Английские законы о бродяжничестве
Английское законодательство с конца XV в. устанавливало жестокие наказания за бродяжничество, нищенство. Эти чисто формальные проступки, не причинявшие материального вреда обществу, ни нарушавшие ничьих прав, наказывались смертной казнью. Крестьян землевладельцы массами сгоняли с их земель. Они превращались в бродяг, которых по законам нещадно бичевали, клеймили и вешали. Лишённые жилищ и средств к существованию крестьяне считались бродягами - безнравственными людьми, которые не желают работать. В первой половине XVI в. десятки тысяч крестьян, обращённых в бродяг, бродивших по стране в поисках работы и хлеба, были повешены. В благочестивой протестантской Англии с «самым первым парламентом в мире» одного факта бедности было достаточно для того, чтобы оказаться на виселице.
«Налагая на всех, способных к труду, обязанность трудиться, законодатель исходит из представления, что работы хватает на всех и что праздность есть проявление злой воли, с которой должно бороться суровыми уголовными карами. Нечего и говорить о том, что бродягой, негодяем, сильным нищим, по статутам Елизаветы, объявлялся всякий бедняк, отказывающийся работать за установленную властями плату. Статуты XVI в. причисляют к бродягам всякого, кто в известный срок не нашел себе работы, каковы бы ни были причины этой праздности. Статут 1536 г. Генриха VIII разрешал рабочему передвигаться только с аттестатами от хозяина: но и с аттестатом он может бродить, только месяц в поисках нового места, после этого он бродяга. Только по статуту 1572 г. Елизаветы льготный срок для приискания работы увеличен до 6 месяцев. А положение бродяги очень опасное».
Закон 1530 г. устанавливал, что только старые и неспособные к труду нищие получили разрешение собирать милостыню. Прошение милостыни здоровым мужчиной было объявлено преступлением. Нищие и бродяги, не получившие разрешение на сбор милостыни в качестве лиц, впавших в бедность не по своей вине, подлежали битью плетьми. Причём их следовало обнажёнными привязывать к тачке и бить до тех пор, пока кровь не заструится по телу. Затем с них следовало брать клятву возвратиться на родину или туда, где они провели последние три года, и «приняться за труд». Закон 1535 г. усиливал наказание. Если бродяга попадался во второй раз, наказание плетьми повторялось и, кроме того, отрезалась половина уха. Если же бродяга попадался в третий раз, его подвергали смертной казни.
В борьбе с бродяжничеством были предприняты такие чрезвычайные меры, как устройство рабочих домов («домов ужаса») и ссылка. С целью избавиться от бродяг, нищих стала применяться в административном порядке как мера безопасности ссылка во вновь открытые колонии в Северной Америке. По закону 1597 г. пожизненная ссылка стала заменять смертную казнь. Таким образом, американская ссылка способствовала ограничению смертной казни в Англии.
При Генрихе VIII (1509-1547) за бродяжничество подверглось смертной казни 72 тысячи насильственно согнанных с земли крестьян при населении 4-5 миллиона человек (это почти 4/5 тогдашнего населения 10-тысячного Лондона), при Елизавете (1558-1603) - свыше 89 тысяч при населении 6 миллионов человек, то есть около двух тысяч в год.
Людей вешали только за бедность. Протестанты видели в каждом бедняке лентяя или преступника. Почему? Это ожесточение богатых против бедных объясняется религиозными взглядами протестантизма кальвинистского толка с его ключевой идеей предопределённости, которую выдвинул основатель кальвинизма Жан Кáльвин (1509-1564). Это означает, что люди изначально неравны. Бог до сотворения мира предопределил судьбы людей: одних - к спасению души, к жизни вечной, а других - к погибели, к вечной смерти. Люди делятся на избранное к спасению меньшинство и отверженных. Это было отходом от сути христианства с идеей религиозного братства людей (все люди - братья во Христе, он за всех нас пошёл на крест) назад, к ветхозаветной идее «избранного народа». Видимым признаком «богоизбранности» стало богатство. Бедность вызывала ненависть как симптом отверженности. Тем самым освящалось материальное обогащение, оправдывалась «богоизбранность» одних для богатства и эксплуатации других, бедных. Это обеспечивало «фарисейски спокойную совесть при наживе денег» (М. Вебер). Поэтому пуритане считали смыслом жизни материальное обогащение, наживу. Именно поэтому принятые в Англии законы о бедных поражают своей жестокостью.
