"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Майская ночь, или утопленница, 1952


Майская ночь, или утопленница, 1952

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

31 октября 2022 года фильму «Майская ночь, или утопленница» исполнилось 70 лет!

https://i.imgur.com/fcPSEcsm.jpg

«Майская ночь, или Утопленница» — советский полнометражный цветной художественный стереофильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1952 году знаменитым режиссёром - сказочником Александром Роу по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя.

Премьера фильма в СССР состоялась 31 октября 1952 года.

Съёмочная группа

Сценарий — Константин Исаев
Постановка — Александра Роу
Оператор — Гавриил Егиазаров
Режиссёр — А. Ульянцев
Режиссёр-монтажёр — Ксения Блинова
Композитор — Сергей Потоцкий
Звукооператор — Сергей Юрцев
Художники — Пётр Галаджев, Ирина Захарова
Художники по костюмам — Эльза Рапопорт, Ф. Алексеенко
Художник-гримёр — Н. Мардисова
Комбинированные съёмки:
Художник — Владимир Никитченко
Оператор — Л. Сазонов
Художник по дорисовкам — Игорь Бахметьев
Песня Левко «Спи, моя красавица» и хор парубков
Музыка — Н. А. Римского-Корсакова
Оркестр Государственного Ордена Ленина Академического театра оперы и балета
Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко
Дирижёр — Константин Симеонов
Директор картины — Борис Краковский

Сюжет

Гуляя вечером под цветущей черёмухой, девушки встречают одинокого старика и просят у него рассказать сказку. Тот соглашается и начинает рассказывать о событиях, произошедших однажды в майскую ночь.

Молодой казак Левко, сын деревенского головы, тайно встречается с Ганной. Никем незамеченные, они идут к пруду и замечают на его берегу старую хату. Левко рассказывает избраннице, что по слухам когда-то в этом доме жил пан сотник с прекрасной дочерью. Однажды сотник женился и привёз сюда свою супругу, которая оказалась ведьмой. Превратившись первой ночью в чёрную кошку, ведьма пыталась убить дочь сотника, но та рассекла ей левую руку. Тогда ведьма устроила так, что сам сотник выгнал дочь из дому. Отчаявшись, панночка утопилась и сделалась главной среди утопленниц. Подкараулив мачеху, она утащила её в воду, но та сама превратилась в утопленницу, и с тех пор панночка никак не может найти её среди своих подруг.

Успокоив испуганную Ганну, Левко уходит с друзьями, но вскоре находит своего отца, который строго разговаривает с Ганной и запрещает ей видеться с Левко. В отместку казаки ближайшей ночью дурачат голову и его гостей, насмехаясь над ними в песнях и вынуждая дважды поймать и запереть свояченицу. Навеселившись и устав, Левко приходит к пруду и засыпает в лодке. Во сне он видит панночку в окне старого дома, та просит, чтобы он нашёл её ведьму-мачеху среди других утопленниц. Левко наблюдает за девушками, резвящимися под обрывом, и вскоре находит ведьму. Утопленницы окружают её и уводят. В благодарность за помощь панночка передаёт Левко записку, которая оказывается у него в руках после сна. Левко передаёт эту записку разгневанному отцу, и выясняется, что там послание от комиссара, который требует женить Левко на Ганне. На расспросы отца казак придумывает историю о недавней встрече с комиссаром, на которой тот обещал вскоре приехать к голове на обед. Пообещав, что сын «отведает нагайки», растерянный отец всё-таки разрешает ему жениться на Ганне. Счастливый Левко приходит к дому Ганны, но та ещё спит спокойным сном.

Закончив рассказ, старик собирается спать и обещает девушкам, что следующим вечером расскажет им ещё одну страшную сказку.

«Ма́йская ночь, и́ли Уто́пленница» — повесть Николая Васильевича Гоголя.
Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана в 1829—1830 годах.

