"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Король Лир, 1970. Режиссер Григорий Козинцев. «Ленфильм «


Король Лир, 1970. Режиссер Григорий Козинцев. «Ленфильм «

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

https://i.imgur.com/e0Wu6nUm.jpg

Король Лир

https://i.imgur.com/WzEUpEjm.jpg

Категории видео: сериал, драма

Год: 1970   
Производство: СССР   
Режиссер: Григорий Козинцев   
Сценарий: Григорий Козинцев, Борис Пастернак, Уильям Шекспир   
Оператор: Йонас Грицюс   
Композитор: Дмитрий Шостакович 

В ролях: Юри Ярвет, Олег Даль, Эльза Радзиня, Галина Волчек, Валентина Шендрикова, Карл Себрис, Леонхард Мерзин, Регимантас Адомайтис, Владимир Емельянов, Александр Вокач 


Драма по одноименной трагедии В. Шекспира (перевод Бориса Пастернака, песни шута в переводе С. Маршака).

+3

2

+3

3

+2

4

Фрагмент


Шендрикова в роли Корнелии

+3

5

Актёры и роли

https://i.imgur.com/u4LiXpzm.jpg
Регимантас Адомайтис
https://i.imgur.com/HO3PsPLm.jpg
Эдмонд
побочный сын Глостера

https://i.imgur.com/EMMtK3Rm.jpg
Донатас Банионис
https://i.imgur.com/YPW6UFcm.jpg
герцог Олбенский
роль озвучил Александр Демьяненко

https://i.imgur.com/sRZqhtnm.jpg
Юозас Будрайтис
https://i.imgur.com/Ct0cwLSm.jpg
король Французский

+2

6

https://i.imgur.com/J6FuBiZm.jpg
Олег Даль

https://i.imgur.com/tjiYRswm.jpg
Шут
"Да, дяденька, в сухом месте святая вода угодников лучше, чем на дворе такой ливень. Дяденька, попросил бы ты прощенья у своих дочек. Такая ночь не жалостлива ни к умникам, ни к дуракам."

=Spoiler написал(а):

Козинцев сумел разглядеть в Дале не только изящество облика, своеобразную пластику, но и нервно-отзывчивый, ироничный мир души, болезненно реагирующий на любые неорганичные его натуре вмешательства извне. Козинцев дал возможность актеру осознать масштаб его собственного дарования. Фактически не имея статуса трагического актера, в роли Шута он им утвердился.

Для самого Даля это было не только амплуа. Было особое мировосприятие. «Встревоженность» по времени, по эпохе. Козинцеву, которому была просто необходима в актере мера человеческого участия, помогающая вырастить образ, точнее, по его определению, «выстрадать» его, эта встревоженность Даля оказалась чрезвычайно важна. Благодаря ей он мог, до известной степени, освободить актера из-под своей власти, чтобы дать ему жить в образе свободно, подчиняясь своим внутренним законам, по которым мог жить только он, Олег Даль. Его Шут страдал от своего бессилия; он кричал о том, что ему было известно раньше, чем всем, но его никто не слышал, не хотел слышать. Во взгляде, следившем за человеческой слепотой, ощущались тревога и боль за день сегодняшний, за своего современника. Шут-Даль немного напоминает Бориса Дуленко — тот же голый череп, то же безнадежное сознание собственного бессилия в глазах.

Как бы исследуя истоки своей профессии, актер нашел ключ к разгадке шекспировского образа и выделил в нем одну черту — его занимали актерские способности Шута. Шут смеется сам, смешит других, сыплет остротами и каламбурами. Но его амплуа не комик, а трагик; роль, которую его заставляет играть жизнь — трагична. Однако Даль сосредоточивает внимание не столько на природе дарования своего Шута, сколько на соотношении сил — художник и власть. В природе художника видеть не только само явление, но прежде всего его суть, что за ним стоит, к чему оно приведет. Об этом и говорит Шут на привычном для него языке. Он разыгрывает перед королем целый спектакль. На самом деле это не просто игра, а битва за человека. И эту битву он проигрывает.

+2

7

https://i.imgur.com/DfrqbyTm.jpg
Карлис Себрис

https://i.imgur.com/AK93DB2m.jpg
граф Глостер
озвучил Григорий Гай

https://i.imgur.com/OkYmBFfm.jpg
Леонхард Мерзин
https://i.imgur.com/6997QXVm.jpg
Эдгар
сын Глостера
(роль озвучил Эммануил Виторган)

https://i.imgur.com/UuzN8Vzm.jpg
Анис Лаутер
https://i.imgur.com/TT92ZcEm.jpg
Лекарь

https://i.imgur.com/kGoexpnm.jpg
Игнат Лейрер
https://i.imgur.com/l92XE5um.jpg
Переводчик

