"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Куклы в истории культуры.

Сообщений 1 страница 20 из 77

1

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

                                             http://sg.uploads.ru/t/b0U19.gif

Куклы неразрывно связаны с историей человечества – они её свидетели.

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль животного, человека, духа, наконец.

http://sh.uploads.ru/t/ba7Py.jpg

«Кукла одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей»,

- совершенно справедливо писал когда-то Виктор Гюго.

+1

2

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

0

3

На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок.

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

http://sh.uploads.ru/t/oqnte.jpg

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.
С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

http://sd.uploads.ru/t/jtePD.jpg

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

http://portaldetstva.ru/upload/iblock/b63/b688.jpg
Матерчатая кукла в этнографическом костюме Дуняша

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе.

Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

http://s8.uploads.ru/t/lk3TV.jpg

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

http://sh.uploads.ru/t/426MY.jpg
Кукла чуваши

Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

0

4

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

http://s5.uploads.ru/t/osfGa.jpg

В южнорусском обряде (на Троицын день) крещения и похорон девушки делали из растений куклу-кукушку, которую одевали в сарафан, повязывали платок и под громкое пение прощались с ней, закапывая в огороде.

Среди русских тряпичных кукол нам уже неоднократно встречались образы животных и птиц. Раньше мы рассказывали про куклы Солнечный конь, Козу, Птицу Радость, совсем недавно говорили про куклу Сороку, которою на самом деле зовут Жаворонком. Древние славяне не зря и совсем не случайно использовали подобные образы, подмечая особенности, преимущества и отрицательные качества каждого из них. Все это они использовали в своих обрядах и обычаях для улучшения своей доли или избавления от негативной энергии.

Кукла Кукушка - история и значение

Всем известно, что кукушка отличается от других птиц своим, мягко говоря, своеобразным отношением к собственному потомству, подкладывая яйца в гнезда других птиц. Ситуация, хоть и неоднократно встречающаяся в животном мире, но весьма необычная. При этом вылупившийся кукушонок в первые же часы освобождает себе место под солнцем, выталкивая из гнезда все остальные яйца или уже живущих там птенцов. В связи с этим у древних славян кукушка стала ассоциироваться с несчастной судьбой человека, живущего без семьи, в одиночестве, без детей и родных людей.

Такой жизни никто себе не желал, поэтому наши предки проводили ритуал «похороны кукушки», название которого полностью соответствует процессу его исполнения. Кукушку действительно хоронили, то есть закапывали в землю в надежде никогда не перенять свойственные ей качества. Главным объектом обряда была кукла Кукушка, которую изготавливали в виде птицы из растительных материалов – травы, сена, соломы, лыка, льна и так далее. Этот ритуал является одним из этапов инициализации девочки в девушку, когда она осознанно принимала ответственность и значение семейной жизни и материнства.

Надо сказать, что в разных регионах обязательно присутствовал в народных традициях, несмотря на то, что исполнялся он по-разному. В одних местах обязательным было его совершение в тайне не только от мужчин, но и от большинства односельчан, а открытие или разорение места захоронения куклы являлось признаком различных несчастий. Другие же люди, наоборот, перед похоронами Кукушки демонстрировали ее всей деревне, торжественно пронося по улицам, а обнаружение парнями и вскрытие могилки было очередным этапом обряда, завершающимся совместной трапезой.

Между этими двумя примерами существует еще около десятка различных между собой в той или иной степени вариантов исполнения обряда похорон кукушки. Такие изменения произошли, скорее всего, от наслоения других обычаев и влияния родовых особенностей быта различных славянских народностей. Это говорит лишь о том, что обряд «похороны кукушки» является очень древней славянской традицией. Между прочим, тем нашим читателям, которые родились в двадцатом столетии, наверняка вспомнится детская забава закапывать в землю всякие тайники и секретики. А ведь это ничто иное, как отголоски обсуждаемого нами обряда. Так-то вот.

Особенности жизни кукушки позволили древним славянам наделить ее особыми мифологическими свойствами. Этой птице предписывалась роль воплощения души умершего человека, не прожившего отведенные ему годы в полной мере. Поэтому и скитается это вестник из мира мертвых по белому свету, не находя нигде себе пристанища. В связи с этим кукушку наделили даром предвидения и пророчества, и в наши дни всем известен ритуал, когда во время кукования спрашивали птицу о количестве лет, оставшихся для жизни.

