"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Герои СССР и России » Герои Великой Отечественной войны


Герои Великой Отечественной войны

Сообщений 121 страница 125 из 125

1

Герои Великой Отечественной войны.


http://sa.uploads.ru/t/Fw5Ul.jpg


Слава советскому воину - победителю!

Светом благодарной памяти, светом любви нашей, светом скорби нашей пусть озарятся имена павших. Вспомним, - 3 года 10 месяцев и еще 18 дней, 26 млн 452 тыс жизней унесла Великая Отечественная война. Вспомним тех, кто бился с врагом на фронте, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу. Вспомним тех, кто дошел до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами. Вспомним о деревнях, сожженных дотла, о поселках, стертых с лица земли, вспомним о сотнях городов разрушенных, но непокоренных, каждую улицу вспомним, каждый дом. Солдат Великой Отечественной, ты на смерть стоял под Москвой и Сталинградом, вез хлеб в блокадный Ленинград, горел в танке под Прохоровкой. Погибая, ты спасал миллионы жизней, и  принес свободу узникам Освенцима, Бухенвальда, Дахау. Ты не вторгался в чужие пределы, не искал славы, ты защищал Отчизну, защищал свою семью.

+2

121

Гулаев Николай Дмитриевич

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t480039.jpg

Родился 26 Февраля 1918 года в станице Аксайская, ныне город Аксай Ростовской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Некоторое время работал слесарем на одном из Ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в 1940 году.
Историки военного искусства называют Гулаева «лучшим лётчиком-снайпером двадцатого столетия», дотошно высчитав, что на 57 лично сбитых самолётов врага он затратил 69 воздушных схваток (эффективность — 0,82). У И. Кожедуба она составила 0,51, а у разрекламированного немецкого аса Э.Хартмана — 0,4. Другое достижение Гулаева останется незыблемым, видимо, навсегда: 42 победы подряд в 42 боях. По свидетельствам сослуживцев, фактических побед у него значительно больше, но он «раздарил» их семейным товарищам, дети которых голодали в тылу: ведь за сбитые самолёты врага тогда неплохо платили. Приземлившись после результативного боя, он порой говорил: «Запишите сбитого фашиста на счёт моего ведомого, это он его уничтожил».
К Июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка ПВО ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Старший лейтенант Н. Д. Гулаев совершил 95 боевых вылетов, уничтожил лично 13 самолётов противника и 5 в группе с товарищами.

28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

1 Июля 1944 года за 125 успешных боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых сбито 42 самолёта противника лично и 3 - в группе, командир эскадрильи 129-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии капитан Н. Д. Гулаев награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны был на командных должностях в Войсках ПВО. Одним из первых освоил управление реактивным самолётом. В 1950 году окончил Военно - Воздушную инженерную академию им. Жуковского, а в 1960 - Военную академию Генерального штаба. В 1956 году был делегатом XX съезда КПСС. С 1972 года Генерал - полковник авиации. С 1979 года - в отставке. Жил в Москве. Умер 27 Сентября 1985 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ); медалями. Бронзовый бюст установлен на родине, мемориальная доска - в Ростове - на - Дону.

Даже среди далеко неординарных лётчиков - истребителей фигура Николая Гулаева выделяется своей колоритностью. Только он, человек беспримерной отваги, сумел провести 10 сверхрезультативных боёв, 2 из своих побед одержал тараном. Его скромность на людях и в самооценке диссонировала с исключительно настойчивой, агрессивной манерой ведения воздушного боя, а честность и открытость он с мальчишеской непосредственностью пронёс через всю жизнь, до конца сохранив и некоторые юношеские предрассудки.

В 1918 году с семье слесаря завода "Красный Аксай" Дмитрия Семёновича Гулаева родился первенец. Сына назвали Николаем. Рос он любознательным, настойчивым, очень любил спорт, увлекался плаванием. Часто выступал на соревнованиях за честь своей школы. От сверстников Николая отличало огромное трудолюбие. Он очень любил отца, во всём ему подражал. А Дмитрий Семёнович был хорошим рабочим, одним из заводских передовиков.

Когда Николай окончил школу, проблемы выбора жизненного пути не было. Он твёрдо решил, как и отец, стать слесарем. Отправившись в Ростов - на - Дону, он был принят в школу ФЗУ. Проучившись 2 года и получив профессию слесаря, Николай пошёл работать на Ростовский завод "Эмальпосуда".

Ещё во время учёбы в ФЗУ, юноша увлёкся авиаспортом и в самом конце обучения подал заявление в аэроклуб. Придя на завод, от своего увлечения не отказался и после рабочей смены регулярно ходил на занятия. Видимо, в этот период у молодого рабочего и родилось желание стать профессиональным лётчиком. Завод помог ему, и в 1938 году Гулаев уезжает на учёбу в военную авиационную школу. В Декабре 1940 года, закончив её в звании Младшего лейтенанта, он прибывает для дальнейшей службы в 423-й авиаполк. Через несколько месяцев под Могилёвом молодой пилот встретит известие о начале войны.

