"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Полезное / познавательное чтение в кругу семьи. Детям и взрослым.


Полезное / познавательное чтение в кругу семьи. Детям и взрослым.

Сообщений 681 страница 697 из 697

1

Полезное / познавательное чтение в кругу семьи. Детям и взрослым.

https://i.pinimg.com/564x/dc/29/1b/dc291bda6f3c542642e6752e159abc14.jpg

Полезное чтение в кругу семьи для любознательных детей и взрослых.
Читайте вместе обо всём на свете.
Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.
Семейное чтение, обмен интересной информацией, обсуждение делают ближе родителей и детей, сплачивают семью.

Что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку

• Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

• Вы учите малыша читать правильно, с выражением, показываете образец культурного чтения.

• Вы облегчаете ребенку  понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как  он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

• Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

• Ваш  ребенок  учится читать, развивает технику чтения, любовь к книге  и интерес к чтению. И все это совсем незаметно для него, просто читая книги вместе с родителями.

Чте́ние — сложный когнитивный процесс

Чте́ние — сложный когнитивный(познавательный) процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет из себя сложное взаимодействие между текстом и читателем, который формируется на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, не ограничивая читателя в чтении. Это помогает исследовать тексты во время интерпретации. Читатели используют различные стратегии чтения, насколько читающему удобно в понимании текста. В некоторых случаях, в книгах используются сноски для понимания текста значений незнакомых слов.

Также чтение — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.[/url]

Польза чтения книг

С детских лет мы слышим, что надо больше читать, потому что так поступают все образованные и интеллигентные люди. Но какая конкретно польза от чтения книг, почему-то никто не уточняет. Может и не стоит тратить время на перелистывание пыльных страниц, а занять его чем-то более интересным?

Польза и вред чтения книг

Сначала стоит разобраться с благотворным влиянием книг, не зря же об этом так много говорят.

1. Чтение обогащает словарный запас. Открывая книгу, вы получаете уникальную возможность погрузиться в мир, созданный писателем, повстречаться с совершенно разными людьми, узнать о разных стилях речи и характерных для них выражениях. Так что много читая, можно потренировать свое остроумие и красноречие.
2. Книга – лучший тренажер для мозга. Пока мы читаем книгу, мозг выполняет очень важную работу – анализирует поступающую информацию. Мы оцениваем характер персонажей и их действия, предсказываем поступки и прогнозируем развитие событий, все это обеспечивает приятную и эффективную тренировку мозга.
3. Чтение вслух – польза для дикции. Проблема с речью – довольно частая проблема, мы проглатываем окончания, тараторим, нечетко произносим звуки, неправильно используем интонации. Все эти проблемы можно исправить, заведя привычку читать вслух с выражением.
4. Улучшение концентрации. Когда нам попадается интересная книга, отвлечь не может ни шум за окном, ни звонок телефона. Выработанное умение концентрироваться может серьезно улучшить качество работы или обучения.
5. Возможность пообщаться с ребенком. Когда день проходит в хлопотах, времени для детей находится совсем немного. Поэтому польза от чтения вслух перед сном будет двойной – и ребенка спать уложите, и время ему уделите.
6. Повышение уверенности в себе. Чтение помогает расширить кругозор и улучшить навыки общения, вполне естественно, что и уверенность в себе тоже вырастет. Гораздо проще отстаивать точку зрения, когда есть возможность сделать это аргументированно.
7. Снятие напряжения. Иногда хочется срочно сменить обстановку, чтобы перестроиться на позитивный лад после тяжелой работы или ссоры, но это не всегда получается. Книга может стать отличным способом отвлечься от текущих проблем, заняв мысли хитросплетениями сюжета.

Какая польза от чтения книг, мы разобрались, а что может быть вредного в этом увлечении?

Конечно, можно сказать, что книги могут привить неправильные взгляды на мир, заставить жить фантазиями, но это неправда. Дело здесь не в литературе, а в способности перерабатывать информацию. Действительный вред несут некачественные книги. Плоский сюжет, непродуманные образы и плохое владение языковыми средствами заставят вас потерять время впустую. От такой литературы не стоит ожидать благотворного воздействия вроде тренировки мозга или улучшения навыков общения. Поэтому прежде чем браться за очередной бестселлер, подумайте, есть ли у вас на это время, так как хорошая реклама очень редко соответствует такому же содержанию.

«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная.» А.С.Пушкин.

«Если не умеешь говорить — учись читать.» Л.Помпоний.

«Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.» У.Теккерей .

http://s6.uploads.ru/t/YEFbg.gifУчим ребенка  пересказывать  короткие рассказы

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей. Предложите вашему ребенку короткие рассказы, с помощью которых легко можно научиться пересказывать тексты.
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.
При этом на разных ступенях обучения пересказа применяются различные виды пересказа:
Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он
заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

http://s2.uploads.ru/t/a0k1B.gif Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.

Родителям на заметку: Влияние сказки на развитие ребенка

История первой сказки наверняка насчитывает тысячелетия, и раз такая традиция сохранилась до сих пор, то в этом есть смысл и практическая польза. Психологи, кстати, эту полезность доказали достаточно давно. Влияние сказки на развитие ребенка, по их компетентному мнению, сложно переоценить: они нужны и важны как часть правильного морального и эстетического формирования личности.

    По мнению специалистов, рассказывать сказки малышу надо правильно, то есть с учетом возраста ребенка, его эмоционального склада, настроения и, естественно, прислушиваясь к его предпочтениям и привычкам. Правда, безоглядно идти по поводу у ребенка тоже не стоит: если ваше чадо настаивает на 10-ом дубле сказки про Колобка, то ваша первостепенная задача – заинтересовать ребенка новой темой и яркими персонажами. В противном случае развивающая составляющая процесса будет нивелирована.

Статья Нила Геймана о природе и пользе чтения

Шикарная статья писателя Нила Геймана о природе и пользе чтения. Это не просто туманное размышление, а очень понятное и последовательное доказательство, казалось бы, очевидных вещей.

    Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст. Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут электронными, дайте им этот текст. Если вы с теплотой (или наоборот с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, прочитайте этот текст. Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст, а если вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, тем более прочитайте этот текст.

Людям важно объяснять, на чьей они стороне. Своего рода декларация интересов.

Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении и о том, что чтение художественной литературы и чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.

И я очевидно очень сильно пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать. Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна. Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного:
Грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения:

    Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится… в этом настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.
    Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть.
    Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, – это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.
    И вторая вещь, которую делает художественная литература, – она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза – это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир – это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Эмпатия – это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.

Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру не обязательно быть именно таким. Все может измениться.