+2

8

https://i.imgur.com/5ysDWpzm.jpg
Александр Вокач
https://i.imgur.com/19yKu42m.jpg
герцог Корнуэльский

https://i.imgur.com/MaQvmpgm.jpg
Роман Громадский
https://i.imgur.com/vJiyZ7Wm.jpg
слуга герцога Корнуэльского

https://i.imgur.com/GdW7e4Mm.jpg
Алексей Петренко

https://i.imgur.com/oYvZFNAm.jpg
Освальд
дворецкий Гонерильи

https://i.imgur.com/QcmCSI2m.jpg
Борис Великанов
https://i.imgur.com/2r1ztpZm.jpg
придворный

+2

9

https://i.imgur.com/bgKPqCsm.jpg
Эльза Радзиня
https://i.imgur.com/Y3aNhrRm.jpg
Гонерилья
дочь Лира
озвучание - Нина Никитина

https://i.imgur.com/AIQUYQNm.jpg
Галина Волчек
https://i.imgur.com/AmNDJpxm.jpg
Регана
дочь Лира

https://i.imgur.com/gA2cAtJm.jpg
Валентина Шендрикова

https://i.imgur.com/nvulTZ1m.jpg
Корделия
дочь Лира

+2

10

https://i.imgur.com/P8fx5Qxm.jpg
Эммануил Виторган
слуга герцога Олбэнского
(нет в титрах)

https://i.imgur.com/8vqypuLm.jpg

Пяэрн Хинт
эпизод
(нет в титрах)

https://i.imgur.com/qjyLjh1m.jpg
Николай Гаврилов
эпизод
(нет в титрах)

https://i.imgur.com/AOf9nAvm.jpg
Валерий Дзеревяго
эпизод
(нет в титрах)

https://i.imgur.com/RgKcfN4m.jpg
Василий Сикевич
придворный
(нет в титрах)

https://i.imgur.com/O5adEd2m.jpg

Кальё Комиссаров
бедный Том
(нет в титрах)

+2

11

Грустно, но от нас уходят последние из звездного состава фильма.

https://i.imgur.com/Lg1K9xVm.jpg
18 февраля 2017 умерла Валентина Шендрикова, сыгравшая Корделию,

https://i.imgur.com/a7vYoNcm.jpg
через четыре дня не стало Алексея Петренко - Освальда...

----------------
https://i.imgur.com/JNmA1tnm.jpg
Марина Неелова, Алиса Фрейндлих, Виктория Федорова, Маргарита Терехова.
Фотопробы на роль Корделии. "Король Лир", 1970 год.

+2

12

https://i.imgur.com/PDsIqWum.jpg
Олег Даль, фотопроба на роль Шута. "Король Лир", 1970 год.

На роль Шута была утверждена Алиса Фрейндлих, но она тогда только родила дочь Варю и чуть поправилась. На всякий случай пригласили актрису ленинградского ТЮЗа Ольгу Волкову - худенькую, с мальчуковой фигурой. Козинцеву она так понравилась, что он даже попросил ее для роли научиться играть на флейте. Ольга научилась.

https://i.imgur.com/G8yl1eZm.jpg
Ольга Волкова, Олег Даль, Алиса Фрейндлих, Зиновий Гердт.
Фотопробы на роль Шута. "Король Лир", 1970 год.

А потом пришел отказ с мотивацией "слишком женственная линия правой части верхней губы".
По воспоминаниям Оли, она второй раз в жизни рыдала из-за роли.

https://i.imgur.com/f7oLO6Vm.jpg
Шута в фильме сыграл Олег Даль. Почему выбор пал на него - загадка. Говорят, Козинцев обратил внимание на фотопробу Олега, затем пригласил его для беседы, после которой сразу утвердил. По его мнению, это было гениальное попадание в трагический образ.

Он ещё совсем мальчик, этот шут. Помогая королю пройти через бурю, он ищет защиты от непогоды у него же, у короля, который потерял всё, зато обрёл способность чувствовать чужую боль как свою. Детски-трогательным движением Шут прячет голову у него на плече. Сколько в этом ранимости, беззащитности… Поэтому, потеряв Лира, он весь как-то сломается, отяжелеет, глаза потухнут. Он будто врастёт в землю.

Когда читаешь записи Козинцева о Шуте (хотя известно, что Григорий Михайлович делал их до встречи с актером), возникает ассоциативная связь с обликом, и в первую очередь с пластикой Олега Даля.

Его пластика могла быть по-мальчишески угловата и хладнокровна, изысканно-утонченна и по-кошачьи вкрадчива. В каждом образе она неповторима. Иногда пластическое решение образа идет как бы вразрез с натурой, настроением персонажа, а иногда говорит о личности, характере, внутренней жизни героя без единого слова, когда малейшее движение головой, плечом, рукой, даже просто взглядом, как бы, обретают голос. Недаром В. Шкловский назвал Даля «человеком совершенного движения».

