"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Я шагаю по Москве

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Я шагаю по Москве

https://i.imgur.com/ubaYC8Om.jpg

Год: 1963   
Производство: СССР   
Режиссер: Георгий Данелия   
Сценарий: Геннадий Шпаликов   
Оператор: Вадим Юсов   
Композитор: Андрей Петров 
В ролях: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских, Евгений Стеблов, Арина Алейникова, Валентина Ананьина, С. Беседина, Вероника Васильева, Мария Виноградова, Н. Лихобабина 
Описание:
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом - его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронина, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей - молодым задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить.

На Чистопрудном бульваре Володю кусает оставленная без присмотра собака. Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам.

Оставшись дома один, Коля надеется выспаться, но неожиданно к нему приходит друг Саша, которого забирают в армию. Саша просит Колю пойти с ним в военкомат, чтобы получит отсрочку от призыва в связи с тем, что Саша сегодня женится на Свете. После военкомата друзья идут в ГУМ, чтобы выбрать жениху новый пиджак. Там они встречают Володю, как раз купившего себе новый костюм, и Коля предлагает вместо пиджака купить невесте подарок. Они идут в магазин пластинок, где работает его знакомая Алёна…

Новый жанр

Термин «лирическая комедия» был придуман Шпаликовым и Данелия во время сдачи фильма. Тогда комиссия Госкино вновь начала задавать вопросы о содержании фильма, – никто толком не понял, про что он. Тогда режиссер заявил, что это комедия.  – А почему не смешно? – Потому что это лирическая комедия. Как-то так и выкрутились.

https://i.imgur.com/MEXNdVdm.jpg
«Я шагаю по Москве», реж. Георгий Данелия
Фото: Кадр из фильма

Показом картины открылся только построенный кинотеатр «Россия». В прокат было выпущено около тысячи копий, что позволило увидеть ленту почти 20 млн советских зрителей. Фильм был включен в одну из программ кинофестиваля в Каннах, – жюри его отметило «За индивидуальность и обещания, которые они выразили в своих произведениях». Дальше были Швеция, Дания, Великобритания, Канада, Чили, Франция, Япония и другие страны. Больших призов фильм не взял, но сам факт, что советская картины объехала полсвета, радовал как создателей, так и высокое начальство. И то, за что поначалу ругали картину, – излишний оптимизм и своего рода отрыв от реальности – оказался самым большим плюсом, который подкупал и суровых критиков, и простых зрителей.

+2

2

0

3

https://i.imgur.com/GE4Dc4um.jpg
Кадр из фильма
Мосфильм

Песню "А я иду, шагаю по Москве…» А петь её, между прочим, должен был Стеблов — в начале фильма — и спел, под гитару. Но тот кадр остался «за кадром». А первым исполнителем знаменитой теперь песни стал Михалков — в финале.

Фильм "Я шагаю по Москве" – одна из первых работ режиссёра Георгия Данелии, впоследствии снявшего "Мимино", "Афоню", "Осенний марафон". Пропитанный лиризмом сценарий Геннадия Шпаликова, тонкая работа оператора Вадима Юсова, искренняя игра актёров, музыка Андрея Петрова и знаменитая песня в финале помогли фильму не только стать хитом целого поколения, но и остаться в сердцах зрителей спустя десятилетия. Вспоминаем, как создавалась любимая комедия. Эксклюзивные кадры со съёмок фильма "Я шагаю по Москве", предоставленные телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция", комментирует директор программной дирекции медиахолдинга "Цифровое Телевидение" Алексей Бернат.

0

4

https://i.imgur.com/7lsMD3km.jpg

По фильму можно изучать во всех подробностях Москву 1960-х годов. Там есть Чистопрудный бульвар, строящийся Калининский проспект, парк культуры и отдыха им. Горького, Красная площадь (по которой, кстати, тогда ещё ездили машины), ГУМ, где по сюжету работает Алёна. За несколько лет до съёмок фильма ГУМ был не только магазином, там находились всевозможные конторы и даже коммунальные квартиры. При Хрущёве ГУМ стал главным торговым центром столицы, и в фильме можно увидеть магазин сразу после ремонта.

