"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Династия Маковских

Сообщений 1 страница 20 из 76

1


Династия Маковских

Кто зачинатель династии?

У кого в семье четверо из пяти детей стали великолепными живописцами?

Егор Иванович Маковский- родоначальник династии живописцев

Русский деятель искусств, один из основателей МУЖВЗ. Почётный член Московского художественного общества, собиратель значительной коллекции русской живописи и западноевропейской гравюры, родоначальник династии живописцев.

Родился:
    14 апреля 1802 г., Звенигород, Российская империя
Умер:
    9 августа 1866 г. (64 года), Москва, Российская империя
В браке с:
    Любовь Корниловна Молленгауэр
Дети:Мария
живописцы:
    Владимир Маковский, Маковский Константин Егорович, Александра Маковская, Николай Маковский

Семья Маковских внесла большой вклад в искусство России.

11 представителей семьи Маковских, среди которых были художники, реставраторы, преподаватели, критики, искусствоведы, внесшие в той или иной степени вклад в развитие русской культуры XIX - середины XX века.

Среди них наиболее знамениты живописцы - Константин Маковский
Владимир Маковский
менее известны –
Николай Маковский и
Александра Маковская.

+1

2

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg
Маковский Константин Егорович
Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.

Русский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, например «Наряд русской невесты», демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Является также представителем академизма.
Маковский Константин Егорович–один из самых крупных живописцев XIXвека
http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png
Родился:
    2 июля 1839 г., Москва, Российская империя
Умер:
    30 сентября 1915 г. (76 лет), Санкт-Петербург, Российская империя
Родители:
    Егор Иванович Маковский
Дети:
    Сергей Маковский, Елена Константиновна Лукш-Маковская

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины 19 века, который воспел в своих полотнах русскую старину, является Константин Егорович Маковский (1839-1915 гг.). Он написал великое множество ярких картин боярской Руси 17 века. Его красавицы «боярышни» наряжены в красочные русские одежды и дивные головные уборы, и украшены роскошными серьгами и ожерельями той далёкой эпохи, которые прорисованы с поразительной детализацией. Его картины настолько точны в воспроизведении обстановки того времени, что способны заменить десятки учебников, и написаны с такой любовью к русской культуре, что воодушевляют не только на любование ими, но и вызывают стремление узнать и полюбить богатейшее наследие наших предков.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

"Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству".

К.Е. Маковский

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/MakovskiyKE_PtDetHudozhTVER.jpg/270px-MakovskiyKE_PtDetHudozhTVER.jpg
Портрет детей художника.
1882.

Константи́н Его́рович Мако́вский родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Брат художника Маковского Владимира Егоровича. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками (см. Маковский). Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

0

3

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-220m.jpg
Константин Егорович Маковский
(1839-1915)

Константин Егорович Маковский был художником исключительного таланта и многогранного мастерства.

Когда на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он показал свое огромное полотно «Минин», вызвавшее разноречивые толки, А. М. Горький счел нужным заявить в печати: «...Живая вещь, крупный исторический жанр, интересный и очень красивый». И. Е. Репин считал Константина Маковского «истошным художникам» и писал: «По-своему он был мне симпатичен, как цельная натура, как мастер своего дела, достаточно оцененный своей страной». И даже А. Н. Бенуа, обычно подходивший к живописи с иных позиций, чем Репин, говорил: «Попробуйте «открыть» Маковского, и я уверяю вас, вам это удастся, вы вдруг неожиданно для се­бя увидите, что перед вами исключительно мастерские про­изведения живописи, и мало того, — произведения, не ли­шенные поэзии», А далее Бенуа признавался, что балет «Петрушка», созданный Стравинским и им, «как бы вышел из картины Маковского «Балаганы».

Константин Маковский вырос в семье, жившей интереса­ми искусства: его отец, братья и сестра были также худож­никами. Он занимался сначала в Московском Училище жи­вописи и ваяния под руководством М. И. Скотти и С. К. Зарянко, а затем в Петербургской академии художеств. Увле­ченный идеями демократического искусства, он стал чле­ном Художественной артели, организованной по инициати­ве И. Н. Крамского, но вскоре покинул ее.