Но в бой ему пришлось вступить не сразу. По приказу командира он перелетел на другой аэродром для получения новых, более совершенных самолётов, а затем встал на противовоздушную оборону промышленного центра далеко от линии фронта. В Марте 1942 года Николай Гулаев, в числе 10 лучших лётчиков, был направлен на оборону Борисоглебска. Там основные налёты вражеской авиации были ночью, и ему пришлось переучиваться на ночную работу.

В Июне 1942 года Гулаев был переведён в 487-й авиаполк, где вскоре, 3 Августа 1942 года, принял свой первый бой. Первую победу он одержал без приказа, впервые в жизни взлетев ночью, под вой воздушной тревоги и подбадривающие реплики механиков. Ему повезло. На фоне лунного неба он увидел знакомые по таблицам и схемам силуэты - "Хейнкели" (бомбардировщики Германии). Направив своего "Яка" (истребитель СССР), сблизился с неприятельской машиной и нажал на гашетки. Бомбардировщик был сбит.. Реакция командира на его победу была неординарна: Николаю объявили о взыскании и представили к награде. Так началась одна из самых ярких ратных судеб в нашей авиации.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t698316.jpg
Як-1 (самолет КБ Яковлева)

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t661102.jpg
Хе- 111 (Хейнкель)

Шла война. Гулаев набирался опыта. Теперь он действовал более грамотно, смело и решительно. Однажды группа истребителей под командованием Гулаева вылетев на патрулирование встретила более 20 Ju-87 (пикирующий бомбардировщик известный по прозвищу «Лаптёжник» из за неубирающегося шасси), шедших без прикрытия на штурмовку наших войск. В завязавшейся схватке, Николай сбил лидера вражеской группы, а его лётчики ещё 2 самолёта. Остальные стали поспешно удирать за линию фронта, беспорядочно сбрасывая бомбы. Чуть позднее появилась новая группа Ju-87 - 36 самолётов, теперь уже под охраной 18 Ме-109. Несмотря на огромное преимущество противника в силах, наши лётчики атаковали их, врезались в строй Ju-87 и сбили 5 самолётов противника, принудив к бегству остальных.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t766353.jpg
Ju-87 (Юнкерс)

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t434256.jpg
Ме 109 (Мессершмитт Bf - 109)

В Феврале 1943 года, после окончания курсов командиров звеньев, Лейтенант Н. Д. Гулаев был направлен в 27-й истребительный авиаполк. В составе этого полка он прожил свой "звездный" год, сбив в воздухе более 50 неприятельских машин, "создав" десяток асов, став дважды Героем Советского Союза.

Говорить о "школе" Гулаева не принято, однако его особенная, вдохновенная и рискованная, внешне начисто лишённая какого бы то ни было практицизма, манера ведения боя делает его по меньшей мере "символом" романтического направления в искусстве воздушного поединка. Как никто другой, он умел быть результативным: 30.05.1944 года cбивает 5 самолётов; дважды ( 5.07.1943, 25.04.1944 ) он одерживал по 4 победы в день, ещё трижды ( 7.07.1943, 12.07.1943, 18.04.1944 ) уничтожал по 3 самолёта и в 6 боях ( 14.05.1943, 24.10.1943, 28.10.1943, 15.12.1943, 17.12.1943, 8.01.1944 ) делал дубль. На его счету 8 двухмоторных бомбардировщиков ( 5 Не-111 и 4 Ju-88), 3 "рамы" - корректировщика FW-189, 14 "Штук" - пикировщиков Ju-87. Столь весомый расклад трофеев не характерен для лётчиков фронтовой авиации, список побед которых главным образом составляли истребители.

Лётчик 27-го истребительного авиаполка ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Старший лейтенант Н. Д. Гулаев особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода. Накануне Курской битвы Люфтваффе сосредоточило там около 1000 самолётов для поддержки своей 4-й танковой армии генерала Гота и оперативной группы "Кемпф". Наряду с новинками бронетехники Вермахт впервые широко использовал здесь новейшие истребители FW-190 А-4, А-5 и А-6, несшие, как правило, 4 - 6 пушек и 2 пулемёта.

В первой же схватке 14 Мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, Николай в одиночку вступил в бой с 3 бомбардировщиками Ju-87, прикрываемыми 4 Ме-109. Разогнав самолёт на малой высоте, Николай сделал "горку" и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его.

Стрелок второго "Юнкерса" открыл по нему огонь. Тогда Гулаев сбил и его. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и тогда Николай решил его таранить. Левым крылом своего Як-1 он ударил по правой плоскости "Юнкерса" и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошёл в штопор. После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолёт и посадить его у переднего края.

