"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Полезное / познавательное чтение в кругу семьи. Детям и взрослым.


Полезное / познавательное чтение в кругу семьи. Детям и взрослым.

Сообщений 741 страница 760 из 763

1

Полезное / познавательное чтение в кругу семьи. Детям и взрослым.

https://i.pinimg.com/564x/dc/29/1b/dc291bda6f3c542642e6752e159abc14.jpg

Полезное чтение в кругу семьи для любознательных детей и взрослых.
Читайте вместе обо всём на свете.
Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.
Семейное чтение, обмен интересной информацией, обсуждение делают ближе родителей и детей, сплачивают семью.

Что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку

• Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

• Вы учите малыша читать правильно, с выражением, показываете образец культурного чтения.

• Вы облегчаете ребенку  понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как  он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

• Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

• Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

• Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

• Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

• Ваш  ребенок  учится читать, развивает технику чтения, любовь к книге  и интерес к чтению. И все это совсем незаметно для него, просто читая книги вместе с родителями.

Чте́ние — сложный когнитивный процесс

Чте́ние — сложный когнитивный(познавательный) процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет из себя сложное взаимодействие между текстом и читателем, который формируется на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально. Кроме того, чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, не ограничивая читателя в чтении. Это помогает исследовать тексты во время интерпретации. Читатели используют различные стратегии чтения, насколько читающему удобно в понимании текста. В некоторых случаях, в книгах используются сноски для понимания текста значений незнакомых слов.

Также чтение — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.[/url]

Польза чтения книг

С детских лет мы слышим, что надо больше читать, потому что так поступают все образованные и интеллигентные люди. Но какая конкретно польза от чтения книг, почему-то никто не уточняет. Может и не стоит тратить время на перелистывание пыльных страниц, а занять его чем-то более интересным?

Польза и вред чтения книг

Сначала стоит разобраться с благотворным влиянием книг, не зря же об этом так много говорят.

1. Чтение обогащает словарный запас. Открывая книгу, вы получаете уникальную возможность погрузиться в мир, созданный писателем, повстречаться с совершенно разными людьми, узнать о разных стилях речи и характерных для них выражениях. Так что много читая, можно потренировать свое остроумие и красноречие.
2. Книга – лучший тренажер для мозга. Пока мы читаем книгу, мозг выполняет очень важную работу – анализирует поступающую информацию. Мы оцениваем характер персонажей и их действия, предсказываем поступки и прогнозируем развитие событий, все это обеспечивает приятную и эффективную тренировку мозга.
3. Чтение вслух – польза для дикции. Проблема с речью – довольно частая проблема, мы проглатываем окончания, тараторим, нечетко произносим звуки, неправильно используем интонации. Все эти проблемы можно исправить, заведя привычку читать вслух с выражением.
4. Улучшение концентрации. Когда нам попадается интересная книга, отвлечь не может ни шум за окном, ни звонок телефона. Выработанное умение концентрироваться может серьезно улучшить качество работы или обучения.
5. Возможность пообщаться с ребенком. Когда день проходит в хлопотах, времени для детей находится совсем немного. Поэтому польза от чтения вслух перед сном будет двойной – и ребенка спать уложите, и время ему уделите.
6. Повышение уверенности в себе. Чтение помогает расширить кругозор и улучшить навыки общения, вполне естественно, что и уверенность в себе тоже вырастет. Гораздо проще отстаивать точку зрения, когда есть возможность сделать это аргументированно.
7. Снятие напряжения. Иногда хочется срочно сменить обстановку, чтобы перестроиться на позитивный лад после тяжелой работы или ссоры, но это не всегда получается. Книга может стать отличным способом отвлечься от текущих проблем, заняв мысли хитросплетениями сюжета.

Какая польза от чтения книг, мы разобрались, а что может быть вредного в этом увлечении?

Конечно, можно сказать, что книги могут привить неправильные взгляды на мир, заставить жить фантазиями, но это неправда. Дело здесь не в литературе, а в способности перерабатывать информацию. Действительный вред несут некачественные книги. Плоский сюжет, непродуманные образы и плохое владение языковыми средствами заставят вас потерять время впустую. От такой литературы не стоит ожидать благотворного воздействия вроде тренировки мозга или улучшения навыков общения. Поэтому прежде чем браться за очередной бестселлер, подумайте, есть ли у вас на это время, так как хорошая реклама очень редко соответствует такому же содержанию.

«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная.» А.С.Пушкин.

«Если не умеешь говорить — учись читать.» Л.Помпоний.

«Читать полезно! Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.» У.Теккерей .

http://s6.uploads.ru/t/YEFbg.gifУчим ребенка  пересказывать  короткие рассказы

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей. Предложите вашему ребенку короткие рассказы, с помощью которых легко можно научиться пересказывать тексты.
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.
При этом на разных ступенях обучения пересказа применяются различные виды пересказа:
Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он
заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

http://s2.uploads.ru/t/a0k1B.gif Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.

Родителям на заметку: Влияние сказки на развитие ребенка

История первой сказки наверняка насчитывает тысячелетия, и раз такая традиция сохранилась до сих пор, то в этом есть смысл и практическая польза. Психологи, кстати, эту полезность доказали достаточно давно. Влияние сказки на развитие ребенка, по их компетентному мнению, сложно переоценить: они нужны и важны как часть правильного морального и эстетического формирования личности.

    По мнению специалистов, рассказывать сказки малышу надо правильно, то есть с учетом возраста ребенка, его эмоционального склада, настроения и, естественно, прислушиваясь к его предпочтениям и привычкам. Правда, безоглядно идти по поводу у ребенка тоже не стоит: если ваше чадо настаивает на 10-ом дубле сказки про Колобка, то ваша первостепенная задача – заинтересовать ребенка новой темой и яркими персонажами. В противном случае развивающая составляющая процесса будет нивелирована.

