"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Фарфор...Фарфор

Сообщений 1 страница 20 из 60

1

Фарфор...Фарфор

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/fb/1d/d8/fb1dd8d6b207f80874355b36b008bbce.jpg

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Термин «фарфор» в англоязычной литературе (porcelain, портсилан) часто применяется к медицинской и технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Состав и способы получения
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина (Al2O3*2SiO2*2H2O), кварца (SiO2), полевого шпата (ряд К[AlSi3O8] — Na[AlSi3O8] — Са[Al2Si2O8]) и пластичной глины (в основном каолин, с включениями ионов-хромофоров).

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.
Твёрдый фарфор

Твёрдый фарфор (англ.)русск., в состав которого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).

Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью. Твёрдый фарфор используется обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Мягкий фарфор

Мягкий фарфор (англ.)русск. более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.

Эстетика

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом. В эпоху классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.

0

2

Костяной фарфор по праву считается «королевским» – тонкий, белоснежный, звенящий, полупрозрачный… Единственный завод в России, который выпускает такую посуду – Императорский фарфоровый завод. Как и из чего делают такой фарфор, и почему его называют костяным?

http://s3.uploads.ru/t/0U24H.jpg

Костяной фарфор

Слово «костяной» в названии тончайшего фарфора – не метафора, а буквальное указание на состав сырья. Обычная фарфоровая масса состоит из каолина – белой глины и других глинистых материалов, дающих при обжиге белый цвет, а также кварца и полевого шпата. В Англии в середине XVIII века начали добавлять к составу еще и костную золу –   содержащийся в ней фосфат кальция и придавал посуде такую невероятную белизну.

На Императорском фарфоровом заводе (в советское время он назывался Ломоносовским) костяной фарфор начали выпускать в шестидесятые годы XX века. Парадоксально, но факт: причиной, по которой завод освоил эту технологию, стало не амбициозное желание выпускать элитную «королевскую» посуду, а… дефицит сырья.
Начиная с 1965 года завод испытывал серьезные сложности с поступлением каолина – белая глина очень широко применялась в бумажной, парфюмерной и военной промышленности.  Зато в стране было много отходов кости. Поэтому директор завода Александр Сергеевич Соколов поставил перед производственной лабораторией ЛФЗ задачу: разработать состав массы для костяного фарфора.

Состав сырья подбирали методом проб и ошибок (зарубежные коллеги не спешили делиться коммерческой тайной). В результате оказалось, к пример, что птичьи косточки придавали фарфору ненужный сиреневый оттенок.

В результате остановились на берцовой кости крупного рогатого скота. Тем более, что с сырьем недостатка не было. Пуговичное производство штамповало из обезжиренных костей пуговицы для наволочек и для военного обмундирования – а отходы шли на фарфоровый завод, где пережигались.

Масса для изготовления костяного фарфора лишь на 55 % состояла из традиционных каолина, глины, полевого шпата и кварца – остальное приходилось на долю костной золы.

В 1968 году на заводе был запущен цех по производству костяного фарфора. В отличие от английского фарфора, который был довольно толстым, на ЛФЗ решили выпускать тонкостенный фарфор. И поначалу даже «перестарались»: первые чашечки оказались такими тонкими и нереально легкими, что покупатели стали жаловаться на ощущение «пластмассовости». Поэтому толщину черепка решили увеличить на 0.3 мм.
Чашки из костяного фарфора, как и многие другие фарфоровые изделия, производят методом литья. Для этого формы, отлитые из гипса, до краев наполняется жидкой фарфоровой смесью, напоминающей сметану – шликером. Гипс начинает «отбирать» у шликера влагу – и в результате на внутренних стенках формы постепенно нарастает фарфоровая «корочка». Когда она набирает нужную толщину – лишний шликер удаляют из формы. Потом подсохший «черепок» (так называют необожженный фарфор) начинает отставать от стенок формы – и его извлекают.

