Носовой платок. Такой знакомый и незнакомый.
Сообщений 21 страница 24 из 24
Поделиться2124.06.19 06:53:59
Кружевная трагедия Дездемоны
Отелло просит Дездемону дать ему платок, поскольку его мучает насморк. Возможно, это лишь предлог, возможность убедиться в том, что платок исчез, однако в данном случае важен сам характер недуга. Неужели Отелло собирается использовать чудесный платок столь «низким» образом, то есть поделиться с ним содержимым своего носа? Ранее, когда Отелло жаловался на приступ головной боли, жена предлагала ему обмотать голову платком. Здесь «принижения» платка нет, однако возникает вопрос о его реальном размере. Ведь предлагая платок Отелло, Дездемона не могла не видеть, что он ему слишком мал (Your napkin is too little).
Для полного уничтожения Отелло не хватает только какой‑нибудь вещественной малости, пустяка, безделицы. И эта безделица, к радости Яго, находится – платок Дездемоны. Его Отелло подарил Дездемоне после свадьбы. Это семейная реликвия – платок его матери, «расшитый цветами земляники!». Отелло им очень дорожит, потому что мать завещала ему подарить этот платок той, которую он выберет в жены. Платок – магический знак верности: пока платок был у отца Отелло, он был верен его матери.
Эмилия, жена Яго, подбирает платок, случайно оброненный Дездемоной, и передает его мужу, якобы пожелавшему снять узор с красивого платка. Этот платок Яго подбрасывает в квартиру Кассио. По ходу дела Яго вслед за платком подбрасывает хворост в уже и без того полыхающую душу Отелло.
Примечательно и то, что о платке упоминается еще задолго до того, как он сделается эмблематическим, да и фактическим центром трагедии. В середине второго акта пьяный Кассио роняет свой платок и, пытаясь его поднять, падает на колени. Разумеется, это другой платок, однако тема – та же самая. На сюжетном и психологическом уровне здесь все понятно: потеряв свой платок, Кассио испытывает повышенный интерес к другим платкам: отсюда его просьба к Бьянке, чтобы та сняла понравившийся ему узор с платка Дездемоны. С точки же зрения онтологического подхода к тексту оброненный еще в начале трагедии платок Кассио выступает как своего рода предварение, предвосхищение той темы, которая получит свое мощное и трагическое развитие в дальнейшем (вспомним о том, что Дездемона лишается своего платка таким же образом, как и Кассио, – уронив его на пол). Нечто похожее можно увидеть и в том, как тема платка «скрепляет» между собой две идущие одна за другой шекспировские трагедии: в «Гамлете» она только намечается (в финале королева предлагает свой платок принцу), в «Отелло» – становится организующим принципом.
Кружева - зеркало женской души.
Какое значение имеют маленькие аксессуары дамского туалета - шляпы, перчатки, носовые платочки? Оказывается имеют, да еще какое важное. Может быть, трагедия Дездемоны состояла именно в том, что она являлась обладательницей прекрасного кружевного платка, которого ни у кого больше не было? Если бы во времена Дездемоны пользовались китайскими штампованными платками, возможно, трагедии бы не произошло.
Известны случаи, когда уведенные в полон женщины отправляли своим родным в качестве весточки свой платок. Он служил сигналом, что женщина жива, что ей можно помогать. Так что искусство кружевного плетения хранит свои глубокие тайны.
Поделиться2411.07.23 19:13:15
Уильям Пауэлл Фрайт
Британский художник
Английский художник, специализировавшийся на портретах и картинах из жизни общества викторианской эпохи, избранный в Королевскую Академию в 1852 году. Его называют «величайшим британским художником социальных сцен с времён Хогарта».
С конца XVI в. платок -- украшенный кружевами, кистями, вышивкой -- символ богатства и статуса.
Его носят в руках наравне с перчатками и веерами, демонстрируют на портретах.
Платок используют в бальных танцах (та же функция, что и у платка в русских народных танцах –- подчеркнуть движения рук): принцессу де Конти описывают на балу в 1612 г. в серебряном платье с носовым платком в руках -- и насморк тут ни при чём.
Если еще вспомнить романы: обронить кружевной платочек значило — приглашение.
Платок, как и почти все новые, модные вещи, проходил свой жизненный цикл, который может повторяться не один раз, из века в век.
Сначала такая вещь -- привилегия богатых и статусный символ, спустя некоторое время более дешёвые варианты вещи распространяются среди других слоёв, появляются совсем дешёвые «пиратские копии», происходит «девальвация» вещи и богатые перестают её носить.
Вещь выходит из моды, постепенно из немодной становится нелепой и смешной, но её, по старинке, продолжают носить старшие поколения, тем самым придавая ей некоторую старомодную респектабельность.
На сегодня из всех функций остались — утирание носа и горьких слез.
Хотя и по сей день этот треугольный краешек платка нет-нет, да и выглянет из нагрудного кармана пиджака или смокинга.