Пасха в творчестве художников
Пасха в творчестве художников
Сообщений 1 страница 20 из 26
Поделиться224.04.22 08:07:44
А. Маковский. Пасхальный стол. 1915-16 гг.
Тверь. Областная картинная галерея
Живописное полотно Александра Владимировича Маковского «Пасхальный стол» демонстрирует во всём великолепии традиции пасхального стола начала ХХ столетия и позволяет прочувствовать торжественность и важность праздника Пасхи для каждого православного человека своего времени.
На столе мы видим куличи, пасхи, крашенные яйца, гиацинты и другие праздничные атрибуты. Пасхи и куличи — это, наряду с яйцами, чуть ли не главные символы праздника. Они означают, что в доме, где они стоят на столе, всегда открыты двери для Иисуса. Яйцо символизирует зарождающуюся и вечно обновляющуюся жизнь, а также воскрешение Христа.
Алекса́ндр Влади́мирович Мако́вский (24 марта [5 апреля] 1869, Москва — 26 октября 1924, Ленинград) — русский живописец, график, член Товарищества передвижных художественных выставок, академик и профессор Императорской Академии художеств. Сын знаменитого живописца Владимира Егоровича Маковского, племянник художников Константина и Николая Егоровича Маковских.
Поделиться324.04.22 08:09:51
Николай Рерих Русская Пасха. 1934 г.
Картина «Русская Пасха» или «Пасхальная ночь» была создана Николаем Рерихом в Индии в 1934 году. Эта картина очень русская не только по своему сюжету, но и по своему настроению, впечатлению, которое выразил в ней художник. Прожив двадцать лет в Индии, Рерих создавал русские по Духу картины, в которых отражается его сопричастность к судьбе родины, народа, переживания его исторической судьбы. Рерих очень хотел, чтобы эта картина попала на Родину, в Россию. Пройдет много лет, в России откроется общественный музей имени Николая Константиновича Рериха. Меценат музея приобретет эту картину на аукционе и передаст ее в музейную экспозицию, где она займет достойное место в зале, посвященном России.
Николай Константинович Рерих (1874-1947) — яркий представитель русского серебряного века. В это время, конец XIX — начало XX века, он формировался как художник, мыслитель, общественный деятель. Удивительной была творческая среда, которая еще до революции напитала мысль России творчеством многих замечательных деятелей культуры. Но все-таки искусство Рериха отличалось от его современников. Этому способствовали глубокие познания русской истории, практика археологических изысканий, многочисленные путешествия по древним русским городам. Интерес к традициям, истоки которых глубоко уходили в историю Древней Руси, к русским странникам, устремлявшихся в поисках града светлого. В его искусстве есть нечто большее, чем у его современников. Рерих был гениальным художником очень больших знаний. Создаваемые им образы глубокофилософские, заставляющие думать, проникать в суть вещей.
В русском искусстве до Рериха представление о Пасхальной ночи не было. У русских художников-передвижников подход явно отличается. Для Рериха прошлое, отраженное в фольклоре, было источником, которое перейдет в вечное и станет опорой.
В нижней части картины видно поток людей. Линия горизонта низкая и 2/3 верхней части картины занимает звездное небо. Причем карта звездного неба воспроизведена художником абсолютно точно. Половину звездного пространства занимает храм с центральным образом Богоматери, которая держит младенца-Христа. Купол храма упирается в верхний край картины, в звездную высь. Богоматерь с Христом предстают связующим звеном между землей и миром высшим. Картина написана с верхней точки. Фигуры людей, выходящих из храма мы наблюдаем сверху. Поэтому они выглядят силуэтно.
В картине использован и традиционный метод диагонали. Если продолжить линию взгляда Богоматери по диагонали, то на этой линии внизу будет большой крест, который несет кто-то из участников этого пасхального шествия. Крест огромный, несоразмерный человеку. Такой же крест нес Христос на Голгофу. Крест — символ распятия и страдания. Богоматерь взирает на этот крест с великой скорбью, в великом сострадании, которое создает в картине особое духовное напряжение. Точка, с которой зритель наблюдает картину, находится практически на уровне глаз Богоматери. Это позволят смотреть на происходящее как-бы ее глазами. Видеть этот крест ее глазами.