+3

2

Роли исполнили

Роли исполняют

Николай Досенко — Левко
Татьяна Конюхова — Ганна
Лилия Юдина — Панночка
Александр Хвыля — Голова
Эмма Цесарская — свояченица
Антон Дунайский — винокур
Георгий Милляр — писарь
Георгий Гумилевский — каленик
Габриэль Нелидов — пасечник
Галина Григорьева — мачеха
Василий Бокарев — сотник
Александр Жуков — Карпо

0

3

0

4

Майская ночь, или Утопленница (1952)

«Майская ночь, или Утопленница» – экранизация одной из повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, предпринятая режиссёром Александром Роу.

Сам режиссёр Александр Роу определял жанр своего фильма как лирическая музыкальная комедия. На поверке получилось подобие оперетты с подчёркнуто театральными декорациями, шикарными костюмами, обилием песен и танцев.

В фильме звучит музыка композитора Сергея Потоцкого, отрывки из оперы Н.А. Римского-Корсакова и украинский фольклор. Съёмки проходили в павильонах Киностудии им. М. Горького. Натуру снимали на Полтавщине. Картина также демонстрировала возможности цветного кинематографа с обилием различных деталей, создающих национальный колорит.

0

5

Фильм «Майская ночь, или Утопленница», созданный режиссером Александром Роу, в 2022 году отметил юбилей. В комедии с элементами триллера, снятой в середине прошлого столетия, есть все, чтобы заинтриговать современного зрителя: отличная драматургия, великолепная режиссура, прекрасный актерский состав. Но это далеко не все.

https://i.imgur.com/gJC2ZqHm.jpg
Кадр из фильма «Майская ночь, или Утопленница»

Комедия «Майская ночь, или Утопленница» вошла в золотой фонд российского кинематографа. На протяжении 70 лет, с момента выхода на большие экраны страны, ее посмотрели несколько поколений советских, теперь уже российских зрителей.

Интерес к фильму не иссякает по нескольким причинам. Литературным источником, который лег в основу сценария, является одноименная повесть «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя.

В сюжете картины есть все, чтобы заинтересовать современного зрителя, знакомого с жанром триллера, искушенного зарубежными хоррорами, ужастиками и фэнтези. Но в отличие от подобных кинопроизведений, вызывающих ужас и страх, которые долго преследуют, заставляя людей вздрагивать от собственной тени, картина Александра Роу не оставляет неприятного «послевкусия».

Фильм-сказку с элементами мистики можно смотреть всей семьей, даже с маленькими детьми. Страшно не будет. Режиссер сохранил архитектонику автора, умело перемежающего свои «страшилки» тонким юмором и сатирой. Сберег и атрибутику, присутствующую в произведениях Гоголя: мистику и смех.

От режиссера – до актеров

Сюжет картины незатейлив: упрямый сельский голова не дает согласия на брак сына с простой казачкой. Юноша нашел выход, вступив в сговор с «нечистой силой». Помочь Левко взялась панночка, которая покончила с собой, забрав на дно водоема злую мачеху-ведьму, не дающую покоя бедной девушке даже на том свете. Взамен за свою услугу – соединить влюбленных – панночка просит отыскать ведьму, чтобы наказать ее.

Задачу автора произведения и режиссера Александра Роу, считавшегося главным сказочником страны, решила сплоченная съемочная группа с прекрасным коллективом. Сценарий фильма написал известный советский драматург, лауреат двух Сталинских премий Константин Исаев.

Оператором стал не менее именитый Гавриил Егиазаров – кинорежиссер, сценарист, актер. Музыку к фильму написал Сергей Потоцкий – ученик композитора Сергея Танеева. К слову, тональность фильму придают фрагменты из оперы «Майская ночь» Николая Римского-Корсакова. Музыка великого композитора прозвучала в песне Левко «Спи, моя красавица».

+1

6

В главных ролях снялись молодые на тот момент актеры, начинающие восхождение на Олимп славы.
https://i.imgur.com/EigLm8rm.jpg
Влюбленного героя Левко сыграл Николай Досенко.
https://i.imgur.com/P2Zf85em.jpg
Ганну – красавица Татьяна Конюхова,
будущая звезда советского кинематографа.
https://i.imgur.com/FKfgS1wm.jpg
На роль панночки режиссер пригласил
не менее привлекательную Лилию Юдину,
выпускницу Театрального училища имени Щукина.
Для обеих актрис картина Роу стала дебютом и путевкой в большое кино.