Время кукования кукушки – с начала мая до середины июня, в это время и проводили обряд похорон кукушки. Позже наслоение христианских обычаев более точно определило этот период – от Вознесения до Троицы, то есть от 40 до 50 дня после Пасхи. Вообще же время празднования или отмечания конца весны происходило «от Егория до Петра» - в период от 6 мая до 12 июня.
http://s8.uploads.ru/t/tTA5G.jpg
Кукла Кукушка, образ девушки.

В эти же дни прощания с весной древние славяне проводили обряд «крещения кукушки», во время которого происходило кумование, то есть две девушки, а иногда и юноша с девушкой признавались друг другу в симпатиях и обещали взаимную дружбу в течение последующего года. Свидетелем этого обряда была кукла Кукушка, изготовленная по образу девушки – это второй вариант создания куклы. Судя по всему, а прежде всего – по названию, этот обычай к древнеславянским традициям не имеет отношения, а появился уже после христианизации Руси в процессе изживания, замещения и извращения смысла истинных обычаев. Слишком уж много несуразностей в нём.

0

5

Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом.

Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

0

6

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.
Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды.

К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.
Самые дорогие куклы с фарфоровыми головками, в костюмах из парчи и шёлка, украшенных бисером, золотыми и серебряными галунами, затейливыми кружевами, теперь входят в музейные собрания России, Франции, Америки и других стран.

http://sg.uploads.ru/t/n3R5C.gif

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.

0

7

Давным-давно, почти 300 лет назад, жил на свете замечательный изобретатель по имени Жак де Вокансон.

http://s7.uploads.ru/t/iLcj8.jpg
Жак де Вокансон

Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов.
http://sg.uploads.ru/t/7dwfA.jpg
Скульптура Фавна. Автор Куазевокс.

Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта.
http://s8.uploads.ru/t/hT2tv.jpg
Внутреннее устройство флейтиста

Свернутый текст

Сделан автомат был практически полностью из дерева, только кисти рук были картонными, а пальцы, также вырезанные из дерева, содержали нашлепки из кожи в места соединения с отверстиями флейты.
Практически весь механизм был спрятан в пьедестале. Внутри располагался цилиндр, который, вращаясь вокруг своей оси, приводил в движение пальцы флейтиста, его губы и язык. Этот же цилиндр отвечал и за подачу воздуха в отверстия флейты.

Представлял Вокансон эту «скульптуру» не только перед обычной публикой, но и перед членами французской академии наук, передав им полный отчет о функционировании механизма, под названием «Механизм-автомат флейтист». Ему удалось практически невозможное, он — сын перчаточника — получил лесные отзывы о своем изобретении от ведущих ученых Франции!

Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол.
Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно.
Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была по-своему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу.

Механическая утка   

Несколько позже в 1738 году в зале Отеля де Лонгвиль открылась необычная выставка. Посетителя, зашедшего в зал, ждало странное зрелище: два человека, восседающие на пьедестале, наигрывали мелодии, а между ними махала крыльями и крякала утка.  Первым «человеком» был уже знакомый нам флейтист. Вторым был не менее знаменитый автомат Вокансона «Игрок на тамбурине«. Но самым удивительынм экспонатом была, безусловно, механическая утка.
http://s3.uploads.ru/t/7mR1h.jpg
«Игрок на флейте», «Игрок на тамбурине» и «Механическая утка» в выставочном зале

К слову, билет на эту выставку был довольно дорог и за такое зрелище обычный парижанин должен был выложить три ливра(монета из чистого серебра), и не смотря на такую дороговизну, прибыль Вокансона в несколько раз превзошла его расходы.

Что же такого особенного было в этой механической птице? Стоящая на пьедестале, покрытая золоченой медью утка крякала, пила воду из блюдца, размахивать крыльями и клевала зерно! Причем съеденное зерно «переваривалось» и, спустя время, выходило наружу в виде экскрементов зеленого цвета. Чем не настоящая птица! Основной механизм, как и у флейтиста был спрятан в пьедестале и содержал два барабана, которые, вращаясь, приводили в движение те или иные части скелета утки. Количество деталей, из которых была собрана птица доходило до 1000.

http://sg.uploads.ru/t/iyJe0.jpg
Внутреннее устройство утки.
Иллюстрация Жака де Вокансона

Отдельным механизмом был механизм переваривания пищи. В одном из своих трактатов Жак де Вокансон уделил особое место описанию его работы: «зерно, попадая в рот утки, отправляется прямиком в резервуар с химической жидкостью, где «переваривается» и по трубке через искусственный сфинктер выходит наружу. Зерно не перемалывается на мельнице! Оно действительно переваривается». В доказательство своих слов изобретатель представил подробный рисунок механизма, спрятанного внутри птицы.