Статья Нила Геймана о природе и пользе чтения

Шикарная статья писателя Нила Геймана о природе и пользе чтения. Это не просто туманное размышление, а очень понятное и последовательное доказательство, казалось бы, очевидных вещей.

    Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст. Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут электронными, дайте им этот текст. Если вы с теплотой (или наоборот с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, прочитайте этот текст. Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст, а если вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, тем более прочитайте этот текст.

Людям важно объяснять, на чьей они стороне. Своего рода декларация интересов.

Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении и о том, что чтение художественной литературы и чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.

И я очевидно очень сильно пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать. Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна. Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного:
Грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения:

    Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится… в этом настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.
    Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть.
    Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, – это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.
    И вторая вещь, которую делает художественная литература, – она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза – это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир – это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Эмпатия – это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.

Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру не обязательно быть именно таким. Все может измениться.

    В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?

    Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками.

Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство – это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

Верный способ разрушить детскую любовь к чтению – это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека. У меня были родители, которых можно было убедить забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время каникул.

Библиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.

Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации. Получить необходимую информацию всегда было важно и всегда чего-то стоило. Когда сажать урожай, где найти вещи, карты, истории и рассказы – это то, что всегда ценилось за едой и в компаниях. Информация была ценной вещью, и те, кто обладали ею или добывали ее, могли рассчитывать на вознаграждение.

В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксобайтов информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.

Книги – это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.

read

Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.

Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.

Писатели – особенно детские писатели – имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина – это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие.

В конце концов, литература – это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой – это история, от которой они не могут оторваться.

Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, которые кормят своих птенцов предварительно разжеванными червяками. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей то, что бы нам не хотелось прочитать самим.

Все мы – взрослые и дети, писатели и читатели – должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.

Оглянитесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидное, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стены, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всеми вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в здании, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.

Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой, и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обворовали и изуродовали.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.

Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

Автор: Neil Gaiman
Перевод: Наталья Стрельникова

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть».

- В. А. Сухомлинский

+5

741

Балтийское море: одно из самых уникальных морей на планете
24 декабря 2024

Балтийское море совсем молодое. Оно приобрело более-менее современный вид только 4 000 лет назад.

Предполагается, что ещё 40 миллионов лет назад на севере Скандинавии появился исток древней реки Эридан, текущей на юг, а потом поворачивающей на запад к Нидерландам. Её русло повторяло вытянутую форму современного Балтийского моря, а Финский залив – был устьем другой большой реки, впадающей в Эридан.

Когда началось оледенение, массивный слой тяжёлого льда заполнил речную долину. Земная кора под его весом продавилась, образовав большую впадину к востоку и югу от нынешнего Скандинавского полуострова.

Ледники растают, наполнив эту впадину талой водой и оставив огромное озеро. Периодически оно будет трансформироваться в море, соединяясь с Мировым океаном после его повышения и отхода ледника. А море успеет снова стать озером из-за подъёма суши.

Подробности: https://dzen.ru/a/Z2rCLWXA7F6UQ6ah

+1

742

Образ пиратов с попугаем на плече плотно вошел в массовую культуру благодаря художественной литературе. Один из ключевых источников этого стереотипа — знаменитый роман Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ», где у харизматичного Долговязого Джона Сильвера был попугай по имени Капитан Флинт.

Популярность книги сделала её своеобразным эталоном для пиратских историй, задав тренды, которые позже активно подхватили фильмы, мультфильмы, сериалы и другие произведения XX века. Однако в реальной жизни у пиратов редко были попугаи в качестве домашних животных.

На самом деле, попугаи на пиратских кораблях были не столько милыми спутниками, сколько важной частью доходного предприятия.

Их присутствие объяснялось вовсе не желанием украсить быт, а возможностью получить значительную прибыль.

Но подробнее обо всём мы сейчас расскажем в нашей новой статье:

Попугаи как товар: https://dzen.ru/a/Z2dKHn2qj3nc_N6T

+1

743

Вот, кто придумал популярное в России женское имя

Александр Вольдемар родился со всех сторон немцем, хоть и внебрачным. Так как папенька был бароном Остен-Сакеном, молодому человеку дали фамилию Остенек. Так уж тогда было принято - внебрачный потомок получал обрезанную фамилию. Например, Бецкой или Темкина. Впрочем, в 19 лет он «перевел» свою фамилию на русский язык, назвавшись Востоковым. Под этой фамилией он и прославился, после чего никто больше не вспоминал про всякие усеченности и причины их появления.

Как потомку остзейского барона, хоть и внебрачному, ему предстояло служить Российской империи, но со службой «как все» у Александра не сложилось. Он несколько лет проучился в шляхетском корпусе, но все достаточно быстро сошлись во мнении, что армейская карьера - это не его стезя, поэтому уже в 13 лет его перевели в Академию Художеств, учиться в архитектурном классе.

Архитектора из Александра тоже не получилось, потому что он увлекся хитросплетениями славянской и русской письменности и стихами на славянских языках. Главным образом не в плане сочинения поэм, которые потом станут заучивать наизусть и переписывать в альбомы восторженные барышни. Его больше увлекали правила и особенности стихосложения: чем ямбы отличаются от хорея, каким стилем лучше писать по-русски и почему, как менялся русский язык со временем и как вообще писать правильно, а не по принципу «как слышится, так и пишется».