Храм северной новгородской архитектуры, рядом звонница. Образ Богоматери написан в византийской традиции конца XIV века. Бестелесность, освобождение от всего лишнего..
Поделиться424.04.22 08:11:00
Павел Филонов Пасха 1912 г.
Герои жанровых полотен Филонова – довольно своеобразный типаж. Часто художник изображает своих персонажей практически без одежды или в ветхом рубище. Фигуры утрированы и деформированы, искажены и изогнуты. На лицах фактически всех мужчин и женщин – тоска и беспредельное уныние. Самая популярная тема для Филонова – трапеза, изображение фигур за столом. К этому типу картин относится и "Пасха".
На холсте изображена небогатая семья в момент праздничного пасхального ужина. Наравне с членами семьи участие в трапезе принимают и ангелы – у Филонова это странные бесполые существа, каждый из которых обладает несколькими парами крыльев. Стол донельзя беден – одинокое блюдо с рыбой, кулич, яблоко. Зато тщательно выписаны крупные рюмки со спиртным в руках у каждого персонажа. Под столом – собака и кошка, ожидающие лакомого кусочка. Филонов примитивизирует фигуры, уплощает их, лишает деталей. Православное понятие Троицы полностью переосмыслено в этой картине – во главе стола трое обычных мужчин, чокающихся "за здоровье", а вот ангелов всего два.
Па́вел Никола́евич Фило́нов (8 января 1883, Москва — 3 декабря, Ленинград) — русский и советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени.
Павел Филонов – известный художник-авангардист, один из самых загадочных русских живописцев. Некоторые из своих работ он называл "формулами" – "формула цветка", "формула пролетариата" и т. п. Создавал статьи, где пытался сформировать принципы аналитического искусства. Себя он называл "художником-исследователем", пытаясь провести параллели между наукой и искусством.
Поделиться524.04.22 08:12:21
Борис Кустодиев Встреча (Пасхальный день) 1917 г.
Пасха всегда была символическим праздником как для верующих, так и для атеистов на Руси. Кустодиева однозначно нельзя было отнести ко вторым, но и верующим он был довольно своеобразным.
Можно сказать, что у него был свой бог, а своего бога он всегда носил в себе, в своей душе, лично для себя при том не видя особой нужды в церквях, но при этом художник всегда с огромным уважениям относился к народным обрядам, старался показать это отношение в своих картинах. Вот и на этой праздник передан торжественно, преисполнен света и какого-то особого восхищения самого художника перед царящим действом.
Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский и советский художник. Академик живописи ИАХ (с 1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг.
По мнению А. Бенуа:
«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».
Поделиться624.04.22 08:13:41
Елена Кульчицкая Христос воскресе! 1930 г.
Поделиться724.04.22 08:15:05
С. Ю. Жуковский. Пасхальный натюрморт
В 1915 году Станислав Юлианович Жуковский являет миру замечательную и очень атмосферную картину – "Пасхальный натюрморт". Интересна она и тем, что позволяет нам представить жизнь небогатого аристократа того времени, когда революция уже стучалась во все двери.
Должно быть, Жуковский не только хотел нам продемонстрировать скромную пышность празднества, но и имел намерение дать возможность задуматься о том, что все в этой жизни преходяще и уходящее, ведь уже через каких-то два года хозяева этой чудесной комнаты будут праздновать Пасху где-нибудь не дома.
Картина поражает своим правдоподобием и красочностью – масляные краски талантливой рукой Жуковского создают атмосферу праздничного уюта и тепла. Художник показывает нам только часть красивой, но судя по тесной обстановке, маленькой комнаты, центральное место которой занимает празднично украшенный стол.