При производстве фарфоровых статуэток детали «набирают толщину» довольно долго – несколько часов. С тонкостенными чашечками все происходит гораздо быстрее – на Императорском фарфоровом заводе костяная фарфоровая смесь заливается в формы всего на две минуты.

Оливка происходит автоматически – формы двигаются по кругу, из дозатора автоматически выливается нужное количество шликера, а потом вакуумный отсос «забирает» лишнее.

Ручки для чашек, чайников, сахарниц отливаются отдельно и потом «приклеиваются» вручную. В качестве клея выступает все та же фарфоровая смесь, только более густая.
Плоские изделия (блюдца, тарелки) делаются методом штамповки. Фарфоровый полуфабрикат для таких изделий делают очень плотным, он напоминает пластичное тесто, скатанное в «колбаски». Отрезанный кусочек «колбаски» кладется на гипсовую форму, сверху на него опускается вращающийся формующий ролик (для каждой модели ролик свой). Излишки срезаются автоматически, а вот зашлифовать края и сделать поверхность абсолютно ровной – задача так называемых «оправщиц», работающих только вручную.

Губка, кисточка, матовое стекло, шлифовальная шкурка – инструментарий у оправщиц простой, но эффективный и проверенный временем. К ним фарфоровые заголовки попадают после сушки.

Как закаляется черепок

Костяной фарфор обжигают дважды. Причем температура для первого обжига очень высока – 1250 – 1280 градусов, что гораздо выше, чем у обычного фарфора. При такой температуре фарфоровая смесь полностью «спекается» и приобретает необходимую прочность. В печи посуда проводит 12 часов. И, кстати, уменьшается в размерах примерно на 13%.

Но пока не блеск. Блеск появится после того, как фарфор будет покрыт глазурью. Она состоит из тех же самых материалов, что и фарфор, только в другом процентном соотношении, кроме того, в нее добавляют мрамор и доломит. Во время обжига глазурь расплавляется, образуя блестящую глянцевую поверхность.

Глазурь на костяной фарфор наносится с помощью пульверизатора – сначала с одной, а потом и с другой стороны. А чтобы можно было контролировать плотность и толщину слоя, глазурь подкрашивается фуксином. Поэтому, отправляясь в печь для окончательного обжига, чашки и блюдца имеют яркий сиреневый цвет. При высоких температурах пигмент выгорает и фарфор белеет.

Второй обжиг тоже продолжается 12 часов, только температура на этот раз чуть ниже – 1050-1150°С.

Кстати, именно температура обжига костяного фарфора стала причиной того, что Ломоносовскому фарфоровому заводу удалось сохранить монополию на производство российского костяного фарфора.

Среди советских заводов не было принято держать технологию в секрете, поэтому в начале 70-х годов технология и конструкции оборудования были «подарены» Болгарской республике, где тогда запускалось новое фарфоровое производство. А в 1982 году технология была передана керамическому комбинату в Каунасе, в Литве. А вот российские заводы не рискнули взяться за производство костяного фарфора. Загвоздка оказалась в том, что такой фарфор очень чувствителен к температуре обжига - и отклонение от заданных температурных параметров буквально на 10 градусов превращает посуду в брак. При этом, когда речь идет о температурах за тысячу градусов, даже погрешность измерительных приборов может превышать эти самые 10 градусов. Так и остался ЛФЗ единственным производителем «королевского фарфора» на всей территорию страны.
Как проявляется узор

Чисто белый, нерасписанный фарфор, которого не касалась рука художника, специалисты называют «бельем». Но до того, как попасть на прилавки фирменных магазинов, посуда должна быть украшена узором.

