Индийские народные инструменты — музыка уникальной и загадочной страны
История и основные направления
Народное музыкальное искусство в наше время вновь набирает популярность, и Индия в этом плане не исключение. Интересно, что этнические мелодии популярны не только среди самих индийцев, но и на Западе – многие современные исполнители, ди-джеи используют в своих композициях индийские мотивы.
Отчасти это произошло благодаря популяризации болливудских фильмов, отчасти – благодаря легендарной группе The Beatles. Они в свое время не раз путешествовали по индийским землям и, проникшись местной культурой, творили здесь. Так, к примеру, в песне Norwegian Wood можно явно уловить звуки ситары.
Также мелодии Индии использовал в своем творчестве музыкант из Великобритании Джон Маклафлин.
Однако классические мотивы известны индийцам еще с древности. О них рассказывается в священном ведическом тексте «Самаведа», который так и переводится – «писание о песнопениях».
Позднее, во II-IV столетиях нашей эры, появилось писание «Сангитаратнакара», составленное философом Шарангадевой, которое содержало описание музыкальной традиции Южной Индии. Она считается более ранней по сравнению с североиндийской.
Таким образом, выделяется два музыкальных народных направления:
Карнатака – распространено в южной части страны, использует по большей части такие инструменты, как вена, вина, мриданга, скрипка, канджира.
Хиндустани – музыка северной Индии, складывается из звуков ситары, бансури, саранга, сарода, таблы.
С течением времени народная музыка индийцев немного видоизменялась: вместе с мусульманскими завоеваниями в культуру «перекочевали» арабские мотивы, во время колонизации – европейские. Однако этническая музыка, несмотря на это, нисколько не растеряла своей прелести и самобытности, а музыкальные инструменты остались прежними – о них и поговорим.
Основные инструменты
Барабан
Традиционный индийский барабан называется табла. Вернее, это не один, а два барабана, которые всегда играют в паре. Они не отличаются большими размерами, но это не мешает им издавать ритмичный, гибкий и высокий звук, когда музыкант ударяет по ним ладонью или всего лишь подушечками пальцев.
Слово «табла» имеет арабские корни и имеет буквальный перевод – «барабан».
Оба инструмента полые внутри, с кожаной мембраной, покрытой специальным составом, от которого зависит звуковой диапазон. Также сверху находится пергамент, прикрепленный полосками из кожи. Они используются для настройки: под ремешки кладут небольшие палочки из дерева и перемещают их посредством специального молоточка.
Барабаны Табла
В остальном барабаны отличаются друг от друга:
Табла, или дахин – главный барабан, находится с правой стороны, изготовлен из дерева, в размерах больше по высоте – около 30-35 сантиметров, по форме похож на маленькую бочку в 15 сантиметров в диаметре.
Дагга – располагается слева, по размеру на 4-6 сантиметров ниже, чем табла, но шире в диаметре, по материалу медный, глиняный, серебряный или латунный, по форме похож на чашу.
Табла считается одним из первых инструментов в государстве. Точная дата не указывается, но о нем есть упоминания в священном тексте «Натьяшастра», который датирован началом нашей эры.
Чаще всего его используют в северной традиции, а по происхождению он имеет персидские корни. Всемирно известный в музыкальных кругах исполнитель, играющий на этом нетривиальном инструменте – Закир Хуссейн.
Ситара
Еще один популярный инструмент – ситара, или ситар. Он относится к группе струнных щипковых группы лютневых. Звук его уникален и, как говорят многие, способен затмить собой целый оркестровый ансамбль.
Дело в том, что ситар имеет множество струн: семь главных (из них пять – мелодические, две – бурдонные), а также от девяти до тринадцати вспомогательных. Вспомогательные струны резонируют с остальными, как бы отзываясь эхом, и создается глубокая, многогранная мелодия.
Ситар
Чтобы играть на ситаре, необходим особый медиатор, который носит название «мизраб». Его надевают на правую руку, на указательный палец, так что он становится похожим на длинный ноготь. Основная характерная черта ситара – большой тыквенный резонатор.
Считается, что инструмент пришел в индийскую культуру в XIII столетии в период завоеваний мусульман, а его отец – так называемый сетар, распространенный у персов. Однако в Индии ситар приобрел собственный внешний вид с декорированием материалами из слоновьей кости и куста розы.
Близким родственником ситары можно назвать двадцатиструнный эсрадж. Однако он появился всего два столетия назад, а играют на нем при помощи смычка.
Сарод
Сарод – следующий по популярности щипковый инструмент. У него нет ладов, зато количество струн колеблется от 20 до 25. Современные модели обладают максимальным количеством струн: четыре создают мелодию, две – поддерживают ритм, а остальные настроены по-особенному, благодаря чему резонируют при игре.
Сарод
Дека изготавливается из цельного дерева тика, а затем покрывается кожей козы. К грифу крепится аккуратная пластинка из металла.
Мелодия создается специальным медиатором и в итоге получается удивительно глубокой, даже медитативной. Звуки могут быть мелодичными, протяжными, а также отрывистыми.
Один из главных виртуозных игроков на сароде прошлого века – Аладдин Хан. Он был создателем собственной гхараны, то есть школы – майхарской. Именно от конкретной школы зависит количество струн и извлекаемая мелодия.
Бансури
Флейта Кришны – так чаще всего называют в миру бансури. В древних священных писаниях индуизма существуют иллюстрации, где бог Кришна изображен с этой флейтой. Также она была любимым инструментом Вишну.
Конструкция выглядит следующим образом: в бамбуковом стебле проделывается 7-9 отверстий, причем те 1-2, что на конце, нужны для настройки. По длине стебель варьируется от 30 сантиметров до метра, но чаще всего встречается полуметровый бансури. От длины зависит звук: чем больше, тем ниже мелодия.
Игра на бансури
Существует два вида бансури:
продольный – применяется в народном творчестве, выступлениях;
поперечный – характерен для классических произведений.
Звуки, исходящие из флейты Кришны, словно переливаются, перетекают друг в друга. Нередко их можно услышать под аккомпанемент таблы и ситара.
Мриданга
Мриданге большое внимание уделяют жители Южной Индии в своей духовной практике, ведь считается, что людям его подарил сам Кришна. Многое о нем, в том числе способ изготовления, рассказывается в индуистском священном тексте «Натья-шастра». Согласно ему, с помощью священного барабана можно извлечь 108 разных звуков, а сам он являет символ непоколебимой божьей силы.
Барабан мриданга
Мриданга представляет собой барабан, напоминающий по форме два соединенных горшка для цветов. Полый внутри гляняный, деревянный, а в последнее время и пластиковый корпус на концах венчается мембраной, закрепленной ремешками из кожи. Для большего эффекта резонанса на мембраны иногда наносят специальный глиняный состав с добавлением порошка и муки.
При этом мембрана изготавливается из кожи быка или коровы, но животные не должны погибать от насильственной смерти. Чаще всего этот барабан используется в религиозных обрядах и ритуалах. Чтобы извлечь звук, нужно стучать по нему ладонями или кончиками пальцев.
Cаранги
Сарнаги – струнный смычковый инструмент, по многим характеристикам напоминающий скрипку. Изначально он был распространен в североиндийской культуре, а сейчас чаще всего используется на театрализованных представлениях, сопровождает танцы.
Деревянная дека, выполненная из цельного ствола, сверху покрыта кожей, а по бокам – особыми отверстиями. В зависимости от школы встречаются инструменты с 14-19 струнами: всего 3-4 из них игровые, а все остальные – резонирующие. Звук саранги может охватить две октавы.