Впервые я увидел Рода Стайгера под Ужгоpодом в костюме и гриме Наполеона, Он сидел в походном кресле у барабана, на котором лежала карта. Простая походная шинель, треуголка, усталое небpитое лпицо человека, который в душе, видимо, знает, что это его последняя битва,. Кругом рвались снаряды, адъютанты на взмыленных лошадях привозили неутешительные донесения, с тревогой смотрели на поле боя маршалы. И только один человек в этом хаосе криков, взрывов и лошадиного ржанья сохранял спокойствие. Взгляд темных глаз оставался пронзительным и высокомерным.
В Америке, да и в Европе, Рода Стайгера часто называют «актером N1» кинематографа и нe скупятся по отношению к нему на самые высокие эпитеты. Сергей Бондарчик, у которого Cтaйгep снимаeтся в главной роли фильма «Ватерлоо», согласен с этим. Он paссказал, что у Стайгера нет ни одного банального жеста, ни одного привычного приема, ни одного одинакового дубля. На съемочной площадке он импровизирует, целиком полагаясь на, свою художническую интуицию. «Стайгер, - подчеркнул С. Бондарчук, - предельно правдивый, предельно эмоциональный актер. Он хорошо знает русский театр и русскую актерскую школу. Интересно размышляет о Станиславском, Черкасове и в особенности о Вахтангове. В игре Стайгера есть масштабность, есть что-то шаляпинское.
...Роль Наполеона Род Стайгер считает самой крупной во всей своей актерской карьере.
В жизни актер - шатен с карими глазами, крупной, располневшей фигурой, большими руками. Даже в костюме Наполеона он нe очень похож на известные портреты Бонапарта. Сергей Бондарчук и Род Стайгер исходят из тoгo, что это были парадные портреты, не запечатлевшие Наполеона-человека. И как он выглядел в жизни, никто в точности нe знает. Поэтому живое, выразительное лицо актера, и его художеническая интуиция больше могут рассказать о Наполеоне-человеке, чем пластический грим, копирующий известные изображения. Мне показалось, что в облике Стайгера есть то, что писал о Наполеоне Стендаль: «Лицо у него необычайное, полное, круглое и бледное... Bо время беседы мускулы лица. почти нe двигаются, а иногда даже пребывают в полном покое, за исключением тех, которые расположены у самого рта». В фильме Наполеону столько жe лет, сколько исполнителю его роли.
Стайгер показывает закат Наполеона, еще недавно бодрого и деятельного, а теперь усталого, больного, словно предчувствующего свое поражение. В твердом взгляде еще властность, а в тяжелой походке - безнадежность.
- Никто не может определить, - говорит Род Стайгер,- что такое величие. Наполeон рвался к безграничной власти над людьми, ему мерещился образ объединенной под его началом Европы, и он шел пo этому пути. Что толкало его? Только амбиция, бесконечное высокомерие? Но не этим он был велик. Он обладал богатым воображением и чувствовал в себе силы, чтобы реализовать свои мечты в действительность. Природа наделила Наполеона не только воображением, но и физической выносливостью, силой воли, даром убеждения, целеустремленностью и решительностью. Такие люди делают только то, что кажется правильным им. Они перестают видеть слабости других, требуют от них тех жe качеств, которыми обладают сaми. Убедившись, что этих качеств у других нет, они все начинают делать самостоятельно, никому ничего не доверяя. А это изнашивает. Даже великий человек может нести только определенную ношу. Трагедия в том, что такой человек отрывается от людей, его перестают понимать. Это трагедия деспота.
В фильме Наполеон произносит такие фразы: «Франция и я - единое целое», «Я вернулся только для того, чтобы сделать Францию счастливой», «Я слышу биение сердца Франции». Я восхищаюсь Наполеоном, но нe люблю его, поскольку сам являюсь пацифистом и отрицательно отношусь к войнам, славе и иным атрибутам власти, которые завоевываются кровью. Но, разумеется, свое личное отношение я нe собираюсь переносить на экран. Постараюсь сыграть Наполеона точно. Обычно в спектаклях и фильмах о Наполеоне подчеркивают авантюрную сторону. Я питаю скромную надeжду на то, что, может быть, мне удастся углубить этот сложнейший образ, находивший уже не раз как сценическое, так и экранное воплощение.
С удовольствием продолжил бы биографию Наполеона в кино, например, его жизнь на острове Cв. Елены.
...Когда основное в фильмe - трактовка образа главного персонажа, и когда на съемочной площадке встречаются две такие яркие индивидуальности, как исполнитель этой роли Род Стайгер и постановщик картины Сергей Бондарчук, не может обойтись без споров, столкновения точек зрения. Но, бывая на съемках, я видел, как легко преодолеваются разногласия, как быстро находится общий язык. Это объясняется тем, что у двух больших художников есть общая платформа. Она заключается в принципиально одинаковом понимании образа Наполеона и в том, что оба они - убежденные приверженцы реалистической школы игры. Оба безгранично верят в искусство переживания, оба ищут пути прежде всего к сердцу зрителя.