"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Вечера на хуторе близ Диканьки, 1961


Вечера на хуторе близ Диканьки, 1961

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Вечера на хуторе близ Диканьки

«Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» («Ночь перед Рождеством») — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу. Экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-01.jpg

Год: 1961   
Производство: СССР   
Режиссер: Александр Роу   
Сценарий: Николай Гоголь, Александр Роу   
Оператор: Дмитрий Суренский   
Композитор: Аркадий Филиппенко 
В ролях: Александр Хвыля, Людмила Мызникова, Юрий Тавров, Людмила Хитяева, Сергей Мартинсон, Анатолий Кубацкий, Вера Алтайская, Дмитрий Капка, Марина Сидорчук, Александр Радунский 
Описание: Веселая история про то, как в рождественскую ночь в украинском селе всех попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось одолеть нечистую силу и добыть для своей невесты царские черевички. Экранизация повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

+2

2

+1

3

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-11.jpg

8 января 1962 года состоялась премьера фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фильм-сказка от режиссера Александра Роу. Экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-07.jpg

Фильм поставлен «мастером киносказки» Александром Роу. Разыгрывается сказочная история, произошедшая на украинском хуторе близ Диканьки в ночь перед Рождеством, когда деревенский кузнец Вакула, оседлав черта, привез своей любимой Оксане, дочери богатого казака Чуба, «черевички» царицы из самой столицы - Санкт-Петербурга...

Режиссер: Александр Роу; Сценарист: Александр Роу; Оператор: Дмитрий Суренский; Композитор: Аркадий Филиппенко; Художник: Александр Дихтяр;
Страна: СССР; Производство: К/ст им. Горького; Год: 1961;
Премьера: 8 января 1962

+1

4

https://uznayvse.ru/images/catalog/2022/12/george-millar_55.jpg
Гео́ргий Фра́нцевич Милля́р
(при рождении де Мильё)
25 октября (7 ноября) 1903, Москва, Российская империя — 4 июня 1993, Москва, Россия) —
советский актёр театра и кино; народный артист РСФСР (1988).

Получил широкую известность в СССР благодаря образу Бабы-яги и других отрицательных персонажей в фильмах-сказках режиссёра Александра Роу. Вне сказок снимался, в основном, в эпизодических или второстепенных ролях, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.

https://aeternamemoria.ru/wp-content/uploads/2022/04/chert-vechera-na-hutore-bliz-dikanki.jpg
Георгий Милляр - черт / сплетница

Георгий Милляр, игравший Черта при сорокаградусном морозе, надевал на себя тонкий тренировочный костюм, обклеенный волосами. Актер падал в снег, погружался в прорубь и выдерживал напор мощного ветродуя. За неимением под рукой водки и спирта Милляр согревался, принимая внутрь тройной одеколон.

https://i.imgur.com/e9q1AnEm.jpg
в картине «Вечера на хуторе близ Диканьки» перевоплотился в черта, который навещал Солоху.

В то время 58-летний, Милляр был человеком глубоко верующим. Кстати, как признавался артист в своей автобиографической книге, при подготовке к съемкам он обошел оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта.

Черту Георгию Милляру на съемках пришлось, пожалуй, труднее всех. Снимали не только в павильонах, но и на улице. Все в кожухах и тулупах, а на нем лишь тоненькое черное трико с пришитыми поверху редкими волосками. Представьте себе: мороз, снег, да еще, чтобы создать иллюзию метели, ветродуй включали, а Милляр почти раздет. Георгий Францевич потом жаловался, что снежинки от сильного ветра превращались в лед и буквально впивались ему в тело. Но, мне кажется, самым страшным для него было не это, а то, что он, человек верующий, играл такого нечестивого персонажа. Каждый раз, надевая костюм Черта, Милляр крестился и говорил: «Господи, прости меня за это хулиганство!»

+1

5

https://stuki-druki.com/biofoto/Ludmila-Myznikova-01.jpg
Людмила Николаевна Мызникова
(в замужестве - Белинская).

