"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Стриженов, Олег Александрович

Сообщений 21 страница 34 из 34

1

https://24smi.org/public/media/400x248/celebrity/2016/07/03/1467530157-celeb_img_None.jpg
Олег Стриженов – советский и российский актер театра и кино,
Народный артист Советского Союза,
звезда фильмов «Овод», «Сорок первый», «Звезда пленительного счастья», «Капитанская дочка», «Оптимистическая трагедия» и других.

Олег родился в дальневосточном городке Благовещенске-на-Амуре в семье военнослужащего Александра Николаевича, который сумел пройти и Гражданскую, и Великую Отечественную войну. Мама будущего актера, Ксения Алексеевна, была выпускницей знаменитой Мариинской гимназии и Смольного института, впоследствии преподавала в российский и финских школах. Мальчик стал третьим сыном в семье Стриженовых. Старший брат Борис был военным летчиком, а средний - Глеб - тоже стал известным актером.

Оле́г Алекса́ндрович Стриже́нов
(род. 10 августа 1929, Благовещенск-на-Амуре, Дальневосточный край, СССР)
— советский и российский актёр театра и кино.
Народный артист СССР (1988).
Аристократ от Бога

Кометой ворвался на кинематографический небосвод в середине 50-х, которого боготворили в 60-е и 70-е,
не забывали в 80-е и лихие 90-е. И сейчас его помнят и любят настоящие ценители киноискусства.
Роли Стоиженова навсегда вошли в сокровищницу отечественного кино.

Многие критики того времени называли его не иначе как "советским Жераром Филипом". Француз, исполнитель роли Фанфана-Тюльпан, тогда был идолом мирового экрана. И хотя в этом сравнении и можно отыскать внешнюю и внутреннюю схожесть со знаменитым французом, но Стриженов оставался собой – русским актером с бесконечно русским характером и менталитетом.

"Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения."

- Олег Стриженов

+1

21

http://sd.uploads.ru/t/dVX41.jpg
"Сорок первый"

Стриженов давно мечтал сыграть поручика в «Сорок первом», ещё со времени учёбы в Вахтанговской школе:

«Я думаю, Григорий Чухрай выбрал меня на роль поручика Говорухи-Отрока не по типажу, а как известного популярного артиста. Образ героя я придумывал сам: и манеру держаться, и все детали поведения.

Наконец-то остались свои светлые волосы, своя, а не накладная бородка. Сделали пробы с Изольдой Извицкой, всем понравилось, и начались съёмки».

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/03/106.jpg

В октябре 1956 года фильм Чухрая выходит на экраны страны. «Сорок первый» — это любовная элегия со свежим оригинальным взглядом на прошлое. «И любовь эта изменилась по сравнению с повестью, — отмечает кинокритик Нея Зоркая. — Во-первых, изменились сами герои. Олег Стриженов сыграл Говоруху-Отрока (лучшую свою роль) человеком значительным, смелым и умным». За роль поручика Говорухи-Отрока Стриженова признали лучшим актёром года.

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/03/132.jpg

Основным предметом спора на страницах печати стала трактовка образа Марютки в исполнении Изольды Извицкой.
Во Франции её часто сравнивали с Мерилин Монро. Весь мир удивился, как русские могут красиво любить, какие они удивительные люди и сколь восхитительна и разнообразна природа их страны.

Когда в конце фильма поручика Говоруху-Отрока убивали — зрители плакали.

0

22

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/celebrity/2016/07/03/1467530157-celeb_img_None.jpg
Олег Стриженов

После триумфального успеха "Сорок первого" (картина была отмечена призом в Каннах), спрос на актера Олега Стриженова резко возрос. В конце 50-х он был одним из самых снимаемых актеров советского кино. Правда, почти все фильмы, в которых он тогда снимался, были экранизациями различных литературных произведений.