Пехотинцы 52-й стрелковой дивизии - свидетели этого героического подвига - на руках вынесли лётчика из кабины, думая, что он ранен. Но отважный боец не получил ни одной царапины. На своей автомашине они доставили лётчика на аэродром.

Прибыв в полк, Николай Дмитриевич ни одним словом не обмолвился о совершённом подвиге. Лишь несколько часов спустя из донесения пехотинцев узнали авиаторы о его мужестве. На митинге, посвящённом этому событию, Гулаев не стал много говорить:

- На моём месте каждый из вас поступил бы точно так же. Вот жаль только, что "безлошадником" остался...

Командир тотчас же приказал выделить лётчику новую машину, и он в этот же день снова участвовал в бою... За этот подвиг Н. Д. Гулаев был награждён орденом Красного Знамени.

Сознание собственного авторитета не только укрепило его уверенность, но значительно повысило внутреннюю дисциплину и самоконтроль, усилило требовательность к самому себе. Внимательным образом он изучал попадавшую ему в руки литературу, если позволяло время, мог часами обсуждать перипетии проведённых или представляемых воздушных боёв. Теперь он одерживает победы в каждом втором своём перехвате: 22 Мая сбивает Ju-88, 29-го - Ju-87, 8 и 25 Июня - 2 Ме-109.

День начала Курской битвы, ставший самым кровопролитным днём Второй Мировой войны, Гулаев ознаменовал 4 личными победами, одержанными в 6 боевых вылетах на прикрытие аэродромов. На следующий день Гулаев сбил FW-190 (истребитель), 7 Июля - Ju-87, а также Hs-126 (самолёт-разведчик и корректировщик огня) и FW-189 (самолёт-разведчик и корректировщик огня), записанные как групповые победы, 8-го - Ме-109, 12-го - 2 Ju-87. 12 Июля Николай Гулаев сделал свой "дубль", уже будучи назначенным командиром 2-й эскадрильи 27-го истребительного авиаполка.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t949042.jpg
Hs 126 (Хеншель)

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t648843.jpg
FW-189 (Фоке Вульф)

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t148912.jpg
FW-190 (Фоке Вульф)

В один из дней четвёрка истребителей, ведомая Гулаевым, провела весьма успешный бой. Внезапно и смело они атаковали большую группу из 100 самолётов противника. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на свой аэродром. В этот же день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов. 9 Июля, в районе Белгорода, Николай Гулаев совершил свой второй таран и вновь благополучно приземлился на парашюте. Всего же, на Курской дуге, он уничтожил 17 вражеских самолётов.

К середине Июля, когда сильно поредевший полк был выведен с фронта для пополнения и перевооружения, в его лётной книжке значилось, что к тому времени он совершил 147 посадок на Як-1 и 4 посадки на Як-7.

9 Августа 1943 года, после краткого инструктажа, он совершил свой первый полёт на "Аэрокобре". В первом же боевом вылете на новой машине Николай уничтожил очередного "Лаптёжника", через два дня мощной очередью по кабине сбил Ju-88, назавтра - 2 Ме-109, 29 Октября - ещё одного "Мессера" и закончил месяц, сбив модифицированный Не-111 с усиленным вооружением и бронированием. Заметим, что все свои победы Гулаев одержал отнюдь не в режиме "свободной охоты": большинство его боевых вылетов записаны как прикрытие наземных войск, реже - аэродромов или переправ, на его официальном счету также до 10 перехватов и разведок.

28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Николаю Дмитриевичу Гулаеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К тому времени на его счету числилось уже 27 сбитых самолётов противника. На митинге в полку Герой дал товарищам слово удвоить это число. Во фронтовой газете "Крылья победы" Николай выступил с серией статей о передовом опыте. В одной из них он писал:

"Хоть ты одержал несколько побед, однако не думай, что уже достиг совершенства, стал первоклассным лётчиком - истребителем. Пока ты сидишь и самоуверенно подсчитываешь свои победы, противник обгонит тебя, он найдёт то новое, что по своей самонадеянности упустил ты, и в очередном поединке поймает тебя на хитром маневре".

Не успокаиваться на достигнутом, постоянно и настойчиво совершенствоваться - к этому звал товарищей Николай Гулаев. И сам он служил образцом творчески мыслящего мастера воздушного боя.

В Ноябре 1943 года с аэродрома Зелёная, что неподалёку от Пятихаток, ему удалось уничтожить 2 особенно ненавистные для солдат разведчика - корректировщика FW-189 - "рамы" и в последний день месяца сбить свой 3-й "Хейнкель-111". В новогодних боях за Кировоград Гулаев одержал 3 двойные победы и сбил очередной Ju-88.