Родилась 14 ноября 1940 года в Москве.

Советская и украинская актриса театра и кино.

Широкую известность получила после роли Оксаны в знаменитом фильме Александра Артуровича Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Режиссера, который предоставил ей звездную роль встретила случайно, когда пришла на пробы представителей «Беларусьфильма». Изначально Роу на роль Оксаны планировал певицу и актрису Юлию Пашковскую (жену Юрия Тимошенко - знаменитого Тарапуньки).

Однако встретив Мызникову в коридоре, Роу воскликнул, обращаясь к своей помощнице: «Так вот же – наша Оксанка!». Между Роу и Людмилой на съемках сложились очень теплые отношения, режиссер по-отечески опекал молодую актрису. А ее героиня полюбилась миллионам зрителей.
https://i.imgur.com/gl9e0Jfm.jpg
Она рассказывает:
В Кировске, на съемках фильма, мы пробыли месяца два. До сих пор вспоминаю те дни с теплотой. Ко мне относились как к ребенку, очень бережно. А больше всего заботились Александр Артурович Роу, великолепный актер Александр Хвыля (он играл казака Чуба) и Георгий Францевич Милляр, чрезвычайно добрый, интеллигентный и милый человек. Они смотрели, чтобы я не грустила, чтобы за мной никакие ребята не бегали. Оберегали меня, потому что мама дала приказ, чтобы все было строго. Фильм был хорошим, чистым. И отношения в группе были такие же.

Людмила Мызникова в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки"

=Spoiler написал(а):

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-04.jpg
https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-05.jpg
https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-06.jpg
https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-03.jpg

После фильма

=Spoiler написал(а):

И если «божественная Солоха» после фильма блистала еще несколько десятилетий в кино и театре, то искрометная взыскательная Оксана, отвергнув посыпавшиеся после выхода фильма роли (она ждала настоящую, размениваться по пустякам не хотела, как и советовал ей Роу), искала себя в разных ипостасях. Актриса окончила филфак Киевского университета имени Тараса Шевченко, снялась в нескольких фильмах, служила в киевском ТЮЗе, а позже вышла замуж за актера этого же театра Олега Белинского, родила сына и с головой ушла в материнство.

В последние десятилетия Людмила Николаевна жила в Киеве тихо, не напоказ. Снялась в 12 сериях фильма «Ко мне, Мухтар!», заведовала отделом театрального музея на территории Киево-Печерской лавры, сейчас вместе с мужем, режиссером и драматургом, руководит христианским театром «Мистериум».

+1

6

https://stuki-druki.com/biofoto4/yuriy-tavrov-01.jpg
Юрий Петрович Тавров.

Родился 2 июля 1938 года в селе Лучин Житомирской области УССР - умер 4 июля 2010 года в Одессе.

Советский актер.
Исполнитель роли кузнеца Вакулы в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Широкую известность получил благодаря своей дипломной работе - роли кузнеца Вакулы в фильме-сказке «Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссера Александра Роу по повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». На роль Оксаны была приглашена актриса Людмила Мызникова.

Причудливое сочетание рождественской фантасмагории и эксцентрической сказки сделало этот фильм незабываемым зрелищем, отлично принятым публикой. Действие разворачивается и в Малороссии, в селе Диканьке, и в петербургском дворце русской императрицы. Кузнец Вакула прогневил самого Черта: он так намалевал в церкви его фигуру, что смеялись даже обитатели ада. Любимая девушка Вакулы, Оксана, требует себе в подарок на Рождество черевички (туфельки), которые носит сама императрица. Лишь тогда она согласна выйти замуж за Вакулу. Черт же обещает помочь кузнецу достать туфельки с ноги императрицы, только если тот продаст ему душу.

Сметливый кузнец Вакула, оседлав чорта, привез своей любимой Оксане черевички из самого Санкт-Петербурга. Снимать картину изначально планировали под Полтавой, как раз в тех местах, о которых упоминается в повести Гоголя.

