11 августа 1973 года в СССР начался показ фильма «Семнадцать мгновений весны». Военная драма о советском разведчике, внедрённом в высшие эшелоны власти гитлеровской Германии, снималась с 1971 по 1973 год.
Показ фильма должен был начаться ко Дню Победы в мае 1973 года, но был отложен по политическим соображениям, из-за визита в эти дни советского лидера Л. И. Брежнева в ФРГ.
12-серийный советский фильм, режиссером которого стала Татьяна Лиознова, был снят по одноименному роману Юлиана Семенова. Уже во время премьерного показа военная драма завоевала огромную популярность в Советском Союзе
В 1976 году удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а в 1978 году — премии КГБ СССР.
Время и место действия - Германия, канун Победы в Великой Отечественной войне. Советский разведчик полковник Исаев, он же - штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.
"Секрет фильма в том, что он - о наших потерях, о страшной цене войны. А вовсе не в красавце Штирлице. Хотя и без красавца мы не могли обойтись. Я сразу понимала, что большая часть аудитории у телевизора - зрительницы. Нужно было найти того исполнителя, который будоражил бы их сердца. И появился Слава Тихонов, которого я знала ещё по учёбе. Мне с самого начала нужно было сделать так, чтобы в этом человеке, закованном в немецкую форму, открыть для нас, для русских, что-то человеческое. …Помню первую реакцию на фильм. Первый просмотр материала - ещё ни музыки нету, ни шумов. В большом зале Киностудии Горького собрались люди. Те разведчики, которые помогали мне, позвали своих друзей. Начинаются первые кадры. Штирлиц идёт по лесочку, смотрит на небо - летят птицы. И вдруг вижу - весь зал становится белым, у всех из карманов лезут белые платки! Я только потом осознала такую реакцию. Хотя, наверное, думала о ней, когда придумывала птиц. Птица свободна: захотела и улетела. А ты, разведчик, сидишь и делаешь своё дело, ждёт тебя смерть или маленькая победа, но ты никуда отсюда не улетишь!"...
"Семнадцать мгновений весны": что говорят немцы о фильме про «советского шпиона»
Апрель — традиционное время для показа советской многосерийной классики «Семнадцать мгновений весны». Ведь именно на весну 1945 года приходится и действие самой картины. Несмотря на то, что фильму уже без малого полвека, он до сих пор вызывает эмоции и не перестает нравиться. Хотя многие и ругают обновленную цветную версию. Ведь, как рассказывает Леонид Парфенов в своей документалке «17 мгновений весны: 25 лет спустя», именно решение снимать картину на черно-белую пленку стало одной из составляющих будущего успеха.
Немцы — тоже люди
Идея картины была в том, чтобы сделать ее максимально близкой к документалистике. В качестве дополнительного монтажного материала использовалось огромное количество военной хроники. Все это создавало у советского зрителя ощущение реальности происходящего и вызывало сопереживание событиям картины. Неслучайно она уже после премьеры стала культовой. А повторный показ фильма состоялся спустя всего три месяца.
Как вспоминает режиссер Татьяна Лиознова, хотя «Мгновения» создавались в первую очередь для советского зрителя, планы заграничных показов были с самого начала. Отсюда в сюжете так много положительных (ну или, как минимум, вызывающих симпатии) персонажей с немецкой стороны: запуганный профессор, наивный священник, ужасный снаружи и добрый внутри солдат, приходящий на помощь обреченной радистке и даже рефлексирующий генерал Вермахта — попутчик Штирлица в поезде.
Как сказал исполнитель главной роли, Вячеслав Тихонов: «Фильм изображал тот самый немецкий народ, который остается в истории независимо от уходящих и приходящих гитлеров». Оно и понятно — ведь немцы тоже люди... Перемонтирован для ГДР
Кстати, именно такой подход больше всего поразил жителей ГДР, которым и была продемонстрирована картина вскоре после показа в СССР. Правда, для германского проката «Мгновения» были перемонтированы. На этом настоял тогдашний начальник главного управления разведки МГБ ГДР Маркус Вольф. Он же выступил консультантом. Если для советского зрителя Германия (даже Восточная) была чем-то далеким и незнакомым, и за нее вполне могла сойти столь же малознакомая Прибалтика, то для немецкого — требовалась большая достоверность.
Так в частности «Horch», на котором мог ездить только представитель высшей элиты Третьего Рейха, был заменен на более скромный — и подходящий Штирлицу по чину — «Мерседес». А радистка Кэт — по легенде рядовая жительница Берлина — просто не могла попасть в клинику Шарите, предназначенную для весьма состоятельных пациентов. Да и Рейхсканцелярии в марте 1945 года уже не существовало — она полностью была уничтожена авиацией союзников. Но особенно много изменений касалось тогдашнего быта Германии, внешнего вида и географии Берлина.
