История любви королевы Елизаветы II и принца Филиппа
Девочкой она и не предполагала, что станет королевой. Но в результате кризиса британской монархии, когда Эдуард VIII предпочел отказаться от престола ради любви к неугодной двору американке Уоллис Симпсон, в 1936 году на троне оказался его брат Георг VI — отец Елизаветы. А 6 февраля 1952 года в возрасте 25 лет после неожиданной кончины Георга Елизавета была провозглашена королевой.
Как глава государства, она привыкла постоянно быть на виду, защищая вековые традиции страны. Каждый ее день расписан до минуты, она интересуется всем, что происходит вокруг, держа руку на пульсе событий. Для большинства людей на земле она — символ Великобритании, и они не представляют себе страну без нее. Но кто же тот человек, который всегда и везде сопровождает Елизавету, находясь на шаг позади нее? Ее муж Филипп, герцог Эдинбургский — мужчина, раз и навсегда завоевавший сердце королевы.
Елизавета и Филипп увидели друг друга, когда были детьми. Они несколько раз встречались на семейных приемах: принц Греческий и Датский Филипп Маунтбеттен — родственник Елизаветы, правда, не очень близкий: у них общие прабабушка и прадедушка — королева Виктория и принц Альберт. Филлип родился на Корфу, но вскоре в Греции случился государственный переворот, в результате которого королевскую семью свергли. После этого принц с матерью отправились в Париж, а его отец — в Монте-Карло, где, играя в казино, успешно прожигал состояние семьи.
Образованием Филиппа занимался его дядя, который оплачивал учебу в частной британской школе, а позже в Королевском военно-морском колледже в Дартмуте. Именно там в июле 1939-го во время визита Георга VI с семьей тринадцатилетней Елизавете впервые удалось пообщаться со своим троюродным братом, кадетом Филиппом. Дядя юноши, офицер Королевского военно-морского флота Дики Маунтбеттен, вместе с племянником были приглашены на чай с королевской семьей. Уже тогда гувернантка принцессы заметила, что «Лилибет не могла отвести от него взгляд». Что, впрочем, было совсем не удивительно: 18-летний принц был высоким красавцем-блондином, да еще и прекрасно сложен.
После смерти отца Филипп окончательно перебрался в Лондон и стал частым гостем в Букингемском дворце. Во время войны он отправился на фронт, продолжая посылать Элизабет длинные и нежные письма. А летом сорок шестого года сделал предложение принцессе, которое та тут же приняла, даже не посоветовавшись с родителями. Елизавета (впоследствии королева-мать) и Георг VI не скрывали того факта, что хотели бы для дочери лучшей партии. Отец Филиппа, принц Андрей, не оставил сыну ни состояния, ни земельных владений — ничего, кроме родословной и кольца с печаткой, которое герцог носит не снимая до сих пор. Однако Георг и Елизавета уступили, благословив брак дочери.
Прически восьми подружек невесты были украшены миниатюрными венками из белого атласа и парчи с серебряной нитью, изготовленными фирмой Jac Ltd of London
Церемония бракосочетания принцессы Елизаветы и Филиппа началась в Вестминстерском аббатстве 20 ноября 1947 года в 11:30 по Гринвичу. Около аббатства собрались десятки тысяч людей, желавших увидеть принцессу в подвенечном наряде. Как и положено, к алтарю невесту сопровождал отец. На ней было атласное платье цвета слоновой кости, расшитое тысячами бусин жемчуга и хрусталя. На его создание придворному модельеру сэру Норману Харнеллу потребовалось несколько месяцев.
Пятиметровую фату несли два пажа: принцы Майкл Кентский и Уильям. Вуаль была украшена кружевом и удерживалась на голове бриллиантовой тиарой, принадлежавшей ее матери. Тиару королева-мать получила от своей матери королевы Мэри, а та в свою очередь унаследовала ее в качестве свадебного подарка от королевы Виктории. После свадьбы Филипп поступил на службу в Адмиралтейство и получил титул герцога Эдинбургского.
Молодожены начали вести активную светскую жизнь. Они часто выезжали на скачки в Аскот и Эпсон (лошади всегда были главной страстью королевы, к тому же и сама она является превосходной наездницей), вместе появлялись на приемах, ходили на танцы, ни в чем себе не отказывая. 14 ноября 1948 года Елизавета родила мальчика — Чарльза Филиппа Артура Георга. Вскоре герцога назначили первым лейтенантом миссии в Средиземном море, на Мальте.
Елизавета последовала за мужем. Они были предоставлены друг другу. Принцесса занималась тем, что вела дом, общалась с женами других офицеров, собираясь с ними на 5 o’clock tea с булочками-сконами и апельсиновым джемом. «Мне кажется, она была счастлива быть просто женой, — вспоминает ее кузина Маргарита Родс. — Тогда ей удалось почувствовать, что такое обычная жизнь».
