"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Композиторы, дирижёры и музыканты » Жорж Бизе. Знаменитый французский композитор периода романтизма


Жорж Бизе. Знаменитый французский композитор периода романтизма

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

http://www.kuzbassfm.ru/i/blog/bizet.jpg
Жорж Бизе
Французский композитор

БИЗЕ (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд) (25 октября 1838, Париж — 3 июня 1875, Буживаль), французский композитор периода романтизма.
Оперы «Искатели жемчуга» (1863),
«Пертская красавица» (1866),
«Джамиле» (1871),
а также «Кармен» (1874) — вершина французской реалистической оперы.

Музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872, популярны оркестровые сюиты: 1-я составлена Бизе, 2-я — Э. Гиро).
Автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

Бизе — великий художник-реалист. Его жизнерадостная, красочная и темпераментная музыка отличается мелодическим богатством и драматической выразительностью. Национально-демократические устремления французских композиторов XIX века получили в творчестве Бизе свое наиболее полное и яркое воплощение.

0

2

http://www.belcantofund.com/upload/iblock/b5e/b5e80f04a986c9b95d342b9c21f91286.jpg
ЖОРЖ БИЗЕ

1838—1875

Бизе — великий художник-реалист. Его жизнерадостная, красочная и темпераментная музыка отличается мелодическим богатством и драматической выразительностью. Национально-демократические устремления французских композиторов XIX века полумили в творчестве Бизе свое наиболее полное и яркое воплощение.

Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года в музыкальной семье. Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырех лет он уже знал ноты, девяти — поступил в Парижскую консерваторию. Его феноменальный слух, память, блестящие пианистические и композиторские данные приводили в восхищение учителей. Бизе неоднократно премировали на консерваторских конкурсах, а по окончании курса в 1857 году он был удостоен права провести три года, в целях усовершенствования, в Италии. Это были годы напряженных творческих поисков. Бизе пробовал силы в различных музыкальных жанрах: он написал симфоническую сюиту, кантату, одноактную оперетту, фортепианные пьесы и романсы. Но подлинное призвание Бизе — музыкальный театр.

По возвращении из Италии Бизе создал оперу «Искатели жемчуга» (1863) на экзотический сюжет, повествующий о любовной драме Лейлы и Надира, а затем «Пертскую красавицу» (1867). Оба произведения имели умеренный успех, и композитор продолжал напряженные поиски. «Я прохожу через кризис», — говорил он в те годы. Кризис был преодолен под воздействием событий, связанных с франко-прусской войной (1870—1871) и Парижской Коммуной. Опера «Джамиле» (1872) ознаменовала наступление творческой зрелости; психологическая выразительность сочетается в ее музыке с яркостью восточного колорита. Тогда же была создана музыка к драме А. Доде «Арлезианка». Богатая красочными народно-бытовыми картинами, правдиво воплотившая образы героев драмы, она открыла прямой путь к опере «Кармен», которая явилась крупнейшим творческим достижением Бизе и одновременно его лебединой песней.

Бизе умер от паралича сердца, не достигнув 37 лет, 3 июня 1875 года в предместье Парижа.

0

3

http://cs540105.vk.me/c540106/v540106214/1767d/xF4YoBRhIEE.jpg
Жорж Бизе

Родился25 октября 1838 г., Париж, Франция
    Умер3 июня 1875 г. (36 лет), Буживаль, Третья французская республика
    В браке сЖеневьев Галеви (1869-1875 гг.)
    ДетиЖак Бизе
    РодителиАдольф Бизе

Начало пути
   Первоначальное музыкальное образование получил в семье; в неполных 10 лет был принят в Парижскую консерваторию, где учился у П. Ж. Г. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт), Ф. Галеви (композиция), А. Мармонтеля (фортепиано). Исключительный талант Бизе проявился уже в консерваторские годы, о чем красноречиво свидетельствует мастерски выполненная и вместе с тем по-юношески энергичная четырехчастная Симфония C-dur (1855, не исполнялась до 1935). В 1857 Бизе и его друг, будущий популярный опереточный композитор Шарль Лекок (1832—1918), разделили премию, учрежденную Ж. Оффенбахом за создание одноактной оперетты «Доктор Миракль». В том же году Бизе, став лауреатом Римской премии (за кантату «Кловис и Клотильда»), уехал в Италию, где прожил до 1860. Из произведений, написанных или начатых за эти три года, сохранились лишь четыре, в том числе опера-буффа «Дон Прокопио» (не исполнялась до 1906).