Однако за зимними пейзажами пришлось отправиться в Мурманскую область, где снег лежал до конца мая. Там же на скорую руку создали украинскую деревню и подобрали массовку из местных жителей.

Работа Юрия Таврова была высоко оценено критикой. Он выглядел сдержанным и лаконичным в изобразительных средствах, ему удались крупные планы, где актер великолепно показал мимическую технику, а его выразительные глаза словно излучали мысли.

Юрий Тавров в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки":

=Spoiler написал(а):

https://stuki-druki.com/biofoto4/yuriy-tavrov-vechera-01.jpg
https://stuki-druki.com/biofoto4/yuriy-tavrov-vechera-02.jpg
https://stuki-druki.com/biofoto4/yuriy-tavrov-vechera-03.jpg
https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-09.jpg

+1

7

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-1961-10.jpg
Юрий Чекулаев - Григорий Потемкин, князь Таврический

Юрий Владимирович Чекулаев
(8 августа 1926; ГССР, Грузия, Тбилиси — 20 января 1991; Москва) —
советский, российский и грузинский актёр кино.
Дата смерти: 20 января 1991 (64 года)
Место смерти: Москва

+1

8

Фильм-сказка от режиссера Александра Роу. Экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

https://stuki-druki.com/biofoto/Ludmila-Myznikova-Vechera-na-hutore-bliz-Dikanki-01.jpg

В фильме гениального советского режиссера-сказочника Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» снимался очень сильный актёрский состав. Проблемой было найти настоящую украинскую красавицу: Роу пересмотрел уже несколько сотен претенденток. Исполнительница главной роли Оксаны, 19-летняя выпускница первой послевоенной актерской студии при Театре имени Франко Людмила Мызникова на глаза Роу попала случайно: пришла на другие кинопробы по приглашению представителей «Беларусьфильма». Увидев юную хорошенькую актрису, Роу воскликнул: «Вот же наша Оксана! Мы нашли ее!» Вакулу сыграл студент Киевского театрального института Юрий Тавров.

Съемки фильма проходили в марте 1961 года; зимнюю натуру снимали под городом Кировском, где была построена украинская деревушка. В массовых съемках приняли участие местные жители. Они же 15 декабря 1961 года стали первыми зрителями картины в местном Дворце культуры.

+1

9

Поговорим об одноименной экранизации таинственного, мистического, трагического и, в то же время, проникнутого тонким юмором произведения Николая Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

8 января 1962 года, на экраны страны вышел фильм замечательного режиссера-киносказочника Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Разыгрывается сказочная история, произошедшая на украинском хуторе близ Диканьки в ночь перед Рождеством, когда деревенский кузнец Вакула, оседлав чёрта, привёз своей любимой Оксане, дочери богатого казака Чуба, «черевички» царицы из самой столицы — Санкт-Петербурга. Когда наш замечательный киносказочник решил экранизировать «Ночь перед Рождеством», он услышал от чиновников категорический отказ — с таким названием о фильме можно было сразу забыть. Но Роу решил изменить название — фильм стал называться, как и весь сборник рассказов Гоголя, «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Изначально хотели снимать под Полтавой, в тех местах, о которых рассказывается в повести. Но начало съемочного процесса пришлось отложить на март, поэтому за натурой поехали туда, где снег лежит до мая — на Кольский полуостров. Белые хаты с плетнями и сараями и небольшую церквушку декораторы соорудили в считанные дни в Мурманской области, неподалеку от поселка «13-й километр» под Кировском.

