Эволюция шедевра «Битлз», который Фрэнк Синатра назвал лучшей песней о любви за 50 лет. И это не «Yesterday»!
Основными авторами «Битлз» были, разумеется, Джон Леннон и Пол Маккартни. Именно на их счёт приходится львиная доля хитов. «Тихий битл» Джордж Харрисон бил редко, но метко. Его песни с переменным успехом входили практически в каждый альбом квартета и временами на оборотные стороны синглов. Но со временем он разошёлся — и составил достойную конкуренцию своим прославленным партнёрам по команде.
Джордж начал сочинять нежную балладу «Something» на фортепиано в пустой студии звукозаписи в 1968 году. Он достаточно долго страдал от гегемонии Леннона и Маккартни. А теперь они даже уже не были такими уж друзьями. Мелодия ему понравилась. Настолько, что он сразу заподозрил, будто подсознательно кого-то скопировал.
Джордж вернулся к работе несколько месяцев спустя, окончательно уверившись, что «Something» одновременно совершенно оригинальна и поразительно прекрасна. Пробуя песню в студии, он не придал большого значения поиску подходящего сравнения, чтобы закончить первую строку. «Что-то в её движениях притягивает меня, как… гранат», — было его первое предложение. «Как цветная капуста», — не слишком любезно предложил Джон Леннон.
Как только в поисках вдохновения музыканты вышли за пределы темы фруктов и овощей, Джордж Харрисон быстро завершил песню. В одной из ранних версий его эмоциональный вокал сопровождается только гитарой и фортепиано — и уже звучит впечатляюще. Автор наполняет своё сочинение одновременно страстью и самоуничижением: «Ты спрашиваешь меня, будет ли моя любовь расти, / Я не знаю, я не знаю».
«Something» мгновенно стала ярким событием альбома «Abbey Road». Её значение признали и Леннон с Маккартни, и продюсер Джорджа Мартин. «Я был удивлен, что в нём это есть». Она вышла на сингле вместе с «Come Together» — и обе стороны сорокапятки были помечены буквой A.
Музыкальный мир прислушался — и принялся за работу. Кавер-версии появились тут же. Мастера тяжеловесных баллад и опытные эстрадные певцы бросились предлагать свои интерпретации. По правде говоря, немногим из них удалось уловить и передать деликатный тон оригинала.
Версия Ширли Бэсси богата вокальной пиротехникой, но лишена хрупкости. Фрэнк Синатра привнёс в песню типичную элегантность и непринуждённость, но в его исполнении это уже признание опытного, видавшего виды ловеласа.
Сам Джордж Харрисон предпочитал версию Джеймса Брауна, которая вышла на оборотной стороне сингла 1973 года — невероятно живую и прикольную. Крёстный отец фанка заменил гитарный пассаж во вступлении отчаянным заклинанием: «Я должен во что-то верить!»
Элвис Пресли спел «Something» на легендарном концерте «Алоха с Гавайев» в своей фирменной роскошной манере, добавив призрачный и где-то даже жутковатый женский голос на втором плане.
«Something» зазвучала особенно трогательно после смерти Джорджа Харрисона в 2001 году. Маккартни и Эрик Клэптон исполнили её на мемориальном концерте в Альберт-Холле. Пол задаёт старт на гавайской гитаре, оживляя воспоминания о годах детской дружбы с Джорджем. Гитарист Марк Манн оказывает Харрисону честь, со вкусом копируя знаменитое соло нота за нотой.
Клэптон и Харрисон вместе играли «Something» в 1990-е годы. Оба, по-видимому, выражали таким образом чувства к женщине, на которой оба женились и которая якобы была вдохновительницей и объектом посвящения песни — Патти Бойд.
Но «Something» величественнее и глубже таких простых интерпретаций. Синатра назвал её «величайшей песней о любви за последние 50 лет». Сам Джордж Харрисон знал, что эта баллада станет важной частью его наследия. Всегда немногословный битл заметил: «Если даже Либераче записал кавер, со временем песня начнёт звучать в лифтах!»
А напоследок предлагаю послушать дивную оркестровку, которую Джордж Мартин подготовил для «Something» во время записи «Abbey Road». Она вышла на расширенном издании альбома. В отрыве от остальных инструментальных дорожек и вокала оркестровая часть звучит просто волшебно!
Подробности: https://dzen.ru/a/ZcvtkKo98R0sFwbZ