В первый период своей творческой деятельности К. Ма­ковский создает глубоко правдивые жанровые произведе­ния: «Балаганы на Адмиралтейской площади», «Крестьян­ский обед во время жатвы» (1871), «Похороны в деревне» (1872), «Дети, бегущие от грозы» (1872). Интересны написанные им портреты людей искусства и науки. Так, например, о портрете артиста О. А. Петрова, работы К. Маковского, В. В. Стасов писал: «Этот портрет— один из самых лучших портретов русской школы как по необык­новенному сходству, так и по блестящему колориту своему».

В 1876 году, будучи уже в зените славы, К. Маковский совершил поездку в Болгарию, Сербию, Египет. В результа­те этого путешествия он создал ряд картин и этюдов, кото­рые сразу были причислены к лучшим его работам («Пере­несение священного ковра в Каире», 1876; «Болгарские му­ченики», 1876 и др.) Являясь одним из организаторов и активных участников Товарищества передвижных выставок, К. Маковский вкладывал немалые средства в это передовое начинание. На одной из выставок Товарищества художник экспонировал картину «Алексеич» (1882), которая по праву вошла в золотой фонд русской живописи.

В дни процесса «по делу 1-го марта 1881 года» К. Маков­ский присутствовал в зале суда и заполнил набросками це­лый альбом. На основе этих набросков художник обратился к созданию композиции «Выступление Желябова на про­цессе первомартовцев». Работу Маковского над этим сюже­том следует расценивать как акт гражданского мужества, ибо в период свирепой реакции, начавшейся после убийства Александра II, было опасно не только писать произведение, героем которого был «цареубийца», но даже хранить аль­бом с натурными портретами «первомартовцев».

В 80-е — 90-е годы К. Маковский создает ряд больших исторических полотен. Обращаясь в них к эпохе боярской Руси XVII века, художник однако, отказывается от ее оценки и, как заметил один из его современников, «переносится в быт наших предков —не в темном, а в от­радном его проявлении». Эффектные, полные внешней за­нимательности исторические картины К. Маковского име­ли колоссальный успех не только у себя на родине, но и за границей («Боярский свадебный пир XVII столетия», 1883; «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», 1887; «Поцелуйный обряд», 1895 и др.).

Бесспорной творческой удачей К. Маковского в области исторической живописи явилась картина «Минин на Ниже­городской площади». Глядя на это огромное полотно, во­скрешающее героическое прошлое русской земли, невоз­можно говорить о творческом упадке художника. Сам К. Маковский сознавал, что свой большой талант он использовал далеко не полностью. Вот что писал художник в автобиографии, появившейся (в 1910 году в связи с 50-ле­тнем его творческой деятельности: «Я не зарыл своего, бо­гом данного, таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

Маковский написал великое множество картин, но все они рассеяны по разным собраниям.

0

4

http://www.artcontext.info/components/com_joomgallery/img_pictures/__16/__100/makov_4_20140615_1399680921.jpg
Константин Маковский. Автопортрет

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

0

5

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Konstantin_Makovsky._Muhammed%27s_carpet_moving_from_Mecca_to_Cairo.jpg
Перемещение ковра Мухаммеда из Мекки в Каир, 1875 г.
Национальная картинная галерея Армении