Любимый жанр — опера
   Вернувшись в Париж, Бизе отказался от карьеры педагога и концертирующего пианиста, решив полностью посвятить себя композиции. Последним из его произведений, написанных в соответствии с обязательствами, которые традиционно налагались на лауреатов Римской премии, была одноактная опера «Гусла эмира». В 1863 она была принята к постановке в парижском театре Опера-комик. Между тем дирекция тогдашнего главного оперного театра Парижа Театр-лирик заказала Бизе оперу «Искатели жемчуга». Поскольку театру был выделен специальный фонд в 100 тыс. франков, предназначенный для постановок первых опер лауреатов Римской премии, Бизе снял «Гуслу» с репетиций и целиком отдался работе над «Искателями жемчугами».

0

4

КАРМЕН

Опера в четырех актах

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c3/1875_Carmen_poster.jpg/330px-1875_Carmen_poster.jpg
Плакат к премьере, 1875

Композитор Жорж Бизе
Автор(ы)
либретто А. Мельяка и Л. Галеви
Источник сюжета Новелла Проспера Мериме «Кармен»
Жанр Музыкальная драма
Количество действий 4 акта
Год создания 1874

Первая постановка 7 (3) марта 1875
Место первой постановки Париж

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c3/Galli-Marie_Carmen_Photo.png/330px-Galli-Marie_Carmen_Photo.png
Галли-Марье —
первая исполнительница
партии Кармен.
Фотография студии Надара

Партия Голос Исполнитель на премьере
3 марта 1875
Дирижёр: Адольф Делофр
Кармен меццо-сопрано Селестина Галли-Марье
Дон Хозе тенор Поль Лери
Эскамильо баритон Жак Буи
Микаэла сопрано Маргарита Шапюи
Суньига бас Эжен Дюфриш
Моралес баритон Эдмон Дювернуа
Фраскита сопрано Алиса Дюкасс
Мерседес меццо-сопрано Эстер Шевалье
Данкайро баритон Пьер-Арман Потель
Ремендадо тенор Барно
Лилас-Пастья без пения M. Nathan
Проводник без пения М. Тест
Офицеры, солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики,
молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры, народ

Действие происходит в Испании, около 1830 года

Действие первое

В Севилье, возле сигаретной фабрики, остановился драгунский эскадрон. Солдаты любуются красивыми девушками — работницами фабрики. В поисках драгуна Хозе приходит Микаэла, но солдаты говорят ей, что Хозе в другом эскадроне, и что скоро тот эскадрон придёт к ним на смену. Микаэла уходит. Вскоре происходит смена эскадрона. Капитан Суньига, беседуя с сержантом Хозе, выражает восхищение работницами сигаретной фабрики, но Хозе, пожалуй, единственный, кто не интересуется ими — у него есть невеста Микаэла, которая ему милее всех. Слышится фабричный звонок, и девушки выходят на улицу на перерыв. Все они держат во рту сигареты. Их тут же окружают мужчины. Но вот появляется та из них, которую ждут с особым нетерпением — жгучая цыганка Кармен. Она привыкла к тому, что все мужчины вокруг не отрывают от неё взгляда, сама же она испытывает наслаждение от издевательства над ними, над их чувствами. Никто, да и она сама, не может знать, кто сегодня станет объектом её внимания, а кто завтра. Однако ей не нравится, что Хозе — единственный, кто не обращает на неё никакого внимания, и она бросает ему под ноги цветок. Снова звенит звонок и девушки уходят обратно на работу.

Возвращается Микаэла и передаёт Хозе привет от его матери, которая ждёт его в деревне. Между ними происходит взаимное любовное признание. После ухода Микаэлы из фабрики доносится шум. Оказалось, что среди работниц возникла ссора с поножовщиной, одна из них ранила другую. Виновницей оказывается Кармен. Капитан Суньига приказывает Хозе стеречь Кармен, а сам отправляется за ордером на её арест. Однако за это время Кармен удаётся, используя всё своё обаяние, обольстить Хозе, и он расслабляется. Когда Суньига приносит ордер на арест Кармен, Хозе помогает ей бежать из-под стражи.
Действие второе

Прошло два месяца. В таверне «Лилас Пастья» Кармен с подругами Фраскитой и Мерседес плясками развлекает посетителей. Здесь же и капитан Суньига. Он сообщает, что Хозе за то, что помог ей бежать, отбыл тюремный срок и разжалован в солдаты, а теперь вышел на свободу и скоро придёт к Кармен. В окружении толпы входит тореадор Эскамильо и тоже удивляется красоте и обаянию Кармен. После закрытия таверны для обычных посетителей, в ней остаются только контрабандисты — Данкайро, Ремендадо, Кармен, Фраскита и Мерседес. Они собираются идти на очередное дело, только Кармен отказывается. Она хочет дождаться Хозе, в которого сейчас влюблена. Тогда контрабандисты предлагают ей привлечь Хозе к своим делам. Хозе приходит, однако вскоре издали послышался звук трубы, призывающей его в казарму на вечернюю проверку. Кармен вновь применяет всё своё актёрское мастерство, чтобы Хозе остался с ней. Он долго колеблется между солдатским долгом и любовью к ней. Но тут подворачивается случай, который расставляет всё по своим местам: возвращается капитан Суньига и приказывает Хозе возвращаться в казарму. Хозе отказывается выполнить приказ и обнажает шпагу. Так он становится дезертиром и вынужден остаться с Кармен и с контрабандистами. Данкайро и Ремендадо обезоруживают Суньигу и выпроваживают его из таверны.
Действие третье