В начале 1944 года Гулаев становится уже командиром эскадрильи, принимает участие в освобождении Правобережной Украины. 8 Января четвёрка истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска, атаковали большую группу вражеских бомбардировщиков и истребителей ( до 50 машин ). Используя облачность, наши лётчики внезапно с первой же атаки сбили 4 немецких самолёта. В этом скоротеченом бою Николай Гулаев уничтожил 2 вражеские машины.

Замечательный бой был проведён им и весной 1944 года. В те дни войска 2-го Украинского фронта форсировали реку Прут и создали на её западном берегу плацдарм. 5 Марта шестёрка "Аэрокобр" под командованием Гулаева вылетела на прикрытие наших наземных войск. Вскоре лётчики обнаружили большую группу вражеских самолётов. Бомбардировщики шли тремя девятками в боевом порядке "клин" под охраной 8 истребителей. С земли поступила команда: "Перехватить противника и ни в коем случае не допустить до нашей линии обороны".

Оценив обстановку, Гулаев принял дерзкое решение: самому в составе двух пар атаковать бомбардировщиков, а паре Петра Никифорова связать боем истребителей прикрытия, тем самым облегчить выполнение основной задачи - уничтожение бомбардировщиков.

Да, это был риск, но риск трезвый, основанный на точном расчёте и уверенности командира эскадрильи Н. Д. Гулаева в мастерстве подчинённых, в их мужестве.

Задача, поставленная ведущему пары Никифорову, была особенно сложной. От того, как она будет выполнена, зависел успех задуманного боя. Но Гулаев прекрасно знал мастерство Никифорова и надеялся на него. И не напрасно. Отлично действовала эта пара. Она смело атаковала истребителей противника и связала их боем. Врагу быстро стало не до прикрытия подопечных бомбардировщиков.

Тем временем Гулаев со своими ведомыми стремительно врезался в боевые порядки бомбардировщиков и один за другим поджёг 3 самолёта противника. Выходя из атаки, Николай увидел, как противник в панике бросает бомбы куда попало и поворачивает обратно. Воспользовавшись замешательством врага, четвёрка сделала повторный заход по уходящим самолётам.

В этой схватке за 4 минуты боя нашими лётчиками было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым. Основная задача - не дать противнику сбросить бомбы на наши войска - была успешно выполнена.
В ходе Корсунь - Шевченковской операции и под Уманью он сбил Ме-109, FW-189 и транспортный Ju-52.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t41702.jpg
Ju-52 (Юнкерс)

В Марте 1944 года Гвардии капитану Н. Д. Гулаеву был предоставлен отпуск для поездки на Родину... Мать и сестра пережили оккупацию, а вот отца его, тихого всегда занятого хозяйством, фашисты повесили.

Мрачным и нелюдимым вернулся в часть прежде весёлый и озорной комэск. В Апреле 1944 года он был особенно неукротим, ещё никогда с таким упорством и неистовством он не искал встреч с противником, и никогда - ни до, ни после этого периода - ему не удавалось сбивать 10 вражеских самолётов за 2 недели. Тогда же он провёл 2 своих сверхрезультативных боя: 18 Апреля, прикрывая наземные войска в районе Шера, сбил 2 Ju-87 и Ме-109, а 25-го под Дубоссарами изрядно пощипал "Фоккеров", уничтожив 4 неприятельские машины. Вот как вспоминал об этом бое год спустя сам Гулаев:

"В 15 часов 30 минут 6 самолётов "Аэрокобра" (самот США, поставляшейся СССР по Лендлизу) вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск в районе плацдарма. Набрав по маршруту высоту около 4000 метров, я пришёл в заданный район и установил связь с радиостанцией наведения. При выполнении задания я ходил с правым кругом, углубляясь на территорию противника километров на 10.
Сделав два круга и пройдя с курсом 260 - 270°, я обнаружил группу самолётов, идущих под облаками с курсом 90°, на высоте от 2000 до 2500 метров в строю колонны, состоящей из трёх девяток. Боевой порядок девяток был клин. Выше и сзади шли, по - видимому, с опозданием 8 Ме-109. Поровнявшись на встречных курсах, я атаковал одну группу двумя парами с правым разворотом под ракурсом 2 / 4 с дистанции 150 - 200 метров и сбил один FW-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал FW-190, который загорелся и отвесным пикированием пошёл к земле.

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t946440.jpg
P-39Q Аэрокобра

Вследствие неожиданности атаки первая девятка потеряла 4 FW-190: 2 сбил я и по одному Лейтенант Букчин, мой ведомый, и Старший лейтенант Козлов. Противник, видя горящие самолёты, стал уходить с правым разворотом с курсом 230 - 250°. При развороте один самолёт подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил 3-го FW-190...