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

0

6

Одним из самых известных и талантливых русских живописцев второй половины 19 века, который воспел в своих полотнах русскую старину, является Константин Егорович Маковский (1839-1915 гг.).
https://lh5.googleusercontent.com/-3dQ40wblkJI/TsTTEG8416I/AAAAAAAALtc/Lp2QTjy0vP4/s850/%2525D0%25259C%2525D0%2525B0%2525D0%2525BA%2525D0%2525BE%2525D0%2525B2%2525D1%252581%2525D0%2525BA%2525D0%2525B8%2525D0%2525B9%252520%2525D0%25259A%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D1%252581%2525D1%252582%2525D0%2525B0%2525D0%2525BD%2525D1%252582%2525D0%2525B8%2525D0%2525BD%252520%2525D0%252595%2525D0%2525B3%2525D0%2525BE%2525D1%252580%2525D0%2525BE%2525D0%2525B2%2525D0%2525B8%2525D1%252587%252520%2525281839%252520-%2525201915%252529%252520%2525C2%2525AB%2525D0%252591%2525D0%2525BE%2525D1%25258F%2525D1%252580%2525D1%252581%2525D0%2525BA%2525D0%2525B8%2525D0%2525B9%252520%2525D1%252581%2525D0%2525B2%2525D0%2525B0%2525D0%2525B4%2525D0%2525B5%2525D0%2525B1%2525D0%2525BD%2525D1%25258B%2525D0%2525B9%252520%2525D0%2525BF%2525D0%2525B8%2525D1%252580%252520%2525D0%2525B2%252520XVII%252520%2525D0%2525B2%2525D0%2525B5%2525D0%2525BA%2525D0%2525B5%2525C2%2525BB%2525201883.jpg
Маковский Константин Егорович (1839 - 1915) «Боярский свадебный пир в XVII веке» 1883
Он написал великое множество ярких картин боярской Руси 17 века.

http://horosheekino.ru/images/line.gif
Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.

Судьба была благосклонна к этому художнику. Его картины пользовались огромной популярностью и высоко ценились как у российских коллекционеров, так и у зарубежных. Огромная часть работ пополнила частные коллекции. В российских музеях на сегодняшнее время очень малое количество картин этого мастера, ибо произведения его нарасхват уходили к заграничным покупателям.

Ни много ни мало, картина «Боярский свадебный пир в 17 веке», оказавшаяся не по карману самому Третьякову, была продана за огромную по тем временам сумму 60000 рублей американскому мастеру ювелирного дела Шуману, заплатившему за неё троекратную сумму от той, которую Маковский просил за это произведение у основателя Третьяковской галереи. Картины художника были так же дороги, как и жизнь, которую он предпочитал. Мастер купался в лучах славы, боготворил женщин и любил роскошь.

http://horosheekino.ru/images/line.gif
Творчество К. Маковского, одного из самых знаменитых живописцев 2-ой половины XIX века, весьма многогранно. Пожалуй, больше всего художник известен своими яркими картинами, описывающими жизнь и быт патриархальной Руси. Маковского называют вдохновенным певцом древнерусской старины с ее своеобразным колоритом и самобытной прелестью.

К. Маковский стал создателем так называемого боярского цикла полотен, тесно связанного с русской историей. В его создании огромную роль сыграла страсть автора к коллекционированию антикварных вещей, Действительно, старинные вещи обретали вторую жизнь на полотнах художника.

Пожалуй, одним из самых известных произведений боярского цикла К. Маковского является большое полотно «Боярский свадебный пир XVII века». Картина была написана в 1883 году и имела огромный успех на Всемирной выставке в Антверпене.

Перед зрителем предстают сводчатые хоромы, заполненные причудливой заморской посудой, кубками разнообразных форм. Изображен момент праздника, когда свадебный пир близок к завершению – в это время вносится традиционное блюдо «лебедь».

Современники подчеркивали высочайшую степень исторической достоверности картины. В этом произведении художник стремится к правдивому изображению древнерусского быта, не пропуская особенностей и подробностей, касающихся костюмов персонажей, столового серебра, всей обстановки. С удивительным мастерством переданы физические качества драгоценных камней, золота, слоновой кости, бархата, парчи.

К.Маковский в своем произведении очень достоверно и убедительно сумел воскресить позабытую эпоху – XVII век. Стремление к исторической достоверности в изображении деталей в полотне соединяется с фантазией и воображением живописца, а это сообщает полотну необыкновенную поэтичность.

0

7

Маковский Константин Егорович - известный русский художник, один из художников-передвижников.