    В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?

    Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками.

Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство – это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

Верный способ разрушить детскую любовь к чтению – это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека. У меня были родители, которых можно было убедить забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время каникул.

Библиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.

Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации. Получить необходимую информацию всегда было важно и всегда чего-то стоило. Когда сажать урожай, где найти вещи, карты, истории и рассказы – это то, что всегда ценилось за едой и в компаниях. Информация была ценной вещью, и те, кто обладали ею или добывали ее, могли рассчитывать на вознаграждение.

В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксобайтов информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.

Книги – это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.

read

Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.

Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.

Писатели – особенно детские писатели – имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина – это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие.

В конце концов, литература – это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой – это история, от которой они не могут оторваться.

Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, которые кормят своих птенцов предварительно разжеванными червяками. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей то, что бы нам не хотелось прочитать самим.

Все мы – взрослые и дети, писатели и читатели – должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.

Оглянитесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидное, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стены, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всеми вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в здании, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.

Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой, и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обворовали и изуродовали.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.

Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

Автор: Neil Gaiman
Перевод: Наталья Стрельникова

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть».

- В. А. Сухомлинский

+4

681

Плодами какого божества называли виноград древние греки?

Он дал имя этому удивительному растению — «ампелос», и от него произошли названия двух наук: ампелология и ампелография. Бог вина был сыном Зевса, громовержца, и дочери фиванского царя Кадма, прекрасной Семелы.

Виноград древние греки называли плодом Диониса, потому что в греческой религии и мифологии Дионис — бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.

С именем Диониса связывают открытие виноградной лозы. Связь с растительными силами природы подчёркивается эпитетами Диониса: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь».

Согласно одной из легенд, Дионис подарил своему любимцу юноше Ампелу увесистую виноградную гроздь, но она находилась на длинной и довольно тонкой ветке высоченного дерева. Пытаясь завладеть даром, юноша упал с дерева и разбился насмерть. Долго оплакивая его гибель, удручённый бог решил каким-нибудь образом увековечить своего любимца и превратил его гибкое тело в чудесную извивающуюся лиану, тут же снабжённую ранее созданными виноградными гроздьями.

bigenc.ru

0

682

Почему слово Serendipity — настоящее чудо английского язык

Вот представьте себе: вы идёте по улице, думая о своём, вдруг под ногами блестит что-то странное. Поднимаете — а там, скажем, старая монетка. Ну, не просто старая, а прям винтажная, редкая. И вы стоите, улыбаетесь как ребёнок, не веря своей удаче. Это оно, самое — serendipity. И, если честно, это слово настолько же чудесное, как и те моменты, которые оно описывает.

Сейчас объясню, почему. Потому что, зная это слово, вы не просто пополните словарный запас. Вы начнёте смотреть на жизнь иначе. А может, и влюбитесь в английский чуть сильнее.

Serendipity — что это вообще такое?

Это не просто слово, это почти философия. Ну, или состояние души. На русский его сложно перевести одним словом, но можно описать как «счастливую случайность», «неожиданную удачу». Пример? Пожалуйста. Вы искали одно, а нашли что-то совершенно другое, причём в разы круче. Типичная serendipity.

Кстати, это слово — не из современного сленга. Оно появилось ещё в XVIII веке. Английский писатель Гораций Уолпол впервые его использовал, вдохновившись сказкой о трёх принцах из Серендипа (старое название Шри-Ланки). Эти принцы постоянно открывали что-то ценное и удивительное, просто благодаря своему любопытству и интуиции. Вот так и родилось это чудо-слово.

Почему это слово такое особенное?
Давайте разбираться. Ведь не каждое слово вызывает такую бурю эмоций, верно?
1. Оно звучит волшебно.
Серьёзно, попробуйте произнести: se-ren-di-pi-ty. Как песня. Такое лёгкое, плавное, будто летящее. Это слово само по себе как маленькая счастливость.
2. Оно пронизано позитивом.
Serendipity напоминает нам, что жизнь умеет подкидывать приятные сюрпризы. И неважно, что день не задался, всегда может случиться что-то неожиданно хорошее.
3. Оно учит нас быть открытыми.
Когда вы верите в serendipity, вы как будто ловите моменты — замечаете детали, которых раньше не видели. Это ведь так важно: не упускать красоту вокруг, даже в мелочах.
Как serendipity встречается в жизни?
Ну, тут уж вариантов море. И, скорее всего, вы сами не раз это чувствовали, просто не знали, как назвать.
Вы находите то, что не искали.
Вот, скажем, вы рылись в старых бумагах в поисках квитанции. А нашли открытку от друга, которого давно не видели. И сердце так тепло сжалось. Это оно.
Маленькие, но трогательные моменты.
Например, вы прогулялись на пару минут дольше обычного и вдруг увидели, как закат раскрасил небо в безумные цвета. Кажется мелочью, но в этом вся магия.
Случайные встречи, которые меняют многое.
Вы стоите в очереди в кафе, заводите разговор с незнакомцем, а через пару месяцев понимаете, что этот человек стал вашим лучшим другом. И ведь даже не планировали.
Как использовать это слово?
А теперь самое интересное — как же внедрить это чудо в свою речь? Ну, во-первых, будьте смелее. Даже если вы ещё учите язык, такое слово только добавит вашему английскому уникальности.
Вот примеры:
«Finding this hidden gem of a bookstore was pure serendipity.»
«It was pure serendipity meeting her at the airport that day.»
«Life is full of serendipity if you keep your eyes open.»
Классно, правда? Сразу создаётся ощущение чего-то необычного.

Почему это важно?
Serendipity — это не просто про слово. Это про взгляд на мир. Когда вы знаете, что такое serendipity, вы начинаете замечать её проявления повсюду. Жизнь становится как-то проще, легче, интереснее.
А ещё такие слова — это настоящая находка для тех, кто хочет говорить на английском красиво, не банально. Это не просто пополнение словаря. Это про то, чтобы почувствовать язык глубже, открыть для себя его нюансы.

Что дальше?
Теперь, когда вы узнали про serendipity, присмотритесь к своей жизни. Может, такие моменты уже с вами происходят? Или вы просто не обращали внимания? В следующий раз, когда случится что-то неожиданно хорошее, улыбнитесь. И подумайте: «Вот это serendipity!»

Источник: https://dzen.ru/a/Zz0dgqEjsBmUGp7I
=====================================
От Fleur
serendipity
книж. счастливая способность к открытиям; интуитивная прозорливость

0

683

Профессор кислых щей и другие фразы, которые мы знаем с детства: разберемся, почему так говорят

В русском языке на каждую ситуацию найдется поговорка, фразеологизм или крылатая фраза. Эти выражения давно стали частью нашей повседневной речи, но их происхождение мало кто знает, а зачастую оно скрывает любопытные детали.

