"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дворовые игры советских детей

Сообщений 1 страница 20 из 41

1

А у нас во дворе. Любимые игры советских детей

https://www.yuga.ru/media/2d/fc/logo_80e__djye97j.jpg

Этот рассказ посвящается играм советских детей.
http://sa.uploads.ru/t/MSFs2.gif

В советские времена у детей не было ни компьютеров, ни планшетов, ни смартфонов, однако это не мешало им весело проводить время и жить беззаботной жизнью. Ведь у каждого из них были друзья, порой, на всю жизнь.
Дети катались на "великах", пускали спички по весенним ручьям, придумывали игры с палками и консервными банками, воровали яблоки в садах и ели вишни прямо с косточками. Они уходили из дома утром и играли весь день, а возвращались лишь тогда, когда зажигались уличные фонари...

+1

2

Вышибалы

Как играть. «Вышибалы» — одна из главных советских игр с мячом. Несмотря на вполне серьезную опасность получить им по голове, эту игру обожали. В нее играли всем двором или классом: двое (или четверо: пара с каждой стороны) вышибал стоят друг напротив друга на разных концах площадки, между ними 10–15 метров. В центре находятся вышибаемые, в которых должны попасть мячом вышибалы. Первые уклоняются от ударов. Участник, в которого попали, выходит из игры. Остальные могут «спасти» его, поймав мяч в воздухе (но не от земли). Когда среди вышибаемых остается только один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В таком случае выбывшие возвращаются на свои места.

Зачем играть. Игра развивает ловкость, координацию и дух товарищества.

0

3

Горячая картошка

Как играть. Еще одна очень популярная игра с мячом. Играли в нее не меньше трех человек. Участники становились в круг и перебрасывались мячом — «горячей картошкой». Тот, кто замешкался и вовремя не отбил мяч, садился в «котел», то есть центр круга. В такой позе нужно было попытаться поймать пролетающий над головой мяч, и вставать с корточек сидящий в «котле» не имел права. Если ему все же удавалось поймать мяч, он освобождал себя и других пленных участников, и их место занимал игрок, неудачно бросивший мяч. Также участники игры, перебрасывавшие «горячую картошку», могли по своему желанию освободить кого-то из «котла». Но он, отбивая мяч, должен был попасть в игрока, сидящего в центре круга.

Зачем играть.
Для развития ловкости, укрепления мышц и формирования боевого характера.

0

4


Казаки-разбойники

Как играть. Легендарная советская дворовая игра совмещала в себе две игры попроще — прятки и салки. Участники делились на две команды — «казаков» и «разбойников». Выбирали «поле боя»: нужно было находиться в его пределах. «Разбойники» загадывали пароль — секретное слово. «Казаки» должны были его угадать и изловить всех «разбойников». В свою очередь те пытались захватить штаб «казаков». Давали сигнал, «разбойники» разбегались и прятались, помечая землю стрелками — подсказками. Если «казакам» удавалось найти «разбойника», его «сажали в тюрьму» и стерегли, выпытывая пароль. Узнав пароль или найдя всех «разбойников», «казаки» побеждали. «Разбойники» выигрывали, захватив штаб «казаков».

Зачем играть. Игра развивает и дух соперничества, и умение работать в команде.

0

5

Классики

Как играть.
«Классики» — игра классическая: придумана была еще в Средние века и тогда была мальчишечьей, а в России в классики стали играть во второй половине ХIX века. В привычные советским детям классики можно было играть сколь угодному числу участников, даже одному, если хочется попрыгать. На асфальте мелом расчерчивали клетки с цифрами в определенной последовательности. Нужно было попасть камешком или шайбой (битка) в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Битку кидали по очереди начиная с первого квадрата. Если игрок, перепрыгивая из квадрата в квадрат и толкая впереди себя битку, наступал на черту, или на нее попадала битка, или игрок встал на обе ноги, ход переходил к другому. Выигрывал тот, кому удавалось правильно пройти весь путь от 1 до 10.

Зачем играть. Чтобы развить меткость, ловкость и концентрацию.