Там же, на месте набрали всю массовку — веселых парубков и колядующих девчат выбрали из студентов-медиков и рабочих-горняков Кировска. По городу были расклеены объявления о том, что проводится набор девушек и юношей для съемки в массовых сценах в фильме. Молодежи, желающей сниматься в кино, собралось много. Гримировали их в медицинском училище, тщательно следили, чтобы ни колец, ни накрашенных ногтей у девушек не было. Переодетых в костюмы увозили на нескольких автобусах к месту съемок. Массовка каталась с горок на санях, играли в снежки. Причем, кататься их просили постоянно, чтобы не замерзли. Когда снимали сцену колядования, рядом стояли машины, откуда доносилась запись хорового пения, а все старательно открывали рты. За съемки платили то 2,5 — 3 рубля в день — в зависимости от времени. Основной претенденткой на роль Оксаны была певица Юлия Пашковская. Её посоветовал Роу Юрий Тимошенко (Тарапунька), который сам пробовался на роль дьяка. Но когда Александр Роу увидел 19-летнюю Людмилу Мызникову, проходя по коридору киностудии Довженко, он понял что другой Оксаны ему не надо. Вакулу сыграл студент Киевского театрального института Юрий Тавров. Это была единственная крупная роль у актера.
https://i.imgur.com/kOchiDqm.jpg. https://i.imgur.com/XN6YwV5m.jpg
Сильно померзнуть на съемках пришлось всем, особенно «черту» — знаменитому Георгию Милляру, который играл всю нечисть в фильмах-сказках режиссера Александра Роу. Сначала ему сшили меховой костюм, чтобы он не простудился. Но Милляр, для которого дело было важнее холода, попросил другой — пусть тонкий и холодный, зато не стесняющий движений. Он жаловался, что снежинки впиваются в тело через тонкую ткань, как иголки. Все ему сочувствовали. Но что было делать? Хотя Роу и не любил съемки в павильоне, сцену, где Вакула окунает черта в прорубь, все-таки собирался снять на киностудии: пожалел Георгия Милляра, которому в то время уже было под шестьдесят. Но тот храбро отказался от предложения друга и сказал, что полезет в настоящую прорубь! Актер выдержал два дубля — после каждого его закутывали в тулуп и поили водкой.

Для съемок технически сложного эпизода - полет чёрта - Милляру пригласили дублера, циркового акробата. В один из дней циркач получил травму, и далее возрастному актеру пришлось исполнять трюк самому. Несмотря на боязнь высоты, Георгий Францевич вошел во вкус и с удовольствием исполнял воздушные кульбиты даже при выключенной камере.

По сюжету, летает в фильме и Солоха, воруя с неба звезды и складывая их себе в сумку. В качестве звезд использовались елочные игрушки, подвешенные на черных нитках: если внимательно присмотреться к эпизоду, заметно, что Хитяева-Солоха рвет нитки с видимым усилием.

Кстати сказать, 30-летнюю Людмилу Хитяеву, которая к тому времени уже была настоящей советский кинозвездой, взяли на эту роль безо всяких проб.

+1

10

https://i.imgur.com/sMhnd23m.jpg
Чёрт и Солоха запанибратски общались как в кадре, так и вне его.
По воспоминаниям членов съемочной бригады, Милляр и Хитяева
устраивали застолья и конкурсы украинской песни в перерыве между съемками.
Ист. фото – kino-teatr.ru

Людмила Хитяева, игравшая Солоху, была взята на роль без проб. Но через некоторое время она попросила снять ее с роли. С ней произошел несчастный случай, который она считает наказанием за роль ведьмы. Людмила каталась с сыном на лыжах, съезжая с горы, врезалась в дерево — и сломала нос! Лицо превратилось в один ужасный синяк, и она по телефону призналась режиссеру, что в ближайшие несколько месяцев ее не спасут никакие гримеры. К счастью, опухоль быстра спала и о «лыжекатастрофе» напоминала лишь маленькая горбинка.

Увидев ее, Александр Роу даже обрадовался: «В сцене, когда Солоха летит на помеле, мы будем снимать тебя в профиль!» Но если горбинка пошла роли на пользу, то молодость и стройность Людмилы Хитяевой была только помехой. Чтобы Людмила выглядела женщиной внушительных форм, ей подкладывали «толстинки», надевали несколько нижних юбок и просили вжать подбородок в шею — так он казался двойным.