Каждый из фразеологизмов — это окно в прошлое, отражение быта, культуры и особенностей жизни наших предков. Иногда история происхождения может оказаться настолько неожиданной, что после того, как узнаешь ее, само выражение начинает восприниматься по-новому. Например, «дым коромыслом» или «профессор кислых щей»…

«Тертый калач»

Так принято называть человека с большим жизненным опытом, который многое повидал и пережил. Казалось бы, причем здесь калач? Вы удивитесь, но объяснить происхождение этого фразеологизма очень просто.

На Руси изготовление хлебобулочных изделий было обычным делом. Особенно любимыми в русском народе были калачи, без которых не проходило ни одно торжество. Калачи имели различную рецептуру теста и выпечки, в связи с чем у них было множество сортов. Нас же интересует именно муромский сорт, или, как его еще называют, «тертый».
«Тертый» калач считался самым вкусным, однако процесс его замеса был наиболее трудоемким, так как тесто к нему приходилось очень долго и кропотливо разминать. Неудивительно, что именно он послужил своего рода ассоциацией с опытным и упорным человеком, закаленным трудом и жизненными невзгодами.

«Дым коромыслом»

На первый взгляд может показаться, что это бессмысленное сочетание двух слов, между которыми нет совершенно ничего общего. И все же мы прекрасно понимаем, о чем идет речь – о суматохе или шумном сборище. Но как все это связано с дымом и тем более коромыслом?

Начнем с того, что на Руси избы были преимущественно курные, то есть без дымохода и трубы. Топились они «по-черному»: дым выходил через распахнутые окна и двери.

Однако с появлением печных труб люди начали подмечать, что в зависимости от погодных условий дым покидает избу по-разному. Так, в солнечную безветренную погоду он восходит ровным столбом точно в небо, при влажности воздуха – стелется параллельно земле, а во время грозы – крутится и извивается, напоминая своей формой коромысло.
Собственно, так и появилось выражение «дым коромыслом», которым предсказывали надвигающуюся бурю. Уже впоследствии оно стало использоваться для обозначения неразберихи и беспорядка.

«Как об стенку горох»

Сколько раз мы слышали эту фразу от родителей, когда не слушались и делали по-своему! Но почему говорят именно так?

Дело в том, что на Руси горох пользовался большой популярностью, так как был незаменимым продуктом во многих блюдах. Однако его «очистка» занимала много времени, поэтому изобретательные хозяйки придумали кидать горох об стену, чтобы выпавшие горошины можно было просто собрать.
Со временем матери начали сравнивать своих детей с непробиваемыми стенами, до которых «ничего не доходит», а отскакивающий горох – со своими наставлениями, которые их непослушное чадо игнорирует.

«Профессор кислых щей»

Так мы насмехаемся над тем, кого считаем самоуверенным выскочкой, ведь, несмотря на то, что такой человек мало знает, он любит пустословить и поучать других. Иными словами, профессор кислых щей – это своего рода «специалист по ерундовым вопросам». Правда, изначально такое наименование вовсе не считалось обидным, напротив, было уважительным.

Профессором кислых щей в буквальном смысле называли тех, кто знал секрет приготовления идеальных щей. Вот только под щами имелся в виду вовсе не суп, а разновидность кваса, производство которого было очень трудоемким и таило в себе много нюансов.
Со временем кислые щи как напиток потеряли свою популярность, и ими стали называть уже знакомый нам суп из капусты. А так как сварить щи может каждый, выражение «профессор кислых щей» приобрело ироничный характер.

Подробности: https://dzen.ru/a/Z0TFYYqqNWBzFsht

0

684

Русифицировал Винни-Пуха и превратил философские размышления в стихи: 5 удивительных фактов о Борисе Заходере

Он познакомил русскоязычных читателей с Винни-Пухом и Алисой из Страны чудес, увлекался немецкой литературной классикой и не любил выходить на публику. Вспоминаем пять удивительных фактов из биографии Бориса Заходера.

Правил «Винни-Пуха» по замечаниям Корнея Чуковского

Первый крупный перевод Бориса Заходера — «Винни-Пух» Алана Милна. Перед публикацией работу малоизвестного тогда переводчика отдали на проверку Корнею Чуковскому — мастеру детских текстов. Чуковский похвалил Заходера, но назвал его стиль «расшатанным»: имя «Пятачок» и восклицания «батюшки» показались писателю странными. Они точно отсутствовали в оригинале и были полнейшей выдумкой переводчика.

Заходер послушал старшего товарища: «батюшки» из книги убрал. Но Пятачка решил оставить. Он гармонично смотрелся рядом с пыхтелками и вопилками Винни-Пуха — их тоже добавил Заходер. Это было в стиле его перевода, который иногда больше походил на пересказ. Писатель мог до неузнаваемости изменить оригинал, трансформировать его под сознание русскоязычного читателя. Это шло вразрез с академическими нормами перевода, но превращало его тексты в родные и понятные русскому уху.

Втайне от публики переводил сочинения Гёте

Любимым языком перевода для Бориса Заходера был немецкий. Он говорил: «Если я не знаю какого-то немецкого слова, значит, его нет в словаре или оно вообще не существует». Писатель начал переводить с немецкого еще в десятилетнем возрасте. Тогда он выбрал не детский стих и не сказку, а сразу схватился за «Лесного царя» Гёте. По выражению Заходера, так он хотел «утереть нос Жуковскому», который перевел это стихотворение на русский в 1818 году.

Гёте остался с Борисом Заходером на всю жизнь. После смерти писателя его жена Галина обнаружила около 800 листов черновиков Гёте: их Заходер 60 лет писал в стол. Это был грамотный перевод, достойный печати. Но подобная серьезная работа не соответствовала статусу классика детской литературы, поэтому Заходер скрывал свое увлечение от публики. Он признавался: «Титул „детского поэта“ закрывал мне путь во взрослую поэзию». Заходер, так же как Чуковский, Барто и Маршак, однажды попробовал детскую литературу и уже не смог ее покинуть.

Недолюбливал «Алису в Стране чудес» и отказывался ее переводить

Заходеру дважды предлагали перевести «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. В первый раз он напрочь отказался, во второй — согласился только потому, что нуждался в деньгах. Тогда Заходер должен был срочно расплатиться с кредиторами за любимый дачный дом. Еще одна причина начать перевод книги — надежда окончательно бросить курить. Только погружаясь с головой в работу, он забывал о сигарете.