Родился в 1839 году, в Москве - умер в 1915 г в Санкт Петербурге. Яркий представитель академизма, он подарил своим потомкам, то есть нам, взгляд на жизнь прошлых столетий.  Его отец был известным человеком и стал основателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Все дети Егора Ивановича Маковского, естественно, стали художниками. Константин Маковский - один из самых знаменитых художников-живописцев этой семьи, говорил в последующем, что обязан своему мастерству не учителям, не школе художеств, а именно своему отцу. В 1870 году Константин стал одним из основателей знаменитых передвижных выставок (Товарищество передвижных художественных выставок). В середине 70-х же он посетил Египет и Сербию, после чего в его творчестве появились новые восточные нотки. Многие его картины, которые посвящены именно этим странам, стали очень популярными и известными во всём мире.

В 1889 году, участвуя в Париже на Всемирной Выставке художников, за свои картины Смерть Ивана Грозного, Смерть Париса, Демон и Тамара получил большую золотую медаль. Отношение к этому художнику у критиков и ценителей живописи было довольно неоднозначным. Может быть это произошло из-за того, что Константин Маковский был одним из самых высокооплачиваемых художников того времени. Одни говорили, что он предатель идеалов передвижников и создаёт работы, которые не несут в себе ничего ценного и душевного, только констатация фактов. Другие наоборот, всячески восхваляли его творчество и утверждали, что Константин является одной из самых ярких звёзд на небосклоне русской и мировой живописи.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390212_alekseich.jpg
Алексеич

Портрет-картина «Алексеич» (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Именно эти произведения красноречиво говорят о том, какой крупный талант был заложен в Маковском.

Картина «Алексеич» впервые была показана экспонатом передвижной выставки, участником которых был ее автор Константин Маковский, в 1882 году и по праву была внесена в золотой фонд русской живописи.

Герой картины – пожилой Алексеич, одетый небогато, но довольно прилично: немного потрепанный пиджак, белая рубашка и галстук-бабочка, устроивший небольшое чаепитие с самоваром. На его лице выражено умиротворение, глаза опущены или даже закрыты от удовольствия. Он пьет чай из небольшого блюдца, которое мы видим в его руках. Можно также предположить, что этот мужичек решил чаем подлечиться от простуды.

Другими немногочисленными элементами картины являются золотой самовар, пар от которого поднялся высоко вверх и заполнил все пространство; небрежно нарезанный хлеб, наполовину пустая банка варенья и сложенное полотенце на подносе; стол, покрытый потертой и местами прохудившейся скатертью. Во всем этом видится не бедность Алексеича или его небрежность, а его непринужденность и простота: этого горячего чая с вареньем вполне достаточно для его счастья.

Художник Константин Маковский был в свое время оценен по достоинству и являлся модным и высокооплачиваемым петербуржским портретистом, писавшим обычно в жанре академизма. Он писал красочные, просто волшебные женские портреты, которые позволили заработать ему целое состояние и жить роскошной жизнью. Но не меньше его интересовала и старина, что отражалось и в его творчестве и в обстановке его дома. И, конечно, множество картин было написано им в «русском стиле», который в 80-х годах 19 века был довольно моден и в Европе.

Порой он смотрел на жизнь предыдущие столетия несколько идеализированно, а со многими знакомым общался несколько свысока, но это все не влияло на его творчество, которое действительно достойно всех похвал.
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kar … alekseich/

0

8

В 1877 г. Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину «Болгарские мученицы». Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, Маковский постепенно начал склоняться в сторону легкого успеха, которого достигал с помощью изображения эффектных сюжетов, не отличавшихся ни вдумчивостью, ни глубиной содержания. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе. Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление, заслоняя собой правду жизни.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390225_bolgarskie-muchenicy.jpg
Болгарские мученицы

Полотно, изображающее драму, – скорее исключение в творчестве  Маковского, чем тенденция. Его картины обычно бывают светлыми и добрыми, но известие о том, как турки жестоко расправились с болгарским населением, подавляя мятеж, не могло оставить тонкую художественную натуру равнодушной.