После просмотра в Госкино комиссия, принимавшая картину, спросила: если это комедия, то почему она несмешная? "Потому что она лирическая", – ответили авторы. Словосочетание "лирическая комедия" попало в титры, дав название новому киножанру. Фильм был показан на Каннском кинофестивале, где Данелию удостоили специального упоминания жюри в числе молодых кинематографистов "за индивидуальность и обещания, которые они выразили в своих произведениях".

0

5

Первоначально Алёну, Колькину любовь, должна была играть Наталья Селезнёва. Но она не понравилась худсовету. Тогда на роль взяли Галину Польских, уже известную по фильму "Дикая собака динго". Воплотить образ Володи, писателя из Сибири, пригласили актёра Театра имени Пушкина Алексея Локтева, до этого сыгравшего главную роль в картине "Прощайте, голуби". Когда начались съёмки, Локтев должен был ехать на гастроли, но исполнителя менять не стали – ждали его возвращения и первые сцены создавали без его участия.
https://i.imgur.com/SMEuTmTm.jpg
До Евгения Стеблова на роль нервного жениха Саши был утверждён другой актёр, который слегка заикался, что вполне подходило для образа. Молодого человека даже уже обрили наголо для сцен свадьбы. Но потом ассистент второго режиссёра привела Стеблова, который подходил больше, и первому кандидату решено было отказать. Тот так расстроился и разозлился, что, по воспоминаниям Данелии, даже перестал заикаться в телефонном разговоре.

______________________________________________________

https://i.imgur.com/SsParHGm.jpg

А Евгений Стеблов, чей герой, юный Ромео, Саша (Александр Индустриевич, как строго величают его, призывника и жениха одновременно, в военкомате) вообще попал в фильм по случаю — пришёл на «Мосфильм» с сокурсником по Щукинскому училищу, Виктором Зозулиным. Хотя само понятие «случай» здесь, извините за тавтологию, неслучайно — студенты-актёры имели обыкновение как бы случайно заглядывать, слоняясь по коридорам «Мосфильма», в какую-нибудь дверь с табличкой «Съёмочная группа фильма»… А вдруг обратят внимание? Пригласят войти и, того гляди, и попробоваться хоть на какую-нибудь роль? Так удачно «случайно» заглянул и Стеблов по наводке товарища: иди в «Я шагаю по Москве», там молодых ребят ищут! Уже был утверждён другой артист на роль Саши, который то женится, то не женится; то идёт в армию — то отсрочку просит. Но тут Данелия увидел «заглянувшего» Стеблова… В итоге единственное, что портило начинающему актёру нервы во время съёмок, — это то, что приходилось раз в 2–3 дня заново брить голову «призывнику», а в сценах «с волосами» носить в жару парик. В районной парикмахерской, где он стал вдруг регулярно стричься «под ноль», на Стеблова смотрели с подозрением: тогда моды на бритоголовых ещё не было.

0

6

https://i.imgur.com/PB1HK8Um.jpg

Главный герой картины – метростроевец Колька. Николаем звали сына Георгия Данелии, а профессия метростроевец была у отца режиссёра. На главную роль пробовали много молодых актёров, но ни один не подошёл. Пригласить Никиту Михалкова предложил Геннадий Шпаликов, который дружил с Андреем Кончаловским, братом Никиты Сергеевича. Данелия сомневался, подойдёт ли 18-летний подросток на роль, не слишком ли он молод. Но когда режиссёр увидел, по его словам, «долговязого верзилу», сомнения отбросил. Кстати, в финальных сценах, когда герои прощаются в метро и уезжают в разных направлениях, есть небольшой киноляп. Когда создавалась картина, станция "Университет" была конечной, в кадре даже видна надпись "Посадки нет". Очевидно, что никого бы не пустили в вагон, следующий в депо. Правда, когда фильм вышел на экраны, ветку уже продлили до "Юго-Западной".