Заходеру не нравилась девочка Алиса в других переводах, поэтому он создал ей новый образ доброй и любопытной фантазерки. Писатель даже ласково называл ее Аленкой. Так работать было проще, хотя Заходер шутил: «Перевести „Алису“ будет труднее, чем перевезти к нам Англию». Все потому, что оригинал Кэрролла опирается на английскую литературу. Например, он использует стихи, пародирующие английскую классику. Заходеру пришлось подобрать строки, известные русскоязычным читателям, и написать свою пародию на них:

Звери, в школу собирайтесь!
Крокодил пропел давно!
Как вы там ни упирайтесь,
Ни кусайтесь, ни брыкайтесь —
Не поможет все равно!

Дети ежегодно посвящали Заходера в пионеры

Борис Заходер не любил показываться на публике: он не выходил в эфиры на телеэкраны и редко давал интервью. Даже в Москве бывал нечасто, предпочитая писать в тишине загородного дома. Но были гости, которым детский писатель никогда не отказывал в приеме. Каждый год в канун дня рождения к Заходеру приходили школьники. В благодарность за его творчество они приносили писателю рисунки, поделки и стихи.

Школьники ежегодно проводили в доме Заходера ритуал: они посвящали писателя в почетные пионеры. Даже галстук торжественно надевали. В детстве Борис Заходер пионером не был, во взрослом возрасте в ряды партии тоже не вступал. Но попытки ребят сделать из писателя «своего» его трогали. Сколько раз происходило такое посвящение и как много Заходер набрал красных галстуков, не знал даже он сам.

Составил сборник из рецептов, частушек и философских размышлений

Помимо переводов мировой детской классики, Борис Заходер много писал, но в печать эти работы почти не выходили. В СССР существовал негласный запрет на «некруглые» фамилии: евреям пробиться в литературу было сложно. Как раз поэтому Заходер активно переводил детские книги — здесь было меньше цензуры и больше возможностей.

«Заходерзости» — первый серьезный сборник стихотворений Заходера. Он вышел в 1997 году: тогда поэту было 79 лет. Под одну обложку автор собрал стихотворения для взрослых об экологии, политике, боге и государстве. Сюда Заходер поместил даже стихотворные рецепты и частушки. Все написано в его шуточной и дерзкой манере, за которой скрывается глубокий смысл. Автор назвал «Заходерзости» своей первой книгой, но она оказалась последней. Через три года после ее выхода в печать автора не стало.

Подробности: https://dzen.ru/a/ZQL_iQvBMj8fZT35

0

685

ПОЧЕМУ ГОВОРЯТ

«РОДИЛСЯ В РУБАШКЕ»?

Когда младенец рождался в плодном пузыре, он мог задохнуться, если не снять оболочку с его лица.
Фразеологизм «родился в рубашке» или «родился в сорочке» используют, когда говорят о счастливом и удачливом человеке.

В старину «сорочкой» называли оболочку, в которой младенец появлялся на свет. Во время беременности вокруг плода формируется особый пузырь, который защищает его от инфекций. Обычно такая оболочка разрывается еще до того, как ребенок покидает тело матери, но в редких случаях этого не происходит.

Когда младенец рождался в плодном пузыре, он мог задохнуться, если не снять оболочку с его лица. В таких случаях повитухам приходилось действовать очень быстро, чтобы успеть спасти дитя. Считалось, что, раз новорожденный избежал смерти, значит, ему и дальше во всем будет сопутствовать удача.

Отечественный этнограф и историк искусства Николай Сумцов в работе «О славянских народных воззрениях на новорожденного ребенка» от 1880 года писал:

У многих народов сорочка эта служит несомненным признаком, что новорожденный в жизни будет счастлив. У древних римлян сорочку покупали адвокаты, признававшие за нею таинственную способность давать успех в делах. Подобное воззрение на сорочку в применении к адвокатуре существовало в Дании и в Англии. <…> В Германии верование в счастливую сорочку так сильно, что повивальные бабки часто крадут ее для своих детей. Точно такое же верование в счастливое значение детской сорочки распространено по всей России.

Поэтому в старину такую «рубашку» тщательно берегли. Ее высушивали и хранили, а иногда даже зашивали в повседневную одежду ребенка.

Отвечает Инна Докучаева, автор портала «Культура.РФ» : https://www.culture.ru/s/vopros/rodilsya-v-rubashke/

====================

Обратите внимание:

"Родиться с серебряной ложкой во рту" – народное творчество англичан!!!
Поговорка означает, что успех, везенье, деньги и удача как будто сами нашли человека. Везунчик получил все блага, не прикладывая к этому никаких усилий, родившись в богатой семье.

У нас, на Руси, это все равно, что «родиться в рубашке/ сорочке»!!!

0

686

Где моя большая ложка?

"Родиться с серебряной ложкой во рту" – народное творчество англичан. Поговорка означает, что успех, везенье, деньги и удача как будто сами нашли человека. Везунчик получил все блага, не прикладывая к этому никаких усилий. У нас это все равно, что родиться в рубашке

Нет доказательств, что серебряная посуда в реальности сулит удачу. Но вы точно будете слыть человеком с хорошим вкусом.  Серебряная посуда всегда была безусловной ценностью любого богатого и благородного дома, предметом особой гордости его семьи.

Серебряной посудой пользовалась высшая знать в Древнем Египте, а древнегреческие цари, отправляясь в походы, запасались водой исключительно в серебряных кувшинах. Первым и самым популярным столовым прибором из серебра стал нож.

В средние века популярность серебряной посуды пошла на спад, и возродилась лишь в XVI веке, оставаясь предметом роскоши. Даже дворяне могли позволить себе лишь несколько предметов: тарелки, ножи, вилки и кубок.  Иногда такой набор составлял внушительную часть приданного молодой невесты. 

Во Франции была необычная особенность сервировки стола такой посудой. Во всех странах вилки принято класть остриями кверху – чтоб не портить скатерть. Во Франции – наоборот. Гербы французских аристократов гравировались на нижней стороне серебряных приборов – и потому вилки с ложками выкладывались тщеславными хозяевами так, чтобы герб оказывался видным, а статус, таким образом, подчеркнутым. А серебряные вилки из королевских сервизов вдвое крупнее современных, чтобы ни одна деталь не ускользнула внимания от гостя.

Первый серебряный сервиз на Руси был изготовлен в 1711 году. Мастера украшали изделия чернью, драгоценными камнями или позолотой, комбинировали с фарфором или хрусталем.  Изделия с перегородчатой эмалью по скани фирм Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, Курлюкова становятся излюбленными дипломатическими подарками эпохи Александра III и Николая II. Модным было и коллекционирование серебряной посуды. Так, известный фаворит императрицы Екатерины граф Орлов за всю свою жизнь собрал 3275 предметов общим весом - две тонны.