Роспись по фарфору бывает подглазурной, надглазурной и комбинированной, объединяющей обе эти техники. В таких случаях рисунок наносится в два этапа. Примером комбинированной росписи может служить знаменитый узор «Кобальтовая сетка», ставший своего рода «визиткой» завода.

http://s8.uploads.ru/t/AP4HQ.jpg
Кобальтовый рисунок – синие линии –  наносится на фарфор еще до покрытия изделия глазурью – при высокотемпературном обжиге декор «вплавляется» в прозрачную глазурь намертво. Кобальт, до обжига имеющий унылый блекло-черный цвет, при нагревании волшебным образом меняется, и в зависимости от концентрации узор становится нежно-голубым или густо-синим. Кстати, все краски, используемые в подглазурной росписи ведут себя таким же образом – их цвет «проявляется» во время температурного воздействия, а при нанесении рисунка они выглядят блекло – оттенки черного, серого, коричневого. И художникам, работающим с несколькими красками сразу, приходится нелегко: им постоянно приходится «держать в уме» будущую картинку.

Рисунок часто наносится вручную, но эту работу порой можно облегчить. На Императорском фарфоровом заводе, например, разработали специальные формы для посуды, которая будет украшаться «кобальтовой сеткой»: на боках черепка «прочерчены» тонкие, еле заметные желобки – своего рода контур, который надо вручную «обвести» кобальтовыми линиями.

Кобальтовый узор может попадалть на изделие и при помощи деколи – тонкой пленки, напоминающей переводную картинку, на которой напечатан кобальтовый узор.

http://s0.uploads.ru/t/pFC3i.jpg
Форма деколи точно соответствует форме посуды - для каждой модели она своя. При нагреве пленка выгорает, а узор –  впечатывается в поверхность изделия.

Нанесение подглазурного рисунка происходит после того, как изделия прошли первый обжиг – и до глазурирования. После второго обжига такая посуда порой выглядит очень странно – на нее уже нанесена первая часть росписи, а вторая еще ждет своего часа. Но уже можно представить себе, как это будет выглядеть.
http://s1.uploads.ru/t/XWvlV.jpg
Роспись золотом – это уже надглазурная роспись. Потом посуда пройдет еще один обжиг, но уже при более низких температурах – только для того, чтобы закрепить узор. Именно это позволяет использовать при росписи драгоценные металлы, а также многие краски, которые не выносят «четырехзначных» температур. Золотые звездочки на фирменный узор могут наносятся вручную, кисточкой – или же при помощи миниатюрного штампика.

0

3

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/2b/a6/77/2ba6776f839f547355a039d8277724ed.jpg

0

4

https://i.pinimg.com/564x/95/6b/41/956b417b23553043ff17787c781023f6.jpg
на Рождество

0

5

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/bf/b8/4e/bfb84edd89b33cdb219d0b16cab0c9cd.jpg
Костяной фарфор

0

6

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/94/be/f5/94bef55566ccb9a57f3ae2aace02d9a7.jpg

0

7

http://www.luxemag.ru/images/stories/luxury/tableware/porcelain_history_1.jpg
Вот уже многие столетия особенную изысканность праздничному столу придают именно сервизы из фарфора.
Сервизы, как и сам фарфор, пришли в Европу из Азии.
Культурные и исторические корни этих комплектов посуды уходят своими корнями в тайны китайского фарфорового производства и японских чайных церемоний.

0

8

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/50/9e/58/509e58d108575d3a1f7a4c7d8a80dbb9.jpg

0

9

Мейсенские сервизы: скульптурный период Кендлера

Мейсен славится тем, что именно ему Европа обязана собственным рецептом фарфора. До этого фарфоровые изделия, в том числе и посуду, привозили из Китая, где за разглашение иностранцам секрета их изготовления любому мастеру грозила смертная казнь, а позже - и из Японии. В тот период, когда мейсенскую мануфактуру возглавлял изобретатель европейского фарфора Фридрих Беттгер, там производились преимущественно бокалы, вазы, кубки, табакерки и чашки с блюдцами. Производство сервизов в Мейсене достигло своего расцвета позднее, когда его возглавил скульптор Иоганн Иоахим Кендлер.