Например, в 1956 - 1958 годах он снялся сразу в пяти экранизациях: "Капитанская дочка" и "Пиковая дама" по А. С. Пушкину, "Хождение за три моря" по А. Никитину, "Северная повесть" по К. Паустовскому (1960-й; 6-е место в прокате - 31,34 млн.), "Белые ночи" по Ф. Достоевскому. Во всех этих картинах Стриженову доставались главные роли, что, несомненно, работало на его популярность у зрителей, а с другой стороны - позволяло критике дотошно копаться в каждой из них. Вот, например, что пишет об этих ролях Р. Соболев: "За некоторые роли Стриженов брался и работал над ними без должной требовательности к себе.
http://s9.uploads.ru/t/H9xug.jpg
http://sg.uploads.ru/t/adrkz.jpg
http://sd.uploads.ru/t/lBYEi.jpg
"Северная повесть"
Трудно понять, например, чем привлекла его роль Бестужева в фильме "Северная повесть" - роль заведомо ходульная. Может быть, это произошло под гипнозом литературного первоисточника - чрезвычайно эмоционального и лирического произведения К. Паустовского? Это можно понять: но если это так, то удивительно, что актер ничего не сделал, чтобы оправдать свой выбор. Бестужев Стриженова оказался старым знакомым для зрителя: что бы он ни делал и ни говорил - внешне все правильно, все хорошо, но исполнено это с ложным пафосом, с многозначительностью, которая раздражает, ибо ничего за собой не содержит...

Фильмография

1955 — «Овод»
    1956 — «Сорок первый»
    1958 — «Хождение за три моря»
    1958 — «Капитанская дочка»
    1968 — «Его звали Роберт»
    1972 — «Земля, до востребования»
    1975 — «Звезда пленительного счастья»
    1975 – «Последняя жертва»
    1980 — «Юность Петра»
    1980 – «Карл Маркс. Молодые годы»
    1983 — «Приступить к ликвидации»
    1985 – «Господин Великий Новгород»
    1987 – «Оглашению не подлежит»
    2000 — «Вместо меня»
    2004 — «Пять звезд»

0

23

http://sd.uploads.ru/t/CcQgu.jpg
Князь Волконский - в картине В. Мотыля "Звезда пленительного счастья"
http://s8.uploads.ru/t/tHren.jpg

На «Ленфильме» найдены костюмы, в которых снимался Олег Стриженов: мундиры из фильма «Звезда пленительного счастья» и другие.

Образы сильных духом мужчин, военных и дворян доставались именно Олегу Стриженову.
Ведь он не только обладал идеально подходящей внешностью, но именно эти характеры удавались актеру лучше других.

0

24

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/2/27/179.jpg
Олег Стриженов в фильме «Земля, до востребования»

0

25

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/2/27/pb6ys65faov6m6dei4ywmoh83no.jpg
Олег Стриженов в фильме «Его звали Роберт»

0

26

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/2/27/795874.jpg
Олег Стриженов в фильме «Оглашению не подлежит»

0

27

Отдельной линией в творчестве актера проходят военные драмы. Его можно увидеть в картинах о Великой Отечественной войне «В твоих руках жизнь», «Приступить к ликвидации», «Господин Великий Новгород». Нельзя пройти мимо двух исторических лент «Звезда пленительного счастья» и «Юность Петра», а также фантастической комедии «Его звали Роберт».

Еще до развала Советского Союза Олег Стриженов перестал сниматься в кино. Последней ролью в советском кинематографе для Олега Стриженова стал образ князя Ухтомского в военной картине «Оглашению не подлежит», экранизации одноименной повести Дмитрия Морозова и Александра Полякова. Этот фильм хоть и относится к жанру военного кино, но не входит в плеяду картин о Великой Отечественной войне, где часто снимался Стриженов. Действие фильма «Оглашению не подлежит» разворачивается в 1921 году.

Вернулся в кинематограф один из выдающихся отечественных артистов лишь в 2000 году, но в новом тысячелетии творческая биография актера пополнилась только двумя новыми картинами.

Олег Стриженов сыграл в паре с Сергеем Безруковым в драме «Вместо меня», а через пять лет с Ольгой Погодиной в детективе «Пять звезд». Таким образом, актер остался верен традиции – или главная роль, или никакой.

