можем много брака получить. Можем не туда пойти, не то понять. Но так устроен мир.
– А что Вас радует, и что огорчает в современном театре?
– На этот вопрос трудно ответить. Учтите мой возраст – а это много! Мне семьдесят пять лет через пару месяцев. Это много и как потребителю, и как созидателю. Очень трудно сказать, где мы выиграем, а где – проиграем. Мы можем много говорить об этом, но лучше всего проверить, посмотреть, прикоснуться к этому организму, называемому театром. Можно и отказаться от этого, но здесь есть своя опасность, что мы можем проглядеть какие-то очень важные вещи.
– Как у Вас возникла идея создать свой театр?
– Я до сих пор этого не знаю, почему вдруг родилась такая идея. Я прожил большую жизнь и знаю, что такое театр – какая это невероятно трудная вещь. Представьте себе, что биологически несовместимые особи вдруг собираются вместе в одном помещении и вынуждены контактировать друг с другом на очень близком расстоянии. Ни одна семья – счастливая, несчастливая – даже сравниться не может с тем, что происходит в театре. Зная все это, я, тем не менее, сделал этот выбор. Расскажу тебе о том, что такое театр, очень просто. Мы учились во ВГИКе четыре года: ходили, любили, открывали друг друга. И вот на самых первых репетициях я впервые увидел, как замечательная молодая девушка и молодой красавец вдруг поцеловались первый раз в жизни – прилюдно я имею в виду. Где-то спрятаться – легче всего, а прилюдно про это рассказать! Да, театр – такая вещь. В то же время она вроде бы хорошая, и вроде бы здесь очищение происходит… Испытывала ты или нет такие чувства: когда слушаешь хорошую музыку (а я очень люблю ходить на концерты в консерваторию), знаешь, что может быть через десять минут испортится настроение, но все равно минут десять ты продержишься на каком-то очищении. То же самое происходит с человеком в театре. Думаю, что человек сам нуждается в этом ощущении и приходит за этим в театр.
Нам дано право – тяжелое право – делать свой выбор. Ты намного моложе меня, поэтому еще не знаешь, а я уже знаю давно, что выбор делает сам человек. Никто другой. И ты отвечаешь за свой выбор перед своей совестью, своим организмом и даже здоровьем.
– Но все-таки Вы мечтали о театре, или эта мысль спонтанно возникла?
– Спонтанно не может быть. Спонтанно (театр – такая жестокая вещь) – через три дня убежишь. Театр очень много забирает у человека. Я даже скажу то, что не имею права говорить. Поверь мне, очень тяжело и мужчине, и женщине, которые приходят в театр. Иногда это приговор. Мы с тобой знаем много имен, фамилий актеров, актрис, у которых не было детей, жен, мужей. Но этот выбор делает человек сам. А как это определить: ты правильно пошел, это твоя дорога или нет – не знаю. И никто не знает. Как говорил Антон Павлович Чехов, пока Бог не откроет им тайну. Только тогда мы сможем к этой истории более или менее прикоснуться.
– Как Вы отбираете молодых, талантливых актеров в свой театр?
– Это история про любовь. Я говорю самое первоначальное и самое безответственное. Это про любовь. На сцене надо рассказывать про любовь. Ты полюбила, тебя полюбили, ты это имеешь и начинаешь этим делиться. Любая театральная пьеса, которую ты возьмешь, – про любовь. Несмотря на то, что Отелло задушит бедную Дездемону, все равно – это про любовь. Актер приходит в театр, у него, грубо говоря, есть какие-то «запасы» любви, и он хочет этим делиться. Это то, что я тебе сегодня рассказывал: первый поцелуй, прикосновение к руке публично – это все очень интересно и может быть самое удивительное в театре. А все, что дальше – уже скучнее.
– Вы сразу чувствуете людей, которые к Вам приходят?
– Это нельзя чувствовать. Как идет отбор – никто не знает. Нужен «штучный» подход, здесь не может быть как на конвейере. Я многое видел. Видел, как на моих глазах старели артисты и артистки. Знаешь, еще недавно было все хорошо, и вдруг – такие скучные усталые глаза. А мы с тобой как договорились? Мы же собрались рассказать про любовь. А если у этого человека сонные глаза?
– Вы стараетесь каждый год приглашать к себе в театр кого-то из молодых?
– Такого не происходит. Не знаю, были ли у тебя моменты в жизни, когда ты брала на себя ответственность? То же самое и здесь. Нельзя пять раз в году искать новые ощущения. Иногда бывает – на всю жизнь. Иногда бывает (что гораздо страшнее) – разочарование. Иногда – мы не вошли в эту любовь, в эту угаданную нами жизнь. Это грустная история, но она такая. Так же, как и цвет лица бывает разный: вроде розоватый, а потом вдруг стал зеленый. Никто не знает, что из этого должно выйти.