Молодые актеры сумели не потеряться на фоне «тяжеловесов», слава о которых гремела по всей стране.
https://i.imgur.com/YwcapUMm.jpg
Александр Хвыля сыграл упрямого отца, не дающего сыну согласие на венчание с красавицей Ганной. Любимец публики Георгий Милляр выступил в роли писаря.
https://i.imgur.com/qaY3xpRm.jpg
Галина Григорьева снялась в роли мачехи,
https://i.imgur.com/t5aJX9nm.jpg
Эмма Цесарская предстала перед зрителями в образе
свояченицы.

Без вольностей, но с искрой

Фильм «Майская ночь, или Утопленница» снимали на киностудии имени Горького. Вспоминая о съемках, народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова рассказывала об удивительной атмосфере, созданной режиссером Роу. Александр Артурович, которого называли классиком волшебной киносказки, по словам актрисы, был прост в общении.

Он тщательно оберегал молодежь от всего, что могло бы создать ощущение дискомфорта. Вольностей в виде сиюминутной импровизации не позволял, но и не противился проявлениям творческой активности. Возможно, это тоже сыграло свою роль в будущем успехе картины.

Фильм с захватывающим сюжетом и прекрасной игрой передал колорит, присущий времени, в котором происходит действие. Здесь есть все, что может увлечь и заворожить не только зрителей, любящих фольклор.

Фильм интересен всем, кто неравнодушен к хорошей музыке, народным песням, пляскам, юмору. «Исконно русская сказка – добрая, поучительная», – говорят современники, знающие толк в настоящем искусстве.

Знаете ли вы, что?

Мистическую киносказку кинорежиссера Александра Роу называют первым советским фильмом ужасов.

По невероятному совпадению, которое иначе как мистикой не назовешь, фильм вышел в прокат 31 октября 1952 года, хотя в Советском Союзе хэллоуин, никто не отмечал, да и о самом празднике тогда знали понаслышке.

После выхода картины на экраны зарубежная пресса отметила уникальный художественный стиль и необычные для того времени спецэффекты.

Картину «Майская ночь, или Утопленница» режиссер Роу снимал в двух вариантах – стереоскопическом и плоском. Фактически, как говорят эксперты, получилось 3D-изображение. Решение считалось невероятно смелым.

Стереоскопический вариант снимали в системе «Стерео 35 кадр за кадром». Ее разработали сотрудники кинофотоинститута НИКФИ (сегодня – это киностудия имени М. Горького).

В процессе съемок группа использовала особую камеру и специальный проектор. Чтобы получить нужный эффект, зрители должны были находиться в определенном положении по отношению к экрану.

+1

7

https://i.imgur.com/YB39xgCm.jpg
Великий советский сказочник

Рассказ о фильме «Майская ночь, или Утопленница» был бы неполным без воспоминаний о человеке, создавшем культовое кинопроизведение. Секреты будущего мастерства Александр Роу, в жилах которого текла ирландская кровь, постигал у Якова Протазанова.

Впоследствии, став известным режиссером, он не раз вспоминал, что мечтал снимать фильмы еще совсем молодым. А попав на киностудию, знал, что это будут сказки. Мечтам легендарного режиссера было суждено осуществиться. Его первой картиной стала сказка «По щучьему веленью», созданная в 1938 году и тепло принятая зрителями.

Потом были «Конек-Горбунок (1941), «Кащей Бессмертный» (1945). После «Майской утопленницы» Роу снял фильмы «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Марья -искусница» (1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Морозко» (1964) и другие. Звание «Классик волшебных киносказок» досталось Александру Роу неслучайно.