Кирилл Шишкин «Семнадцать мгновений весны»: ключевые нестыковки, которых никто не заметил 16 августа
В Интернете можно найти огромное число обзоров, посвящённых ляпам и нестыковкам фильма «Семнадцать мгновений весны». Подобное, на мой взгляд, лишь доказывает большую любовь аудитории к данной кинокартине (назвать её сериалом язык не поворачивается), поскольку про нелюбимые фильмы вообще никто ничего не пишет.
Однако поиск и публикация ляпов, уже давно пошла по кругу, то есть во всех подборках упоминаются одни и те же фрагменты. Но при этом, я нигде не видел упоминание про несколько ключевых нестыковок в сценарии, которые сводят на нет весь сюжет. То, что в СС не носили черную форму, Штирлиц не мог ходить по тем же коридорам, что и Мюллер, а женщины не служили в СС, не меняют кардинально суть действия. Те же моменты, на которые хочу обратить внимание я, делают показанные в фильме события невозможными. Странности радиосвязи
Как все помнят, Штирлиц получает радиограмму из Центра с приказом выяснить, кто в Третьем Рейхе ведет сепаратные переговоры. Он принимает решение сообщить об этом Гиммлеру и сообщает об этом в Центр. Однако в Москве уже знают, что переговоры ведёт именно Гиммлер. Потому московский начальник даёт указание сообщить Штирлицу, чтобы он на Гиммлера не выходил — это будет провал.
Как вы помните, Штирлиц сообщение из Центра не получил и к Гиммлеру пошёл. Он вообще больше не получал сообщений из Центра, так как остался (по сценарию) без связи из-то того, что дом его радистов (Эрвина и Кэт) разбомбили.
Однако, до этого Штирлиц получал сообщения из Центра лично, по собственному домашнему радиоприёмнику. Что совершенно понятно, разумно и вполне соответствует реалиям. Ведь для приёма сообщений не нужна какая-то особая радиостанция, с этим легко справляется бытовой радиоприёмник, достаточно знать нужную волну.
Совершенно непонятно, почему Штирлиц не получил указание Центра (про Гиммлера), если предыдущие он получал сам, не используя Эрвина и Кэт.
Вот обратной связи по радио с Москвой, без своих радистов Штирлиц не имел. Хотя, как мы видим, путём отправки шифрованных открыток он очень много (и довольно быстро) мог сообщить в Центр. Можно предположить, что с территории Германии подобные почтовые сообщения он отправить не мог. Но и это странно, учитывая, что сам Штирлиц ведь работал в разведке, в немецкой разведке.
Стоит напомнить, что Штирлиц так же регулярно ходил на фильм «Девушка моей мечты», где должен был встретиться со связным. Связной не появлялся, а Штирлиц всё ходил в кино.
Странно, что Юлиан Семёнов и создатели кинокартины, как-то забыли, что в 1-й серии Штирлиц легко получал сообщения из Москвы, не выходя из дома.
Где же служил Штирлиц?
Все мы помним, как Штирлиц лихо вытащил Кэт из лап Гестапо. Началось всё с того, что он случайно увидел чемодан с рацией.
А далее, как вы помните, он врывается к Шелленбергу и убеждает его забрать Кэт из Гестапо и передать лично ему. Из этого диалога зрителям больше всего запомнилось: «Мы все под колпаком у Мюллера». И мало кто задумался над другой фразой Штирлица: «Я охочусь за этим передатчиком восемь месяцев, но отчего-то этот передатчик попадает к Рольфу, который так же понимает в радиоиграх, как заяц в геометрии», в которой больше всего запомнился «заяц в геометрии».
Возникает вполне резонный вопрос: «А чем собственно штандартенфюрер СС Штирлиц занимается?». Как известно, он служит в VI управлении Главного управления имперской безопасности (РСХА), так же именуемом SD-Ausland, которые занимается разведкой. Руководит управлением с 1942 года бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг.
В функции этого управления никак не входит борьба с иностранными разведками на территории Третьего Рейха и отслеживание работы передатчиков. Все интересы VI управления лежат за границей, а контрразведывательной работой занимается Гестапо, то есть IV управление РСХА, которым руководит группенфюрер СС Генрих Миллер.
Таким образом, заявление Штирлица о том, что он гонялся за каким-то передатчиком, выглядят, мягко говоря, странными.