Одновременно я увидел горящий Ме-109, сбитый капитаном Никифоровым. Вскоре разрозненные самолеты и пары врага стали вновь подходить к месту воздушного боя. Но противник, видимо, мало верил в свои силы, так как самолёты FW-190 имели подвесные пушки калибра 37-мм, что не давало возможности им вести бой на вертикалях, а заставляло принимать оборону. Действия немецких лётчиков были неуверенными, огонь открывали с больших дистанций.

Имея всё же превосходство в высоте и скорости, мы продолжали вести бой, несмотря на близкий исход горючего и боекомплекта. Младший лейтенант Гуров атаковал Ме-109 на встречных курсах в лоб; в результате атаки самолёт резко накренился, задымил, вошёл в отвесное пикирование и врезался в землю недалеко от нашей радиостанции. В это время меня атаковали 2 Ме-109 сверху - сзади; но благодаря моему ведомому, своевременно предупредившему меня, мне удалось выйти из - под удара быстрым движением рулей. При выходе в сторону облачности на меня свалился из облаков один FW-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит. Таким образом, на моём счету появился ещё один сбитый самолёт - четвёртый.

Бой всё разгорался. Старшему лейтенанту Козлову энергичным разворотом удалось зайти Ме-109 в хвост и с дистанции 100 - 150 метров короткой очередью зажечь его. Младший лейтенант Акиншин, ведомый Капитана Никифорова, на вираже, с дистанции 50 - 70 метров, сбил один Ме-109. Ввиду исхода горючего и боекомплекта я запросил командира корпуса о помощи. Командир, находившийся на радиостанции наведения, поднял в воздух с ближайшего аэродрома 18 самолётов "Аэрокобра". Не прошло 3 - 4 минут, как эти самолёты вступили в бой, что облегчило положение нашей шестёрки.

Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких лётчиков. Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить ещё один FW-190. Наша шестёрка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений... В этом воздушном бою было сбито 7 FW-190 и 4 Ме-109".

Невысокого роста, крепкий ( сказались занятия атлетизмом ), с золотистыми глазами, подвижный "как ртуть", скорый на острое словцо и всегда готовый к дерзкому молодечеству, Николай Гулаев был прирождённым воздушным бойцом. Его исключительная одарённость тем более полно проявилась в высокоорганизованном и сильном по составу полку, каким был 129-й Сандомирский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого Гвардейский истребительный авиационный полк. Лётчики полка сбили в воздушных боях около 500 самолётов противника, среди них были 13 Героев Советского Союза. Командовали полком известные асы - В. И. Бобров, а с Февраля 1944 года - В. А. Фигичев.

Гулаев постоянно искал новые приёмы ведения воздушного боя, дрался храбро, навязывая противнику свою волю. Нередко шёл на риск, основанный на твёрдом знании техники и тактики, точном расчёте. Много раз ему доводилось сопровождать группы наших бомбардировщиков, вылетающих на задания в глубокий вражеский тыл.

...Авиационный полк находился на полевом аэродроме Правобережной Украины. Стояли тёплые весенние дни. Однажды утром над аэродромом появился немецкий истребитель. Как только наши самолёты поднялись в воздух, он, не принимая боя, улетел. А на следующий день в то же время появился снова. И вновь быстро улетел, увидев наши самолёты. Так продолжалось дня 3 - 4. При этом немецкий лётчик появлялся всегда с особой точностью: ровно в 11 часов.

Командир полка вызвал к себе Гулаева и потребовал покончить с утренними прогулками немецкого пилота. Николай решил во что бы то ни стало сбить его. Утром пошёл к своему самолёту и в 10 часов 50 минут запустил мотор. Взлетел, набрал высоту и, отойдя чуть в сторону, стал ждать.

Ровно в 11:00 над аэродромом появился непрошенный гость. Гулаев ринулся на врага, направив машину прямо в лоб. Расстояние быстро сокращалось. Первым дрогнул противник - резко отвернул в сторону, но не отступил. Круто развернувшись, Гулаев попытался занять выгодное положение и зайти противнику в хвост. Не удалось.
Наконец Гулаеву удалось так построить свой маневр, что он оказался в хвосте у противника. В перекрестье прицела появился "Пиковый Туз", нарисованный на борту вражеского самолёта. Огонь ! И самолёт противника, резко клюнув носом, рухнул вниз. Но лётчику почти у самой земли удалось выброситься с парашютом. Николай кружил над ним до тех пор, пока тот не приземлился. Было 11 часов 14 минут.

Через некоторое время немецкого пилота доставили в штаб. Им оказался Полковник, на кителе которого было четыре Железных Креста. Он оказался довольно разговорчивым: "Я был во Франции, Италии. Везде мне везло, а тут, на русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто это сделал..." Вызвали Гулаева. Немецкий ас ожидал увидеть великана, эдакого "русского медведя", а перед ним стоял молодой, не очень высокий человек...