Персонажи картины «Болгарские мученицы» – это две молодых женщины, одна из которых, может быть, уже и мертва, младенец, которому, судя по всему, так и не придётся познать земную жизнь, и три турецких палача. Они обступили несчастную женщину и срывают с неё одежды, а та пытается в руках удержать рыдающего малыша, но взгляд её прикован уже не к чаду, а к замученной подруге, навзничь лежащей на полу. Около неё – лужи крови. Это следы пыток.

Судя по окружающим предметам и обстановке, действие происходит в православном храме, что ещё больше подчёркивает кощунственность происходящего. Храм варварски разорён, теперь настала очередь молодой матери и её ребёнка. У этих турецких воинов нет ничего святого.

Увековечив столь драматичный сюжет,  Маковский решил продать свой труд, а вырученные деньги отослать в Болгарию – в помощь пострадавшим, чтобы хоть чем-нибудь помочь этому народу залечить свои душевные раны.

Благодаря этой картине мы теперь явственнее представляем, что такое – бесчеловечность, и как может искорёжить души любая война, пусть даже самая маленькая, пусть простое подавление бунта, но этого не должно быть на Земле.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390250_perenesenie-svyaschennogo-kovra-v-kaire.jpg
«Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876)

0

9

Яркий представитель академизма, Константин Маковский подарил своим потомкам, то есть нам, взгляд на жизнь прошлых столетий.

http://www.artcontext.info/components/com_joomgallery/img_pictures/__16/__100/makov_20_20140615_1942235949.jpg
Константин Маковский. Боярышня. 1890-е 

Его красавицы «боярышни» наряжены в красочные русские одежды и дивные головные уборы, и украшены роскошными серьгами и ожерельями той далёкой эпохи, которые прорисованы с поразительной детализацией.
Его картины настолько точны в воспроизведении обстановки того времени, что способны заменить десятки учебников, и написаны с такой любовью к русской культуре, что воодушевляют не только на любование ими, но и вызывают стремление узнать и полюбить богатейшее наследие наших предков.

Не многим известно, что источником этой точности и убедительности является его давнее и страстное увлечение – коллекционирование предметов русской (и не только) старины, которым он занимался всю свою жизнь.

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-181.jpg

=Spoiler написал(а):

http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-182.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-183.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-184.jpg
http://peshera.org/khrono/Fotos-17/fot-185.jpg

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390225_za-chaem..jpg
За чаем

0

10

Константин Маковский много путешествует по России. Участвуя в различных выставках, живописец видел картины, посвященные детям, и каждый раз они вызывали его сочувствие. Хотелось и самому что-то подобное написать.

Вот какая история предшествовала написанию его, пожалуй, самой известной картины "Дети, бегущие от грозы", (1872).
Когда он работал в Тамбовской губернии, его как-то окружила стайка ребятишек. Девчушка, что побойчее, спросила:
       - А что ты делаешь?
      — Рисую, — ответил художник и предложил написать ее.

     Они договорились о встрече здесь же на следующий день, но назавтра той глазастой девчушки среди ребятишек не было. Оказалось, что она собралась по грибы и за нею увязался маленький братишка. Возвращаясь, дети попали в сильную грозу. Переходя через болото, девочка не удержала брата и провалилась в воду. Братишка спрыгнул на берег, а сестра промокла. Насилу добежали до дома, и теперь ее белоголовый братишка стоял среди ребят, а сестра с ночи занемогла, жар донимал. И художник по памяти запечатлел и сестру с братом, их испуганные лица перед лицом грозного ненастья. Но показать картину девочке ему так и не удалось.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/1346390242_deti-beguschie-ot-grozy.jpg
Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы

Год написания картины: 1872.

Размеры картины: 167 х 102 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Константин Маковский в своих работах часто обращался к сюжетам сельской жизни, изображая в персонажах картины собирательный образ русского крестьянства. Художник много путешествовал по российской глубинке, делая зарисовки, эскизы. Одной из таких работ является широко известная его картина «Дети, бегущие от грозы». Долгое время Маковский подготавливал материал для написания картины, посвященной крестьянским детям.