В горах недалеко от границы, по прошествии ещё некоторого времени. Контрабандисты на очередном деле. Однако Кармен уже охладела к Хозе, да и ему самому не по душе такое ремесло. Между ним и Кармен начались размолвки. Контрабандисты уходят к границе, оставив Хозе здесь на страже. Превозмогая страх, в горы в поисках Хозе приходит Микаэла. Она видит, как Хозе в кого-то стреляет и прячется. Однако Хозе промахнулся, и перед ним возникает Эскамильо, который признаётся ему, что тоже ищет Кармен и что он всё знает про самого Хозе. Соперники готовы выяснить отношения на кинжалах, но в это время возвращаются контрабандисты за оставленным товаром и дуэль приходится прекратить. Забрав товар, контрабандисты хотят уйти, но замечают Микаэлу и хотят убить девушку, но Хозе спасает её. Между Хозе и Эскамильо происходит бурное выяснение отношений, он готов наброситься на него, но Микаэла сообщает, что мать Хозе при смерти и ждёт его, и он останавливается. Сейчас он пойдёт к матери, но потом он клянётся найти Кармен и довести этот разговор до конца.

Эскамильо уходит, приглашая всех в Севилью на бой быков, который он посвятит Кармен.
Действие четвёртое

Площадь перед цирком в Севилье. Идут приготовления к бою быков. Площадь полна народа, кругом царит веселье. Наконец появляется Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен, что за ней следит Хозе. Но она не боится встречи с ним. Все уходят в цирк, а Хозе находит Кармен и преграждает ей дорогу. Он напоминает ей о том, как раньше она его любила, и просит вернуться к нему, затем слёзно умоляет и, наконец, угрожает. Но всё напрасно. Кармен больше не любит его. И в конце концов это окончательно доводит Хозе до полного отчаяния: он убивает Кармен. Его арестовывают.

МУЗЫКА

«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Опера открывается увертюрой, в которой сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагическая судьба Кармен.

Начало первого акта безмятежно и ясно. Богаты движением и красками вступительные народные сцены: хор солдат, задорный марш мальчишек. Хор девушек, работниц фабрики, подготовляет выход Кармен. Ее хабанера «У любви, как у пташки, крылья» близка горделивым испанским песням-танцам. Дуэт Микаэлы и Хозе «Я помню день в горах» выдержан в идиллических тонах. Песня о грозном муже, сегидилья и дуэт Кармен и Хозе создают многогранный образ вольнолюбивой цыганки.

Второму акту, как и всем последующим, предшествует колоритный симфонический антракт. Цыганская пляска, открывающая акт, полна зажигательного веселья. Энергичный, мужественный марш Эскамильо «Тост, друзья, я ваш принимаю» (его музыка впервые прозвучала в увертюре) обрисовывает отважного героя корриды. Квинтет контрабандистов (с участием Кармен) «Если нам нужно обмануть» выдержан в легком, подвижном характере. Дуэт Кармен и Хозе — важнейшая сцена оперы, столкновение двух человеческих воль, характеров, воззрений на жизнь и любовь. Воплощением жизненных идеалов героев является «ария о цветке» Хозе («Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила») и песня Кармен, ее гимн свободе «Туда, туда, в родные горы». Если в характеристике Хозе господствует стихия песни-романса, подчеркивающая его душевную мягкость, то непокорный дух Кармен раскрывается в темпераментных ритмах и напевах испанских народных песен. Акт завершается мелодией свободолюбивой песни Кармен, звучащей у хора.

Симфонический антракт к третьему акту рисует поэтическую картину природы — покой и тишину дремлющих гор. Сумрачно-настороженный секстет с хором-маршем контрабандистов «Смелее, смелее в путь, друзья, идите!» — и другой хор — оживленно-бодрого характера «Не страшен нам солдат таможни» обрисовывают мир, в котором живут Кармен и Хозе. Центральный эпизод третьего акта — сцена гадания (терцет); веселое щебетанье Фраскиты и Мерседес оттеняет скорбное раздумье Кармен, предстающей здесь в необычном, трагическом облике. Лирическая ария Микаэлы «Напрасно себя уверяю» приобретает решительный характер. Встреча Хозе с Эскамильо создает драматическое нарастание и подготовляет кульминацию третьего акта (разрыв Кармен с Хозе). Финал акта передает зловещую настороженность и напряженность обстановки, предвещая неминуемую развязку.