Впрочем, и другая работа Штирлица выглядит несколько странновато. Стоит напомнить, что в начале фильма у руководителя РСХА обергруппенфюрера СС Эрнста Кальтенбруннера возникают подозрения в отношении Штирлица из-за провала операции по уничтожению Кракова. В Польше же (по сценарию) Штирлиц оказался в поисках пропавшей ракеты ФАУ, о чём рассказано в романе «Майор Вихрь» (из фильма «Майор Вихрь» Штирлица вообще убрали). Однако, поиски пропавших ракет на своей территории, тоже довольно странная работа для сотрудника внешней разведки.
Странная конспиративная квартира
Как мы все помним, Штирлиц поместил Кэт на конспиративную квартиру, из которой я ей потом чудом удалось бежать.
Эта история также вызывает много вопросов. Если руководил операцией Штирлиц, сотрудник СД, то почему охрану поручили сотрудникам Гестапо? Очаровательная Барбара, как легко можно увидеть, служила именно в IV управлении РСХА.
Про солдата Гельмута в фильме не сказано, а по роману он служил в одной из дивизий СС на Восточном фронте и носил черную форму.
Кстати, фраза одного из сыщиков: «В полевой форме был, а я думал, что вы ваших солдат только в черное одеваете», в романе звучит иначе:
— В чем был солдат?
— Как в чем? В форме.
— Я понимаю, что не в трусах. В черной форме?
— Конечно. Вы ж зеленым охрану не поручаете.
Ещё более удивительным был побег Гельмута и Кэт с конспиративной квартиры.
Во-первых, квартира прослушивалась постоянно, и в тот момент, когда Рольф допрашивал Кэт, нам специально показали кадры, где прослушка их разговор фиксирует и записывает на магнитофон.
Во-вторых, у входа в дом стояла машина, и сотрудник Гестапо в ней следил за входом.
Как в такой обстановке можно было убежать, совершенно непонятно.
Уверен, что в фильме «Семнадцать мгновений весны» найдутся ещё и ещё подобные нестыковки. А всё потому, что этот фильм будут пересматривать снова и снова. Особенно интересно, если прочитать книгу.
Актёр Лаврентий Масоха: как одна неудачно произнесённая фраза в фильме «Семнадцать мгновений весны» повлекла за собой смерть актёра.
Еще будучи студентом Лаврентий увлёкся кино, за несколько лет снялся в качестве актёра почти в десятке кинокартин, мечтал сам поставить художественный фильм. Но режиссером он так и не стал. Зато в кино он блистательно играл отрицательных героев, предателей, фашистов, бандитов, анархистов и т.д. Это амплуа закрепилось за ним на всю жизнь и актёр был достаточно востребован у режиссеров.
Поэтому не удивительно, что когда Лиознова набирала большую команду актёров для фильма «Семнадцать мгновений весны», на роль одного из фашистов был взят Лаврентий Масоха. Первоначально она планировала его на роль одного из друзей-полицейских Мюллера, которые приходят на помощь начальнику гестапо, когда тот искал сбежавшую радистку Кэт. Но позже Татьяна Михайловна поняла, что он больше подходит на роль секретаря Мюллера, штандартенфюрера СС Шольца.
Шольц. "Семнадцать мгновений весны" (1973)
Фильм снимался более трёх лет и Лаврентий Емельянович справился со своей работой достойно. По сценарию Шольц появляется на экране почти во всех сериях. Но это происходит только в стенах главного управления имперской безопасности, где располагался кабинет Мюллера. Все эти кадры снимались в Москве в одном из павильонов киностудии имени Горького в первые полтора года съемок. Включая все сцены финальных серий. А уже потом съемочная группа в 1971 и 1972 годах выезжала в Тбилиси, Ригу и в ГДР, чтобы снять сцены на соответствующей натуре.
И вот однажды, когда съемки сцен с участием Шольца уже завершались, на съемочной площадке произошел небольшой конфликт. Вот как об этом вспоминал свидетель тех событий актёр Леонид Броневой:
«В фильме Масоха играл моего адъютанта. Он должен был войти в кабинет и сказать: «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц прибыл». И вот Лиознова говорит: «Мотор, начали». А он: «Группенфюрер, штардартер...» Лиознова: «Стоп. Еще раз. Собрались. Начали. Мотор». А он опять то же самое и так несколько раз. Лиознова рассердилась: «Безобразие, сколько можно пленки тратить? Вы же опытный артист! Перерыв». Мы с ним пошли попить чайку. Он был очень расстроен и я его успокаивал»
Лаврентий Емельянович редко слышал в свой адрес упреки или замечания. У него за плечами уже было более пятидесяти киноролей и всегда его хвалили. Правда, у него не было ни одной главной роли, но, тем не менее, актёр успел поработать с лучшими кинорежиссерами страны. Поэтому упрёк от Лиозновой, с которой он уже более года отработал в этом фильме и до этого не слышал от неё плохих слов, глубоко ранил Лаврентия Емельяновича. Но он обижался не на режиссера, а на себя.