Удачно схваченный художником момент отлично передает ощущение неумолимо надвигающейся угрозы и испуг маленьких детей. По ветхому мостику, перекинутому через ручеек, бежит девочка в простой одежде, она несет на спине маленького брата. Судя по всему, дети собирали грибы в лесу за их спинами и вдруг обнаружили, что совсем скоро начнется гроза. Дом их достаточно далеко, а в лесу нет никакого укрытия, чтобы спастись от ненастья. Приходится бежать со всех ног, чтобы не попасть под проливной дождь.

Маленький мальчик на спине девочки крепко обхватил ее шею ручонками, а старшая сестра, в свою очередь, придерживает его за ноги и прижимает к себе. В глазах детей виден испуг, девочка оглядывается на темную тучу позади. Что они могут сделать, такие маленькие, против такого большого ненастья?

Несмотря на общий темный колорит картины, она не производит негативного впечатления. Автор, кроме тяжелых туч, изобразил еще голубое небо и желтое пятно пшеничного поля. Это говорит зрителям, что эта история должна закончится хорошо. Приятный глазу и сердцу сельский пейзаж написаны художником максимально реалистично, маленький ручеек и переброшенный через него хлипкий мостик добавляют в работу особой русской лиричности.

0

11

Детство и юность

К. Е. Маковский родился в 1839 году. Его отец, Егор Иванович Маковский был известным художником, одним из основоположников училища живописи, скульптуры и архитектуры в Москве, которое и окончил Константин в 1857 году, поступив в это учебное заведение, будучи двенадцатилетним подростком. С детства в семье царила атмосфера поклонения художественному мастерству, в доме бывали многие известные деятели живописи и культуры.

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и другие дети. Живописному творчеству и графике отдали силы и умение сыновья Егора Ивановича Владимир и Николай, а также дочь Александра. Только вторая дочь, Мария, посвятила себя певческому искусству.

Константин Маковский продолжил обучение в Академии Художеств Петербурга, где достаточно быстро раскрылись его талант и художественная одарённость. Уже в 1862 году начинающий художник получил Малую золотую медаль за своё первое историческое произведение на тему убийства сына Бориса Годунова.

Однако закончить Академию в обычном порядке Маковскому так и не пришлось: в 1863 году 14 учеников, в числе которых был и Константин, обратились к академическому руководству с просьбой о самостоятельном выборе произведений, претендующих на главную золотую медаль. Маковский не захотел писать картину по мотивам скандинавских мифов.

После отказа в этом праве, участники группы со скандалом покинули стены Академии, получив дипломы художников 2 степени и впоследствии основав Товарищество передвижных художественных выставок. О так называемом «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру и за группой быстро установили негласное двойное наблюдение: городской полиции и тайной императорской.
Творческий путь

После завершения учёбы Константин Маковский с головой окунается в творческий процесс. В 1866 году художник удостоился наград за картину «Литературное чтение». За произведение о том, как крестьянские дети стерегут лошадей в ночном, созданное по сюжету рассказа Тургенева «Бежин луг», мастер получил Золотую медаль с присвоением звания художника 1 степени. Детскую тему он продолжил в картине «Игра в бабки» (1870), где в образах героев картины очень тонко подметил их характерные черты.

В своём раннем творчестве К. Маковский создает глубокие смысловые жанровые произведения. В 1870-72 годах из-под его пера вышли картины «В приёмной у доктора», привлекшая большое внимание ценителей типичностью образов, юмором и оригинальным сюжетом «Балаганы на Адмиралтейской площади» с колоритными типажами представителей российских сословий тех времён, «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны ребёнка» и «Дети, бегущие от грозы». В 1872-73 годах Маковский создаёт картину «Любители соловьёв», за которую удостаивается 1 премии Общества поощрения художеств и звания академика.

Параллельно он успешно пробует себя в портретном жанре, создавая как образы известных деятелей искусства, науки и общества, так и простых людей В это время из-под пера художника вышли «Портрет А. И. Сувориной», «Девочка в платке», «Вакханка», «Молодая итальянка с померанцами», «Селёдочница», и др. Портрет артиста О. А. Петрова был высоко оценен В. В. Стасовым, который писал, что данное полотно – одно из самых лучших в портретном творчестве как по исполнению, так и по удивительному сходству изображения с реальным персонажем.

