Галлай Марк Лазаревич
Лётчик-испытатель, писатель.
Родился (03) 16 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге.
С 1930 года работал токарем на заводе 'Красный Октябрь'. В 1932-1935 годах учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ. В 1935 году перевёлся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937 году.
С 1935 года летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградскома эроклубе. В 1936 году окончил самолётное отделение аэроклуба, был в нём инструктором парашютного спорта. С 1937 года работал инженеромв ЦАГИ. Без отрыва от работы окончил лётную школу ЦАГИ и в сентябре 1937 года стал лётчиком-испытателем ЦАГИ. Провёл испытания бомбардировщика СБ на трёхколесном шасси (1940).
С апреля 1941 по июль 1950 года — на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте. Провёл испытания СБ на флаттер (1941), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (1941).
В Советской армии с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 года — лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на самолёте МиГ-3 для отражения вражеских налётов, сбил 1 самолёт противника. В январе-марте 1942 года — заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на самолёте Пе-2; в мае-июне 1943 года — лётчик 890-го авиационного полка (Авиация дальнего действия), совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота самолёта Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника.
В июне 1943 года был сбит над территорией, оккупированной врагом, и выпрыгнул с парашютом. Нашёл партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на самолёте был вывезен за линию фронта.
Поднял в небо и провёл испытания истребителя МиГ-9 ('Ф-3') (09.08.1946). Провёл испытания пороховых стартовых ракет на Пе-2 (1943); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (1943), испытания Як-7 с опытным ламинизированным крылом (1944); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ (1944); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946), первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (1946), дальнего бомбардировщика Ту-4 (1947-1949). Участвовал в испытаниях самолётов И-215 (1948), Як-20 (1950).
В 1950-1953 годах — лётчик-испытатель НИИ-17; провёл испытания радиолокационного оборудования истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200.
В 1953-1958 годах — лётчик-испытатель ОКБ В.М. Мясищева; поднял в небо и провёл испытания самолёта 3М (1956).
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Марку Лазаревичу Галлаю присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
С 1958 года — в запасе. За время лётной работы освоил около 125 типов самолётов, вертолётов и планеров.
17 февраля 1959 года в числе первых ему присвоено звание 'Заслуженный летчик-испытатель СССР' (¦ знака — 3).
В 1958-1975 годах работал в ЛИИ старшим научным сотрудником. В 1960-1961 годах — инженер-методист отряда космонавтов.
С 1959 года был заместителем председателя методического совета МАП по лётным испытаниям. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве лётными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других).
Опубликовал около 30 научных работ. Преподавал в МАИ. Доктор технических наук (1972), профессор (1994). Член Союза писателей, автор многих книг.
Умер в Москве 14 июля 1998 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы (участок № 3).