+1

8

https://i.imgur.com/SRMZc2mm.jpg
фактов об ирландце с русской душой Александре Роу

Александр Роу. Режиссер, под фильмы которого не одно поколение проникалось "русским духом". Лиричные и страшные, поучительные и смешные, сказки ирландца с русской душой Роу любимы всеми.

https://i.imgur.com/wJtj4jGm.jpg
Кадр из фильма "Марья искусница"

1. Ирландский мальчик

Судьба Роу тоже похожа на сказку, не всегда добрую… Александр Артурович родился в марте 1906 года. Его отец был заморским принцем… А точнее ирландским инженером, приглашенным в Россию как крупный специалист мукомольной промышленности. Когда Александру исполнилось 10 лет, отец по воле злых сил, а точнее политических процессов, был вынужден вернуться в Ирландию. Мальчик и больная мать остались одни. Торговал мальчишка спичками, гребешкам, был помощником священника… Долго ли, коротко ли, закончил Саша школу, поступил в промышленно-экономический техникум, затем в киношколу, а позже Московский драматический техникум имени Ермоловой.

2. Два парохода наследства

В газете «Известия» появилось однажды объявление: «Разыскивается наследник Роу!». Александр отправился в Министерство иностранных дел и… От всего наследства ему достались фотоаппарат и пальто. Друзьям было очень интересно, что за наследство? А юный выдумщик взял и пустил по Москве слух: «Да, получил – два парохода. Не знаю как теперь использовать, куда приспособить». «Вот сказочник!», — говорили многие, но многие и верили.

3. В мире сказок

Александра Роу сегодня называют первым киносказочником страны. Первая работа Роу в 1938 году — «По щучьему велению» — была встречена с настороженностью: Что за намеки? Это мистика что ли? Но спецэффекты настолько понравились неизбалованным зрителям, а особенно детям, что Роу получает заказ на новые фильмы. И появились прекрасные киносказки, которыми невозможно не восхищаться: «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-Искусница», «Конек-Горбунок». Поздние работы: «Майская ночь, или Утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство Кривых Зеркал»…

4. "Морозко"

«Морозко», наверное, лучший фильм-сказка Александра Роу, неоднократно отмеченный призами и наградами на престижнейших кинофестивалях мира.
Кстати в американском прокате эта детская сказка шла как «триллер» и имела возрастное ограничение к просмотру. Заморские телезрители не оценили киносказку, назвав ее худшим советским фильмом. Единственным положительным героем для американцев стала Марфуша. Именно такой, по их мнению, должна быть настоящая женщина: желать хорошего мужа и достатка в семье.

5. Создатель русского "саспенса"

Во одно время с Роу в Америке Хичкок творит в жанре «саспенса». Страх навевал на советских зрителей и Роу. Чего стоит кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса» с появлением из воды лохматого пальца и угрожающего до дрожи: «Должок!». Поэтому Александра Роу также называют родоначальником отечественного фильма-ужасов. Мистические технологии режиссер хранил в строжайшем секрете. Роу впервые в нашем кинематографе доверил волшебный сюжет не рисованным или кукольным персонажам, а актерам. Сработанный в Загорске для «Василисы Прекрасной» макет Змея Горыныча, который двигали изнутри 20 человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от Змея шарахалась лошади. Позже и в «Кащее Бессмертном», и в «Марье-Искуснице», Роу применил новаторские для своего времени принципы комбинированной съемки.

6. Роу и Милляр

Говоря о Роу и его сказках, невозможно не упомянуть имя актера, создавшего на экране целый ряд уникальных персонажей. Георгий Милляр в «Василисе Прекрасной», например, сыграл сразу три роли, в том числе и свою коронную Бабу-Ягу. Интересно, что на роль фольклорной злодейки пробовалась и великая Раневская, и множество молодых красивых актрис. Но Милляр резонно заметил Роу: «Какая нормальная женщина согласится так себя изуродовать? Только гример отвернется – тут же ресницы подкрасят!».

7. Путешественник

Александр Роу был страстным путешественником, объехал со своими фильмами весь мир. Побывал в 22 странах Африки, что для советского времени было рекордом. Но экранизировал он только русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки. В его работах есть все: и содержание и поучения, а главное - душа сказки и русского народа с неповторимым юмором и лиричностью.

Юлия Афанасьева
Источник: http://aloban75.livejournal.com/1462397.html

+1


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Майская ночь, или утопленница, 1952