10 февраля исполняется 105 лет со дня рождения уникального русского драматурга, нежнейшего поэта и прекрасного сценариста Александра Володина. По его пьесам были поставлены спектакли и фильмы, которые пользовались у зрителей огромной популярностью: «Звонят, откройте дверь», «С любимыми не расставайтесь», «Осенний марафон» и др. А вот против экранизации своей пьесы «Пять вечеров» драматург категорически возражал – ему самому она казалась слабой и устаревшей.
.
Но режиссер Никита Михалков настоял на своем, хотя для этого и ему, и актерам Людмиле Гурченко и Станиславу Любшину пришлось пойти на риск…
Летом 1978 г. Никита Михалков был занят работой над первой частью фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Когда отсняли летнюю натуру, съемки нужно было отложить до зимы. Съемочную группу в таком случае пришлось бы распустить, и не было никаких гарантий того, что через несколько месяцев ее удалось бы вновь собрать в том же составе. Чтобы этого не случилось, а простоя в работе не возникало, оператору Павлу Лебешеву пришла смелая мысль: использовать эту паузу для того, чтобы снять еще один фильм. Олег Табаков поддержал эту идею и предложил взять за основу готовую пьесу, чтобы на создание сценария ушло меньше времени. «Пять вечеров» Александра Володина казалась идеальным вариантом: действующих лиц немного, массовки нет, натурных съемок тоже – действие происходит в трех квартирах, да еще в ресторане и на почте.
Идея снять фильм за 25 дней казалась абсолютно неосуществимой – тогда никто не снимал кино в столь сжатые сроки. Когда на «Мосфильме» узнали о намерении Михалкова снять между двумя сериями «Обломова» еще один фильм, поначалу с режиссером не хотели даже разговаривать по этому поводу. Судьбу фильма неожиданно решила существовавшая в те времена система государственного планирования: одна из киностудий не справилась с запланированными съемками, годовой план находился под угрозой срыва, и показавшаяся сначала абсурдной идея Михалкова теперь выглядела спасительной. Ему даже пообещали дать во всем «зеленый свет» и разрешили утвердить всех актеров без проб. Дело оставалось за малым – получить согласие драматурга на экранизацию его произведения.
Драматург и сценарист Александр Володин | Фото: rg.ru
Пьесу «Пять вечеров» Александр Володин написал еще в 1959 г. Когда Володин узнал о намерении Михалкова снять по «Пяти вечерам» фильм, эта идея его не вдохновила: он считал, что режиссер слишком молод для того, чтобы адекватно воссоздать атмосферу послевоенного времени, да и сюжет самой пьесы казался ему безнадежно устаревшим для конца 1970-х гг., ведь все, что было неожиданным и новым в начале «оттепели», уже давно стало нормой. «Когда пьеса была написана, – вспоминал драматург, – одиноких женщин на сцене и экране ещё не существовало. Неустроенные судьбы были немыслимы. Но с тех пор одинокие женщины густо населили кинопроизведения, неустроенные судьбы стали ещё более неустроенными».
.
Михалков убедил Володина для начала приехать на съемочную площадку, понаблюдать за процессом работы над «Обломовым», а заодно обсудить перспективы будущих съемок. Творческий процесс так увлек Володина, что он поддался на уговоры. Все изменения в сценарии с ним согласовывали, но ни разу деликатность не позволила ему вмешаться в работу и согласился и с трактовкой сюжета, и с выбором актеров на главные роли.