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/2/27/782606.jpg
Олег Стриженов в фильме «Вместо меня»
(Приз «Золотой Пегас» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Вместо меня»)

Тем не менее, в 2009 году, через пять лет после того, как Олег Стриженов последний раз появился на экранах, актер получил почетный приз национальной российской кинонаграды «Золотой орел» с формулировкой «За вклад в отечественный кинематограф».

0

28

Фильм «Овод» вышел на экраны страны в 1955 году и занял в прокате 3-е место (35,16 млн. зрителей). Успех был ошеломляющий. Олег Стриженов стал знаменитым. Как писала позднее Л. Тихвинская: «Первая роль Стриженова — Артур Риварес в «Оводе» — привлекла пафосом революционной борьбы, судьбой героя, ищущего правду, за нее сражающегося. Неожиданно герой этого фильма оказался в ряду героев революционных лент второй половины пятидесятых годов. Такие произведения, как «Тревожная молодость», «Павел Корчагин», «Они были первыми», воскрешали революционные страницы, раскрывали героические судьбы хотя и далеких по времени, но близких по духу людей…

Стриженов органично чувствовал себя в условиях, предложенных ему режиссером. Всему, что происходило в душе Артура, он находил эффектное внешнее выражение, наглядное и доходчивое. Зрителя увлекали резкие смены душевного состояния героя — от раздирающих душу рыданий до раздирающего душу сатанинского хохота».

Чем еще памятен для нашего героя этот дебют в кино? Тем, что на съемках картины он полюбил исполнительницу роли Джеммы, актрису с редким именем Марианна и вскоре женился на ней. В этом браке у них родится дочь Наталья.

http://s8.uploads.ru/t/E2OPU.jpg
В образе Овода

0

29

«Звезда пленительного счастья», 1975
Режиссёр:Владимир Яковлевич Мотыль

http://fb.ru/misc/i/gallery/39254/2853201.jpg
http://sh.uploads.ru/t/rS8IG.jpg
.. Наталья Бондарчук. княгиня Мария Волконская. Олег Стриженов. князь Волконский.

0

30

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/03/0114-200x150.jpg

«Сорок первый» — фильм режиссёра-дебютанта Григория Чухрая — имел оглушительный успех у зрителя, получил специальный приз в Каннах —«За оригинальность сценария, гуманизм и поэтичность»

http://1001material.ru/wp-content/uploads/2013/03/086.jpg

Выбор актёров оказался делом не намного более лёгким, чем утверждение сценария. На роль Марютки Чухрай взял Изольду Извицкую, молодую актрису, успешно сыгравшую одну из главных ролей в «Первом эшелоне» Калатозова.
Лавренёв описывает Марютку горячей, фанатичной, какой-то чёрной или рыжей девицей, но такой не могли найти. Пробовали Нифонтову, Харитонову. Извицкая возникла в самый последний момент… Это было настоятельное требование художественного совета.
Роль поручика Говорухи-Отрока должен был играть Смоктуновский. Но с Изольдой он не смотрелся… Тогда возникла кандидатура Стриженова...

0

31

http://s3.uploads.ru/t/I4fJa.jpg
http://sg.uploads.ru/t/o5ZSs.jpg
http://sd.uploads.ru/t/zNuwO.jpg

Фильмов с участием Стриженова могло быть тогда значительно больше. Дело в том, что во время съемок в нескольких картинах отношения нашего героя с режиссерами внезапно портились, и роль уходила к другому исполнителю. Причины у этих конфликтов были самые разные: начиная от нарушения режима самим актером и заканчивая его чрезвычайной требовательностью к режиссерам. Так, в 1962 году Стриженов отказал самому С. Бондарчуку, когда тот предложил ему роль князя Болконского в фильме «Война и мир». Как это получилось?

Послушаем самого Олега Стриженова: «Я Бондарчука подвел, послал его перед самой съемкой. За что? За то, что меня никогда не пробовали! Режиссер просто обязан знать, кто ему нужен на главную роль. И уважать актера обязан.