http://www.luxemag.ru/images/stories/luxury/tableware/porcelain_history_4.jpg
Сервизы Кендлера представляют собой роскошные композиции из тонко смоделированных изделий, отличающихся необыкновенной пластикой. Один из самых знаменитых - «Лебединый сервиз», изготовленный в 1737 году для премьер-министра Брюля, очень влиятельного в то время политика при дворе Августа III, польского короля и саксонского курфюста. В комплекте более двух тысяч предметов, а его образная система подчинена идее текущей воды как символа течения времени, жизненного потока. Роспись лаконична и изысканна, все ручки выполнены в виде лебединых шей. Кроме центрального образа сервиза - изображения лебедя, на посуде угадываются стилизованные струи воды, стебли тростника, рыба и цапля.
http://www.luxemag.ru/images/stories/luxury/tableware/porcelain_history_5.jpg
Второй прославленный сервиз Кендлера был сделан уже по заказу самого курфюста в качестве свадебного подарка юной девушке по имени София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург. Прусская принцесса выходила замуж за наследника российского престола Петра Федоровича, поэтому сервиз расписали с использованием герба Российской империи и высшего российского ордена – Андрея Первозванного. Комплект состоял из четырехсот предметов, и в него входили такие забытые сейчас сосуды, как компотьеры – отделанные золотым ажурным орнаментом резервуары для «конфектов» - сушеных или сваренных в сиропе сладостей из ягод и фруктов. София-Августа стала российской императрицей Екатериной Великой и по достоинству оценила мастерство мейсенских скульпторов и художников по фарфору, став впоследствии одной из самых тонких ценительниц фарфоровой посуды и скульптуры.

https://i.pinimg.com/564x/c2/8a/1a/c28a1a84cde4df534af50b425479720d.jpg
Meissen Porcelain Cup Saucer

0

10

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/56/30/ed/5630edaf54592a063fff1be7e227e5b1.jpg
Coalport UK 1885

0

11

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/ad/2a/53/ad2a53e78c56514f84bcf238d42a9a63.jpg

0

12

Сервиз из Англии, заказанный Екатериной II у компании Веджвуд и сыновья

http://s6.uploads.ru/t/Uo9w4.jpg
Сервиз с лягушкой

Нередко можно встретить заявления о расточительности императрицы Екатерины II, о её несдержанности в тратах и легкомысленном распоряжении государственными средствами. К примеру, один только английский столовый сервиз Екатерины II с изображением лягушки обошелся казне в 14 600 рублей, что по тем временам было суммой немыслимой. Для сравнения: оплата работы архитектора Старова за строительство Таврического Дворца составила 9 600 рублей, садовник Гульд получил 8 600 рублей за обустройство Таврического сада. Чем же так примечательна эта посуда и для чего Екатерина II заказывала сервиз в Англии?

Военный трофей

По итогам Северной войны, Россия получила земли, именуемые «Кикерики», что по-фински означает «лягушачье болото». Вскоре был проложен Царскосельский тракт и местность стала жилой. По приказу государыни Екатерины II в 1774 году на «лягушачьем болоте» начали строить Кекерекексиненский дворец. Строительство комплекса завершилось в 1777 году. Сооружения были предназначены для отдыха императрицы во время путешествий, проведения торжественных церемоний награждения и празднования важных церковных дат. В круглом зале на втором этаже дворца награждались военные герои – Кутузов, Суворов, также помещение использовалось для встречи Екатерины II с георгиевскими кавалерами.

http://s9.uploads.ru/t/QBHEm.jpg
Чесменский (Кекерекексиненский) дворец, Чесменская церковь,
ворота и служебные постройки, акварель Балтазара де ла Траверса, конец XVIII века.

Работа над «Зелёной лягушкой»
http://se.uploads.ru/t/DnK8N.jpg
Блюдо круглое с видом Шрабс-Хилл Виндзоре, Беркшир.

http://s4.uploads.ru/t/Vn96N.jpg
Шрабс-Хилл Виндзоре

Ещё на этапе закладки фундамента дворца, Екатерина II заказала в Англии столовый сервиз с изображением лягушки. Исполнителем заказа была выбрана компания «Веджвуд и сыновья» — чрезвычайно популярная на тот момент в Европе. Также на выбор фарфоровой фабрики повлияло и увлечение императрицы Англией. Летом 1772 года в письме к Вольтеру государыня сообщила, что ей чрезвычайно любы изогнутые линии английских садов и пологие склоны. По мнению царицы, фонтаны заставляют воду течь против природы, тем самым мучая её, английские же петлеобразные пруды кажутся ей очень естественными.