Симфонический антракт к четвертому акту, выдержанный в характере испанского народного танца «поло», — один из замечательных примеров проникновения Бизе в дух народной музыки. Акт распадается на две половины: картинам яркого, блещущего красками народного праздника противостоит личная драма героев; жизненные контрасты предельно обнажены. Действие открывается оживленной народной сценой, напоминающей своим ярким и солнечным колоритом начало оперы. Торжественно-героический марш и хор сопровождают триумфальное шествие Эскамильо. Широко и свободно льется полная горячего чувства мелодия дуэта Эскамильо и Кармен «Если любишь, Кармен». Во второй половине акта, в особенности в дуэте Хозе и Кармен драматическое напряжение быстро нарастает. На протяжении всей сцены усиливается контраст народного ликования и личной драмы, Четырежды вторгающиеся праздничные возгласы толпы обостряют поединок героев, приводящий к трагической развязке.

0

5

http://img1.vmuzike.net/artist/gallery/9cf/d31/503581_big.jpg
Georges Bizet.

КАРМЕН. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы А. Мельяк (1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) мастерски разработали либретто, насытив его драматизмом, углубили эмоциональные контрасты, создали выпуклые образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов. Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрел иные черты; крестьянский парень, ставший драгуном, он показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику. Еще более развит по сравнению с литературным прототипом образ невесты Хозе Микаэлы — нежной и ласковой девушки, облик которой оттеняет необузданный и пылкий характер цыганки. Существенно изменен и образ главной героини. Кармен в опере — воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Хитрость, воровская деловитость — эти черты Кармен новеллы Мериме в опере были устранены. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. И, наконец, раздвинув рамки повествования, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены. Жизнь темпераментной, пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью подчеркивают в опере самобытные характеры Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо, драматизм их судеб. Эги сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене (1875), Петербурге (1878) и многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в редакции Э. Гиро (1837—1892), который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.

0

6

http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/13103104.jpg
Ирина Архипова в партии Кармен в опере Ж. Бизе "Кармен".

Постановки КАРМЕН в России

28 февраля 1878 — Петербург, первая постановка в России, итальянская труппа.

Дальнейшие постановки в России шли на русской сцене:

    30 сентября 1885 — Мариинский театр (перевод А. Горчаковой, дирижёр Направник, балетмейстер Иванов; Кармен — Славина, Хозе — Васильев 3-й, Эскамильо — Мельников, Микаэла — Клямжинская, Фраскита — Добровольская, Мерседес — Фриде, Ремендадо — Васильев 2-й, Данкайро — Павловский, Суньига — Стравинский, Моралес — Муратов)
    1898 — Большой театр. В последующих дореволюционных постановках Большого театра выдающиеся исполнители: Петрова-Званцева, М. Фигнер, Збруева, Стефанович (Кармен); Нежданова (Микаэла); Н. Фигнер, Боначич, Дамаев (Хозе); Тартаков, Бакланов, Г. Пирогов (Эскамильо).
    13 мая 1922 — Большой театр (дирижер Сук, реж. Санин, худ. Федоровский, балетмейстер Горский; Кармен — Тихонова, Хозе — Евлахов, Эскамильо — Савранский, Микаэла — Степанова, Фраскита — Попова, Мерседес — Барсова, Суньига — Лосский, Ремендадо — Эрнст, Данкайро — Политковский, Моралес — Ухов).
    1924 — Музыкальный театр Немировича-Данченко под названием «Карменсита и солдат» (новый текст Липскерова, режиссёры Немирович-Данченко, Баратов, Котлубай, художник Исаак Рабинович; Карменсита — Бакланова, Хосе — Великанов, Лукас — Саратовский, две цыганки — Кемарская, Дурасова, адъютант — Камерницкий, Данкайро — Мамаев, Ромендадо — Пермяков).
    1935 — Оперный театр Станиславского (дирижер Брон, постановка Станиславского, режиссёр Румянцев, художник Ульянов, хормейстер Тихонравов; Кармен — Гольдина, Хозе — Воскресенский, Эскамильо — С. И. Бителев, Микаэла — Мельтцер, Суньига — Степанов).

Опера неоднократно ставилась в Большом театре (Москва) и Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград — Санкт-Петербург)

Сейчас идёт на сцене Новосибирского Оперного театра, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большом театре, Пермском, Нижегородском, Татарском, Красноярском, Магнитогорском и Минском театрах оперы и балета.