Так, Шут появился в тронном зале, в финальных эпизодах, где его не должно быть, а, соответственно, нет и реплик. В этих сценах шекспировской трагедии он не участвует. Но Козинцеву жаль было расставаться с Далем-Шутом. Режиссер придумал специально для него несколько мизансцен, имея в виду его уникальную способность — выразительность самого его облика, любого движения, жеста, умения наполнять их необходимым смыслом. Например, в «Короле Лире» слушая, как Гонерилья расправляется в сцене разговора с отцом-королем, идет план шута, который морщится как от сильной боли.

Музыка, поэзия и пластика — три важнейших компонента в таланте актера. Даль владел всеми тремя компонентами в совершенстве. И, может быть, поэтому, глядя на него, ощущаешь, что акт творчества происходит прямо у нас на глазах. Отсюда — впечатление сиюминутности, импровизационности.

Пример такой импровизации — речитатив Шута в сцене у Гонерильи. Трагическая изысканность, надломленность пластики, воздушность и невесомость каждой фразы. А песня Шута родилась в прямом смысле на едином дыхании. Он сымпровизировал ее на съемке. Когда отснятый материал был показан Д. Шостаковичу, композитор сказал, что актер уже все спел, осталось только написать сопровождение. Оно звучит здесь очень тихо, проходя где-то на втором плане. И кажется, что Шут сочиняет свои песенки на ходу, играючи.

+2

13

История создания фильма «Король Лир» Григория Козинцева

https://i.imgur.com/yfhEGJvm.jpg

6.Х.1969 г. Нарва. Рассказывает главный оператор Йонас Грицюс

В поисках натуры мы объездили Дагестан, Северную Осетию, Крым, Грузию, западную Литву, Сибирь – всего даже не перечислишь. Когда искали «развалины» – основной для трагедии объект натуры – проезжали город Нарву в Эстонии, увидели крепость в Ивангороде.

Ивангородская крепость и окрестности Нарвы стали основной съемочной площадкой «Короля Лира». Хотя, скажем, облака для сцены бури сняты в Паланге, а звери – под Новосибирском, почти все действие развертывается на небольшой территории крепости. А, например, высадка французских войск – одна из главных «батальных» сцен – снята рядом с крепостью, в самом центре города, на пляже. За пределами кадра нет лишнего миллиметра, иначе полезут трубы ГЭС – на меня в свое время произвел впечатление рассказ Гуннара Фишера, оператора Бергмана, как снимали «Лицо»: оказывается, знаменитый «дремучий лес» этого фильма был найден в 15 метрах от дверей студии, буквально в трех соснах!

Козинцев сначала хотел вообще весь фильм снять на натуре. Павильон пришлось сохранить для нескольких сцен, но натура решительно преобладает. Упор был на подлинность фактур, материалов: камня, дерева, железа, мешковины, солдатского сукна. Вообще же каких-либо установок по поводу, скажем, «стиля» или «манеры», «формулировок» постановщик не давал. Была одна «установка» – снимать хорошо. И чтобы виден был актер…

Читайте дальше: https://vakin.livejournal.com/1201907.html

+2

14

https://i.imgur.com/JdQbxz2m.jpg

https://i.imgur.com/eNpjatGm.jpg
Олег Ефремов, Николай Плотников, Юрий Толубеев, Юри Ярвет.
Фотопробы на роль Еороля Лира, 1970 год

Поиск актера на главную роль длился больше года. На Короля Лира пробовались Олег Ефремов и Юрий Толубеев, Николай Плотников и Николай Симонов, Армен Джигарханян и многие другие. Юри Ярвет должен был играть Бедного Тома, безумца. Но пробы оказались такими яркими, что за несколько дней до съемок Ярвет был утвержден на роль Лира единогласно...
https://i.imgur.com/Av38y58m.jpg
Как же справился с этой ролью актер, в котором нет ничего, что принято считать королевским? Нет ни статуарности, ни громового голоса, ни высокомерного "короля играют окружающие". Но ничего этого и не требовалось от того Лира, каким он был задуман. Тема этого фильма, этого образа - обретение человечности, смена пустого, мнимого величия подлинным величием человеческого духа. Таким сыграл его Ярвет.

В первых сценах его Лир - сухой, быстрый, вспыльчивый, скорый на расправу. Можно представить себе, как он правил страной, - самовластно, быть может, капризно, но всегда решительно. Когда Лиру на старости лет пришла своенравная мысль разделить владения между дочерьми, он и этот раздел задумал провести как поучительный церемониал единения всех представителей правящей семьи. Трепешут факелы. Легкий шепот проносится по рядам собравшихся в тронном зале. Ожидают выхода короля. И он входит, появляется впервые на экране, легко и естественно разрушая все, что мы ожидали заранее. У короля шальной взгляд, чуточку даже проказливое выражение лица. А почему бы и нет? Король может позволить себе любую роль на им же задуманном спектакле. Себя он играет сам, лишь бы остальные исправно исполняли свои партии.

