Велосипед в жизни советского ребенка всегда играл очень значимую роль: это и обеспечение определенного статуса в дворовой компании, и удобство перемещения на большие расстояния, и множество интересных игр, и способ продемонстрировать навыки "джигитовки".
Правда, последнее было больше свойственно мальчикам, чем девочкам: девчонки предпочитали спокойно кататься на своих блестящих "Камах", "Ласточках" или "Салютах" с несерьёзной, "не пацанской" геометрией рамы, не привнося в жизнь избыточного экстрима. А вот мальчишки к своим "железным коням" относились несколько иначе.
А вот что касается джигитовки или "каскадерства", как называли мальчишки нашего двора трюки, выполняемые на велосипеде, то здесь уровень мастерства начинал оттачиваться с момента освоения самого первого, еще трехколесного велосипеда. И есть такое подозрение, что некоторые трюки родились из необходимости предстать после прогулки перед глазами родителей в более-менее приличном виде.
Поэтому при проезде через лужи (а какой ребенок удержится от соблазна прокатиться на велике по луже?) ноги поднимали либо в стороны, либо ставили их на раму - в зависимости от конструкции велосипеда. Ну а в более позднем возрасте этот простой навык превращался в трюкачество, когда ноги закидывали уже на руль, что выглядело, конечно же, намного эффектнее "детских вариантов" катания по луже.
Управление велосипедом без рук - еще один трюк, который освоить считалось чуть ли не долгом каждого уважающего себя пацана (да и девчонки тоже этим нередко увлекались). Сначала ездили без одной руки, небрежно свесив ее с руля, затем, набравшись храбрости, постепенно осваивали езду без обеих рук.
Особенно эффектно выглядели "каскадеры", разогнавшиеся с горки: когда велосипед катится по инерции, остается только балансировать телом, чтобы удерживать равновесие, поэтому многие не только отпускали руль, но и закидывали на него ноги.
Еще один трюк, который сегодня уже почти не увидишь на улицах городов - это катание под рамой. Ну а что оставалось делать, если в распоряжении имеется только отцовский велик с "мужской" рамой, а ноги до педалей еще не достают? Вот и катались мальчишки под рамой, изогнувшись телом набок и так уверенно крутя педали, что ни в чем не отставали от своих напарников по играм, которые катались "классическим" способом.
Кстати говоря, иногда мастерство катания под рамой достигало такого уровня, что ребенок не только спокойно катался таким способом, не роняя велосипед, но еще и умудрялся везти на руле пару сумок с продуктами.
Также можно было кататься стоя - чаще всего это делалось, когда уставали ноги или нужно было прибавить скорости в каких-нибудь уличных гонках. Другой разновидностью катания стоя был тандем: один сидит, другой стоит на багажнике (чаще всего такой вариант использовался на велосипедах с небольшими колесами, на которых неудобно ездить на багажнике сидя).
Практически в каждом детском (мальчишечьем) велосообществе очень ценилось умение войти в поворот с резким заносом и визгом покрышек. Традиционные ножные тормоза советских велосипедов отлично обеспечивали блокировку заднего колеса, необходимую для этого трюка. Причем, очень важно было не только "красиво", с заносом и шумом затормозить, но и поднять при этом как можно больше пыли.
Еще один довольно сложный трюк - это умение поставить велосипед на дыбы. Как правило, этот навык отрабатывался после того, как велосипедист осваивал правила заезда на бордюр и прочие твердые препятствия. Перед бордюром необходимо слегка притормозить и тут же вздернуть руль вверх, смещая вес тела назад. Когда переднее колесо окажется на бордюре, тело резко наклоняли вперед, чтобы облегчить заднему колесу заезд на препятствие.
Когда управление центром тяжести тела доходило до автоматизма, учились ставить велосипед на дыбы. Вес тела переносился назад, прямыми руками резко поднимали переднее колесо и при этом прокручивали педали. Дальше нужно было сохранить равновесие: велосипед заваливается влево - в сторону выставляется правое колено и наоборот; велосипед заваливается назад - притормаживаем потихоньку, а тело наклоняем вперед; велосипед падает вперед - корпус отклоняем назад...
Какие еще излюбленные велотрюки были у советских мальчишек (а иногда и девчонок)? На спортивной площадке можно было проехаться под турником, зацепиться за него, а ловлю велика предоставить приятелю; прокатиться задом наперед, иногда только вполоборота поглядывая на дорогу; прокатиться "змейкой", на поворотах так сильно заваливая велосипед, что он практически ложился на землю.