В 1876 году, являясь уже знаменитым и востребованным, К. Маковский едет в путешествие по Европе и Азии, посещает Сербию, Болгарию и Египет. Венцом этой поездки явилось создание картин, которые стали одними из лучших в его галерее: «Дервиши в Каире» и «Болгарские мученицы», а также портретные зарисовки «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец», «Египетский воин».

В конце 19 столетия К. Маковский создает создаёт большое количество весомых, эффектных и занимательных исторических полотен эпохи боярского жанра 17 века, имевших величайший успех в мире искусства. Это и упоминавшаяся выше картина про свадебный пир бояр в 17 веке, и «Выбор невесты царём», (1887) и «Пир у боярина Морозова», (1895). В это же время создаётся череда великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия», множество полотен с изображениями боярышень.

Маковский был женат трижды, воспитал нескольких детей, один из которых, Сергей, стал впоследствии известным поэтом и художественным критиком. Вспоминая свой жизненный путь, Маковский писал, что не зарыл своего таланта, данного ему богом, в землю, но так и не применил его в полной мере. Художник констатировал, что слишком любил жизнь, эта любовь помешала ему полноценно отдаться творчеству.

Мастер умер в 1915 году, не оправившись после падения на улице, в возрасте 76 лет, будучи ещё творчески активным. Произведения Маковского навсегда вошли в число бестселлеров мировой художественной живописи.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390244_arab-v-chalme.jpg
Араб в чалме. 1882
Материалы: холст, масло
Размеры: 64,5 х 54,5 см

Местонахождение: Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

0

12

Произведения Маковского, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой тенденцией. Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869) — подлинная галерея колостям, эти полотна отличаются поэтичностью, трогательностью образов.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390269_narodnoe-gulyane-vo-vremya-maslenicy-na-admiralteyskoy-ploschadi-v-peterburge.jpg
Константин Маковский.
Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Холст, масло. 215x321 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" – подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.

Жанровой сцене он придал невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от "злобы дня" темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию "салонного художника", наглядным укором которому как бы служил его более политически ангажированный младший брат.

0

13

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390263_portret-aleksandra-2-na-smertnom-lozhe.jpg

Константин Маковский. Портрет Александра II на смертном ложе

Дата завершения картины: 1881

Стиль картины: Романтизм

Жанр исполнения: портрет

Техника исполнения: масло

Материал: холст

Размеры полотна: 85,5 x 61 см

Галерея: Tretyakov Gallery, Moscow, Russia

0

14

Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. Его мастерская на Дворцовой площади была чрезвычайно популярна среди светской публики, а модные идеализированные портреты, явно приукрашивающие модель, очень ценились. Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, художник старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. По выражению И. Н. Крамского, в этих портретах «цвета подобраны, как букет».

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/1346390274_portret-svoyachenicy.jpg
Константин Маковский. Портрет свояченицы

0

15

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390258_malenkie-sharmanschiki.jpg
Маленькие шарманщики

Острая социальная тема нищеты и взрослого детства звучит в произведении «Маленькие шарманщики»  (1868,частное собрание). Засыпающего от холода мальчика теребит плачущая сестренка. Никто не обогреет, не приласкает детей на пустынной улице. Герои вызывают содрогание — вот она безысходность. Стой зритель и размышляй: а что ты можешь сделать,чтобы такая сцена не повторилась? Как и в «Селедочнице»,в  "Маленьких шарманщиках" портрет поднят до такой степени обобщения,что речь идет уже о целых социальных слоях,не защищенных ни обществом, ни государством.

Константин Егорович, как и его современники,подхватили начатую Перовым тему обезоруживающей горькой реальности жизни русского народа,которую нельзя лишь наблюдать и со стороны сочувствовать ей,но которую нужно попытаться изменить. Народ на выставках видел в этих глубоко реалистичных картинах свое выплаканное, льющееся на полотно горе.