А что бывало, если кто-либо при Лире выходил, забывшись, из своей роли, становится ясно несколькими минутами позже, когда его младшая дочь отказывается витиеватыми фразами вторить сестрам, изливая свою любовь к отцу. Вся веселая непринужденность слетает с короля - Ярвета, он становится способен проклясть дочь, посягнувшую на основу его власти - беспрекословное повиновение.
Он - "король до кончиков ногтей", "король с головы до пят" не потому, что плечист, величав и медлительно-церемонен в движениях. Он, "король по рождению", сумел до восьмидесяти лет удержаться на троне потому, что по сущности своего характера абсолютен в своих поступках и идет до конца в действиях и решениях.

https://i.imgur.com/BQFUFhqm.jpg
Наверное, так бы и доцарствовал он до конца своих дней, если бы в своем неуемном абсолютизме не приравнял себя к короне, не вообразил бы, что он - Лир и король - Лир - одно и то же. Но дочери, получив земли и власть, прогнали его из дома, убедили в обратном: король Лир - это король, а Лир - это просто Лир, ничто.

https://i.imgur.com/8PODMZcm.jpg
И оказавшись в толпе бесчисленных нищих государства, которых он сам в годы своего царствования множил безмерными поборами, войнами и самоуправством, этот король имел мужество задуматься над тем, с чем столкнулся. Столь же абсолютно и бескомпромиссно, как и прежде, он пошел до конца в осмыслении того, что произошло с ним, как повинен он в горе других людей, что есть мир и каковы истинные ценности в этом мире.

https://i.imgur.com/dtDoTjmm.jpg
У Лира Юри Ярвета встревоженные, цепкие глаза человека, который способен вдумываться в окружающее. В глазах Лира - и вопрос, и боль прорезающейся страшной мысли, и какое-то даже детское недоумение перед чудовищностью открывающихся ему истин, и вольтеровская ирония мудрости, постигшей слишком многое. Это - Лир-философ.
Ярвет играет человека, который научился думать. И кто бы он ни был в прошлом, отныне, - размышляя, сострадая,-он становится человеком. Все свои главные знаменитые монологи Лир Ярвета произносит самоуглубленно и в раздумье. Мысль словно рождается тут же, на экране. Помните, дочери отказывают отцу в оговоренных привилегиях - отныне сто рыцарей не будут больше свитой бывшего короля. "И одного не нужно!" - бросает Регана.

У Шекспира Лир метал громы и молнии, в ремарке прямо указано: "Вдали шум приближающейся бури". А в фильме не так. Захлопывается за дочерьми дверь. Лир остается один. Он задумывается над сказанным (теперь у него будет много времени и поводов для раздумья):
- Не ссылайся на то, что нужно, - говорит он. Но не Регане, а как бы размышляя вслух. - Нищие и те в нужде имеют что-нибудь в избытке. Сведи к необходимостям всю жизнь, и человек сравняется с животным.

Отныне вопрос "что есть человек?" (вопрос, который задает Ярвет в каждой своей роли) будет всегда звучать в словах Лира, читаться в его глазах. Без крова и пищи бредет он с несколькими друзьями по бесплодным, вытоптанным полям своей страны. Светит солнце. Ветер овевает прикрытые рубищами тела. Босые ноги оступаются на острых камнях. Это самые светлые, торжественно озаренные кадры трагедии.

Существование этих людей ограничено только необходимостями. Но это не животное существование, как думал когда-то сам Лир. Их глаза спокойны, походка неспешна, а речи мудры. Когда Лир наклоняется к земле, и его тонкие седые волосы сливаются с трепещущим на ветру ковылем, кажется, что он и земля со всем ее страданием - едины. Лир и его друзья - это люди, объединенные горем, чуткие к несчастью других, способные прийти друг другу на помощь.
Это люди, ведомые человечностью. Не разгневанного обидой старика сыграл Ярвет в "Короле Лире". Не проклятья погрязшему в пороках миру, которые вправе был бросить он, звучат в его словах. Не исступленное условие в предощущении надвигающейся бури: пусть мир изменится или погибнет. Его Лир ищет и помогает зрителям найти то, что позволяет верить в возможность победы гуманизма.
Эту мысль народный артист Эстонской ССР Юри Ярвет стремится сделать главной в любой своей роли. Это его актерская тема. Он тщательно ищет в каждом герое часто до поры скрытый резерв человечности, именно с этой точки зрения анализирует все его поступки.

+2


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Король Лир, 1970. Режиссер Григорий Козинцев. «Ленфильм «