Между делом молодой человек тоже сочинял стихи. Но если сказать честно, получалось совсем не как у Пушкина. И не как у Жуковского, Вот смотрите:

«…Светлана в Киеве счастливом
Красой и младостью цвела
И изо всех красавиц дивом
При княжеском дворе была.
Но более еще сияла
Душевной прелестью она;
С приятством кротость съединяла,
Была невинна и умна…»
Вот если честно, совсем не

«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали…»
написанное на несколько лет позже.

Так почему тогда эти старые, не самые лучшие вирши помнят до сих пор?

Да потому что молодой человек в своем сочинении «Светлана и Мстислав» первый раз упомянул имя Светлана. Он его придумал. Сконструировал. И получилось удачно.

Через пару лет Жуковский написал свою «Светлану» про крещенский вечерок. Именно его стихотворение сделало это имя известным, а потом популярным. Но придумал популярное имя русских девушек все-таки не Жуковский, а немец Востоков.

Подробности: https://dzen.ru/a/ZcEp5JXuwDnx4Rvr

+1

744

Круча и кручина: этимология
19 февраля 2023

Родственны ли слова "круча" и "кручина"?

Круча - это "крутой обрыв, крутой спуск".
Смотрите, в определении слова сразу встретилось и его происхождение. При помощи чередования "т\ч" получилось преобразование "крутой - круча". Другие примеры такого же чередования: "свет - свеча", "заметить - замечать", "хотеть - хочу".

Польский вариант нашего слова "крутой" выглядит как "kręty", с носовым гласным, а означает - "извилистый", а происходит от глагола "kręcić", что соответствует нашему "крутить".

Таким образом, мы видим уже большую часть пути: "крутить" - "крутой" - "круча".

Чтобы понять, какое значение было первоначальным, можно сравнить родственные слова из других языков. В литовском есть "krantas" ("берег", необязательно крутой или извилистый). По-сербски "кру̂т"- это "жесткий", по-словенски "крут" - это "яростный", по-чешски "krutý" - это "строгий".

Выстраивается следующая смысловая цепочка: нечто извивается, закручивается, то есть делает поворот, и этот поворот оказывается резким, то есть крутым. Если этот поворот идёт вниз, то получается обрыв, круча. И далее значение может стать метафорическим, резкость становится качеством не поворота, а, допустим, характера, тогда получается крутой нрав.

Кручина - это "грусть, печаль, тоска, уныние".
Здесь так просто происхождение не выявляется. Может быть, крутая печаль? В смысле, резкая, сильная.

Но нет. Если сейчас написание совпадает, раньше было не так. Слово "крутой" в церковно-славянском выглядело так: "крутъ", а "кручина" - вот так: "кроучина".

Поэтому предлагаю обратить внимание на чередование "у\я", например: "смута – мятеж", "пружина – напряжение", "супруги – упряжка", "звук – звяк", "вязать – узел, узы", "тянуть, тяга – тугой".

И тогда окажется, что, возможно, родственником тут будет глагол "крякать", не в плане утки, а в плане "нести тяжелую ношу", "тяжело вздыхать". А также его вариант "крячить". Переход значения от тяжелой ноши к печали метафоричен и, думаю, всем близок и понятен. Ведь вздыхаем: "Тяжело!" мы и когда сумка тяжёлая, и когда жизнь тяжёлая. Это даже является проблемой при изучении иностранных языков, в которых "тяжелый по весу" и "тяжелый как трудный, сложный" - это разные слова.

Так что "круча" и "кручина" - не родственны.

Источник: https://dzen.ru/a/Y_HifLPnDmYV701T

+1

745

Культура и искусство
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

К дню рождения Агнии Львовны Барто (17 февраля 1906, Москва – 1 апреля 1981, Москва).
17 февраля 2023

Дарю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце.
Что хочешь с ним делай.
А.Л. Барто
(от имени Мартинко Фельдека, 4-х лет)

Агнию Львовну Барто большинство людей знают как талантливейшего автора детских стихов. А между тем, помимо поэтической деятельности, она вела активную общественную работу, в течение восьми лет была автором и ведущей радиопередачи «Найти человека», писала сценарии.

Будущая поэтесса родилась 17 февраля 1906 году в семье ветеринарного врача Льва Николаевича Волова. Детские ее годы прошли в московской гимназии, а затем в хореографическом училище. Но другой стороной натуры стали стихи. Их Агния писала с детства, а серьезно заняться литературой посоветовал ей А.В. Луначарский, который увидел и услышал ее на выпускном экзамене. Анатолий Васильевич, сидя в почетном ряду комиссии, слушал, как выпускница Агния Воловая читает стихотворение собственного сочинения с патетическим названием «Похоронный марш». С улыбкой глядя на девушку, отчаянно пытавшуюся донести до зрителя трагизм своего произведения, Луначарский разглядел в ней талант.

Читаем дальше: https://dzen.ru/a/Y-JLe_Rzq3aCB3cb

+1

746

История страны

2 февраля отмечается важнейший праздник для России - День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943).

В этот день принято чтить память смелых и отважных солдат, принявших участие в данном сражении.

История
Сталинградская битва - одна из крупнейших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Началась она 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943 года. Сталинградская битва имела огромнейшее значение, так как именно от нее зависело, кто будет владеть районами Кавказа, Дона и Кубани. Немецко-фашистское командование планировало нарушить коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, и создать условия для окончания войны в свою пользу.

В результате тяжёлых боёв к началу зимы советским войскам удалось остановить наступление врага. «Уран» - кодовое название ответного удара советского командования. Операция проводилась силами Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов. Согласно «Урану», предполагалось окружить и уничтожить группировку противника под Сталинградом.