30 Мая 1944 года над Скулени Н. Д. Гулаев сбивает 5 вражеских самолётов за один день: Hs-126, 2 Ме-109, Ju-88 и Ju-87. При этом Ju-87 и Ме-109 он сбил в одной атаке своим "фирменным приёмом": резко развернув "Кобру" (американский самолёт «Аэрокобра», поставлявшийся по «Лендлизу») после смертоносной очереди по "Юнкерсу" навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьёзно ранен в правую руку, сконцентрировав все силы и волю, сумел привести истребитель на свой аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание. Он пришёл в себя только в госпитале, после операции. Здесь же узнал о присвоении ему звания дважды Героя Советского Союза.

Свой последний боевой вылет Николай Гулаев выполнил с аэродрома Турбя в Польше, 14 Августа 1944 года, уже будучи Гвардии майором, штурманом 129-го Гвардейского истребительного авиаполка. Накануне, 3 дня подряд - 10, 11, 12 Августа, он сбивал в боях по одному самолёту.

В начале Сентября 1944 года Н. Д. Гулаев, в принудительном порядке, был направлен на учёбу. Исход войны был уже всем ясен, и прославленных асов старались беречь, в приказном порядке направляя их в Военно - Воздушную академию им. Проф. Н.Е.Жуковского. Таким образом, война для него неожиданно закончилась...
По официальным данным Гвардии майор Н. Д. Гулаев выполнил 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях сбил 57 самолётов лично и 3 - в группе. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 55 личных и 5 групповых побед. ] Его "производительность", 4 вылета на один сбитый, стала одной из самых высоких в советской истребительной авиации.

После окончания войны Николай Дмитриевич продолжал служить в авиации. В 1950 году он окончил Военно-Воздушную академию. Командовал полком, с 1954 года - авиационной дивизией в Ярославле, потом в Ельце.

Он освоил многие типы реактивных боевых машин. Летал на МиГ-21 до 1967 года, пока П. Батицкий (в то время главком ПВО страны), не запретил ему летать. В 1979 году Н. Д. Гулаев был отправлен в отставку. Умер в Москве 27 Сентября 1985 года.
https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t594659.jpg
Н.Д. Гулаев

P.S. Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения — у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за Вторую мировую войну, — 0,4.

+1

122

Достоин звания Героя Советского Союза

ИБРАГИМ ХАТЯМОВИЧ АГАНИН

(Игорь Харитонович Аганин)

Советские люди, да и нынешнее поколение, знают имя советского разведчика Николая Ивановича Кузнецова, работавшего под именем немецкого офицера Пауля Вильгельма Зиберта (Paul Wilhelm Siebert), но в 1943 году форму немецкого офицера носил еще один советский разведчик.
Под легендой офицера вермахта он был внедрен в гитлеровскую спецслужбу – в ее «ад» – тайную полицию (Геста́по (нем. Gestapo; сокращение от нем. Geheime Staatspolizei, «тайная государственная полиция»). В течение года и двух месяцев Ибрагим Хатямович добывал ценную разведывательную информацию, докладывал ее командованию Юго-Западного фронта Красной армии и спасал жизни многих подпольщиков и партизан. За время пребывания среди асов германских спецслужб он так и не был изобличен ими.
https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t959993.jpg
Молодой лейтенант Ибрагим Хатямович Аганин вошел в историю отечественных органов безопасности как уникальный зафронтовой разведчик, сумевший прожить две чужие жизни противника и успешно выполнить задание.

Ибрагим Хатямович Аганин, родился в селе Сургади (Село в Торбеевском районе Мордовской Республики. Родом из этого села классик татарской поэзии Хади Такташ и отец богатого человека на Украине Рината Ахметова). Ибрагим был отдан на воспитание в семью дяди. Дядя, Алексей Николаевич Агишев, будёновец, ветеран Первой Конной, верный ленинец, хорошо знал немецкий. Именно он настоял на обучении Ибрагима в немецкой школе. Он был уверен, владея немецким языком, в будущем юноша сможет помочь немецкому пролетариату освободиться от ярма Гитлера и капиталистов. С языковой практикой в городе Энгельс, где проживала семья Агишевых, проблем не было. И Ибрагим к окончанию школы свободно владел немецким.
В 1940 г. юноша поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана. Однако, окончить образование, ему удалось только после войны. 23 июня 1941г. Ибрагим ушёл добровольцем на фронт. Когда родился Ибрагим я не нашёл, но по скудной информации ему было, в то время, 20 лет.
Здесь толковый парень быстро оказался среди разведчиков. Здесь же он стал Игорем Харитоновичем. Командир обоснованно окрестил его наново: «Длинное у тебя имя, Аганин. Пока прокричишь, предостерегая от опасности, немец трижды выстрелить успеет. И-бра-гим – три пули! Будешь у нас Игорем!».