Черт и Солоха хорошо общались и в кадре, и вне его. Мызникова вспоминает, что Милляр и Хитяева устраивали застолья и конкурс украинской песни в перерыве между съемками.
https://i.imgur.com/SqcH0hlm.jpg. https://i.imgur.com/2qdGJOum.jpg
Людмила Хитяева, народная артистка РСФСР:

- В этом фильме я сыграла Солоху. Кстати, режиссера Александра Роу абсолютно не устроила моя стройная фигура. Мне делали большой «украинский зад» – надевали много юбок. Кроме того, я изучила специальный неудачный наклон головы, чтобы у меня появлялся «второй подбородок». Вот в таком гриме 60-летней женщины я однажды отправилась в столовую. В итоге из всех присутствующих меня узнал только один человек, да и то с большим трудом. Грим был первоклассный!

Людмила Ивановна Хитяева (род. 15 августа 1930, Нижний Новгород, СССР) — советская и российская актриса; народная артистка РСФСР (1983). Член Союза кинематографистов Российской Федерации.

+1

11

Расположенное в 27 км севернее Полтавы украинское село Диканька лишь за несколько лет до начала съемок получило статус поселка городского типа. То бишь, какой-никакой инфраструктурой и цивилизацией обзавелось. И, казалось, сам Бог велел снимать натуру в подлинных, гоголевских декорациях. Но зима 1960/1961 выдалась на Полтавщине теплая, малоснежная. И хотя Роу слыл мастером по части чудеснейших спецэффектов, было понятно, что искусственный снег все равно не сможет, как это описано у Гоголя, "загореться широким серебряным полем и весь обсыпаться хрустальными звездами". И тогда Александр Артурович принял решение снимать натуру в тех краях, где он снимал свою дебютную киносказку про Емелю – на Кольском полуострове, в Хибинах. Киноэкспедицию снарядили в марте. В поселке "13-й километр" под городом Кировском за несколько дней возвели малороссийскую деревушку. Церквушку смастерили весьма правдоподобно, а вот избы строили по-потёмкински: часть домов – лишь картонные фасады. Но снято все было мастерски, зритель не учуял подвоха. Поселян для массовки - гарных парубков и колядующих девчат, набирали в Кировске, по объявлению, в основном, среди студентов-медичек и рабочих-горняков.

https://i.imgur.com/2g5Cosbm.jpg
Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962).
Фото: Ист. фото – kino-teatr.ru

Итак!
В поселке «13 километр» под городом Кировск за несколько дней построили настоящее украинское село. Часть домов была… картонной. Строили лишь фасад. Зато в картине они выглядят как настоящие. Только что дым не идет. Актеров для массовки набирали по объявлениям, развешанным в Кировске.

Сниматься хотели все: студенты, рабочие. Не корысти ради (за съемки платили два с половиной — три рубля в день), а из любви к искусству. И со сценами массовых гуляний проблемы не было — доморощенные актеры в свое удовольствие катались на санях, бросали снежки, смеялись…

Премьера фильма состоялась 8 января 1962 года в большом зале дворца культуры комбината «Апатит» в Кировске. Зрители были в восторге.

В качестве благодарности местным жителям за помощь в съемках премьерный показ "Диканек" провели в декабре 1961 года в Кировске, в зале Дворца культуры комбината "Апатит". Саму церемонию превратили в чуждый по тем временам перформанс – перед началом показа по фойе ДК бегали черти, забрасывая зрителей снежками. Северная публика приняла фильм на ура. А общесоюзная премьера картины состоялась 8 января 1962 года – запустить фильм в канонический церковный день не дозволили. И все же Александр Роу перехитрил чиновника из Госкино, в начале фильма слово "Рождество" всё равно появляется: титры сделаны в виде книги, страницы которой перелистываются и притормаживают на авторском названии повести.

P.S. Повесть Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством" увидела свет 190 лет назад. Именно тогда вышло издание "Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка". Цензурное разрешение книга получила 31 января 1832 года.