Атмосферу, которая царит на холсте передал талантливый поэт Иван Есаулков: "Пасхальный стол почти готов к приёму…", и правда, главные блюда — это куличи и яйца – "…крашенки – лежат на первом плане…и куличи воздушной массой манят…" ждут своих гостей, а те, вероятно, уже где – то близко, на пороге, в предвкушении праздничного ужина.
"Давно нетерпеливо бродит свет…" – несмотря на свою тесноту, комната наполнена светом и воздухом, которые Жуковский стремился передать в каждом мазке. Создается впечатление, что ты не смотришь на нее, а сам находишься в ней и может дотронуться до столовых приборов, посидеть на драпированном диване, подождать гостей с пасхальной литургии и пригласить их к столу.
Поделиться824.04.22 08:16:16
Картины Кустодиев на пасхальную тему, если расположить их в определенной последовательности (но не в хронологическом порядке), могут послужить настоящим путеводителем по празднованию Пасхи до революции.
Б. Кустодиев. Канун Пасхи
Итак, первой в этом ряду можно поставить картину «Канун Пасхи». На таинственном темно-синем фоне сумерек виден силуэт православного храма, вероятно освященного во имя Воскресения Христова. Окна храма и рядом стоящей колокольни ярко освещены теплым золотистым светом, словно подчеркивая, что за этими стенами свершается подлинное чудо. Вокруг храма – толпа людей, несущих свечи, упряжки лошадей, очевидно, пасхальная служба только начинается, и верующие как раз съезжаются к ней.
Художнику удалось передать атмосферу, предшествующую главному православному празднику, - радостное ожидание и суету. Можно даже сказать, что Пасха на картине достаточно ранняя, поскольку рядом с храмом лежит снег, а на деревьях еще нет листьев.
Борис Кустодиев. Пасхальная ночь. 1917
Следующей картиной кустодиевского пасхального цикла можно считать «Пасхальную ночь» 1917 года. В этом году Борис Кустодиев во время пасхальных торжеств был в Москве, так что, скорее всего здесь изображен Успенский собор Московского Кремля рядом с которым происходит кульминационный момент Пасхальной службы – Крестный ход. Представители духовенства в праздничных белых облачениях несут иконы и хоругви, спускаясь с высокого подклета перед храмом, за ними тянется толпа верующих.
Поступательное движение крестного хода делает сцену достаточно динамичной. В самом центре композиции – темный лик Спаса Нерукотворного на розовой стене храма. Доминирующие цвета картины – белый, розовый и золотисто-коричневый в сочетании с темно-синим ночным небом создают атмосферу одновременно тайны и радости.
Борис Кустодиев. Христосование. 1916
Действие следующих полотен происходит уже на следующий день, собственно во время празднования Пасхи. Цикл продолжает картина «Христосование» (1916). Это одна из самых известных пасхальных композиций Кустодиева, и эта известность сложилась прежде всего благодаря невероятным пасхальным угощениями, которые художник со смаком изобразил на холсте.
Главные герои картины: пышная купчиха в нарядном розовом платье с розовой же шалью и ее гость, благообразный купец в удлиненном парадном черном сюртуке и начищенных сапогах, обмениваются традиционными пасхальными поцелуями и крашеными яйцами, то есть совершают обряд христосования. В руке у купца – красное крашеное яйцо, символ праздника.
Группа сдвинута к левому краю полотна, так что зрители могут видеть часть стола с праздничным угощением, богато и торжественно накрытого. Перед нами на белоснежной скатерти в живописном беспорядке расположены: тарелка с горкой крашеных яиц, банка с черной икрой, жареная курица, творожная пасха, похожая на белую пирамиду Хеопса, ряд разнокалиберных и разноцветных бутылок с алкоголем, и как главное украшение стола – два кулича, высокий и высоченный, украшенные бумажными розами и щедро обмазанные белоснежной сахарной глазурью. На заднем плане – сине-голубые обои со вполне логичным рисунком в виде рога изобилия.