Цели уголовного наказания
Цели наказания в этот период определялись государственными и общественными интересами. Целями уголовного наказания являлись:
1. Ограждение общества от злой воли преступников полным их истреблением или изувечением их. Поэтому широко применялись смертная казнь и членовредительские наказания. Например, убийца подвергался казни, а у вора отрубали руку, у лжесвидетеля язык.
2. Предупреждение совершения преступлений путем устрашения преступников и всех других лиц от совершения преступлений тяжестью и жестокостью наказаний, «чтобы на то смотря, иным неповадно было так делать», как гласило русское Соборное уложение 1649 г.
Каролина (судебно-наказательное уложение) предписывала за квалифицированные убийства «для вящего устрашения» с целью увеличения страданий перед смертной казнью применять терзание калёными клещами или волочение к месту казни, привязанным к повозке или к хвосту лошади, лицом вниз, по всем улицам города (статьи 130, 131, 137). Цель предупреждения совершения преступлений путём устрашения удачно выразил один английский судья. На протест одного осужденного к повешению за конокрадство он ответил: «Ты будешь повешен не потому, что ты украл лошадь, но для того, чтобы не крали других лошадей».
Во второй половине XIX века видный английский учёный - юрист Джеймс Ф. Стифен (1826-1897) писал, что повешение вызывает в людях отвращение, а так как за убийство назначено повешение, то многие и воздерживаются от этого преступления: «Есть люди, которые воздерживаются от убийства потому, что боятся быть повешенными, но сотни тысяч воздерживаются от того же преступления потому, что питают к нему омерзение, в числе же причин, почему они питают к нему омерзение, не последнее место занимает та, что убийцы подвергаются наказанию виселицею при сердечном одобрении их казни со стороны всех благомыслящих людей».
Стифен выступал за наказание-возмездие: «В тех случаях, когда моральные чувства сообщества возмущены в наибольшей степени, чувство негодования и желание мести, которые волнуют умы порядочных людей, заслуживают, я думаю, законного удовлетворения. Если человек совершает жестокое тяжкое убийство или если он делает всё возможное для этого и неудача постигает его только в силу случайности, или если он насилует свою собственную дочь (мне известно несколько таких случаев), или если несколько мужчин, действуя сообща, насилуют женщину, прибегая к жестокому насилию для достижения своей цели, я полагаю, что они должны быть уничтожены, отчасти с целью удовлетворения негодования, которое вызывается такими преступлениями…, а отчасти с целью сделать мир здоровее, чем он был раньше, освободив его от людей, настолько же неуместных в цивилизованном обществе, насколько волки и тигры неуместны в многолюдном городе».
3. Возмездие, воздаяние преступнику посредством причинения личных мучений или боли за совершённое преступление, что выражалось такими изречениями: «по делам вору и мука», «собаке собачья смерть».
В странах Европы доминировало стремление к мести, к изысканным мучениям, к наслаждению мучениями грешников: «сжигать еретикόв - значило совершать богоугодное дело, ибо нет музыки небесной более приятной Богу, как крики сонмища еретиков посреди пламени». По мнению инквизиторов, христианин должен находить удовольствие в созерцании адских мучений грешника. У инквизиторов Бог не любящий отец, а строгий судья, а то даже и садист.
При возмездии широко применяется принцип символического талиона, или внешнего соответствия наказания с преступлением. Например, за умышленное убийство применялась смертная казнь для убийцы, за нанесение увечья - членовредительские наказания, за поджог - сожжение, за подделку денег - добавление простых металлов в серебряную монету - залитие горла расправленным металлом, за кражу - отсечение руки.
4. Стремление получить известную пользу, экономическую выгоду от преступника, что заставляло бережнее относиться к личности преступника и избегать таких наказаний, как смертная казнь и членовредительские наказания. Благодаря этой цели в Англии широкое распространение получила ссылка в колонии, во Франции каторжные работы на галерах, сущность которых состояла в том, что для гребного флота назначались осуждённые преступники, благодаря этому сохранявшие свою жизнь.
P.S.
Для сравнения
Репрессии Ивана Грозного (годы правления 1547 – 1584) коснулись исключительно широкого слоя элиты. Знаменитая книга царя «Синодик опальных» (где он записывал имена казнённых) включает в себя 3000 человек. Если добавить к этому погибших во время погрома Новгорода, получится не более 5000 жертв. Население России составляло около 6,5 млн. человек.