Так как императрица не могла передать поручение лично, заказ на сервиз Екатерины II с лягушками Веджвуд получил через Ивана Ивановича Бецкого. Поверенный показал императрице образцы, та сочла их достаточно красивыми и заказ одобрила. Так как Кекерекексиненский дворец находился на болотистой местности, решено было сделать его эмблемой обычную лягушку. В какой-то момент государыня засомневалась, отказалась оплачивать услуги Веджвуда и работа над сервизом приостановилась. Однако к лету 1774 года работа над сервизом была закончена.

Праздничный сервиз

24 июня 1780 года состоялся торжественный приём в Кекерекексиненском дворце, на котором тайно присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II под именем графа Фалькенштейна. Праздновали десятилетие победы в Чесменской бухте Эгейского моря, в честь этого события дворец переименовали в Чесменский. Ранее король Швеции Густав III под именем графа Готландского также гостил во дворце и присутствовал на праздничном обеде в честь освящения места для строительства храма Иоанна Предтечи. на каждом из этих приёмов столы были сервированы английским сервизом Веджвуд «Зелёная лягушка».

«Зелёная лягушка»
http://s5.uploads.ru/t/Ntsr3.jpg
Лягушка на столовом сервизе от компании «Веджвуд и сыновья»

Что же представлял собой этот, стоящий баснословных денег, сервиз? В сущности, ничего особенного, если рассматривать его с точки зрения современного обывателя. Если не считать масштабов самого столового сервиза с лягушкой, то сама посуда не производит особенного впечатления ни свой пышностью, ни изысканостью. Посуда выдержана в тёплых тонах: светлый фон оливково-коричневая роспись, изображения – английские пейзажи и виды, на каждом предмете небольшая зелёная лягушка.

Всего столовый сервиз Екатерины II с изображением лягушки насчитывает 994 предмета (в разных источниках указано разное количество – 994, 952 и т.д.) и рассчитан на 52 персоны. Основную массу составляют тарелки всех возможных размеров для отдельных персон, множество предметов для общего использования – супницы, салатницы, террины (глубокий сосуд с крышкой, предназначен для подачи горячих мясных блюд с подливой), большие блюда для дичи, овальные блюда для фруктов и овощей, мелкие соусники всех мастей. Так как английский сервиз с лягушкой предполагал сервировку столовую и десертную, набор посуды включал ещё креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы. Последние представляли собой довольно сложную конструкцию из четырёх частей: сама форма, глубокая форма под мороженое, плотная крышка с отделом для льда и верхняя крышка.
http://s7.uploads.ru/t/UnxGt.jpg
Мороженица с крышкой.
Корпус с видами Милтонского аббатства, Дорсет и замка Ричмонд, Йоркшир.
Крышка с видами в Шагборо-парк, Стаффордшир.
http://s5.uploads.ru/t/wRFjG.jpg
Вид замка Ричмонд, Йоркшир

В качестве украшения фарфорового сервиза служила роспись с изображением английских пейзажей. Основными сюжетами послужили замки, парки, сады, аббатства, дворцы и известные поместья. Каждый сюжет был уникален и не имел повторений, всего использовали более 1000 различных изображений (в разных источниках: 1222, 1244 и пр.). Примечательно, что для росписи фарфорового сервиза не использовались живые пейзажи – все рисунки брались из книг, с гравюр и других красочных источников. Помимо основного рисунки каждый предмет сервиза имеет особый бордюр: столовая часть украшена дубовыми ветками, десертная – плющом. В создании сервиза приняли участие около 30 художников, каждый из которых расписывал свою часть украшений. К примеру, всех лягушек рисовал один мастер.
http://sf.uploads.ru/t/JVnH4.jpg
Миска с крышкой с видами Трентам-Холл и парка в Третаме, Стаффордшир
на корпусе и видами замка Хэдлей, Эссекс и залива острова Треско, Корнуолл.
http://s5.uploads.ru/t/4gRnh.jpg
Парусник изображенный на миске