После перерыва съемки возобновились. Опять начали с этой сцены, Масоха вошел в кабинет и доложил: «Группенфюрер, штандартенфюрер Штрирлиц...» и Лиознова тут же закричала: «Все, конец смене. Хватит!»
Приняв на себя весь этот режиссёрский гнев, Лаврентий Емельянович вечером пошел в ресторан, заказал 50 грамм водки и умер прямо за столом. Приехавшие по вызову врачи скорой помощи лишь констатировали смерть 61-летнего актёра.
Внезапная смерть внешне здорового и еще не старого человека поразила всех членов съемочной группы. Лиознова следующие несколько дней была в подавленном состоянии. Из сценария пришлось убрать несколько сцен со Шольцом, которые так и не успели снять.
Через два года после его смерти с огромным успехом прошла премьера фильма, который он сам не увидел. Актёр был похоронен на Байковом кладбище в Киеве рядом со своими родственниками.
Родился 28 ноября 1919 года в Киеве - умер 26 октября 2007 года в Москве.
Советский актёр театра и кино. Заслуженный работник культуры РСФСР (1981).
Исполнитель роли Кальтенбруннера в фильме «Семнадцать мгновений весны».
Отец - Аркадий Евсеевич Жарковский, оперный певец (бас-баритон). Мать - Мария Аккиндиновна Жарковская (урождённая Странская). Двоюродный брат - композитор Евгений Эммануилович Жарковский.
Позже семья перебралась из Киева в Москву, куда пригласили выступать его отца. В начале Великой Отечественной Войны участвовал в строительстве оборонительных рубежей под Москвой, рыл противотанковые рвы. Позже он был награжден медалью «За оборону Москвы». В 1944 году поступил в Театральное училище имени Щукина на курс Веры Константиновны Львовой, которое окончил в 1945 году. В 1945-1964 годах - актёр Театра имени Вахтангова, среди его театральных работ: Мушкетер - «Сирано де Бержерак»; Капитан - «Фронт»; Курнатовский - «Накануне»; Прокурор палаты - «Первые радости»; Антонио - «Два веронца»; Молодой купчик - «Горя бояться - счастья не видать»; Музыкант - «Живой труп»; Мудрец - «Принцесса Турандот».
=Spoiler написал(а):
Михаил Жарковский в молодости
В 1973 году впервые снялся в кино и сразу сыграл свою самую известную роль - обергруппенфюрера СС Кальтенбруннера в культовом телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Как радистка Кэт из «Штирлица» не снялась в «...А зори здесь тихие»
Радистка Кэт – самая известная роль Екатерины Георгиевны Градовой.
Екатерина Градова и Вячеслав Тихонов в фильме Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны»
Но интересно, что она могла получить в то же самое время и роль в другом военном фильме, которая могла добавить ей популярности. Речь идёт о фильме «...А зори здесь тихие».
Началось всё правда вообще со спектакля. Ещё будучи студенткой МХАТа она сыграла главную роль в спектакле «Таланты и поклонники» Московского академического театра им. Маяковского. И очень понравилась её исполнение роли посмотревшим постановку режиссёрам: Станиславу Ростоцкому и Татьяне Лиозновой.
Станислав Ростоцкий пригласил юную актрису на роль Риты Осяниной.
Ирина Шевчук в фильме Станислава Ростоцкого "...А зори здесь тихие"
Правда проба не убедила режиссёра, он сказал, что не видит в Градовой девушку, которая может держать оружие, и не только держать, а убить из него. Пусть врага, но человека.
В это время, у Лиозновой в другой студии проходили пробы для фильма «17 мгновений весны». И один из режиссёров сказал ей, что рядом, у Ростоцкого, пробуется девушка, которая понравилась ей в «Талантах и поклонниках». «Опередил... Ну ка, быстро привести её сюда!»
Екатерина Градова в фильме Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны»
И когда Градова вышла с репетиции проб у Ростоцкого, какой-то человек тут же схватил её за руку. «Пожалуйста, пожалуйста! Только без вопросов. Можно вас на секундочку», - услышала она шёпот в своё ухо. И настойчиво ведёт в соседнюю студию. Войдя, Градова увидела сидящую Лиознову и рядом с ней Тихонова.
Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов
«Так! Читайте!» - услышала Градова голос Лиозновой. «Что? Я же уже пробуюсь у Ростоцкого». «Нет! Ну что это за абсурд! Ну скажи! Там одни девки! Один мужик, и то наполовину не мужик! И всё лето в болоте сидеть! А у нас Германия! Тихонов!» Екатерина Градова и Вячеслав Тихонов в фильме Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны»
В общем, Лиознова убедила Градову попробовать прочитать требуемый текст, прослушав который она сказала: «Всё, вы утверждены. Идите снимайте мерки, подберите парик, всё обсудите и мне потом покажете». Екатерина Градова в фильме Татьяны Лиозновой «17 мгновений весны»
Так, всего за 15 минут, Екатерина Градова потеряла роль в одном культовом фильме и получила в другом.
1) Всем известно, что "Семнадцать мгновений весны" был снят по одноименной книге Юлиана Семёнова. Однако мало кто знает, что режиссёр Татьяна Лиознова существенно переделала для съёмок авторский сценарий.
Себя она хотела упомянуть в титрах не только как режиссёра, но и как сценариста. Этому воспротивился автор оригинального романа. Между Лиозновой и Семёновым возник жаркий спор, который уладил их общий друг - композитор Микаэл Таривердиев.
"Таня, ты не права! - сказал он режиссёру, чем привёл её в ярость. В итоге добрые отношения Лиозновой с Таривердиевым и Семёновым были испорчены на долгие годы... 2) Первый показ "Мгновений" стартовал 11 августа 1973 года и зрителям настолько понравился сериал, что повторно его показали уже через три месяца.
3) Некоторые особо беспокойные зрители узнали номер телефона Лиозновой и звонили ей после каждой серии, чтобы узнать о дальнейшей судьбе героев фильма.
4) Штирлица мог сыграть Арчил Гомиашвили, известный по роли Остапа Бендера в гайдаевской экранизации "12 стульев". Он закрутил роман с Татьяной Лиозновой и ей стали "предъявлять" за то, что она якобы протаскивает "своего" человека на главную роль.
Не выдержав давления, Гомиашвили уехал в Грузию и даже отказался от роли Мюллера, которую ему предложили позднее. 5) Айсман стал одноглазым из-за того, что у Леонида Куравлёва никак не получалось "поймать" характер персонажа. В итоге Лиознова предложила ему надеть повязку на глаз, чтобы добавить образу нациста некой яркости.
6) Молодых солдат СС в сериале сыграли кадеты военных училищ из Риги и Таллина с "истинно арийской" внешностью - голубыми глазами и светлыми волосами.
7) БОльшая часть "Мгновений" была отснята в Риге и лишь некоторые эпизоды - в Москве.
8) Леонид Броневой и Леонид Куравлёв изначально проходили пробы на роль Гитлера, которого в последствии сыграл восточногерманский актёр Фриц Диц.
9) Экранный Генрих Мюллер, блестяще сыгранный Леонидом Броневым, абсолютно не похож на своего реального прототипа. Дело в том, что у съёмочной группы банально не было фотографий настоящего Мюллера и образ создавали по наитию.
В итоге шеф гестапо получился не сухощавым, высоким и черноволосым, каким был в реальности, а полноватым лысеющим седовласым "добряком" с вечными головными болями.
10) Олег Табаков, напротив, обладал практически фотографическим сходством с Вальтером Шелленбергом. Этот факт отметила даже племянница нациста, которая прислала Табакову письмо из Германии. Она отметила, что неоднократно пересматривала сериал, чтобы ещё раз увидеть "дядю Вальтера".
11) Когда руки Штирлица показывают крупным планом, то они принадлежат не Вячеславу Тихонову, а ассистенту художника Феликсу Ростоцкому. Дело в том, что у Тихонова на левой руке была татуировка "Слава", которая, мягко говоря, не соответствовала образу штандартенфюрера.
Руки Ростоцкого также "арендовали" для съёмок сцен, где Плейшнер пишет телеграммы, так как у Евгения Евстигнеева был очень неразборчивый почерк.
12) В немецком дубляже Штирлица озвучивал Отто Мелиес, который в самом сериале исполнил роль Гельмута (героически погибшего охранника радистки Кэт).
13) В одной из бесед Мюллер говорит, что старше Штирлица и по званию и по возрасту. На самом же деле Вячеслав Тихонов старше Леонида Броневого на 10 месяцев (они оба родились в 1928 году).
14) Встреча Штирлица с женой - культовая сцена не только сериала, но и мирового кинематографа в целом. Идею этого эпизода предложил Вячеслав Тихонов, которому о похожей ситуации рассказал один из знакомых советских разведчиков.