0

6

Лягушка

Как играть
. Почему-то «Лягушка», которую на Кубани чаще называли игрой «в козла», была популярна у девочек, а не у мальчиков. Суть игры сводилась к следующему: на стене рисовали линию или брали условную высоту — ниже мяч нельзя было бросать. Игроки становились в шеренгу, первый кидал мяч, тот отскакивал от стены, ударялся о землю, и участник игры через него перепрыгивал, а затем шел в конец очереди. Следующий за ним делал то же самое. Игрок, у которого не получалось перепрыгнуть, получал букву; проигрывал тот, кто собрал слово «лягушка».

Зачем играть. Чтобы убить время — игра довольно долгая — и для общего физического развития.

0

7


Ножички


Как играть.
В «ножички» играли минимум двое, но веселее — хотя бы втроем. Сначала участники игры чертят на земле круг и делят его по числу игроков. Затем каждый из игроков по очереди бросает ножичек (разными способами, чаще всего — с плеча) на территорию соперника, стараясь отвоевывать у того как можно больше земли. Ножик можно было бросать в песок или землю; если он падал, ход переходил к сопернику. Если же игрок попадал в свою область — такое происходило, когда у соперника оставалось мало земли, — территория отрезалась у первого и переходила ко второму вместе с ходом. Игра была известна под разными названиями, среди которых «земля», «скамейки» (ножики бросали в деревянную скамью), «города» и т. д.

Зачем играть. «Ножички» развивали меткость и осторожность.

0

8

Резиночки

Как играть. В резиночки играли девочки, но вокруг всегда собиралась стайка наблюдающих за игрой мальчишек. Она была невероятно популярной с середины прошлого века до самого начала нулевых. Едва заслышав звонок на большую перемену, бежали на площадку играть в резиночки. Требовались лишь несколько метров упругой резинки и не меньше трех девочек. Двум, стоявшим друг напротив друга, резиночку натягивали вокруг ног (первый уровень — по щиколотки, последний — на талии), третья прыгала, дальше менялись. Играли и парами. Выигрывала та из девочек или пар, которая, не ошибившись и выполнив все требуемые упражнения (бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик), проходила последний и самый сложный уровень, когда резинка была натянута уже на талии.

Зачем играть.
«Резиночки» — идеальный набор упражнений для физического развития: вестибулярного аппарата, мышц ног — и отлично способствуют развитию внимательности и терпеливости.

https://www.yuga.ru/media/b3/3d/rubbers__8nadtzv.jpg

0

9

Слон

Как играть. «Слона» еще называли «чехарда» или «куча-мала»: для этой очень популярной игры не требовалось инвентаря или особых умений, только веселое настроение и как можно больше участников. Игроки разбивались на две команды: участники первой, держась друг за друга и наклоняясь, создают «спину слона». Они должны, выдержав нагрузку, пройти несколько шагов. Если «слон» развалится, команда проиграет. Игроки из второй команды лезут на «спину слона» и стараются удержаться, пока он шагает. Игроки-«всадники» даже разбегаются, чтобы запрыгнуть дальше, так как, очутившись на «спине», следует оставаться ровно в том же положении. Если кто-то из «всадников» упадет, команда проиграет и станет «слоном».

Зачем играть.
Ради веселья: «Слон» считается самой заводной из игр советских детей. Но и своеобразно развивает мышление и командный дух: секрет успеха в том, чтобы ставить самых высоких игроков в хвосте, так как на них труднее запрыгнуть; еще тех, кто послабее, нужно накрывать более сильными, ведь соперники попытаются посадить как можно больше противников на слабого, чтобы заставить его упасть.

0

10


Фанты

Как играть. В эту девчачью игру мальчишки играли редко. Разновидностей фант было множество — вот классический способ. Все участники отдавали ведущему по одному личному предмету, после этого каждый из игроков писал на листке бумаги какое-нибудь задание. Листочки собирали и перемешивали — ведущий наугад вытягивал сначала чей-то предмет, потом — записку. Обладатель выпавшего предмета должен был выполнить задание, написанное на листке. Игрокам приходилось держать в уме, что, если их задание будет неприятным или чересчур сложным, оно может достаться им самим.