До революции серебряная утварь была хорошим капиталовложением, в сложные времена ее можно было перечеканить на монеты. После 1917 года серебряные деньги обесценились, и посуда стала атрибутом прошедших времен, антиквариатом. На смену ей пришли столовые предметы из стекла и фарфора.

Помимо эстетической функции серебряная посуда обладает прекрасными лечебными свойствами. В Древнем Египте повсеместно пользовались «серебряной водой», а персидский царь Кир, хранил воду исключительно в серебряных кувшинах.  Серебряные кувшины широко использовались в античности, так люди себя ограждали от желудочно-кишечных заболеваний. В Индии и Китае была практика лечить желудок при помощи серебряных шариков, которые проглатывались больным.  В военные времена было необходимо иметь при себе монеты или серебряный кулон, их прикладывали к ранам.

Практически до XX века не только в народной, но и в традиционной медицине широко применялась вода, обогащенная серебром. Изучение свойств такой воды началось в конце XIX века. В своем докладе, врач мировой славы Бенье Креде рассказал о положительных результатах лечения септической инфекции водой с ионами серебра. А в 1893 году в Швейцарии К. Негели сделал еще одно открытие, которое нашло подтверждение у мировых светил медицины, что растворенное серебро в воде убивает бактерии.

«Посеребрить» воду можно при помощи специального ионизатора или обыкновенной серебряной ложки.  Благодаря сильным антибактериальным свойствам, любая серебряная ложка столовая превращает обычную воду в полезную.

Но за верную службу серебро расплачивается внешним видом. Столовое серебро намного сильнее подвержено влиянию внешних факторов, чем ювелирные украшения из этого металла. Кислоты, содержащиеся в продуктах, агрессивные химические средства и неправильное хранение могут привести к изменению цвета серебра.

Чёрный налёт сульфида серебра образуется при контакте с воздухом и веществами, содержащими серу, хлор и ряд солей. Быстрому потемнению способствует контакт с рыбной икрой и чересчур горячими блюдами. Для того чтобы замедлить образование тёмного налёта храните столовое серебро отдельно от остальных приборов.

Избегайте контактов серебряной посуды с бытовым газом, резиновыми изделиями (подставки для посуды, прихватки, перчатки), поваренной солью, луком, горохом и яичным желтком. Продукты и средства, где содержатся сера, лишают серебро блеска. Недопустимо попадание йода на серебряные изделия.

Внимание! Прогресс пока не на стороне хозяек и мыть серебряные приборы в посудомоечных машинах нельзя. Видимо, любит серебро прикосновение рук.

В домашних условиях вам поможет аккуратная чистка измельчённым до порошкообразного состояния мелом, зубной пастой, каминной золой. Можно погрузить потемневшие предметы в мыльный раствор, смешанный с нашатырным спиртом в пропорции 1 ст. ложка спирта на литр раствора (время контакта – 20-30 минут). Также можно фланелевую тряпочку лимонным соком и протереть ею столовые приборы.

Специальные средства для чистки серебра мягко и бережно очищают, не царапая поверхность.

Серебряная посуда боится сырости, хранить ее нужно в помещениях с низкой влажностью в футлярах или коробках, чтобы изделия между собой не прикасались. Самой лучшей упаковкой для драгоценного металла будет пергамент или небеленая бумага, подойдет и обычная фольга, она не даст возможности окислиться серебру.

Читайте и смотрите иллюстрации:
»Где моя большая ложка?» https://oringo.com.ua/novosti/gde-moya-bolshaya-lozhka

0

687

Как рыбы общаются друг с другом

Рыбы, «тихие существа»? Этот старый миф был развенчан. Рыбы могут не только издавать звуки, но и слышать. Как они общаются друг с другом? И какой вывод мы, рыбаки, можем извлечь из этого?

Если вы опустите голову под воду, вы погрузитесь в новый мир. Помимо восприятия глазами, ухо также ощущает что-то необычное. Всевозможные шумы, такие как тонкое потрескивание, громкий стук или высокий свист, собираются вместе. Рыбы издают звуки и используют их для общения. Например, поклевка питающейся рыбы или предупреждающие звуки, издаваемые рыбами, когда надвигается опасность.

Однако мы, люди, очень долго не знали, что рыбы - это не просто немые и глухие существа. В 1920-х годах ученый биолог и зоолог и впоследствии лауреат Нобелевской премии Карл фон Фриш смог продемонстрировать способность карликового сома слышать. Каждый раз, когда он издавал свист, он насыпал в аквариум корм. Он повторял это до тех пор, пока сом не выходил из своего укрытия сам, услышав свисток. Это подтвердило его гипотезу.

Насколько хорошо рыбы слышат?

Поскольку плотность воды значительно выше плотности воздуха, звуковые волны распространяются в воде гораздо быстрее. Звуковые волны передаются быстрее, потому что молекулы расположены ближе друг к другу. В воздухе скорость звука составляет всего 340 м/с, в зависимости от температуры. Благодаря расстоянию между нашими ушами и меньшей скорости распространения звуковых волн, в воздухе легче определить источник звука. В воде звуковые волны распространяются со скоростью более 1500 метров в секунду. В то время как наш слух с большим трудом определяет направление звука под водой, для рыб это не проблема.

Как и у людей, у рыб есть внутреннее ухо. Однако если мы воспринимаем звуки через ушную раковину, то рыбы улавливают звуки и вибрации всей поверхностью своего тела. Поскольку плотность тела рыбы схожа с плотностью окружающей воды, у многих рыб есть так называемый слуховой камень, который вибрирует независимо от тела рыбы и связан с сенсорными клетками внутреннего уха.

У карповых рыб, сельди или видов рода сомов, например, слух устроен иначе. У них есть тонкая цепочка косточек, соединяющих плавательный пузырь со слуховым проходом. Звуковые волны заставляют наполненный газом плавательный пузырь рыбы вибрировать. Затем эти колебания плавательного пузыря передаются непосредственно в ухо.

В результате эти рыбы слышат гораздо лучше, чем те, у которых нет такого устройства. Таким образом, сельдь способна быстрее определять местонахождение хищников, например дельфинов. Большинство рыб способны воспринимать звуки в диапазоне частот от 30 до 1500 Гц, а некоторые даже до 5000 Гц. Человеческий слух способен обрабатывать гораздо больший диапазон - от 20 до 20 000 Гц. Однако лишь некоторые звуки под водой достигают высоких частот. Исключением являются звуки китов и дельфинов. Зафиксированы частоты до невероятных 280 000 Гц. Эти звуки могут быть слышны сородичам на расстоянии многих километров.