15) В первой серии Штирлиц рисует шаржи нацистских лидеров фломастерами. Действительно, первые фломастеры появились именно в Германии, но только в 1960 году.
16) В сериале много допущений и несоответствий исторической действительности. Самым заметным из них является чёрная форма нацистов, которая использовалась только до 1939 года, а после была заменена на тёмно-серую.
17) В 2008 году был зарегистрирован товарный знак"Штирлиц", права на который Арбитражный суд закрепил за наследниками Юлиана Семёнова.
50 лет назад состоялась премьера фильма «Семнадцать мгновений весны», основанного на книге Юлиана Семенова. Съемки проходили в Москве, ГДР, Грузии и Латвии.
Режиссер Татьяна Лиознова тщательно репетировала каждую сцену и не любила отступать от сценария, но казусы все же случались. Например, когда на съемках подбежал пес к актеру Вячеславу Тихонову.
Знаменитая немая сцена встречи Штирлица с женой в кафе была предложена самим Тихоновым.
Сериал собирал августовскими вечерами 1973 года по 50-80 миллионов зрителей. Улицы городов реально пустели.
Кино про нашего разведчика в недрах СС было задумано как немного запоздалый ответ на другой популярный сериал – «Щит и меч». Та работа Владимира Басова была безупречно снята, с лучшими актёрами, но вышла слишком опереточной – с тупыми нацистами и кучей прочих штампов.
Разведчик Александр Белов, он же шофёр Иоганн Вайс в сюжете «Щита и меча» слишком быстро превращался в обер-лейтенанта, а потом и гауптштурмфюрера. Его по-отечески благословлял сам Гиммлер. Короче, мальчиковая клюква. Режиссёр Татьяна Лиознова загорелась идеей добиться на экране радикально большего правдоподобия, чтобы зритель ощутил немца врагом умным, трудным.
В качестве литературной основы ей необходим был не прямой как шпала Вадим Кожевников, а какой-нибудь более тонкий писатель. И как раз набирал силу Юлиан Семёнов, выписывавший гитлеровцев существами из плоти и крови со своей психологией. На съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»
Впрочем, неплох был тогда и Василий Ардаматский, писавший сценарии для шпионской трилогии Виллена Азарова про «Сатурн». Но Лиознова выбрала книжку Семёнова и сотворила из неё бессмертную сагу, которой мы будем восхищаться ещё долго. Сочинение Семёнова многослойно, наполнено отсылками, первообразами, подтекстами. Вот, к примеру, эпизод с профессором Плейшнером. «Лицо Плейшнера сделалось мучнисто-белым, и Штирлиц пожалел, что он сказал всё это, и пожалел, что он вообще пришёл к несчастному старику со своим делом. «Хотя почему это моё дело? – подумал он. – Больше всего это их, немцев, дело, и, следовательно, его дело».
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны» Ни дать ни взять дон Румата Эсторский из романа Стругацких «Трудно быть богом». Писались «Семнадцать мгновений весны» как раз вскоре после его выхода. Гениальная картина породила массу крылатых фраз и анекдотов, которые по сию пору в ходу. В 2009 году Сергей Урсуляк снял своего рода приквел – весьма достойный сериал «Исаев». Даниил Страхов там безупречно сыграл даже не Штирлица, а Вячеслава Тихонова. Подмечена была его манера говорить, ощупывая собеседника взглядом; есть, неправильно держа вилку; поджимать губы, отводя глаза; выкладывать из спичек лесных зверюшек. Один из немногих примеров, когда новое поколение киношников умело работает с материалом из прошлого.
Полвека назад по Центральному телевидению впервые показали «Семнадцать мгновений весны»
Сейчас о самом важном задании Центра. «Алекс — Юстасу». Полвека из поколения в поколение мы ждем этой шифровки. Золотой юбилей главного кино о советском разведчике.
«Семнадцать мгновений весны». 12 серий со Штирлицем — нашим человеком в самом логове зверя. Игра с Мюллером и тем более Борманом. И тот самый, один из миллиона, чемодан с рацией. Пальчики — это провал, но только не для Максима Максимовича Исаева. Потому что он знает: выдержка — обратная сторона стремительности. И еще, самые счастливые люди на Земле — те, кто могут вольно обращаться со временем, ничуть не опасаясь за последствия. Так и есть, когда мы смотрим Штирлица.
Штирлиц навсегда». Рождение легенды. Документальный фильм 11 августа 2023
50 лет назад, в августе 1973 года на экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», который стал не просто культовым, но и величайшим в истории отечественного кино. По разным оценкам, в дни премьеры фильм посмотрело около 70 миллионов человек, и через три месяца — чего раньше никогда не было — состоялся его повторный показ.