+1

12

https://i.imgur.com/KWw9jZ7m.jpg
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фрагмент.
Иллюстратор – Олег Коминарец.
Издательство «Махаон», 2009. Ист. фото - pinterest.ru

Когда в 1960 году режиссер Александр Роу подал заявку на экранизацию гоголевской "Ночи перед Рождеством", ответственный чиновник из Госкино скривился: дескать, Гоголь, конечно, классик авторитетный, но фильму, в названии которого поминается Рождество, в наших атеистических рядах - не место. Александр Артурович был готов к подобной реакции и сходу предложил альтернативный вариант – "Вечера на хуторе близ Диканьки", по общему названию сборника рассказов. "А вот это - совсем другое дело", - согласился столоначальник.

+1

13

И все же Александр Роу перехитрил чиновника из Госкино, в начале фильма слово "Рождество" всё равно появляется: титры сделаны в виде книги, страницы которой перелистываются и притормаживают на авторском названии повести.

Режиссером Старевичем восхищался Дисней, а фильмы Александра Артуровича Роу приводили в священный трепет самого Спилберга. Цит.: "Сказки Роу – самостоятельное культурное явление, которое никому повторить не удалось!" Александр Роу умер в 1973 году, а два года спустя вышла киносказка "Финист — ясный сокол", которую по его сценарию и режиссерским черновикам снял Геннадий Васильев. В память об ушедшем друге в "Финисте" снялся Георгий Милляр. В отрицательной, разумеется, роли оборотня Кастрюка.
https://i.imgur.com/Uu07rwKm.jpg
Георгий Милляр в фильме «Финист – Ясный сокол» (1975).
Ист. фото – kino-teatr.ru

Талисман пережил своего режиссера на 20 лет. Родившийся в Москве в будущий красный день календаря Милляр, намекая на свое французское происхождение по линии отца, жалел, что дата его рождения пришлась на День Великой Октябрьской социалистической революции, а не на День взятия Бастилии, каковой праздник он никогда "не пропускал". Помимо огромного количества ролей в кино, актер оставил после себя "Занимательную азбуку Милляра" - своего рода литературно-кинематографический раритет, который массово переписывали от руки, перепечатывали, но Милляр постоянно добавлял туда что-нибудь новенькое. Например, на "Б": "Богиня кинематографа – Хмельпомена". Или на "В": "Валидол - аристократическая закуска к коньяку". Или на "О": "Объективный критерий – не пустили в метро". К слову, с зеленым змием Георгий Францевич был на "ты", а любимым напитком называл "тройной одеколон". Этой своей слабости актер потакал до последних дней жизни. Милляр скончался в июне 1993-го, совсем немного недотянув до 90-летия.

Из прекрасного актерского состава фильма Роу, снятого более полувека назад, ныне живут и здравствуют Оксана и Солоха, актрисы Людмила Мызникова и Людмила Хитяева. Судьба Вакулы, актера Юрия Таврова, который прославился своей дебютной ролью, сложилась печально. Он играл мало. В последние годы жизни работал строителем в Одессе, из-за глаукомы ослеп на один глаз. Был дважды женат. Точную дату и место смерти не знают не только поклонники и знатоки фильма Роу, но даже его коллеги по цеху.

P.S. Повесть Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством" увидела свет 190 лет назад. Именно тогда вышло издание "Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка". Цензурное разрешение книга получила 31 января 1832 года.

+1

14

К слову, фильм по этой рождественской повести Гоголя ранее уже снимали. Полвека назад, еще при царе-батюшке. Фильм был, разумеется, немым, а его режиссер Владислав Старевич – именитым. В историю мировой кинематографии он вошел как создатель первых в мире мультфильмов, снятых в технике кукольной мультипликации, и как мастер комбинированных съемок, технике которых у него в будущем учились киношники Франции и США.

"Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий", - впоследствии скажет о Старевиче не менее авторитетный Уолт Дисней.

https://i.imgur.com/27C2MQjm.jpg
Режиссер Владислав Александрович Старевич (1882, Москва – 1965, Париж)
со своими анимационными куклами.
Ист. фото - fotostrana.ru

В начале 1910-х параллельно с анимацией Старевич взялся за постановку игровых фильмов, дебютировав экранизацией повести Гоголя "Страшная месть" (1912). В том же году он продолжил гоголевскую тематику, приступив к "Ночи перед Рождеством". Роль чёрта очень хотел получить невероятно популярный актер Иван Мозжухин. Но режиссер воспротивился – по его задумке, чёрт на экране должен был выглядеть так, чтобы его пугались не только дети, но и взрослые. Тогда как Мозжухин слыл исключительным красавчиком и добряком.