Зачем играть.
Игра развивала воображение и учила мыслить нестандартно: все старались, всем хотелось, чтобы играть было интересно и весело.

0

11


Царь горы

Как играть. Игра из разряда любимых зимних развлечений: для «Царя горы» требовалась снежная горка (летом играли на пляже). Нужно было захватить и удержать «гору». Сначала все лезли на горку, и тот, кому удавалось первым занять вершину, кричал: «Я — царь горы!» Остальные участники штурмовали горку, пытаясь сбросить «царя», и в результате появлялся новый «царь». Игру можно было усложнить, разделившись на команды защитников и атакующих и выполняя задачу в обговоренное время. Несмотря на азартность игры, соперники помнили о правилах: нельзя было отталкивать других ногами, чтобы избежать травм.

Зачем играть. Для общего физического развития, укрепления здоровья на свежем воздухе, особенно в зимнее время, а в случае с командной игрой — для формирования умения работать в команде.

0

12


Чика


Как играть.
«Чика», воспетая в 70-х Валентином Распутиным в повести «Уроки французского», выглядела примерно так. На полу или земле рисовали кон, линию, на которой столбиком выкладывали вверх решкой монетки игроков — от пяти до двадцати копеек. В нескольких метрах от кона проводили вторую линию, от которой каждый игрок по очереди метал свою битку в сторону кона. Тот, чья битка оказывалась ближе к кону, бил первым. Нужно было нанести удар по столбику монет таким образом, чтобы хотя бы одна из них перевернулась вверх «орлом» — гербом СССР. Перевернутые монетки доставались бьющему, а право бить переходило к игроку, занявшему второе место при метании битки, в случае если первый не сумел перевернуть очередную монетку.

Зачем играть.
«Чика» развивала ловкость рук и концентрацию, но вообще-то, как мы помним из «Уроков французского», в нее играли на деньги подростки не из самых благополучных семей.

Эпизод из фильма 'Уроки французского'

Эпизод из фильма 'Уроки французского'
Жанр драма, 1978 г.
Режиссёр Евгений Ташков
актеры в главных ролях:
Михаил Егоров — Володя
Татьяна Ташкова — учительница французского Лидия Михайловна Терешкова

Эпизод рассказывает об игре в "замеряшки" учительницы Лидии Михайловны и ученика - Володи.

0

13

Лапта

Как играть. На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом. Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном. Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечом, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется. Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.
https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/4/0/1/9319104.jpg


Зачем играть.
«Лапта» развивала ловкость рук и концентрацию внимания.

0

14

Жмурки

Как играть. Играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.

Зачем играть. Игра развивала ловкость и концентрацию внимания.

0

15

Я знаю пять имён.

Как играть.Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем. Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, приговаривая: — Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя — два, Поля — три, Маша — четыре, Настя — пять. Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово. Если игрок справился с задачей он переходит к следующей теме, заранее определенной, например: - Я знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д) Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику. Тот начинает сначала: — Я знаю пять имен девочек

Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился. Игра длится до тех пор, пока всем не надоест. Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем.

Зачем играть.
Игра развивала память, любознательность, соревновательность. Играть было весело!

0

16

Салки

Как играть.По жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Зачем играть.Игра для ловкости, выносливости и веселья.

0

17

Море волнуется раз ..

Есть несколько вариантов игры. 1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри! Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.

2) После произнесения считалочки игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

3) Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Зачем играть.  Игра развивает фантазию, умение изображать фигуру в движении или застыв, терпение.

0

18

Съедобное-несъедобное

Как игратьВсе игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть

Зачем играть Развивает быстроту реакций.

0

19

Колечко-колечко

Правила игры.

Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего

0

20

Я садовником родился.

Правила игры. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Зачем играть  Развивает внимание, знание названий цветов, фантазию, быстроту реакции.

0