0

7

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/05/Manet_Emilie_Ambre_as_Carmen.jpg/300px-Manet_Emilie_Ambre_as_Carmen.jpg
Эдуард Мане.
Эмилия Амбр в роли Кармен

Можно без преувеличения сказать, что эта опера обошла сцены всего мира.

Первая постановка — 3 марта 1875, Париж, «Опера комик» (Кармен — Галли-Марье, Хозе — Поль Лери, Эcкамильо — Жак Буи, Микаэла — Маргерит Шапюи, Суньига — Эжен Дюфриш, Фраскита — Алис Дюкас, Мерседес — Эстер Шевалье, Ремендадо — Барноль (Поль Флёре), Моралес — Эдмон Дювернуа, Данкайро — Пьер-Арман Потель).

23 октября 1875 — в Вене (на нем. яз.) с речитативами Э. Гиро.

Во Франции не сразу оценили высокий уровень музыкального произведения, однако опера многократно ставилась в других странах.

0

8

http://991.com/newgallery/Georges+Bizet+Carmen+565331.jpg

История создания, премьера и первые отзывы

Жорж Бизе начал работать над разговорной оперой «Кармен» в 1874 году. Премьера «Кармен» состоялась во Франции в городе Париже в театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. Даже парижане, считавшиеся искушёнными зрителями, оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Столичные французские газеты соревновались в хлесткости критических отзывов об опере «Кармен»:

        В повести, действительно, гибель Кармен, есть лишь справедливое возмездие за все те преступления, на которые она наталкивает Хозе, это месть за всех тех, кого она заставила убить; здесь же (в опере), наоборот, Кармен никогда не была виновницей чьего бы то ни было убийства. Единственная её вина — в том, что она совратила с прямого пути склонного к любовным авантюрам солдата, и она является почти невинной жертвой, в то время как истинный преступник — её убийца.

        Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни.

Но, как нередко случается, именно такие рецензии создали «Кармен» огромную популярность и только на сцене парижской Комической оперы только в премьерный сезон, прошло не менее пятидесяти спектаклей. Тем не менее «Кармен» надолго исчезла с парижских подмостков и была возобновлена лишь в 1883 году в редакции Эрнеста Гиро (Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, а также добавил несколько балетных сцен, использовав музыку из других произведений Жоржа Бизе). В немалой степени, возвращению оперы на парижскую сцену способствовало триумфальное шествие оперы «Кармен» по городам Европы, России и Америки. Ещё в 1880 году русский композитор Пётр Ильич Чайковский напишет:

    Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…

Слова Чайковского оказались пророческими. Опера «Кармен» и по сей день является одной из самых популярных театральных представлений.

В 1967 году Родионом Щедриным с использованием музыкального материала оперы была написана «Кармен-сюита».

0

9

Елена Образцова Хабанера из оперы "Кармен"
Из фильма-спектакля "Моя Кармен". 1976 г. Музыка - Ж. Бизе, слова - А. Мельяк, Л. Галеви, русский текст А. Горчаковой.

=Spoiler написал(а):

0

10

http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/events_photo/carmen-bizet-2.jpg

«Кармен»
   Бизе считал, что, начиная с «Джамиле», он вступил на новый путь. Следующим шагом на этом пути стал его оперный шедевр «Кармен», созданный по одноименной новелле П. Мериме. Здесь Бизе достигает новых небывалых высот в музыкальной обрисовке общей атмосферы действия и отдельных персонажей. С огромным мастерством передана внутренняя эволюция главного героя драмы, офицера Хозе: от крестьянской бесхитростности и прямодушия, через неповиновение и грубое нарушение присяги, — к жестокому и бессмысленному убийству. Колоритен и полнокровен образ Кармен, воссозданный с помощью гармонических, ритмических, инструментальных средств, присущих испанской танцевальной музыке (к испано-цыганскому фольклору восходит и знаменитый «мотив рока» с его увеличенными секундами).

   Музыка, связанная с Микаэлой и Эскамильо, не столь оригинальна, однако недостаток многогранности в характеристике этих персонажей возмещается выразительным подчеркиванием черт, которые доминируют в каждом из них (в первом случае это скромное и невинное обаяние, во втором — грубоватое жизнелюбие).Традиционные бытовые, песенно-танцевальные элементы сочетаются в «Кармен» с музыкой иного рода, рисующей «теневую», трагическую сторону страстей, которыми охвачены герои оперы. Это сочетание само по себе делает «Кармен» совершенно особым феноменом, выходящим далеко за рамки жанра комической оперы. Неудивительно, что премьера, состоявшаяся в парижской Опера-комик в 1875, была встречена публикой и критикой довольно холодно. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку — в чрезмерной «учености», бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. Неуспех «Кармен» тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа, второй из которых оказался смертельным. Нереализованными остались замыслы оперы «Сид» (сохранились ее наброски, однако восстановить по ним целое не удается) и оратории-легенды о св. Женевьеве, покровительнице Парижа.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