0

7

Лирическая комедия "Я шагаю по Москве", воспевшая столицу, родилась со сцены дождя. Будущий сценарист картины, поэт Геннадий Шпаликов, предложил режиссёру Георгию Данелии такую идею картины: по улице под дождём идёт босая девушка, рядом с ней едет велосипедист, который хочет укрыть её под зонтом, но она уворачивается. "И что дальше?" – спросил Данелия. "А дальше придумаем", – ответил Шпаликов.

https://i.imgur.com/7VvfqZIm.jpg

Работа над сценарием шла так: Данелия и Шпаликов обсуждали эпизод, потом Шпаликов переносил его на бумагу. Задачей Данелии было сократить написанное сценаристом, поправить диалоги, добавить действия. Вот, например, как у Шпаликова был описан дождь: "По тому, как внезапно среди летнего дня потемнело в городе, по ветру, подувшему неизвестно откуда, по гонимой речной воде, по вскинутым мгновенно юбкам девочек, по шляпам – придержи, а то улетит, – по скрипу и скрежету раскрытых окон и по тому, как все бегут, спасаясь по подъездам, – быть дождю. И он хлынул" (Георгий Данелия, "Безбилетный пассажир"). 
Дождь в картине имитировали с помощью пожарных гидрантов. Кроме того, чтобы снять, как в лужах отражаются фонари, асфальт несколько часов поливали водой.

______________________________

Босоногую красавицу сыграли три девушки. По так и невыясненным обстоятельствам каждая куда-то пропадала после одного дня работы, приходилось искать замену. Ноги вообще, как стало известно потом, принадлежат даже не актрисе, а журналистке, которая пришла брать у режиссера интервью.

Так возникла одна из лучших лирических сцен нашего кино.
https://i.imgur.com/0KbYuv0m.jpg

В замечательном фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» есть эпизод, который я очень люблю.

Летний дождь, девушка идёт и держит туфли в руках, её босые ножки шлёпают по лужам. А за этой «феей дождя» едет велосипедист и пытается держать над ней зонтик. И всё это под очаровательную музыку Андрея Петрова. Сцена не имеет отношения к основному сюжету картины, но она прекрасна, и я считаю этот эпизод одной из лучших лирических сцен в кино.

0

8

https://i.imgur.com/vQ5TVqsm.jpg

По словам Михаила Ромма, "Я шагаю по Москве" – это песнь о молодости. Своим настроением, лиризмом, атмосферой оттепели, надежды на будущее фильм обязан во многом гениальной работе оператора Вадима Юсова. Он применил в работе над фильмом длиннофокусную оптику, что позволило добиться эффекта реалистичности происходящего. Снимая ноги пешеходов, поток машин, бегущих от дождя прохожих, сцены строительства метро, байдарки на Москве-реке, Юсов изобразил столицу живой, яркой и вечно молодой. Москва стала главной героиней картины. Панорамы города, показанные в фильме, впоследствии даже вызвали вопросы у сотрудников компетентных органов, решивших, что ряд планов был снят с вертолёта без разрешения и на камеру могли попасть режимные объекты.

https://i.imgur.com/Gg6fzJ0m.jpg
На фото – оператор Вадим Юсов, режиссёр Георгий Данелия и
исполнитель роли Володи Алексей Локтев на съёмках фильма "Я шагаю по Москве"

0

9

В своей знаменитой речи перед выпускниками Массачусетского технологического института Курт Воннегут, американский писатель, сатирик и художник, один из наиболее значительных американских писателей ХХ века, говорил: «Наслаждайтесь силой и красотой своей юности. Пока жизнь вам не нравится, она проходит. Поверьте мне, через двадцать лет вы посмотрите на свои фотографии и вспомните с чувством, которое вы сейчас не можете понять. Сколько возможностей было открыто перед вами, и как же сказочно вы на самом деле выглядели».

Эта цитата как нельзя лучше подходит к работе Георгия Данелии — «Я шагаю по Москве» не только стал провозвестником происходивших в обществе и в стране перемен, но и в очередной раз подтвердил простую истину о том, что жизнь — замечательная штука, а молодость не стоит растрачивать на пустые дела и глупые затеи; ей стоит лишь наслаждаться.