Я говорю тебе честно, уже пятьдесят с лишним лет работаю в театре. И вроде бы все так договорились: надо оттуда выйти, сюда сесть – а оказывается, что очень важный момент не произошел. Как в любви! Мы никогда с тобой на этот вопрос не сможем ответить: почему эти два человека, которые полюбили, шли друг к другу и потом расстались. Почему? Это никто не может угадать. Поэтому и профессия такая, и сам способ пребывания на сцене. Каждый раз, когда мы начинаем играть какой-то спектакль – начинаем репетировать, прикасаться, искать, тереться друг о друга, потом вдруг – мы глубоко ошиблись. И видно, что это с этим не будет никогда. Как узнать? Никто не знает. Это очень трудно. Ты же знаешь, ни в одной аптеке нет этого рецепта, ни в одном супермаркете нет этой вещи, нигде нет: вот мы это взяли, потом положили сюда и все, мы выяснили, что ты это любишь, а это нет.
Я намного старше тебя, и вроде бы имею право делать какие-то выводы: нет, не знаю. Никто не знает. Я очень люблю Антона Павловича Чехова. Спектакль «Три сестры», которые мы играли и будем играть еще, заканчивается гениальной фразой: птицы летают, долго летать будут, не понимая, куда они летят, и будут летать, пока Бог не откроет им тайну. Когда с годами начинаешь это ощущать (не понимать, потому что понимать трудно), тогда ты думаешь, что может быть надо сюда идти или куда-то туда. Никто не знает. И то же самое, когда ты спрашиваешь, как узнать, подойдет актер или нет: кто знает? На мой взгляд, это какие-то химические процессы.
Существуют среднеарифметические правды, которые можно нам с вами переписать. Вам больше идет такая прическа, а чуть поменяется прическа, выясняется, что мы все не туда забрели. А может быть это и есть интерес жизни? Потому что как только мы все угадаем, может быть, потеряем интерес.
– Скажите, пожалуйста, чему Вы стремитесь научить молодых актеров?
– Трудно научить. Скажу грубо. Я могу посоветовать утром чистить зубы. Это единственно мы можем более или менее сказать. Или свежее белье одевать. Научить? Мы можем помешать. Я всегда этого боялся. Мы смотрим молодых актеров на различных прослушиваниях. Честно тебе скажу: я всю жизнь боюсь ошибиться и выбрать не того человека. Может быть это не мой «фрукт»? Может быть, от этого у меня будет «аллергия»?
– А тот, который себя не проявил, вот он как раз и подходит…
– Умница! Конечно! А я с какой-то другой стороны на него посмотрю и скажу – нет. Это очень трудно. Тем более тут все связано с нервами, сердцем, желудком, еще с чем-то, с тем, как это все поменяется в дальнейшем. У нас была актриса, которая приехала в Израиль и в первый же день отравилась, потому что ей показали авокадо и сказали, что это очень вкусно. Она съела пять килограмм. Слава Богу, ее спасли. Для меня это – то же самое.
Знаешь, у меня слабость, я обожаю детей и животных. Детям и животным я все прощаю. Когда я вижу, что дети какую-нибудь плитку трогают, тогда тоже становлюсь ребенком: даже когда я им говорю, что так нельзя делать, сам-то понимаю, что тоже хочу потрогать. Вот это такая странная вещь. Что лучше? Тот, который трогает и обжигается, или тот, который никогда в жизни так и не тронул? А надо принять решение.
– Расскажите, пожалуйста, о своем любимом учителе Армене Карапетовиче Гулакяне...
– Что именно я тебе расскажу? Не знаю. Все, что узнал о театре, я узнал от него. Конечно, прошли годы. Я его идеализирую, фантазирую, придумываю его. Да, много больше узнал о нем, когда уже стал взрослее. Но все равно поначалу основные какие-то очень важные вещи я узнал от него.
Театр – очень странное учреждение. Могу сказать хуже. В этом организме рядом живут очень плохое с очень хорошим. Рядом. Это как пороги. В жизни мы так с этим не сталкиваемся. Больше всего боюсь в театре соблазнов. Зрители меня вводят в заблуждение: начинают аплодировать, ура! И я попадаюсь на эту «удочку». Я говорю с тобой наивно. Конечно, я многое знаю. Больше полувека живу в этом организме, в этом коллективе, с этими людьми. Я начинаю догадываться о том, что это, почему здесь лучше сесть, а здесь постоять. Ответственность за каждый твой шаг будет перед тобой всегда. Кроме тебя никто не решит проблему. Здесь чай пить или кофе лучше? Правда. С чаем и кофе легче решить проблему. Ты знаешь, есть более серьезные проблемы. Мы этим живем. Мы сейчас «заварили» эту пьесу, начинаем в нее проникать, начинаем сравнивать с жизнью и так далее. Из этого получается то, что называется театр.