19 ноября 1942 года началось контрнаступление, в результате которого войска Вермахта понесли потери. Далее началась операция «Кольцо», проведение которой возлагалось на Донской фронт. 10 января 1943 г. советские войска перешли в наступление. 31 января 6-я армия во главе с Паулюсом сдалась в плен. Его примеру последовал генерал-майор Ф. Роске. 2 февраля сдалась и северная группа немецких войск под командованием командира 11-го армейского корпуса, генерал-полковника К. Штрекера.

Битва под Сталинградом длилась ровно 200 дней и ночей и завершилась полной победой советских войск. Кроме того, в Германии впервые за годы войны был объявлен национальный траур.

Город-герой
Победа в Сталинградской битве – символ мужества, стойкости и массового героизма советских солдат.

22 декабря 1942 года советское правительство учредило медаль "За оборону Сталинграда", которой были награждены более 700 тысяч участников битвы. 1 мая 1945 года Сталинград был назван городом-героем.

Источник: https://newsua.ru/kalendar/39829-2-fevr … radom-1943

====================

Напоминаем!
Впервые городами-героями официально были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в приказе № 20 Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года

+1

747

5 февраля - День Эрудита: https://kakoysegodnyaprazdnik.ru/prazdnik/den-erudita/

+1

748

«Пусть страдания, а я буду вестником радости». Ко дню рождения русского писателя Михаила Пришвина (1873-1954).

«Певец русской природы» с самобытным литературным почерком, крупнейший русский мыслитель XX века, фотограф-профессионал, не оставивший собственных «селфи», на сохранившихся снимках почти всегда предстает в едином образе: седовласый дедушка с профессорской бородкой и в круглых очочках, за которыми – добрые глаза, проницательный взгляд.

19 мая 1917 года Михаил Пришвин записал:

«...не рад этой революции, лишившей меня пристанища. Лишили меня запаса ржи и раздали его бессмысленно крестьянам, которые богаче меня... Земля поколебалась, но этот сад, мной выстраданный, насаженный из деревьев, взятых на небе, неужели и это есть предмет революции? Революция уперлась в одно-единственное чувство злобы к имущим классам».
Это «единственное чувство» Пришвин испытал на себе в полной мере: местные крестьяне тут же выгнали его семьей из собственного дома.

С победой большевиков Пришвин смирился, об эмиграции даже мыслей не возникало -  литератор не видел себя вне родины. Пришвин обласкан властью, в 1934 году на Первом съезде Союза писателей СССР прозаика-натуралиста избрали членом правления, он получал высокие награды - орден «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени и множество других. Ведь писатель солнечных полянок и светлых березовых рощ был так далёк от политики…

Но сам Пришвин основой своего творчества  считал «Дневники», которые вёл с 1905 по 1954 годы. Пятьдесят лет, изо дня в день… Записная книжка, куда писатель вносил рождающиеся в голове мысли, всегда находилась под рукой – и днем и ночью:

«Год за годом проходили, исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку… И не раз я очень многим рисковал, чтобы только спасти свои тетрадки».

Однажды Михаил Михайлович возвращался из леса и увидел, что его деревянный дом почти полностью охвачен бушующим пламенем - случился пожар. Писатель в последний момент успел вбежать в горящую комнату и, по его собственным воспоминаниям, «не успел деньги взять, некогда было и шубу схватить, но вытащил саквояж. Дом сгорел, дневники спас. Мои тетрадки - это мое оправдание», - говорил Пришвин. В чём же и перед кем он должен был оправдываться?

О существовании летописи долго не знали даже самые близкие люди писателя - он совершенно правильно предполагал, что за каждую строчку своего дневника ему грозил неминуемый расстрел.

Подробности: https://dzen.ru/a/Z6H9LNUNvlW_UCno
==========
Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января (4 февраля) 1873, Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя — 16 января 1954, Москва, СССР) — русский и советский писатель, прозаик и публицист, военный корреспондент, путешественник, фотограф, краевед, педагог. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, о религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Своё место в литературе Пришвин определил так: «Розанов — послесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. И всё…»[

+1

749

125 лет назад (1900) впервые был передан радиосигнал о бедствии.

Радио было изобретено русским ученым Александром Поповым в 1895 году. Спустя два года он впервые осуществил прием и передачу сообщений между берегом и военным судном.

В 1899 году изобретение Попова получило практическое применение. У берегов Финляндии возле острова Гогланд напоролся на подводную скалу броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Для его спасения потребовалась связь с командованием в Петербурге. От столицы до ближайшего к месту событий города Котка шла телеграфная линия, однако до острова Гогланд она не доходила. Было принято решение использовать беспроводной телеграф, который привез на место событий ледокол «Ермак».

Шестого февраля 1900 года около финского острова Лавансаари оторвало и унесло в море льдину с 50 рыбаками. Спасти людей мог только ледокол. Сообщение о трагедии было передано из Петербурга в Котку по телеграфу. Оттуда «Ермаку» передали радиосигнал с помощью первого в мире аппарата беспроводной телеграфии. Ледокол немедленно вышел в море и спас терпящих бедствие рыбаков.

+1

750

Александр Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

<1826>

================
Верста

1 верста («путевая» или «пятисотная», «пятисотка») = 500 сажен ≈ 1066,8 м; помимо «путевой» применялось ещё несколько типоразмеров верст (в 1280 м, 1389 м, 1482 м (римская миля, возможно), 1852 м (итальянская географическая миля), 1778 м («мерная» старая) и 2133,6 м («мерная» новая), которые, как правило, назывались просто «верстой»

—-

Этимологические словари связывают версту с поворотом плуга. Однако длина поля не равна 1066,8 м. Какие-то поля (на пересеченной местности) намного короче, какие-то (на степных просторах) - могут быть намного длиннее. Так что повороты плуга зависят от размера поля.