0

10

Я шагаю по Москве». 1963 год.
Весь фильм построен на переживаниях очень юных, красивых и весёлых людей…

https://i.imgur.com/byJOmecm.jpg

Галину Польских пробоваться на роль продавщицы пластинок привела одна из ассистенток. Режиссер практически весь день лежал на диванчике из-за сильных болей в спине. Завидев издалека юную блондинку, – он отказал ей практически сразу: «Беленькая нам не подходит». Польских тут же перекрасили в брюнетку и снова показали режиссеру. «Верните, как было», – заявил он. И утвердил актрису на роль.

https://i.imgur.com/kEtOdK9m.jpg

0

11

Фрагмент из книги Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»

https://i.imgur.com/auP9ovzm.jpg
«Пришел Гена Шпаликов, принес бутылку шампанского в авоське и сказал, что придумал для меня классный сценарий. И рассказал:
– Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается… Нравится?
– И что дальше?
– А дальше придумаем.

https://i.imgur.com/Cj3lVWZm.jpg
Гена поставил на стол бутылку шампанского, достал из серванта бокалы. Шампанское было теплым, и, когда Гена открывал, полбутылки вылилось на свежевыкрашенную клеевой краской стену.
– Хорошая примета! – обрадовался Гена.
Но мама, когда увидела пятно на стене, не очень обрадовалась. Два дня назад у нас закончился ремонт, который длился три месяца.
А через полтора года, после премьеры фильма в Доме кино, мама сказала, что не против, чтобы Гена забрызгал шампанским и другую стену, – если будет такой же результат.
https://i.imgur.com/OWGecMXm.jpg
В прошлом году меня познакомили с французским продюсером. Он поинтересовался, какие фильмы я снимал. Переводчик перечислил. Среди прочих назвал и «Я шагаю по Москве».
– Это не тот фильм, где идет девушка под дождем, а за ней едет велосипедист?
Сорок лет прошло с тех пор, как фильм показывали во Франции, а он запомнил именно то, с чего все началось…»

0

12

Съемки были в разгаре, как вдруг… оказались на грани срыва. Никита Михалков отказался дальше сниматься - потребовал повышения ставки. Ему как новичку за съемочный день платили 8 рублей, а он настаивал на ставке Локтева и Польских - по 25 руб.

Да был у Никиты и режиссёра и конфликт: «науськанный» братом Андроном (специально, конечно) тот потребовал вдруг поднять ему ставку с 8 рублей до 25 за съёмочный день. Данелия среагировал мгновенно, предложив… тут же заменить «зазвездившегося» актёра. Никита раскаялся, чуть не заплакав.

https://i.imgur.com/1ef9c2pm.jpg
На фото – Никита Михалков на съёмках фильма "Я шагаю по Москве"

_______________

Но шагать по Москве могли бы и другие актёры — претенденты на роли. Так, Володю мог сыграть Виталий Соломин или Геннадий Бортников, Алёну, продавщицу отдела грампластинок из ГУМа — Наталья Селезнёва. Да и в роли «всеобщего друга» метростроевца Кольки Данелия видел паренька «с рабочей косточкой, что называется, простого», а младшего брата уже известного режиссёра Андрона Кончаловского Никиту помнил «гадким утёнком», тощим подростком. Подросшего и возмужавшего красавца Никиту рекомендовал Данелии Шпаликов — и тот его, пришедшего на пробы, не узнал! Дебютант был тогда студентом-первокурсником с актёрского и, наверно, единственный раз сыграл безответно влюблённого, а не покорителя женских сердец: Алёна (Галина Польских) в фильме выбрала не его, а Володю.

https://i.imgur.com/SLdxcrxm.jpg

0

13

https://i.imgur.com/1SeMlo1m.jpg
Актёр Локтев в роли молодого писателя.

В этом фильме Георгия Данелии есть такой эпизод. Начинающий молодой писатель по имени Володя, приехавший из Сибири в столицу, на вопрос, о чём его первая повесть, отвечает: «О хороших людях». Вот и фильм этот — о хороших людях и замечательной Москве 60-х годов. Чёрно-белый, с удивительным лёгким дыханием, мастерски снятый великим оператором Вадимом Юсовым («Не горюй», «Солярис», «Они сражались за родину» и пр.) — от рассветной панорамы в начале («вид сверху») до ночных финальных кадров. И в дождь, и в зной пронизанный солнцем, молодостью авторов и актёров, светлым юмором и оптимизмом.