Утка, выставленная на всеобщее обозрение, произвела фурор во французском обществе. О ней кричали заголовки газет, о ней говорили, о ней писал сам Вольтер: «Единственная достопримечательность столицы, напоминающая нам о величии Франции».  А о Жаке де Вокансоне Вольтер написал следующее: «Он Прометей, он словно украл небесный огонь, чтобы оживлять свои фигуры». Возможно, именно благодаря протекторату Вольтера, Фридрих Великий (король Пруссии) пытался переманить изобретателя в Берлин предложив пенсию в 12 000 ливров. Но великих мира не соблазнить деньгами! Вокансон отказался, то ли почуяв, что во Франции он может заработать гораздо больше, то ли из-за того что он был патриотом.

Но что же приключилось со знаменитым экспонатом? Можем ли мы увидеть его сейчас? К сожалению нет, он как и висячие сады Семирамиды сгинул в океане времени — Утка просто-напросто исчезла. Но как же это произошло?

Все механизмы, еще при жизни инженера, переходили из рук в руки. В 1742 году все три экспоната знаменитой выставки были проданы с аукциона консорциуму Лионских бизнесменов, которые перевезли их в Лондон и показывали на выставке механических игрушек.

Одно время уткой владел немецкий писатель Кристоф Фридрих Николаи. Для знаменитой птицы это время не прошло бесследно. В 1783 году писатель опубликовал изобличающий отчет, в котором утверждал: утка, на самом деле, ничего не переваривала, а изобретение было чистого вида мошенничеством. Внутри располагалось два контейнера. В один складывалось зерно. А из другого, заранее подготовленного, выталкивались наружу подкрашенные хлебные крошки. Причем чистить такую утку надо было раз в три дня. Интересно то, что тоже самое изобличение повторил в своих мемуарах и знаменитый иллюзионист Робер–Уден, которому посчастливилось реставрировать автомат в 1844 году.

К сожалению, как же на самом деле работал знаменитый механизм мы не узнаем никогда.

В 1805 году утку видел сам маэстро Гете. Он написал о ней так: «Она стояла без перьев, похожая на скелет. Безусловно, она еще могла довольно бодро клевать зерна с руки, но способность к пищеварению была утрачена полностью».

В 1844 утка появляется на выставке в Паиже. Затем исчезает. Затем, по одним источникам, появляется снова в своем последнем пристанище Краковском музее. К сожалению, музей сгорел в 1882 году, и вместе с сотнями других бесценных экспонатов знаменитый автомат превратился в пепел.

http://sh.uploads.ru/t/F2jZW.jpg
Фотографии механической утки. Возможно подлинные

Однако, на этом тайны не заканчиваются. Некоторое время спустя, загадочные снимки всплыли в архивах Консерватории искусств и ремёсел в Париже. Подлинность этих снимков до сих пор вызывает сомнения, но, как указывает Гэби Вуд, изображения выглядят по крайней мере странно «На них изображен скелет птицы, изготовленный из проволоки и взгромоздившийся на огромный деревянный каркас, содержащий механизм, напоминающий водяную мельницу. Уж очень этот механизм, похож на скелет птицы, описанный Гёте.

Нам остается надеяться, что возможно, когда-нибудь, нам или нашим потомкам все-таки удастся найти подлинную механическую утку.

Спустя много-много лет, в 1998 мастер часовщик Жак Фредерик Ведони создал копию птицы, которая долгое время занимала достойное место в коллекции частного музея автоматизации в Гренобле, на родине Жака де Вокансона. Но в 2013 году она была продана с аукциона за 36000 евро. Видимо даже копию изобретения ждет та же судьба, что и оригинал.