Такой великий человек, как Пырьев, не гнушался подойти к артисту и сказать: «Я знаю, ты сейчас свободен. И нужен мне. Хочешь у меня сыграть? Придешь?» И никаких проб — такой это был художник!

Бондарчуку я решил напомнить, что мы оба артисты, друзья и на равных! Да ведь он мне год голову морочил. Предложил роль Долохова, я согласился, а он тем временем на роль Болконского пробовал всю страну, ко всеобщему удивлению не предлагая ее только мне. А я же Лев, я же гордый! Я ждал звонка и думал: «Эх, Серега, — царствие ему небесное! — как же ты роли распределяешь? Какая из твоей жены Элен?» И когда звонок раздался: «Старик, нет Болконского», — я выдвинул Бондарчуку условия. Первое. Я слышал, говорю, что ты пробы актерские взаперти с женой смотришь и никто другой их не видит. Так вот, ты мне покажешь все пробы, все, что наснимал. А во-вторых, в моих пробах ты сам мне будешь подыгрывать. Ну а третье условие я тебе потом скажу, когда результат увижу. Договорились. Я отсмотрел все пробы, прохохотал: «Боже, бедный Толстой!» И с упоением отыграл в своих пробах. Мой Андрей не был «остолбеневшим князем», как потом о Тихонове писали.

Он был разным, живым. И когда Бондарчук это признал, тут-то я ему и объявил о своем третьем условии — у тебя как у режиссера я играть никогда не буду!

Что тут началось! Ведь газеты и журналы уже дали анонсы. Кто меня только не уговаривал! Но самое интересное продолжение эта история получила у Фурцевой. Однажды я сплю, окна зашторены, и тут звонок: «Это Фурцева!» Кокетливым тоном. А я спросонья не пойму — день или ночь. И решил, что это кто-то из девочек киношных, знаете, вокруг фильма всегда полно каких-то писюх, решил меня разыграть. И понес на нее чуть ли не на нашем фольклоре. А потом бросил трубку. Она перезванивает. Слышу, в голосе низы появились: «Олег Александрович, это действительно Екатерина Алексеевна говорит»… Короче, через пару часов я был у дверей ее кабинета. По коридору туда-сюда ходит Бондарчук. Только я подумал: вот, может, мы сейчас с ним поговорим, и я его прощу, — а тут секретарша Фурцевой меня к ней на ковер вызывает. За столом — целая коллегия. От Сергея Герасимова до чиновников всяких. Ну ясно. На испуг будут брать. Но я же Лев! Никого не боюсь… И вдруг слышу из уст Фурцевой гневное: «Я не понимаю, почему вы не хотите играть любимый образ нашей молодежи?!» А я и говорю: «Екатерина Алексеевна, я окончил два учебных заведения — художественное училище и театральное. И только и слышал, что у нашей молодежи всего два любимых героя: Овод и Павка Корчагин. А вот то, что князь Андрэ стал любимым образом молодежи, я впервые от вас слышу. Но не печалюсь, ведь Овода я сыграл». Герасимов, сидевший напротив меня, просто заплясал на стуле и с хохотом выбежал из кабинета. А Фурцева многозначительно стала расспрашивать, как я живу. Попроси я тогда орден, звание, другую квартиру — уверен, дали бы. Но я ответил, что живу, мол, себе потихонечку, чего и всем желаю!»

А вот еще один случай актерской строптивости Стриженова. В режиссерском дебюте поэта Г. Поженяна фильме «Прощай» (1967) актер должен был играть одну из главных ролей. Однако действия режиссера-дебютанта на съемочной площадке так не понравились нашему герою, что, отснявшись в нескольких сценах, он вскоре самовольно покинул съемки (фильм снимался в Одессе) и уехал в Москву.