0

14

А между прочим, в итоге киноначальники упрекали фильм именно в этом: «слишком лучезарно», «уж очень оптимистично», «а где идея, мораль, смысл?».

А действительно — где? По сути, шагают весь фильм (а идёт он всего-то час и двадцать минут) по городу сначала двое, потом трое, потом (плюс — девушка) четверо очень юных, красивых и весёлых людей. Переговариваются, перешучиваются, дурачатся, обижаются, ссорятся. Влюбляются, прощаются. Один даже женится по ходу. Попадают в разные уголки города — Чистые пруды, Ленинский проспект, Парк Горького и набережная Москвы-реки. Не кино, а путеводитель. Встречают разных людей, попадают в разнообразные ситуации: то собака одному штанину порвёт, то маститый «писатель», оказавшийся полотёром, жизни вдруг учит. Вот эта сцена, когда Володя (Алексей Локтев) приходит домой к известному литератору с мимолётным, но таким настоящим другом Колей (Никита Михалков), а встречает их полотёр в отсутствие хозяина, и оказалась в итоге несущей тот самый смысл.

Правда, пришлось её срочно додумать, досочинять: ну не мог же писатель из сценария Геннадия Шпаликова высокомерно поучать сибирского паренька! Так появился полотёр! «Умный очень», — скажет о нём ироничный Коля. «Да я и сам его боюсь», — отшутится «классик». В этом крошечном эпизоде в писательской квартире дебютировал как блестящий актёр режиссёр Владимир Басов — тот самый «очень умный» полотёр, самонадеянно-нагловато рассуждающий об искусстве и «правде жизни».

Сцену «досочинили» на ходу, актёра искать было некогда —
https://i.imgur.com/X5GPZh5m.jpg
и попросил Данелия коллегу Басова.
https://i.imgur.com/nejcRWlm.jpg
Тот и сыграл — феерически!

В общем, смысл к фильму более-менее приладили. А кстати, он стал символом эпохи «оттепели», одним из последних киношедевров 60-х: тогда один за другим вышли «Июльский дождь» и «Друг мой Колька!» — даже названия перекликаются, «Мне 20 лет» («Застава Ильича», покорёженная цензурой), «Добро пожаловать…», «Баллада о солдате», «Летят журавли»… До сих пор сделавшие «Я шагаю по Москве» мэтры вспоминают о нём и о том времени с ностальгической нежностью. «Счастливым свободным полётом» считает тот свой дебют в кино Никита Михалков. Главной своей ролью, своей «визиткой» и путёвкой в киножизнь — Евгений Стеблов. Ушёл из жизни потрясающий композитор Андрей Петров — его песня из фильма стала лучшим гимном городу. Трагически, страшно погиб лучезарно-одарённый, обаятельнейший и всеми любимый хулиган Геннадий Шпаликов. В автокатастрофе погиб несколько лет назад Алексей Локтев. А мальчишки с белокурой девушкой в компании всё шагают и шагают по Москве, и вместе с ними уже несколько поколений зрителей.

0

15

https://i.imgur.com/CnlD4Ynm.jpg
«Я шагаю по Москве». 1963 год.

Данелия потом вспоминал, как пришлось делать не два, не три, а целых девять дублей сцены с Роланом Быковым в парке. Мало того, что артист вечно опаздывал, он был необычайно изобретательным и сам просил отыграть еще и еще. Ему было мало, что герой просто оглядывается и уходит, он придумывал истории. Как будто он пришел в парк познакомиться с девушкой, или как будто выпил, потом снял пиджак и повесил его на руку, одел пиджак и так до бесконечности, причем в каждом варианте, по признанию режиссера, артист был необычайно хорош.

Судьбы многих создателей фильма резко оборвались, но мальчишки с белокурой девушкой в компании всё шагают и шагают по Москве, и вместе с ними уже несколько поколений зрителей.