В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой.
Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол.
Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий.
Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги.
В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

0

8

Археологи считают, что куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда использовали в ритуалах. Возможно, все дело в привычке полагаться на мир духов, но и сегодня куклы воспринимаются как телефон для связи с потусторонними силами или, как минимум, с собственным альтер эго.

Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера- кукольники.

В Древней Греции куклы были разные – от деревянных чурбанчиков с едва намеченными чертами лица до кукол с тонко вылепленными из воска лицами и телами, со сгибавшимися в суставах руками и ногами. Дорогим куклам полагалось и богатое приданое: дома, домашняя утварь, сундучки с одеждой. Таких кукол могли приобрести, разумеется, не все.

У славян куклы изготавливались буквально из всего.
В случае необходимости в ход шли солома, глина, зола, лоскуты и древесная кора…
Люди считали эти фигурки оберегами.
Например, славяне верили, что игрушка, сделанная изо льна, отгонит от ребенка все болезни, а «десятиручка» принесет в семью счастье и благополучие, достаток придет с «крупеничкой», наполненной зерном.
Кстати, разное зерно имело свое значение: рис – праздник, гречка – богатство, перловка – сытость, овес – сила.
Популярностью пользовались и “стригушки”, сделанные из пучка стриженой травы, а девочки постарше любили играть небольшими куклами из лоскутов. 

http://www.rukukla.ru/file/0001/600/1839.jpg
Лоскутные куклы-обереги.

0

9

Кукла — первая среди игрушек.
Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку.

Куклы разных народов имеют очень длинную и насыщенную историю.
Как известно, еще древние люди давали своим деткам поиграть, правда, не кукол в современном понимании этого слова, а разные камушки и деревяшки.
А вот дети персов и индейских племен уже имели самых настоящих фей, колдуний и волшебниц, сделанных из дерева или ткани с прорисованными глазами.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что в древние времена некоторые куклы народов мира, фото которых сейчас можно встретить практически в каждой энциклопедии, были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, и играть с ними малышам строго запрещалось. Первые детские куклы были найдены в Египте. Их возраст составляет примерно 4500 лет. Они украшались бусинами, имели настоящие волосы и двигающиеся руки и ноги.
В Древней Греции и Риме огромной популярностью у мальчишек пользовалась игрушка в виде троянского коня с фигурками солдат внутри. Изделия создавались из глины и воска и ярко окрашивались. В античность эти фигурки уже начали изготавливать из дорогих материалов, и среди них самой дорогой считалась та, что была сделана из слоновой кости.

http://vishivashka.ru/wp-content/uploads/2015/01/44.jpg
Куклы народов России чаще всего отождествляются с игрушками,
выполненными из ниток, тряпок или соломы.

0

10

Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке.

Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус. Этих красавиц французы назвали пандорами. Свое название кукла приобрела благодаря древнегреческому мифу о том, как Зевс, разгневавшись на людей, решил наслать на них кару. Бог- кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину, Пандору. Афина возложила на ее голову венец, Афродита одарила обаянием, грацией и изяществом, нимфы украсили ее наряд гирляндами из прекрасных цветов. Зевс оживил куклу и, вручив ей таинственный ящик, отправил на землю, запретив снимать с него крышку. Любопытная Пандора, едва освоившись на земле, приоткрыла ящик, и тотчас оттуда вылетели и разнеслись по всей Вселенной всевозможные бедствия. Так на земле появились несчастья, а также особая порода женщин, требующих роскоши и украшений.

http://sh.uploads.ru/t/dFaOX.gif

Французские кукольники долгое время сотрудничали с немецкими.
Хорошенькие головки из папье-маше немцы посылали во Францию, где к ним пришивали туловища из розовой лайки, после чего готовых кукол наряжали в модные платья.

0

11

В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_01_2011/post-16351-1295436865.jpg
На рисунке: 1 — человеческая голова из кости мамонта, найденная в Дольних Вестоницах, Моравия; 2 — человеческая фигурка, вырезанная на кости, оттуда же; 3 — фигурка мужчины из кости мамонта (а — спереди, б — сзади ив — сбоку), Брно. Все скульптуры относятся к граветтской фазе ориньякской эпохи.

