Курьерский поезд «Полярная стрела»
К 90-летию первого рейса по маршруту Ленинград — Мурманск — Ленинград
Смычка на 537-й версте
В конце 1914 года в Петрограде было создано Управление по постройке Мурманской дороги, соединяющей железнодорожную сеть России через Петрозаводск — Кемь — Кандалакшу с незамерзающим портом Мурмана на побережье Северного Ледовитого океана. Решение о строительстве было очень рискованным, так как до этого еще никто и нигде не строил железных дорог в таких высоких северных широтах.
Официальной датой открытия сквозного движения на Мурманской дороге считается 3 (16) ноября 1916 года. В этот день две партии рабочих-укладчиков, идя навстречу друг другу со станции Боярской (с севера) и разъезда Амбарного (с юга), завершили укладку последнего участка Мурманской железной дороги. Смычка произошла на 537-й версте от Петрозаводска.
Один из построенных участков трассы Мурманской железной дороги.
Фото: История Мурманской железной дороги
Транспортно-промышленно-колонизационный комбинат и первый курьерский поезд
Гражданская война 1917−1922 гг. оставила Мурманскую дорогу в плачевном состоянии. С момента открытия движения она была дорогой преимущественно военного значения, оставаясь в то же время недостроенной и плохо оборудованной. Мурманский порт коммерческой работы не имел, а Карелия вместе с Мурманской областью со своим небольшим населением и крайне слабой промышленностью не могли питать дорогу достаточным количеством грузов. Отсутствие необходимых средств на достройку дороги, крайне незначительные перевозки грузов и пассажиров — все это привело к тому, что некоторые работники НКПС предлагали передать южную часть дороги в ведение Октябрьской дороги, а северную часть (от Петрозаводска до Мурманска) законсервировать до лучших времен.
По инициативе наркома путей сообщения Ф.Э. Дзержинского и в результате изучения вопроса о Мурманской дороге специальной комиссией и в Президиуме ВЦИК Совет Труда и Обороны утвердил 25 мая 1923 года «Положение о колонизации Карело-Мурманского края», преобразовавшее хозяйство Мурманской дороги в транспортно-промышленно-колонизационный комбинат. Укрепив свое финансовое положение, Мурманская дорога с помощью НКПС стала проводить неотложные достроечные работы. Деятельность Мурманской дороги как транспортно-промышленно-колонизационного комбината закончилась в 1930 году.
В начале 30-х годов железнодорожный транспорт в стране испытывал определенные перегрузки, и это требовало радикальных мер со стороны властей.
В августе 1933 года было опубликовано Постановление Совета народных комиссаров «О перестройке организации управления железнодорожного транспорта», а в марте 1934 года вышло совместное постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О планировании перевозок и улучшении работы местных органов Народного комиссариата путей сообщения», в частности, об организации отделений службы эксплуатации.
Именно в этот период, 14 мая 1934 года, из Ленинграда в Мурманск отправился первый курьерский поезд.
«Полярная стрела»
Экспресс под номером 3/4
Поезд «Полярная стрела» Ленинград — Мурманск был вторым по значимости экспрессом в стране и ходил под номером 3/4. Поезда с таким статусом совмещали в себе скорость и комфорт. Чтобы сократить время в пути, они делали минимальное число остановок и шли с максимально доступной скоростью 60−65 километров в час.
Снаружи новые вагоны были ярко-зеленого цвета, а удобства для пассажиров находились на самом высшем для того времени уровне. Все вагоны были электрифицированы, интерьеры украшали ковры и занавески. В поезде располагались библиотека и буфет.
Газета «Полярная правда» № 114 от 18 мая 1934 года описывает убранство поезда следующим образом:
«Во всех вагонах "Полярной стрелы" образцовая чистота. Чистоту в каждом вагоне, в купе дополняет необходимый уют. На столах в купе стоят небольшие настольные электрические лампы, на лампах цветные абажуры. Полы в купе и в коридорах покрыты мягкими коврами. Ковры скрывают шум шагов, и в вагонах, едва покачиваемых во время хода поезда, стоит полная тишина. Замечательные проводники в вагонах. И не потому что проводники одеты в новенькую темно-синюю форму, не от того, что у них во френчах вместо петлиц металлические дощечки с надписью: "Полярная стрела". Нет. Совсем не поэтому. Спокойно, без лишней угодливости встречают проводники "Полярной стрелы" пассажиров около вагона. Проверив билет, они ведут его в вагон, указывают отведенное место и помогают разложить вещи. Записав в свою книжку заявление пассажира относительно постельной принадлежности, проводник идет к следующему пассажиру.
Окончание: https://dzen.ru/a/Zk8F0Xu0u02zselB