Из истории 46-го полка ночных бомбардировщиков
В начале октября 1941 года стало известно, что знаменитая лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова набирает девушек в авиационную часть, чтобы воевать с врагами. Наталья пошла в ЦК комсомола, где проходил набор, ей тогда было 19 лет. Из разных городов прибывали сюда лётчицы из Гражданского Воздушного Флота, аэроклубов, техники, парашютистки.
Почти 2 недели провели в Академии имени Жуковского: здесь всем выдали обмундирование, разделили на группы, и 16 октября, когда немцы уже вплотную приблизились к Москве, лётчиц товарным поездом отправили в Энгельс в лётную школу. Позади остались 7 месяцев напряжённой учебы и тренировочных полётов — и 3 женских авиационных полка (истребительный, полк пикирующих бомбардировщиков и полк ночных лёгких бомбардировщиков) улетели на фронт. Эти полки провоевали всю войну, но единственным чисто женским полком остался полк ночных бомбардировщиков. Командиром полка была назначена Евдокия Давидовна Бершанская, опытный лётчик из гражданской авиации с 10-летним лётным стажем.
командир 46-го полка Бершанская Евдокия Давидовна
В мае 1942 года полк ночных бомбардировщиков У-2 прилетел в Донбасс. Труд Горняка — посёлок под Краснодоном — первая площадка, откуда Наталья Кравцова начала летать на боевые задания. Бомбили немцев на реке Миус, в Донбассе, на Дону. В середине лета под напором немецких танков, которые прорвали оборону, началось большое отступление советских войск. Немцы наступали двумя лавинами: к Сталинграду и к южным нефтяным районам Грозного и Баку. Лётные экипажи, отступая, ночью бомбили врага, а днём перебазировались на новую точку. Иногда срочно улетали ночью, прекратив полёты на задания, когда танки подходили к аэродрому... Так, отступая, полк оказался южнее Терека. Дальше к югу были высокие горы...
За 3 года женский полк прошёл боевой путь от Терека до Берлина. Бомбили немцев в предгорьях Кавказа, на Кубани, на Таманском полуострове, в Крыму, в Белоруссии, Польше и Германии. Летали ночью на лёгких тихоходных самолётах По-2, против которых действовали вражеские прожекторы, зенитки и ночные истребители. Бомбили переправы, огневые точки, скопления войск, укреплённые районы, штабы, железнодорожные станции и эшелоны, автомашины, самолёты на аэродромах... Девушки — лётчицы доставляли врагу столько вреда и хлопот, что они прозвали их "ночными ведьмами".
Полк также нёс немалые потери. Лётчицы погибали от огня зенитной артиллерии и атак истребителей. Самолёт легко загорался в воздухе, и вместе с ним горели экипажи: парашюты они стали брать в полёты только за полгода до конца войны. Всего полк потерял 31 лётчицу, 5 из которых посмертно были удостоены звания Герой Советского Союза. Те же, кто получал ранение, возвращались из госпиталя в полк и продолжали летать.
46-й Гвардейский полк ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии получил почётное наименование Таманского, был награждён орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени, получил 22 благодарности Верховного Главнокомандования. Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и полк подполковника Бершанской. 23 лётчицы получили звание Героя Советского Союза, а 2 — Героя России.
Боевые экипажи полка сделали в общей сложности 24 000 боевых вылетов, сбросили на врага 3 000 тонн бомбового груза. 982 боевых вылета на счету лётчицы полка, командира звена и знаменосца Наталии Кравцовой. Указом от 23 Февраля 1945 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза.
Эти три авиаполка провоевали всю войну, но единственным чисто женским полком был и остался только полк лёгких ночных бомбардировщиков.
Командиром женского полка ночных бомбардировщиков была Бершанская, Евдокия Давидовна — опытный лётчик из гражданской авиации с десятилетним лётным стажем.
На вооружении авиаполка были легкие тихоходные самолеты По-2 (У-2). В течение многих лет самолеты У-2 были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима. Учебные организации оборонного Общества на этом самолете подготовили в годы войны почти 100 тысяч летчиков.
Из более чем 60-и полков и эскадрилий ночных бомбардировщиков У-2, только 46-й Таманский ГНБАП был женским авиаполком, все остальные — мужскими
“Король воздуха“, “Небесный тихоход”, “Летающая парта", "Лопата", “Огородник“, “Примус“, "Куропатка", "Кофемолка", “Утёнок“, “Этажерка“, “Старшина фронта“, "Кукурузник", "Швейная машинка“, “Летающая фанера“ (или “Rus-Faner“), “Ночная метла“, “Стоячая смерть“ – далеко не полный перечень названий и прозвищ этого легендарного самолёта.
Модификация У-2ЛШ, легкий штурмовик; вооружен одним пулеметом ШКАС калибра 7,62 мм на кольцевом лафете над задней кабиной, имел крепления для 120 кг бомб плюс пусковые рельсовые направляющие для четырех реактивных снарядов РС-82.
Полк решал задачи по уничтожению и подавлению вражеских аэродромов, переправ, огневых точек, скоплений войск, укрепрайонов, штабов, железнодорожных станций и коммуникаций, железнодорожных эшелонов, отдельных машин и автоколонн, самолётов на аэродромах и т. п.
Девушек-лётчиц этого авиаполка за их смелость немцы прозвали «ночными ведьмами».
За войну полк потерял 31 лётчицу, пять из которых посмертно были удостоены звания Герой Советского Союза.
46-й полк ночных бомбардировщиков 4-й воздушной армии получил звание гвардейского, получил почётное наименование Таманского, был награждён орденами Красного Знамени и Суворова III степени, получил 22 благодарности Верховного Главнокомандования.
Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и 46-й авиаполк подполковника Бершанской.
23 летчицы получили звание Героя Советского Союза, две — Героя России.
Руфина Гашева и Наталья Меклин на фоне самолетов По-2
Боевые экипажи полка сделали в общей сложности 24 тысячи боевых вылетов, сбросили на врага 3 тысячи тонн бомбового груза.
После войны Н. Кравцова окончила Военный институт иностранных языков (1948 — 1953 гг.), работала в информационном отделе Управления Генерального штаба Советской Армии переводчиком — референтом, затем в Издательстве военно — технической литературы на иностранных языках переводчиком, редактором. В отставку вышла в звании Гвардии майора.
С 1972 года — член Союза писателей. Ею изданы повести: "От заката до рассвета", "Вернись из полёта !", "Из-за парты — на войну", "За облаками — солнце", "Госпитальная палата", "На горящем самолёте", а также очерки и рассказы. За сборник повестей "Вернись из полёта !" была удостоена медали имени Фадеева.
В отставку вышла в звании майора.
С 1972 года — член Союза писателей. Жила в Москве.
Член Клуба Товарищей «Военного института иностранных языков Красной Армии» (ВИИЯ КА).
Скончалась 5 июня 2005 года. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.