0

12

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

0

13

Кукла Коза - история и значение
http://s5.uploads.ru/t/bs9xf.jpg

Куклу Козу делали во время святок. Это заместительная обрядовая кукла, которая исполняла роль ряженного в нечисть человека. Как известно силы потусторонних миров именно в это время набирали могущество и были наиболее активны. Граница между мирами стирается и неожиданно в дом может постучаться целая компания болотных хмырей с кикиморами и лесавками. Такие гости не отличаются приличным воспитанием – кто-то зальет огонь в печке, другие разобьют кувшин с молоком, третьи норовят порвать занавески или украсть скатерть.

В этом случае хозяева должны встретить гостей из иного мира приветливо, задобрить их угощениями и выпроводить восвояси, пока они не разнесли весь дом. Сделать это было не так уж и просто, учитывая сложный характер таких гостей. Тем не менее, вскоре раздобревшая от вкусностей нечисть все равно уходила из дома, где особо разгуляться и не дали бы находившиеся на каждом углу обереги. Хозяева же дома, утерев пот со лба и уняв дрожь в коленках, подсчитывали убытки и наводили порядок после такой дружбы народов.

Как долго продолжались в реальности эти дружественные визиты – неизвестно, но именно по такому сюжету происходит один из святочных обрядов, когда роль нечисти выполняют ряженые в нее люди. Как правило, молодые парни и девушки одевают вывернутые наизнанку тулупы, маски, головные уборы с большими ушами и рогами, привязывают себе сзади хвосты, мажутся сажей и в таком виде навещают свих любимых соседей. Визит происходит по описанному выше сюжету со всеми подробностями.

А в качестве символа святочных гуляний делали куклу Козу, которая была яркой, веселой и доброй, украшали ее всем, чем могли, как будто пытаясь доказать, что и жители соседних миров могут быть именно такими, пусть и с немного вредным характером.

Несмотря на такую историю, у нас все равно осталось множество неразрешенных вопросов, ответов на которые мне найти не удалось. Дабы не вводить самих себя в искушение в очередной раз докопаться до чего-нибудь совершенно необычного, предоставим их небольшим списком:

    почему выбран образ именно козы, а не медведя или волка, которые к лесным и болотным духам вроде бы поближе;
    почему взяты образ и имя простой козы, а не священной коровы Земун или ее дочери Амелфы;
    почему кукла Коза стоит на задних ногах, по-человечьи раскинув руки, в то время, как, например, кукла Солнечный Конь выглядит совершенно обычно для образа коня;
    для чего такое нелепое нагромождение украшений. ведь в некоторых случаях за этими гирляндами и куклу-то не увидеть.

Предоставляем читателям самим поразмыслить об этом. Если же эта тема потребует продолжения, то в дополнении к публикации мы с большим удовольствием почитаем предложенное мнение...

0

14

Первые куклы из фарфора появились на заре ХIX столетия,
и для создания их использовался китайский фарфор покрытый глазурью.
https://otvet.imgsmail.ru/download/f430ebbdbfaf1cbe9658e95e96c3f4b8_i-1463.jpg

Но вскоре в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, и в Европе было положено начало промышленного производства кукол. Вскоре глазированный фарфор сменил «бисквит» - фарфор не покрытый глазурью – прекрасный имитатор человеческой кожи, способный придавать кукольным личикам аристократическую бледность, благородство и изысканность.

Лидерство в производстве фарфоровых кукол принадлежало французским и немецким фирмам.
Одной из самых известных французских фирм по производству кукол являлась фирма ЖЮМО. Она была основана в 1843 году Пьером – Франсуа Жюмо. С 1870 года управление фирмой принял старший сын Жорж, а после его внезапной кончины, младший сын - Эмиль . Под его руководством было организовано высокотехнологичное производство. Куклы делались из бисквита высочайшего качества, имеющего нежный красивый цвет. Для создания фарфоровых головок приглашались лучшие скульпторы, а наряды куклам придумывала Эрнестина Жюмо, жена директора фирмы, и эти платья придавали куклам ещё большее очарование. В 1877 году под руководством Эмиля Жюмо создаётся знаменитая кукла –ребёнок « Bebe Jumeau» . В 1878 году фирма получила за её создание первую золотую медаль на Парижской выставке. В последующие годы кукла « Bebe Jumeau» неоднократно отмечалась наградами. И через несколько лет она удостоилась статуса национальной куклы. К 1882 году существовало уже 17 моделей « Bebe Jumeau» . Раньше, в основном куклы были подобием взрослых, и кукла-девочка « Bebe Jumeau» , была похожа на невинного ребёнка с большими глазами, и сразу завоевала сердца не только детей, но и взрослых.