Как-то вечером в дверь квартиры режиссера постучали. Открыв, Старевич едва не лишился дара речи: перед ним стояло отвратительное косматое чудовище. Выждав несколько секунд паузы чудовище невинно поинтересовалось: может ли оно получить роль чёрта? Ошеломленный Старевич пролепетал: "Да…".

В ходе съемок Старевич усовершенствовал грим - теперь его накладывали Мозжухину полдня, и эксцентричный, мерзкий чёрт стал одной из главных фишек фильма. В "Ночи перед Рождеством" Старевич в очередной раз выступил новатором, соединив графическую мультипликацию с натурным изображением: в одном из эпизодов Чёрт уменьшается в размерах и попадает в карман к Вакуле. Были в этом 40-минутном фильме и другие спецэффекты: Пацюку и Вакуле в рот залетают вареники, Солоха с чертом летят на метле.  Единственное, чего не смог сделать Старевич – это показать на экране императрицу, поскольку в дореволюционной России существовал запрет на изображение в фильмах особ из царствующей династии. Так что в киноверсии Старевича вместо Екатерины царские черевички Вакуле отдает ее фаворит Потёмкин.

https://i.imgur.com/CIRglFkm.jpg
Черт в изображении Ивана Мозжухина (1913).
В 2010 году лента «Ночь перед Рождеством» была включена в сотню лучших мировых немых фильмов. Ист. фото – Р. Соболев, «Люди и фильмы русского дореволюционного кино». М., 1961

После революции Старевич с Мозжухиным эмигрировали во Францию, где стали классиками не только русского, но и французского кино. Ну а тогда, в 1913-м, фильм с Мозжухиным-чёртом посмотрел 10-летний Жора де Мильё. Пацаненок был полукровкой: отец - марсельский француз, мостостроитель, мать - иркутская сибирячка, дочь золотопромышленника. В советское время Жоре суждено было стать Георгием Милляром -  популярным киноактером и своего рода талисманом режиссера Александра Роу, только до 1960 года он снялся в семи фильмах-сказках Роу ("По щучьему велению", "Василиса Прекрасная", "Конек-горбунок" и т.д.). По словам Милляра, он "представлял нечистую силу в кинематографе" (непревзойденная Баба-Яга, лягушки, кикиморы, водяные, Кощеи…).
https://i.imgur.com/eCko6com.jpg
Чёрт и кузнец Вакула (Юрий Тавров).

Неудивительно, что в новом фильме Роу именно ему доверил роль чёрта.

Вот только чёрт в итоге получился не по-мозжухински страшным, а по-миллярски смешным. А ведь любому другом исполнителю, наверняка, было бы не до смеха. Виной тому сложнейший грим (гумоза, пластикаты) и костюм чёрта: все прочие персонажи – в тулупах да полушубках, а на Милляре – тоненькое черное трико с пришитыми поверху редкими волосками. Больше того - в -30°С чёрт согласился залезть в прорубь, причем несколько раз кряду - после каждого дубля актера закутывали в тулуп и отпаивали водкой. А еще на него дважды падали 100-килограммовые декорации. Но Милляру – все нипочем.

К тому же 58-летний Милляр был человеком глубоко верующим. По этой причине каждый раз, надевая костюм чёрта, артист крестился и просил у Бога прощения, "за хулиганство". Кстати, как признавался артист в своей автобиографической книге, при подготовке к съемкам он обошел оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. При всем при этом Милляр был не чужд солёного словца и похабной шутки, и за этот свой грешок самокритично называл себя "Стариком Похабычем".

Подробности: https://m.47news.ru/articles/205661/

+1


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Вечера на хуторе близ Диканьки, 1961