Я даже тебе более скажу, мы должны ответственно ответить на вопрос, что такое хорошо, а что такое плохо. Ответственно. Не так, как нам сказали, что, когда загорится зеленый свет, мы все идем сюда. Если б это было так, было бы легко жить. Есть много разных нюансов.
Говорю честно: я почти ничего не понимаю в моей актерской профессии. Правда-правда, я не кокетничаю. Элементарные вещи знаю, а по-настоящему – нет. Я думаю, что никто не знает. Поэтому я приводил слова Антона Павловича Чехова: пока Бог не откроет им тайну. Сколько тебе лет, прости?
– О!
– Подойдет ответ! Потом ты меня вспомнишь и скажешь, мы до сих пор не решили этот вопрос. Какие тайны? Как их открыть? Вот животные, например, собаки реагируют на то, что готовится землетрясение. Мы тоже чувствуем. К нам информация тоже идет. Но мы эти обостренные чувства загнали интеллектом.
Театр – это тайна (говорю это без пафоса, иначе нам никто не поверит), как и жизнь.
– Армен Борисович, каким Вы были студентом?
– Может быть, меня оправдывает то, что я скажу, но после первого года учебы я уже начал работать в профессиональном театре. У меня не было свободного студенческого времени. Я пришел в театр, и до сих пор так живу.
Раньше я больше знал о своей профессии, чем сейчас. Серьезно. Я тебе говорю ответственно. Осилить эту профессию никто не сможет. Здесь действуют законы биологии, которые ты не контролируешь, или какие-то химические законы. Все попытки людей определить, рассказать об этом не приводят ни к каким результатам. Я вдруг понял, что через три минуты изменюсь. Сейчас дверь откроется, и в мою жизнь кто-то войдет. У этого кого-то будет другой запах, другой цвет глаз. И у меня резко поменяются идеи.
–В Вашем репертуаре более трехсот ролей. Какие роли особенно любимы Вами?
– Не знаю, правда. Что-то ушло из моей жизни, что-то я недолюбил, недоел, недовыпил. Теперь, смотря на экран, я даже не знаю, кто это, и откуда все это идет? Я, например, очень боюсь холода, я теплолюбящий, так бы я сказал нежно про себя. У меня есть роли, которые связаны с холодом. И все остальные рассуждения на эту тему могут оказаться неважными. Я уже не говорю о возрасте, не говорю о том, что все это я уже пережил.
– С кем из партнеров в театре, кино Вам интересно работать?
– Это происходит только в процессе. Я могу играть с партнером спектакль, у нас будет любовь. Но это иллюзия. Спектакль сняли из репертуара, мы разошлись, разбежались в разные стороны. Потом когда я встречаю на улице эту актрису или актера – чужой человек. Вот в этом трудность профессии. Этот организм – театр – так утроен, что по окончании спектакля или съемок, мы остаемся просто коллегами, а были одной семьей.
– Какую книгу Вы недавно открыли для себя?
– Мне интересно перечитывать. Есть вещи, которые я читал по нескольку раз, но вдруг обнаруживаю какую-то проблему.
Мы же потребители. Что мы возьмем из книги? Тебя что-то задевает когда-то, где-то. И ты потом ищешь ответ на этот вопрос. Особенно это касается нашей профессии. Мы сейчас репетируем «Пигмалион» Бернарда Шоу, мы влюбляемся, открываем, что-то обнаруживаем, а я эту пьесу знал триста лет. Вдруг что-то зацепило, в ухо что-то влетело, куснуло.
– Сколько спектаклей сейчас в репертуаре театра?
– Наш театр и вообще русский театр живет непросто. У нас был хороший репертуар, но мы сейчас отказались от многого, играем три или четыре названия. Мы до сих пор так и не поняли, чего хочет наш замечательный зритель, который так безумно любит театр? У нас есть понятие – «борзовики» – бюро организации зрителя. Эти борзовики и заполняют наши залы, и мы не можем спросить, а вам что нужно? Смешного давайте, – говорят одни, а другие – чтобы все внутри перевернулось. Мы будем еще разбираться в этой проблеме. Наш сегодняшний русский театр в моем представлении не знает, куда идти, в какую сторону. Никто не знает.
Беседу вела Татьяна Токун