0

32

1960 год

http://kinocomment.ru/media/cache/a1/bc/a1bc8a64ac8b0e8606d32c2fc34c8f15.jpg
Жанр драма исторический фильм
Режиссёр Евгений Андриканис
Автор
сценария Евгений Андриканис
В главных
ролях Иева Мурниеце
Олег Стриженов
Валентин Зубков
Композитор Анатолий Александров
Кинокомпания Мосфильм

Сюжет
Две новеллы о любви, чести и достоинстве. Первая — о русском офицере Павле Бестужеве, вторая — о художнике, ленинградце 1960-х годов. Незадолго до декабрьского восстания 1825 года Павел Бестужев был сослан за дерзость в далекий гарнизон на Аландские острова. Вскоре ему представляется случай помочь раненому декабристу, который намеревался перейти границу. Ценой своей жизни Бестужев спасает беглеца и свою возлюбленную.
Через полтора столетия эта романтическая и трагическая история получает поистине удивительное продолжение…

https://img.teleguide.info/film/64/64535/6.jpg
https://kinoaist.net/uploads/w/1405748174_severnaya-povest-2.jpg
http://film.arjlover.net/ap/severnaja.povest.avi/severnaja.povest.avi.image2.jpg
https://img.teleguide.info/film/64/64535/7.jpg
http://s3.uploads.ru/t/E5pGX.jpg

0

33

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/6f/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%C2%AB%D0%9F%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0%C2%BB_%28%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%2C_1960%29.jpg/401px-%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%C2%AB%D0%9F%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0%C2%BB_%28%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%2C_1960%29.jpg
Премьера фильма в СССР состоялась 27 октября 1960 года.

Жанр кинофильм-опера драма
Режиссёр Роман Тихомиров
Авторсценария Георгий Васильев
Сергей Васильев
Павел Вейсбрем
Роман Тихомиров
Борис Ярустовский
В главных ролях Олег Стриженов
Ольга Красина
Елена Полевицкая
Валентин Кулик
Оператор Евгений Шапиро
Композитор Пётр Ильич Чайковский
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм»

С большим успехом по экранам прошла «Пиковая дама»… Стриженов — Герман, по общему мнению, затмил всех актеров и героев фильма.

https://www.kino-teatr.ru/movie/poster/5124.jpg
В музыкальной драме «Пиковая дама» (1960) актер предстал в образе Германа, страстной натуры, честолюбивого человека, одержимого идеей разбогатеть любыми способами. Влюбленный в Лизу, внучку старой графини, хранящей секрет выигрыша, он сходит с ума от потрясений: женщина умирает прямо на его глазах в тот момент, когда он умоляет открыть тайну. Удар грома настолько поразил воображение героя, что ему привиделся призрак старухи с откровением о трех картах, сулящих выигрыш. Но судьба сыграла с ним злую шутку…
https://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/5124/168390.jpg

Олег Стриженов, бесспорно, великолепен в роли Германа. Но это скорее внешнее великолепие… В образе, созданном Стриженовым, нет философской наполненности, нет и переклички с современностью. По форме это, повторяем, блестящая работа, но ее содержание весьма тривиально…

0

34

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/2/27/doc6bbhhq7hq92wkaau305-800-480.jpg

Стриженову Олегу Александровичу
в этом, 2019, году исполняется 90 лет!!!
Он родился 10 августа 1929 года в Благовещенске Амурской области, в семье военного.

Заслуженный артист РСФСР (12.06.1964).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (1988).

Его отец, Стриженов Александр Николаевич (1899—1978), воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Мать — Стриженова Ксения Алексеевна (1899—1971) окончила Петербургскую Мариинскую гимназию и Смольный институт. Супруга — Пырьева Лионелла Ивановна (1938 г.р.), известная киноактриса, заслуженная артистка России.

Старший брат — Стриженов Борис Александрович, лейтенант Советской армии, лётчик-истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году. Средний брат - Стриженов Глеб Александрович (1925-1985), известный актёр, участник Великой Отечественной войны, окончил Школу-студию МХАТ, заслуженный артист РСФСР.