Как рыбы общаются?

Рыбы общаются между собой, чтобы предупредить друг друга об опасности, привлечь к себе внимание (например, противоположного пола) или защитить свою территорию. Звуки издаются различными способами. Некоторые рыбы общаются с помощью воздушного пузыря, выталкивая воздух струей. Другие рыбы издают звуки, потирая друг о друга зубы или так называемые «пищеводные пластины».

Эти пластины служат в основном для уменьшения размера пищи или для вскрытия раковин мидий и крабов, но также используются в качестве средства общения. Известно, что многие виды ставриды, или барабульки, при поимке издают раскатистые или барабанные звуки, которые они производят в стрессовых ситуациях или при волнении. С помощью этих звуков они предупреждают своих сородичей об опасности.

У сельди, по-видимому, есть особый способ общения. Передавая давление воздуха из плавательного пузыря в анальный канал, они производят пульсирующие звуки в своем кишечнике. Часто повторяющиеся метеоризмы этих рыб завораживают морских биологов, поскольку они убеждены, что эти звуки служат коммуникативным целям. Чем больше сельди в косяке, тем больше они общаются. Это делает весьма вероятным социальное общение, которое не только предупреждает об опасности.

Как можно воздействовать на рыбу с помощью звука?

Рыболовы используют хорошую слышимость рыбы и хорошее распространение звука в своих интересах. Многие воблеры, джеркбейты и твитчбейты содержат шарики, которые при анимации издают шелестящий звук. Это привлекает рыбу и побуждает ее клевать.

Сом известен своим акустическим охотничьим поведением. Рыболовы разработали специальное средство для привлечения сома. Так называемый квок для ловли сома. Он состоит из длинного стержня с закругленной головкой на конце. Булькающие звуки при ударе по воде, слышатся как громкий щелчок, при этом сом покидает яму и движется по направлению к источнику звука.. Этот звук привлекает рыбу с огромного радиуса.

Однако рыба не глупа и учится на негативном опыте, который она получила в связи с определенным звуком. В интенсивно облавливаемых водоемах использование источников звука для привлечения рыбы иногда оказывается непродуктивным. Однако в водоемах, где громкие приманки или удилище для ловли сома используются редко или вообще не используются, это может подарить рыболовам несколько поистине замечательных моментов.

Любопытная пещерная рыба

Науке известна только одна рыба, которая не обладает ни зрением, ни слухом. Пещерная рыба Typhlichthys subterraneus способна воспринимать лишь небольшой диапазон частот - до 800 герц. За его пределами рыба полностью глуха. Это подтвердили тесты, проведенные в Йельском университете в Нью-Хейвене. Казалось бы, животное, живущее в постоянной темноте, должно обладать другими органами чувств, кроме зрения.

Поэтому пещерные рыбы сталкиваются с особыми проблемами. Им по-прежнему приходится искать способы избегать врагов, находить пищу и узнавать своих товарищей. Теперь возникает вопрос, почему эти пещерные рыбы отказались от такого важного в темной среде чувства, как слух. Очевидно, что в отсутствии возможности воспринимать высокие тона должно быть какое-то преимущество.

Как выяснилось, турбулентность воды и падающие с потолка капли создают громкие фоновые шумы - в основном с частотой выше 800 герц. Эти звуки, не являющиеся необходимыми для выживания, гасятся ограниченным слухом. Удивительно, как животные приспосабливаются к окружающей обстановке.

Cпециально для журнала Петербургская рыбалка: https://dzen.ru/a/Z0Nzeejv22TUG4Jf

0

688

Почему самая уязвимая часть тела Ахиллеса - это пята?

Ахилл (Ахиллес) — один из попу­ляр­ней­ших пер­со­на­жей антич­но­сти. Миф об ахиллесовой пяте является послегомеровским (переданный римским писателем Гигином). Как и у большинства мифологических героев, у Ахилла было сложное генеалогическое древо...

Его отцом был Пелей, смертный царь мирмидонцев (согласно легенде, он был необычайно бесстрашным и искусным воином). Его матерью была нереида Фетида.

Знаменитому герою Ахиллу ещё в детстве было предсказано, что он может прожить долгую, но бесславную жизнь, либо же героически умереть у стен Трои.

Его мать, морская богиня Фетида, не хотела, чтобы её сын умер так рано. Тогда она решила сделать Ахилла неуязвимым и окунуть его в священную реку Стикс, которая считалась олицетворением первобытного ужаса и протекала в царстве мрачного Аида.

Окуная ребенку в воду, мать держала его за пятку, и эта часть тела осталась единственным уязвимым местом Ахилла. Теперь героя не могло убить какое-либо оружие, но пятка, которой не коснулись волшебные воды Стикса, осталась уязвимой.

Фети­да поки­ну­ла своего мужа, и тот отдал Ахил­ла на вос­пи­та­ние муд­ро­му кен­тав­ру Хиро­ну. Наставник выкор­мил юного героя внут­рен­но­стя­ми львов, мед­ведей и диких веп­рей, а также обу­чил игре на слад­ко­звуч­ной кифа­ре и пению.

Ахилл вырос могучим, крепким и бесстрашным юношей. Фетида, не забывала о своем сыне и часто приплывала к нему. Но в то время Менелай стал искать отважных воинов для похода против Трои.

Фетида, зная, что сыну уготован рок погибнуть Троянской войне, всеми силами старалась противостоять ему. Она отправила Ахилла на остров Скирос во дворец царя Ликомеда. Там среди царских дочерей он и скрывался в девичьих одеждах...

Но греческие прорицатели знали, что одним из героев Троянской войны будет юный Ахилл. Они и подсказали Менелаю, что бравый воин скрывается у царя Ликомеда. Тогда Одиссей и Диомед снарядили корабль, переоделись в купцов и прибыли на Скирос. Вот только во дворце они обнаружили одних лишь дочерей.

Окончание: https://dzen.ru/a/ZuBAAoDFpEfprb2F

========================

Можно прибавить, почему ранение в "пяту", т.е. в ... щиколотку, а не в пятку, является фатальным не только для Ахилесса, но и для любого из ныне живущих людей. Связано это с тем, что аккуратно под боковыми косточками стопы находится множество кровеносных сосудов. Как артерий, так и вен, и любое ранение в эту область автоматически провоцирует очень серьезное кровотечение, которое в полевых условиях боя является смертельным. Человек просто умирает от потери крови. Перетянуть что-либо жгутом, заткнуть, замотать или остановить кровь в полевых условиях при таком ранении практически невозможно. Только в госпитале, в стационаре могут помочь. Самое опасное и самое смертельное оно считается на войне. Единственное спасение, - если у человека очень густая кровь с высоким содержанием тромбоцитов и их повышенной степенью слипаемости. Когда кровь, вытекая из раны, становится как смола и тут же застывает.