Сервиз, который заказала Екатерина II фаянсовой мануфактуре Веджвуд, не только украсил дворец императрицы, но и значимо увеличил славу мастера, кроме того, расширил ассортимент фирмы. После выпуска сервиза с зелёной лягушкой Веджвуд открыл «Екатерининскую» сервизную серию продукции.

http://sf.uploads.ru/t/8PxBN.jpg
Компотьер квадратный с видом дворца Бленхейм, Оксфордшир.

0

13

Сервиз с зеленой лягушкой
http://s7.uploads.ru/t/YtjXN.jpg
В Кекерекексиненском дворце периодически проходили парадные церемонии. 6 июня там давался обед по поводу освящения места, где должен был быть заложен храм в честь св. Иоанны Предтечи. В числе присутствовавших был король Швеции Густав III, который прибыл в Петербург под именем графа Готландского. 24 июня 1780 года церковь, построенная по проекту Юрия Матвеевича Фельтена, была освящена. На обед, приуроченный к этому событию, прибыл император Священной Римской империи Иосиф II, посетивший Петербург под именем графа Фалькенштейна. В этот день Кекерекексиненский дворец был переименован в Чесменский в честь десятилетия победы русского флота над турецким 24-26 июня 1770 года в Чесменской бухте Эгейского моря. Парадные обеды также давались для георгиевских кавалеров. И всегда на столах был один и тот же сервиз.

Ещё в июне 1772 года Екатерина II писала Вольтеру: « Я теперь до безрассудства люблю английские сады, изогнутые линии, отлогие склоны, петлеобразные пруды, острова из твёрдого грунта, и я глубоко презираю прямые линии. Я ненавижу фонтаны, которые мучают воду, заставляя её течь против природы, одним словом, англомания господствует в соей плантомании».

Специально для Кекерекексиненского дворца, ещё в 1774 году, когда его ещё только начинали строить, ещё не видя самого дворца, Екатерина II заказала в Англии сервиз. Веджвуд получил заказ следующим образом. Через знакомого дипломата он передал образцы продукции Ивану Ивановичу Бецкому, а тот показал эту посуду Екатерине. Екатерине образцы понравились, и она заразилась идеей специально для этого дворца заказать сервиз. Раз тут болотистое место, то значит нужно использовать забавного зеленого лягушонка как эмблему сервиза.

Интересно, что Екатерина видимо в чем-то сомневалась. Она сначала не платила денег за сервиз, хотя работа шла полным ходом. Даже на некоторое время работа по изготовлению сервиза была приостановлена.

А сервиз был огромным. Он состоял из 944 предметов. Выполнен сервиз из фаянса, украшен 1222 топографически точными видами Англии (замки, дворцы, поместья, парки, аббатства). Пейзажи не повторялись. Томас Бентли писал: «Мы попытались на совокупности различных предметов дать верное и живописное представление о красотах этой страны, как природных, так и рукотворных». Пейзажи писались не с натуры. Предприимчивый Веджвуд писал в письме к Бентли: «Я не хотел бы, чтобы мистер Бакстер знал, из каких книг мы брали или могли бы брать наши виды, не хотел бы я и продать наши оригиналы; но если бы императрица или он захотели бы иметь копии, мы могли бы сделать их по сходной цене…».
Помимо английских ландшафтов все предметы имеют живописный бордюр. Обеденной части - бордюр из дубовых веток, десертная часть – бордюр из ветвей плюща.
Благодаря «Сервизу с зеленой лягушкой» ассортимент фирмы обогатился новыми изделиями. Новая сервизная форма получила название Екатерининской (Catherine Shape).