https://otvet.imgsmail.ru/download/f430ebbdbfaf1cbe9658e95e96c3f4b8_i-1464.jpg
акже фирма Жюмо ( как и другие прославленные фирмы) производила знаменитых « модных кукол» Fashion dolls . Такие куклы пользовались огромным успехом. Благодаря такой кукле, каждая состоятельная дама могла познакомиться с последними тенденциями моды Парижа. Наряды « модных кукол» в точности повторяли фасоны и отделку настоящих платьев. Для кукол выпускались различные аксессуары, сумочки, обувь, даже сундучки с духами. Часто такие куклы имели фарфоровую головку, а тело из белой кожи козлёнка. «Модных кукол» посылали в Англию, Германию, Испанию. И купив такую куклу, её обладательница могла быть в курсе последних тенденций моды, и заказать такой же наряд и для себя.

https://otvet.imgsmail.ru/download/f430ebbdbfaf1cbe9658e95e96c3f4b8_i-1465.jpg
Также, одним из создателей «модных кукол» был другой знаменитый французский производитель кукол – Казимир БРЮ. В 1873 году он выпускает в свет «улыбающуюся куклу» . Считается, что моделью для неё послужила жена императора Наполеона III, красавица Евгения де Монтихо. Также фирма Брю являлась лидером инноваций. Были созданы удивительные куклы: кукла-гурман, с двигающимся языком, кукла с двумя лицами, кукла плачущая и пьющая молоко.
https://otvet.imgsmail.ru/download/f430ebbdbfaf1cbe9658e95e96c3f4b8_i-1466.jpg

Одним из самых знаменитых немецких производителей кукол являлся Арманд Марсель. В 1884 году Арманд МАРСЕЛЬ купил небольшую фабрику игрушек в Тюрингии, и начал производство фарфоровых голов. Было выпущено несколько миллионов голов из бисквитного фарфора, которые поставлялись и другим производителям кукол. В 1890-х годах Марсель превратил своё производство в настоящую кукольную империю. Ассортимент выпускаемой продукции был очень широк.

0

15

http://www.rukukla.ru/file/0001/3365.jpg            Давным-давно на Руси

Древние русские игрушки ("потешки"), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе восточно-славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с традиционными куклами позволит вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Попутно с посудным лубочным, веретенным производством мастера развивали и игрушечное искусство. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу окружающим миром. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим. добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

0

16

http://www.rukukla.ru/file/0001/3372.jpg        Игрушка - часть народной традиции     http://www.rukukla.ru/file/0001/3373.jpg

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена чаще их делали в семье сами, а иногда привозили новые "потехи" с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.

Делали игрушки и взрослые, относясь к этому серьезно и с душой. Материалы для их изготовления брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, даже обычное полено могли нарядить куклой. Интересные куклы получались из соломы. Назывались они "стригушками". Их скручивали из жгута соломы, свивали ручки, украшали передником, повязывали ярким платком.

Деревянные куклы -"панки" - мастерили плотники меткими ударами топора. Едва намечали кукле лицо, сложных росписей и узоров не делали. Игрушки были лишены подробностей. Куклы "панки использовались в играх на разных ролях - матери, дочери, барыни. Условность формы делала игрушку универсальной.

0

17

В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных.
У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России.
Таких кукол назвали этнографическими.
Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из- за рубежа. Эти куклы были недёшевы.

http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/9/d/b/151016121400.jpg
Девичий костюм Архангельской губернии.

http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/2/d/9/151016121400.jpg
Владимирская губерния

Костюмы у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусики и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник.

Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери. Одежду для таких кукол шили лучшие портные

http://dv1.athndata.com/201303/m_41a171cca7514c6cb1bd9dea321aae84.jpg
Кукла в летнем костюме Костромской губернии

http://nacekomie.ru/forum/files/201209/15042_87b2ec7a964d4fbb6e1dd44b370b5b69.jpg
Кукла в летнем костюме Рязанской губернии

http://img-fotki.yandex.ru/get/6305/82616931.12/0_5a8da_315da41c_XL.jpg
Кукла в праздничном костюме Смоленской губернии

0

18

История бренда Barbie

Прообразом знаменитой куклы была героиня немецких комиксов Лили, этакая «женщина-вамп» с безупречной фигурой и ярким макияжем. Именно такую внешность и взяла за основу для своей куклы создательница Barbie – стенографистка компании Mattel Рут Хендлер. Идея создания взрослой куклы для маленьких девочек посетила ее, когда она обратила внимание, что взрослые куклы пользуются большей популярностью в играх ее маленькой дочери, чем куклы-дети.