0

689

Удивительное животное морж

В российских водах обитает три подвида моржа: атлантический, тихоокеанский и лаптевский. Два из них – лаптевский и атлантический – занесены в Красную книгу России. Лаптевский морж является эндемиком российской Арктики, при этом, как отмечено в Красной книге РФ, его подвидовой статус подвергается сомнению: по данным молекулярно-генетического анализа он является изолированной популяцией тихоокеанского подвида.

Подробности: https://dzen.ru/a/Z0QqHulc9gnHBeLF

0

690

Вам узнать историю происхождения известных фразеологизмов интересно?

ТЮТЕЛЬКА В ТЮТЕЛЬКУ

Выражение используется для подчеркивания абсолютно точного попадания или соответствия.

«Тютелька» произошла от «тюти» (удар, попадание), которое в свою очередь родилось от «тюкать». Для плотника было важно попадать точно в зарубку, в одно и то же место - “тютя в тютю”.
Тютелька - это уменьшительно-ласкательная форма «тюти». А само выражение и сейчас не потеряло истинный смысл, его говорят, желая подчеркнуть абсолютную точность.

СБИТЬ С ПАНТАЛЫКУ

Выражение означает замешательство, путаницу, имеет то же значение, что и "сбить с толку". Есть несколько версий, откуда пришел в русскую речь “панталык” , по Далю это слово означает порядок, смысл, толк.

Первая версия: тюркское происхождение: "панлык" — гордыня, и слово "панд-лык" — уловка, хитрый приём.

Вторая версия от Фасмера, он объясняет происхождение слова от слова раntl (завязка, лента, петля). Эту версию поддерживает и академик Трубачёв.

Третьи считают, что фраза "панталыка" пришла к нам из музыки. Иногда мелодию, которую исполняют на бандуре, называют панталыкой. То есть получается, что "сбить с панталыку" — это сбить мелодию.

Ну и как же без Греции? Четвертая версия говорит о том, что Пантелик – греческая гора с большим количеством пещер, где легко можно потерять ориентацию.

Выбирайте любую, значение выражения от этого не изменится: запутать.

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Одно из самых известных высказываний. Чаще употребляется с иронией или сарказмом. Это выражение означает, что слова, в данном случае, обещания, могут совершенно не соответствовать действиям человека, который это обещание дал.

А почему именно три года, а не год или не семь? А вот здесь исследователи склоняются к нескольким версиям:

Первая - на Руси в принципе любили и любят число 3, поэтому три года.

Вторая: срок взят из Библии. И приводят слова пророка Даниила о времени царствования Антихриста до времени второго пришествия Спасителя:

Блажен тот, кто ждет и достигнет завершения тысячи трехсот тридцати пяти дней.
—Даниил 12:12
Если перевести 1335 дней в года, то мы получим 3 года и двести сорок дней.

Третья: в 15 веке было правило, по которому свободный крестьянин мог поменять землевладельца один раз в году, на Юрьев день в конце ноября. Потом разрешили менять только раз в три года. То есть крестьянин обязан был работать 3 года, а в конце получить обещанное. Конечно, мало кто получал то, о чем договаривались изначально.

Смысл фразеологизм не утратил, если много что обещают, то шанс это получить весьма невелик.

ГОРА РОДИЛА МЫШЬ

Это выражение используют, говоря о серьезных усилиях, которые предприняты, но при этом полученный результат незначителен, даже смешон. Появилось оно из басни Эзопа “Рожающая гора”:

«Рожала гора с неслыханными стонами,
И вся земля томилась в ожидании,
А родилася мышь!
Для тех написано,
Кто обещает много, а выходит вздор».
Употреблял это выражение и Гораций, говоря о плохих поэтах. Они жаждут создать великое, переживают тяжкие муки творчества, но в результате рождается лишь мышь: «Рожают горы, а родится смешная мышь».

В русском языке есть два, схожих по смыслу выражения: “стрелять из пушки по воробьям” и «размах на рубль, удар на копейку».

ДОВЕСТИ ДО БЕЛОГО КАЛЕНИЯ

Это выражение знакомо многим с детства, применяется для описания крайне негативного состояния человека, который лишился самообладания, он разозлен, даже разъярен. А пришло оно из речи кузнецов.

Они разогревают металл перед ковкой. Само “каление” — это и есть сам процесс нагрева металла, а стадия белого каления - точка максимального нагрева, когда металл становится белым.
Довести до белого каления — это довести человека до крайней точки, рассердить, вывести его из себя.

Источник:: https://dzen.ru/a/Zo62_xy9DQ8jr_-X

0

691

Почему киты-убийцы боятся гринд

Гринды – два вида крупных, длиной, обычно, около пяти метров, дельфинов. Причём, если короткоплавниковая гринда населяет тёплые и умеренные широты всех океанов, то холодолюбивая гринда обыкновенная встречается как на севере Атлантики, так и в морях, окружающих Антарктиду. Что, – на случай, если намёк не понятен, – указывает на чрезвычайно высокий размах миграций гринд. Популяции разных полушарий не являются изолированными.

Подробности: https://dzen.ru/a/ZTzF4s7IsTJKzI-N

0

692

Сразу три красивых звездопада ждут россиян в декабре. Как их увидеть

Астрофизик Эйсмонт: в декабре ожидаются три метеорных потока. В начале декабря пройдут Северные Тауриды, затем — Геминиды, завершат серию космической красоты Урсиды. На самом деле всё это лишь остатки комет. Но для людей — потрясающее зрелище. Если, конечно, повезёт с погодой и вы сами выберете правильное место просмотра. Когда смотреть звездопады и что нужно учесть, объяснил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

Звездопады в декабре-2024

Тауриды — в этом потоке немного метеоров, но среди них встречаются очень крупные тела, которые могут сгорать в форме ярких вспышек — куда мощнее, чем обычные метеоры.
Пик Таурид в этом году уже был, но до 10 декабря его метеоры ещё можно будет увидеть в районе созвездия Тельца, рассказал Эйсмонт 360.ru.
Геминиды — один из самых мощных метеорных потоков за все 12 месяцев.
Обычно этот поток метеоров появляется с 4 по 17 декабря. Пик в этом году — ночь на 14 декабря. Правда, надеяться на хорошую видимость не стоит — её испортит полнолуние.