—-
Слово общеславянское и образовано с помощью суффикса -т- от той же основы, что и слово вертеть. Первичное значение — «поворот плуга»; то есть это длина борозды (между поворотами плуга), которую вол может пройти в один раз, не утомляясь (ср. с определением лат. actus).

—-

0

751

Разоблачение века: «поребрик» и «бордюр» — это абсолютно разные вещи!

Первое заблуждение: считать, что поребрик — исключительно питерское слово. В Новосибирске, Екатеринбурге и многих других городах тоже говорят поребрик, а не бордюр. Заблуждение второе: поребрик — это не синоним бордюра!

Поребрик от бордюра отличается не местом произношения, а способом укладки специального строительного материала под названием «бортовой» или «бордюрный камень». Да, вы все правильно поняли: питерский поребрик выполнен из бордюрного камня, собственно, так же как и московский бордюр.

Согласно ГОСТ 6665 бортовые камни имеют разную форму и размеры. В зависимости от параметров камня меняются его назначение и укладка.

Поребрик
Можно ни разу не видеть ни одного ГОСТа, но на слух понять, что поребрик — то, что стоит на ребре. Это архитектурная деталь, которую использовали в русском зодчестве для украшения зданий, чаще всего башенного типа, под крышей.

Камень или кирпич ставили на ребро, создавая объемный орнамент. Его и называли поребриком. На дорогах поребрик применяется для разделения двух зон, например, пешеходной дорожки и проезжей части. При таком способе укладки бордюрного камня верхняя его часть должна быть выше области мощения. Этот способ укладки был прототипом современных ливневок.

Бордюр
Бордюр (франц. bordure — кромка, край) — перед нами все тот же бордюрный камень, только, в отличие от поребрика, он укладывается таким образом, чтобы не возвышаться над уровнем мощения, а идти вровень с брусчаткой. Бордюр также разделяет две зоны мощения, однако не мешает людям свободно перемещаться между ними. Такие бордюры используются на пешеходных переходах.

Источник: https://www.techinsider.ru/popmem/16165 … e-veshchi/

0

752

Горожанин

Оказывается, граф Монте-Кристо очумевший негодяй. Ну и ну
25 февраля 2023

Получил поразительный комментарий про графа Монте-Кристо. Вывешиваю тут этот неповторимый перл.

Все интересные подробности с фотографиями: https://dzen.ru/a/Y-k7H-Y1UCBVcNS1

0

753

Этих животных можно встретить только в России! Удивительные земляки
12 октября 2023

Мы часто восхищаемся фауной других краев, но в России проживают не менее необычные животные, которые удивляют как нас, так и зарубежных гостей! Проверим, слышали ли вы об этих земляках?

Байкальская нерпа

Это единственный в мире пресноводный тюлень, которого можно встретить только на озере Байкал, и это единственное млекопитающее, которое обитает в этом озере. До сих пор точно неизвестно, как она здесь оказалась.
Хотя нерпы животные очень любопытные и умные, но все же ведут себя осторожно, а потому предпочитают места, где человека повстречать можно редко. Кормятся непромысловой рыбой, обычно неспешны, но в случае опасности могут развивать высокие скорости под водой, а на суше передвигаться прыжками.

Детёнышей нерпы рождают зимой, в специально подготовленном снежном логове - обычно одного, редко двух. Мех у нерпят белого цвета, поэтому их называют бельками. Эта окраска позволяет оставаться почти незаметными на снегу. Удивительно то, что нерпа может приостанавливать беременность: такого не умеет больше ни одно млекопитающее! Эмбрион прекращает развиваться, но не погибает и не разрушается, а просто впадает в анабиоз, который длится до следующего брачного периода. Тогда нерпа рождает сразу двух детенышей.

Подробности: https://dzen.ru/a/ZPnUDNsDwAMTRxGl

0

754

Занятная история стихотворения Маршака «Мистер Твистер»
5 июля 2022

Помните стихотворение Маршака «Мистер Твистер»? У него, как ни посмотри, занятная история. Предлагаю её сегодня вспомнить.

Есть
За границей
Контора
Кука.
Если
Вас
Одолеет
Скука
И вы захотите
Увидеть мир -
Остров Таити,
Париж и Памир, -

Кук
Для вас
В одну минуту
На корабле
Приготовит каюту,
Или прикажет
Подать самолет,
Или верблюда
За вами
Пришлет,

Даст вам
Комнату
В лучшем отеле,
Теплую ванну
И завтрак в постели.

Горы и недра,
Север и юг,
Пальмы и кедры
Покажет вам Кук.

Не знаю, удивлю ли вас, но в написанном в 1933 году Маршаком стихотворении упоминается совершенно реальный человек — Томас Кук (1808—1892), английский предприниматель, который изобрёл организованный туризм.

А началось всё с того, что Кук был большим борцом с пьянством. Он создал Общество трезвости. И для того чтобы отвлекать людей от пагубной привычки, стал возить их по железной дороге. Люди едут, отдыхают, смотрят новые места, не думают о плохом. Дальше больше. Стали не просто кататься на поездах, а ездить в конкретные города на экскурсии. Трезвенникам понравилось, они втянулись.

Не стоял на месте и предприимчивый Кук. Он начал издавать журнал с рекламой путешествий, организовал туристическую фирму, которая продавала путёвку уже не только по Англии, но и в другие страны. Клиенты потекли отовсюду. Агентство называлось «Томас Кук и сын». Одним из первых клиентов фирмы был Марк Твен.