Дебют Barbie состоялся в 1859 году на выставке в Нью-Йорке, и с этого времени началось победное шествие куклы по всему миру. Несмотря на множество противников образа Barbie, огромное количество детей и взрослых заболели так называемой Barbie-манией, так что на первых порах компания даже не могла удовлетворить спрос на куклу.


Первая телевизионная реклама куклы Barbie. 1959 год.

Первая кукла Barbie носила прическу «конский хвост», перламутровые сережки, открытые босоножки на каблуках и черно-белый полосатый купальник. Наряды для модницы следовало покупать отдельно и вскоре Barbie становится обладательницей огромного гардероба. В коллекцию знаменитой куклы попадает одежда лучших модельеров и даже ювелиров мира. К 1961 году Barbie становится самой известной куклой-модницей всех времен. И неудивительно, поскольку именно в этот период пересматривается социальная роль женщины, и немалое внимание уделяется утонченности и высокой моде. В этом же году у Barbie появляется друг Кен, названный так в честь сына Рут Хендлер, затем, в 1963 году – подружка Мидж, а в 1964 – сестренка Скиппер. В 1969 в ответ на расовую дискриминацию создается темнокожая подружка Barbie Кристи, а в 1997 году с конвейера сходит первая русская Barbie в национальном костюме и кокошнике.

http://www.advertiser-school.ru/assets/images/ad-history/just/ken_barbie_lagerfeld_colette_2.jpg
Куклы Barbie и Ken. Карл Лагерфельд.

Barbie «исполняла роли» многих известнейших женщин эпохи – были созданы куклы с лицами Мэрилин Монро и Вивьен Ли, Элизабет Тейлор в роли Клеопатры и Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани». Компания  Mattel создает Barbie разных национальностей в народных костюмах и говорящих на разных языках. Barbie «делает карьеру» в разных областях деятельности – стюардесса, врач, бизнес-леди, учительница, пожарный, военный летчик и т. д.

http://www.advertiser-school.ru/assets/images/ad-history/just/barbie-marilyn-monroe.jpghttp://www.advertiser-school.ru/assets/images/ad-history/just/barbie-audrey-hepburn.jpg

Куклы Barbie. Справа – Одри Хепберн. Слева – Мэрилин Монро.

http://www.advertiser-school.ru/assets/images/ad-history/just/barbie-taylor.jpghttp://www.advertiser-school.ru/assets/images/ad-history/just/barbie-vivian-lee.jpg

Кукла Barbie. Справа – Вивьен Ли. Слева – Элизабет Тейлор.

За историю своего существования кукла не раз изменяла внешность. Дизайнеры не раз экспериментировали с длиной и цветом волос Barbie, при этом особой популярностью пользовалась модель Totally Hair Barbie – ведь девочки так любят делать куклам прически! Кукла становилась более подвижной, так что могла освоить занятия конным спортом, ездой на велосипеде, танцами. Отдельные модели умели закрывать глаза, подмигивать и посылать воздушные поцелуи. К концу 1990-х фигура Barbie приобрела более естественные пропорции.

http://www.advertiser-school.ru/assets/images/ad-history/just/6.jpg
Кукла Barbie. Модель с длинными волосами Totally Hair Barbie.

Не менее активно, чем внешность, Barbie меняет дома своей мечты, автомобили, заводит домашних любимцев.

Неудивительно, что эта столь активная особа попала в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса, стала экспонатом не менее знаменитого Музея восковых фигур мадам Тюссо и виновницей множества скандалов и многотысячных манифестаций.

Маниакальное увлечение на первый взгляд совершенно безобидной куклой превращалась для целых стран в проблему государственного масштаба! Само её появление спровоцировало возникновение новой болезни, которую впоследствии так и назвали «синдром Barbie». Суть её в том, что десятки тысяч девочек, девушек и женщин во всём мире живут в постоянном страхе оттого, что они не такие, как Barbie. Пытаясь соответствовать своему идеалу, они садятся на голодные диеты, гробят своё здоровье и природную красоту, становясь постоянными клиентками пластических хирургов.