Дядя, Алексей Агишев уйдет добровольцем на фронт и погибнет под Тулой. А его племянник, надев немецкий мундир, станет разведчиком и на всю жизнь получит страшные душевные ожоги, своими глазами увидев преступления гестаповцев.

Ибрагим Аганин сначала воевал на Украине, и ему часто приходилось допрашивать пленных. Аганин был тяжело ранен в бою. После госпиталя его направили на курсы переводчиков.
«С нами занимались преподаватели МГУ, Института иностранных языков, а также высшие офицеры спецслужб. Изучали устав германской армии, ее структуру, знаки отличия. Педагоги старались раскрыть нам психологию немецких солдат. Переводили десятки немецких документов и солдатские письма. Потом, оказавшись в немецком тылу, я с благодарностью вспоминал своих педагогов. Сначала я думал, что эти знания помогут мне лучше вести допросы военнопленных. Но оказалось, что мне придется самому вживаться в роль немецкого офицера» - рассказывал он военному корреспонденту.
Разное было в судьбе разведчика и выходы в тыл противника и захват языка, окружение, прорыв, ранение. Курсы разведчиков в Куйбышеве. В 1942 г. лейтенант Аганин под Сталинградом вывел из окружения группу наших бойцов. Будучи «старшим» по званию, принял решение пробиваться к своим. В форме убитого немецкого офицера с его документами, изображал, будто бы ведет советских военнопленных. Так и вышли прямо в расположение своей части.
Смекалистого парня решили использовать с большей эффективностью. Его начали готовить для агентурной работы в тылу противника. Отличное знание языка ещё не давало шансов выжить. Необходимо было многое знать о простом немецком быте. Проколоться можно было на чём угодно. На незнании кинофильмов, анекдотов, на элементарных мелочах. Десятки агентов провалились просто на использовании мундштука при курении. Кто-то, проваливался в обычном умывальнике, умываясь под струёй воды, а не в тазике.
Поэтому Аганина поместили в лагерь военнопленных, подвели к прибалтийскому немцу лейтенанту Отто Веберу. Тот до 1941г. жил в СССР, тоже имел лёгкий акцент. Но главное немецкое командование не знало, что он в плену и до этого он служил в Абвере переводчиком. Постепенно лейтенант Аганин вжился в «шкуру» врага, знал его семью лучше, чем свою. Время было крайне ограниченно. Ведь не мог немецкий лейтенант «окруженец» разгуливать по Сталинградской степи месяцами.
Перед нашим разведчиком стояла задача организовать в г. Сталино (сегодня Донецк) сбор сведений о противнике. При переходе линии фронта новый Отто Вебер провалился под лёд. Но это даже сыграло на руку. Когда выбрался к немцам, попал в госпиталь. Там комендант Амвросиевки хороший знакомый его «дяди» который командовал полком под Сталинградом, сообщил лейтенанту, о гибели заслуженного родственника. Он же похлопотал, о том, чтоб Отто Вебер, попал в отдел полевого гестапо ГФП-721 в город Сталино.
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» (Л.Н. Толстой).
На месте явочной квартиры находилась воронка. Для установления связи с центром пришлось использовать своих родственников, которые до этого не то, что к разведке, а к подполью, не имели никакого отношения.
Со временем лейтенант Отто Вебер обжился. Правда, среди своих «коллег», заплечных дел мастеров, он прослыл трусливым угодливым зайцем. Ему присвоили кличку: «Отто – бумажная мышь». Лейтенант отлынивал от «акций», предпочитал работать с бумагами, правда умел выслужиться перед начальством, или например, достать для товарища белье с убитой, каких ни будь ценных тряпок, для отправки в фатерлянд. Всегда умел одному добыть водки, другого познакомить с веселой компанией доступных девиц, или подбросить что то из неучтённых трофеев.
Позже он вспоминал о той работе: «Проверяли всех постоянно. Я никогда не хранил ничего секретного. Все держал в памяти. Найти у меня ничего не могли».
И всё же над Отто начали сгущаться тучи. Центр не дал добро на переход линии фронта, а поставил новую задачу.
Поэтому лейтенант Отто Вебер в последней командировке, или по пьяной лавочке, или помогли русские диверсанты, упал с поезда. Лицо было так обезображено, что опознать офицера можно было только по документам.
От этого же поезда отстал весёлый гуляка лейтенант Рудольф Клюгер, который ехал из госпиталя в санаторий.
Там в санатории Рудольф потихоньку превратился в тень полковника Курта Брюннера. Тот так привык к угодливому лейтенанту, что забрал с собой в Крым. Однако разведчику этого было мало, и он сумел при поддержке своего нового шефа снова попасть в отдел полевого гестапо – ГФП-312.
Теперь лейтенант стал «вылизывать» нового начальника Отто Кауша. Постепенно стал его адъютантом. То как Аганин устанавливал в Крыму связь с центром. Аганин систематически передавал командованию очень ценные сведения. С развитием наступления советских войск связь с центром становилось поддерживать всё труднее. Но разведчик находил всё новые и новые способы. Однажды снова лишившись связи, он завербовал румынского капитана, вынудил его перейти линию фронта, и сдаться советским войскам. С капитаном он передал ряд донесений.
На службе перед Аганиным открывались высокие перспективы. Уже шёл разговор о заброске лейтенанта Рудольфа Клюгера на территорию СССР. Но глупое стечение обстоятельств, встреча с бывшими «коллегами по работе» в Сталино, заставила Ибрагима Хатямовича выйти из игры.
Выдвигаясь в колонне, ночью, во время обстрела наш разведчик ушёл в лес и двинулся к передовой. В окопах офицеру в мундире СС, да ещё говорящему на русском, оказали, мягко говоря, не самую тёплую встречу. Несмотря на то, что пленный как потом вспоминал Аганин: «Командиру подразделения настойчиво повторял: мне нужно связаться с офицерами контрразведки, у меня важные сообщения».
Конечно его проверяли, и перепроверяли. А когда всё формальности были улажены вместо распития фронтовых сто грамм, разведчик - потерял сознание.
У Аганина произошёл нервный срыв. Его отправили в госпиталь. Диагноз - истощение нервной системы...
После победы Ибрагим Хатямович Аганин демобилизовался. Продолжил и успешно закончил обучение в Московском высшем техническом училище имени Баумана. Защитил кандидатскую, создал семью, работал преподавателем. Но война не отпускала.
Не отпускали картины пыток и допросов советских подпольщиков, невольным свидетелем которых он был. Сердце жгло понимание того, что не все подонки - фашистские прихвостни получили достойную кару. Что судьбы многих героев подпольщиков ещё остались безвестными.
После войны Ибрагим Аганин очень изменился. На вопросы родителей, сестер, друзей отвечал односложно: «Воевал, как все». Родные понимали, восемнадцатилетнему парню пришлось нелегко. «А кому было легко», — парировал юноша. Да, у всех воевавших на войне тогда был один возраст — возраст защитника Родины.