Со временем путём слияний Thomas Cook & Son превратился в Thomas Cook Group. К сожалению, в сентябре 2019 года компания обанкротилась и её 178-летняя история оборвалась.

Но вернёмся к стихотворению Самуила Маршака «Мистер Твистер». Если помните, в нём рассказывается о миллионере, дочь которого убедила папу поехать в путешествие в Ленинград.

- Мой друг, у тебя удивительный вкус!
Сказал ей отец за обедом. -
Зачем тебе ехать в Советский Союз?
Поедем к датчанам и шведам.

Поедем в Неаполь, поедем в Багдад! -
Но дочка сказала: - Хочу в Ленинград! -
А то, чего требует дочка,
Должно быть исполнено. Точка.
Приехали они в гостиницу «Англетер» и там с ними случилась история: они встретили постояльцев с другим цветом кожи и отказались заселяться.

А объехав весь Ленинград, так и не нашли нигде свободного номера. В городе проходил съезд, и все номера были заняты. Пришлось в результате смириться, заселиться и жить в интернациональной компании:

Комнату справа
Снимает китаец,
Комнату слева
Снимает малаец.
Номер над вами
Снимает монгол.
Номер под вами -
Мулат и креол!..
Самое интересное, что в основе сюжета стихотворения лежит реальный случай, произошедший с одним американским туристом в ленинградской гостинице. Остался ли в отеле реальный турист — доподлинно не известно.

А Маршак написал замечательное стихотворение! И патриотическое, и сатирическое, и неустаревающее. Вот что значит классика.

Подробности и прекрасные иллюстрации:https://dzen.ru/a/YsMMpTDIPkMHDw5P

0

755

Занятная история стихотворения Маршака «Мистер Твистер»
5 июля 2022

Помните стихотворение Маршака «Мистер Твистер»? У него, как ни посмотри, занятная история. Предлагаю её сегодня вспомнить.

Есть
За границей
Контора
Кука.
Если
Вас
Одолеет
Скука
И вы захотите
Увидеть мир -
Остров Таити,
Париж и Памир, -

Кук
Для вас
В одну минуту
На корабле
Приготовит каюту,
Или прикажет
Подать самолет,
Или верблюда
За вами
Пришлет,

Даст вам
Комнату
В лучшем отеле,
Теплую ванну
И завтрак в постели.

Горы и недра,
Север и юг,
Пальмы и кедры
Покажет вам Кук.

Не знаю, удивлю ли вас, но в написанном в 1933 году Маршаком стихотворении упоминается совершенно реальный человек — Томас Кук (1808—1892), английский предприниматель, который изобрёл организованный туризм.

А началось всё с того, что Кук был большим борцом с пьянством. Он создал Общество трезвости. И для того чтобы отвлекать людей от пагубной привычки, стал возить их по железной дороге. Люди едут, отдыхают, смотрят новые места, не думают о плохом. Дальше больше. Стали не просто кататься на поездах, а ездить в конкретные города на экскурсии. Трезвенникам понравилось, они втянулись.

Не стоял на месте и предприимчивый Кук. Он начал издавать журнал с рекламой путешествий, организовал туристическую фирму, которая продавала путёвку уже не только по Англии, но и в другие страны. Клиенты потекли отовсюду. Агентство называлось «Томас Кук и сын». Одним из первых клиентов фирмы был Марк Твен.

Со временем путём слияний Thomas Cook & Son превратился в Thomas Cook Group. К сожалению, в сентябре 2019 года компания обанкротилась и её 178-летняя история оборвалась.

Но вернёмся к стихотворению Самуила Маршака «Мистер Твистер». Если помните, в нём рассказывается о миллионере, дочь которого убедила папу поехать в путешествие в Ленинград.

- Мой друг, у тебя удивительный вкус!
Сказал ей отец за обедом. -
Зачем тебе ехать в Советский Союз?
Поедем к датчанам и шведам.

Поедем в Неаполь, поедем в Багдад! -
Но дочка сказала: - Хочу в Ленинград! -
А то, чего требует дочка,
Должно быть исполнено. Точка.
Приехали они в гостиницу «Англетер» и там с ними случилась история: они встретили постояльцев с другим цветом кожи и отказались заселяться.

А объехав весь Ленинград, так и не нашли нигде свободного номера. В городе проходил съезд, и все номера были заняты. Пришлось в результате смириться, заселиться и жить в интернациональной компании:

Комнату справа
Снимает китаец,
Комнату слева
Снимает малаец.
Номер над вами
Снимает монгол.
Номер под вами -
Мулат и креол!..
Самое интересное, что в основе сюжета стихотворения лежит реальный случай, произошедший с одним американским туристом в ленинградской гостинице. Остался ли в отеле реальный турист — доподлинно не известно.

А Маршак написал замечательное стихотворение! И патриотическое, и сатирическое, и неустаревающее. Вот что значит классика.

Подробности и прекрасные иллюстрации:https://dzen.ru/a/YsMMpTDIPkMHDw5P

0

756

url=http://uploads.ru/rGpWL.png]http://s9.uploads.ru/t/rGpWL.png[/url]

Поговорки про Масленицу

    Не все коту Масленица, бывает и Великий пост
    Не житье - бытье, а Масленица
    Отдадим почтенье на сырной в воскресенье
    Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица
    Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна
    Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить
    Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло
    сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра,
    сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.

———-

"Эх, Масленица — широка,
Ах, блиночками — сладка,
Чай горячий — наливай,
Ешь блиночки — не зевай:
С мясом, с творогом, с вареньем,
Всем на радость — угощенье!

