Евгений Миронов в роли Достоевского
Правнук писателя Д.А.Достоевский о сериале В. Хотиненко "Достоевский"
Евгений Миронов в фильме «Достоевский»
Показ семисерийного сериала «Достоевский», завершившийся на канале «Россия», вызвал бурю эмоций. Зрители разделились на две группы: те, кто с удовольствием «проглотил» этот фильм, и те, кто обругал его от начала до конца. Равнодушных к игре Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой практически не осталось. Дмитрий Достоевский, правнук писателя, имеет на этот счет свое мнение. Им он поделился в эксклюзивном интервью с «МК» в Питере»
«Неумный режиссер, неправильный сценарий»
— Вы включили телевизор и…?
— …Уже через 15 минут Достоевский оказался у расстрельного столба, где он никогда не был. Он сам в своих воспоминаниях пишет, что стоял во второй очереди. А первые трое арестантов находились у столбов. «Мне оставалось жить три минуты…» — пишет Федор Михайлович. И я прекрасно знаю, что происходило в этот момент в душе писателя из его воспоминаний. Федор Михайлович переродился, почувствовав, что вот-вот уйдет в небытие. И что там его ждет — был главный для него вопрос. С этим вопросом он обратился к товарищам. А на экране показывали какого-то растерянного человека…
Я могу цитировать Достоевского много, он об этой казни подробно пишет. Это ведь очень драматургично, и можно было здорово снять. А получился человек, неправильно поданный исторически. И я тогда переключил канал. Потом время от времени к сериалу возвращался, пытался вникнуть, но снова выключал, потому что совершенно не согласен со многими трактовками режиссера Владимира Хотиненко. Видимо, здесь все совпало: неумный режиссер и неправильный сценарий Володарского. Плюс ко всему, несмотря на то, что Достоевский меняет знакомых и обстановку, он постоянно оказывается в одной и той же комнате. Тут уже халтура художников-постановщиков. Это бросается в глаза. В общем, везде лубок. Умные люди идут к Достоевскому и его произведениям годами. Многие театральные и киношные режиссеры мне говорили, что последний этап всего их творчества — это Достоевский. А в сериале так, мимоходом задели жизнь и судьбу Федора Михайловича, и считают, что все, что нужно, про Достоевского показали.
Припадки мешали любви
— Что вас особенно резануло?
— Возьмем Анну Круковскую, с которой он познакомился перед своей второй женой. (Та Анна и эта Анна.) По фильму они быстро расстаются. С чего вдруг расстаются? Что там случилось? Почему она его бросила, хотя была явно заинтересована в отношениях? Не понятно. Да потому что у него сложность была с женщинами после каторжного периода. Когда Федор Михайлович хотел сделать Круковской предложение, у него припадок начался, который испугал женщину. Она решила, что с эпилептиком связывать свою жизнь не будет. Вот это реальность, это правда! Писателю было очень тяжело найти себе спутницу. Это Бог распорядился так, что Анна Григорьевна Сниткина, которой было всего 19 лет, его полюбила. Перед объяснением с ней Достоевский так нервничал, что его организм дал мощный двойной припадок. Но Сниткина не испугалась. И сказала, что будет писателю верной подругой и женой. Ничего подобного в фильме тоже нет.
Про Марию, в которую он страстно влюбился, тоже как-то не ясно. Показано только, как Федор Михайлович бродит по улицам. Что тоже исторически неверно. Как солдат, он должен сидеть в казарме, и никаких улиц ему не полагается. Лишь когда он стал унтер-офицером, то получил возможность выходить. Понимаете, какая-то везде неряшливость! Не проявляется глубокий интерес к материалу. Про этот фильм Достоевский не сказал бы: «О, то, что я хотел, про мою жизнь и показали!» В картине он и писать-то не успевает — все сплошные женщины! Поскрипел-поскрипел пером, втыкают кадр: что-то пишет. А с чего и для чего? Чтобы напомнить, что это писатель. Да мы и так знаем.
Жалко Миронова
— Как вы оцениваете работу Евгения Миронова?
— А Миронова мне очень жалко. Я имел счастье с ним познакомиться, когда в Москве он получал премию Солженицына за «Идиота». Слежу за его работами. Он — талантливейший актер. Я очень люблю его князя Мышкина в постановке Бортко. Но в «Достоевском» и Миронов не спасает. В фильме есть хорошие моменты игры и актеры хорошие. Но Хотиненко им ничего не дал. Не дал возможности играть. Они явно не понимают, что и как. Хотя во время нашей беседы с Евгением я почувствовал, что актер правильно понимает Достоевского. И он действительно на писателя похож. Явно подметил многие жесты, привычки Федора Михайловича. Он больше в материале, чем режиссер. В общем, я сильно переживал, что актер попал в такую неудачную компанию.