   Истинный масштаб «Кармен» был оценен только после смерти Бизе, причем поначалу этому способствовало вмешательство друга Бизе Э. Гиро (1837-1892), который заменил разговорные диалоги речитативами. Первое, триумфальное исполнение «Кармен» в редакции Гиро состоялось в том же 1875 году в Вене. Долгое время театры не обращались к первоначальной авторской версии оперы; лишь в последние десятилетия она, наконец, вытеснила редакцию Гиро, чьи речитативы стилистически довольно далеки от музыки Бизе.

0

11

http://www.belcanto.ru/pic/carmen2.jpg

В историю музыки этот композитор вошел благодаря одному очень популярному произведению.
Сведущие люди утверждают,  что такие случаи бывают нечасто. Судьба подарила такой шанс Жоржу Бизе,  написавшему всемирно известную оперу «Кармен»,  но эта же судьба многое взяла взамен.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

Ребенок без детства

Жоржу нравилось заниматься музыкой и с отцом,  учителем пения,  и с матерью,  профессиональной пианисткой. В то же время,  он,  как любой мальчишка,  хотел бегать по улицам и играть с другими детьми. Родители думали по-другому. В четыре года мальчик уже знал ноты и умел играть на фортепьяно,  а за две недели до десятилетия поступил в Парижскую консерваторию. Детство закончилось не начавшись. В тринадцать лет Жорж начал сочинять музыку.

Утром в консерваторию Жоржа неизменно приводила мама,  а после занятий забирала домой. Дальше все было по сценарию – его кормили,  а потом закрывали в комнате,  где он играл на пианино до тех пор,  пока не засыпал от усталости. Юный Жорж старался сопротивляться матери и в то же время понимал,  что ее упрямство и его талант дают результаты. Все же ему больше нравилась литература. «Ты вырос в музыкальной семье, – говорила мать,  когда заставала его за чтением, – и будешь музыкантом,  а не литератором. Выдающимся!»

Учиться Жоржу было легко,  он схватывал все на лету. В девятнадцать Бизе закончил консерваторию и стал самым молодым лауреатом,  получившим Большую Римскую премию, – за кантату «Кловис и Клотильда». Вечный город,  в котором Жорж учился,  стал для него источником вдохновения,  творческих исканий и любви.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

Первая любовь

Полноватый и близорукий,  с кудрями,  завивавшимися так туго,  что их сложно было расчесать,  Бизе не считал себя привлекательным для женщин. Говорил он всегда быстро,  немного сбивчиво и был уверен,  что такая манера изъяснения женщинам вовсе не нравится. Еще у него постоянно потели руки,  чего он тоже страшно стеснялся и все время краснел.

Со смешливой и кокетливой Джузеппой Жорж познакомился в Италии и,  конечно же,  стал звать ее в Париж. Юноша был опьянен счастьем и все время повторял:  «Я не богат,  но заработать денег – это так просто. Две удачные комические оперы,  и мы будем жить как короли». Письмо о болезни матери застало его врасплох. Он уезжал,  заручившись обещанием Джузеппы приехать,  как только его матери станет лучше.

Отец горевал в одной комнате,  Жорж в другой. Нужны были деньги,  чтобы бороться с болезнью и нищетой. Если бы Жорж сейчас смог написать гениальное произведение,  которое принесло бы ему много денег,  но на это нужно время,  а его нет.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

0

12

«Временная» работа

Жорж Бизе встретился с владельцем одного из самых известных парижских издательств Антуаном Шуданом. Он с удивлением рассматривал молодого человека и не мог поверить,  что перед ним сидит лауреат престижной Римской премии,  молодой гений. Ставить на начинающего композитора было рискованно,  но издатель хорошо понял,  что юноше нужны деньги и он готов работать,  поэтому предложил заняться переложением для фортепиано опер известных сочинителей.