Далее действие в пасхальной серии Кустодиева перемещается на улицы среднерусского провинциального города, виды которого очень часто появляются на полотнах и рисунках художника в идеализированном утопическом виде. Картины «Светлое воскресенье» и «Пасхальный день» (1917) показывают жителей этого городка, которые, посетив утреннюю церковную службу, степенно прогуливаются, обмениваются приветствиями и поздравлениями со своими знакомыми. Мы видим дородных благостных священнослужителей, их красавиц жен и дочерей, купцов и купчих. Дамы – в ярких нарядных платьях, мужчины одеты соответственно их социальному статусу.
Борис Кустодиев. Светлое воскресение
В картине «Светлое воскресение» группа персонажей, среди которых есть и священник, и купец, и две дамы, находится перед широко открытыми церковными воротами, как будто на границе мира духовного и мира земного. Но и в мире земном, расстилающимся за воротами, который освещен ярким весенним солнцем, видны не только белоснежные стены и зеленые крыши домов местных обывателей, но и несколько храмов с ярко-синими куполами.
Борис Кустодиев. Пасхальный день. 1917
«Пасхальный день» переносит нас на улицу на окраине идиллического городка, где в палисадниках пасутся коровы, где люди могут целые дни проводить, сидя на завалинке и созерцая окрестности, где в маленьких домиках на окнах пышно расцветают герани, и жизнь течет спокойно и безмятежно, осеняемая белоснежным храмом, который возвышается на холме, где сходятся все дорожки и тропинки. Именно здесь встретились двое священников и их семьи, совершающие традиционную прогулку в середине счастливого пасхального дня. Покой и радостное настроение полотна подчеркиваются светлой почти пастельной гаммой с преобладанием зеленых и голубоватых тонов. Композиция почти идеально симметрична и статична.
Борис Кустодиев. Кресный ход. 1915
Иногда картины Кустодиева, которые он исполнял в уникальном индивидуальном художественном стиле, называют «грезами», ведь он совершенно искренне рассказывал в них о том, как по его мнению должны жить русские люди. Кустодиев прекрасно понимал, что того, что он изображал на своих картинах, никогда не было, но мечтал и втайне надеялся, что когда-нибудь все это окажется вполне реальным. Действительно, почему невозможны радостное ощущение жизни, красота, добродушие, чистосердечие, простота и прочие приметы идеального мира. И каждый раз светлый праздник Пасхи пробуждает в нас новые надежды на то, что художественная утопия когда-нибудь может оказаться реальностью, и мечта о спокойной, праздничной и осмысленной жизни на земле будет вполне осуществима.
Поделиться924.04.22 08:18:32
В. Кудрин. Пасха
Поделиться1024.04.22 08:19:43
Л. Архипова. Пасхальная ночь
Поделиться1124.04.22 08:21:00
Нестеров
Поделиться1224.04.22 08:22:33
А. Гурьева-Сажаева. У тети Дуси
Поделиться1324.04.22 08:27:00
М. Шаньков. Пасха. 2005 г.
Поделиться1424.04.22 08:28:00
И. Каверзнев. Светлая Пасха
Поделиться1524.04.22 08:34:24
Кошелев Н.А. Дети, катающие пасхальные яйца. 1855
Поделиться1624.04.22 09:58:06
В.Г. Перов «Сельский крестный ход на пасхе»
Поделиться1724.04.22 09:59:40
С.Ф.Колесников «Перед пасхальной службой»
Поделиться1824.04.22 10:03:13
И.С.Горюшкин-Сорокопудов «На заре пасхального утра»
Поделиться1924.04.22 17:32:28
Пасха. Николай Пимоненко. Начало XX века
Поделиться2025.04.22 16:38:52
ГАВРИЛЯЧЕНКО Сергей Александрович родился 2 октября 1956 года в г. Шахты Ростовской области. Заслуженный Художник России. Профессор МГХИ им. В.И. Сурикова. Секретарь Союза Художников России. Награждён медалью «Достойному» Российской Академии Художеств. В 1984 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И. Сурикова по мастерской К.А. Тутеволь.