В 12 сериях сошлись талант и новый взгляд на известные исторические события и персонажи режиссера Татьяны Лиозновой, автора сценария Юлиана Семенова и блистательного созвездия советских актеров. И все это откликнулось в сердцах поколения, участвовавшего в войне и помнившего эту войну очень хорошо. А спустя десятилетия — в их внуках и правнуках, которые сегодня смотрят «Семнадцать мгновений войны».
Спустя много лет после премьеры народный артист СССР Олег Табаков, сыгравший в фильме, говорил: «Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из уст немцев было высказано уважение к маленькой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками. Она увидела и отразила на экране сильных, умных завоевателей, замахнувшихся покорить весь мир».
Но не менее сильными и умными были те, кто не позволил завоевателям осуществить свои планы. Именно за поединком, на кону которого была судьба мира, с таким интересом следили зрители, дожидаясь каждой новой серии в далеком августе 1973 года. В фильме, который стал художественным феноменом, непревзойденным и по сей день.
История создания фильма. Начиная со сценария, который сначала был отдан на «Ленфильм», где автору Юлиану Семенову предложили совместное производство с ГДР, но он отказался. О конфликте режиссера Татьяны Лиозновой с Юлианом Семеновым. О сложной и долгой истории записи песен Иосифом Кобзоном. О смерти во время съемок актера Лаврентия Масохи, который сыграл адъютанта Мюллера. О споре Броневого с консультантом фильма - сотрудником КГБ. Об истории, рассказанной Вячеславом Тихоновым Лиозновой, которую он услышал от своего друга — разведчика-нелегала Конона Молодого. Именно она стала знаменитой сценой встречи Штирлица с женой. О том, почему Лев Дуров не смог поехать на съемки в Берлин. О невероятной судьбе консультанта фильма, бывшего эсесовца Хайнца Брауна. О встрече Юлиана Семенова с реальным немецким генералом Карлом Вольфом, которого сыграл Василий Лановой, и о многом другом.
В фильме участвуют: Анна Тихонова — дочь Вячеслава Тихонова Ольга Семенова — дочь Юлиана Семенова, ее сын Юлиан Вера Таривердиева — вдова Микаэла Таривердиева Игорь Клебанов — народный артист России, профессор ВГИКа, кинооператор, (сын редактора фильма Семена Клебанова) В фильм также войдут архивные интервью Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого, Олега Табакова, Льва Дурова.
Как снимали «Семнадцать мгновений весны» — телеcериал Татьяны Лиозновой, в основу сюжета которого лёг одноимённый роман Юлиана Семёнова.
Сериал рассказывает о событиях, происходивших с 12 февраля по 24 марта 1945 г. Главный герой — советский разведчик Максим Исаев, работающий под псевдонимом Штирлиц в Службе безопасности рейхсфюрера СС. Его задание — сорвать тайные переговоры о мире между Германией и союзными государствами (США и Великобританией). Американцы действительно вели в Швейцарии переговоры с командующим силами СС в Италии, эта операция получила название «Санрайз», о чём было известно советскому руководству.
Съёмочный процесс
Съёмки сериала шли более трёх лет. Они начались в 1970-м в Москве. Также работы велись в Латвии, Грузии, ГДР. В сериале используется и документальная хроника. Из-за того, что многие актёры параллельно участвовали в других проектах, съёмки сериала проходили преимущественно ночью.
Некоторые сцены, которые должны были сниматься в Германии, снимали в СССР. Первый эпизод, где Штирлиц гуляет около пруда на окраине Берлина, на самом деле снимали в усадьбе Архангельское-Тюриково. Аналогичная ситуация была и со съёмками переговоров в Берне (пятая серия). Эта сцена была снята в усадьбе Салтыковых-Чертковых. В восьмой серии особняк архитектора Сергея Соловьёва предстал перед зрителями в качестве конспиративной квартиры гестапо, где допрашивали Кэтрин Кин.
Радистка Кэт. Источник: Pinterest
Лиознова хотела снимать в Берлине эпизод с убийством Клауса, роль которого исполнял Лев Дуров, однако актёра не выпустили из страны: на комиссии, которая принимала решение о выезде за границу, Дуров не к месту пошутил. Эпизод с убийством пришлось снимать в подмосковном лесу.
Лиознова включила в сценарий персонажей, которых не было в романе Семёнова. Режиссёру нередко приходилось принимать решение о включении некоторых эпизодов прямо на площадке. Например, фрау Заурих в исполнении Эмилии Мильтон. Её образ был нужен для того, чтобы сделать Штирлица более человечным. Лиознова придумывала сценарий эпизодов с фрау Заурих на ходу.