В 1909 году в Лондоне состоялась выставка керамики, посвященная 150-летию с начала деятельности Джозайи Веджвуда. Френсис Гамильтон Веджвуд лично приезжал в Петербург, чтобы отобрать экспонаты. Он с гордостью писал: «Выставка удалась во всех отношениях. Что ни день, приходят толпы посетителей, и все в восторге от великодушия русского двора, позволившего привезти эти предметы в Англию по прошествии 140 лет, и от их формы и орнаментации; а кроме того, теперь все понимают, что виды, запечатленные на изделиях, представляют серьёзный исторический интерес».

Сейчас часть сервиза хранится в Эрмитаже, часть в Коттедже и несколько в Петергофе. Всего около 700 вещей с 1025 видами.

На выставке «Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России», которая проходила этой зимой в Эрмитаже, экспонировались только те предметы из «Сервиза с зеленой лягушкой», которые были представлены в Лондоне в 1909 году.

В центральной башне замка, на первом этаже есть приземистый круглый зал. Это была буфетная, в которой хранился знаменитый «сервиз с зеленой лягушкой».

Че́сменский дворе́ц в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры, императорский путевой дворец, созданный архитектором Ю. М. Фельтеном по заказу императрицы Екатерины Второй в стиле псевдоготики. Вместе с Чесменской церковью составлял некогда уникальный ансамбль, обращённый к быв. Царскосельскому тракту.

Назван в честь победы России в Чесменском сражении.

http://s8.uploads.ru/t/wADO2.jpg
Чесменский дворец
Дворец на лягушачьем болоте
(Кикерикексенский дворец)

Расположение

Путевой дворец расположен в черте города Санкт-Петербурга вблизи Московского проспекта по адресу: улица Гастелло, 15 (перекрёсток с ул. Ленсовета).

Транспорт:

    метро Spb metro line2.svg «Московская» (700 м)
    Автобус № 3, 16, 26, 50
    Трамвай № 29, 45 (остановка «Ул. Гастелло» либо «Ул. Ленсовета»)

Сервиз из Англии, заказанный Екатериной II у компании Веджвуд и сыновья

«Лягушка» в наше время

Английский сервиз с изображением лягушки, который Екатерина II заказывала для своего загородного дворца, сохранился по сей день: большая часть хранится в Эрмитаже, несколько предметов в Петергофе, часть сервиза – в Коттедже. До наших дней удалось сохранить 700 предметов столового сервиза.

Неоднократно посуда Веджвуда демонстрировалась на выставках, в частности, приуроченных к юбилеям деятельности компании «Веджвуд и сыновья». В 1909 году в Лондоне проводилось празднование 150-летия деятельности фаянсовой мануфактуры. На выставку привезли из России некоторые экспонаты из сервиза  зелёной лягушкой.

http://s9.uploads.ru/t/MXxrJ.jpg
Соусник с крышкой.
Корпус с видами замка Лланстефан, Уэльс и Футс-Крэй-Хаус, Кент
http://s1.uploads.ru/t/0lgjN.jpg
Ложка от соусника с видом церкви в Стейнфилде, Линкольншир

«Сервиз с зеленой лягушкой» был настолько великолепен, что перед отправкой в Россию Веджвуд выставил его в Лондоне в Портленд-Хаусе, чтобы продемонстрировать соотечественникам.

В России «Сервиз с зеленой лягушкой» пережил две эвакуации.

Вначале в 1917 году его вывезли в Москву вместе с частью коллекций Эрмитажа. В 1921 все предметы вернулись назад.
Второй раз фарфоровое чудо отправилось на Урал, в нынешний Екатеринбург, а в годы Великой отечественной войны – в Свердловск. В этот раз также целым и невредимым сервиз вернулся в Эрмитаж в 1945 году.

0

14

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/d9/79/63/d979639e0bb8e5e27a0e11ae2805c1ea.jpg
Royal Albert Spectacular Red Gold Tea Cup and Saucer Quite different.