0

757

ЖертвамЕГЭ: физика 8 класс СССР. возьмите в руки два листа А4 расположите параллельно на растоянии 5- 7 см. И подуйте между ними.

==========
Почему нельзя стоять спиной к проходящему поезду
12 мая 2023

Наверное, каждый из вас знает, что железная дорога — это зона повышенной опасности, вблизи которой нужно соблюдать элементарные правила безопасности. Из-за неосторожности и поспешности каждый год здесь погибают сотни людей. Среди всех этих инцидентов, особого внимания заслуживают случаи, когда человек, идущий вдоль железнодорожного полотна, просто не обращает внимание на приближающийся сзади поезд, полагая, что находится от него на безопасном расстоянии.

Скрытая опасность

Между тем, поезд часто оказывается намного «шире», чем ожидает пешеход. Например, из грузового вагона может свисать проволока, которой были сцеплены грузы или часть плохо закрепленного вагонного оборудования. Нередки случаи, когда между между колесными парами оказывается зажата какая-нибудь ветка, лежавшая на путях. Человек, оказавшийся к проходящему поезду спиной, может запросто не заметить приближающейся опасности.

Если вы встретите подвижной состав лицом, у вас точно будет больше шансов заметить инородный объект и отойти от него на безопасное расстояние. Если свисающий предмет будет волочиться по земле, то, скорее всего, он будет создавать облако пыли, которое вы успеете заметить. В любом случае, встречая опасность лицом, а не спиной, вы всегда будете иметь больше пространства для маневра.

Эффект Вентури

Другая опасность для встречавшего поезд спиной человека кроется в возникающем в зоне движения поездов эффекте Вентури, который проявляется в падении давления при увеличении скорости движения жидкости или газа. Этот эффект когда-то наглядно описал Я. И. Перельман в своей книге «Занимательная Физика» на примере известного феномена взаимного притягивания кораблей.

20 сентября 1911 года эта участь постигла два корабля, следующих параллельным курсом в одном направлении. Британский бронепалубный крейсер Хоук и лайнер Олимпик компании «White Star Line» столкнулись в проливе Те-Солент, получив серьезные повреждения. Причиной инцидента стало специфическое распределение зон повышенного и пониженного давления воды вдоль корпусов в момент обгона Хоуком Олимпика. Если говорить обычным языком, корабли попросту присосало друг к другу из-за образовавшейся разницы давлений между ними.

В случае с поездом и человеком эффект Вентури срабатывает аналогичным образом. Когда поезд мчится мимо проходящего человека на огромной скорости, из-за разницы давлений внутри и снаружи состава, вблизи человека образуется опасное разрежение, из-за которого он может запросто потерять равновесие и оказаться на рельсах. У человека, который встречает поезд лицом, а не спиной, гораздо больше шансов избежать такой участи и вовремя отойти от проезжающего состава на безопасное расстояние.

Еще сильнее этот эффект проявляется, когда два поезда проходят навстречу друг другу. Образующиеся в результате завихрения между составами силы достаточны, чтобы забросить жертву под один из поездов, поэтому оказавшемуся в этой ситуации человеку рекомендуется лечь на землю и не вставать до тех пор, пока поезда не пройдут мимо.

Подробности: https://dzen.ru/a/ZF4FHsk6vUrSxkdf

0

758

Пётр Николаевич Грузинский (19 (31) декабря 1837, Курск — 20 мая (1 июня) 1892) — живописец-баталист и жанрист, академик Императорской Академии художеств.

Будущий академик батальной живописи Петр Николаевич Грузинский в Академии художеств учился (1851—1863) под руководством профессора Б.П. Виллевальде.

Успешное постижение живописного мастерства шло у молодого художника параллельно с выполнением им достаточно сложных, многофигурных работ. В 1860 году студент П. Грузинский получает малую золотую медаль за картину Цыганский табор, а в 1862 — большую золотую медаль за имевшую в дальнейшем успех даже на международных выставках картину Взятие Гуниба.

После Академии П. Грузинский отбывает в пенсионерскую поездку в Париж, которую разнообразит поездкой на Кавказ (1865) для выполнения заготовок для своих будущих картин и получения впечатлений от непосредственного участия в боевых действиях. За полотно "Оставление горцами аулов при приближении русских войск" художник получает звание академика (1872). Находясь в командировке, П.Н. Грузинский помимо картин, посвященных армейской службе ("Пикет зуавов на маневрах во Франции"), пишет и бытовые композиции ("Рынок в Фонтенбло"). Жанровые полотна художник продолжает писать и по возвращении на родину. Темы народной жизни ("Сцена из деревенского быта", "Сенокос", "В Малороссии", "Ночь", "Масленица", "Тройка", "Встреча возвращающихся из церкви новобрачных") становятся также близкими для отечественного живописца-баталиста.

================

http://www.abc-people.com/shop/panc17.jpg
"Масленица". Грузинский Петр Николаевич. 1889. Русский музей, Санкт-Петербург

Пётр Грузинский известен как художник-баталист, но одной из наиболее прославленных его работ стала «Масленица». Художнику удалось удивительно живо передать бешеный бег коней, взметающуюся снежную пыль и морозный воздух. Интересно, что взгляды и лошади направлены прямо на зрителя: смелый ход, который производит особенное впечатление.

Известно, что Пётр Грузинский черпал вдохновение в масленичных гуляньях с картины Маковского, а уже его буйной «Масленицей», в свою очередь, вдохновлялся Борис Кустодиев. Кстати, быстрая езда на санях во время праздника была не только развлечением, но имела и ритуальную подоплеку: считалось, что чем быстрее бег коней, тем лучше будет урожай.