Как подбирали актёров
Режиссёр очень серьёзно подходила к выбору актёров. Ей было важно, чтобы исполнитель роли соответствовал персонажу.
На роль Штирлица было несколько кандидатов: Вячеслав Тихонов, Олег Стриженов, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Соломин, Арчил Гомиашвили. Утвердили Тихонова, чья манера игры отличалась сдержанностью и как нельзя лучше подходила образу разведчика. Кроме того, на момент съёмок сериала Тихонов был свободен: в отличие от других кандидатов, он не занимался параллельно другими проектами.
Что до актрисы, которая сыграла жену главного героя, то её нашли буквально накануне начала съёмок. После долгих поисков на роль утвердили Элеонору Шашкову.
Лёгкого портретного сходства удалось достичь при поиске актёра на роль Вальтера Шелленберга. Его сыграл Олег Табаков. Он настолько вжился в роль, что после выхода картины племянница реального Шелленберга написала письмо, в котором выражала благодарность за то, что она смогла ещё раз взглянуть на дядю.
Шелленберг. Источник: Pinterest
В свою очередь Леонид Куравлёв, которому досталась роль Айсмана, не сразу смог вжиться в роль. И тогда Лиознова придумала выход из этой ситуации: она сделала персонажа одноглазым.
Сложности возникли и с воплощением образа Мюллера. Режиссёру не удалось найти чёткой фотографии настоящего шефа гестапо, поэтому ясного представления о том, как выглядел герой, не было. На роль утвердили Леонида Броневого — внешне абсолютно противоположного Мюллеру. Броневой был полным человеком невысокого роста, а Мюллер — высоким и худым. Актёр утверждал, что, если бы ему показали фотографию, то он никогда не согласился бы на эту роль.
К съёмкам были привлечены и иностранные актёры: Гитлера сыграл Фриц Диц, хотя первоначально рассматривались кандидатуры Броневого и Куравлёва.
Реакция зрителей и критиков
Сериал настолько полюбился зрителям, что повторный показ состоялся спустя три месяца после премьерного. Газета «Советская Россия» оценила аудиторию «Семнадцати мгновений весны» в 80 млн человек. Было отмечено, что во время показа снижался уровень преступности.
На страницах популярных газет и журналов вышло множество рецензий (например, в «Правде», «Красной звезде», «Искусстве кино»). Режиссёр получила тысячи зрительских писем. Самым частым был вопрос о прототипе Штирлица. Существовал ли такой человек в реальной жизни? Безусловно, нет. Это собирательный образ. Семёнов и Лиознова руководствовались принципом историзма, а не документальности.
Создатели сериала были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и премии КГБ СССР в области литературы и искусства. Диалоги из телефильма разлетелись на цитаты, а персонажи обрели дальнейшую жизнь в анекдотах. Штирлиц, по мнению поэта и критика Дмитрия Быкова, стал главным героем советского эпоса.
По мотивам романа и сериала созданы многочисленные компьютерные игры. Штирлицу посвящены театральные постановки. В 2009 г. сериал был колоризирован. Около 600 специалистов из разных стран разрисовывали кадры вручную. В 2010-е гг. появились пародии на «Семнадцать мгновений весны».
Эта история начинается в 1969 году, когда на телевидении был утвержден сценарий 13-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны» и подобран режиссёр. Роман Юлиана Семёнова тогда еще даже не вышел отдельной книгой. Однако в самый разгар подготовительных работ ситуация внезапно изменилась. Дело в том, что за право поставить такой фильм стал бороться еще один режиссёр — 46-летняя Татьяна Лиознова. Она связалась с Семёновым и заявила, что снимать фильм по его сценарию будет именно она. Но Семёнов её расстроил: «Я уже продал сценарий «Ленфильму», так что — увы!» Лиознова сдаваться не собиралась, она так упорно настаивала на своём, что в итоге Семёнов не выдержал — отозвал сценарий из «Ленфильма» и передал его Лиозновой. Её имя было уже известно массовому зрителю по картинам «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе» и она по праву входила в число самых кассовых режиссеров советского кино. Все эти успехи играли на руку Лиозновой, однако было одно «но»: всё снятое ею имело отношение к мелодраме, а «Мгновения» относились к жанру военно-исторического кино. Поэтому у многих, кто имел отношение к созданию фильма, возникли справедливые опасения: а справится ли такой режиссёр (да ещё женщина!), с этой задачей? Но Лиознова всё-таки сумела убедить скептиков в том, что эта задача ей по плечу.