0

16

В 1874 году художники братья Николай и Константин Маковские совершили увлекательное путешествие в Египет. После этой поездки братья создали целую серию пейзажей с видами Египта, жанровых сцен, действие которых разворачивается на улицах Каира, портретных этюдов с изображением египтян. Обаяние Востока было настолько притягательно, что Константин Маковский через год посетил Египет еще раз, после чего написал огромное полотно "Перенесение священного ковра из Мекки в Каир" (1876, Русский музей), приобретенное императором Александром III у художника за огромные деньги. Николай Маковский был также очарован восточной экзотикой и отразил свои египетские впечатления в живописных и графических произведениях, став вместе с братом Константином одним из представителей ориентализма.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390268_v-kairskoy-kofeyne.jpg
В Каирской кофейне

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390243_egiptyanka-s-rebenkom.jpg
Константин Маковский. Египтянка с ребёнком

http://i022.radikal.ru/1106/27/6b34488a8b7e.jpg
Константин Маковский. Дервиши в Каире.

***
http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Менее известны картины Николая Маковского, но не менее интересны, чем его знаменитого брата Константина. Многие работы Николая выполнены в технике акварели, столь любимой Николаем Маковским. Он часто обращался к нежным и прозрачным акварельным краскам, требующим от художника виртуозности и утонченной эмоциональности.

Николай Маковский. Терасса в Каире.
http://s05.radikal.ru/i178/1106/97/c14d2831aeeb.jpg

Николай Маковский. Улица Муизз ад-Дин Абу-л-Харис в Каире.
http://s005.radikal.ru/i210/1106/7b/f3b043d23a32.jpg

Николай Маковский. Улочка в Каире.
http://s016.radikal.ru/i335/1106/bc/0675185e313f.jpg

0

17

Историческая живопись Маковского, его так называемые боярские жанры, отвечали духу официальной народности и псевдорусскому стилю, распространенному в искусстве 1880−90-х гг. «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883), «Поцелуйный обряд» (1895), «Смерть Иоанна Грозного» (1888) интересны, скорее, с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390281_u-okolicy.jpg
У околицы

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/1346390237_boyarynya-u-okna.jpg
Боярыня у окна

+1

18

http://opisanie-kartin.ru/wp-content/uploads/2015/02/Makovskij-Konstantin-boyaryshnya.jpg
Константин Маковский. «Боярышня»

Год написания картины: 1884.

Размеры картины: 64 x 100 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: романтизм.

0

19

Картина Константина Маковского «Князь Репин на пиру у Ивана Грозного»

http://opisanie-kartin.ru/wp-content/uploads/2015/02/Makovskij-Konstantin-knyaz-repin-na-piru-u-ivana-groznogo.jpg
Год написания картины: 1880.

Размеры картины: 64 x 100 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева, Иркутск, Россия.

0

20

Творчество Маковского можно разделить на несколько периодов — настолько разносторонней была его живописная манера. До 1883г художник писал картины на социальные темы,материал для которых он собиралне только в Петербурге и Москве, но и в Тамбовской, Саратовской  и Тверской губерниях, где мастер подолгу жил.

Колоритные типы разносчиков разнообразных товаров часто появлялись тогда на отдельных гравюрах и журналах. Так при слове «селедочница» возникает представление о посуде определенного назначения, а в дореволюционных Петербурге и Москве хорошо знакомая разносчица-селедочница снабжала хозяек рыбой для обеденного стола. Такими разносчиками являлись люди из бедных слоев населения. Хотя они могли купить себе на заработанные деньги более менее приличную одежду,но, таская по улице тяжелый груз и кадки,вызывали жалость у горожан.

Так и селедочница, (девушка-красавица,ко всему прочему) с одноименной картины Маковского (1867, Государственный Русский музей, Санкт- Петербург)  вызывает горькое чувство.

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2012-08/thumbs/1346390219_seledochnica.jpg
Константин Маковский. Селёдочница

0