— А у кого съемочная группа консультировалась?
— Обидно еще то, что сотрудник Петербургского музея Достоевского Борис Тихомиров, который консультировал группу, не смог никого убедить, что такое ставить нельзя. Текст долго исправляли, меняли, но все-таки не смогли улучшить сценарий. Тихомиров сопровождал Миронова по музею. И мне рассказывал, что Евгений очень заинтересованно расспрашивал, какой Федор Михайлович в быту. Видно было, что он очень готовился сыграть его. Чулпан Хаматова в сериале тоже совершенно не прозвучала, хотя талантливая актриса. Там все женщины совершенно сыграны не так, хотя я, как потомок, их себе представляю. И Мария, и Анна Григорьевна Сниткина. Поскольку последняя — моя прабабка — я генами чувствую, какой она была. К слову, был ведь и еще один сценарий про Анну Григорьевну, которая сыграла большую роль в жизни писателя. Его главные пять романов написаны при ней. Она создала Федору Михайловичу все условия и доказала, что его талант его и вытянет. Так вот: был сценарий про жену Достоевского, он попал на тот же канал, прошел худсовет, и мы все радовались, что материал приняли к постановке. Но вдруг является Володарский, который у всех на слуху, и перебивает своим никчемным сценарием эту тему. Так что теперь не знаю, когда фильм про Анну Григорьевну мы увидим. Это меня тоже ужасно расстроило.
«Такого писателя показывать нельзя!»
— Как, по-вашему: в сериале не слишком много «клубнички»?
— Слава богу, там нет двуспальных кроватей! Не было их тогда, супруги спали отдельно, и ходили друг к другу в гости… А клубнички в фильме хоть отбавляй. Особенно отличилась Мария. Ее муж за угол — Достоевский с Марией целуется. Достоевский за угол — Вергунов начинает с ней целоваться. Сегодня считается, что зритель настолько отупел, что без клубнички он и смотреть не будет. Ничего подобного! Во времена писателя все было более целомудренно. Атмосфера XIX века в картине полностью отсутствует. Иной раз герои говорят совершенно современным языком. Протокольным, не жизненным.
— К вам лично обращались сценаристы и режиссеры?
— Я бы с удовольствием им подсказал что-то. Но мне поступил лишь один звонок. Кто-то из команды Хотиненко спросил, какие глаза были у Достоевского. Я ответил: серые глаза, а на правом — радужка. Писатель был горд этой отметинкой. Даже Борис Тихомиров сказал, что у него не очень-то консультировались. На мой взгляд и на взгляд других людей, специалистов по Достоевскому, фильм неудачный. Не нашел ни одного человека, которому сериал понравился. Не стал Хотиненко глубоко входить в материал. Помните, был старый фильм «26 дней из жизни Достоевского». Всего 26 дней, и как напряженно картина смотрелась! А здесь попытались объять всю жизнь, и — ноль реакции на происходящее. Хотиненко я раньше знал как талантливого режиссера, у него есть пара очень хороших фильмов. И вдруг пошла такая халтура…
Да, Достоевский был эмоциональным. Подверженным страстям. Но у Хотиненко все это как-то по-бытовому вышло. Миронов готовился играть другого Достоевского, а Хотиненко опустил его на ступень ниже. И получился какой-то ненормальный параноик. Достоевский был очень эмоциональным, но отходчивым. У него душа была добрая.
— Какой эпизод из жизни Достоевского вы бы вставили в сериал?
— Целых четыре года он сидел в остроге. Выпускали их оттуда только на работу. Эта каторжная история на экране совершенно невнятная. А можно было каторгу одной сильной сценой показать. Достоевский же сам сказал, что на всю жизнь запомнил эпизод, когда они брели, бренча кандалами по дороге. И вдруг маленькая девочка подбегает к писателю и дает копеечку. Эта копеечка всю жизнь пролежала у Федора Михайловича на столе, он ее вспоминал. Ну, показали бы это. И все — больше ничего не надо. Ведь эта маленькая девочка потом во многих романах обнаруживается. Особенно во «Сне смешного человека». Володарский провалился, потому что о Достоевском он глубоко не задумывался.
— Если б вы были в худсовете и решали, показывать ли этот фильм еще раз, проголосовали бы «за» или «против»?
— Я не обладаю учеными степенями, но, если б оказался в худсовете, категорично заявил: «Такое показывать нельзя! Вы просто испортите все впечатление о Достоевском».
Беседовала Наталья Черных
mk-piter.ru