В 1953 году, окончив Театральное училище имени Б. В. Щукина, стал актёром Государственного русского драматического театра в Таллине (ЭССР). На сцене этого театра он сыграл роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» — эту роль впоследствии в течение 10 лет он играл с большим успехом на сцене МХАТ имени Горького.

Дебют в кино - в 1954 году, главная роль в кинофильме «Овод» («Ленфильм», 1955, режиссёр А. М. Файнциммер). Олег Стриженов сыграл Артура с таким темпераментом и самоотдачей, что стало очевидно: в нашем кино появился новый крупный актёр, счастливо совмещающий природный талант, силу и опыт русской актерской школы с безупречными внешними данными западной звезды.
Этот успех актер закрепил, сыграв в фильме В.П. Каплуновского «Мексиканец» (1955), где помимо драматического образа продемонстрировал и отличную физическую подготовку. Выдающийся кинорежиссер А. П. Довженко, увидев Олега Александровича в этой роли, сказал ему, что тот умеет не только говорить, но и молчать на экране. Довженко пригласил Стриженова на роль Андрия в экранизацию «Тараса Бульбы», которую вынашивал много лет, считая своим самым сокровенным замыслом. К несчастью, Александр Петрович вскоре умер, так и не приступив к съёмкам; роль Андрия осталась не сыгранной...

Следующим фильмом был «Сорок первый» (1956) Г. Н. Чухрая. В этой картине все для тех лет было необычно и ново, начиная с грандиозной операторской работы С. П. Урусевского и заканчивая почти крамольной трактовкой образа белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Г. Н. Чухрай не скрывал, что главной задачей фильма было не обличение Говорухи-Отрока, а показ бессмысленности Гражданской войны. Говоруха-Отрок трактовался не как карикатурно-отрицательный персонаж, а как живой человек, как жертва, со своей правдой и идеалами. Стриженов исключительно точно воплотил сложный внутренний мир белого офицера. Его Говоруха-Отрок - образованный, культурный человек, искренне любящий Россию, но трагически неспособный помочь ей в условиях кровавой междоусобицы.

Съемки в «Сорок первом» стали для актёра большим опытом — и профессиональным, и жизненным. С этого фильма в его творчестве началась линия «двойственных» героев - таких как Мечтатель в «Белых ночах» Ф. М. Достоевского (1959, режиссёр И. А. Пырьев), Германн в «Пиковой даме» П. И. Чайковского (1960, режиссёр Р. И. Тихомиров), Лаевский в повести А. П. Чехова «Дуэль» (1961, режиссеры Т. Н. Березанцева и Л. С. Рудник), Кареев в «Акции» (1987, режиссер В. Г. Шамшурин).

Особое место в творчестве О. А. Стриженова занимает роль Кареева, которая как бы завершает эту линию. Кареев — человек из «бывших», который страстно любит Родину, презирает и красных, и немцев. Этот образ несёт в себе трагическую обреченность.

Стремление показать несколько ипостасей одного персонажа, его неоднозначность привело О. А. Стриженова к участию в фантастической комедии И. С. Ольшвангера «Его звали Роберт» (1967). В этом фильме Стриженов исполнил роли робота и молодого ученого. Ему было интересно сыграть две разные и сложные роли без грима. По сути, это был первый фантастический фильм в нашем кинематографе, не считая немого кино. На VI МКФ в Триесте (Италия) О. А. Стриженов получил главный приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли.

В 1956 году О. А. Стриженов был приглашён на роль Афанасия Никитина в первом совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1957, режиссеры В. М. Пронин и Х. А. Аббас; в индийском прокате — «Чужестранец»). Индийский режиссёр и драматург Ходжа Ахмад Аббас рассматривал Стриженова как единственно возможного кандидата на роль и оказался прав. Олег Александрович сыграл Никитина с особой теплотой, душевностью и проникновенностью, показав в нем лучшие качества русского национального характера.

В автобиографической книге «Исповедь», изданной в 1997 году издательством «Алгоритм», Олег Александрович писал: «Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения».