Урсиды — гораздо слабее Геминид, но их хорошо видно на ночном небе. Аналогично при условии, что оно ясное.
Звездопады пройдут с 17 декабря по 25 декабря. Пик в этот раз будет 22 декабря.

Как увидеть звездопад

Когда смотреть: доверьте выбор астрономическому приложению. Оно выберет наиболее подходящую дату. Где смотреть: в месте с открытым горизонтом и тёмным небом. Вы должны видеть большую часть неба. Что учесть: для подсветки используйте фонари красного света — он мягче для глаз. А ещё одевайтесь потеплее. Несмотря на то что синоптики обещают тёплый декабрь, не исключено, что вам придётся ждать появления метеоров.

0

693

Шпаргалка

Скульптура- СтатУя- Изваяние

Скульптура – пожалуй, самый общий термин, которые происходит от латинского слова "sculpo", что означает "вырезаю". Изначально скульптурой назывался вид изобразительного искусства, в котором произведения создавались путём отсечения лишних частей. Скульптуры иногда могут быть произведениями, которые не похожи на реальные предметы, а являются абстракцией.
Если вам хочется подчеркнуть, что фигура была именно вырезана из камня, то можно заменить слово "скульптура" на "изваяние".

Изваяние -это высеченное из камня, неважно красивое или нет, просто объект творчества
Скульптура-это объемное изображение в любой технике ,лепка, отливка ,ваяние.
Статуя -объемное изображение человека или животного
===============
- Кому принадлежит изобретение шпаргалки?
- Карлу Великому
- Большинство людей ошибочно полагают, что шпаргалку придумал какой-то нерадивый школьник, но они ошибаются. Данное изобретение принадлежит королю франков Карлу Великому, который не умел ни читать, ни писать.

Карл I
Король франков
Император Священной Римской империи
Карл Великий, Шарлемань
Charlemagne (фр.), Carolus Magnus (лат.)
Годы жизни: 742 или 747 - 28 января 814
Годы правления: 1) 24 сентября 768 - 4 декабря 771 (Королевство франков: Нейстрия, Аквитания, Северная Австразия)
2) 4 декабря 771 - 28 января 814 (Королевство франков)
3) 25 декабря 800 - 28 января 814 (Священная Римская империя)
________________
Вопрос:  По данным студенческой газеты "Сачок", использование шпаргалок имеет богатую историю. Даже король Карл Великий, исполняя свои государственные обязанности, пользовался специальной шпаргалкой на пергаменте. Какое же слово было написано на этом пергаменте?
Ответ: Карл.
Зачёт: Carolus, Charlemagne.
Комментарий: Карл был малограмотным, подпись нацарапать на указе сам не мог, поэтому списывал со шпаргалки (там был образчик его подписи).
Источник(и): Газета "Сачок", N 12, декабрь 2004, с. 3.
Автор: Анатолий Белкин
===============
Чем полезны шпаргалки?
Помогают повторить пройденный материал
Для этого надо перечитать пройденный материал и выписать информацию, которая пригодится. При этом нужно читать внимательно, чтобы не упустить важные детали и сделать шпаргалку максимально информативной.

0

694

В этой удивительной книге вы откроете мир новых возможностей и историй, где каждый персонаж и событие приносят с собой неповторимую глубину и интригу. Автор волшебным образом сочетает элементы фантазии, приключения и человеческих драм, создавая непередаваемую атмосферу, в которой каждая страница — это путешествие в неизведанные миры. Поднимите книгу и готовьтесь погрузиться в мир, где слова становятся живыми, а истории оживают перед вашими глазами.

================

ГЕННАДИЙ ГОР

ИЗВАЯНИЕ

Фантастический роман

В новой книге Геннадия Гора мы встречаемся с редким жанровым сплавом. Волшебная сказка - и трактат о сложнейших вопросах философии искусства, мемуары - и научная фантастика, история литературы - и детектив... Так же сложна и проблематика романа. Автор размышляет о времени и бессмертии, о природе слова и парадоксах логики.

Как всякая сказка, роман Геннадия Гора одарен светом мечты. Он пронизан тягой к творчеству и знанию, он утверждает возможность гармонического единства человека, природы и культуры. Вне такого единства невозможно ни счастье, ни бессмертие человечества. Прообраз этого бессмертия и счастья является нам в искусстве, в народных сказках, в созданиях поэтов и художников. Вот почему главная героиня романа Офелия, женщина-книга, романтический символ поэзии, сказки, мечты...

0

695

Кто такой Кощей Бессмертный и почему его смерть - в яйце?

Кощей (Кащей) Бессмертный — одна из самых загадочных фигур в русских сказках. Ни один герой русских сказок не претерпевал столько метаморфоз, как он. Кощей успел побывать и жестоким правителем, и злым колдуном, и горе-любовником (как в "Невесте Кащея"), и комическим героем… Братья Стругацкие даже отправляли его на перевоспитание в романе "Понедельник начинается в субботу"!

Но каким Кощей представлен в первоисточниках? Попробуем окунуться в мир славянского фольклора и узнаем интересные факты об этом волшебнике...

Подробности: https://dzen.ru/a/ZrCeZd2Y-gOtJ8bO

0

696

Кто такой Кощей Бессмертный и почему его смерть - в яйце?

Кощей (Кащей) Бессмертный — одна из самых загадочных фигур в русских сказках. Ни один герой русских сказок не претерпевал столько метаморфоз, как он. Кощей успел побывать и жестоким правителем, и злым колдуном, и горе-любовником (как в "Невесте Кащея"), и комическим героем… Братья Стругацкие даже отправляли его на перевоспитание в романе "Понедельник начинается в субботу"!

Но каким Кощей представлен в первоисточниках? Попробуем окунуться в мир славянского фольклора и узнаем интересные факты об этом волшебнике...

Подробности: https://dzen.ru/a/ZrCeZd2Y-gOtJ8bO

0

697

Что писала "Вечерняя Москва" о смерти Кирова в 1934 году

6 декабря

1 декабря 2024 года исполнилось 90 лет со дня трагической смерти одного из видных политических деятелей того времени. На момент покушения Сергей Миронович Киров возглавлял ленинградскую партийную организацию.

2 декабря

Киров был убит 1 декабря 1934 года в половине пятого вечера, а "Вечерняя Москва" выходила из печати во второй половине дня, поэтому информация об этом событии была напечатана в номере газеты от 2 декабря.

Подробности: https://dzen.ru/a/Z1GXF-rMw03Ho4ss

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Полезное / познавательное чтение в кругу семьи. Детям и взрослым.