В догонку за сказанным о любимом Евстигнееве в день его рождения...
Этот актёр большого масштаба и уникального, высшей пробы, таланта. Он сам говорил, что главных ролей почти не играл. А мы ждали его появления в любой роли.
Однажды режиссер и педагог Борис Вершилов сказал Евстигнееву: «Женя, Вы - готовый прекрасный артист, но для того, чтобы стать артистом мхатовской школы, Вы обязаны содрать с себя все провинциальные штампы, почувствовать радость от действия, а не от восторгов зрителей, научиться не захлебываться талантом… Это большая работа».
И Евстигнеев работал. Не только делая этюды и репетируя, но и общаясь с мастерами, и слушая лекции по истории МХАТа Виталия Виленкина. Это другие могли пропустить лекцию ради похода в кино – а он не мог. Он жадно впитывал все, что связано с Художественным театром. Именно это сделало его тем Евстигнеевым, которого еще при жизни без всякого смущения называли гением.
В общей сложности Евгений Евстигнеев снялся более, чем в ста лентах в кино и на телевидении. Кроме вышеупомянутых картин запоминающиеся удачные роли у Евгения Александровича были в фильмах «Зимний вечер в Гаграх», «Берегись автомобиля», «Золотой теленок», «Старики-разбойники», «Семнадцать мгновений весны», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Место встречи изменить нельзя», «Старый Новый год», «Гардемарины, вперед!», «Ночные забавы», «Мы из джаза» . Последней ролью актера в кино был царь Иван Грозный в фильме В. И. Ускова и В. А. Краснопольского «Ермак».
Не самоизъявление определяло искусство этого великого актёра, а непреходящий интерес к людям, на которых он был вовсе не похож. Евгению Александровичу было свойственно чистосердечие лицедея и глубокая личная закрытость, которую его роли не нарушали.
В актерской среде часто бывают различные розыгрыши.
Олег Табаков всегда замечательно разыгрывал и подначивал друзей и коллег. Единственным человеком, который ни разу не попался на хитрости Табакова, был Евгений Евстигнеев. Он умел вовремя обнаружить подвох и избежать подначек. Все-таки и он однажды попался, но гениально вывернулся и даже остался в выигрыше. Шли съемки фильма «Продолжение легенды» про большевиков, в котором Евстигнеев играл старого большевика, а Табаков — юного романтика. Они должны были познакомиться и пожать друг другу руки. И вот Табаков незаметно набрал в ладонь липкого вазелина и пожал рабочую руку Евстигнеева. Все, кто знал о готовящейся провокации, особенно внимательно наблюдали за Евстигнеевым. Евстигнеев же не только сумел остаться бесстрастным, но и начал блестящую импровизацию. Как бы от избытка чувств он вскинул измазанную вазелином ладонь и начал ласково гладить Табакова по волосам и щекам…