Сутки напролет Бизе корпел над чужими партитурами. Он исправно получал деньги,  но их все время не хватало. «Пиши симфонию, – словно в бреду повторяла мать, – как только ты это сделаешь,  слава найдет тебя». Но на симфонию у него не было времени. Черновики множились,  и,  несмотря на его упорный труд,  с каждым днем росли долги. Мать умерла через год после его приезда…

Музыкальный театр манил композитора. Он старался ходить на все премьеры,  но все,  что он писал,  не находило одобрения. Комическая опера «Дон Прокопио» не была оценена. Ряд оркестровых пьес,  которые позже войдут в цикл «Воспоминание о Риме», – тоже. Друзья советовали продолжить карьеру пианиста,  но Жорж хотел сочинять музыку и был уверен,  что выбранный путь приведет его к успеху. Оставалось только работать,  ждать и терпеть нужду.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

В 1863 году состоялась премьера оперы «Ловцы жемчуга».
Критика отметила естественность и красоту вокальных партий,  множество выразительных моментов в партитуре – и все.
Опера прошла на сцене 18 раз и была снята с репертуара.
Все вернулось:  бессонные ночи,  чужие партитуры,  уроки музыки. От нервного истощения спасали обливания холодной водой,  прогулки по городу и посещение театров.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

0

13

Любовь – насмешка

Однажды в поезде Жорж Бизе познакомился с Могадор – оперной дивой мадам Лионель,  писательницей Селестой Венар,  графиней де Шабрийан.
http://vmiremusiki.ru/wp-content/uploads/2011/09/%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%8F-%D0%B4%D0%B5-%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B9%D0%B0%D0%BD.jpg

Юность она провела в притонах,  потом стала танцовщицей,  а затем увлеклась литературой и стала описывать то,  что знала о жизни,  в романах. Ее книги не залеживались на полках. О них старались не говорить в приличных домах,  но о существовании этой женщины знал каждый парижанин. Во время встречи с Бизе прелестная Могадор была вдовой и владелицей музыкального театра,  где пела главные партии.
http://litrus.net/images/books/74403__9.png

Впервые за долгое время сердце Бизе учащенно забилось. Ему двадцать восемь,  ей сорок два. Все его невзгоды и горести утонули в непритворной страсти этой женщины. Счастье было недолгим. Перепады настроения Могадор ввергали Жоржа в отчаяние. В порыве гнева просыпались все дурные привычки Могадор. Бизе с его тонким вкусом и ранимой душой страдал. Могадор старела. Ее преследовали финансовые неурядицы,  он ничем не мог ей помочь. Его доходы по-прежнему едва позволяли оплачивать счета,  а его любовь была ей ни к чему. Но расстаться с этой женщиной Бизе был не в силах. Во время очередного скандала любимая окатила Жоржа с головы до ног ушатом холодной воды. Бизе вышел на улицу,  где тихо кружил снег.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

«Тихое» счастье

Гнойный тонзиллит – таков был диагноз врачей. Для человека,  всю жизнь страдавшего простудами и ангинами,  он сильно рисковал,  возвращаясь в тот злополучный день пешком. Бизе работал лежа,  почти не мог говорить. Но его физические страдания не шли ни в какое сравнение с душевными.
http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png
http://www.classic-music.ru/media/images/uploaded/thumbnail680_4zm184a.jpg
"пертская красавица"

Опера «Пертская красавица» не имела успеха. Денег снова не было. Бизе почти не верил в себя. Он начинал работу и откладывал ее. Болезнь не заканчивалась,  нищета не проходила. Весной 1869 года Жорж Бизе,  еще слабый после болезни,  вышел на прогулку. Он прошел мимо дома своего учителя и его охватило желание зайти туда,  где ему было хорошо и спокойно. Здесь он встретился с повзрослевшей дочерью учителя.

Их роман не был стремительным. Наконец,  Жорж сделал предложение. Казалось,  в его многострадальную жизнь заглянуло солнце. Женевьева взяла на себя домашние хлопоты,  и сократила траты,  окружив Бизе такой нежностью и заботой,  чтобы он снова смог работать.

Семейная идилия была недолгой. Вскоре жене надоли постоянные отлучки мужа и его вечная занятость. Урок в тот день отменился,  заболел ученик,  и Бизе пришел домой раньше положенного срока. Единственным его желанием было сесть и начать писать,  ведь у него был заказ – комическая опера «Джамиле». В столовой слышались голоса. Его жена смеялась,  ей вторил мужской баритон…

0

14

«Кармен»

В 1871 году комическая опера «Джамиле» была завершена, через год он написал «Арлезианки»,  обе они были поставлены на сцене и шли с большим успехом. Это был подарок судьбы. Но еще больший подарок ему сделала жена,  родив сына Жана. Но Бизе необходимо было еще больше работать. Была задумана серьезная опера – «Кармен».

Либретто оперы создано по новелле Проспера Мериме. Вернее, по третьей части новеллы, и вряд ли сюжет представлял бы для кого-то интерес, если бы не страсти людей. Тема любви, ревности, личной свободы, гордости и достоинства оказалась вечной, и кажется, автору удалось завоевать всемирное признание именно тем, что  он раскрыл  самые тайные уголки внутреннего мира каждого слушателя.

Композитор в основу  своего произведения положил испанские мотивы. Сегидилья, хабанера - испанские танцы, ярко подчеркивающие черты характера главной героини - гордой и независимой цыганки Кармен.