0

16

Снимали фильм быстро, в прекрасное летнее время, и атмосфера на съёмках была озорная и дружеская. В пронзительной немой сцене под ливнем, когда босая девушка идёт по лужам, а паренёк на велосипеде крутит следом и держит над ней зонтик, сняли аж трёх барышень, в три захода. Актриса — не доснялась, вдруг взяла и не пришла. Студентку снимали взамен её. А ноги босые — и вовсе принадлежат журналистке, пришедшей брать интервью у режиссёра: нужны были женские ноги — и они пришли! Их и сняли.

Кстати, после тех «освежающих» долгих съёмок ливня, ночью, замёрзшего Данелию отогрел Никита Михалков: проезжая мимо своего дома, дебютант поднялся в квартиру и вынес мэтру стакан водки, чем поверг в ужас отца, Сергея Владимировича, увидевшего, как среди ночи юный сын у буфета наливает этот самый стакан. А ведь был у Никиты и режиссёра и конфликт: «науськанный» братом Андроном (специально, конечно) тот потребовал вдруг поднять ему ставку с 8 рублей до 25 за съёмочный день. Данелия среагировал мгновенно, предложив… тут же заменить «зазвездившегося» актёра. Никита раскаялся, чуть не заплакав.

0

17

Но самая главная история связана с созданием лейтмотива фильма — песни, ставшей популярнейшей и легендарной. Данелия ждал от Шпаликова стихов — музыка уже была сочинена Петровым. А тот, как ему было свойственно, пропал и явился на съёмки лишь в день аванса, а, стало быть, и застолья. Данелия с Юсовым на крыше здания с рестораном «София» напротив памятника Маяковскому ждали заката — для вечерней съёмки. И режиссёр в мегафон поторапливал (мягко говоря) явившегося вдруг поэта и сценариста: пиши текст, а то аванса не получишь! Шпаликов сочинял сколь гениально, столь и быстро, и строфу за строфой орал снизу в ответ Данелии. Так родилось «А я иду, шагаю по Москве…» А петь её, между прочим, должен был Стеблов — в начале фильма — и спел, под гитару. Но тот кадр остался «за кадром». А первым исполнителем знаменитой теперь песни стал Михалков — в финале.

https://i.imgur.com/zgLovOcm.jpg

0

18

«А я иду, шагаю по Москве…» петь, между прочим, должен был Стеблов — в начале фильма — и спел, под гитару. Но тот кадр остался «за кадром».
https://i.imgur.com/e5PcpXVm.jpg
А первым исполнителем знаменитой теперь песни стал Михалков — в финале.

0

19

Лучшие места Москвы

Съемки продолжались с весны до поздней осени 1963 года. Снимали по большей части на натуре, – на Чистых прудах, в ГУМе, на Манежной площади, в Парке культуры и внутри Садового кольца. Договорились с метрополитеном и по ночам, когда нет пассажиров, завозили аппаратуру в подземку. Специально для группы на станцию пригоняли поезд. 

https://i.imgur.com/4IbDI2hm.jpg
«Я шагаю по Москве», реж. Георгий Данелия
Фото: Кадр из фильма

0

20

Панорамы города

До того, как начать работу над «Я шагаю по Москве», оператор Вадим Юсов снял два фильма с Андреем Тарковским. С Данелией он работал впервые и совершил настоящий прорыв в съемке панорам. Он всеми правдами и неправдами проникал на выросшие в столице после войны высотки, хотя на крышу обычно никого не пускали. Использовал для работы длиннофокусную оптику, что позволяло менять глубину пространства. Раньше подобного никто не делал. Кадры Москвы с высоты птичьего полета вызывали восхищение профессионалов. А еще вопросы в органах госбезопасности. Юсов рассказывал, что его несколько раз спрашивали, как он это снял? С вертолета? И кто разрешил? К слову, летать над столицей до сих пор запрещено.

https://i.imgur.com/UCxln2Cm.jpg
«Я шагаю по Москве», реж. Георгий Данелия
Фото: Кадр из фильма

0