Вызывая массу положительных и отрицательных эмоций, Barbie становится символом для нескольких поколений, значение которого связано с отношением к кукле. Наверное, именно благодаря этому Barbie по сей день достойно выдерживает конкуренцию и сохраняет огромную популярность по всему миру.

0

19

Новые Барби с гибкими ступнями могут носить обувь без каблуков

После 56 лет на каблуках, Барби наконец-то получила возможность носить обувь на низком ходу.

http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/2954CB9D00000578-0-image-m-39_1433358128546.jpg
Модная кукла стала ещё моднее.
http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/2954256800000578-0-image-a-16_1433348319141.jpg

=Spoiler написал(а):

http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/2954CB9100000578-0-image-a-40_1433358145835.jpg
http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/29542D6A00000578-0-image-a-31_1433358059067.jpg
http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/29542E1E00000578-0-image-m-30_1433358048523.jpg
http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/29542E1800000578-0-image-m-15_1433348309252.jpg
http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/barbie11.jpg
http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/2954264900000578-0-image-a-17_1433355548053-620x667.jpg
http://www.starslife.ru/wp-content/uploads/2015/06/2954277900000578-0-image-a-18_1433356287705-620x650.jpg

Компания Mattel анонсировала выпуск новой коллекции Барби с гибкими ступнями, и теперь девочки могут обувать своих пластмассовых подружек в тапочки и балетки.

Барби - удивительная кукла.
Она была верным спутником не одного поколения девочек. И, кстати, кукла Барби - меньшая из «зол» современного рынка. Она хотя бы похожа не человека, а не на монстра! Хотя и воспитывает в ребенке потребителя. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена. Не оттого ли это, что в детстве они ассоциировали себя с любимой игрушкой?

0

20

Обрядовые куклы :

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

http://s7.uploads.ru/t/QX6GY.jpg
Кукла Плодородие

Купавка - кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, и тесемки, привязанные к ее рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды — такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля нового стиля).

http://s3.uploads.ru/t/ULFVR.jpg
Кукла Купавка

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

http://s5.uploads.ru/t/7GoiU.jpg
Кукла Масленица

В некоторых губерниях бытовала кукла Коза. В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

http://sg.uploads.ru/t/htFaN.jpg
Кукла “Коза’’

Обережная кукла "Кубышка-травница"
Традиционная целительская кукла, наполненная душистыми травами (тысячелистник, мята, полынь, мелисса, хмель, лист березы, чистотел, шалфей и т.д.). Защищает дом от болезней, очищает воздух, является женским оберегом на женскую красоту и здоровье.

http://s8.uploads.ru/t/RbKar.jpg
Свадебная кукла Обережная кукла "Неразлучники".

На Руси кукла была важным атрибутом свадебной церемонии.
Сегодня куклу крепят к капоту машины, которая поедет во главе свадебного кортежа. Навряд ли кто-то задумывается об истинном смысле такой «сопровождающей» куклы.

Когда-то на русских свадьбах так называемый свадебный поезд также был украшен куклами. Молодожены после венчания отправлялись в дом жених. Повозку, везущую их, обязательно украшали двумя куклами: куклой-невестой и куклой-женихом. И у них была особая миссия – защитить молодых от сглаза. Куклы якобы принимали на себя недобрые взгляды.

Кстати, одна рука у этих кукол была общей, и по ней можно было передвигать кукол. То есть выглядели они так словно не просто держаться за руки, а неразрывно связаны. Это было весьма символично. Еще этих кукол называли «Неразлучники».
Такие куклы для молодых делали подруги. Для их изготовления использовали ткани разных цветов и куски разных нитей. За основу кукол брали лучину или плоскую щепку 20-30 сантиметров в длину и полтора сантиметра в ширину. Щепка или лучина не должна была быть из осины или ольхи, потому что эти деревья могли «приютить» в себе злых духов.

http://sd.uploads.ru/t/9m3oU.jpg
Обережная кукла "Неразлучники"(авторская)

Если случалось так, что пара расходилась, то и кукол разъединяли.

Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из березы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених.

0