Прототипом главной героини должна стать Могадор с ее страстностью. Музыка,  которая выходила из-под пера,  не давала Бизе спать. И вот,  наконец,  премьера. Зал Парижской оперы полон. Бизе,  стоя за кулисами,  холодел от страха. «Кармен» не могла стать еще одним провалом…

Закончился первый акт. Холодный прием,  жидкие хлопки. Постановка оказалась весьма посредственной. Музыку никто не оценил. Женевьева не выдержала и покинула зал. Бизе был раздавлен. Он бросился в холодную воду Сены и наутро свалился с лихорадкой. Пришла глухота,  немели руки и ноги. Затем случился сердечный приступ. Композитор то приходил в сознание,  то бредил. Умер Жорж Бизе на 37-м году жизни,  не дожив меньше четырех месяцев до феерического успеха «Кармен» в Венской опере.

Через год после неудачной первой постановки оперу с триумфом поставят почти на всех крупных сценических площадках Европы. В 1878 году Петр Ильич Чайковский напишет:  «Я убежден:  лет через десять «Кармен» станет самой популярной оперой в мире». Так и случилось. А большинство произведений Жоржа Бизе вошли в Золотой фонд мировой классической музыки.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

PS

Кто бы мог подумать, что образ простой цыганской девушки, работающей на папиросной фабрике, созданный композитором Жоржем Бизе, через века завоюет всемирное признание, и Кармен станет главной героиней одной из самых популярных опер мира?

Кто же не знает Кармен? Она не знает предела в чувствах и ограничений ее свободолюбивому духу. Сегодня она любит одного, завтра уже другого. Ее постоянно окружает толпа поклонников, но ей интересен тот, кто не обратил на нее внимания.

0

15

Современному слушателю может показаться удивительным тот факт, что первая постановка оперы КАРМЕН, состоявшаяся 3 марта 1875 года в Париже (театр «Опера-Комик»), оказалась провальной. Скандальный дебют «Кармен», сопровождавшийся обилием обличительных комментариев со стороны французских журналистов, тем не менее имел и свой положительный эффект. Произведение, получившее такой широкий резонанс в прессе, не могло не привлечь к себе внимания света.
http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png
Мария Каллас

Среди мировых звезд оперного искусства каждый может найти свою Кармен. Они все такие разные. Меццосопрано Дэниз Грейвс, Дженифер Лармор, Лариса Демидова, Андгела Джорджиу. И, конечно, Мария Каллас.

Удивительно, но лучшей исполнительницей роли Кармен  почти за четверть века престижный американский журнал классической музыки  Musical America  признал совсем противоположную образу героини исполнительницу - светловолосую северянку из Риги Елину Гаранчу. Ее выступление в роли Кармен на сцене Нью-Йоркского Метрополитена в сезон 2010 года, по признанию зрителей, надолго оставит впечатление своей изысканностью, чувствительным тембром голоса и  очарованием.

http://glamik.ru/Glamik/razd_muzika/1.png

Нет документальных доказательств тому, что Жорж Бизе сотворил свою героиню по подобию  живущей в то время девушки. Для мира этот образ, наверное, так и останется как фантазия и несбыточная мечта мужского воображения о той единственной, неповторимой, волнующей и неукротимой, воплощающей в себе свободолюбие цыганки, гордость и темперамент испанки, и изысканные манеры парижанки.

0

16

Bizet- "Carmen".
Государственный академический Большой театр СССР. 1982 г. Жорж Бизе - "Кармен".
Классическая постановка Большого театра известной оперы Жоржа Бизе. Режиссер-постановщик и балетмейстер: Ростислав Захаров. Дирижер Марк Эрмлер. Главные партии исполняют: Кармен - Елена ОБРАЗЦОВА, Дон Хозе - Владимир АТЛАНТОВ, Эскамильо - Юрий МАЗУРОК, Микаэла - Людмила Сергиенко, Фраскита - Ирина Журина, Мерседес - Татьяна Тугаринова, Моралес - Игорь МОРОЗОВ, Ремендадо - Андрей Соколов, Данкайро - Владислав Пашинский, Цунига - Юрий Королев.

=Spoiler написал(а):

Елена Образцова

Советская певица
Советская и российская оперная певица, актриса, оперный режиссёр, педагог, профессор Московской консерватории. Герой Социалистического Труда. Народная артистка СССР.

    Родилась7 июля 1939 г., Санкт-Петербург, РСФСР, СССР
    Умерла12 января 2015 г. (75 лет), Лейпциг, Саксония, Германия

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Композиторы, дирижёры и музыканты » Жорж Бизе. Знаменитый французский композитор периода романтизма