+1

759

«Держи карман шире» — говорят иронически в случаях, когда собеседнику ничего не светит. Ничего не получишь, даже не рассчитывай. Человеку из нашего времени фраза кажется странной: как держать карман шире, если эту деталь одежды особо не растянешь?

Оказывается, в выражении речь про другой карман.

История «кармана»

У слова «карман» нет чёткой истории. Большинство исследователей считают, что нам его навеяли тюркские языки, где карман — кошель для денег. И происходит тогда «карман» от «карма» — «держать» с исходным значением «то, в чём держат».

А в словаре Н. М. Шанского я встретила версию, что родителем «кармана» могло быть и наше диалектное слово «корма» — мешок рыболовной снасти. Почему такую версию не стоит сбрасывать со счетов? Давайте вспомним, что раньше называли карманом.

Карманы как элементы одежды появились в России примерно в XVII-XVIII вв., когда их заметили у приезжавших в гости европейцев. До этого времени что-то мелкое прятали где придётся. Засовывали за пазуху, клали в шапку, вешали на шею и т. д. Или использовали другие «карманы».

Карман в старину — это мешок или сумка, которую пристёгивали или пришивали к одежде или поясу для хранения вещей. Туда клали что-то ценное, и таких карманов у человека могло быть несколько.

Например, в тексте старинной русской песни есть такие слова:

Он пришёл ко мне не рано,
Он принёс мне три кармана:
Первый карман с пирогами,
Второй карман с орехами,
Третий карман со деньгами
Именно от старого значения слова и отталкиваются известные выражения «набить карман» — наполнить мешочек с деньгами, «бить по карману» — наносить ущерб кошельку, «за словом в карман не полезет» — не будет с трудом доставать нужное из мешка, потому что всё в голове.

И «держи карман шире» — не исключение. Сумочку было легко держать, подставлять или расширять в целях получить желаемое.

Чем кончалась фраза

Смысл фразы с тех пор не изменился, но вторая её часть забылась со временем. Раньше говорили: «Держи карман шире, широким книзу». И произносили её, чтобы дать насмешливо-иронический отказ.

Источник: https://dzen.ru/a/ZGc7dEiYaDOQ8Tan

+1

760

Блин — символ солнца. Или нет? Развеиваем 5 мифов о Масленице

Сегодня

Масленица — один из самых популярных и долгожданных праздников в году. Но насколько хорошо мы знаем её традиции? Развеиваем мифы, которые прочно укоренились в массовом сознании.

Материал подготовила фольклорист, историк и исследовательница сезонных традиций Александра Кормачёва

Миф №1: Масленица – славянский «Новый год»

Споры об истоках Масленицы такие же жаркие и яркие, как и сам праздник. Существует версия, что когда-то масленичные обряды были приурочены либо к 1 марта, либо к весеннему равноденствию — 22 марта — и считались празднованием Нового года.

И вот неоспоримые факты!

Масленица — праздник, аналогичный европейскому карнавалу;
Латинское carne vale! переводится как «мясо, прощай!», что полностью соответствует названию масленичной недели — Мясопустная;
И Масленица, и карнавал предваряют Великий пост и являются частью Пасхального цикла праздников.
Некоторые масленичные обряды — поминание предков, разжигание костров, ряжение, кулачные бои и создание человекоподобного чучела — действительно могут уходить корнями в дохристианские времена.

Миф №2: Блин — символ солнца

Версия, что блин — символ солнца, появилась в XIX веке на волне интереса интеллигенции к фольклору и особенно распространилась в советское время, когда стало популярным говорить о языческих корнях народной культуры.

Современные этнографы сходятся во мнении, что блины — это архаичное поминальное блюдо.

Например, в Сибири на Масленицу традиционно готовят не блины, а жареный в масле сладкий хворост, который также считается поминальным блюдом.

Миф №3: Чучело Масленицы — главный символ праздника

Чучело стало основным символом Масленицы только в советское время, в 1960-е годы. Ага, и чего там? После революции 1917 года прежние праздники запретили, поскольку они отмечались по православному календарю и поддерживали христианские ценности. Во время Великой Отечественной войны произошёл значительный религиозный подъём, и власти не могли этому препятствовать — вера помогала миллионам людей выживать.

После войны ситуацию нужно было контролировать, и в 1960-е годы этнографы и чиновники разработали стандарты советских праздников. Так-так, а подробнее? Так появился привычный сегодня сценарий: речь партийного работника, ярмарка, горы блинов, конкурсы и сожжение чучела. Этот формат «спустили сверху» и растиражировали по всему Союзу.

До революции традиция сжигать чучело Масленицы была распространена далеко не везде. М-да, было время… В Московской губернии этот обряд был популярен, а в других местах вместо чучела могли сжигать просто тюк соломы. В Дмитровском районе Московской области сжигали колесо без обода, насаженное на палку.

Интересно, что в разных регионах Масленица могла восприниматься и как мужской, и как женский образ. Во дают! Например, на Нижегородчине это был мужчина, а в других местах чучело сочетало в себе признаки разных социальных статусов: на нём могли быть сарафан замужней женщины, девичий платок, мужской кафтан, а иногда даже «мужское достоинство» в виде моркови и двух луковиц.

Ещё 2 мифа ждут вас на сайте образовательного бюро «А101 Лёрнити»: https://learnitya101.ru/maslenitsa-myths

Источник: https://dzen.ru/a/Z8BVo13yND2hUOT9

+1


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Полезное / познавательное чтение в кругу семьи. Детям и взрослым.