Однако его биография опровергает эти утверждения. Олег Александрович никогда не стремился к большому количеству ролей и очень строго выбирал фильмы и режиссёров. Поэтому в течение года он редко снимался более чем в одном фильме, предпочитая иметь дело если не; классической, то с хорошей современной драматургией и с интересным режиссёрским замыслом. Но даже когда сходились все эти условия, он все равно мог отказаться от роли.

Чтобы оценить актёрскую требовательность Олега Александровича, достаточно взглянуть на список ролей, сыгранных им в конце 1950—1960-х годах: Пётр Гринёв («Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1958, режиссёр З. П. Каплуновский), Мечтатель («Белые ночи» Ф. М. Достоевского), Германн («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Павел Бестужев («Северная повесть» К. Г. Паустовского, 1960, режиссёр Е. Н. Андриканис), Лаевский («Дуэль» А. П. Чехова, 1961, режиссёры Т. Н. Березанцева, Л. С. Рудник), Сергей Уточкин («В мёртвой петле», 1962, режиссёры С. М. Цыбульник, Н. С. Ильинский), Пленный офицер («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1963, режиссёр С. И. Самсонов), барон Тузенбах («Три сестры» А. П. Чехова, 1964, режиссёр С. И. Самсонов), П. И. Чайковский «Третья молодость», совместно с Францией, 1965, режиссёр Жан Древиль). В этом далеко не полном списке преобладают герои исторические, герои классического репертуара, интеллигенты, люди долга и чести, люди сложных биографий.
Идеалом жизни в искусстве для Олега Александровича был и остаётся МХАТ, в котором он проработал с 1966 по 1976 год. Здесь он дебютировал в роли Степана Тятина в пьесе М. Горького «Егор Булычев и другие» в сезон 1963/64 года. В характере своего героя Стриженов акцентировал душевную деликатность, цельность натуры, которые были свойственны идеалистам, революционерам-романтикам. Дебют прошёл с большим успехом и был высоко оценён прессой и коллегами. Совместная работа с такими мхатовскими корифеями, как А. К. Тарасова, Б. Н. Ливанов, А. Н. Грибов, В. Я. Станицын, М. М. Яншин, П. В. Массальский, М. И. Прудкин, А. О. Степанова, стала для него высочайшей школой актёрского мастерства, ещё выше подняла планку его профессиональной требовательности к себе.

Олег Александрович считает, что актёр, дорожащий профессией, должен постоянно заботиться и о своей физической подготовке. Многие герои Стриженова фехтуют, плавают, скачут на лошадях, бегают, прыгают, стреляют, а Ривера - боксирует. Вообще, Стриженов всегда обходился без дублёров — а иначе как можно было бы ему сыграть столько мужественных героев: военных, лётчиков, разведчиков.

Призы и награды:

Расширенной конференцией Союза кинематографистов СССР на «Мосфильме» (1956) он был признан лучшим актёром года за роль Поручика в кинофильме «Сорок первый».
По итогам опроса читателей журнала «Советский экран» Олег Стриженов был также признан лучшим актёром 1970 года за главную роль в фильме «Неподсуден».
В 1999 году О.А. Стриженов награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Он также награждён почётным призом «Госпожа удача» имени П. Луспекаева на VIII фестивале стран СНГ и Балтии в Анапе, а также призами на фестивалях «Созвездие», открытом Шукшинском фестивале на Алтае, на кинофестивалях в Гатчине и Владикавказе.
Награждён Большой золотой медалью А.С. Пушкина, удостоен золотой медали и звания лауреата премии Музыкального фонда России имени Ирины Архиповой за гениальное воплощение образа Германа в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»).
За роль полковника Данилова в фильме «Приступить к ликвидации» удостоен звания лауреата премии МВД СССР. 6 июня 1945 года награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 октября 2004) — За выдающиеся заслуги в области киноискусства и многолетнюю творческую деятельность
КФ «Золотой Пегас-2000» (Приз «Золотой Пегас» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Вместо меня»)

Премия «Золотой орёл» (Почётный приз «За вклад в отечественный кинематограф», 2009).

0