После того как миссия Филиппа завершилась, Елизавета вернулась в Лондон уже на шестом месяце беременности. Вскоре она родила дочь — Анну Елизавету Алису Луизу. Но счастье не было полным: члены королевской семьи были обеспокоены резко ухудшающимся здоровьем короля Георга VI. В феврале 1952 года он скончался от тромба в сердце. Филипп узнал о его смерти первым. В это время они с Элизабет совершали поездку по Кении, и он знал, что для жены эта новость будет настоящим шоком. Филипп всегда был для жены главной опорой. И он же стал первым, кто, традиционно приклонив колено, принес клятву верности своей королеве: «Я, Филипп, герцог Эдинбургский, становлюсь вашим пожизненным вассалом и нижайшим слугой; обещаю служить вам верой и правдой и умереть за вас, что бы ни случилось. Да поможет мне Бог!»
Коронация Елизаветы II была самой демократичной за всю историю Англии. Королева настояла на трансляции по британскому телевидению, аргументировав это так: «Люди должны видеть меня, чтобы верить мне».
Сразу после церемонии супруги отправились в кругосветное путешествие, которое длилось почти шесть месяцев. В истории британской монархии такое грандиозное путешествие было первым. Филипп оставил службу, он везде сопровождал жену и старался быть ей верным помощником и советником в государственных делах.
Однако в их семейной жизни не все было безоблачно. После смерти Георга VI дядя Филиппа, Дики, поднял вопрос о том, что правящим домом отныне должен являться дом Маунтбеттенов, а не Винздоров — это заявление было воспринято в штыки королевой-матерью Елизаветой и королевой Мэри. Против был и премьер-министр Уинстон Черчилль.
Елизавета прислушалась к мудрому и опытному Черчиллю и отказалась брать фамилию мужа. «Я единственный человек во всем Соединенном Королевстве, который не может дать свою фамилию родным детям», — сокрушался Филипп. Насмешки придворных изрядно раздражали герцога, и он реагировал на них довольно резко. Тем временем у молодой королевы оставалось все меньше времени на детей и мужа, и в их отношениях появилась некая отстраненность.
Однако вскоре Филиппу удалось найти дело по душе и свое место в обществе. Он начал заниматься благотворительностью, и довольно успешно. В центре его внимания оказывается спорт, молодежь, защита окружающей среды и вопросы образования. Весной 1959 года королева снова забеременела. На этот раз она приняла решение пересмотреть вопрос своей фамилии, поменяв ее на Маунтбеттен. Ей хотелось сделать приятное супругу, которого она продолжала безмерно любить. Итогом долгого обсуждения стало то, что Чарльз и Анна останутся Винздорами, остальные же наследники буду носить «компромиссную» фамилию Маунтбеттен-Винздор. Так, в феврале 1960 года на свет появился второй сын королевской четы — Эндрю Маунтбеттен-Винздор. Елизавета в знак своей преданности мужу назвала мальчика в честь отца Филиппа Андрея.
Принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский Филипп
во время медового месяца.
Графство Хэмпшир, ноябрь 1947 г.
Королева Елизавета и герцог Эдинбургский Филипп
в день «бриллиантовой» годовщины их свадьбы.
Графство Хэмпшир, ноябрь 2007 г.
Так что же помогло королеве и герцогу сохранить семью, дожив вместе до бриллиантовой свадьбы, которую они отмечали в 2007 году на Мальте? Роберт Лейси, биограф Елизаветы II видит секрет удачного брака в том, что «у каждого из них было негласное право на собственную, отдельную от супруга частную жизнь. Этот стиль я бы назвал «семейной конфедерацией». Понятно, что принц Филипп должен сопровождать супругу, где бы она ни появлялась, однако у королевы всегда было право на свои интересы.
В официальной жизни он всегда находится на шаг позади королевы. Однако дома принц-консорт всегда был главой семьи. Это он принимает все важнейшие семейные решения, это он решал, в какую школу отправить детей учиться. Покойный лорд Маунтбеттен рассказал мне замечательную историю на этот счет. В начале своего брака королева и принц Филипп приехали к нему в гости в графство Хэмпшир. Однажды они втроем ехали в машине, которую вел Филипп. Королева сидела рядом с мужем на переднем сиденье. Каждый раз на поворотах, где он почти не сбавлял скорости, королева задерживала дыхание, а потом громко выдыхала воздух.
Наконец Филиппу это надоело, и он сказал жене: «Если ты еще раз это повторишь, я высажу тебя из машины!». Тогда лорд Маунтбеттен обратился к ней и сказал: «Дорогая, ведь ты королева, как ты можешь позволять ему так с собой обращаться?» Но королеву эта грубость не смущала: «Он мой муж. Я знаю, что, если я скажу хоть слово, он действительно выбросит меня из машины». И вправду, Филипп относится к Елизавете не только как к королеве, но и как к женщине, жене и матери своих детей. И возможно, этот контраст между положением королевы в обществе и семье делал ее все это время такой счастливой.