0

15

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/9d/6c/3b/9d6c3b72570cec5480793be02544d96d.jpg
Royal Albert England Mauve Purple Gold Un-Named

0

16

«Flora Danica» - ботанический атлас на фарфоре

Сервиз «Флора Дании» - совершенно уникален. Он был изготовлен в 1790 году по заказу Фредерика VI, на тот момент будущего короля Дании. В то время было известно две тысячи шестьсот видов растений, произрастающих на территории этой страны. Это единственный в мире фарфоровый гербарий. На предметы столовой посуды изображения всех растений были перенесены из ботанического атласа, в котором были выгравированы на меди.

http://www.luxemag.ru/images/stories/luxury/tableware/porcelain_history_9.jpg
Работа продолжалась более шести лет. Детальный перенос изображений с гравюр производился при свечах вручную. Согласно сохранившимся историческим свидетельствам, несколько мастеров потеряли зрение во время этой работы.

Необыкновенный набор посуды «Flora Danica» предназначался в подарок Екатерине Великой, однако императрица не дождалась его, она умерла в 1976 году, когда работа еще не была закончена. Фарфоровый гербарий Датского королевства вошел в историю и вызывает восхищение до сих пор. Сегодня его копии изготавливают на фарфоровом заводе «Роял Копенгаген».

0

17

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/fd/94/e0/fd94e0682d72e113b848333db88dea9a.jpg
Coalport Bird Panels Cup & Saucer

0

18

Египетский поход Наполеона

Так называемый «Египетский сервиз» представляет собой ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало выставлялся. Сейчас он находится в российском музее «Усадьба Кусково XVIII века». Идея его создания принадлежит барону Виван Денону, участнику Египетского похода императора Наполеона, его личному советнику по культуре. Денон был не только ученым и политиком, но и художником-гравером. В основу эскизов легли его собственные военные зарисовки, сделанные в Египте. Сервиз предназначался в дар императору в дни его славы.

http://www.luxemag.ru/images/stories/luxury/tableware/porcelain_history_10.jpg
Набор был воплощен в фарфоре Александром Брашаром и Жан-Батистом Ле Пером. Он состоит из модного тогда для комплектов парадной посуды центрального декоративного украшения «сюрту-де-табль», десертной части и набора для завтрака, кофе и чая – «кабаре». Всего ансамбль включает сто тридцать шесть предметов. «Сюрту-де-табль» состоит из тринадцати миниатюрных копий реальных архитектурных памятников Египта. Тематически и композиционно он связан с посудой чашами для фруктов, основания которых представляют собой фигурки египтян, держащих резервуары чаш в вытянутых руках. Поверхность предметов сервировки где частично, а где полностью покрыта позолотой. В декоре используются знаки зодиака, египетские иероглифы, растительные орнаменты, изображения фараонов и священных змей.

http://www.luxemag.ru/images/stories/luxury/tableware/porcelain_history_11.jpg
Однако судьба обрекла это уникальное изделие на почти полную неизвестность. По распоряжению Наполеона министр иностранных дел Франции Шарль-Морис Талейран включил «Египетский сервиз» в список подарков, и 1808 году он был вручен Александру І в Эрфурте в честь заключения Тильзитского мира между Россией и Францией. Видимо, он напоминал крайне обидчивому Александру унизительные обстоятельства этого дипломатического шага, поскольку сервиз не упоминается в российских придворных хрониках. Впервые после Франции он всплыл в списках экспонатов Государственного Эрмитажа в 1929 году и только в 2010 году после реставрации «Усадьбы Кусково XVIII века» был включен в ее экспозицию и теперь демонстрируется посетителям музея.

0

19

https://i.pinimg.com/564x/79/91/56/799156965c0f9d9a4bfa7874f65653f9.jpg

0

20

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/2e/79/41/2e794130de3ee3a851f89b333d7d16ff.jpg
Vintage Royal Albert Tea Cup and Saucer Blue Roses Background Gold Designs

0