После войны он создал отряд «Поиск» который по крупицам восстанавливал историю работы подполья. Аганин неоднократно был главным свидетелем обвинения на судебных процессах  над пособниками фашистов. Ведь он лично знал этих негодяев.
https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t191902.jpg

И.Х. Аганин
Весной 1987г. после возвращения с одного из судов над нацистскими преступниками сердце Ибрагима Хатямовича не выдержало. Война сумела достать его и через сорок три года. Выжгла его сердце.

+1

123

https://www.rosphoto.com/images/u/articles/1405/0_568aa_20ba4812_orig.3plfyvriecysg084o8sk8ogss.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpg
Командир 5-го штурмового авиакорпуса Герой Советского Союза генерал-майор Николай Петрович Каманин (1909–1982) и летчик 423-й отдельной корпусной авиаэскадрильи связи ефрейтор А.Н. Каманин в кабине самолета У-2.
Аркадий Николаевич Каманин (1928–1947). Самый молодой летчик Второй мировой войны, сын Н. П. Каманина. В 1941 г. работал механиком на авиазаводе в Москве. В 1943 г. приехал на Калининский фронт к отцу — командиру 5-го ШАК. Добился зачисления в ряды РККА. Служил механиком по спецоборудованию 423-й ОКАЭС, затем бортмехаником и штурманом-наблюдателем. Освоил управление самолетом и в июле 1943 г. (в 14 лет) был допущен к самостоятельным полётам на У-2. К концу апреля 1945 г. совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». 1943 год.

0

124

https://www.rosphoto.com/images/u/articles/1405/gss_a_aleluhin_na_la7_.ao3je73gn7k0400k4k0c0o48c.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpg
Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин (1920–1990) на истребителе Ла-7, подаренном ему трестом № 41 НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности). На капоте личная эмблема пилота — сердце, пронзенное стрелой. Один из самых известных советских летчиков-асов.

Источник: legendary-aircraft.blogspot.ru.

0

125

https://www.rosphoto.com/images/u/articles/1405/pobeda.7o6eo04lz90ccsg8scskssgog.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpg
Девочка дарит цветы Герою Советского Союза гвардии полковнику Анатолию Георгиевичу Афанасьеву, идущему во главе сводной роты 63-й гвардейской стрелковой дивизии, во время парада на Дворцовой площади Ленинграда. 08.07.1945. Автор: Давид Трахтенберг

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Герои СССР и России » Герои Великой Отечественной войны